
«Беседа Вишвамбхары и матери Шачи о философии имперсонализма». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 22 декабря 2002 года | Москва, Автозаводская
Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж
Беседа Вишвамбхары и матери Шачи
о философии имперсонализма
(22 декабря 2002 года. Москва, Автозаводская)
декхи’ ш́ачӣ дха̄н̃а̄ а̄ила̄ кари’ ‘ха̄йа, ха̄йа’
ма̄т̣и ка̄д̣и’ лан̃а̄ кахе ’ма̄т̣и кене кха̄йа’
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.26)1
#00:00:16#
Шачидеви [мать Господа Чайтаньи, Нимая] увидела, что ее сын вместо сладостей ест землю. Она подбежала к Нему и воскликнула: «Что же Ты делаешь?! Зачем Ты это ешь?!»
В то время Шри Чайтанья Махапрабху был всего лишь маленьким ребенком, который едва начал ходить.
#00:00:46#
ка̄ндийа̄ балена ш́иш́у, — кене кара рош̣а
туми ма̄т̣и кха̄ите диле, мора киба̄ дош̣а
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.27)2
#00:01:09#
Маленький Нимай, плача, ответил: «Я всего лишь хотел съесть сандеш [индийская сладость], а ты Меня ругаешь».
#00:01:19#
кха-и-сандеш́а-анна, йатека — ма̄т̣ира вика̄ра
эхо ма̄т̣и, сеха ма̄т̣и, ки бхеда-вича̄ра
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.28)3
#00:01:41#
Господь стал объяснять Своей матери: «Ты ругаешь Меня за то, что Я ем землю, но на самом деле те сладости, что ты Мне даешь, также являются землей, материей. Земля — это материя, суть всего. Все, что присутствует в этом мире, в действительности произошло из материи, то есть из земли».
#00:02:11#
ма̄т̣и — деха, ма̄т̣и — бхакш̣йа, декхаха вича̄ри’
авича̄ре деха дош̣а, ки балите па̄ри
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.29)4
#00:02:31#
«Если ты проанализируешь этот мир, то поймешь, что все является материей, землей — сладкое, горькое и т. д. Если бы ты поняла это, то не ругала бы Меня», — сказал Шри Чайтанья Своей матери.
#00:02:48#
антаре висмита ш́ачӣ балила та̄ха̄ре
“ма̄т̣и кха̄ите джн̃а̄на-йога ке ш́икха̄ла торе
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.30)5
#00:03:15#
Когда она услышала от своего ребенка, который только начал ходить, такие философские заключения, то молвила: «Кто обучил Тебя гьяна-йоге, этой бессмысленной философии?»
#00:03:33#
ма̄т̣ира вика̄ра анна кха̄иле деха-пуш̣т̣и хайа
ма̄т̣и кха̄иле рога хайа, деха йа̄йа кш̣айа
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.31)6
#00:04:01#
Мать Шачи сказала: «Да, это так, но существует материя в форме сандеша, дающая твоему телу здоровье, однако если ты просто будешь есть землю, то умрешь или заболеешь».
Поэтому, если кто-то хочет похудеть, — пожалуйста, ешьте глину, это то же самое, что и творог.
#00:04:51#
ма̄т̣ира вика̄ра гхат̣е па̄ни бхари’ а̄ни
ма̄т̣и-пин̣д̣е дхари йабе, ш́ош̣и’ йа̄йа па̄ни”
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.32)7
#00:05:15#
Затем Шачимата объяснила Нимаю, что глина в форме горшка может использоваться для переноса воды, но как же воспользоваться просто куском глины? Таким образом, она очень просто разъяснила все своему сыну. В действительности, между ними произошла возвышенная философская беседа, но на таком уровне, что даже самый маленький ребенок способен понять это.
#00:06:15#
Однажды мы были в Бомбее со Шрилой Прабхупадой перед самым началом Кумбха-мелы. Один майявади [имперсоналист] пришел к Нему и предложил посетить его ашрам на Кумбха-меле. Этот человек пришел, чтобы пригласить Бхактиведанту Свами от имени своего гуру. Сначала Шрила Прабхупада проявил к нему уважение.
#00:06:59#
Шрила Прабхупада сказал:
— На самом деле я здесь не один, а с большой группой преданных. Сколько людей вы сможете разместить у себя?
Тот человек ответил:
— Сколько бы вы ни привели с собой людей, мы сумеем разместить их всех.
Бхактиведанта Свами воскликнул:
— О, вы словно Брахман!
Брахман — это всеобъемлющий Святой Дух. Шрила Прабхупада своими словами подразумевал, что этот имперсоналист столь же безграничен, как Брахман.
#00:08:13#
Затем умонастроение Бхактиведанты Свами немного изменилось. Я полагал, что он начнет цитировать священные писания, афоризмы Веданта-сутры и т. д. Однако Шрила Прабхупада поступил иначе, победив концепцию майявады очень простыми утверждениями.
#00:08:51#
Шрила Прабхупада спросил:
— Кто научил вас философии имперсонализма?
