
«Терпение, смирение, почтение» (часть 1). Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 25 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург
Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж
Терпение, смирение, почтение
(часть 1)
(25 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)
Мы приезжаем в Россию и очень довольны тем уровнем занятости в служении, которым обладает Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Мы видим, что служение, совершаемое им и другими преданными здесь, в России, очень удовлетворяет Шрилу Говинду Махараджа.
#00:00:48#
Можно сказать, что он относительно молодой преданный. Он приехал в Россию и помог основать здесь миссию. У него также есть много хороших помощников. Он относительно молод. Но, однако, многие старшие люди и более старшие, чем он, санньяси приезжают в эту страну, чтобы помогать ему. Они делают так, потому что уверены в нем. Они видят, что он обладает способностью делать что-то важное для Гуру Махараджа. Он очень сильно озабочен в своем сознании тем, что он может сделать для служения Гуру Махараджу. И все вокруг вдохновляются его примером.
#00:02:16#
Мы все приезжаем сюда и видим, что это нечто необычное. Обычно не является столь сложной задачей создать что-то, сделать что-то обычно не так сложно. И также не очень сложно уничтожить что-то. Иногда говорится, что работа, выполняемая Господом Брахмой и Господом Шивой не очень сложна. Но работа Господа Вишну действительно сложна — очень сложно поддерживать что-то. Очень трудно поддерживать что-то на одном уровне, чтобы это продолжало работать, действовать.
#00:03:31#
Я разговаривал с одним человеком, и он сказал: «Я был женат пятнадцать лет». Другие люди, находящиеся в комнате, удивились: «На одной и той же женщине?» — они удивлялись не тому, что он был женат в течение пятнадцати лет, но они удивлялись, что он был женат пятнадцать лет на одной и той же личности. Создать что-то или уничтожить что-то — не очень сложно. Но создать нечто, а затем поддерживать это, помогать этому развиваться — сложная задача.
#00:04:48#
И эта деятельность, которая выполняется Господом Вишну. Мы можем видеть, что это трансцендентное положение. Творение, создание — это нечто связанное с раджа-гуной, со страстью. Разрушение же связано с тама-гуной, невежеством. Но поддержание — это деятельность, связанная с шуддха-саттвой, то есть с гуной чистой благости.
#00:05:43#
Поэтому если какой-либо человек способен прийти сюда и заниматься определенной деятельностью по поддержанию миссии, это очень хорошо, это очень важная деятельность, важная работа. Говинда Махарадж часто говорил, что мы можем это видеть также на примере отца Авадхута Махараджа — Виджай Рамана.
#00:06:29#
Я был очень удивлен, когда встретился с Виджай Раманом в первый раз. Это было, быть может, пять или семь лет назад. Мы оба ехали в одном поезде, идущем из Калькутты во Вриндаван, — это, быть может, полторы или две тысячи километров, на дорогу требуется больше одного дня. Мы путешествовали с ним, и он не мог достаточно хорошо говорить по-английски, и очевидно, что я не мог говорить по-русски, но я смог понять что-то о нем, поскольку он обладал способностью доносить нечто до людей, делать себя понятным. По своей природе он очень силен, крепок, он немного йог. Он занимался йогой в течение многих лет. Поезд ехал, и он сказал: «Я могу показать вам».
#00:08:17#
И он показал мне. Он поплевал на руки, встал на них и таким образом стоял, хотя в это время поезд двигался и шатался. Я видел, что хотя он немолодой человек, у него очень сильный характер, твердая воля.
#00:08:48#
Сейчас этот храм в Санкт-Петербурге очень уникален — нет другого храма, подобного этому. Сюда пришла какая-то часть его [Виджай Рамана] энергии. Его природа сильна, и, быть может, временами он повышает голос и ругает кого-то, но его способности также очень высоки, он обладает хорошей способностью к служению. Он помогает «раздавать» преданность многим другим людям и даже членам своей собственной семьи.
#00:09:56#
За время совместного нашего путешествия мне очень сильно понравился этот человек. Как я говорил ранее, мы делаем ударение на севу, на служение. Сидеть в одном месте и просто воспевать Харе Кришна не столь ценно. Быть может, у нас есть некая ответственность перед собой — мы должны поддерживать свою садхану, свою духовную жизнь, но это также просто часть нашей личной ответственности. Как кто-то однажды сказал мне русскую пословицу: «Быть хорошим человеком — это не профессия». Вы, быть может, знаете эту поговорку или пословицу: «Быть хорошим человеком — не профессия».
#00:11:24#
Есть очень много хороших людей, но также вы должны быть способны заниматься чем-то, делать что-то. По аналогии: однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру: «Есть очень много людей в этом мире, которые знают множество правил и предписаний и следуют им, они очень хорошо и правильно ведут себя, но они не умеют проповедовать. Есть также другие люди, которые проповедуют, но не ведут себя должным образом. Но ты занимаешься и тем, и другим: ты проповедуешь людям и словами, и своим собственным поведением. Ты просто собственным примером показываешь людям, каким образом нужно действовать, поэтому ты являешься духовным учителем всего мира».
#00:13:30#
Джива Госвами, описывая различные качества Бхагавана, говорит: бхаджанӣйа гун̣а-виш́иш̣т̣а — «Его качества столь превосходны, что Он вдохновляет других на служение Себе». Таково же качество очень возвышенных преданных: когда человек видит его, он хочет служить ему и хочет воспевать Святое Имя.
#00:14:19#
Каждый из нас, индивидуально, обладает неким практическим опытом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Когда вы уходите домой, не забывайте обо мне. Вы пришли сюда для того, чтобы служить Кришне, и когда вы уходите домой, пожалуйста, не забывайте об этом. Вы дали обещание. Пожалуйста, не разочаровывайте меня».
#00:15:08#
Итак, у нас есть некоторый долг перед собой и некоторый долг перед духовным учителем: мы должны поддерживать свою собственную духовную практику. Как мы говорили уже, приводя в пример Санатану Госвами и Харидаса Тхакура, когда первый второму сказал: вести себя хорошо — это только один момент, но нужно также проповедовать, давать это знание другим людям.
#00:16:00#
Это одно из качеств миссии Господа Чайтаньи, оно сравнивается с трансцендентным деревом. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Все преданные являются частью этого дерева любви к Богу. Это дерево производит больше плодов любви к Богу, чем Я способен съесть. Поэтому нашим долгом является раздать плоды этого древа, любовь к Богу, другим».
#00:17:04#
Также говорится, что когда мы имеем дело с такой раздачей, то чем больше мы отдаем, тем больше у нас самих остается. В этом материальном мире, если у нас что-то есть, и мы отдаем это кому-то, то у нас это перестает существовать, оно уходит. Однако дар Махапрабху таков, что чем больше мы отдаем его другим людям, тем больше у нас остается. И это то, что мы желаем обрести. Мы хотим таким образом действовать, мы хотим дать этот дар другим. Это очень легко понять. Если у нас есть вкусная еда, то мы хотим поделиться ей с другими людьми. Если мы сидим дома и едим что-то очень вкусное, и к нам приходит друг, то что мы будем делать? Мы скажем: «Пожалуйста, угощайся. Это очень-очень вкусно. Ты обязательно должен это попробовать, возьми». Это очень естественно. Если у нас есть нечто, что нам нравится, мы хотим этим поделиться с другими. Сознание Кришны действует подобным же образом.
#00:18:53#
тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих
Мы очень сильно верим в Его [Махапрабху] слова. Он говорит, что три вещи необходимы для того, чтобы воспевать Святое Имя: смирение, оказание почтения другим и терпение. Вчера или сегодня кто-то спрашивал: «Что является истинным терпением?» Я сказал Ашраму Махараджу: «Лучше ответь ты, потому что ты обладаешь терпением, а я не умею терпеть». На самом деле Ашрам Махарадж — очень терпеливый человек. Но мы также слышали, как Шрила Говинда Махарадж говорил о терпении.
#00:20:18#
Шрила Говинда Махарадж говорил, что очень легко быть смиренным и очень легко оказывать почтение другим. Любой может действовать так, как будто бы он является смиренным. Ну, может быть, не любой, но очень многие могут это. И также оказание почтения другим — нам не составит труда поступать подобным образом. На самом деле, если кто-то хочет проповедовать, то для этого необходимо оказывать почтение другим. Я помню, как Шрила Прабхупада говорил: «Иногда во время проповеди нам приходится оказывать почтение даже дураку». Иногда, даже если какой-то человек был полным дураком, Шрила Прабхупада говорил ему: «О, ты очень разумный человек», потому что оказание почтения другим — один из наших принципов.
#00:21:42#
Таким образом, не очень сложно, не составляет особого труда быть смиренным и оказывать почтение другим. Но Говинда Махарадж сказал: не так-то легко быть терпеливым. Один из основных уроков Бхагавад-гиты — то, что следует быть терпеливым. Есть многие вещи, которые мы не в силах изменить. В этом мире происходит множество двойственных вещей, и мы не можем этого изменить. Но Кришна говорит, что это временно, подобно тому, как иногда холодно, но затем, позже, будет жарко. Много двойственности: удовольствие и боль, много разного… И Кришна говорит, что мы должны терпеть это.
#00:23:05#
Таким образом, смирение и оказание почтения другим — это достаточно легко, но терпеливым быть гораздо сложнее. Нам придется научиться быть терпеливыми для того, чтобы быть способными оказывать какое-то служение нашему духовному учителю. Мы также видим: здесь преданные предоставляют все удобства для других. Также мы видим подобный пример в Навадвипе: преданные заботятся о других и иногда даже отдают пищу со своей собственной тарелки другим преданным. Это особое умонастроение служения — они хотят видеть, что служение было оказано всем.
#00:24:18#
тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих
Таким образом, Господь Чайтанья говорил о трех моментах: смирение, оказание почтения другим и терпение. Смирение, оказание почтения другим и терпение. И Шрила Говинда Махарадж также дает нам эту формулу.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
Наверх