
«О проповедническом туре по югу России». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 2 октября 2015 года. Москва, Кисельный
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
О проповедническом туре по югу России
(2 октября 2015 года. Москва, Кисельный)
Мадхусудан Махарадж. …но тем не менее я привез вам новости с юга России, где мы были сейчас. Мы посетили различные города, такие как Сочи, Краснодар, Геленджик, Анапа, Новороссийск и другие. И первое, что я могу сказать, что там сейчас тепло. Тепло, синее небо. По крайней мере, так было до вчерашнего дня. Но вчера уже тоже пришла осень и начались дожди. Но также я могу сказать, что там очень много искренних, чистосердечных, ищущих людей. Буквально в последние несколько дней мы посетили все эти города, которые я перечислил, и пару городов, названия которых я не помню. Практически каждый день мы проводили программы и встречались с преданными.
#00:01:54#
Также я был удивлен, гуляя по городу (чтобы размяться, мы периодически выходили на прогулки), сколько людей, встречая нас, говорили нам: «Харе Кришна». И это замечательно — всегда напоминать себе о том, что мы не единственные, кто занимается поклонением Господу, читает Бхагавад-гиту, читает маха-мантру и так далее. Нам иногда кажется, что мы — некая небольшая группа людей, вот здесь, в московском храме, но на самом деле гораздо больше людей практикует подобное.
Когда мы рождаемся, мы уже знаем, что мы должны умереть. Но кажется, что это очень далеко, нам кажется, что еще нет нужды заботиться об этом, думать об этом. И подобным [же] образом, когда я прилетел в Россию на Дальний Восток (я прилетел в Хабаровск), я понимал, что настанет день, когда мне надо будет уезжать. Но казалось, что это еще так не скоро, что бесконечное время еще пройдет до этого момента. И я чувствовал, путешествуя от города к городу, что когда-то мне придется покинуть Россию, но это так не скоро, и сейчас мне не нужно об этом думать, еще целая вечность пройдет до этого момента. И подобным [же] образом, как со временем придет время нам покидать это тело, придет смерть, подобным [же] образом пришло время мне покидать Россию.
#00:05:04#
Если на то будет милость, воля Господа и наших Гуру, то завтра я должен улететь в Милан. Точнее не совсем в Милан. Я лечу через Милан, но потом я еду в прекрасное место, которое называется «Вилла-Говинда». Это рядом с Миланом. И пару дней назад, когда мы были в Краснодаре, я говорил со Шрилой Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем о моем отъезде, и он сказал, что мне срочно, уже очень скоро надо будет вернуться еще в Россию. Но, к сожалению, реальность такова, что у нас сейчас только одно тело, и это тело нужно сейчас везти сначала в Европу, потом в Америку и перемещаться дальше.
Какое прекрасное освещение. Ненавязчивое. [Смеются.] Что-то сейчас «неиндийское» произошло.
#00:07:00#
Так или иначе, завтра настало время мне покинуть вас, и то, что я могу вам сказать, это: «Пожалуйста, продолжайте практиковать в сознании Кришны. Потому что это единственная ощутимая вещь в этой жизни». В противном случае все, что этот мир может предложить нам, это некое небольшое увеселение в попытке отвлечься от настоящих, от серьезных мыслей.
#00:07:44#
джӣве дайа̄ на̄ме ручи ваиш̣н̣ава севана…[1]
Итак, три основные практики, три основные качества, которые мы хотим развить в себе, — это дживе доя, наме ручи и вайшнава-сева. Дживе доя — сострадание ко всем живым существам, наме ручи — вкус к воспеванию святого имени, и вайшнава сева — это служение вайшнавам, преданным.
#00:09:28#
Да, все верно, именно эти три качества, эти три процесса, явления даны Рупой Госвами и Санатаной Госвами как суть всего учения Махапрабху. Итак, мы должны поступать хорошо, мы должны делать что-то хорошее для остальных джив, для остальных людей, для остальных душ, питая к ним сострадание. Но имеется в виду не просто сострадание, когда мы сострадаем и сидим на месте, но мы сострадаем и пытаемся делать что-то хорошее для тех, кто готов принять это благо. Также во многих писаниях [мы видим], во многих местах мы слышим о том, что нам необходимо удовлетворить, порадовать святое имя. Только когда оно будет удовлетворено нами, оно снизойдет к нам и откроет для нас очень много вещей. Это говорится во многих местах в писаниях и также говорится нашими учителями. Поэтому воспевание святого имени — это дружественное нам явление. Маха-мантра — наш друг!
#00:11:44#
И третье — это вайшнава-сева, то есть служение вайшнавам, служение преданным. Потому что именно преданные являются ощутимыми, они для нас реальны, и через служение им мы можем получить, мы можем приобрести некоторые из их качеств. Сейчас в Москве у вас все больше и больше возможностей совершать все эти три перечисленные активности. Потому что теперь сам Махапрабху, Радха и Кришна прибыли сюда в храм в Москву, и мы Их можем видеть.
#00:13:14#
Именно такую практику поклонения, когда на алтаре устанавливается Радха-Кришна и Махапрабху, установил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Это наиболее благоприятная форма, потому что очень многие люди знают о Радхе и Кришне, и гораздо меньше людей знают о Махапрабху. Но когда они задаются вопросом, почему так, мы можем рассказать им больше о Махапрабху и о Радхе и Кришне, и они, безусловно, получат от этого большое благо.
На юге России с нами всегда был Арджуна Прабху, тоже всегда с камерой. И я надеялся, что мы уже с ним расстались. [Смеются.] Но, так или иначе, некоторые вещи не меняются. В Москве не меняется еще одна вещь — это наш московский храм. А конкретно — это то, что все всегда рассаживаются по краям. Но ничего. Если вам [так] удобно, я понимаю, на диванчиках лучше. Харе Кришна!
#00:15:25#
И я даже не знаю, что вам рассказать о нашем путешествии по южной России, кроме того, что это был постоянный поток встреч с прекрасными искренними людьми. Возможно, вы уже слышали о том, что в Абхазии у нас также был девятидневный фестиваль. На этот фестиваль собрались преданные из разных уголков России и не только России, можно сказать, что этот фестиваль был международным и всероссийским. И я должен сказать, что Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж создал в Абхазии прекрасные условия для преданных, для [духовной] практики. Там достаточно большое здание, в котором располагается алтарная комната, а на втором этаже покои для брахмачари и также покои Хришикеша Махараджа, и большая кухня рядом, еще отдельное здание, также летняя кухня. Все это располагается на горе. Также рядом есть несколько больших зданий, в которых располагаются дома для грихастх, гостевой дом. И вокруг, это, правда, не собственность храма, но также бегают коровы с колокольчиками, и это прекрасно.
#00:18:31#
Также мне рассказали, что, когда была приобретена эта земля, там уже были эти здания, но они были разрушены. Дело в том, что Абхазия переживала достаточно сложные времена, и эти здания были разрушены, заброшены, в них невозможно было жить, ничего не было подготовлено. Но, когда эта земля была приобретена и эти здания, все было сделано буквально руками преданных, никаких рабочих со стороны не нанимали. Лидером нашей миссии в южной России, на юге России является Шрипад Бхакти Севан Хришикеш Махарадж, очень милый, очень смиренный человек. Он везде сопровождал меня. И сегодня он сам лично сопровождал меня в аэропорт. Когда мы приехали и у нас оставалось время, мы совершили с ним прогулку вокруг краснодарского аэропорта. Очень милый, очень приятный человек.
#00:20:35#
Также я увидел, что он обладает прекрасными способностями к проповеди, если можно так сказать, он умеет делиться концепциями сознания Кришны. Когда я разговариваю с людьми, везде разговаривал, — что-то подобное, что сейчас между нами происходит, — все сидят очень тихонько и слушают. И я всегда говорил ему: «Махарадж, вы тоже должны что-то сказать». А он всегда пытался отказываться, говорил: «Нет, нет, я не буду [говорить] при вас». Но в какой-то момент (я все-таки настаивал) он начал говорить. И буквально через несколько минут после того, как Хришикеш Махарадж начал разговаривать с аудиторией, что я вижу? — все эти люди, которые тихо и очень смиренно слушали меня, не перебивая и не задавая никаких вопросов, оживились, начали задавать вопросы, начали о чем-то спорить, он уже кому-то дает какие-то наставления. Я вижу, что у людей очень много интереса, что им крайне интересно с ним. И нас даже буквально пришлось выгонять, потому что у нас была аренда [помещения] на три часа, мы уже просрочили время, и нас пришли выгонять, потому что люди не хотели уходить.
#00:23:14#
Он является прекрасным лидером, прекрасным управляющим абхазского храма и также замечательным проповедником для юга России. Также он был здесь во время фестиваля «Ведалайф», и я бы очень хотел послушать, как он говорит, но, к сожалению, у меня не было такой возможности, потому что у нас параллельно шли лекции. Можно сказать, что все прошло хорошо. Каким образом мы можем это понять? Таким образом, что мы знаем, что Гурудев очень доволен. Понятно, что он видит все, и он доволен. Но если бы у нас была возможность сесть с ним, поговорить, рассказать ему о том, что происходило, мы знаем, что ему бы это очень понравилось. И, конечно, речь идет не только о юге России, а обо всем, но в том числе, конкретно о последних наших выездах, нашему туру по югу России.
#00:25:37#
Я сейчас в Москве буквально проездом, но вы здесь живете. Постарайтесь, пожалуйста, сохранить у себя это понимание. Понимание того, что мы совершаем нашу практику для удовлетворения наших учителей, наших Гуру. Даже принимая прасад, мы делаем это потому, что они были бы рады этому. И они были бы недовольны видеть, что мы не принимаем прасад, что мы идем куда-то в другое место есть. Так или иначе, мы знаем наверняка, что они были бы этим недовольны. Мы почитаем прасад как милость от Господа, но также мы почитаем прасад потому, что это сделает довольными наших учителей, наших Гуру.
#00:27:28#
Подобным образом мы читаем джапу, мы поем киртан, поем святые имена для того, чтобы удовлетворить, порадовать святое имя. Опять же, практика наша состоит в том, что мы пытаемся порадовать, удовлетворить, отдать себя чему-то высшему.
#00:29:03#
И, конечно, если бы мы докладывали Гурудеву о том, как все происходило, наверняка он был бы очень доволен. Одна из вещей, о которой бы мы упомянули, что, безусловно, целая команда работала над этим проектом. Ананда Сварупа Прабху был нашим бессменным водителем, который вел машину даже по ночам, а все почему-то здесь очень любят ездить по ночам, попозже, когда мы пытаемся не заснуть, но он всегда был за рулем. Конечно, Мадхав Гопал Прабху, который прекрасно готовил и следил за всем, и всегда был с нами. Арджуна [Прабху] — наш бессменный видеооператор. И, конечно же, Ашутош Кришна Прабху — замечательный, очень умелый, опытный переводчик. И, конечно, вся эта команда была под руководством Шрипада Хришикеша Махараджа, прекрасного проповедника, который всегда занят служением, всегда готов проповедовать и делать все, что нужно для проповеди. И это команда. Это командная работа.
Когда Гурудев был моложе, он очень любил футбол. И подобно тому, как футбол — это командная игра, наше служение — это также командная игра. И, конечно, нам, как команде, необходимо доставить мяч по назначению, не потерять его по дороге.
#00:31:24#
И, конечно, также Гурудев был бы счастлив услышать о гостеприимстве преданных. Последние несколько дней мы провели в Краснодаре в доме Враджи Бихари Прабху, который буквально отдал весь свой дом нам. Сколько нас было? Пять или шесть человек и, конечно же, он сам, хозяин дома, хотя в тот момент сложно было понять, кто хозяин дома, потому что он сам спал на полу. Параллельно он также работает, у него очень ответственная должность, а свободное время он также посвящает служению, он очень много сил отдает.
#00:33:12#
На юге России я видел много примеров тому, насколько работоспособны [преданные], насколько много сил отдают наши преданные. Например, в Сочи Гаурачандра Прабху и Надия Рани [Диди]. Они управляют рестораном органической пищи и чайным клубом, который буквально работает до ночи. Я никогда не видел, чтобы они приходили вечером домой, они приходили буквально к часу ночи, и при этом параллельно они проводят ароти, занимаются поклонением, служением. Сколько сил отдают преданные! Они совершают по утрам ароти, потому что по вечерам их нет, они на работе.
Так или иначе, невозможно все пересказать, все служение, все силы и проекты, которыми занимаются преданные, за несколько минут, которые у нас есть, но, так или иначе, все это отличный пример, замечательный пример того, сколько сил отдается служению, отдается практике и как люди ставят в центр своей жизни Гуру и Господа. Также благодаря их практике, благодаря их проповеди дается шанс на…
#00:35:09#
[Пуджари: «Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарвика-Радха-Раман-Сундарджиу ки джай!»]
…дается шанс стольким многим новым людям, которые приходят впервые и соприкасаются с этим [духовным] знанием.
Может, у кого-то есть вопросы, на которые я мог бы ответить?
#00:36:06#
Малати Диди. Сегодня как раз звонил Хришикеш Махарадж. Он интересовался, как долетел Мадхусудан Махарадж, передавал ему поклоны и всем московским преданным.
Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна!
Конечно, ездить на машине ночью по этим дорогам — не самое безопасное, что можно делать, но Кришна всегда защищал нас, несмотря на то что мы все время ездили достаточно поздно, по ночам, и свет фар светил в глаза. Ананда Сварупа Прабху ни разу не пожаловался, хотя все время был за рулем, постоянно. У него немножко бенгальский стиль вождения. Гурудеву бы это очень понравилось. Видите — он улыбается. [Смеются.] Гурудеву нравился такой оживленный стиль вождения. Я не буду приводить много примеров.
#00:38:10#
Например, когда мы попадали в пробку, я как британец считаю, что надо стоять в пробке, и всегда стоял в пробке, но Гурудев — нет. И, конечно, мы всегда слушали Гурудева, а не какие-то мои британские представления. Но в целом можно сказать, что русские водители достаточно вежливы, они в основном ждут в очереди. Я был удивлен увидеть, что, когда все стоят в очереди, там буквально пару километров вся пробка, и когда мы влезаем без очереди — никто не ругается, никто не бибикает нам. Очень все спокойно к нам относились, я был удивлен такому отношению. И каждый раз, когда он это делал, я думал: «Не знаю, знает он об этом или нет, но он определенно делает то, что понравилось бы Гурудеву». Мы все знаем, что быть за рулем, водить машину — это всегда ответственность, и иногда это бывает сложно, особенно ночью.
#00:40:25#
Так или иначе, сегодня с вашего разрешения мы не будем так поздно оставаться, до часу ночи не будем бодрствовать, мне нужно немножко отдохнуть перед дорогой завтра.
#00:40:40#
Преданная. По всему побережью Черного моря были расклеены во всех городах, где проходили лекции, афиши. В каких зданиях они проходили? В домах культуры? Каким образом [все проходило]? Сколько людей было?
#00:41:33#
Мадхусудан Махарадж. Да, в тех городах, которые я перечислил, для нас организовывали всегда залы. Мне кажется, Мадхав Гопал [Прабху] занимался организацией, и он это делал через интернет, и рекламу [организовывал], и также залы искались. Везде было по-разному. Например, вчера это была художественная галерея, и они отдали нам одну из комнат этой художественной галереи, везде висели картины, это было очень приятное место. Это было в Анапе. Мы провели программу в Анапе в этой художественной галерее, при том, что там были еще люди, и мы пели Харе Кришна мантру, и мы переживали, что будем им мешать, мы старались это делать потише, но потом мы раздали всем прасад, все были счастливы. Там не часто такое случается, в этой художественной галерее.
#00:43:30#
Не знаю, кто обычно арендует это место, но определенно это было что-то новое для них. Но я бы сказал, что где-то в половине случаев мы проводили программы в различных йога-студиях. Мы сидели на ковриках для йоги, знаете, вот эти нарисованные значки Ом везде, большие зеркала, которые немножко пугают.
#00:45:31#
В одном из городов, названия которого мы не смогли вспомнить, было прекрасное место, наверное, в отеле в каком-то с видом на весь город. Люди не хотели расходиться, у нас аренда была где-то до четырех [часов дня], но никто не хотел уходить. Так или иначе, нам разрешили остаться на веранде, и это было прекрасно, потому что мы как раз были все на веранде, сидели где-то часа два, разговаривали с видом на весь город, это было на холме.
Также в Краснодаре у нас там сейчас открылось кафе «Джаганнат», и на втором этаже «Джаганнат-кафе» — прекрасная алтарная, замечательный пол, все красиво очень сделано. И первое, что вы видите, когда заходите, поднимаетесь туда — это огромная картина, наверное, два с половиной метра, с изображением куполов нашего храма, Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе. Большая картина. Там в деталях все изображено, фотография, видимо. Там даже видно обезьян, которых я знаю, они сидят на самадхи Гуру Махараджа.
#00:48:35#
Когда мы проводили программу, мы сидели таким образом, что за спиной с правой стороны была вот эта картина с куполами храма. И это было действительно похоже на то, как будто мы находимся в Навадвипе, потому что там тоже будут за спиной вот эти вот купола, и перед нами будет нат-мандир. Все было очень похоже, создавалась очень правильная атмосфера для передачи этих концепций Навадвипы, вот этой атмосферы. Преданные сделали, безусловно, отличную работу, и Краснодар ожидает большое будущее, у них есть огромный потенциал. Никхил Ананда Прабху и его жена, они постарались, замечательно все сделали.
Также на юге России прекрасные условия для [выращивания и произрастания] туласи. Она очень счастлива, растет, ей не нужно никакое дополнительное освещение. Я не знаю насчет зимы, может быть зимой и требуется что-то такое, но сейчас, в это время, ей [там] прекрасно, она себя чувствует прекрасно прямо на улице.
#00:50:27#
Так или иначе, за последние эти несколько месяцев, что я провел в России, много вещей мне открылось. Например, то, что Россия — это огромная страна, наверное, самая большая в мире. Очень большая страна. Также удивительно видеть, сколько людей уже являются преданными, и сколько разных сообществ преданных здесь есть. Каждый из них, каждое из этих сообществ делает что-то, пока мы здесь сидим, везде происходит что-то.
#00:52:07#
Также удивительно видеть, как много людей приходят, слушают, интересуются всеми этими вопросами. У России определенно огромный потенциал для того, чтобы стать, почему бы и нет, стать страной сознания Кришны. Поставить Кришну в центр всего. Посмотрите, какие замечательные у вас здесь условия. У вас прекрасные люди, у вас огромные земли, плодородные земли. Посмотрите, как немного людей [на них] живет, сколько у вас простора, сколько земли. С самолета я смотрел, даже в сравнении с Индией, подумайте, как они там борются за существование, за землю, за территории, и там при этом проживает 1,3 миллиарда человек. А сколько во всей России живет?
Ревати Диди. Сто сорок пять миллионов.
Мадхусудан Махарадж. И при этом у вас такая огромная страна!
Преданный. А в Китае, интересно, есть преданные?
Мадхусудан Махарадж. Да, есть.
Преданный. Мне кажется, в Китае очень большой потенциал [духовного] развития.
#00:55:09#
Мадхусудан Махарадж. Безусловно, у Китая, как вы говорите, большой потенциал, но тем не менее, я уже упомянул, в России люди более готовы, они более близки к этой [вайшнавской] культуре. Мы видим в них очень много смирения, много искренности. Китай, безусловно… Как говорится в Бхагавад-гите, что за великими людьми последуют[2]. Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, безусловно, сильный лидер. И он может это делать, и за ним последуют. Но, так или иначе, в России, кажется, более близка культура и люди более готовы к принятию сознания Кришны. Также я слышал историю, я не знаю, правда это или нет, но такую байку слышал. Путину сказали, что ему нужно отказаться от мяса, на какое-то время стать вегетарианцем в связи с какими-то проблемами со здоровьем, для оздоровления. Было собрание, где было много людей, и это обсуждалось, и кто-то спросил: «Ну что, вы стали теперь вегетарианцем?» И он сказал: «Ну да, я теперь Харе Кришна тоже». Не знаю, правда это или нет, но слышал вот такую историю.
#00:57:20#
Так или иначе, мы знаем, что Бхагавад-гита — это источник вдохновения, это прекрасные наставления для всех, и в особенности для лидеров стран. Очень много информации, очень много полезных наставлений могут почерпнуть они для себя, для блага всей страны [из Бхагавад-гиты]. И, как мы говорили сегодня, Нитьянанда и Чайтанья Махапрабху принесли святое имя, Они его раздавали всем вне зависимости от чего-либо, нужно просто обладать небольшим количеством веры и, как мы уже сегодня упоминали, хорошо относиться к другим, испытывать сострадание, а также служить преданным.
Мы провели последнее время на юге России, но мы связывались с Балавантой Прабху через Мадхава Гопала [Прабху], и он сейчас уже находится в Томске, и у них сейчас уже идет снег, можно уже снеговика лепить.
Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Джӣве дайа̄ на̄ме ручи ваиш̣н̣ава севана / иха чха̄ра дхарма на̄хи ш́уна сана̄тана — «Послушай, Санатана! Доброжелательное отношение ко всем живым существам, вкус к святому имени и служение вайшнавам — помимо этого нет иной религии».
2 ↑ Йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣ / са йат прама̄н̣ам̇ куруте, локас тад анувартате — «Что бы ни сделал великий человек, остальные следуют его примеру. Какую бы истину он ни провозгласил, она принимается всем миром» (Бхагавад-гита, 3.21).


Наверх