Имперсоналист ответил:
— О, меня научил мой гуру!
Шрила Прабхупада снова задал вопрос:
— Ваш гуру личность или нет?
Имперсоналист сказал:
— Да, он — личность.
Шрила Прабхупада продолжал:
— А кто научил философии имперсонализма вашего гуру? Этот человек — личность или нет? Кто основатель этой философии?
Имперсоналист ответил:
— Шри Шанкарачарья.
Шрила Прабхупада спросил:
— Он — личность или нет? Поскольку вы имперсоналисты, у вас нет персональной концепции Бога, но если вы будете рассуждать, то осознаете, что никогда ничего не исходило из имперсонального. Всегда за всем стоит личность.
#00:10:16#
Этот майявади, пришедший к Шриле Прабхупаде, был в чрезвычайном замешательстве, поскольку никаким образом не мог аргументировать истинность философии майявады. У Бхактиведанты Свами даже не было необходимости цитировать священные писания. Нужно было задать всего лишь один вопрос, разбивающий имперсонализм: «Все, что вы обрели, вы получили от личности или нет?» Очевидно, что ответ был утвердительным. Где же во всем этом имперсональный аспект? В нашем мире все имеет личностную, персональную природу.
#00:11:29#
Итак, мать Шачи объясняла философские идеи маленькому Нимаю. Она говорила: «Если глину возьмет некий человек и изготовит из нее горшок, то он будет использоваться для переноса воды. Но если глине не придать форму горшка, она будет иметь другое назначение».
#00:12:18#
Философия майявады иначе называется нирвишеша, то есть то, что однообразно, не дифференцировано и безличностно.
Однако мать Шачи с помощью своих аргументов объяснила все очень просто, не прибегая к философским рассуждениям. Она сумела донести маленькому Нимаю столь сложную идею на простом примере глины.
#00:13:07#
а̄тма лука̄ите прабху балила̄ та̄н̇ха̄ре
“а̄ге кена иха̄, ма̄та̄, на̄ ш́икха̄ле море
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.33)8
#00:13:24#
Шриман Махапрабху, будучи очень счастлив получить наставления от Своей матери, сказал: «Мама, почему же ты не объяснила Мне все это раньше?!»
#00:13:59#
Когда я был маленьким мальчиком, моя мама не учила меня философии.
#00:14:08#
эбе се джа̄нила̄н̇, а̄ра ма̄т̣и на̄ кха̄иба
кш̣удха̄ ла̄ге йабе, табе тома̄ра стана пиба”
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.34)9
#00:14:25#
После этого маленький Нимай пообещал Своей матери: «Теперь, когда Я все понял, Я не стану есть землю, а буду удовлетворен твоим молоком».
#00:14:35#
эта бали’ джананӣра колете чад̣ийа̄
стана па̄на каре прабху ӣш̣ат ха̄сийа̄
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.35)10
#00:14:51#
Мать Шачи стала кормить своего сына молоком.
#00:15:00#
эимате на̄на̄-чхале аиш́варйа декха̄йа
ба̄лйа-бха̄ва пракат̣ийа̄ паш́ча̄т лука̄йа
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.36)11
#00:15:16#
Таким образом Господь являл Свои чудесные, трансцендентные лилы (божественные деяния).
Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас
1↑ «Увидев это, мать Шачи поспешно вернулась, восклицая: “Что это такое?!” Она отобрала у Господа землю, которую Он ел, и потребовала объяснить, зачем Он это делает».
2↑ «Плача, дитя спросило мать: “За что ты ругаешь Меня? Ты ведь давала Мне такую же землю. В чем Я провинился?”».
3↑ «Воздушный рис, сладости и другая пища — все это та же земля, но в другом виде. Это — земля, и то — земля. Рассуди сама: какая между ними разница?».
4↑ «Подумай: ведь наше тело — то же видоизменение земли, как и то, что мы едим. Ты бранишь Меня понапрасну. Что Мне еще сказать?»
5↑ «Пораженная тем, что ее сын излагает философию майявады, Шачи ответила: “Кто научил Тебя этой философии, которая позволяет Тебе вкушать грязь?”».
6↑ «В ответ на довод маленького философа, сделанный в духе майявады, Шачимата возразила: “Дорогой мой мальчик, земля в виде зерна дает нам энергию и силу. Но если мы будем просто есть землю, то скоро заболеем и умрем”».
7↑ «В кувшин, который есть не что иное, как видоизмененная земля, я могу налить воду, но если воду вылить на землю, она просто впитается в нее, и труд мой окажется напрасным».
8↑ «Господь ответил матери: “Почему же ты скрыла от Меня это учение о духе и с самого начала не учила Меня столь практичной философии?”».
9↑ «Теперь Я понял философию, которой ты учишь, и больше не стану есть землю. Когда Я проголодаюсь, Я буду пить молоко из твоей груди».
10↑ «Сказав это, Господь, еле заметно улыбаясь, взобрался на колени к матери и припал к ее груди».
11↑ «Так, под разными предлогами, Господь уже в детстве приоткрывал Свое величие и тут же снова скрывал его».
![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |