
«Служение Вриндавана». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»
Шри Чайтанья Махапрабху неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, и Он пришел в этот мир, чтобы вкусить сладость трансцендентных вкусов, которые Шримати Радхарани испытывает в любви к Кришне. Кришна, оставаясь Кришной, был лишен такой возможности, поэтому Он явился как Шри Гаурангадев. Мы можем понять эту истину благодаря следующей шлоке Шрилы Сварупы Дамодара Госвами:
ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇,
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5)1
Шрила Рупа Госвами также написал:
ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-,
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т,
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6)2
Самый великий преданный Господа
Однажды наш Гуру Махарадж, Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами, проповедовал в Южной Индии, где был приглашен выступить в собрании пандитов. Когда Гуру Махарадж занял свое место, пандиты обратились к нему с вопросами. Все они были знатоками санскрита и обладали обширными познаниями в разных областях. Они спросили у него, кто, по его мнению, является величайшим преданным Господа. Они считали, что самые великие преданные — чатухсаны, четверо мудрецов Кумаров, — Санак, Санатан, Санандан и Санат Кумар.
Гуру Махарадж промолчал, поэтому глава собрания вновь напрямую спросил его:
— Кто, по вашему мнению, является самым великим преданным Господа?
Гуру Махарадж сказал:
— Я могу ответить, но примете ли вы мои слова?
Пандит ответил:
— Да, если ваш ответ будет обоснован.
Тогда Гуру Махарадж сказал:
— Согласно нашим представлениям чатухсаны — преданные начального уровня.
Услышав это утверждение, пандиты были в замешательстве. Они спросили, кто же тогда является преданным высочайшего уровня.
Гуру Махарадж ответил: «В "Шримад-Бхагаватам" есть шлока, объясняющая отличное от вашего представление, и, поскольку все вы читали "Шримад-Бхагаватам", почему же вы утверждаете, что четыре Кумара — самые великие преданные?»
И Гуру Махарадж процитировал следующую шлоку:
на татха̄ ме прийатама,
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр,
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н
(«Шримад-Бхагаватам», 11.14.15)
В этом стихе Господь Кришна говорит Уддхаве: «Господь Брахма, отец чатухсан и их духовный учитель, не столь дорог Мне, как ты. Даже Шанкара, Господь Шива — величайший вайшнав, всегда воспевающий Мое Святое Имя, — не столь дорог Мне, как ты. Лакшмидеви, богиня удачи, всегда пребывающая на Моей груди, также не столь дорога Мне, как ты. Даже Я Сам, наиватма, так не дорог Себе, как ты. Ты — Мой самый дорогой преданный».
Кришна сказал Уддхаве, что он — Его самый дорогой преданный, и когда Шрила Гуру Махарадж дал этот ответ, пандиты были ошеломлены.
Но после того как Уддхава побывал во Вриндаване и увидел настроение преданности, жертвенность и совершаемое от всего сердца служение Враджа-гопи и Враджа-васи, он сказал:
а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇,
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄,
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61)
«Если я получу возможность родиться травинкой на тропинках Вриндавана, по которым ступают Враджа-гопи, и пыль с их стоп благословит меня, я почувствую, что моя жизнь увенчалась успехом».
Нет сомнений в том, что Кришна более удовлетворен преданностью гопи, нежели преданностью Своего ученика Брахмы, дорогого брата Санкаршаны, Шри Лакшмидеви, всегда пребывающей на Его груди, или даже Господа Шивы.
Жителям Вриндавана, особенно Враджа-гопи, присуща подобная жертвенность, преданность и настроение безраздельного служения, и Уддхава, самый дорогой преданный и ученик Господа Кришны, провозглашает это. Подлинное сознание Кришны — следовать по стопам Враджа-гопи.
1↑ «Любовные взаимоотношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна суть одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и принял цвет Ее тела».
2↑ «Как луна возникает из глубин океана, так Господь явился из лона Шримати Шачидеви. В этом удивительном облике Он исполняет три Своих заветных желания: постичь величие любви Шримати Радхарани, понять, какие Его качества вызывают Ее любовь и испытывать то блаженство, которая Она черпает в этой любви».
Наверх