
«Высшее счастье». Садху Прия Прабху. 3 октября 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург
Russian
Садху Прия Прабху
Высшее счастье
(3 октября 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Шачи Сута Прабху: Все люди стремятся к счастью. [Неразборчиво.] В чем счастье с вайшнавской точки зрения — самое высшее?
#00:01:08#
Садху Прия Прабху: Действительно, все живые существа стремятся к счастью. В счастье — так же, как и во всем, — существуют градации. Есть нечто еще более высокое, и так далее. Для преданных Кришны счастьем и высочайшей целью является кришна-према.
#00:01:47#
Кришна-према подразделяется на большое количество рас. Расы — это отношения, исполненные любви и нежности между душой и Господом.
#00:02:51#
В Бхагавад-гите Кришна говорит, что существует два мира. Первый — это внешний мир вещей, то, что мы видим снаружи, и [это] тот [мир], в котором мы действуем. Другой мир — это мир, в котором живет тот, кто понимает, что он действует, тот, кто считает себя тем или иным [рассматривает себя в том или ином качестве]. И этот внутренний субъективный мир — на его плане возможны взаимоотношения между этими сознающими себя существами. Отношения — это именно то, благодаря чему мы можем обрести счастье. Все мы так или иначе ищем счастье, и это счастье будет [проявлено] в каких-либо взаимоотношениях. А взаимоотношения с Господом — это самые высшие и самые удивительные отношения, на которые способна душа.
#00:04:13#
В мире преданных также есть те, кто наиболее счастливы, наиболее удачливы. И Шримати Радхарани реализует наивысшие, самые глубокие и самые исполненные радости взаимоотношения с Кришной в Своем сердце.
#00:05:08#
Каждый вечер мы поем «Сарасват-арати». Там говорится об очень важном и интересном моменте: когда Кришна увидел те чувства, ту радость и любовь, которую испытывает Шримати Радхарани, думая о Нем, даже Он сам позавидовал Ей. Он, обладатель всех богатств, всех знаний и всей красоты, понял, что этого нет даже у Него самого, таких глубоких чувств.
#00:06:03#
И тогда, как это описывает Шрила Шридхар Махарадж, Он, будучи всемогущим воришкой, выкрал Ее сердце, Ее сияние, и обратился в Шри Чайтанью Махапрабху.
#00:06:34#
Эти чувства счастья и любви, которые испытывает Шримати Радхарани, и называются кришна-премой, и это наша высочайшая цель. Кришна-према настолько прекрасна, что сам Кришна хочет получить ее, сам Кришна делает все возможное, чтобы получить ее.
#00:08:01#
Эту шлоку из «Сарасват-арати» мы поем каждый день:
ра̄дха̄-раса-тройо-сва̄да рахасйа пройа̄са
ниракхи прапхулла ра̄дха̄ мукхе манда ха̄са[1]
В ней говорится, что, когда Шримати Радхарани видит Кришну, принявшего Ее сердце и сияние и испытывающего те чувства любви и нежности, которые испытывает Она, на Ее лице появляется широкая улыбка. И это — новая, следующая стадия Ее чувств, потому что Тот, кого Она нежно любит всем сердцем, больше всех на свете, принимает Ее любовь, и, сам обретя [Ее] сердце, может увидеть то, как сильно Она Его любит, то, какое счастье Она испытывает от соприкосновения с Ним. И Он сам теперь уже (теперь это сам Кришна) упивается, пребывает в величайшем экстазе, восторге и любви, поглощенный этими чувствами Шримати Радхарани. Увидев это, Шримати Радхарани улыбается. Это описано в «Сарасват-арати», небольшая шлока, которую мы поем каждый день, и это арати написано о наших Божествах.
#00:10:08#
Также и преданный понимает, что кришна-према и служение Кришне, любовь к Кришне — это нечто самое возвышенное и самое прекрасное, но еще большее счастье он получает, когда видит, что кто-то другой привлекается и испытывает эти чувства в служении Кришне, потому что преданный свободен от корысти, свободен от эгоизма. И когда он видит, что кто-то другой обретает это нечто самое высшее, самое чистое, то он испытывает великое счастье. Шримати Радхарани, будучи самой близкой спутницей Шри Кришны, сама отдает, старается распространить служение Ему, распространить соприкосновение с Ним всему Своему кругу, всему Своему окружению. Потому что Она понимает, какое счастье заключено в этом. Хотя также, с другой стороны, Она понимает, что никто не обладает такими качествами, как Она, что никто не может служить Кришне и удовлетворить Его своим служением лучше, чем Она. Она стоит перед этой дилеммой постоянно, но тем не менее Она все равно пытается дать какое-то служение, какое-то соприкосновение с Кришной всем живым существам.
#00:12:26#
Бхактивинод Тхакур в одном из своих бхаджанов говорит, что все, что расширяет эту область игры Господа, эту область милости Шримати Радхарани и Их отношений, все, что распространяет это в мире, приносит ему величайшее счастье. Но все, что останавливает эту игру, все, что создает препятствия для этой милости и сладости, приносит ему скорбь.
#00:13:26#
Также и мы — если мы видим, что происходит распространение, расширение игры нашего Шрилы Гурудева, его миссии, его общества, и что другие могут принять участие, соприкоснуться с этим, войти, может быть, в сознание Кришны, то мы испытываем счастье и особую радость от того, что кто-то может соприкоснуться с этим.
Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ «Видя озорное желание Кришны познать славу Ее любви и вкушая Его удивительную сладость, которой только Она и может наслаждаться благодаря Своим трансцендентным качествам; переживая счастье от сладостной любви Кришны к Ней, Шримати Радхарани счастлива и прячет улыбку на Своем лице» («Шри Сарасват-арати», стих 7).
Наверх