
«Редкий шанс». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Редкий шанс
(4 января 1983 года, Навадвипа Дхама, Индия)
В истории, в географии, в математике, в науке… [Санскрит.] В целом, явление классифицируется как энергия, интеллект и необходимость в удовлетворении. В целом, существует три начала: чувства, мышление и воля. Это единое целое: воля, мышление и чувства.
#00:00:49#
Интеллектуализм не особенно полезен, но чувства [необходимы]. Нужно почувствовать нашу перспективу и начать трудиться. Посредством [умственных] спекуляций можно лишь истощить свой ум. Нужно делать что-то не посредством спекуляций, воображения, но посредством реальных действий. Конечно, есть сфера образования, и это тоже работа, усилие. Работать и жить. Энергия.
#00:01:43#
Преданный: Человеку нужно рассматривать окружающие его реалии как высшие по отношению к нему в жизни, в линии преданности. Ачарьи написали песни о том, что они самые падшие, патита-паванам.
#00:02:04#
Шрила Шридхар Махарадж: Они чувствуют, что некая высшая воля, высшая сила действует через них. Каждый чувствует себя незначительным, падшим и стремится всегда испытывать стремление к Высшему. Он чувствует себя низким, низменным, атомом.
#00:02:28#
Преданный: Но также по отношению к окружающему миру они чувствуют, что все вокруг выше них.
#00:02:33#
Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Они чувствуют, что все выше них. Харидас Тхакур оказывал почтение даже Майе. Парамахамса — это тот, кто уважительно относится ко всему сущему, не испытывает ненависти, враждебности, все рассматривает как связанное с Кришной. Некая связь с Кришной присутствует. Это длинная нить, связывающая все реалии в бытии с Кришной. Он видит эту нить, это связующее звено. Он очень осторожен, очень бдителен. Чтобы не оскорбить кого бы то ни было, он стремится оказывать почтение.
#00:03:23#
Преданный: Махарадж.
Преданный: Я не могу действовать вышеописанным образом: каждый раз в своей жизни реально чувствовать, что все выше меня. Есть множество разбойников, низких людей. Я иногда должен действовать так, как будто я лучше или выше их, или мое дело более важное, чем их дело.
#00:03:59#
Шрила Шридхар Махарадж: Да, это возможно. Человек может чувствовать, оценивать свой прогресс. Каждый прогрессирует по направлению к цели своей жизни, правильной или неправильной. Он может чувствовать прогресс. Способность оценивать прогресс есть, но путь может быть правильным или ошибочным. Все зависит от положения человека.
#00:04:40#
Иногда мы впадаем в растерянность. Мы сбиты с толку, мы не можем утверждать, в какую сторону мы идем. Это также возможно.
#00:04:58#
Иногда мы не можем различить правильное и неправильное, хорошее и плохое. Определенная тень падает на ум [человека], и человек не способен различить, что есть что. Иногда разбойник думает: «Я живу неправильно, я иду в неверном направлении». Это также возможно, поскольку существуют различные стадии памяти в нас.
#00:05:38#
Мы проходим различные измерения этого мира и существуют различные стадии знания. Мы проходим их. Они оставляют определенный отпечаток. Когда мы осознаем определенное измерение жизни, мы можем оценивать, судить о нашем прогрессе, когда мы вкладываем энергию, размышляем…
#00:06:10#
Иногда саттва-гуна, иногда подлинная концепция. Иногда раджа-гуна, чрезмерная активность в хорошую или плохую сторону. Иногда тамо-гуна, бездеятельность. Эти три явления следует видеть, распознавать везде и повсюду. Даже в зверях, в насекомых, повсюду. Саттва, раджа, тамо: эти три начала комбинируются и проявляются.
#00:06:49#
Но исключительным образом отдавать себя, идти благим путем — подобное явление редко можно встретить. Постепенно мы даем оценку всему. Отвергаем плохое, оцениваем плохое или хорошее, отвергаем плохое и делаем шаг вперед. Таков путь прогресса. Однако это очень трудно. Люди, способные на это, встречаются редко.
#00:07:26#
мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у, каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇, каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[1]
#00:07:37#
Постепенно мы приближаемся к высшей истине, и очень немногие достигают высшего положения. Повсюду мы видим это: немногие достигают вершины.
Нитай-Гаура Харибол!
#00:08:11#
Как бы то ни было, мы находимся в джунглях. И тем не менее мы достигли человеческой формы жизни. Если мы посмотрим на низшее творение, то увидим, насколько мы находимся в безопасности. Я вынужден проходить эти формы жизни: растения, насекомые, звери. Сейчас я нахожусь в этой цивилизованной, человеческой форме [жизни] по милости некой неведомой силы. Я зашел настолько далеко.
#00:08:57#
В этой форме [жизни] я могу понять, что есть благо, а что его противоположность. Мы используем этот шанс, чтобы обрести благое общение и улучшить свое внутреннее состояние, используем возможности, которые есть в наших руках. Но в низшем творении, в других формах жизни такой шанс отсутствует.
#00:09:32#
Этот ценный шанс я получил, чтобы улучшить свое положение с помощью общения. Насколько я понимаю, моя ответственность очень велика.
#00:10:01#
Если мяч во время футбольного матча гоняют посредине поля, то публика не выказывает особых чувств. Но если мяч подошел к самым воротам, но гол в последний момент сорвался, люди испытывают крайнюю степень разочарования. Нечто в этом роде.
#00:10:27#
Если мы упустим этот шанс, предоставленный нам сейчас, в человеческой форме [жизни], то будем вновь вынуждены рождаться дикарями, животными и прочими. Какой будет моя судьба, мне неизвестно. Когда мне вновь представится этот ценный шанс? Мы будем беспомощно блуждать в бездне жизни.
#00:10:49#
Сейчас, в этой человеческой форме [жизни], у нас в руках ценная возможность, поэтому мы должны использовать ее и общаться с теми возвышенными личностями, которые помогут нам улучшить наше положение настолько, насколько это возможно. Мы должны воспользоваться этим шансом, использовать этот шанс, очень ценный шанс.
#00:11:15#
Риши, духовные эксперты, все они говорят об этом: ты достиг человеческой формы жизни, ты достиг столь высокого положения, и ты рискуешь настолько, что вернешься обратно в низшие сферы жизни. Это величайшая трагедия. «Вы все сыны нектара. Пожалуйста, осознайте какова ваша перспектива. Примите ее, освободитесь и достигните высшей цели жизни. Мы спасем вас. Вы будете спасены, а иначе вы потеряетесь в неизвестном. Какая великая ответственность лежит на ваших плечах».
#00:12:07#
«Ценное положение человеческой жизни. Используйте ее максимальным образом, и тогда вас ждет величайшее достижение, возможное для каждой души». Таков золотой шанс, золотая возможность.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
#00:12:30#
«Будьте чисты и сделайте других чистыми. Чистота означает оставить эксплуатацию и служить Его святым стопам». Мы можем приблизительно понять эту истину. Давать другим — это высшее явление, а брать у других — это низменно, низко. Удовлетворять других, удовлетворять Господа всего сущего. Насколько ценной является эта возможность. Любить и быть любимым. Служить Тому, Кто занимает поистине высочайшее положение высочайшей любви.
Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!
Нитай-Гаура!
#00:13:34#
Глубоко погрузиться в реальность, очень искренне, ревностно, горячо. Желай этого! Глубоко, всеобъемлющим образом, безраздельно.
#00:13:59#
Тотальная война. Когда я был проповедником, я имел обыкновение говорить: «Гаудия Матх объявил тотальную войну против всех существующих явлений во всех аспектах». Тотальная война. Полный отказ от сотрудничества с любыми разновидностями наслаждения и эксплуатации — с подобными тенденциями, и с тенденцией отречения также, с тенденцией отвергнуть все.
#00:14:36#
Зачем мы должны отвергать все, отрекаться? Мы должны отвергать дурное лишь для того, чтобы принимать более высокое, хорошее. Отречение разрушительно, деструктивно. Я останусь в одиночестве, если отвергну все. У меня не будет сознания окружающего мира. Как это возможно? Как это мыслимо? Необходимо принять все, призвать все подлинным, должным образом, в духе подлинных взаимоотношений.
#00:15:16#
Это служение, свет солнца. Источник всего — Кришна. В связи с Ним все можно видеть должным образом. Можно видеть, что все являются друзьями, никто не является врагом. Все дружественно по отношению ко мне, и никто не враждебен по отношению ко мне. Я хочу рассматривать все под таким углом зрения. Я хочу видеть в каждом друга, связанным с этим великим-великим Господом, великим другом моего сердца. В связи с Ним все дружественно.
#00:16:03#
…сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇…[2]
#00:16:09#
До тех пор, пока мы находимся во враждебных обстоятельствах, необходимо все равно помнить, что за всем стоит воля Того, Кто является моим другом, моим хранителем. Все в конечном счете приходит с Его санкции, поэтому не следует переживать из-за многочисленных бесполезных подозрений и страхов, опасений. Будьте оптимистичны и идите вперед, к истине.
#00:16:46#
Как бы вы ни рассматривали свое нынешнее положение, вы должны понимать, что необходим прогресс в направлении истины. Какого рода концепция истины? Следует консультироваться и получать образование такого рода у тех, кто искренен и знающ.
#00:17:17#
Он стоит за всем, поэтому в конечном счете никто вас не обманет, если вы сами себя не будете обманывать. Мы сами ответственны за те негативные обстоятельства, в которых оказались. Это наша свобода выбора. Свобода выбора — величайший дар, и свобода выбора — это величайшее проклятие. Если мы злоупотребляем ею, то это проклятие, враг. Если мы используем ее должным образом, то это величайшее благо.
#00:17:50#
Великий дар: свобода выбора. Только благодаря свободе выбора мы можем существовать как личности. Частица луча наделена способностью светить, подобно этому душа наделена способностью свободно выбирать. Если отнять эту свободу, то душа превращается в материю.
#00:18:27#
Душа может жить в родном сообществе, в родном стане и может оказаться во вражеском окружении. Оставьте вражеское окружение, вернитесь в родное окружение и служите в этом родном окружении, в окружении родных и близких, Владыке любви.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] [Господь Кришна провозглашает:] «Среди великого множества людей лишь немногие стремятся к духовному совершенствованию. Но даже среди тех, кто достиг просветления на духовном пути, лишь единицы способны постичь Меня» (Бхагавад-гита, 7.3).
[2] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — Господь Кришна говорит: «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).
Наверх