«Определение Бхагавана. Всепривлекающий Кришна. Выбор души. Зов Божественного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Определение Бхагавана.
Всепривлекающий Кришна.
Выбор души.
Зов Божественного

(5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»)

 

Вопрос. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами дает определение Бхагавана: бхагава̄н бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а. Он говорит о том, что джива, вступая в соприкосновение с Бхагаваном, не может не привлекаться Его сладостью, красотой. Не могли бы вы объяснить значение этой шлоки?

Госвами Махарадж. Если провести аналогию с этим миром, можно обнаружить множество людей, обладающих высоким положение в обществе, красотой, богатством, силой, знаниями и т. д., к которым, в силу этих качеств, мы испытываем влечение. И вполне естественно, что мы стремимся быть ближе к такому человеку. Но если обожатель, поклонник, сосредоточен на богатстве и власти, которыми обладает его объект поклонения, то такая привязанность к великолепию и могуществу может сама по себе стать барьером в их отношениях. Поэтому, когда человек привлечен Богом, главным образом в Его аспекте могущества, силы и власти, тем, что называется айшварья, то такие отношения страдают отсутствием близости, интимности между живым существом и Богом. Но Шрила Джива Госвами говорит, что Бог в Своем высшем проявлении — Бог как Кришна — обладает качествами, которые побуждают живое существо служить Ему, и оно не в силах противиться этому побуждению.

По мере того, как человек приближается к Кришна-концепции, пониманию Бога как Кришны, величие, могущество и сила Бога отходят на второй план. Его слава и сила не затмевают более Его личности как таковой. И в то же время Он — Бхагаван, Всевышний, обладающий силой, могуществом, красотой и другими качествами в абсолютной степени.

Игры, в которых Кришна являет Себя в образе человека, нельзя обнаружить ни в одной иной концепции Божественного. И истина такова, что игры Господа в образе человека наиболее возвышенны. По сути дела, человеческая цивилизация, мир людей создан по образу мира Кришны. Поэтому Кришна-концепция представляет собой самый центр Безграничного. Существуют полярные представления о Боге как о величайшем из величайших и мельчайшем из мельчайших, но это крайности, в центре находятся представления о Боге в образе человека, Кришне. Высочайшие преданные Кришны привлечены Им — не [Его] властью и могуществом, но Его красотой и сладостью.

Вопрос. Вовлечена ли душа в материалистичную деятельность живого существа?

Госвами Махарадж. Веды говорят, что душа, живое существо, никогда не затрагивается соприкосновением с материей. Это соприкосновение — иллюзия. Как, например, во сне человеку может присниться, что ему отрубили голову.

«Шримад-Бхагаватам» приводит пример с отражением луны, которое возникает на водной глади. Луна отражается на поверхности воды, и когда на ней возникает рябь, лунное отражение начинает колебаться вместе с ней. Но на самом деле Луна, настоящая Луна, не меняет своего положения, она находится на своем месте. Поэтому душа сияет, проливая свой свет на материальные условия посредством сознания. И эта жизнь души отражается вовне как тело. Кажется, что душа вовлечена в проявления материального бытия, такие как рождение, болезни, смерть, но в действительности она не затронута этими изменениями. Душа затронута ими лишь в том смысле, что она ложно отождествляет себя с ними.

Вопрос. Не могли бы вы повторить утверждение Шрилы Дживы Госвами о природе Бхагавана?

Госвами Махарадж. Бхагава̄н бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а. Оно означает, что живое существо привлекается Им [Шри Кришной] настолько, что не в силах противиться влечению служить Ему. Иными словами, речь идет о том, что некто поклоняется Богу не из страха, что, не поклоняясь Ему, он понесет наказание. Вы должны, если хотите проникнуть в суть этого предмета, понять мотив основного числа так называемых религиозных людей этого мира — это страх, беспомощность или отчаянье. Кришна-концепция Божественного имеет иную природу. Поскольку Кришна — это прекрасная реальность, мы не можем не поклоняться Ему. Как любящие в этом мире не в силах противиться влечению, которое они испытывают друг к другу. Когда вы испытываете к кому-то такое влечение, вы хотите отдать ему всего себя, и это происходит само собой, естественным образом. И вы готовы рискнуть, поставить на карту все ради этого.

Вопрос. Касаясь предыдущего вопроса о душе: почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она в действительности не является? Какова необходимость этого ложного отождествления?

Госвами Махарадж. Потому что душа сбита с толку, она воспринимает действительность в ином свете. Как, скажем, во сне вы можете увидеть себя в обличии кого-то другого. С самого начала своего бытия душа стоит перед выбором: либо служение Богу, либо господство в материальном мире. Каждое живое существо по природе своей ищет совершенства и устремляется туда, где возможно достижение своей внутренней перспективы. И мы, т. е. живые существа, оказавшиеся в этом материальном мире, в момент выбора почувствовали, что наши внутренние надежды на полноту счастья достижимы в материальном мире, т. е., низойдя в материальный мир, мы достигнем желаемого. Но материальное существование является чужеродным, не свойственным душе. Поэтому, чтобы быть каким-то образом вовлеченным в материальное существование, появляется тело, т. е. та форма, которая позволяет ей взаимодействовать с миром материи. Главной причиной наших страданий в этом мире является отождествление себя с материей. До тех пор, пока человек спит, ему снится кошмар, и он находится в плену страха. Но как только он просыпается, приходит в себя, кошмар прекращается, и страдания на этом заканчиваются.

Но как выйти из нашего нынешнего состояния, сравнимого со сном? Посредством звука. Возвращаясь к примеру человека, терзаемого ужасными сновидениями: он просыпается, услышав собственное имя, и освобождается от кошмара. Ведическим звуком достигается наше пробуждение. Благодаря этому звуку Божественное напоминает нам об истинной реальности и говорит нам: «Проснись!» Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — эти слова Вед означают: «О ты, сын нектара, проснись, приди в себя, вернись к своему истинному состоянию. В действительности ты являешься обитателем земли нектара. Что ты делаешь в этом оскверненном мире? Если ты сам, твое существо принадлежит земле нектара, состоит из нектара, то как можешь ты быть удовлетворен чем-то в этом ужасном мире? Твоя судьба, твой удел — жить в мире нектара и вкушать нектар».

(часть четвертая)

Переводчики: Муралишвар Дас, Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Рагалекха Деви Даси
Редакторы: Кришнапад Дас, Традиш Дас




←  «Градация религиозных концепций. Кришна-концепция Божественного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир» ·• Архив новостей •· «Все, что мы ищем в этом мире, существует в сознании Кришны». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 8 апреля 2025 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Определение Бхагавана.
Всепривлекающий Кришна.
Выбор души.
Зов Божественного

(5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»)

 

Вопрос. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами дает определение Бхагавана: бхагава̄н бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а. Он говорит о том, что джива, вступая в соприкосновение с Бхагаваном, не может не привлекаться Его сладостью, красотой. Не могли бы вы объяснить значение этой шлоки?

Госвами Махарадж. Если провести аналогию с этим миром, можно обнаружить множество людей, обладающих высоким положение в обществе, красотой, богатством, силой, знаниями и т. д., к которым, в силу этих качеств, мы испытываем влечение. И вполне естественно, что мы стремимся быть ближе к такому человеку. Но если обожатель, поклонник, сосредоточен на богатстве и власти, которыми обладает его объект поклонения, то такая привязанность к великолепию и могуществу может сама по себе стать барьером в их отношениях. Поэтому, когда человек привлечен Богом, главным образом в Его аспекте могущества, силы и власти, тем, что называется айшварья, то такие отношения страдают отсутствием близости, интимности между живым существом и Богом. Но Шрила Джива Госвами говорит, что Бог в Своем высшем проявлении — Бог как Кришна — обладает качествами, которые побуждают живое существо служить Ему, и оно не в силах противиться этому побуждению.

По мере того, как человек приближается к Кришна-концепции, пониманию Бога как Кришны, величие, могущество и сила Бога отходят на второй план. Его слава и сила не затмевают более Его личности как таковой. И в то же время Он — Бхагаван, Всевышний, обладающий силой, могуществом, красотой и другими качествами в абсолютной степени.

Игры, в которых Кришна являет Себя в образе человека, нельзя обнаружить ни в одной иной концепции Божественного. И истина такова, что игры Господа в образе человека наиболее возвышенны. По сути дела, человеческая цивилизация, мир людей создан по образу мира Кришны. Поэтому Кришна-концепция представляет собой самый центр Безграничного. Существуют полярные представления о Боге как о величайшем из величайших и мельчайшем из мельчайших, но это крайности, в центре находятся представления о Боге в образе человека, Кришне. Высочайшие преданные Кришны привлечены Им — не [Его] властью и могуществом, но Его красотой и сладостью.

Вопрос. Вовлечена ли душа в материалистичную деятельность живого существа?

Госвами Махарадж. Веды говорят, что душа, живое существо, никогда не затрагивается соприкосновением с материей. Это соприкосновение — иллюзия. Как, например, во сне человеку может присниться, что ему отрубили голову.

«Шримад-Бхагаватам» приводит пример с отражением луны, которое возникает на водной глади. Луна отражается на поверхности воды, и когда на ней возникает рябь, лунное отражение начинает колебаться вместе с ней. Но на самом деле Луна, настоящая Луна, не меняет своего положения, она находится на своем месте. Поэтому душа сияет, проливая свой свет на материальные условия посредством сознания. И эта жизнь души отражается вовне как тело. Кажется, что душа вовлечена в проявления материального бытия, такие как рождение, болезни, смерть, но в действительности она не затронута этими изменениями. Душа затронута ими лишь в том смысле, что она ложно отождествляет себя с ними.

Вопрос. Не могли бы вы повторить утверждение Шрилы Дживы Госвами о природе Бхагавана?

Госвами Махарадж. Бхагава̄н бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а. Оно означает, что живое существо привлекается Им [Шри Кришной] настолько, что не в силах противиться влечению служить Ему. Иными словами, речь идет о том, что некто поклоняется Богу не из страха, что, не поклоняясь Ему, он понесет наказание. Вы должны, если хотите проникнуть в суть этого предмета, понять мотив основного числа так называемых религиозных людей этого мира — это страх, беспомощность или отчаянье. Кришна-концепция Божественного имеет иную природу. Поскольку Кришна — это прекрасная реальность, мы не можем не поклоняться Ему. Как любящие в этом мире не в силах противиться влечению, которое они испытывают друг к другу. Когда вы испытываете к кому-то такое влечение, вы хотите отдать ему всего себя, и это происходит само собой, естественным образом. И вы готовы рискнуть, поставить на карту все ради этого.

Вопрос. Касаясь предыдущего вопроса о душе: почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она в действительности не является? Какова необходимость этого ложного отождествления?

Госвами Махарадж. Потому что душа сбита с толку, она воспринимает действительность в ином свете. Как, скажем, во сне вы можете увидеть себя в обличии кого-то другого. С самого начала своего бытия душа стоит перед выбором: либо служение Богу, либо господство в материальном мире. Каждое живое существо по природе своей ищет совершенства и устремляется туда, где возможно достижение своей внутренней перспективы. И мы, т. е. живые существа, оказавшиеся в этом материальном мире, в момент выбора почувствовали, что наши внутренние надежды на полноту счастья достижимы в материальном мире, т. е., низойдя в материальный мир, мы достигнем желаемого. Но материальное существование является чужеродным, не свойственным душе. Поэтому, чтобы быть каким-то образом вовлеченным в материальное существование, появляется тело, т. е. та форма, которая позволяет ей взаимодействовать с миром материи. Главной причиной наших страданий в этом мире является отождествление себя с материей. До тех пор, пока человек спит, ему снится кошмар, и он находится в плену страха. Но как только он просыпается, приходит в себя, кошмар прекращается, и страдания на этом заканчиваются.

Но как выйти из нашего нынешнего состояния, сравнимого со сном? Посредством звука. Возвращаясь к примеру человека, терзаемого ужасными сновидениями: он просыпается, услышав собственное имя, и освобождается от кошмара. Ведическим звуком достигается наше пробуждение. Благодаря этому звуку Божественное напоминает нам об истинной реальности и говорит нам: «Проснись!» Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — эти слова Вед означают: «О ты, сын нектара, проснись, приди в себя, вернись к своему истинному состоянию. В действительности ты являешься обитателем земли нектара. Что ты делаешь в этом оскверненном мире? Если ты сам, твое существо принадлежит земле нектара, состоит из нектара, то как можешь ты быть удовлетворен чем-то в этом ужасном мире? Твоя судьба, твой удел — жить в мире нектара и вкушать нектар».

(часть четвертая)

Переводчики: Муралишвар Дас, Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Рагалекха Деви Даси
Редакторы: Кришнапад Дас, Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования