«Основы бхакти-йоги». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 19 марта 2016 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 99.07M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Основы бхакти-йоги

(19 марта 2016 года. Москва, Кисельный)

 

[Мадхусудану Махараджу предлагают гирлянду.]

Мадхусудан Махарадж. Эта гирлянда посвящается учителям — Шриле Говинде Махараджу и Шриле Шридхару Махараджу. У божеств здесь есть имена. Когда мы говорим: джая сапарикара, сапарикара означает «все спутники». Шри Шри Гуру. Гуру — это духовный учитель на портрете, который также представлен на алтаре. Гауранга слева. Гандхарвика — это имя Радхи, [Она расположена] справа, а посередине — Кришна, которого здесь зовут Радха-Раман-Сундарджиу. Мы сейчас с вами пели имена Гауранги и Нитьянанды, а также Радхи и Кришны — Харе Кришна. Этот способ воспевания святых имен Господа дан для данного времени, для этого времени, в котором мы живем, как способ вырваться из страданий.

#00:01:47#

Итак, сегодня очень особый день в Навадвипе, откуда родом это учение, которое мы представляем, и сегодня там особенный день. Я бы хотел прочитать вам кое-что. [Показывает фото на планшете.] Это изображение нашего храма в Навадвипе. Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе. Эта фотография была сделана в 1987 году. А вот река Ганга, которую сейчас вы видели в документальном кино, которое показывалось на экранах. Она протекает буквально рядом с храмом. Также в этом храме, вот именно в этом здании, которое вы видите на изображении, установлены божества, подобные этим. Там также есть Гауранга, Радха и Кришна, и, конечно, Гирирадж. Мы забыли упомянуть [здесь] Гирираджа, который расположен чуть ниже. [Гирирадж —] это кусочек известного очень святого места — холма Говардхан в Индии, во Вриндаване.

#00:03:56#

В этом храме установлены божества, подобные этим, но большего размера, и там их зовут: Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундар. А вот это озеро, которое вы видите на первом плане, называется Говинда-кунда. В Индии очень много различных мест, святых мест, мест паломничества, и люди со всего мира приезжают также и на Говинда-кунду, как в одно из таких святых мест. Мы сейчас будем читать введение в книжку, которую написал наш учитель [Шрила Шридхар Махарадж]: «Проповеди хранителя преданности». С правой стороны от алтаря вы видите фотографию нашего духовного учителя — Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, который основал наш храм в Навадвипе 1941 году. Когда мы приехали в Индию в 1982 году, там уже, конечно, было вот такое строение. Но в 1941 году этот храм представлял из себя всего лишь небольшую хижину. А вот справа от храма, непосредственно от куполов, вы видите здание, в котором непосредственно жил сам Шрила Шридхар Махарадж. Итак, мы будем читать введение к книге Шрилы Шридхара Махараджа «Проповеди хранителя преданности». Он говорил на прекрасном английском языке. Эта речь, которую он произнес, была записана и переведена на русский язык.

#00:07:16#

Ревати Диди. [Читает.] Здесь, в этой части Навадвипы, носящей название Коладвипы, находится то священное место, где Абсолют в наивысшей степени наделяет нас Своей милостью. Когда Абсолют дарит Себя, Он является в облике Шри Чайтаньядева. А Шри Чайтаньядев более всего милостив здесь, в Коладвипе.

#00:07:35#

Мадхусудан Махарадж. [Читает.]

кулийа̄-гра̄мете а̄си’ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа
хена на̄хи, йа̄ре прабху на̄ карила̄ дханйа[1]

Здесь приводится цитата из писания, которое называется «Чайтанья-Бхагавата».

#00:07:51#

Ревати Диди. [Читает.] Коладвипа — это вриндаванский холм Говардхан, скрытый в Шри Навадвипа-дхаме, и здесь по Своему милосердию Абсолют явил величайшую щедрость. Он прощал грехи, даже самые тяжкие, всем, кого встречал. Он принимал всех. Когда Господь Чайтанья дал обет санньясы, Он хотел идти во Вриндаван, но вернулся в Бенгалию, и в то время предстал во всем Своем великодушии и благородстве. Он обращал грешников, населяющих этот мир, в Своих последователей. Каждый, кто приходил к Нему, получал беспричинную милость. Такова особенность этого места. Произнося слово «место», мы не имеем в виду только географическое понятие. Конечно, географически оно тоже находится здесь [в материальном мире, а именно в Западной Бенгалии], но в истинном смысле слова — это то место, где великодушнейший Абсолют дарил Себя самым падшим из всех грешников. Здесь даже те, кто погряз в грехе, получали милость Господа. То, чего мы желаем более всего, приходит отсюда, из Навадвипа-дхамы. Здесь хранится ключ к самым возвышенным и сладостным чувствам в наших сердцах, ключ, открывающий вход в наш сладостный родной дом. Этот ключ к миру веры, шраддхи, миру любви.

#00:09:00#

Я блуждаю в лесу, где мне отовсюду грозит опасность, где в любое мгновение ко мне может прийти смерть. Мое ложное эго, мое материалистичное представление о самом себе, не вечно; может быть, в следующий миг мое так называемое «я» ждет смерть. Но здесь, в Навадвипе, я найду ключ к моей истинной жизни, к моему истинному дому. Все это дали нам те, кто одарен духовной мудростью. Бог-отец, Бог-сын, Бог-супруг: мы можем познать Его [Господа как Шри Чайтанью Махапрабху] в различных проявлениях, и эти истины откроются здесь, в Навадвипа-дхаме. Когда мы воспринимаем Бога как отца, мы занимаем положение просящих, а Он дает нам пищу, кров и все необходимое для жизни в этом мире. Но если мы по-настоящему приблизимся к Нему, позабыв о наших богатствах и прочих материальных достижениях, если мы приблизимся к Нему со всей искренностью в сердце, а не только формально, если полностью отдадим себя Ему, то увидим Его таким, какой Он есть, а не таким, каким Он нужен нам в нашем падшем состоянии. Мы несовершенны. Наше ощущение своих потребностей тоже несовершенно, поэтому несовершенны и наши молитвы. Но Он пришел, чтобы дать нам то, что, согласно Его воле, есть для нас самое лучшее. И это дается только здесь. «Возьми, прими Меня. Я твой самый близкий и самый задушевный друг, лучше которого у тебя нет. Я твой покровитель и друг. Я для тебя все. Иди же ко Мне».

#00:10:32#

Мадхусудан Махарадж. Здесь Шрила Шридхар Махарадж говорит о Гауранге, или Шри Чайтанье Махапрабху, который явился в Навадвипе. Подобно тому, как на Западе принято отмечать дни рождения большим праздником, сейчас в Навадвипе идет подготовка к большому ежегодному празднику — дню рождения, или дню явления, Шри Чайтаньи Махапрабху. Этот день явления, этот большой праздник состоится через несколько дней, но уже сегодня начинается подготовка к этому празднику, все преданные собираются в Навадвипе и отправляются в паломничество, на парикраму. Парикрама — это обход святых мест. В какой день Гаура-пурнима конкретно?

Из зала. Двадцать третьего [марта].

#00:12:54#

Мадхусудан Махарадж. Итак, через четыре дня, двадцать третьего числа, будет непосредственно праздник, посвященный дню явления, будет непосредственно день явления Шри Чайтаньи Махапрабху, или Гауранги. Но сейчас четыре дня будут продолжаться парикрамы, будет идти подготовка к этому большому празднику, который называется Гаура-пурнима. Гаура означает Гаурангу, пурнима — «полнолуние». Авадхут Махарадж, глава русской миссии, — один из тех паломников, которые сейчас находятся там, на парикраме. Я не знаю, идет ли он пешком всю парикраму, потому что это очень долгий путь, но, так или иначе, он находится там со всеми остальными и совершает навадвипа-дхама-парикраму. Мы недавно посчитали, что за последние тридцать лет это второй год, когда я не встречаю Гаура-пурниму в Индии, а нахожусь за ее пределами, здесь с вами. Но сам я родом из Африки, из Кении, и я могу вам гарантировать, что там мы не слышали ничего изначально о Навадвипа-дхаме. Мы слышали о таких городах, как Москва, Нью-Йорк, Лондон и подобные, но никогда не слышали о таком месте, как Навадвипа-дхама. Мы бы подумали: «Что это за такое странное, интересное место? Чем оно знаменито?» Каким же образом мы узнали о существовании Навадвипа-дхамы? Можно сказать, что мы узнали [о ней] посредством посланников Махапрабху, людей, последователей, которые распространили славу Навадвипа-дхамы по всей Индии, а потом и по всему миру.

#00:16:30#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, был учеником и последователем своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В свою очередь учителем Шрилы Сарасвати Тхакура, наставляющим учителем, шикша-гуру, был Бхактивинод Тхакур. Шрила Бхактивинод Тхакур жил в Навадвипе, и он мог видеть духовную славу этого места. И когда я говорю, что он мог видеть духовную славу Навадвипы, я говорю о том, что, конечно, у всего в мире есть внешний аспект, но у святых мест также есть аспект внутренний, духовный, и только люди с крайне чистым сознанием могут видеть его. [Показывает фото на планшете.] Вот изображение Шрилы Бхактивинода Тхакура. Шрила Бхактивинод Тхакур был абсолютно очарован учениями Гауранги и Нитьянанды. И это тот Гауранга, который появился, который явился на этот свет в Навадвипа-дхаме. Именно Шрила Бхактивинод Тхакур нашел затерянные места, связанные с играми, связанные с нахождением на этой земле Шри Чайтаньи Махапрабху. И под его руководством, и в качестве служения ему, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур организовал и установил храм в месте Йога-питх, непосредственно в месте явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Также, в качестве служения своему духовному учителю, Шрила Сарасвати Тхакур возобновил, установил традицию парикрамы вокруг Навадвипа-дхамы. (Парикрама — это когда мы обходим святые места по кругу.)

#00:20:41#

Также Шрила Сарасвати Тхакур подчеркивал важность того, чтобы выпускать книги, повествующие о Шри Чайтанье Махапрабху, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-Бхагавата» и другие. И, прежде чем покинуть этот мир, Шрила Сарасвати Тхакур очень ясным образом дал понять, что передает полномочия, передает «поток», духовный поток, своему ученику, Шриле Шридхару Махараджу. [Показывает фото на планшете.] Шрила Шридхар Махарадж основал храм, изображение которого мы с вами недавно видели, Шри Чайтанья Сарасват Матх, в сорок первом году. И я, и другие, многие другие, западные преданные приехали в Индию в 1982 году в этот храм, основанный Шрилой Шридхаром Махараджем, чтобы встретиться с ним, а также с его главным учеником, Шрилой Говиндой Махараджем. [Показывает фото на планшете.] Вот это — Шрила Говинда Махарадж, это — Шрила Шридхар Махарадж. Также у Шрилы Шридхара Махараджа был духовный брат, можно сказать для которого он стал также шикша-гуру, то есть наставником, старшим наставником. Этого человека звали Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Благодаря широкому распространению книг, связанных с учением Шри Чайтаньи Махапрабху, которое организовали Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Говинда Махарадж и Шрила Прабхупада по всему миру, мы знаем о Навадвипа-дхаме, а также о цели нашей жизни. Мы только что прочли с вами вступление к книге «Проповеди хранителя преданности» Шрилы Шридхара Махараджа, где он дает нам ключевое понимание, дает нам объяснение, что является наивысшей удачей для нас. Счастливая обитель, обитель, наполненная кришна-премой, что означает божественная любовь, открыта сейчас для всех, включая грешников.

#00:25:34#

Это возможно благодаря распространению святых имен, которое начал Шри Чайтанья Махапрабху в Навадвипе. Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху показали, уверили всех, показали примеры из писаний, которые говорят о том, что воспевание святых имен Господа откроет для нас наши наиболее радостные перспективы, самое важное для нас благо. На сегодняшний день многие паломники находятся в Навадвипе, а еще больше людей находятся, возможно, где-то еще, но они думают о том, что происходит в Навадвипе, и таким образом все размышляют о Навадвипе и о святых местах Навадвипы. Таким образом мы видим, что в Навадвипе лежит ключ, ключ к нашей благой удаче, к самой лучшей нашей судьбе, нашей цели, которая состоит в любви к Господу. Никто не может отрицать, что это прекраснейшая из целей. Сейчас по всему миру, в самых отдаленных уголках мира — в восточной Африке, в Москве и не только, — мы видим, что здесь есть много книг, «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита, другие. Все это благодаря тому, что эти писания были напечатаны и распространены. Таким образом, сейчас у всех есть возможность узнать об этих древних писаниях, об этих знаниях, которые оставили нам мудрецы прошлого.

#00:29:20#

Итак, меня сегодня попросили встретиться с вами и рассказать вам о праздниках, которые происходят в Индии, в Навадвипе, что это за праздники, что там происходит. Мы также можем проникнуться этим настроением, прочитав об этом описания в «Навадвипа-дхама-махатмье», где день за днем описана парикрама, это книга Бхактивинода Тхакура. Итак, сейчас паломники идут по всем этим святым местам Навадвипа-дхамы, и, пока они идут, они воспевают мантры, которые мы пели с вами: ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда / ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди гаура-бхакта-вр̣нда и харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе — панча-таттва мантру и Харе Кришна маха-мантру. Также они играют на караталах, таких тарелочках, на которых мы играли, и на мридангах, таких вот барабанах. Они поют эти мантры, потому что эти мантры были даны нам как наилучшее, наиболее благоприятное лекарство для нас во время, которое мы живем, в Кали-югу.

#00:31:42#

Также эту мантру — маха-мантру «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а...» [харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе] — воспевают по всей Индии. Она известна, потому что эту мантру дал в древние времена, еще в Гималаях, которые вы видели в кино, Ведавьяс. А распространил по всей Индии эту Харе Кришна маха-мантру Гауранга Махапрабху, чей день рождения, день явления мы скоро будем отмечать в праздник Гаура-пурнимы. Он распространил эту мантру по всей Индии, и на это время вся Индия наполнилась радостью и избавилась от каких-либо горестей материального существования. Мы часто слышим в западном мире, что существует много разных гуру, которые дают различные мантры, но эти мантры не имеют никакого основания в древних писаниях, в отличие от этой мантры, маха-мантры, которую принес Шри Чайтанья Махапрабху. Эта мантра является живой, мантра, которая состоит из имен Господа, а имена Господа неотличны от Него самого. Таким образом, когда мы воспеваем эту мантру, мы обращаемся к Господу, мы пытаемся привлечь Его внимание, мы обращаемся к Нему с любовью.

#0:35:02#

Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху обошли всю Индию вдоль и поперек, распространяя, раздавая эту мантру. Также Они говорили: «Нет никаких ограничений: любой человек в любой ситуации может воспевать эту мантру». Можно медитировать [на нее], можно ее петь, можно ее повторять в автобусе или в поезде, где угодно, нет никаких специальных условий. Нам повезло встретить как минимум двух великих личностей, великих учителей — Шрилу Говинду Махараджа и Шрилу Шридхара Махараджа, — которые были экспертами в воспевании этой мантры, в служении этой мантре. Мы видели их жизни, и мы видели жизни тех людей, которые соприкасались с ними. Таким образом, мы видим, как этот поток, нисходящий поток божественной любви переходит, он проходит через линию так называемой парампары, то есть через преемственность учителей, от учителя к ученику, [от] учителя к ученику. И те, кто принесли нам этот неоценимый дар: мы будем помнить о дне и месте их явления, а также об учении, которое они нам принесли, и будем стараться всеми силами следовать их наставлениям, следовать [за] их стопами, и это значит — воспевать Харе Кришна маха-мантру, и быть счастливыми. Итак, мы сегодня посвятили наш разговор воспоминаниям о Навадвипе, памятованию о Навадвипе и Гауранге Махапрабху, а также о том бесценном даре, который пришел из Навадвипы посредством, через Гаурангу Махапрабху и Нитьянанду Махапрабху. Есть ли у кого-либо какие-нибудь вопросы?

#00:38:30#

Здесь с нами сегодня Макханчор Прабху, он один из управляющих храмом, поэтому он может ответить на все ваши вопросы. Я его знаю еще с Индии, он приезжал с паломниками и принимал участие в паломничестве с другими преданными. И когда гости, паломники, приезжали к нам в храм, это была моя сева, мое служение — следить за тем, чтобы у них все было хорошо, присматривать, организовывать все для них. Но теперь они привезли меня из храма сюда, чтобы познакомиться, встретиться с вами. [По-русски спрашивает: «Вопрош?» Все смеются] Вопросы? Я знаю, все теперь тихо медитируют на маха-мантру, повторяют имена Господа. Потому что нет никаких ограничений: можно воспевать мантру, повторять мантру в уме, можно повторять ее [громко] голосом, можно ее петь, нет никаких ограничений.

#00:40:29#

Маха-мантра называется именно так, потому что это лучшая, высочайшая из всех мантр. Ананда переводится как «счастье», а Маха-анандам — одно из имен Кришны. И все мы хотим быть Маха-анандой Дасом или Маха-анандой Даси, то есть слугами Маха-ананды. Концепция сознания Кришны, которую несут нам наши учителя, если вы будете следовать ей правильным образом, вы почувствуете, что эта концепция, это понимание очень чисто, очень радостно. Вы почувствуете вашим сердцем, что вы открыли для себя нечто очень радостное. И да, действительно, наш мозг может столько всего просчитать, столько всего проанализировать, понять. Но наше удовлетворение… мы пытаемся удовлетворить не наш мозг, но наше сердце, наши чувства. Этот аспект счастья, этот потенциал счастья, который спит в вас сейчас, внутри каждого, он пробуждается посредством воспевания маха-мантры, и это и есть тот бесценный дар, который нам принесли Гауранга и Нитьянанда Прабху. Кто это спросил?

#00:43:16#

Преданная. А как вам удается служить двадцать четыре часа?

#00:43:33#

Мадхусудан Махарадж. Не знаю, насколько успешно мне это удается, но мы видим, как наши Гуру занимаются служением двадцать четыре часа в день. Автоматически, естественным образом, если мы не привлечены какими-то объектами материального мира, мы используем нашу энергию для служения высшему, духовному миру, для воспевания святых имен. И через воспевание к нам приходит служение. В моем случае, я могу сказать, что только благодаря Гуру Махараджу и Гурудеву я пытаюсь следовать этому. Моим служением всегда было — представлять людей Шриле Гуру Махараджу и Шриле Говинде Махараджу, Гурудеву. Представлять их и знакомить их. На наших глазах сердца людей менялись, всех людей, кто соприкасался с ними. И если мы знаем, что что-то является реальным, мы будем прилагать усилия, мы будем стремиться к этому. И да, поэтому я поехал в Индию, к учителю, у меня были деньги только на билет «туда». А если у вас билет только в одну сторону, то не так-то просто вернуться. Я уехал в 1982 году, а вернулся [на Запад] в 2014.

#00:46:26#

Преданная. Махарадж, можно спросить? Практикующий, который повторяет святое имя, маха-мантру, он прославляет [неразборчиво] деяния Господа или просит о самых сокровенных желаниях? Каково должно быть желание практикующего для повторения маха-мантры?

#00:47:23#

Мадхусудан Махарадж. Это прекрасный вопрос, и Шрила Гуру Махарадж говорил, что, когда мы повторяем маха-мантру, у нас не должно быть никаких корыстных намерений, каких-то эгоистичных желаний, что мы хотим что-то получить взамен. Единственное желание, которое должно быть у нас, это просьба, чтобы мы заняли наше подобающее положение в качестве слуги Господа. Возможно, какое-то мелкое положение. Мы оставили попытки стать успешными в этом материальном мире, потому что это невозможно. Мы понимаем, что эти попытки безнадежны. Все, что мы получим, это даже не то, что ноль, а [минус:] мы получим какие-то кармические реакции, по закону кармы [к] нам вернутся все наши действия [в виде их последствий]. Поэтому у нас не должно быть никаких материалистичных желаний, например: «Пошли мне, Господи, пожалуйста, БМВ». Шрила Гуру Махарадж говорил так же, что, когда мы читаем маха-мантру, мы должны медитировать на звуки святых имен, и единственное настроение, которое должно быть у нас, — это: «Пожалуйста, займи меня каким-либо служением, какой-то севой, чтобы порадовать, удовлетворить Тебя».

#00:49:36#

Преданный. А если нет такого настроения, что с этим делать?

#00:49:45#

Мадхусудан Махарадж. Все равно продолжайте воспевать, повторять мантру. Когда мы идем к врачу лечиться, и он дает нам какое-то лекарство, мы не обязательно понимаем, что это за лекарство и что там содержится внутри. Но мы принимаем это лекарство, и через какое-то время мы чувствуем перемены. И когда мы повторяем мантру, она обязательно приводит к определенному эффекту. Это не то, что мы повторяем мантру просто так, у нее есть определенный эффект. Первый эффект, который мы чувствуем, это то, что мантра начинает очищать слои грязи, которые покрывают наше сердце. И вполне возможно, что в начале, когда мы повторяем мантру, мы не понимаем, о каком настроении идет речь, и как его приобрести. Но мы должны, тем не менее, продолжать повторять мантру, и со временем наша способность чувствовать подскажет нам, мы почувствуем: «Да, это лекарство, которое мне нужно, оно благотворно для меня». И это именно так, как Гауранга и Нитьянанда Прабху распространяли святые имена — никаких условий, просто воспевайте и будьте счастливы, и вы станете счастливы. Навадвипа-дхама — это особое место.

#00:52:44#

Преданная. Можно еще вопрос? Я читала выдержки, комментарии, по-моему, Шридхара Махараджа. И такую, значит, встретила вещь, что, когда человек, мы живем в материалистическом мире, в материальном мире, и такая фраза была, что мы не совсем понимаем [в нем], что нам нужно. Нужно полагаться на милость Господа, то есть Он нам даст или хорошее, или плохое. Это если словами какой-то дуальности говорить. И то, что я, душа, ничтожна настолько, что должна положиться на милость Бога. Насколько все-таки душа ничтожна или возвышенна для Кришны, для Господа?

Ревати Диди. А можно еще раз суть? Я забыла начало. По поводу дуальности я не совсем поняла. Насколько душа ничтожна и...?

#00:53:48#

Преданная. Мы должны уповать на милость Господа, что бы Он нам ни послал? Мы не можем понимать, что для нас лучше или хуже. Насколько каждая душа ничтожна для Кришны?

#00:54:49#

Мадхусудан Махарадж. Господь видит всех, и Он хочет, чтобы все видели Его. И когда мы стараемся обратить наше внимание на Него, Он обязательно обращает много внимания на нас. И когда мы начнем воспевать маха-мантру, мы увидим, что все наше окружение начинает помогать нам, потому что Господь везде, вокруг. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Если вы посмотрите, если вы поймете, что есть душа, это удивительное, удивительное явление». Что тогда говорить об источнике всех этих душ?

#00:56:26#

Преданная. Или, например, допустим... [Махарадж с переводчицей говорят на английском.] Или, например, если человек чего-то добивается, считается, наверное, эгоизмом — он думает, что это он сам чего-то добился. На самом деле это была милость Бога. Это эгоизм или как?

#00:57:10#

Мадхусудан Махарадж. Да. [Смех.] Да, в этом мире мы должны действовать, но не в наших руках результат этих действий, результат зависит только от Господа. Как раз Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху — тот дар, который Они дали нам, связан с нашей вечной жизнью, с нашим вечным благом. Вы же понимаете, что в этом теле вы находитесь всего на несколько лет. Но когда это тело откажет, остановится сердце, почки или еще что-то случится, ваше сознание останется. И то, что дали Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху, оно относится к тому, как сделать вашу вечную жизнь успешной. Мы сейчас не находимся дома. В этом мире мы не дома. Это все равно, что мы в гостинице или на даче [слово «дача» Махарадж произнес на русском]. Мы здесь временно, это место временно для нас всех.

#00:59:42#

Немного ранее мы читали слова Шрилы Шридхара Махараджа о том, что мы находимся в крайне шатком положении, в любой момент с нами может что-то случиться. Но эта жизнь дана нам для того, чтобы занять наше правильное положение, чтобы больше мы не попадали в это шаткое положение. Это возможно сделать с помощью воспевания маха-мантры. И то лекарство, которое дал нам Махапрабху, Он дал его именно вам, той душе, которая находится внутри, не для тела и даже не для ума. Иногда мы думаем: «О, у меня есть какое-то сознание, здорово, закинусь-ка я парой стопок водки и буду чувствовать себя прекрасно». Нет, это лекарство работает для вас, внутри того кусочка сознания, души. И благодаря этой мантре, этому лекарству, вы сможете занять ваше истинное положение у вас дома, а не на даче. И да, мы все являемся лишь маленькими, незначительными душами, но тем не менее каждый из нас очень важен, мы обладаем важностью, особенно если мы будем рассматривать то, что мы являемся маленькими, но частичками безграничной энергии Господа. В этом ключе каждый из нас имеет свою цену, имеет свою важность. Итак, сегодня особый день — день, когда мы вспоминаем, памятуем о Навадвипе и о великом даре, который пришел из Навадвипы от Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Мы хотим не просто помнить об этом, но заключить это знание в наше сердце и по Их наставлениям сделать нашу жизнь успешной. Джай Шримати Вринда Туласи Махарани ки джай! Харе Кришна!

#01:03:43#

Сейчас у нас начнется арати, мы будем петь с нашими специалистами по киртану, киртаниями. Первые слова вступления, которые мы читали, говорят о том, что Навадвипа — это счастливое, это священное счастливое место. В Навадвипе всегда танцуют и поют. Воспевают, поют святые имена Господа и танцуют, выражая свою радость. Когда вы живете в Навадвипе, вам кажется, что весь мир живет так. И только, когда вы выбираетесь в большой город, вам кажется странным: «Странно. Как-то здесь все по-другому». Также во Вриндаване каждое утро вы можете слышать даже в домах, в частных домах, [как] звонят колокольчики, возвещающие о том, что начинается арати, все воспевают святые имена, все мужчины одеты в дхоти, а женщины — в сари. И только когда вы уезжаете куда-то в большой город, в Дели или какой-то другой, вы видите, что там жизнь идет по-другому, и невольно задумываетесь: «Почему они выбрали такую несчастную жизнь?»

#01:06:18#

Во Вриндаване и подобных местах является незаконным продажа рыбы, мяса и [других] подобных продуктов, яиц. А когда мы выезжаем в большие города вроде Дели и Калькутты и видим, как люди едят мясо, это жутко поражает. Нам кажется: «Зачем они это делают? Неужели они не знают о карме?» И конечно, их еда даже близко не так хороша, как наша. И совершенно точно, что среди всех вегетарианских поваров наши повара самые лучшие в мире.

Ревати Диди. Махарадж уточнил, проводим ли мы здесь также мастер-классы по приготовлению различных вегетарианских блюд. Мы сказали, что иногда да, и он сказал, что нужно брать много денег за них.

Мадхусудан Махарадж. Когда наши преданные впервые приехали в Россию в девяносто четвертом или девяносто пятом году, то увидели, что вегетарианская кухня была достаточна бедна, аскетична, можно даже сказать. Но сейчас, когда мы приезжаем, мы видим, что здесь все прекрасно, все научились хорошо готовить.

Джай Шри Навадвипа-дхама ки джай!

Шри навадвипа-дхама-парикрама ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Джай Вишнупад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Раман-Сундарджиу ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Говинда, Говинда!

#01:09:23#

Спасибо большое вам за то, что вы слушали так тихо и внимательно. Постарайтесь, пожалуйста, запомнить что-то из того, о чем мы говорили сегодня вечером, и получить для себя максимальное благо. Гаура премананде Харибол!

Макханчор Прабху. Джая Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#01:09:51#

Преданная. Дорогие друзья, мы сейчас споем еще несколько песен. Кто хочет вместе с нами, можно в шкафчике взять песенники. На странице 34 будет первая песня.

#01:11:05#

[арати]

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  «После возвращения в Кулию, Господь не забыл никого, но прославил каждого» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 3.541).




←  «Бхаджаху̐ Ре Мана». Бхакти Лалита Деви Даси. Мае Рим, Таиланд ·• Архив новостей •· Приезд в Лахту Шрипада Б. Р. Мадхусудана Махараджа и вечерняя программа 20 марта 2016 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 103.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Основы бхакти-йоги

(19 марта 2016 года. Москва, Кисельный)

 

[Мадхусудану Махараджу предлагают гирлянду.]

Мадхусудан Махарадж. Эта гирлянда посвящается учителям — Шриле Говинде Махараджу и Шриле Шридхару Махараджу. У божеств здесь есть имена. Когда мы говорим: джая сапарикара, сапарикара означает «все спутники». Шри Шри Гуру. Гуру — это духовный учитель на портрете, который также представлен на алтаре. Гауранга слева. Гандхарвика — это имя Радхи, [Она расположена] справа, а посередине — Кришна, которого здесь зовут Радха-Раман-Сундарджиу. Мы сейчас с вами пели имена Гауранги и Нитьянанды, а также Радхи и Кришны — Харе Кришна. Этот способ воспевания святых имен Господа дан для данного времени, для этого времени, в котором мы живем, как способ вырваться из страданий.

#00:01:47#

Итак, сегодня очень особый день в Навадвипе, откуда родом это учение, которое мы представляем, и сегодня там особенный день. Я бы хотел прочитать вам кое-что. [Показывает фото на планшете.] Это изображение нашего храма в Навадвипе. Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе. Эта фотография была сделана в 1987 году. А вот река Ганга, которую сейчас вы видели в документальном кино, которое показывалось на экранах. Она протекает буквально рядом с храмом. Также в этом храме, вот именно в этом здании, которое вы видите на изображении, установлены божества, подобные этим. Там также есть Гауранга, Радха и Кришна, и, конечно, Гирирадж. Мы забыли упомянуть [здесь] Гирираджа, который расположен чуть ниже. [Гирирадж —] это кусочек известного очень святого места — холма Говардхан в Индии, во Вриндаване.

#00:03:56#

В этом храме установлены божества, подобные этим, но большего размера, и там их зовут: Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундар. А вот это озеро, которое вы видите на первом плане, называется Говинда-кунда. В Индии очень много различных мест, святых мест, мест паломничества, и люди со всего мира приезжают также и на Говинда-кунду, как в одно из таких святых мест. Мы сейчас будем читать введение в книжку, которую написал наш учитель [Шрила Шридхар Махарадж]: «Проповеди хранителя преданности». С правой стороны от алтаря вы видите фотографию нашего духовного учителя — Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, который основал наш храм в Навадвипе 1941 году. Когда мы приехали в Индию в 1982 году, там уже, конечно, было вот такое строение. Но в 1941 году этот храм представлял из себя всего лишь небольшую хижину. А вот справа от храма, непосредственно от куполов, вы видите здание, в котором непосредственно жил сам Шрила Шридхар Махарадж. Итак, мы будем читать введение к книге Шрилы Шридхара Махараджа «Проповеди хранителя преданности». Он говорил на прекрасном английском языке. Эта речь, которую он произнес, была записана и переведена на русский язык.

#00:07:16#

Ревати Диди. [Читает.] Здесь, в этой части Навадвипы, носящей название Коладвипы, находится то священное место, где Абсолют в наивысшей степени наделяет нас Своей милостью. Когда Абсолют дарит Себя, Он является в облике Шри Чайтаньядева. А Шри Чайтаньядев более всего милостив здесь, в Коладвипе.

#00:07:35#

Мадхусудан Махарадж. [Читает.]

кулийа̄-гра̄мете а̄си’ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа
хена на̄хи, йа̄ре прабху на̄ карила̄ дханйа[1]

Здесь приводится цитата из писания, которое называется «Чайтанья-Бхагавата».

#00:07:51#

Ревати Диди. [Читает.] Коладвипа — это вриндаванский холм Говардхан, скрытый в Шри Навадвипа-дхаме, и здесь по Своему милосердию Абсолют явил величайшую щедрость. Он прощал грехи, даже самые тяжкие, всем, кого встречал. Он принимал всех. Когда Господь Чайтанья дал обет санньясы, Он хотел идти во Вриндаван, но вернулся в Бенгалию, и в то время предстал во всем Своем великодушии и благородстве. Он обращал грешников, населяющих этот мир, в Своих последователей. Каждый, кто приходил к Нему, получал беспричинную милость. Такова особенность этого места. Произнося слово «место», мы не имеем в виду только географическое понятие. Конечно, географически оно тоже находится здесь [в материальном мире, а именно в Западной Бенгалии], но в истинном смысле слова — это то место, где великодушнейший Абсолют дарил Себя самым падшим из всех грешников. Здесь даже те, кто погряз в грехе, получали милость Господа. То, чего мы желаем более всего, приходит отсюда, из Навадвипа-дхамы. Здесь хранится ключ к самым возвышенным и сладостным чувствам в наших сердцах, ключ, открывающий вход в наш сладостный родной дом. Этот ключ к миру веры, шраддхи, миру любви.

#00:09:00#

Я блуждаю в лесу, где мне отовсюду грозит опасность, где в любое мгновение ко мне может прийти смерть. Мое ложное эго, мое материалистичное представление о самом себе, не вечно; может быть, в следующий миг мое так называемое «я» ждет смерть. Но здесь, в Навадвипе, я найду ключ к моей истинной жизни, к моему истинному дому. Все это дали нам те, кто одарен духовной мудростью. Бог-отец, Бог-сын, Бог-супруг: мы можем познать Его [Господа как Шри Чайтанью Махапрабху] в различных проявлениях, и эти истины откроются здесь, в Навадвипа-дхаме. Когда мы воспринимаем Бога как отца, мы занимаем положение просящих, а Он дает нам пищу, кров и все необходимое для жизни в этом мире. Но если мы по-настоящему приблизимся к Нему, позабыв о наших богатствах и прочих материальных достижениях, если мы приблизимся к Нему со всей искренностью в сердце, а не только формально, если полностью отдадим себя Ему, то увидим Его таким, какой Он есть, а не таким, каким Он нужен нам в нашем падшем состоянии. Мы несовершенны. Наше ощущение своих потребностей тоже несовершенно, поэтому несовершенны и наши молитвы. Но Он пришел, чтобы дать нам то, что, согласно Его воле, есть для нас самое лучшее. И это дается только здесь. «Возьми, прими Меня. Я твой самый близкий и самый задушевный друг, лучше которого у тебя нет. Я твой покровитель и друг. Я для тебя все. Иди же ко Мне».

#00:10:32#

Мадхусудан Махарадж. Здесь Шрила Шридхар Махарадж говорит о Гауранге, или Шри Чайтанье Махапрабху, который явился в Навадвипе. Подобно тому, как на Западе принято отмечать дни рождения большим праздником, сейчас в Навадвипе идет подготовка к большому ежегодному празднику — дню рождения, или дню явления, Шри Чайтаньи Махапрабху. Этот день явления, этот большой праздник состоится через несколько дней, но уже сегодня начинается подготовка к этому празднику, все преданные собираются в Навадвипе и отправляются в паломничество, на парикраму. Парикрама — это обход святых мест. В какой день Гаура-пурнима конкретно?

Из зала. Двадцать третьего [марта].

#00:12:54#

Мадхусудан Махарадж. Итак, через четыре дня, двадцать третьего числа, будет непосредственно праздник, посвященный дню явления, будет непосредственно день явления Шри Чайтаньи Махапрабху, или Гауранги. Но сейчас четыре дня будут продолжаться парикрамы, будет идти подготовка к этому большому празднику, который называется Гаура-пурнима. Гаура означает Гаурангу, пурнима — «полнолуние». Авадхут Махарадж, глава русской миссии, — один из тех паломников, которые сейчас находятся там, на парикраме. Я не знаю, идет ли он пешком всю парикраму, потому что это очень долгий путь, но, так или иначе, он находится там со всеми остальными и совершает навадвипа-дхама-парикраму. Мы недавно посчитали, что за последние тридцать лет это второй год, когда я не встречаю Гаура-пурниму в Индии, а нахожусь за ее пределами, здесь с вами. Но сам я родом из Африки, из Кении, и я могу вам гарантировать, что там мы не слышали ничего изначально о Навадвипа-дхаме. Мы слышали о таких городах, как Москва, Нью-Йорк, Лондон и подобные, но никогда не слышали о таком месте, как Навадвипа-дхама. Мы бы подумали: «Что это за такое странное, интересное место? Чем оно знаменито?» Каким же образом мы узнали о существовании Навадвипа-дхамы? Можно сказать, что мы узнали [о ней] посредством посланников Махапрабху, людей, последователей, которые распространили славу Навадвипа-дхамы по всей Индии, а потом и по всему миру.

#00:16:30#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, был учеником и последователем своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В свою очередь учителем Шрилы Сарасвати Тхакура, наставляющим учителем, шикша-гуру, был Бхактивинод Тхакур. Шрила Бхактивинод Тхакур жил в Навадвипе, и он мог видеть духовную славу этого места. И когда я говорю, что он мог видеть духовную славу Навадвипы, я говорю о том, что, конечно, у всего в мире есть внешний аспект, но у святых мест также есть аспект внутренний, духовный, и только люди с крайне чистым сознанием могут видеть его. [Показывает фото на планшете.] Вот изображение Шрилы Бхактивинода Тхакура. Шрила Бхактивинод Тхакур был абсолютно очарован учениями Гауранги и Нитьянанды. И это тот Гауранга, который появился, который явился на этот свет в Навадвипа-дхаме. Именно Шрила Бхактивинод Тхакур нашел затерянные места, связанные с играми, связанные с нахождением на этой земле Шри Чайтаньи Махапрабху. И под его руководством, и в качестве служения ему, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур организовал и установил храм в месте Йога-питх, непосредственно в месте явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Также, в качестве служения своему духовному учителю, Шрила Сарасвати Тхакур возобновил, установил традицию парикрамы вокруг Навадвипа-дхамы. (Парикрама — это когда мы обходим святые места по кругу.)

#00:20:41#

Также Шрила Сарасвати Тхакур подчеркивал важность того, чтобы выпускать книги, повествующие о Шри Чайтанье Махапрабху, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-Бхагавата» и другие. И, прежде чем покинуть этот мир, Шрила Сарасвати Тхакур очень ясным образом дал понять, что передает полномочия, передает «поток», духовный поток, своему ученику, Шриле Шридхару Махараджу. [Показывает фото на планшете.] Шрила Шридхар Махарадж основал храм, изображение которого мы с вами недавно видели, Шри Чайтанья Сарасват Матх, в сорок первом году. И я, и другие, многие другие, западные преданные приехали в Индию в 1982 году в этот храм, основанный Шрилой Шридхаром Махараджем, чтобы встретиться с ним, а также с его главным учеником, Шрилой Говиндой Махараджем. [Показывает фото на планшете.] Вот это — Шрила Говинда Махарадж, это — Шрила Шридхар Махарадж. Также у Шрилы Шридхара Махараджа был духовный брат, можно сказать для которого он стал также шикша-гуру, то есть наставником, старшим наставником. Этого человека звали Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Благодаря широкому распространению книг, связанных с учением Шри Чайтаньи Махапрабху, которое организовали Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Говинда Махарадж и Шрила Прабхупада по всему миру, мы знаем о Навадвипа-дхаме, а также о цели нашей жизни. Мы только что прочли с вами вступление к книге «Проповеди хранителя преданности» Шрилы Шридхара Махараджа, где он дает нам ключевое понимание, дает нам объяснение, что является наивысшей удачей для нас. Счастливая обитель, обитель, наполненная кришна-премой, что означает божественная любовь, открыта сейчас для всех, включая грешников.

#00:25:34#

Это возможно благодаря распространению святых имен, которое начал Шри Чайтанья Махапрабху в Навадвипе. Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху показали, уверили всех, показали примеры из писаний, которые говорят о том, что воспевание святых имен Господа откроет для нас наши наиболее радостные перспективы, самое важное для нас благо. На сегодняшний день многие паломники находятся в Навадвипе, а еще больше людей находятся, возможно, где-то еще, но они думают о том, что происходит в Навадвипе, и таким образом все размышляют о Навадвипе и о святых местах Навадвипы. Таким образом мы видим, что в Навадвипе лежит ключ, ключ к нашей благой удаче, к самой лучшей нашей судьбе, нашей цели, которая состоит в любви к Господу. Никто не может отрицать, что это прекраснейшая из целей. Сейчас по всему миру, в самых отдаленных уголках мира — в восточной Африке, в Москве и не только, — мы видим, что здесь есть много книг, «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита, другие. Все это благодаря тому, что эти писания были напечатаны и распространены. Таким образом, сейчас у всех есть возможность узнать об этих древних писаниях, об этих знаниях, которые оставили нам мудрецы прошлого.

#00:29:20#

Итак, меня сегодня попросили встретиться с вами и рассказать вам о праздниках, которые происходят в Индии, в Навадвипе, что это за праздники, что там происходит. Мы также можем проникнуться этим настроением, прочитав об этом описания в «Навадвипа-дхама-махатмье», где день за днем описана парикрама, это книга Бхактивинода Тхакура. Итак, сейчас паломники идут по всем этим святым местам Навадвипа-дхамы, и, пока они идут, они воспевают мантры, которые мы пели с вами: ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда / ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди гаура-бхакта-вр̣нда и харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе — панча-таттва мантру и Харе Кришна маха-мантру. Также они играют на караталах, таких тарелочках, на которых мы играли, и на мридангах, таких вот барабанах. Они поют эти мантры, потому что эти мантры были даны нам как наилучшее, наиболее благоприятное лекарство для нас во время, которое мы живем, в Кали-югу.

#00:31:42#

Также эту мантру — маха-мантру «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а...» [харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе] — воспевают по всей Индии. Она известна, потому что эту мантру дал в древние времена, еще в Гималаях, которые вы видели в кино, Ведавьяс. А распространил по всей Индии эту Харе Кришна маха-мантру Гауранга Махапрабху, чей день рождения, день явления мы скоро будем отмечать в праздник Гаура-пурнимы. Он распространил эту мантру по всей Индии, и на это время вся Индия наполнилась радостью и избавилась от каких-либо горестей материального существования. Мы часто слышим в западном мире, что существует много разных гуру, которые дают различные мантры, но эти мантры не имеют никакого основания в древних писаниях, в отличие от этой мантры, маха-мантры, которую принес Шри Чайтанья Махапрабху. Эта мантра является живой, мантра, которая состоит из имен Господа, а имена Господа неотличны от Него самого. Таким образом, когда мы воспеваем эту мантру, мы обращаемся к Господу, мы пытаемся привлечь Его внимание, мы обращаемся к Нему с любовью.

#0:35:02#

Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху обошли всю Индию вдоль и поперек, распространяя, раздавая эту мантру. Также Они говорили: «Нет никаких ограничений: любой человек в любой ситуации может воспевать эту мантру». Можно медитировать [на нее], можно ее петь, можно ее повторять в автобусе или в поезде, где угодно, нет никаких специальных условий. Нам повезло встретить как минимум двух великих личностей, великих учителей — Шрилу Говинду Махараджа и Шрилу Шридхара Махараджа, — которые были экспертами в воспевании этой мантры, в служении этой мантре. Мы видели их жизни, и мы видели жизни тех людей, которые соприкасались с ними. Таким образом, мы видим, как этот поток, нисходящий поток божественной любви переходит, он проходит через линию так называемой парампары, то есть через преемственность учителей, от учителя к ученику, [от] учителя к ученику. И те, кто принесли нам этот неоценимый дар: мы будем помнить о дне и месте их явления, а также об учении, которое они нам принесли, и будем стараться всеми силами следовать их наставлениям, следовать [за] их стопами, и это значит — воспевать Харе Кришна маха-мантру, и быть счастливыми. Итак, мы сегодня посвятили наш разговор воспоминаниям о Навадвипе, памятованию о Навадвипе и Гауранге Махапрабху, а также о том бесценном даре, который пришел из Навадвипы посредством, через Гаурангу Махапрабху и Нитьянанду Махапрабху. Есть ли у кого-либо какие-нибудь вопросы?

#00:38:30#

Здесь с нами сегодня Макханчор Прабху, он один из управляющих храмом, поэтому он может ответить на все ваши вопросы. Я его знаю еще с Индии, он приезжал с паломниками и принимал участие в паломничестве с другими преданными. И когда гости, паломники, приезжали к нам в храм, это была моя сева, мое служение — следить за тем, чтобы у них все было хорошо, присматривать, организовывать все для них. Но теперь они привезли меня из храма сюда, чтобы познакомиться, встретиться с вами. [По-русски спрашивает: «Вопрош?» Все смеются] Вопросы? Я знаю, все теперь тихо медитируют на маха-мантру, повторяют имена Господа. Потому что нет никаких ограничений: можно воспевать мантру, повторять мантру в уме, можно повторять ее [громко] голосом, можно ее петь, нет никаких ограничений.

#00:40:29#

Маха-мантра называется именно так, потому что это лучшая, высочайшая из всех мантр. Ананда переводится как «счастье», а Маха-анандам — одно из имен Кришны. И все мы хотим быть Маха-анандой Дасом или Маха-анандой Даси, то есть слугами Маха-ананды. Концепция сознания Кришны, которую несут нам наши учителя, если вы будете следовать ей правильным образом, вы почувствуете, что эта концепция, это понимание очень чисто, очень радостно. Вы почувствуете вашим сердцем, что вы открыли для себя нечто очень радостное. И да, действительно, наш мозг может столько всего просчитать, столько всего проанализировать, понять. Но наше удовлетворение… мы пытаемся удовлетворить не наш мозг, но наше сердце, наши чувства. Этот аспект счастья, этот потенциал счастья, который спит в вас сейчас, внутри каждого, он пробуждается посредством воспевания маха-мантры, и это и есть тот бесценный дар, который нам принесли Гауранга и Нитьянанда Прабху. Кто это спросил?

#00:43:16#

Преданная. А как вам удается служить двадцать четыре часа?

#00:43:33#

Мадхусудан Махарадж. Не знаю, насколько успешно мне это удается, но мы видим, как наши Гуру занимаются служением двадцать четыре часа в день. Автоматически, естественным образом, если мы не привлечены какими-то объектами материального мира, мы используем нашу энергию для служения высшему, духовному миру, для воспевания святых имен. И через воспевание к нам приходит служение. В моем случае, я могу сказать, что только благодаря Гуру Махараджу и Гурудеву я пытаюсь следовать этому. Моим служением всегда было — представлять людей Шриле Гуру Махараджу и Шриле Говинде Махараджу, Гурудеву. Представлять их и знакомить их. На наших глазах сердца людей менялись, всех людей, кто соприкасался с ними. И если мы знаем, что что-то является реальным, мы будем прилагать усилия, мы будем стремиться к этому. И да, поэтому я поехал в Индию, к учителю, у меня были деньги только на билет «туда». А если у вас билет только в одну сторону, то не так-то просто вернуться. Я уехал в 1982 году, а вернулся [на Запад] в 2014.

#00:46:26#

Преданная. Махарадж, можно спросить? Практикующий, который повторяет святое имя, маха-мантру, он прославляет [неразборчиво] деяния Господа или просит о самых сокровенных желаниях? Каково должно быть желание практикующего для повторения маха-мантры?

#00:47:23#

Мадхусудан Махарадж. Это прекрасный вопрос, и Шрила Гуру Махарадж говорил, что, когда мы повторяем маха-мантру, у нас не должно быть никаких корыстных намерений, каких-то эгоистичных желаний, что мы хотим что-то получить взамен. Единственное желание, которое должно быть у нас, это просьба, чтобы мы заняли наше подобающее положение в качестве слуги Господа. Возможно, какое-то мелкое положение. Мы оставили попытки стать успешными в этом материальном мире, потому что это невозможно. Мы понимаем, что эти попытки безнадежны. Все, что мы получим, это даже не то, что ноль, а [минус:] мы получим какие-то кармические реакции, по закону кармы [к] нам вернутся все наши действия [в виде их последствий]. Поэтому у нас не должно быть никаких материалистичных желаний, например: «Пошли мне, Господи, пожалуйста, БМВ». Шрила Гуру Махарадж говорил так же, что, когда мы читаем маха-мантру, мы должны медитировать на звуки святых имен, и единственное настроение, которое должно быть у нас, — это: «Пожалуйста, займи меня каким-либо служением, какой-то севой, чтобы порадовать, удовлетворить Тебя».

#00:49:36#

Преданный. А если нет такого настроения, что с этим делать?

#00:49:45#

Мадхусудан Махарадж. Все равно продолжайте воспевать, повторять мантру. Когда мы идем к врачу лечиться, и он дает нам какое-то лекарство, мы не обязательно понимаем, что это за лекарство и что там содержится внутри. Но мы принимаем это лекарство, и через какое-то время мы чувствуем перемены. И когда мы повторяем мантру, она обязательно приводит к определенному эффекту. Это не то, что мы повторяем мантру просто так, у нее есть определенный эффект. Первый эффект, который мы чувствуем, это то, что мантра начинает очищать слои грязи, которые покрывают наше сердце. И вполне возможно, что в начале, когда мы повторяем мантру, мы не понимаем, о каком настроении идет речь, и как его приобрести. Но мы должны, тем не менее, продолжать повторять мантру, и со временем наша способность чувствовать подскажет нам, мы почувствуем: «Да, это лекарство, которое мне нужно, оно благотворно для меня». И это именно так, как Гауранга и Нитьянанда Прабху распространяли святые имена — никаких условий, просто воспевайте и будьте счастливы, и вы станете счастливы. Навадвипа-дхама — это особое место.

#00:52:44#

Преданная. Можно еще вопрос? Я читала выдержки, комментарии, по-моему, Шридхара Махараджа. И такую, значит, встретила вещь, что, когда человек, мы живем в материалистическом мире, в материальном мире, и такая фраза была, что мы не совсем понимаем [в нем], что нам нужно. Нужно полагаться на милость Господа, то есть Он нам даст или хорошее, или плохое. Это если словами какой-то дуальности говорить. И то, что я, душа, ничтожна настолько, что должна положиться на милость Бога. Насколько все-таки душа ничтожна или возвышенна для Кришны, для Господа?

Ревати Диди. А можно еще раз суть? Я забыла начало. По поводу дуальности я не совсем поняла. Насколько душа ничтожна и...?

#00:53:48#

Преданная. Мы должны уповать на милость Господа, что бы Он нам ни послал? Мы не можем понимать, что для нас лучше или хуже. Насколько каждая душа ничтожна для Кришны?

#00:54:49#

Мадхусудан Махарадж. Господь видит всех, и Он хочет, чтобы все видели Его. И когда мы стараемся обратить наше внимание на Него, Он обязательно обращает много внимания на нас. И когда мы начнем воспевать маха-мантру, мы увидим, что все наше окружение начинает помогать нам, потому что Господь везде, вокруг. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Если вы посмотрите, если вы поймете, что есть душа, это удивительное, удивительное явление». Что тогда говорить об источнике всех этих душ?

#00:56:26#

Преданная. Или, например, допустим... [Махарадж с переводчицей говорят на английском.] Или, например, если человек чего-то добивается, считается, наверное, эгоизмом — он думает, что это он сам чего-то добился. На самом деле это была милость Бога. Это эгоизм или как?

#00:57:10#

Мадхусудан Махарадж. Да. [Смех.] Да, в этом мире мы должны действовать, но не в наших руках результат этих действий, результат зависит только от Господа. Как раз Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху — тот дар, который Они дали нам, связан с нашей вечной жизнью, с нашим вечным благом. Вы же понимаете, что в этом теле вы находитесь всего на несколько лет. Но когда это тело откажет, остановится сердце, почки или еще что-то случится, ваше сознание останется. И то, что дали Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху, оно относится к тому, как сделать вашу вечную жизнь успешной. Мы сейчас не находимся дома. В этом мире мы не дома. Это все равно, что мы в гостинице или на даче [слово «дача» Махарадж произнес на русском]. Мы здесь временно, это место временно для нас всех.

#00:59:42#

Немного ранее мы читали слова Шрилы Шридхара Махараджа о том, что мы находимся в крайне шатком положении, в любой момент с нами может что-то случиться. Но эта жизнь дана нам для того, чтобы занять наше правильное положение, чтобы больше мы не попадали в это шаткое положение. Это возможно сделать с помощью воспевания маха-мантры. И то лекарство, которое дал нам Махапрабху, Он дал его именно вам, той душе, которая находится внутри, не для тела и даже не для ума. Иногда мы думаем: «О, у меня есть какое-то сознание, здорово, закинусь-ка я парой стопок водки и буду чувствовать себя прекрасно». Нет, это лекарство работает для вас, внутри того кусочка сознания, души. И благодаря этой мантре, этому лекарству, вы сможете занять ваше истинное положение у вас дома, а не на даче. И да, мы все являемся лишь маленькими, незначительными душами, но тем не менее каждый из нас очень важен, мы обладаем важностью, особенно если мы будем рассматривать то, что мы являемся маленькими, но частичками безграничной энергии Господа. В этом ключе каждый из нас имеет свою цену, имеет свою важность. Итак, сегодня особый день — день, когда мы вспоминаем, памятуем о Навадвипе и о великом даре, который пришел из Навадвипы от Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Мы хотим не просто помнить об этом, но заключить это знание в наше сердце и по Их наставлениям сделать нашу жизнь успешной. Джай Шримати Вринда Туласи Махарани ки джай! Харе Кришна!

#01:03:43#

Сейчас у нас начнется арати, мы будем петь с нашими специалистами по киртану, киртаниями. Первые слова вступления, которые мы читали, говорят о том, что Навадвипа — это счастливое, это священное счастливое место. В Навадвипе всегда танцуют и поют. Воспевают, поют святые имена Господа и танцуют, выражая свою радость. Когда вы живете в Навадвипе, вам кажется, что весь мир живет так. И только, когда вы выбираетесь в большой город, вам кажется странным: «Странно. Как-то здесь все по-другому». Также во Вриндаване каждое утро вы можете слышать даже в домах, в частных домах, [как] звонят колокольчики, возвещающие о том, что начинается арати, все воспевают святые имена, все мужчины одеты в дхоти, а женщины — в сари. И только когда вы уезжаете куда-то в большой город, в Дели или какой-то другой, вы видите, что там жизнь идет по-другому, и невольно задумываетесь: «Почему они выбрали такую несчастную жизнь?»

#01:06:18#

Во Вриндаване и подобных местах является незаконным продажа рыбы, мяса и [других] подобных продуктов, яиц. А когда мы выезжаем в большие города вроде Дели и Калькутты и видим, как люди едят мясо, это жутко поражает. Нам кажется: «Зачем они это делают? Неужели они не знают о карме?» И конечно, их еда даже близко не так хороша, как наша. И совершенно точно, что среди всех вегетарианских поваров наши повара самые лучшие в мире.

Ревати Диди. Махарадж уточнил, проводим ли мы здесь также мастер-классы по приготовлению различных вегетарианских блюд. Мы сказали, что иногда да, и он сказал, что нужно брать много денег за них.

Мадхусудан Махарадж. Когда наши преданные впервые приехали в Россию в девяносто четвертом или девяносто пятом году, то увидели, что вегетарианская кухня была достаточна бедна, аскетична, можно даже сказать. Но сейчас, когда мы приезжаем, мы видим, что здесь все прекрасно, все научились хорошо готовить.

Джай Шри Навадвипа-дхама ки джай!

Шри навадвипа-дхама-парикрама ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Джай Вишнупад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Раман-Сундарджиу ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Говинда, Говинда!

#01:09:23#

Спасибо большое вам за то, что вы слушали так тихо и внимательно. Постарайтесь, пожалуйста, запомнить что-то из того, о чем мы говорили сегодня вечером, и получить для себя максимальное благо. Гаура премананде Харибол!

Макханчор Прабху. Джая Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#01:09:51#

Преданная. Дорогие друзья, мы сейчас споем еще несколько песен. Кто хочет вместе с нами, можно в шкафчике взять песенники. На странице 34 будет первая песня.

#01:11:05#

[арати]

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] «После возвращения в Кулию, Господь не забыл никого, но прославил каждого» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 3.541).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования