«Возможности человеческой жизни». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 18 февраля 2016 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 116.62M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Возможности человеческой жизни

(18 февраля 2016 года. Москва, Кисельный)

 

[Поют бхаджан «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити».]

#00:04:17#

Мадхусудан Махарадж. И мы еще немного споем, потому что это очень хорошо для нас, благоприятно.

[Поют бхаджан «Даял Нитай Чайтанья».]

#00:12:14#

Мадхусудан Махарадж. Кто-то с громким голосом может прочитать перевод.

Преданный [читает перевод бхаджана]. (1) Мой ум, танцуй! Мой ум, танцуй! Мой ум, молю тебя, танцуй, воспевая «дайа̄л нита̄и чаитанйа

(2) Нигде не встретишь ты большей милости, чем у Нитьянанды Прабху! Джагай и Мадхай причинили Ему боль, но, несмотря на это, Он одарил их божественной любовью. Когда и ты избавишься от оскорблений, то обретешь любовь к Богу. Но при повторении имен Чайтаньи и Нитьянанды оскорбления не принимаются в расчет. Вкусив однажды сладость святого имени Кришны, ты освободишься от рабства этого мира.

(3) Когда появляется привязанность к святому имени Кришны, живое существо обретает подлинное счастье. Без привязанности к Кришне жизнь пуста и напрасна. Если будет на то милость Господа Гауры, в конце жизни ты сможешь увидеть прекрасные облики Радхи и Шьяма во Вриндаване.

#00:13:21#

Мадхусудан Махарадж. Джай! Таким образом, мы видим, что это хорошая идея, воспевать «Доял Нитай». И также, воспевать Харе Кришна маха-мантру. Кого бы вы порекомендовали для воспевания маха-мантры?

Преданный [повторяет громко].

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

[Воспевают Харе Кришна маха-мантру.]

[Прославления.]

#00:18:59#

Мадхусудан Махарадж. Итак, если мы хотим получить хороший совет, мы можем пойти к хорошему человеку. Всю свою жизнь — с тех пор, как я пришел в храм, — я посвятил тому, чтобы перенаправлять людей к Шриле Шридхару Махараджу и Шриле Говинде Махараджу. Если попытаться их описать, они не просто хорошие люди, а невероятно хорошие люди, невероятно, невероятно замечательные люди. Если мы попытаемся представить то, чему они нас научили, что они дали нам, то тогда наше существование имеет смысл, имеет некую ценность. Здесь у меня небольшой отрывок из речи Шрилы Говинды Махараджа, и это очень простая речь, но слушать ее именно от него самого очень благоприятно для нас.

#00:20:49#

С какой целью мы приходим к святым людям? За советом. Мы хотим узнать, каким образом сделать нашу жизнь успешной. Это речь Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа в 2001 году. Я буду по фразе, по одной фразе комментировать. Для некоторых из нас это, кажется, было буквально вчера, но на самом деле прошло уже пятнадцать лет. Я надеюсь, что вы сможете понимать, но в любом случае, мы послушаем его собственный голос.

[Слушают запись голоса Шрилы Говинды Махараджа.]

#00:23:19#

У нас, в нашем распоряжении, только одна жизнь, поэтому все наши силы, все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать эту жизнь успешной, успешной в духовном ключе, при задействовании всех наших возможностей, то есть нашего волеизъявления, нашей способности думать и нашей способности чувствовать. Это означает, что все мы люди. Поднимите руку, кто здесь не человек. Сейчас мы все люди. Это означает, что у всех нас есть развитое сознание, мы не находимся на уровне животного, и у нас есть только эта одна жизнь. Когда мы умрем, получим ли мы снова человеческую жизнь, мы этого не знаем. Поэтому Гурудев говорит: нужно стараться, и стараться очень искренне.

#00:24:49#

Мы должны стараться. Почему бы нам не попытаться и не разорвать эту привязанность к материальному? Почему бы не постараться идти в эту сторону, в эту благоприятную, трансцендентную сторону? В настоящий момент, если мы не будем использовать наше умение думать, наше волеизъявление и умение чувствовать, мы будем как камни, подобны камням. Подобно камню, который существует, но при этом не думает, не проявляет никаких желаний и ничего не чувствует. Но мы — не камень, мы — живые существа. Так как мы не являемся сделанными из камня, мы — не камень, мы — живые существа, то у нас есть возможность действовать.

#00:27:13#

В наших руках, как я говорил, одна жизнь, всего одна жизнь. И мы будем пытаться использовать ее, следует попытаться использовать ее для наиболее благоприятной, духовной жизни. Мы пытаемся сделать это, и не только в этом ашраме, мы ездим в разные места и проповедуем об этом, рассказываем об этом. Концепция, понимание, философия, которая была дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и Гуру Махараджем [имеется в виду Шрила Шридхар Махарадж]. Да, и так [происходит] не только в этом ашраме. Также нас приглашали в различные места, куда мы приезжали и представляли, рассказывали об этой концепции, которая была дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и Гуру Махараджем.

#00:28:59#

В это время, в наше время, это супер-концепция, супер-понимание, которое было дано нам, было дано всем практикующим. И если вы практикуете это, не просто знаете об этом, а практикуете, то вы получаете результат, и это все — дар от Гуру Махараджа. Возможно, у меня не так много средств, у меня недостаточно хороший английский и что угодно [еще в недостатке], но я при этом не беден, я не являюсь бедняком, потому что я — неотъемлемая часть Кришны. Также мы знаем о существовании духовного тела, духовной формы и имеем при этом волеизъявление, чувства и умение думать.

#00:31:14#

Тогда почему бы не задействовать эти умения? Гурудев приводит здесь пример. Он говорит, что, возможно, у нас не так много денег, например у нас есть пять рупий или пять рублей. Это, конечно, не пять тысяч и не пять миллионов, но мы будем использовать эти пять рублей, которые у нас есть, мы будем использовать наши возможности, которые у нас есть сейчас. И продолжается эта «бизнес-аналогия», Гурудев продолжает ее, говоря, что, даже если у меня есть [всего лишь] пять долларов или пять рублей, я использую их, вложу их таким образом, чтобы постараться извлечь из этого выгоду. Но когда дело касается трансцендентных вопросов, трансцендентного мира, мы не можем даже понять, мы не можем представить себе, какую выгоду и благо мы получим.

#00:33:58#

Та же самая частичка, жизненная частичка, джива, душа, одинакова, что в теле слона, [что в теле муравья]: она движет телом слона и движет телом муравья. Подобно тому, как с машинами: один водитель едет на маленьком «Фиате», а другой — на большом грузовике, но тем не менее в нем [автомобиле] присутствует водитель. Даже у огромного самолета тоже такого же размера водитель. В нашей позиции сейчас мы даже не можем осознать, насколько много силы в этой маленькой частичке жизни [душе]. Но Хануман, Господь в виде обезьяны, слуга Рамачандры и Лакшмана, знает о том, что силой своего намерения, что у него достаточно силы, чтобы перепрыгнуть гору или перепрыгнуть океан. Все возможно по милости Господа.

#00:36:42#

Если мы можем понять характер, природу риши, муни, садху, различных святых, тогда мы можем изучать их и узнавать больше и больше. У меня к вам [просьба], я прошу вас, и это не только моя просьба, это просьба и самого Махапрабху к тем, у кого сейчас есть эта человеческая жизнь: пожалуйста, используйте ее правильно, используйте ее во благо. Постарайтесь получить это благо от человеческой жизни. В Упанишадах приводится шлока, в которой говорится, что все мы являемся детьми мира нектара, и этот божественный нектар ждет всех вас, чтобы вы вкусили его[1]. И если действительно нас ждет буквально за дверью, ждет этот нектар, то почему бы не сделать это, почему бы не вкусить его?

#00:39:43#

У нас еще раз включилось начало лекции. Видимо, это для того, чтобы напомнить, что все мы должны стараться с нашим сердцем, всей нашей душой мы должны стараться использовать нашу жизнь правильно. И в конце (мы не нашли, к сожалению, этот завершающий маленький кусочек речи Гурудева) он говорит нам о том, что способ [духовной реализации] для нашего времени [Кали-юги], который дается во всех Ведах, ведических писаниях, — это воспевание Харе Кришна маха-мантры. И когда мы слышим, как это произносит именно голос Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, это имеет особую ценность для нас, потому что если бы я просто вам сказал: «Воспевайте маха-мантру», то вы бы могли усомниться: «Почему он это нам говорит?» Но мы пытаемся донести до вас то, что мы получили от наших учителей.

#00:42:25#

Я был в Санкт-Петербурге и разговаривал там с одним чудесным преданным, Сахадевом Прабху, и он мне рассказал о том, что сейчас готовится, обрабатывается и готовится более тысячи часов записи речей Шрилы Говинды Махараджа. Но во всех этих речах, с разных ракурсов подходя к этому вопросу, Гурудев всегда пытается вдохновить нас делать это, о чем шла речь. Мы — дети мира нектара. Не позволяйте себе быть удовлетворенными тем, что есть сейчас, мы можем получить гораздо больше. Сделайте своей целью этот мир нектара. И постарайтесь узнать все возможные способы, все возможные подсказки, как попасть в этот мир. Не удовлетворяйтесь ничем меньшим, чем нектар. Именно поэтому, именно для этого нам всем выпала удача получить человеческое тело.

#00:44:26#

Потому что именно так, именно в течение человеческой жизни мы можем достичь, мы можем понять, как достичь настоящих целей — не каких-то временных целей, как делают животные. Святые, мудрецы, риши, муни, настоящие, искренние искатели, они оставили нам столько различных подсказок и наставлений, как это можно сделать. Мы пели с вами прекрасные песни, прекрасные бхаджаны, киртан о славе Нитая, Гаурачандры, Харе и Кришны. Мы воспевали эти прекрасные имена, имена Кришны, имена Радхи, имена Нитая и Гауры. Потому что это юга-дхарма, то есть долг нашего времени — воспевать имена Господа.

#00:46:19#

Успехом человеческой жизни является культивирование этого воспевания. Культивирование предполагает посадку ростка, его поливку, удобрение его удобрениями, прополку сорняков и его проращивание. Шри Чайтанья Сарасват Матх, который был основан Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем, также развит, распространен по всему миру Шрилой Говиндой Махараджем, Гурудевом, дает нам прекрасную возможность культивировать это воспевание правильным образом и прийти к цели в жизни. Представьте, что вы получили некую карту к скрытому, к спрятанному сокровищу, и на этой карте крестиком отмечено, где находится сокровище, и крестиком отмечено, где вы находитесь сейчас. Если говорить словами Шрилы Гурудева или Гуру Махараджа, почему бы не использовать этот шанс и не пойти в этом направлении?

#00:48:12#

По сути, то, что дали нам [наши] учителя — Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, — это подобно этой карте. Этой карте, на которой показан маршрут, каким образом мы можем достичь успеха, можем достичь цели жизни. В древние времена это было известно многим людям. Но позже очень многие позабыли об этом. Но это не означает, что это забыто навсегда, и это не означает, что нет людей, которые знают, что к чему. Итак, это очень удачное время, мы очень удачливы, что мы существуем сейчас, в это время, когда опять есть возможность, доступ к чистому знанию, которое было дано, к чистому знанию человеческой жизни.

#00:49:35#

Как сказал Гурудев в самом начале своей речи, мы все должны пытаться и делать это очень искренне. Еще раз, мы уже это слушали, но это еще раз нам напоминание, словами Шрилы Гурудева, о том, что нашим сердцем и всей нашей душой мы должны попытаться задействовать все наши возможности, умение думать, умение чувствовать и волеизъявление, мы должны пытаться пересечь этот океан материального существования. Есть ли у кого-нибудь вопросы? Возможно, кто-то хочет сказать, почему он не собирается этого делать?

#00:51:17#

Вопрос. Когда мы читаем священные писания, там даются советы, они по большому счету простые — повторяй Харе Кришна [маха-мантру], общайся с преданными, и так далее. Позже, когда мы начинаем практиковать, мы слышим много «но» на эту тему. Я хотел бы спросить, как относиться к этим «но». Как относиться к этим подробностям? Почему нам не говорят всей правды в начале пути?

#00:53:02#

Мадхусудан Махарадж. Ответ в том, что, действительно, все просто и прямолинейно. Я пытаюсь сейчас представить, о каком именно знании, о какой части вы говорите, которая становится уже более запутанной. Я знаю, например, для меня достаточно непросто запоминать названия всех этапов [духовного] развития, это может быть достаточно сложно, но, тем не менее, сам процесс развития очень прост. Безусловно, мы не знатоки санскрита, и мы не можем прочитать все четыреста тысяч стихов Дживы Госвами, в которых он раскрывает подробно [знание] о том, что есть служение в преданности [Шри Кришне], и говорит о духовном мире. Но, безусловно, все эти «ученые» книги предназначены, скорее, для ученых людей, которые сейчас погружены в материальные науки.

#00:55:15#

Но если вкратце пересказать вам весь процесс, то его начало, середина и конец, который всегда живет, поэтому он всегда отдаляется и отдаляется, но, так или иначе, начало, середина и конец этого процесса состоит в том, чтобы воспевать святые имена, а также с верой и преданием делать это под руководством Гуру, [духовного] наставника. То, что благоприятствует этому процессу, мы стараемся принимать, но то, что мешает, мы пытаемся отвергать. И да, в начале пути иногда нам требуется очень много различных знаний, Упанишады и другие писания, в которых мы ищем доказательства того, что, действительно, воспевание святых имен для нас благоприятно. Но также мы можем [принять это], если мы слышим это напрямую от великой души, от великого учителя: «Да, воспевание святого имени даст тебе все, что нужно. Если ты делаешь это в настроении служения, если ты проявляешь смирение, терпение, уважение и почтение ко всем, в принципе этого достаточно для нас».

#00:57:24#

Конечно, это звучит очень легко. Я могу с вами согласиться в том, что, несмотря на то что это звучит легко, это требует всей жизни, [серьезной] практики, потому что то, что мы перечисляем, это непросто — проявление смирения, терпения и почтения ко всем. Также звучит достаточно просто [предписание], что [необходимо] воспевать [на четках] не менее определенного количества кругов [маха-мантры] в день. Но когда мы практикуем это, мы сталкиваемся, действительно, с множеством тонкостей, с которыми нам нужно справляться. Потому что материальный мир так просто не отпустит нас, подобно тому, как из тюрьмы надзиратель никогда не выпустит заключенного просто так. Сначала вы должны исправиться. Подобным образом мы должны сначала исправиться, и материальный мир будет тестировать, проверять нас.

#00:59:18#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, в своей книге «Прапанна-дживанамритам» говорит о том, что в писаниях мы можем найти выражения, которые очень вдохновляют нас, но также мы можем найти там шлоки, которые, наоборот, забирают от нас вдохновение, потому что мы понимаем, насколько мы далеки от этого. Но, безусловно, мы получаем очень много вдохновения, когда мы видим распространение, милость, которая нам дается Нитьянандой Прабху и Махапрабху. Их имена мы воспевали сегодня.

Это отвечает на тот вопрос, который вы хотели задать? А в чем был ваш вопрос? Вы сказали, что вы не всю правду услышали в начале духовного пути.

Ревати Диди. Может быть, вы скажете по-английски, я переведу.

#01:01:05#

Мадхусудан Махарадж. Когда я только присоединился к миссии [ИСККОН], мне сказали, что ты пройдешь только через трехмесячное обучение. Но я все еще прохожу его, до сих пор. Но это замечательно, что мне сказали именно так, что это был курс из трех месяцев. Если бы мне сказали, что мне нужно присоединиться на всю жизнь, наверное, я бы убежал. Это было еще в ИСККОН, в те давнишние времена. Есть ли еще вопросы?

#01:02:14#

Ревати Диди. Поступила реплика: «Через три месяца вы должны были стать чистым преданным?» И Махарадж ответил: «Я все еще не закончил этот курс».

#01:02:36#

Вопрос. Сейчас я услышала, что самое важное — это найти [подлинное духовное знание], следовать [духовной практике], всегда правильно распоряжаться своей жизнью. Как мне почувствовать, как мне узнать, как это — правильно распоряжаться своей жизнью? Для меня это живой вопрос сейчас.

#01:03:50#

Мадхусудан Махарадж. Если вкратце ответить, я могу объяснить. Первое, что нужно сделать, — это найти книгу «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности» и прочесть ее три раза подряд. Я не шучу, я серьезно говорю об этом. Эта та книга, в которой многие ответы раскроются. Эта книга объясняет, где мы находимся сейчас. Мы находимся в мире рождения и смерти, это подобно тонущему кораблю, и никто не сможет спастись, это — реальность. В этом мире никто не выживает. Но мир, куда мы стремимся, в нем все, абсолютно все с любовью посвящают себя Господу, предаются Господу. И чтобы подготовить себя к этому миру, чтобы нам позволили войти в этот мир, чтобы заслужить это право, мы должны уже в этом мире развить эту любовь в себе. Конкретно это достигается путем воспевания имен Господа в это время, в нашу эпоху.

#01:05:44#

Господь неотличен от Своего имени, поэтому нужно воспевать, нужно звать Его по имени с любовью и преданностью: харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе. Харе Кришна маха-мантра дается в древних ведических писаниях. Если ты сможешь воспевать ее, то это будет подобно очень полезному лекарству, которое поможет. Также в этой книге, о которой я говорю, приводятся отличные советы, наставления, как воспевать, в каком настроении, чего делать, чего не делать. Также там приводится прекрасное описания мира Господа. Чаще всего мы сталкиваемся с описанием — где-то в кино или в книгах, на картинах изображается Господь, когда Он сидит где-то вверху с такой длинной бородой, и смотрит на всех сверху вниз. Безусловно, это одно из пониманий, одна из концепций, представлений о Боге.

#01:08:27#

Но понимание Господа, концепция Кришны, которая дается в Упанишадах и Ведах, в древних писаниях, как наивысшее понимание, как наиболее возвышенное понимание Бога, — это представление о Боге как молодом, вечно молодом прекрасном юноше, который вызывает исключительно любовь, привязанность. Этот темно-синий юноша, который на алтаре у нас посередине, — это Кришна, который вызывает все эти прекрасные чувства. На алтаре с левой стороны [от Кришны] — Чайтанья, как мы поем: Нитай-Чайтанья. С правой стороны — это Радха, ее здесь зовут Гандхарвика. А посередине — это Кришна, которого зовут Радха-Раман-Сундар. Если мы воспеваем Его имена с любовью и преданностью, это дает нам возможность приблизиться к Господу, войти в его мир — Голоку Вриндавана, в мир нектара.

#01:11:16#

Часто в нашей жизни мы приходим к моменту, когда понимаем, что в этом мире материи, в этом временном мире мы не можем получить полного удовлетворения, это невозможно. И тогда мы обратим наш взор к более возвышенным целям, и тогда мы захотим узнать все эти советы и наставления, каким образом посвятить свою жизнь, двадцать четыре часа [в сутки своей] жизни духовному пути, духовному развитию, служению. Это то, о чем говорил сегодня Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, в своей лекции, в своей речи. О том, как важно использовать это время правильно, которое мы получили. И это то, о чем учат нас все учителя, которые представлены здесь, в парампаре, и Шри Чайтанья Махапрабху, и сами Радха и Кришна. Эта книга, о которой мы сегодня говорили, называется «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности». Это великое сокровище, и не только для тех, кто недавно присоединился к этому движению, но для всех нас.

#01:13:12#

Ты можешь прочитать ее и приходить сюда, разговаривать с преданными. Какие-то слова будут для тебя новыми, но здесь есть преданные, которые смогут ответить на твои вопросы, объяснить тебе.

Вопрос. Махарадж, о чем вы порекомендуете думать в течение дня? Если бы вы могли разделить это [на части] в процентном отношении, о чем нам необходимо думать в течение одного дня?

#01:14:16#

Мадхусудан Махарадж. Если говорить в процентах, то сто процентов нашего времени мы пытаемся видеть все, думать и видеть все исключительно во взаимосвязи с любящим и любимым Господом. Один из основных способов делать это — это повторение святых имен. Вы видите, с вами рядом сидит мужчина и повторяет мантру. Мы пытаемся сделать таким образом, чтобы эта мантра крутилась у нас в голове постоянно. Это помогает нам видеть любящую руку, руку любящего Господа за всеми событиями, которые происходят. И не только в начале нашей практики, но всегда мы стараемся не просто думать об этом, но действительно жить так, видеть все события во взаимосвязи с Господом.

#01:16:24#

Вопрос. Но иногда, когда я воспеваю маха-мантру, я обнаруживаю, что думаю о каких-то посторонних вещах. Например, думаю том, как перейти дорогу или чем-то подобном. Происходит ли это по причине недостатка практики?

#01:16:47#

Мадхусудан Махарадж. Неплохо подумать о том, как вы переходите дорогу, потому что иначе вы можете попасть под машину, конечно. Мы стараемся быть практичными. Конечно, мы живем в этом мире и должны быть практичными. Но со временем, с практикой, мы учимся думать о Господе, даже когда мы переходим дорогу и смотрим налево и направо, едут ли машины. Даже в этот момент мы сможем думать о Господе. Но даже когда мы не переходим дорогу, с нами случается такое, что мы, читая джапу, читая маха-мантру, находим, что вдруг «улетели» куда-то нашими мыслями в другом направлении. Тогда мы должны стараться вернуть свое внимание обратно к маха-мантре, к воспеванию, и это практика, которую можно практиковать двадцать четыре часа [в сутки].

#01:18:18#

Вопрос. Не может ли так быть, что когда мы перестаем думать о Нем, а думаем об автомобилях слева и справа, то это каким-то образом показывает некоторое недоверие и неуважение, потому что полное доверие — значит верить, что Он создаст все предпосылки для того, чтобы путь был благополучным?

Мадхусудан Махарадж. Я думаю, что вы были в Индии. Вы можете «залезть» на YouTube и посмотреть, как водят в Калькутте. Думаю, что там все водители, а также все пешеходы исключительно полагаются на волю Господа. Но я, конечно, не советую делать то же самое в Москве, потому что могут и переехать. Реальность такова, что у нас есть это человеческое тело, и это человеческое тело мы должны задействовать в служении. Да, безусловно, в первую очередь мы помним о Господе, но когда мы помним о Господе, это приводит нас к тому, что мы что-то для Него делаем, то есть служим Ему. Когда мы получаем это человеческое тело, вместе с ним мы получаем и ответственность за это человеческое тело. Мы должны его сохранять в желательно хорошем состоянии, чтобы мы могли совершать служение Господу.

#01:21:20#

Но, безусловно, мы хотим полагаться на волю Господа и вручить себя Его воле, но это не означает, что мы хотим, чтобы Он заботился о нас, возложить на Него эту ответственность. Мы хотим служить Ему, это немножко другой ракурс рассмотрения этого вопроса. Мы не хотим доставить Ему никаких хлопот с нами. Поэтому общее наставление, которое мы получили, таково: мы должны быть практичными, мы должны быть разумными, но в этой практичной и разумной жизни мы стараемся каждый день все больше и больше развивать свою способность памятовать о Господе.

#01:22:40#

Итак, на этом мы сегодня остановимся. Время нас уже подгоняет... Я буду здесь еще несколько дней. В любом случае каждый вечер здесь проходят программы, которые ведут преданные. Приходите, задавайте вопросы, мы можем вместе читать, дискутировать, обсуждать все, приходите. На сегодня, видимо, уже все. Мы закончим эту программу традиционно, как делается во всех храмах Шри Чайтанья Сарасват Матха, коротким бхаджаном «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а». Кто-то из девушек может спеть. Видите, у Господа есть не только мужское проявление, но и женское проявление, а то все женщины всегда думают: «Почему Господь — это обязательно мужчина?» Нет, у Него также есть и женский аспект. Ждите продолжения. Кто из девушек споет?

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Алексей, Традиш Дас




1  Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — «Внемлите, дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).




←  “Disappearance of Namacharya Srila Haridas Thakur.” Srila B. S. Goswami Maharaj. September 5, 2017. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Общение с преданными в зуме. Вопросы и ответы. О джапе. О конструктивной критике». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 19 сентября 2024 года. Абхазия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 122.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Возможности человеческой жизни

(18 февраля 2016 года. Москва, Кисельный)

 

[Поют бхаджан «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити».]

#00:04:17#

Мадхусудан Махарадж. И мы еще немного споем, потому что это очень хорошо для нас, благоприятно.

[Поют бхаджан «Даял Нитай Чайтанья».]

#00:12:14#

Мадхусудан Махарадж. Кто-то с громким голосом может прочитать перевод.

Преданный [читает перевод бхаджана]. (1) Мой ум, танцуй! Мой ум, танцуй! Мой ум, молю тебя, танцуй, воспевая «дайа̄л нита̄и чаитанйа

(2) Нигде не встретишь ты большей милости, чем у Нитьянанды Прабху! Джагай и Мадхай причинили Ему боль, но, несмотря на это, Он одарил их божественной любовью. Когда и ты избавишься от оскорблений, то обретешь любовь к Богу. Но при повторении имен Чайтаньи и Нитьянанды оскорбления не принимаются в расчет. Вкусив однажды сладость святого имени Кришны, ты освободишься от рабства этого мира.

(3) Когда появляется привязанность к святому имени Кришны, живое существо обретает подлинное счастье. Без привязанности к Кришне жизнь пуста и напрасна. Если будет на то милость Господа Гауры, в конце жизни ты сможешь увидеть прекрасные облики Радхи и Шьяма во Вриндаване.

#00:13:21#

Мадхусудан Махарадж. Джай! Таким образом, мы видим, что это хорошая идея, воспевать «Доял Нитай». И также, воспевать Харе Кришна маха-мантру. Кого бы вы порекомендовали для воспевания маха-мантры?

Преданный [повторяет громко].

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

[Воспевают Харе Кришна маха-мантру.]

[Прославления.]

#00:18:59#

Мадхусудан Махарадж. Итак, если мы хотим получить хороший совет, мы можем пойти к хорошему человеку. Всю свою жизнь — с тех пор, как я пришел в храм, — я посвятил тому, чтобы перенаправлять людей к Шриле Шридхару Махараджу и Шриле Говинде Махараджу. Если попытаться их описать, они не просто хорошие люди, а невероятно хорошие люди, невероятно, невероятно замечательные люди. Если мы попытаемся представить то, чему они нас научили, что они дали нам, то тогда наше существование имеет смысл, имеет некую ценность. Здесь у меня небольшой отрывок из речи Шрилы Говинды Махараджа, и это очень простая речь, но слушать ее именно от него самого очень благоприятно для нас.

#00:20:49#

С какой целью мы приходим к святым людям? За советом. Мы хотим узнать, каким образом сделать нашу жизнь успешной. Это речь Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа в 2001 году. Я буду по фразе, по одной фразе комментировать. Для некоторых из нас это, кажется, было буквально вчера, но на самом деле прошло уже пятнадцать лет. Я надеюсь, что вы сможете понимать, но в любом случае, мы послушаем его собственный голос.

[Слушают запись голоса Шрилы Говинды Махараджа.]

#00:23:19#

У нас, в нашем распоряжении, только одна жизнь, поэтому все наши силы, все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать эту жизнь успешной, успешной в духовном ключе, при задействовании всех наших возможностей, то есть нашего волеизъявления, нашей способности думать и нашей способности чувствовать. Это означает, что все мы люди. Поднимите руку, кто здесь не человек. Сейчас мы все люди. Это означает, что у всех нас есть развитое сознание, мы не находимся на уровне животного, и у нас есть только эта одна жизнь. Когда мы умрем, получим ли мы снова человеческую жизнь, мы этого не знаем. Поэтому Гурудев говорит: нужно стараться, и стараться очень искренне.

#00:24:49#

Мы должны стараться. Почему бы нам не попытаться и не разорвать эту привязанность к материальному? Почему бы не постараться идти в эту сторону, в эту благоприятную, трансцендентную сторону? В настоящий момент, если мы не будем использовать наше умение думать, наше волеизъявление и умение чувствовать, мы будем как камни, подобны камням. Подобно камню, который существует, но при этом не думает, не проявляет никаких желаний и ничего не чувствует. Но мы — не камень, мы — живые существа. Так как мы не являемся сделанными из камня, мы — не камень, мы — живые существа, то у нас есть возможность действовать.

#00:27:13#

В наших руках, как я говорил, одна жизнь, всего одна жизнь. И мы будем пытаться использовать ее, следует попытаться использовать ее для наиболее благоприятной, духовной жизни. Мы пытаемся сделать это, и не только в этом ашраме, мы ездим в разные места и проповедуем об этом, рассказываем об этом. Концепция, понимание, философия, которая была дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и Гуру Махараджем [имеется в виду Шрила Шридхар Махарадж]. Да, и так [происходит] не только в этом ашраме. Также нас приглашали в различные места, куда мы приезжали и представляли, рассказывали об этой концепции, которая была дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и Гуру Махараджем.

#00:28:59#

В это время, в наше время, это супер-концепция, супер-понимание, которое было дано нам, было дано всем практикующим. И если вы практикуете это, не просто знаете об этом, а практикуете, то вы получаете результат, и это все — дар от Гуру Махараджа. Возможно, у меня не так много средств, у меня недостаточно хороший английский и что угодно [еще в недостатке], но я при этом не беден, я не являюсь бедняком, потому что я — неотъемлемая часть Кришны. Также мы знаем о существовании духовного тела, духовной формы и имеем при этом волеизъявление, чувства и умение думать.

#00:31:14#

Тогда почему бы не задействовать эти умения? Гурудев приводит здесь пример. Он говорит, что, возможно, у нас не так много денег, например у нас есть пять рупий или пять рублей. Это, конечно, не пять тысяч и не пять миллионов, но мы будем использовать эти пять рублей, которые у нас есть, мы будем использовать наши возможности, которые у нас есть сейчас. И продолжается эта «бизнес-аналогия», Гурудев продолжает ее, говоря, что, даже если у меня есть [всего лишь] пять долларов или пять рублей, я использую их, вложу их таким образом, чтобы постараться извлечь из этого выгоду. Но когда дело касается трансцендентных вопросов, трансцендентного мира, мы не можем даже понять, мы не можем представить себе, какую выгоду и благо мы получим.

#00:33:58#

Та же самая частичка, жизненная частичка, джива, душа, одинакова, что в теле слона, [что в теле муравья]: она движет телом слона и движет телом муравья. Подобно тому, как с машинами: один водитель едет на маленьком «Фиате», а другой — на большом грузовике, но тем не менее в нем [автомобиле] присутствует водитель. Даже у огромного самолета тоже такого же размера водитель. В нашей позиции сейчас мы даже не можем осознать, насколько много силы в этой маленькой частичке жизни [душе]. Но Хануман, Господь в виде обезьяны, слуга Рамачандры и Лакшмана, знает о том, что силой своего намерения, что у него достаточно силы, чтобы перепрыгнуть гору или перепрыгнуть океан. Все возможно по милости Господа.

#00:36:42#

Если мы можем понять характер, природу риши, муни, садху, различных святых, тогда мы можем изучать их и узнавать больше и больше. У меня к вам [просьба], я прошу вас, и это не только моя просьба, это просьба и самого Махапрабху к тем, у кого сейчас есть эта человеческая жизнь: пожалуйста, используйте ее правильно, используйте ее во благо. Постарайтесь получить это благо от человеческой жизни. В Упанишадах приводится шлока, в которой говорится, что все мы являемся детьми мира нектара, и этот божественный нектар ждет всех вас, чтобы вы вкусили его[1]. И если действительно нас ждет буквально за дверью, ждет этот нектар, то почему бы не сделать это, почему бы не вкусить его?

#00:39:43#

У нас еще раз включилось начало лекции. Видимо, это для того, чтобы напомнить, что все мы должны стараться с нашим сердцем, всей нашей душой мы должны стараться использовать нашу жизнь правильно. И в конце (мы не нашли, к сожалению, этот завершающий маленький кусочек речи Гурудева) он говорит нам о том, что способ [духовной реализации] для нашего времени [Кали-юги], который дается во всех Ведах, ведических писаниях, — это воспевание Харе Кришна маха-мантры. И когда мы слышим, как это произносит именно голос Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, это имеет особую ценность для нас, потому что если бы я просто вам сказал: «Воспевайте маха-мантру», то вы бы могли усомниться: «Почему он это нам говорит?» Но мы пытаемся донести до вас то, что мы получили от наших учителей.

#00:42:25#

Я был в Санкт-Петербурге и разговаривал там с одним чудесным преданным, Сахадевом Прабху, и он мне рассказал о том, что сейчас готовится, обрабатывается и готовится более тысячи часов записи речей Шрилы Говинды Махараджа. Но во всех этих речах, с разных ракурсов подходя к этому вопросу, Гурудев всегда пытается вдохновить нас делать это, о чем шла речь. Мы — дети мира нектара. Не позволяйте себе быть удовлетворенными тем, что есть сейчас, мы можем получить гораздо больше. Сделайте своей целью этот мир нектара. И постарайтесь узнать все возможные способы, все возможные подсказки, как попасть в этот мир. Не удовлетворяйтесь ничем меньшим, чем нектар. Именно поэтому, именно для этого нам всем выпала удача получить человеческое тело.

#00:44:26#

Потому что именно так, именно в течение человеческой жизни мы можем достичь, мы можем понять, как достичь настоящих целей — не каких-то временных целей, как делают животные. Святые, мудрецы, риши, муни, настоящие, искренние искатели, они оставили нам столько различных подсказок и наставлений, как это можно сделать. Мы пели с вами прекрасные песни, прекрасные бхаджаны, киртан о славе Нитая, Гаурачандры, Харе и Кришны. Мы воспевали эти прекрасные имена, имена Кришны, имена Радхи, имена Нитая и Гауры. Потому что это юга-дхарма, то есть долг нашего времени — воспевать имена Господа.

#00:46:19#

Успехом человеческой жизни является культивирование этого воспевания. Культивирование предполагает посадку ростка, его поливку, удобрение его удобрениями, прополку сорняков и его проращивание. Шри Чайтанья Сарасват Матх, который был основан Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем, также развит, распространен по всему миру Шрилой Говиндой Махараджем, Гурудевом, дает нам прекрасную возможность культивировать это воспевание правильным образом и прийти к цели в жизни. Представьте, что вы получили некую карту к скрытому, к спрятанному сокровищу, и на этой карте крестиком отмечено, где находится сокровище, и крестиком отмечено, где вы находитесь сейчас. Если говорить словами Шрилы Гурудева или Гуру Махараджа, почему бы не использовать этот шанс и не пойти в этом направлении?

#00:48:12#

По сути, то, что дали нам [наши] учителя — Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, — это подобно этой карте. Этой карте, на которой показан маршрут, каким образом мы можем достичь успеха, можем достичь цели жизни. В древние времена это было известно многим людям. Но позже очень многие позабыли об этом. Но это не означает, что это забыто навсегда, и это не означает, что нет людей, которые знают, что к чему. Итак, это очень удачное время, мы очень удачливы, что мы существуем сейчас, в это время, когда опять есть возможность, доступ к чистому знанию, которое было дано, к чистому знанию человеческой жизни.

#00:49:35#

Как сказал Гурудев в самом начале своей речи, мы все должны пытаться и делать это очень искренне. Еще раз, мы уже это слушали, но это еще раз нам напоминание, словами Шрилы Гурудева, о том, что нашим сердцем и всей нашей душой мы должны попытаться задействовать все наши возможности, умение думать, умение чувствовать и волеизъявление, мы должны пытаться пересечь этот океан материального существования. Есть ли у кого-нибудь вопросы? Возможно, кто-то хочет сказать, почему он не собирается этого делать?

#00:51:17#

Вопрос. Когда мы читаем священные писания, там даются советы, они по большому счету простые — повторяй Харе Кришна [маха-мантру], общайся с преданными, и так далее. Позже, когда мы начинаем практиковать, мы слышим много «но» на эту тему. Я хотел бы спросить, как относиться к этим «но». Как относиться к этим подробностям? Почему нам не говорят всей правды в начале пути?

#00:53:02#

Мадхусудан Махарадж. Ответ в том, что, действительно, все просто и прямолинейно. Я пытаюсь сейчас представить, о каком именно знании, о какой части вы говорите, которая становится уже более запутанной. Я знаю, например, для меня достаточно непросто запоминать названия всех этапов [духовного] развития, это может быть достаточно сложно, но, тем не менее, сам процесс развития очень прост. Безусловно, мы не знатоки санскрита, и мы не можем прочитать все четыреста тысяч стихов Дживы Госвами, в которых он раскрывает подробно [знание] о том, что есть служение в преданности [Шри Кришне], и говорит о духовном мире. Но, безусловно, все эти «ученые» книги предназначены, скорее, для ученых людей, которые сейчас погружены в материальные науки.

#00:55:15#

Но если вкратце пересказать вам весь процесс, то его начало, середина и конец, который всегда живет, поэтому он всегда отдаляется и отдаляется, но, так или иначе, начало, середина и конец этого процесса состоит в том, чтобы воспевать святые имена, а также с верой и преданием делать это под руководством Гуру, [духовного] наставника. То, что благоприятствует этому процессу, мы стараемся принимать, но то, что мешает, мы пытаемся отвергать. И да, в начале пути иногда нам требуется очень много различных знаний, Упанишады и другие писания, в которых мы ищем доказательства того, что, действительно, воспевание святых имен для нас благоприятно. Но также мы можем [принять это], если мы слышим это напрямую от великой души, от великого учителя: «Да, воспевание святого имени даст тебе все, что нужно. Если ты делаешь это в настроении служения, если ты проявляешь смирение, терпение, уважение и почтение ко всем, в принципе этого достаточно для нас».

#00:57:24#

Конечно, это звучит очень легко. Я могу с вами согласиться в том, что, несмотря на то что это звучит легко, это требует всей жизни, [серьезной] практики, потому что то, что мы перечисляем, это непросто — проявление смирения, терпения и почтения ко всем. Также звучит достаточно просто [предписание], что [необходимо] воспевать [на четках] не менее определенного количества кругов [маха-мантры] в день. Но когда мы практикуем это, мы сталкиваемся, действительно, с множеством тонкостей, с которыми нам нужно справляться. Потому что материальный мир так просто не отпустит нас, подобно тому, как из тюрьмы надзиратель никогда не выпустит заключенного просто так. Сначала вы должны исправиться. Подобным образом мы должны сначала исправиться, и материальный мир будет тестировать, проверять нас.

#00:59:18#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, в своей книге «Прапанна-дживанамритам» говорит о том, что в писаниях мы можем найти выражения, которые очень вдохновляют нас, но также мы можем найти там шлоки, которые, наоборот, забирают от нас вдохновение, потому что мы понимаем, насколько мы далеки от этого. Но, безусловно, мы получаем очень много вдохновения, когда мы видим распространение, милость, которая нам дается Нитьянандой Прабху и Махапрабху. Их имена мы воспевали сегодня.

Это отвечает на тот вопрос, который вы хотели задать? А в чем был ваш вопрос? Вы сказали, что вы не всю правду услышали в начале духовного пути.

Ревати Диди. Может быть, вы скажете по-английски, я переведу.

#01:01:05#

Мадхусудан Махарадж. Когда я только присоединился к миссии [ИСККОН], мне сказали, что ты пройдешь только через трехмесячное обучение. Но я все еще прохожу его, до сих пор. Но это замечательно, что мне сказали именно так, что это был курс из трех месяцев. Если бы мне сказали, что мне нужно присоединиться на всю жизнь, наверное, я бы убежал. Это было еще в ИСККОН, в те давнишние времена. Есть ли еще вопросы?

#01:02:14#

Ревати Диди. Поступила реплика: «Через три месяца вы должны были стать чистым преданным?» И Махарадж ответил: «Я все еще не закончил этот курс».

#01:02:36#

Вопрос. Сейчас я услышала, что самое важное — это найти [подлинное духовное знание], следовать [духовной практике], всегда правильно распоряжаться своей жизнью. Как мне почувствовать, как мне узнать, как это — правильно распоряжаться своей жизнью? Для меня это живой вопрос сейчас.

#01:03:50#

Мадхусудан Махарадж. Если вкратце ответить, я могу объяснить. Первое, что нужно сделать, — это найти книгу «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности» и прочесть ее три раза подряд. Я не шучу, я серьезно говорю об этом. Эта та книга, в которой многие ответы раскроются. Эта книга объясняет, где мы находимся сейчас. Мы находимся в мире рождения и смерти, это подобно тонущему кораблю, и никто не сможет спастись, это — реальность. В этом мире никто не выживает. Но мир, куда мы стремимся, в нем все, абсолютно все с любовью посвящают себя Господу, предаются Господу. И чтобы подготовить себя к этому миру, чтобы нам позволили войти в этот мир, чтобы заслужить это право, мы должны уже в этом мире развить эту любовь в себе. Конкретно это достигается путем воспевания имен Господа в это время, в нашу эпоху.

#01:05:44#

Господь неотличен от Своего имени, поэтому нужно воспевать, нужно звать Его по имени с любовью и преданностью: харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе. Харе Кришна маха-мантра дается в древних ведических писаниях. Если ты сможешь воспевать ее, то это будет подобно очень полезному лекарству, которое поможет. Также в этой книге, о которой я говорю, приводятся отличные советы, наставления, как воспевать, в каком настроении, чего делать, чего не делать. Также там приводится прекрасное описания мира Господа. Чаще всего мы сталкиваемся с описанием — где-то в кино или в книгах, на картинах изображается Господь, когда Он сидит где-то вверху с такой длинной бородой, и смотрит на всех сверху вниз. Безусловно, это одно из пониманий, одна из концепций, представлений о Боге.

#01:08:27#

Но понимание Господа, концепция Кришны, которая дается в Упанишадах и Ведах, в древних писаниях, как наивысшее понимание, как наиболее возвышенное понимание Бога, — это представление о Боге как молодом, вечно молодом прекрасном юноше, который вызывает исключительно любовь, привязанность. Этот темно-синий юноша, который на алтаре у нас посередине, — это Кришна, который вызывает все эти прекрасные чувства. На алтаре с левой стороны [от Кришны] — Чайтанья, как мы поем: Нитай-Чайтанья. С правой стороны — это Радха, ее здесь зовут Гандхарвика. А посередине — это Кришна, которого зовут Радха-Раман-Сундар. Если мы воспеваем Его имена с любовью и преданностью, это дает нам возможность приблизиться к Господу, войти в его мир — Голоку Вриндавана, в мир нектара.

#01:11:16#

Часто в нашей жизни мы приходим к моменту, когда понимаем, что в этом мире материи, в этом временном мире мы не можем получить полного удовлетворения, это невозможно. И тогда мы обратим наш взор к более возвышенным целям, и тогда мы захотим узнать все эти советы и наставления, каким образом посвятить свою жизнь, двадцать четыре часа [в сутки своей] жизни духовному пути, духовному развитию, служению. Это то, о чем говорил сегодня Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, в своей лекции, в своей речи. О том, как важно использовать это время правильно, которое мы получили. И это то, о чем учат нас все учителя, которые представлены здесь, в парампаре, и Шри Чайтанья Махапрабху, и сами Радха и Кришна. Эта книга, о которой мы сегодня говорили, называется «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности». Это великое сокровище, и не только для тех, кто недавно присоединился к этому движению, но для всех нас.

#01:13:12#

Ты можешь прочитать ее и приходить сюда, разговаривать с преданными. Какие-то слова будут для тебя новыми, но здесь есть преданные, которые смогут ответить на твои вопросы, объяснить тебе.

Вопрос. Махарадж, о чем вы порекомендуете думать в течение дня? Если бы вы могли разделить это [на части] в процентном отношении, о чем нам необходимо думать в течение одного дня?

#01:14:16#

Мадхусудан Махарадж. Если говорить в процентах, то сто процентов нашего времени мы пытаемся видеть все, думать и видеть все исключительно во взаимосвязи с любящим и любимым Господом. Один из основных способов делать это — это повторение святых имен. Вы видите, с вами рядом сидит мужчина и повторяет мантру. Мы пытаемся сделать таким образом, чтобы эта мантра крутилась у нас в голове постоянно. Это помогает нам видеть любящую руку, руку любящего Господа за всеми событиями, которые происходят. И не только в начале нашей практики, но всегда мы стараемся не просто думать об этом, но действительно жить так, видеть все события во взаимосвязи с Господом.

#01:16:24#

Вопрос. Но иногда, когда я воспеваю маха-мантру, я обнаруживаю, что думаю о каких-то посторонних вещах. Например, думаю том, как перейти дорогу или чем-то подобном. Происходит ли это по причине недостатка практики?

#01:16:47#

Мадхусудан Махарадж. Неплохо подумать о том, как вы переходите дорогу, потому что иначе вы можете попасть под машину, конечно. Мы стараемся быть практичными. Конечно, мы живем в этом мире и должны быть практичными. Но со временем, с практикой, мы учимся думать о Господе, даже когда мы переходим дорогу и смотрим налево и направо, едут ли машины. Даже в этот момент мы сможем думать о Господе. Но даже когда мы не переходим дорогу, с нами случается такое, что мы, читая джапу, читая маха-мантру, находим, что вдруг «улетели» куда-то нашими мыслями в другом направлении. Тогда мы должны стараться вернуть свое внимание обратно к маха-мантре, к воспеванию, и это практика, которую можно практиковать двадцать четыре часа [в сутки].

#01:18:18#

Вопрос. Не может ли так быть, что когда мы перестаем думать о Нем, а думаем об автомобилях слева и справа, то это каким-то образом показывает некоторое недоверие и неуважение, потому что полное доверие — значит верить, что Он создаст все предпосылки для того, чтобы путь был благополучным?

Мадхусудан Махарадж. Я думаю, что вы были в Индии. Вы можете «залезть» на YouTube и посмотреть, как водят в Калькутте. Думаю, что там все водители, а также все пешеходы исключительно полагаются на волю Господа. Но я, конечно, не советую делать то же самое в Москве, потому что могут и переехать. Реальность такова, что у нас есть это человеческое тело, и это человеческое тело мы должны задействовать в служении. Да, безусловно, в первую очередь мы помним о Господе, но когда мы помним о Господе, это приводит нас к тому, что мы что-то для Него делаем, то есть служим Ему. Когда мы получаем это человеческое тело, вместе с ним мы получаем и ответственность за это человеческое тело. Мы должны его сохранять в желательно хорошем состоянии, чтобы мы могли совершать служение Господу.

#01:21:20#

Но, безусловно, мы хотим полагаться на волю Господа и вручить себя Его воле, но это не означает, что мы хотим, чтобы Он заботился о нас, возложить на Него эту ответственность. Мы хотим служить Ему, это немножко другой ракурс рассмотрения этого вопроса. Мы не хотим доставить Ему никаких хлопот с нами. Поэтому общее наставление, которое мы получили, таково: мы должны быть практичными, мы должны быть разумными, но в этой практичной и разумной жизни мы стараемся каждый день все больше и больше развивать свою способность памятовать о Господе.

#01:22:40#

Итак, на этом мы сегодня остановимся. Время нас уже подгоняет... Я буду здесь еще несколько дней. В любом случае каждый вечер здесь проходят программы, которые ведут преданные. Приходите, задавайте вопросы, мы можем вместе читать, дискутировать, обсуждать все, приходите. На сегодня, видимо, уже все. Мы закончим эту программу традиционно, как делается во всех храмах Шри Чайтанья Сарасват Матха, коротким бхаджаном «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а». Кто-то из девушек может спеть. Видите, у Господа есть не только мужское проявление, но и женское проявление, а то все женщины всегда думают: «Почему Господь — это обязательно мужчина?» Нет, у Него также есть и женский аспект. Ждите продолжения. Кто из девушек споет?

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Алексей, Традиш Дас




[1] Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — «Внемлите, дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования