«Принятие прибежища у стоп Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 6 августа 2014 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 60.87M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Принятие прибежища у стоп Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа

(Первая лекция в России. 6 августа 2014 года. Москва, Кисельный)

 

Мадхусудан Махарадж. Я более спокойно добрался досюда по сравнению с путешествием из Калькутты в Навадвипу, в наш храм и обратно, — путешествие из Украины в Москву было очень гладким. Я много лет ждал возможности, наконец, приехать сюда, в Москву, в эту часть света по неоднократному приглашению Авадхута Махараджа и Госвами Махараджа. Но только сейчас, впервые, мне выпала возможность выехать за пределы Индии, впервые за много лет выехать за пределы Индии, так чтобы не пренебречь своей севой Шриле Гурудеву и Шриле Гуру Махараджу. Госвами Махарадж и Авадхут Махарадж наконец-то поймали меня и привезли меня сюда, чтобы я был здесь с вами в Москве. До этого, по милости Шрилы Авадхута Махараджа и Шрилы Госвами Махараджа, мы были в Малайзии, в Таиланде, в Китае, в Украине и, наконец, здесь.

#00:02:32#

Уже после нескольких часов после приезда в Москву я счастлив, наконец, быть здесь в этом храме, который я видел прежде много раз на фотографиях, фотографиях с программ, которые проходили здесь вместе с Гурудевом. Я в то время был разлучен с Гурудевом, не присутствовал вместе с ним здесь, и хотя я впервые нахожусь здесь, но этот храм мне кажется знакомым, он напоминает мне наш храм в Таиланде, в Чиангмае. Рядом с нашим центром в Чиангмае есть на близком расстоянии, на столь близком, что можно дойти пешком, есть множество буддистских храмов. Особенность одного из них такова, что, зайдя в него, ты чувствуешь тишину. Хотя этот храм находится на территории города, там тихо и удовлетворяющая обстановка. Именно это мне напомнил этот храм, где мы сейчас находимся.

#00:03:44#

А кого из вас я встречал раньше в Индии? Кого встречал в Индии раньше? [Показывает на людей и считает их.] С кем-нибудь из вас я встречался раньше? Нет? Да? Нет? На протяжении многих лет мы находились в одном и том же месте, а именно — всегда у лотосоподобных стоп нашего Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа. И хотя мы находились на одном месте, но множество преданных постоянно приезжало к нему, поэтому мы привыкли встречаться со многими-многими преданными. На протяжении более двадцати пяти лет я жил в Индии, а точнее — даже не просто в Индии, а в храме около Гурудева, рядом с Гурудевом, и всегда находился там. Теперь я счастлив, что мне, наконец-то, выпала возможность приехать сюда и увидеть ваши храмы, ваши дома, увидеть преданных в своей родной, естественной обстановке.

#00:05:35#

Первый человек, кого я встретил в России, это сотрудница паспортного контроля. Она была, на мой взгляд, необычайно дружелюбна. Поэтому, уходя, я поблагодарил ее и сказал: «Спасибо за столь теплый прием». Мне столь теплое отношение показалось необычным для сотрудницы паспортного контроля. Я хотел было сказать ей: «Харе Кришна», но некоторые из наших советников посоветовали так не делать. В Индии есть такая присказка, и на английском языке так же: «Утро определяет день. Утро проявляет день». Первое впечатление о чем-либо, как правило, оставляет глубокий отпечаток, надолго сохраняется. Затем мы вышли в основную часть аэропорта и там нас встретили, проводили до машины. Нас отвез водитель-эксперт Враджа Кишор Прабху, который привез нас сюда с энтузиазмом.

#00:07:38#

Когда я приехал сюда в храм, я был встречен с таким же энтузиазмом множеством преданных, всеми вами. Поэтому, приехав сюда, я чувствую, что я дома. Раньше я только слышал о России. В особенности я слышал о России от нашего Гурудева, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Каждый раз, возвращаясь из мирового турне, возвращаясь из России, он рассказывал нам множество историй. И не только сам Шрила Говинда Махарадж, но и спутники, которые сопровождали его в этих путешествиях, рассказывали разные истории о Москве и Санкт-Петербурге, что произошли за время их путешествий. Итак, теперь настал наш черед, наша очередь приехать сюда, познакомиться со всеми преданными здесь. Потом у нас будет возможность вернуться в Индию и теперь уже рассказывать свои истории о России.

#00:09:41#

Часто, общаясь с преданными, приходя куда-либо и, в особенности, кушая что-либо, почитая прасадам, мы помним о Гурудеве и как бы показываем ему, говорим: «Гурудев, посмотри, где я, что я делаю, что я кушаю». В этих поездках мы всегда чувствуем, что Гурудев присутствует с нами в наибольшей степени. Я здесь, потому что Шрила Авадхут Махарадж и Госвами Махарадж с добротой и настойчивостью привезли меня сюда, но также я нахожусь здесь, потому что я чувствую, что таково желание Шрилы Говинды Махараджа. В последний день, когда я был в Индии, буквально в последний день я пришел к пушпа-самадхи Шрилы Говинды Махараджа, что находится на Говардхане, и поклонился ему, попросив его разрешения отправиться в этот тур, и совершил говардхан-парикраму вокруг холма Говардхан в качестве подготовки к этому турне (как мы уже упоминали, утро проявляет день), чтобы этот тур начался благоприятно.

#00:11:46#

Все наши храмы — Вриндаван, Матхура, Пури, — все они связаны с Вриндаваном, Вриндаван-мандалой. Здесь мы находимся в присутствии московского Гирираджа, даже если сейчас временно он находится не здесь. Мы помнили о нем, даже находясь на Украине в Киеве. Мы постоянно говорили: «Джай московскому Гирираджу!» И, несомненно, это место, этот ашрам связан с самим Говардханом. В Индии, несомненно, любимым местом Шрилы Говинды Махараджа был Говардхан. Он всегда хотел отправиться туда и обрести там покой, находиться там в спокойствии, чтобы писать книги. [Кланяются божествам.] Итак, я отправился на Говардхан, в самое любимое место Гурудева в Индии. Шрила Гурудев много раз повторял, что в этом месте, на Говардхане, мы получаем нежное прибежище Говардхана.

#00:14:21#

И здесь, в Москве, так же, даже если Гирирадж прямо сейчас не присутствует с нами, потому что он занят в другом месте, но мы чувствуем, что он дарит нам подобную, полную любви, защиту, опеку. Мы чувствуем себя под опекой Гирираджа, находясь здесь. Шрила Гурудев был очень неформален, но он всегда с большой любовью давал нам всем защиту. Гирирадж также весьма неформален, но он дает свою защиту всем, кто поклоняется ему с чистым сердцем, с добрым сердцем. Я очень счастлив, что даже в первые минуты моего пребывания здесь у меня есть возможность сидеть здесь и обращаться к вам, хотя по-настоящему здесь должны были бы сидеть Шрила Госвами Махарадж и Махайоги Прабху, но по их просьбе я сижу здесь и обращаюсь к вам. Обычно мое служение — это приводить других преданных, приводить вас ближе к Шриле Говинде Махараджу и сидеть рядом, сидеть тихо, когда Шрила Говинда Махарадж разговаривает со всеми вами.

#00:16:41#

Но позже, особенно последние пару лет [своего пребывания здесь], Шрила Говинда Махарадж часто говорил, когда к нему приезжали преданные: «Мое здоровье сейчас не столько крепкое, я не чувствую себя очень хорошо, и поэтому, пожалуйста, Махананда Прабху[1], скажите несколько слов, несколько слов преданным, обратитесь к ним». Сейчас, разумеется, Гурудев не присутствует с нами. В том смысле, что мы не можем постучаться к нему в дверь и представить вас, представить вас ему, позволить вам пообщаться с ним непосредственно, но, тем не менее, Гурудев присутствует везде, где прославляют его, прославляют Кришну, где в особенности принимают прасадам. Поэтому, несомненно, у нас есть возможность в этом смысле и сейчас помочь вам обрести связь с Гурудевом.

#00:18:20#

Здесь, несомненно, дом Гурудева, храм Гурудева, комната Гурудева — так же, как и в разных местах Индии: в Пури, Навадвипе, Вриндаване, в Калькутте (Дам-Дам-Парке и Каикхали). Везде были комнаты Гурудева. Так же и здесь это является комнатой Гурудева, местом, где присутствует Гурудев. Раньше нам приходилось часто ездить из Калькутты, Дам-Дам-Парка, до Навадвипы, и дорога, как я уже упомянул, когда только пришел сюда, дорога от Калькутты до Навадвипы и обратно очень трудна, много ям, ухабов, выбоин. В отличие от этого, дорога сюда кажется гораздо более простой. Поэтому у меня появляется ощущение, что это комната Гурудева, это место, где я живу, Гурудев, более доступно, чем даже путешествие, которое нам прежде доводилось много раз совершать из Калькутты в Навадвипу.

#00:19:58#

Поскольку я вошел сюда первым, то я могу теперь приветствовать вас здесь. Это мой обычный долг, моя обычная обязанность — приветствовать, принимать преданных и приводить их к Гурудеву. Я не привык, когда меня приветствуют, когда меня принимают. Поэтому, если кто-то прилетает в аэропорт, то я тот самый человек, которого нужно попросить поехать, чтобы я поехал и встретил кого-то в аэропорту. Есть ли у кого-нибудь вопросы, на которые я могу ответить? Сегодня мы не читаем «Шримад-Бхагаватам» или — не знаю, что именно вы обычно здесь читаете. Сегодня мы пришли сюда просто пообщаться, чтобы вы увидели меня, я увидел вас. И вот вы увидели меня, я весьма странный человек. Я жил в Индии двадцать шесть с половиной лет. В 1982 году я пришел к Шриле Шридхару Махараджу. В 1980 году впервые прочел его книги. И вот я здесь, чтобы общаться с вами.

#00:21:55#

Можно задать мне вопросы об Индии, о наших учителях, но я предпочел бы, чтобы мне задали вопросы не об Индии, а о наших учителях, о Шриле Говинде Махарадже, о Шриле Шридхаре Махарадже. [Из зала обращается девушка.] Да, пожалуйста, пожалуйста. Потому что иначе в алтарной комнате тишина, если я ничего не говорю, поэтому, пожалуйста, спрашивайте.

#00:22:23#

Преданная. Я как раз хотела спросить про Шрилу Шридхара Махараджа и узнать, как долго вы путешествовали до того, как встретить его. Насколько вы были знакомы с ведической культурой и с «Шримад-Бхагаватам», то есть с писаниями гаудия-вайшнавизма, прежде чем встретить Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа? И когда его встретили, пришли к нему на первую лекцию, услышали его голос, что вы почувствовали, как человек?

#00:23:42#

Мадхусудан Махарадж. Я впервые приехал непосредственно к Шриле Шридхару Махараджу, Шриле Гуру Махараджу, в 1982 году, вскоре после Гаура-пурнимы. Мне часто задавали подобные вопросы. Эти вопросы напомнили мне о том, что я не могу точно вспомнить месяц, когда именно я начал, собственно, знакомиться с этим [духовным знанием], поэтому я не могу точно назвать. Ну, где-то в восьмидесятом году я начал следовать вегетарианству, прочел первые книги, стал следовать этому всему. И где-то в… ну, это было где-то в конце восьмидесятого, может быть начало восемьдесят первого. Затем я приехал в Индию на Гаура-пурниму 1981 года вместе со многими другими преданными ИСККОН, которые отправились туда, чтобы найти там Шрилу Шридхара Махараджа. Услышал о том, что Шрила Шридхар Махарадж является шикша-гуру Шрилы Прабхупады и может давать дальнейшие наставления. Итак, я приехал в Индию примерно после Гаура-пурнимы восемьдесят первого года, а год спустя, после того как я старался вести себя, как хороший мальчик, я пришел к Шриле Шридхару Махараджу. Я надеюсь, что с тех пор я старался вести себя, как еще более хороший мальчик.

#00:26:16#

Во время перевода [моей последней реплики] я пытался вспомнить мою первую встречу со Шрилой Шридхаром Махараджем, когда я впервые услышал его лекцию. И я не могу конкретно вспомнить, когда именно, как именно произошла моя первая встреча с ним, когда я впервые услышал его. Но, что я помню точно, что первые одну, две, три встречи с ним, его лекции, когда я слушал его, во-первых — мне было очень трудно услышать его, он говорил весьма тихо, а во-вторых — мне было трудно разобрать его слова, его интонацию, его произношение. Поэтому, быть может, первые две или три встречи с ним я не получил, собственно, не сумел получить, собственно, никакой сиддханты из его бесед, из его слов. Однако его поведение, его внешность произвели на меня глубокое впечатление — человека, который способен дать прибежище, очень глубокого человека, я даже затрудняюсь подобрать правильные слова.

#00:28:34#

Конечно, мы и сейчас очень младшие [ученики], но и тогда мы были очень младшие. Я помню, как мы сидели в задних рядах, в первых рядах сидели санньяси, близкие последователи, ученики Шридхара Махараджа. А мы сидели сзади и пытались услышать его наставления, что он давал им. Постепенно мы слушали его. Во-первых, Шрила Шридхар Махарадж был очень добр, щедр в том, что он каждый день общался с преданными, уделял им свое время. Поэтому у нас было много возможностей, чтобы регулярно слушать его и приспосабливаться, приспособиться разбирать его произношение. А во-вторых, после Гаура-пурнимы понемногу западные преданные начали разъезжаться, поскольку дело шло к индийскому лету, и обычно, когда приближается индийское лето, все находят какие-либо хорошие причины, почему им нужно именно сейчас уехать за пределы Индии.

#00:30:29#

Поэтому, некоторое время спустя, за исключением первых нескольких дней, осталась только небольшая группа, когда там присутствовало иногда, быть может, восемь человек, шесть, четыре человека или [максимум] двенадцать человек — меньшая группа [чем во время Гаура-пурнимы], которая собиралась, чтобы послушать Шрилу Гуру Махараджа. У Шрилы Гуру Махараджа была большая веранда, которую использовали, когда приходило большее число преданных, чтобы послушать его. Однако когда преданных было меньше, иногда он принимал преданных в маленькой комнате. Он сидел на своей деревянной кровати, которая обращена к Ганге, и буквально от этой кровати до стены было совсем небольшое расстояние, быть может лишь пару метров, и все преданные собирались, набивались в это пространство, и все, обративши слух, внимательно-внимательно его слушали. Безусловно, это было чем-то необычайным — возможность слушать его наставления. Есть ли еще какой-либо вопрос откуда-либо? Я вегетарианец, я не плотоядный, я никого не съем.

#00:32:41#

Преданный. Я слышал, что Шрила Говинда Махарадж никогда не ел манджари в прасаде. Почему?

#00:32:57#

Мадхусудан Махарадж. Да, это правда. А почему это так, наверное, я никогда не спрашивал его. Быть может, Бхакти Лалита [Диди] знает?

Бхакти Лалита Диди. Быть может, это связано с тем, что они иногда могут быть довольно крупными, и можно задохнуться, поперхнуться этим.

Мадхусудан Махарадж. Я никогда не задумывался над этим вопросом, но я не могу припомнить случая, чтобы, когда нам приносили маха-прасад в Навадвипе, в нем были листья манджари. Листья туласи — да, обычно готовят с листьями. Но манджари я не припомню.

Бхакти Лалита Диди. На самом деле, бывало, иногда, но крайне маленькие, крохотные манджари иногда попадались в маха-прасаде.

Мадхусудан Махарадж. Я не знаю, я не могу вам ответить — это какое-то предписание, правило или нет. Поэтому вы должны задавать мне вопросы, на которые я могу ответить. Харе Кришна!

#00:35:07#

Преданная. Я хотела спросить: какие новости об Ачарье Махарадже?

Мадхусудан Махарадж. [Открыли дверь с громким скрипом.] Классическая дверь с древним скрипом. Выглядит древне и звучит древне. Ачарья Махарадж продолжает [проповедовать], у него все хорошо. Хотя сейчас мы путешествуем, но мы постоянно поддерживаем связь с Навадвипой, поскольку это наша обязанность — заботиться о западных преданных, о тех, кто находится там. Поэтому мы связываемся с преданными там, с Ачарьей Махараджем, и у него все хорошо. Он сейчас находится в Навадвипе, он поддерживает это место, если угодно, он удерживает крепость, удерживает форт в очень трудных условиях. Удерживает форт в [том] смысле, что поддерживает храм, несмотря на трудные обстоятельства.

#00:37:00#

Недавно он был в Джаганнатха Пури и возглавил часть нашей ежегодной парикрамы, ежегодной программы в Джаганнатха Пури. Это было в прошлом месяце. Находясь в Пури, он заболел, причем заболел очень сильно, были серьезные опасения касательно его здоровья, и настолько [серьезно он заболел], что, приехав в Навадвипу, ему пришлось даже обратиться в больницу. Вероятно, дело было в еде, что-то из еды попало в его кровь. Но сейчас он вернулся, он снова в Навадвипе, он полон энергии и заботится обо всех храмах Индии, находясь сам в Навадвипе. Да, у вас есть вопрос?

#00:38:25#

Преданная. Да. Перед тем, как идти сюда, на самом деле у меня уже был вопрос по поводу дикша-гуру, шикша-гуру и парам-гуру. Я хотела задать [этот вопрос] Хришикешу Махараджу, но не ожидала, что встречу вас здесь. Вопрос в том, кто у Мадхусудана Махараджа шикша-, дикша-гуру, парам-гуру, и значение каждого из них, если он может разделить?

#00:39:54#

Мадхусудан Махарадж. Ответы на то, кто есть шикша-гуру, дикша-гуру, — это все наиболее развернутым, полным образом, во всех деталях, кто такой харинам-гуру, кто такой дикша-гуру, кто такой шикша-гуру, вы получите в книге «Шри Гуру и его милость». Поскольку вы спросили лично обо мне, то мой харинам-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, мой гаятри-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, а мой санньяса-гуру… На самом деле это произошло недавно, всего лишь год, несколько месяцев назад, в Навадвипе — мне дал санньясу Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Мой шикша-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, и мой шикша-гуру — это Шрила Говинда Махарадж. Мы не видим разницы между ними.

#00:41:19#

Разумеется, мы получаем шикшу, наставления, разъяснения от нынешних ачарьев, группы ачарьев Шри Чайтанья Сарасват Матха. Прежде всего, разумеется, от Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа. Он наиболее опытен, наиболее эрудирован, наиболее осведомлен в идеях Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа. И шикшу мы можем получать, разумеется, не только от санньяси, не только от ачарьев, но есть много или, быть может, немного, но, по крайней мере, несколько других учеников, последователей, учителей, которые глубоко усвоили, глубоко ухватили суть наставлений Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Прабхупады. Не забывайте о Шриле Прабхупаде, поскольку он также является одной из трех колонн, один из трех столпов сознания Кришны — это Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Прабхупада и Шрила Говинда Махарадж. Они являются столпами сознания Кришны в настоящее время.

#00:43:44#

Я мог бы назвать длинный список преданных, которые сумели очень многое ухватить у Шрилы Шридхара Махараджа, много усвоить у Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа. За время многолетнего общения с ними мы почувствовали, мы чувствуем, что очень многие идеи Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа мы можем усвоить глубже, общаясь с ними. На самом деле уход Шрилы Говинды Махараджа был катастрофой для всех нас, для его учеников, для тех, кто питал нежные чувства к нему, для всех, кто был близок к нему. Но, подобно тому, как в семье бывает, что сначала дедушки, бабушки уходят из мира, затем родители покидают этот мир. И тогда нынешнее поколение, вы должны брать на себя ответственность и пытаться делиться [духовным знанием с другими]. Так же и мы сейчас в нашей большой семье пытаемся совместно друг с другом делиться теми наставлениями, что мы слышали от наших учителей.

#00:46:11#

Я вижу, наше поколение мне часто напоминает, что я все старею и старею. Я постоянно вижу, что люди нашего поколения год за годом, месяц за месяцем, один за одним уходят из этого мира. Поэтому, когда у вас есть возможность слушать Шрилу Госвами Махараджа, Шрилу Авадхута Махараджа, старших вайшнавов, которые сумели ухватить, усвоить что-то важное, существенное, старайтесь воспользоваться этой возможностью. Самое главное, что у Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева есть множество, множество их любящих членов семьи во множестве их «комнат» по всему миру, и здесь одна из таких «комнат» нашего Гуру. Но в местах, где я пребывал, — в Дам-Дам-Парке, в Калькутте, в Навадвипе, — мы привыкли общаться в неформальной обстановке, не в формате лекций, а в формате обычного общения.

#00:48:03#

Что-нибудь, кто-нибудь? Харе Кришна! А скажите, кому из вас в своей жизни доводилось встречаться со Шрилой Гурудевом в Индии или когда он приезжал в Москву или в Петербург? Поднимите руки, кто встречался с Гурудевом, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем? Нет? Вы не встречались с Гурудевом? Не встречались с Гурудевом? О, боже! Позвольте вам представить, вот он Гурудев! Взгляни, Гурудев, взгляни на этих преданных, они собрались здесь, чтобы узнать о тебе. О, Шрила Гуру Махарадж, взгляни на этих преданных. На самом деле Шрила Гурудев находится здесь. Шрила Гурудев всегда говорил только о Шриле Гуру Махарадже, представлял идеи Шрилы Гуру Махараджа, всегда служил Шриле Гуру Махараджу.

#00:49:55#

Я думал, что вы все знакомы с ним [Шрилой Гурудевом], по крайней мере, многие из вас знакомы с ним, поэтому я прошу прощения, я все время говорил о нем. Но вам следует всем познакомиться с ним, по крайней мере через его книги. Он [Шрила Говинда Махарадж] — самая чудесная личность, которую вы могли бы встретить, и он [Шрила Шридхар Махарадж] самая чудесная личность, которую вы могли бы встретить [показывает на фото Махараджей]. Более того, они оба были даже чем-то большим, они были более чудесными, чем те, кого вы могли бы надеяться встретить. Они на самом деле были очень личностными, они никогда не сидели и не давали просто лекцию, они хотели лично донести что-то до каждого из вас, позаботиться о каждом из вас. Здесь [в России] мы общаемся на русском языке, только что нам доводилось бывать в Китае, там общаются на китайском языке, свой язык в Малайзии, есть язык телугу в Тамил[над]е[2]. Шрила Гурудев побывал во всех этих местах, он двадцать четыре раза совершал мировое турне.

#00:52:02#

Но на каком бы языке ни общался Гурудев, с кем бы он ни общался, все чувствовали, что общение с ним происходит не просто на уровне языка, а от сердца к сердцу. А он [Шрила Гурудев] был сотворен, сформирован Шрилой Гуру Махараджем. С юных лет, придя к Шриле Гуру Махараджу, он находился вместе с ним. Шрила Гуру Махарадж воспитывал его, формировал его, готовил его на протяжении многих-многих лет. Если вы прочтете все книги Шрилы Гуру Махараджа, изучите его лекции, то [вы поймете, что] олицетворением всего того, чему учит Шрила Гуру Махарадж, является Шрила Говинда Махарадж. Мы знаем, что он присутствует [здесь], что он смотрит, что он сейчас наблюдает за нами, но мы не можем его увидеть, и в этом трудность.

#00:53:52#

Если вы будете думать, что Шрила Говинда Махарадж видит вас, присматривает за вами, Шрила Гуру Махарадж видит вас, присматривает за вами, и будете действовать в таком духе, то вся удача, несомненно, придет к вам. Я не знаю, сколь много знаете вы, собравшиеся здесь, я мало что знаю о вас, но Шрила Бхактивинод Тхакур говорил, что таково его желание, чтобы преданные отовсюду, со всего мира собирались для того, чтобы слушать о Махапрабху и повторять Харе Кришна. По молитве [Шрилы Бхактивинода Тхакура] о том, чтобы пришел великий учитель, для того чтобы восстановить должную идею поклонения Богу, благодаря столь настойчивой молитве в мир явился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. По молитве Бхактивинода Тхакура в этот мир явился великий учитель — Шрила Сарасвати Тхакур. Сарасвати Тхакур очистил, выразил кристально ясным образом суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху, вычистив все постороннее, ложное.

#00:56:20#

Он установил, открыл шестьдесят четыре матха, центра, в Индии. И он же, Сарасвати Тхакур, очень хотел, чтобы это послание проповедовалось и в западном мире. Он сам отправил двух своих санньяси, чтобы те проповедовали за пределами Индии[3]. После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура основная ветвь его сампрадаи продолжилась через Шрилу Шридхара Махараджа. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж подготовил Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду и Шрилу Бхакти Сундара Говинду Махараджа. Шрила Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, отправившись в Америку, сравнительно быстро сумел добиться успеха. В течение трех лет он добился того, что послание Махапрабху стало известно и в Америке, и в Европе, и в Австралии, и в Азии. Он добился этого благодаря собственной чистоте и благодаря той подготовке, что дал ему Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж.

#00:58:29#

Я сейчас, конечно же, рассказываю очень коротко. Но далее: Шрила Прабхупада, оставив этот мир в 1977 году... незадолго до своего ухода Шрила Прабхупада оставил следующие наставления своим последователям: «Если вы искренни в своих [духовных] стремлениях, то обратитесь к Шриле Шридхару Махараджу, он наиболее квалифицирован. Он мой шикша-гуру. Что уж говорить о том благе, что вы можете почерпнуть из общения с ним?» Итак, узнав об этом, мы и пришли к Шриле Шридхару Махараджу. Поэтому за нами наблюдает, присматривает не только Шрила Говинда Махарадж, но и Шрила Шридхар Махарадж, и его учитель Шрила Сарасвати Тхакур, и его учитель Шрила Бхактивинод Тхакур. Не кто иной, как сам Бхактивинод Тхакур, писал о том, что очень скоро все разумные люди соберутся (не может быть иначе, чтобы все разумные люди не собрались) под знаменами Шри Чайтаньи Махапрабху и будут радостно прославлять имена Кришны.

#01:00:48#

[Что-то предложили в зале.] Мне не нужно. Для меня можно включить хоть нагреватель, хоть холодильник, мне все равно. [Общается с кем-то из зала.] Но для собравшихся преданных… Я падшая душа. Я прошу у вас прощения за то, что я совершал эту программу. Я очень счастлив быть здесь и представить вас, привести вас к нашим учителям, Шриле Говинде Махараджу. И еще одно я хотел бы добавить, что сейчас на самом деле все продолжается, следующее поколение также действует очень активно. Речь идет не только о Шриле Госвами Махарадже, но только посмотрите на динамичную проповедь Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. А также на скромного, тихого, незаметного, но весьма сведущего и всегда занятого в служении, того, кто ныне известен под именем Шрипад Бхакти Севан Хришикеш Махарадж. Мы встречали его в Индии до этого много раз, и мы рады встретить его здесь вновь.

#01:03:08#

По всему миру есть множество людей, которые поддерживают миссию, ведут ее дальше. Поэтому, пожалуйста, не чувствуйте, что вы одиноки. По всему миру у вас есть множество ваших духовных родственников, членов вашей семьи. В качестве оправдания по поводу времени я скажу, я могу сказать, что в моей комнате часы почему-то показывают без пятнадцати четыре. Поэтому я не знал, что я куда-то еду, я просто сел в самолет и улетел. Все уже голодные. Давайте споем «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а джа̄дава̄йа намах̣».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Романова Марина
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Имя Шрилы Бхакти Ранджана Мадхусудана Махараджа до принятия им санньясы.

2  Здесь допущена неточность. На языке телугу говорят в индийских штатах Андхра-Прадеш и Телингана. А в Тамилнаде говорят на тамильском языке.

3  Речь идет о Шрипаде Бхакти Хридойе Бон Махарадже и Шрипаде Апракрите Бхакти Саранге Госвами Махарадже.




←  «Учение Шридхара Махараджа о гармонии и истине». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 25 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Формула гармонии». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 63.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Принятие прибежища у стоп Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа

(Первая лекция в России. 6 августа 2014 года. Москва, Кисельный)

 

Мадхусудан Махарадж. Я более спокойно добрался досюда по сравнению с путешествием из Калькутты в Навадвипу, в наш храм и обратно, — путешествие из Украины в Москву было очень гладким. Я много лет ждал возможности, наконец, приехать сюда, в Москву, в эту часть света по неоднократному приглашению Авадхута Махараджа и Госвами Махараджа. Но только сейчас, впервые, мне выпала возможность выехать за пределы Индии, впервые за много лет выехать за пределы Индии, так чтобы не пренебречь своей севой Шриле Гурудеву и Шриле Гуру Махараджу. Госвами Махарадж и Авадхут Махарадж наконец-то поймали меня и привезли меня сюда, чтобы я был здесь с вами в Москве. До этого, по милости Шрилы Авадхута Махараджа и Шрилы Госвами Махараджа, мы были в Малайзии, в Таиланде, в Китае, в Украине и, наконец, здесь.

#00:02:32#

Уже после нескольких часов после приезда в Москву я счастлив, наконец, быть здесь в этом храме, который я видел прежде много раз на фотографиях, фотографиях с программ, которые проходили здесь вместе с Гурудевом. Я в то время был разлучен с Гурудевом, не присутствовал вместе с ним здесь, и хотя я впервые нахожусь здесь, но этот храм мне кажется знакомым, он напоминает мне наш храм в Таиланде, в Чиангмае. Рядом с нашим центром в Чиангмае есть на близком расстоянии, на столь близком, что можно дойти пешком, есть множество буддистских храмов. Особенность одного из них такова, что, зайдя в него, ты чувствуешь тишину. Хотя этот храм находится на территории города, там тихо и удовлетворяющая обстановка. Именно это мне напомнил этот храм, где мы сейчас находимся.

#00:03:44#

А кого из вас я встречал раньше в Индии? Кого встречал в Индии раньше? [Показывает на людей и считает их.] С кем-нибудь из вас я встречался раньше? Нет? Да? Нет? На протяжении многих лет мы находились в одном и том же месте, а именно — всегда у лотосоподобных стоп нашего Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа. И хотя мы находились на одном месте, но множество преданных постоянно приезжало к нему, поэтому мы привыкли встречаться со многими-многими преданными. На протяжении более двадцати пяти лет я жил в Индии, а точнее — даже не просто в Индии, а в храме около Гурудева, рядом с Гурудевом, и всегда находился там. Теперь я счастлив, что мне, наконец-то, выпала возможность приехать сюда и увидеть ваши храмы, ваши дома, увидеть преданных в своей родной, естественной обстановке.

#00:05:35#

Первый человек, кого я встретил в России, это сотрудница паспортного контроля. Она была, на мой взгляд, необычайно дружелюбна. Поэтому, уходя, я поблагодарил ее и сказал: «Спасибо за столь теплый прием». Мне столь теплое отношение показалось необычным для сотрудницы паспортного контроля. Я хотел было сказать ей: «Харе Кришна», но некоторые из наших советников посоветовали так не делать. В Индии есть такая присказка, и на английском языке так же: «Утро определяет день. Утро проявляет день». Первое впечатление о чем-либо, как правило, оставляет глубокий отпечаток, надолго сохраняется. Затем мы вышли в основную часть аэропорта и там нас встретили, проводили до машины. Нас отвез водитель-эксперт Враджа Кишор Прабху, который привез нас сюда с энтузиазмом.

#00:07:38#

Когда я приехал сюда в храм, я был встречен с таким же энтузиазмом множеством преданных, всеми вами. Поэтому, приехав сюда, я чувствую, что я дома. Раньше я только слышал о России. В особенности я слышал о России от нашего Гурудева, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Каждый раз, возвращаясь из мирового турне, возвращаясь из России, он рассказывал нам множество историй. И не только сам Шрила Говинда Махарадж, но и спутники, которые сопровождали его в этих путешествиях, рассказывали разные истории о Москве и Санкт-Петербурге, что произошли за время их путешествий. Итак, теперь настал наш черед, наша очередь приехать сюда, познакомиться со всеми преданными здесь. Потом у нас будет возможность вернуться в Индию и теперь уже рассказывать свои истории о России.

#00:09:41#

Часто, общаясь с преданными, приходя куда-либо и, в особенности, кушая что-либо, почитая прасадам, мы помним о Гурудеве и как бы показываем ему, говорим: «Гурудев, посмотри, где я, что я делаю, что я кушаю». В этих поездках мы всегда чувствуем, что Гурудев присутствует с нами в наибольшей степени. Я здесь, потому что Шрила Авадхут Махарадж и Госвами Махарадж с добротой и настойчивостью привезли меня сюда, но также я нахожусь здесь, потому что я чувствую, что таково желание Шрилы Говинды Махараджа. В последний день, когда я был в Индии, буквально в последний день я пришел к пушпа-самадхи Шрилы Говинды Махараджа, что находится на Говардхане, и поклонился ему, попросив его разрешения отправиться в этот тур, и совершил говардхан-парикраму вокруг холма Говардхан в качестве подготовки к этому турне (как мы уже упоминали, утро проявляет день), чтобы этот тур начался благоприятно.

#00:11:46#

Все наши храмы — Вриндаван, Матхура, Пури, — все они связаны с Вриндаваном, Вриндаван-мандалой. Здесь мы находимся в присутствии московского Гирираджа, даже если сейчас временно он находится не здесь. Мы помнили о нем, даже находясь на Украине в Киеве. Мы постоянно говорили: «Джай московскому Гирираджу!» И, несомненно, это место, этот ашрам связан с самим Говардханом. В Индии, несомненно, любимым местом Шрилы Говинды Махараджа был Говардхан. Он всегда хотел отправиться туда и обрести там покой, находиться там в спокойствии, чтобы писать книги. [Кланяются божествам.] Итак, я отправился на Говардхан, в самое любимое место Гурудева в Индии. Шрила Гурудев много раз повторял, что в этом месте, на Говардхане, мы получаем нежное прибежище Говардхана.

#00:14:21#

И здесь, в Москве, так же, даже если Гирирадж прямо сейчас не присутствует с нами, потому что он занят в другом месте, но мы чувствуем, что он дарит нам подобную, полную любви, защиту, опеку. Мы чувствуем себя под опекой Гирираджа, находясь здесь. Шрила Гурудев был очень неформален, но он всегда с большой любовью давал нам всем защиту. Гирирадж также весьма неформален, но он дает свою защиту всем, кто поклоняется ему с чистым сердцем, с добрым сердцем. Я очень счастлив, что даже в первые минуты моего пребывания здесь у меня есть возможность сидеть здесь и обращаться к вам, хотя по-настоящему здесь должны были бы сидеть Шрила Госвами Махарадж и Махайоги Прабху, но по их просьбе я сижу здесь и обращаюсь к вам. Обычно мое служение — это приводить других преданных, приводить вас ближе к Шриле Говинде Махараджу и сидеть рядом, сидеть тихо, когда Шрила Говинда Махарадж разговаривает со всеми вами.

#00:16:41#

Но позже, особенно последние пару лет [своего пребывания здесь], Шрила Говинда Махарадж часто говорил, когда к нему приезжали преданные: «Мое здоровье сейчас не столько крепкое, я не чувствую себя очень хорошо, и поэтому, пожалуйста, Махананда Прабху[1], скажите несколько слов, несколько слов преданным, обратитесь к ним». Сейчас, разумеется, Гурудев не присутствует с нами. В том смысле, что мы не можем постучаться к нему в дверь и представить вас, представить вас ему, позволить вам пообщаться с ним непосредственно, но, тем не менее, Гурудев присутствует везде, где прославляют его, прославляют Кришну, где в особенности принимают прасадам. Поэтому, несомненно, у нас есть возможность в этом смысле и сейчас помочь вам обрести связь с Гурудевом.

#00:18:20#

Здесь, несомненно, дом Гурудева, храм Гурудева, комната Гурудева — так же, как и в разных местах Индии: в Пури, Навадвипе, Вриндаване, в Калькутте (Дам-Дам-Парке и Каикхали). Везде были комнаты Гурудева. Так же и здесь это является комнатой Гурудева, местом, где присутствует Гурудев. Раньше нам приходилось часто ездить из Калькутты, Дам-Дам-Парка, до Навадвипы, и дорога, как я уже упомянул, когда только пришел сюда, дорога от Калькутты до Навадвипы и обратно очень трудна, много ям, ухабов, выбоин. В отличие от этого, дорога сюда кажется гораздо более простой. Поэтому у меня появляется ощущение, что это комната Гурудева, это место, где я живу, Гурудев, более доступно, чем даже путешествие, которое нам прежде доводилось много раз совершать из Калькутты в Навадвипу.

#00:19:58#

Поскольку я вошел сюда первым, то я могу теперь приветствовать вас здесь. Это мой обычный долг, моя обычная обязанность — приветствовать, принимать преданных и приводить их к Гурудеву. Я не привык, когда меня приветствуют, когда меня принимают. Поэтому, если кто-то прилетает в аэропорт, то я тот самый человек, которого нужно попросить поехать, чтобы я поехал и встретил кого-то в аэропорту. Есть ли у кого-нибудь вопросы, на которые я могу ответить? Сегодня мы не читаем «Шримад-Бхагаватам» или — не знаю, что именно вы обычно здесь читаете. Сегодня мы пришли сюда просто пообщаться, чтобы вы увидели меня, я увидел вас. И вот вы увидели меня, я весьма странный человек. Я жил в Индии двадцать шесть с половиной лет. В 1982 году я пришел к Шриле Шридхару Махараджу. В 1980 году впервые прочел его книги. И вот я здесь, чтобы общаться с вами.

#00:21:55#

Можно задать мне вопросы об Индии, о наших учителях, но я предпочел бы, чтобы мне задали вопросы не об Индии, а о наших учителях, о Шриле Говинде Махарадже, о Шриле Шридхаре Махарадже. [Из зала обращается девушка.] Да, пожалуйста, пожалуйста. Потому что иначе в алтарной комнате тишина, если я ничего не говорю, поэтому, пожалуйста, спрашивайте.

#00:22:23#

Преданная. Я как раз хотела спросить про Шрилу Шридхара Махараджа и узнать, как долго вы путешествовали до того, как встретить его. Насколько вы были знакомы с ведической культурой и с «Шримад-Бхагаватам», то есть с писаниями гаудия-вайшнавизма, прежде чем встретить Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа? И когда его встретили, пришли к нему на первую лекцию, услышали его голос, что вы почувствовали, как человек?

#00:23:42#

Мадхусудан Махарадж. Я впервые приехал непосредственно к Шриле Шридхару Махараджу, Шриле Гуру Махараджу, в 1982 году, вскоре после Гаура-пурнимы. Мне часто задавали подобные вопросы. Эти вопросы напомнили мне о том, что я не могу точно вспомнить месяц, когда именно я начал, собственно, знакомиться с этим [духовным знанием], поэтому я не могу точно назвать. Ну, где-то в восьмидесятом году я начал следовать вегетарианству, прочел первые книги, стал следовать этому всему. И где-то в… ну, это было где-то в конце восьмидесятого, может быть начало восемьдесят первого. Затем я приехал в Индию на Гаура-пурниму 1981 года вместе со многими другими преданными ИСККОН, которые отправились туда, чтобы найти там Шрилу Шридхара Махараджа. Услышал о том, что Шрила Шридхар Махарадж является шикша-гуру Шрилы Прабхупады и может давать дальнейшие наставления. Итак, я приехал в Индию примерно после Гаура-пурнимы восемьдесят первого года, а год спустя, после того как я старался вести себя, как хороший мальчик, я пришел к Шриле Шридхару Махараджу. Я надеюсь, что с тех пор я старался вести себя, как еще более хороший мальчик.

#00:26:16#

Во время перевода [моей последней реплики] я пытался вспомнить мою первую встречу со Шрилой Шридхаром Махараджем, когда я впервые услышал его лекцию. И я не могу конкретно вспомнить, когда именно, как именно произошла моя первая встреча с ним, когда я впервые услышал его. Но, что я помню точно, что первые одну, две, три встречи с ним, его лекции, когда я слушал его, во-первых — мне было очень трудно услышать его, он говорил весьма тихо, а во-вторых — мне было трудно разобрать его слова, его интонацию, его произношение. Поэтому, быть может, первые две или три встречи с ним я не получил, собственно, не сумел получить, собственно, никакой сиддханты из его бесед, из его слов. Однако его поведение, его внешность произвели на меня глубокое впечатление — человека, который способен дать прибежище, очень глубокого человека, я даже затрудняюсь подобрать правильные слова.

#00:28:34#

Конечно, мы и сейчас очень младшие [ученики], но и тогда мы были очень младшие. Я помню, как мы сидели в задних рядах, в первых рядах сидели санньяси, близкие последователи, ученики Шридхара Махараджа. А мы сидели сзади и пытались услышать его наставления, что он давал им. Постепенно мы слушали его. Во-первых, Шрила Шридхар Махарадж был очень добр, щедр в том, что он каждый день общался с преданными, уделял им свое время. Поэтому у нас было много возможностей, чтобы регулярно слушать его и приспосабливаться, приспособиться разбирать его произношение. А во-вторых, после Гаура-пурнимы понемногу западные преданные начали разъезжаться, поскольку дело шло к индийскому лету, и обычно, когда приближается индийское лето, все находят какие-либо хорошие причины, почему им нужно именно сейчас уехать за пределы Индии.

#00:30:29#

Поэтому, некоторое время спустя, за исключением первых нескольких дней, осталась только небольшая группа, когда там присутствовало иногда, быть может, восемь человек, шесть, четыре человека или [максимум] двенадцать человек — меньшая группа [чем во время Гаура-пурнимы], которая собиралась, чтобы послушать Шрилу Гуру Махараджа. У Шрилы Гуру Махараджа была большая веранда, которую использовали, когда приходило большее число преданных, чтобы послушать его. Однако когда преданных было меньше, иногда он принимал преданных в маленькой комнате. Он сидел на своей деревянной кровати, которая обращена к Ганге, и буквально от этой кровати до стены было совсем небольшое расстояние, быть может лишь пару метров, и все преданные собирались, набивались в это пространство, и все, обративши слух, внимательно-внимательно его слушали. Безусловно, это было чем-то необычайным — возможность слушать его наставления. Есть ли еще какой-либо вопрос откуда-либо? Я вегетарианец, я не плотоядный, я никого не съем.

#00:32:41#

Преданный. Я слышал, что Шрила Говинда Махарадж никогда не ел манджари в прасаде. Почему?

#00:32:57#

Мадхусудан Махарадж. Да, это правда. А почему это так, наверное, я никогда не спрашивал его. Быть может, Бхакти Лалита [Диди] знает?

Бхакти Лалита Диди. Быть может, это связано с тем, что они иногда могут быть довольно крупными, и можно задохнуться, поперхнуться этим.

Мадхусудан Махарадж. Я никогда не задумывался над этим вопросом, но я не могу припомнить случая, чтобы, когда нам приносили маха-прасад в Навадвипе, в нем были листья манджари. Листья туласи — да, обычно готовят с листьями. Но манджари я не припомню.

Бхакти Лалита Диди. На самом деле, бывало, иногда, но крайне маленькие, крохотные манджари иногда попадались в маха-прасаде.

Мадхусудан Махарадж. Я не знаю, я не могу вам ответить — это какое-то предписание, правило или нет. Поэтому вы должны задавать мне вопросы, на которые я могу ответить. Харе Кришна!

#00:35:07#

Преданная. Я хотела спросить: какие новости об Ачарье Махарадже?

Мадхусудан Махарадж. [Открыли дверь с громким скрипом.] Классическая дверь с древним скрипом. Выглядит древне и звучит древне. Ачарья Махарадж продолжает [проповедовать], у него все хорошо. Хотя сейчас мы путешествуем, но мы постоянно поддерживаем связь с Навадвипой, поскольку это наша обязанность — заботиться о западных преданных, о тех, кто находится там. Поэтому мы связываемся с преданными там, с Ачарьей Махараджем, и у него все хорошо. Он сейчас находится в Навадвипе, он поддерживает это место, если угодно, он удерживает крепость, удерживает форт в очень трудных условиях. Удерживает форт в [том] смысле, что поддерживает храм, несмотря на трудные обстоятельства.

#00:37:00#

Недавно он был в Джаганнатха Пури и возглавил часть нашей ежегодной парикрамы, ежегодной программы в Джаганнатха Пури. Это было в прошлом месяце. Находясь в Пури, он заболел, причем заболел очень сильно, были серьезные опасения касательно его здоровья, и настолько [серьезно он заболел], что, приехав в Навадвипу, ему пришлось даже обратиться в больницу. Вероятно, дело было в еде, что-то из еды попало в его кровь. Но сейчас он вернулся, он снова в Навадвипе, он полон энергии и заботится обо всех храмах Индии, находясь сам в Навадвипе. Да, у вас есть вопрос?

#00:38:25#

Преданная. Да. Перед тем, как идти сюда, на самом деле у меня уже был вопрос по поводу дикша-гуру, шикша-гуру и парам-гуру. Я хотела задать [этот вопрос] Хришикешу Махараджу, но не ожидала, что встречу вас здесь. Вопрос в том, кто у Мадхусудана Махараджа шикша-, дикша-гуру, парам-гуру, и значение каждого из них, если он может разделить?

#00:39:54#

Мадхусудан Махарадж. Ответы на то, кто есть шикша-гуру, дикша-гуру, — это все наиболее развернутым, полным образом, во всех деталях, кто такой харинам-гуру, кто такой дикша-гуру, кто такой шикша-гуру, вы получите в книге «Шри Гуру и его милость». Поскольку вы спросили лично обо мне, то мой харинам-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, мой гаятри-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, а мой санньяса-гуру… На самом деле это произошло недавно, всего лишь год, несколько месяцев назад, в Навадвипе — мне дал санньясу Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Мой шикша-гуру — Шрила Шридхар Махарадж, и мой шикша-гуру — это Шрила Говинда Махарадж. Мы не видим разницы между ними.

#00:41:19#

Разумеется, мы получаем шикшу, наставления, разъяснения от нынешних ачарьев, группы ачарьев Шри Чайтанья Сарасват Матха. Прежде всего, разумеется, от Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа. Он наиболее опытен, наиболее эрудирован, наиболее осведомлен в идеях Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа. И шикшу мы можем получать, разумеется, не только от санньяси, не только от ачарьев, но есть много или, быть может, немного, но, по крайней мере, несколько других учеников, последователей, учителей, которые глубоко усвоили, глубоко ухватили суть наставлений Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Прабхупады. Не забывайте о Шриле Прабхупаде, поскольку он также является одной из трех колонн, один из трех столпов сознания Кришны — это Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Прабхупада и Шрила Говинда Махарадж. Они являются столпами сознания Кришны в настоящее время.

#00:43:44#

Я мог бы назвать длинный список преданных, которые сумели очень многое ухватить у Шрилы Шридхара Махараджа, много усвоить у Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа. За время многолетнего общения с ними мы почувствовали, мы чувствуем, что очень многие идеи Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа мы можем усвоить глубже, общаясь с ними. На самом деле уход Шрилы Говинды Махараджа был катастрофой для всех нас, для его учеников, для тех, кто питал нежные чувства к нему, для всех, кто был близок к нему. Но, подобно тому, как в семье бывает, что сначала дедушки, бабушки уходят из мира, затем родители покидают этот мир. И тогда нынешнее поколение, вы должны брать на себя ответственность и пытаться делиться [духовным знанием с другими]. Так же и мы сейчас в нашей большой семье пытаемся совместно друг с другом делиться теми наставлениями, что мы слышали от наших учителей.

#00:46:11#

Я вижу, наше поколение мне часто напоминает, что я все старею и старею. Я постоянно вижу, что люди нашего поколения год за годом, месяц за месяцем, один за одним уходят из этого мира. Поэтому, когда у вас есть возможность слушать Шрилу Госвами Махараджа, Шрилу Авадхута Махараджа, старших вайшнавов, которые сумели ухватить, усвоить что-то важное, существенное, старайтесь воспользоваться этой возможностью. Самое главное, что у Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева есть множество, множество их любящих членов семьи во множестве их «комнат» по всему миру, и здесь одна из таких «комнат» нашего Гуру. Но в местах, где я пребывал, — в Дам-Дам-Парке, в Калькутте, в Навадвипе, — мы привыкли общаться в неформальной обстановке, не в формате лекций, а в формате обычного общения.

#00:48:03#

Что-нибудь, кто-нибудь? Харе Кришна! А скажите, кому из вас в своей жизни доводилось встречаться со Шрилой Гурудевом в Индии или когда он приезжал в Москву или в Петербург? Поднимите руки, кто встречался с Гурудевом, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем? Нет? Вы не встречались с Гурудевом? Не встречались с Гурудевом? О, боже! Позвольте вам представить, вот он Гурудев! Взгляни, Гурудев, взгляни на этих преданных, они собрались здесь, чтобы узнать о тебе. О, Шрила Гуру Махарадж, взгляни на этих преданных. На самом деле Шрила Гурудев находится здесь. Шрила Гурудев всегда говорил только о Шриле Гуру Махарадже, представлял идеи Шрилы Гуру Махараджа, всегда служил Шриле Гуру Махараджу.

#00:49:55#

Я думал, что вы все знакомы с ним [Шрилой Гурудевом], по крайней мере, многие из вас знакомы с ним, поэтому я прошу прощения, я все время говорил о нем. Но вам следует всем познакомиться с ним, по крайней мере через его книги. Он [Шрила Говинда Махарадж] — самая чудесная личность, которую вы могли бы встретить, и он [Шрила Шридхар Махарадж] самая чудесная личность, которую вы могли бы встретить [показывает на фото Махараджей]. Более того, они оба были даже чем-то большим, они были более чудесными, чем те, кого вы могли бы надеяться встретить. Они на самом деле были очень личностными, они никогда не сидели и не давали просто лекцию, они хотели лично донести что-то до каждого из вас, позаботиться о каждом из вас. Здесь [в России] мы общаемся на русском языке, только что нам доводилось бывать в Китае, там общаются на китайском языке, свой язык в Малайзии, есть язык телугу в Тамил[над]е[2]. Шрила Гурудев побывал во всех этих местах, он двадцать четыре раза совершал мировое турне.

#00:52:02#

Но на каком бы языке ни общался Гурудев, с кем бы он ни общался, все чувствовали, что общение с ним происходит не просто на уровне языка, а от сердца к сердцу. А он [Шрила Гурудев] был сотворен, сформирован Шрилой Гуру Махараджем. С юных лет, придя к Шриле Гуру Махараджу, он находился вместе с ним. Шрила Гуру Махарадж воспитывал его, формировал его, готовил его на протяжении многих-многих лет. Если вы прочтете все книги Шрилы Гуру Махараджа, изучите его лекции, то [вы поймете, что] олицетворением всего того, чему учит Шрила Гуру Махарадж, является Шрила Говинда Махарадж. Мы знаем, что он присутствует [здесь], что он смотрит, что он сейчас наблюдает за нами, но мы не можем его увидеть, и в этом трудность.

#00:53:52#

Если вы будете думать, что Шрила Говинда Махарадж видит вас, присматривает за вами, Шрила Гуру Махарадж видит вас, присматривает за вами, и будете действовать в таком духе, то вся удача, несомненно, придет к вам. Я не знаю, сколь много знаете вы, собравшиеся здесь, я мало что знаю о вас, но Шрила Бхактивинод Тхакур говорил, что таково его желание, чтобы преданные отовсюду, со всего мира собирались для того, чтобы слушать о Махапрабху и повторять Харе Кришна. По молитве [Шрилы Бхактивинода Тхакура] о том, чтобы пришел великий учитель, для того чтобы восстановить должную идею поклонения Богу, благодаря столь настойчивой молитве в мир явился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. По молитве Бхактивинода Тхакура в этот мир явился великий учитель — Шрила Сарасвати Тхакур. Сарасвати Тхакур очистил, выразил кристально ясным образом суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху, вычистив все постороннее, ложное.

#00:56:20#

Он установил, открыл шестьдесят четыре матха, центра, в Индии. И он же, Сарасвати Тхакур, очень хотел, чтобы это послание проповедовалось и в западном мире. Он сам отправил двух своих санньяси, чтобы те проповедовали за пределами Индии[3]. После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура основная ветвь его сампрадаи продолжилась через Шрилу Шридхара Махараджа. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж подготовил Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду и Шрилу Бхакти Сундара Говинду Махараджа. Шрила Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, отправившись в Америку, сравнительно быстро сумел добиться успеха. В течение трех лет он добился того, что послание Махапрабху стало известно и в Америке, и в Европе, и в Австралии, и в Азии. Он добился этого благодаря собственной чистоте и благодаря той подготовке, что дал ему Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж.

#00:58:29#

Я сейчас, конечно же, рассказываю очень коротко. Но далее: Шрила Прабхупада, оставив этот мир в 1977 году... незадолго до своего ухода Шрила Прабхупада оставил следующие наставления своим последователям: «Если вы искренни в своих [духовных] стремлениях, то обратитесь к Шриле Шридхару Махараджу, он наиболее квалифицирован. Он мой шикша-гуру. Что уж говорить о том благе, что вы можете почерпнуть из общения с ним?» Итак, узнав об этом, мы и пришли к Шриле Шридхару Махараджу. Поэтому за нами наблюдает, присматривает не только Шрила Говинда Махарадж, но и Шрила Шридхар Махарадж, и его учитель Шрила Сарасвати Тхакур, и его учитель Шрила Бхактивинод Тхакур. Не кто иной, как сам Бхактивинод Тхакур, писал о том, что очень скоро все разумные люди соберутся (не может быть иначе, чтобы все разумные люди не собрались) под знаменами Шри Чайтаньи Махапрабху и будут радостно прославлять имена Кришны.

#01:00:48#

[Что-то предложили в зале.] Мне не нужно. Для меня можно включить хоть нагреватель, хоть холодильник, мне все равно. [Общается с кем-то из зала.] Но для собравшихся преданных… Я падшая душа. Я прошу у вас прощения за то, что я совершал эту программу. Я очень счастлив быть здесь и представить вас, привести вас к нашим учителям, Шриле Говинде Махараджу. И еще одно я хотел бы добавить, что сейчас на самом деле все продолжается, следующее поколение также действует очень активно. Речь идет не только о Шриле Госвами Махарадже, но только посмотрите на динамичную проповедь Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. А также на скромного, тихого, незаметного, но весьма сведущего и всегда занятого в служении, того, кто ныне известен под именем Шрипад Бхакти Севан Хришикеш Махарадж. Мы встречали его в Индии до этого много раз, и мы рады встретить его здесь вновь.

#01:03:08#

По всему миру есть множество людей, которые поддерживают миссию, ведут ее дальше. Поэтому, пожалуйста, не чувствуйте, что вы одиноки. По всему миру у вас есть множество ваших духовных родственников, членов вашей семьи. В качестве оправдания по поводу времени я скажу, я могу сказать, что в моей комнате часы почему-то показывают без пятнадцати четыре. Поэтому я не знал, что я куда-то еду, я просто сел в самолет и улетел. Все уже голодные. Давайте споем «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а джа̄дава̄йа намах̣».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Романова Марина
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Имя Шрилы Бхакти Ранджана Мадхусудана Махараджа до принятия им санньясы.

[2] Здесь допущена неточность. На языке телугу говорят в индийских штатах Андхра-Прадеш и Телингана. А в Тамилнаде говорят на тамильском языке.

[3] Речь идет о Шрипаде Бхакти Хридойе Бон Махарадже и Шрипаде Апракрите Бхакти Саранге Госвами Махарадже.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования