
«Субъективная эволюция сознания». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 22 марта 2016 года. Санкт-Петербург. Арт-кафе «Книги и кофе»
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Субъективная эволюция сознания
(22 марта 2016 года. Санкт-Петербург, арт-кафе «Книги и кофе»)
Мадхусудан Махарадж. Прежде всего я хочу принести свои поклоны: ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча / патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[1]. Я думаю, что вы поймете, потому что большая часть аудитории — это преданные. Мы очень счастливы быть с преданными и с теми, кто хочет понять, что же это такое — преданность. Сейчас, когда мы готовились к этому выступлению, вы уже слышали несколько отрывков из удивительной книги Шрилы Шридхара Махараджа под названием «Субъективная эволюция сознания». До встречи с трудами моего духовного учителя, Шрилы Шридхара Махараджа, я мог сказать об этих предметах — об эволюции и о сознании, то же самое, что, наверное, и большинство из вас на основе того, что мы исследовали, услышали, прочли и [о чем] размышляли, что такое сознание, что такое материя и так далее, некие общие фразы. Но по своей безграничной милости Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж принял меня своим учеником, и я услышал от него непостижимые истины. Это произошло в моей жизни в 1982 году. Я приехал в Индию и предался его стопам. [Показывает на планшете.] Я думаю, что большинство из вас знают, что это Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Он изображен на этой фотографии в Индии, в своем знаменитом кресле, которое он очень любил, в бхаджан-кутире. Бхаджан-кутир — это небольшое место, где святой совершает свои молитвы.
#00:03:20#
Уникальность Шридхара Махараджа в том, что на прекрасном английском языке и с использованием современной философской научной терминологии ему удалось выразить те истины, которые он услышал от своего духовного учителя. Его духовным учителем был Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Затем его идеи, идеи Шрилы Шридхара Махараджа, были в дальнейшем развиты в еще большей степени, донесены до людей его ближайшим учеником, его самым любимым учеником — Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем. Здесь, в западном мире, мы также не можем не упомянуть имя Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа, который также известен под именем Прабхупады. [Мы не можем не упомянуть] о том, что он представил на английском языке священные писания Индии, такие как Бхагавад-гита, «Шримад-Бхагаватам», «Шри Ишопанишад» и остальные. Поэтому в первую очередь я выражаю свое почтение всем этим великим духовным наставникам: Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу, А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и всей этой духовной преемственности, которая называется рупануга-сампрадая.
#00:06:02#
[Показывает на планшете.] Я думаю, что также большинство из вас знают эту картину — это открытие в Западной Бенгалии, в Навадвипе, Маяпур-Чандродая-мандира. На этой картине представлены и Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, и А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, а также молодой Шрила Говинда Махарадж. Это — церемония открытия храма, который построил Шрила Прабхупада в Маяпуре, на которую он пригласил Шридхара Махараджа и Говинду Махараджа. Самое основное, та идея, с которой я хотел бы начать изложение великой философии моих духовных учителей, которую я получил от них, — это идея о том, что сознание исходит от Кришны. В Бхагавад-гите, в священной книге, Кришна говорит, что все — как материя, так и дух, — происходит из Него: ахам̇ сарвасйа прабхаво[2]. На санскрите это звучит так. И поскольку все исходит из Кришны, то как мы можем понять этот сложный, многоуровневый мир, который основан на разных уровнях сознания, [который] имеет свой изначальный источник? Этот изначальный источник — это Кришна, и как Он сам говорит в Своей книге, Бхагавад-гите: Он сотворил все это, все, что нас окружает, все это — это проявление Его энергий. А эта книга, Бхагавад-гита, — это нечто вроде учебника по мирозданию.
#00:08:50#
Сознание Кришны связано с понятием эволюции, хотя, конечно, наиболее известная концепция эволюции, а также инволюции в этом мире связана с именем Дарвина. Начиная изложение своей философии, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, рассуждая об этом понятии эволюции, или развитии, говорил, что основное разногласие религиозной точки зрения с точкой зрения современной науки, и фактически единственное разногласие, состоит в том, что материалисты считают, что сознание происходит из материи, в то время как религиозный взгляд на жизнь, духовный взгляд на жизнь, представляет собой некую противоположную точку зрения.
[Обращает внимание на вошедшего.] Вот пришел еще один гость. Я заметил, что у него тоже бусы на шее, значит он тоже преданный. Как бы он ни скрывался, он все равно выглядит, как преданный. Здесь, в Санкт-Петербурге, мы не видим курты, дхоти и сари, но зато по кантхималам мы можем всех опознать. Но если бы мы были в своей традиционной одежде, то вся эта аудитория пестрела бы дхоти, сари и вообще индийским колоритом. В английском языке есть такая интересная поговорка: проповедовать хору, то есть проповедовать певчим, что ли... [Данди Махарадж уточняет: «Я не совсем понял смысл этой поговорки».] Имеется в виду — объяснять духовные истины тем, кто о них уже знает. И видя, что большинство, большая часть этой аудитории уже хорошо осведомлена о вайшнавской философии, об этой философии сознания Кришны, я хотел бы сделать более ясные акценты и рассказать о том, что правильно, а что — нет, что реальность, а что — иллюзия, и сделать на этом некий очень особый акцент: на более глубоком понимании философии, философском понимании.
#00:12:56#
Мы живем в современном мире, где всем правит наука, и все верят в современную науку. [Показывает планшет.] В том числе этот планшет — это явное произведение современной науки, но в моем планшете мало научных данных, здесь в основном библиотека разных священных книг. Шрила Гуру Махарадж излагает в своих книгах исключительно ясно свою точку зрения, и, слыша его слова, рассуждая и обсуждая его истины, мы можем прийти к прекрасному пониманию того, о чем он говорил. Большая часть этой книги состоит из бесед Шридхара Махараджа с учеными, и эти ученые являются преданными. В частности, доктор Мерфи, упомянутый здесь, его имя Даядха Гауранга Прабху. За его высокие заслуги в мире преданности Шрила Говинда Махарадж дал ему титул Бхакти Прабхака. Тот, кто размышляет об органическом целом, занимает самое лучшее положение, самое безопасное положение. Это правильное положение, а ложное положение — это иметь ложное представление о реальности. Наша идея реальности — это жизнь. Мы всегда имеем какое-то свое представление о том, как обстоят вещи. Наше представление о жизни, наше мировоззрение — это и есть наша жизнь. Иметь ложное мировоззрение означает иметь ложную жизнь. Из ложных представлений о жизни исходят все страдания и все непонимание, все тревоги.
#00:17:51#
С окружающим миром все хорошо, он в полном порядке. Единственная сложность — это наше собственное представление об эгоистическом. Наше собственное желание жить эгоистически и считать себя центром мироздания — это единственная трудность, единственная сложность, которая существует, все остальное прекрасно в этом мире. Наше равнодушие к философским вопросам мироздания служит причиной нашего забвения, нашего отречения, нашей ложной отрешенности, нашего бесполезного прозябания и нашего бессмысленного существования. Мы лишены счастья нашего подлинного положения, и причина этому — наши эгоистические, своекорыстные интересы. Абсолютный автократ есть абсолютное благо, поэтому не имеет смысла жаловаться или порицать что-то, что с нами происходит. Кришна говорит в Бхагавад-гите: сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇[3]. Он [Шри Кришна] наш лучший друг, Он лучший друг каждого. В сравнении с Ним мы очень незначительны. Однако Он все равно остается нашим лучшим другом. Не следует забывать об этом. Мы представлены в Нем. Наша отделенность от Него — причина всех страданий, которые мы испытываем. Мы и все остальные утратили веру в Него, однако Он все равно остался нашим другом. Он заботится о нас даже в большей степени, чем мы сами можем себе это представить. И если мы просто возродим в себе эту прекрасную веру, мы обретем самое лучшее, самое естественное благо.
#00:21:22#
Причина наших страданий — в нас самих. Иными словами, мы сами [виноваты в своих бедах]... Вина за наши страдания лежит на нас самих, поскольку с абсолютной, со вселенской точки зрения нет никакого зла, нет никакого несовершенства. Это часть этого параграфа, часть одного параграфа этой книги, в которой очень ясно излагается понимание, что есть что, и в чем причина наших проблем, и каким образом мы можем решить эти проблемы. Если вместо того, чтобы, забыв о Господе, исследовать камни в поисках изначальной причины существующего в камнях, мы вспомним о Нем и возродим наши естественные вечные отношения с Ним, мы обретем подлинное благо и наша жизнь станет совершенно счастливой и прекрасной. Из книг наших духовных наставников — Шрилы Шридхара Махараджа, Говинды Махараджа, Прабхупады, мы знаем, что камень сам по себе лишен сознания, лишен красоты, лишен любви, лишен счастья, поэтому исследовать материальную природу, «каменную» природу в поисках чего-то возвышенного, совершенно бессмысленно. Все материальное, что мы воспринимаем, все то материальное, что мы воспринимаем, все те материальные элементы существуют только благодаря жизни, жизнь порождает материальные элементы. Поэтому в наших телах мы имеем элементы этого «каменного», материального мира, то есть водород, кислород, органические вещества, все это есть в наших телах благодаря тому, что существует жизнь. Жизнь порождает эти материальные компоненты, но помимо этих материальных компонентов в жизни есть нечто гораздо более высокое — это чувства, желания, идеалы, стремления. Самое важное — это именно концепция, или философское представление о реальности.
#00:25:42#
Представление о высшей красоте. Самое важное — это представление о высшей красоте. Без этого чувства, без желания, без стремления, без чувств, без желания, без стремления мы все были бы просто мертвой материей и некими «каменными» существами, мы были бы просто камнями. Была бы просто мертвая, слепая материя. Нет жизни, нет желаний, нет стремлений, это всего лишь мертвая [материя]... Один полюс — это мертвая материя, другой полюс — это [духовный] источник, где эта жизнь, где это стремление к красоте, где эта высшая радость, где это счастье. Таким образом, есть два полюса — мертвый и живой, это радикально противоположные полюса. И те, кто достигли этого возвышенного сознания, открывают нам, что этот полюс жизни, счастья, радости и любви находится в духовной реальности, в мире сознания Кришны. Если мы рассуждаем об эволюции, то эта эволюция именно в таком смысле: от одного полюса — к другому; от самого низкого полюса — к самому высшему полюсу; от мертвой материи — к жизни, исполненной сознания, величия, красоты, любви и гармонии. И та линия мысли, которая излагается в этих книгах: в Бхагавад-гите, в «Шримад-Бхагаватам», в Ведах вообще в целом, в «Чайтанья-чаритамрите», в трудах наших духовных наставников, вся эта линия мысли призывает нас идти этим путем эволюции, или духовного развития, возвысить свое сознание над миром мертвой материи до высочайшего духовного уровня, глубокого духовного понимания красоты, гармонии, высшего счастья, высшей любви, высшего самопожертвования.
#00:30:13#
Именно к такому развитию, к такой эволюции призывают нас наши духовные наставники и все духовные книги, которые мы изучаем. Именно к такой эволюции они призывают нас. Нам необходимо развить себя, нам необходимо улучшить себя и возвысить свое сознание, свой дух до высочайшего уровня, вознести его до этого высочайшего уровня. Если мы примем в своем сердце наставления наших духовных наставников, мы сможем возвысить свой дух над этим миром материи, миром мелких, склочных, корыстных интересов, и привести его в подлинный мир — в мир настоящего, отличный от мирской иллюзии, в мир духа, в мир чистого сознания, в мир прекрасного бытия. Мы придем в здоровый, прекрасный, гармоничный мир, мир служения Господу Кришне. В своих предыдущих жизнях мы пытались реализовать себя на разных путях мира материи, поэтому мы имели разные тела, тела разных видов жизни, тела различных животных, тела различных растений. Существует огромное количество разнообразных видов жизни в этой вселенной, но из всех этих бесконечных видов жизни, по которым странствует душа в своем путешествии по вселенной (их очень много, этих видов жизни), но в своем странствии по этим видам жизни из одного вида жизни в другой, меняя тела одно за другим, душа в конце концов приходит к человеческому существованию, и это существование — это высшая форма существования, высшая форма развития в этой материальной вселенной.
#00:33:56#
Теперь, когда мы достигли этой человеческой жизни, этой человеческой формы жизни, у нас есть прекрасная возможность, потому что человеческая жизнь представляет прекрасную возможность учиться. Но учиться чему? Учиться тому, что есть жизнь, что такое настоящая жизнь. И учиться тому, как жить в подлинном мире преданности и изъять себя из эгоистического мира, из мира своих корыстных интересов, из мира ограниченного существования и вернуть себя в подлинный мир — мир прекрасного служения, мир самопожертвования, добра и любви. Наша удачливость также проявляется в том, что мы не просто достигли человеческой жизни, мы пришли в эту человеческую жизнь в такой исторический период, когда не так давно на эту землю приходили Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху. А сегодня канун явления Чайтаньи Махапрабху, день перед Гаура-пурнимой. Завтра будет Гаура-пурнима, день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Сегодняшний день — это день, в который мы празднуем канун этого великого праздника, Его божественного явления. Это именно Он принес полноразвитый теизм, полноразмерный, многомерный и самый полный теизм, самую интересную, насыщенную, глубокую концепцию Бога в этот мир, принес именно Чайтанья Махапрабху. Чайтанья Махапрабху явился в Навадвипе, и в этот век Кали-юги Он явился вместе со святым именем. Он принес лекарство, которое призвано помочь нам возродить в себе изначальную преданность Господу и тем самым вернуть нас в здоровое состояние.
#00:37:16#
Он принес это лекарство, или Харе Кришна маха-мантру, для того чтобы вернуть нас в здоровое состояние, к нашей изначальной реальности. Как правило, аватары, или проявления Господа, приходят для того, чтобы наградить праведников, то есть людей, которые уже следуют какому-то духовному пути. Но аватара Чайтанья Махапрабху отличается от них, потому что эта аватара приносит добро всем, не разбирая, кто праведный, а кто неправедный, кто заслужил, а кто не заслужил [милости божественного мира]. В этой идее Чайтаньи Махапрабху нет [места] справедливости, нет идеи оценки людей. Чайтанья Махапрабху дает духовное благо каждому, кто просто интересуется и с верой приходит в это движение.
Я нахожусь в небольшом затруднении, потому что меня попросили говорить в течение сорока минут, и за эти сорок минут я пытался объяснить, насколько прекрасен и ценен этот дар, который принесли Махапрабху и Нитьянанда. Но, конечно, как я мог это сделать? Как можно в такое короткое время рассказать о том, насколько велик и прекрасен их возвышенный дар?! Я попытался сделать это в некой концентрированной форме, но насколько это получилось — судить вам.
По традициям этого заведения мы должны рассказать о книге, которую мы представляем, поэтому я представляю вам эту книгу — «Субъективная эволюция сознания», которую написал наш духовный учитель Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.
#00:40:16#
Мы прочли всего лишь один фрагмент, не весь параграф, не всю главу, а всего лишь один фрагмент из этой главы, небольшой фрагмент. Но даже чтение этого небольшого фрагмента вызвало такое огромное количество размышлений, и столько сложных понятий пришлось ввести. А что же будет, когда вы прочтете всю эту книгу, изучите ее тщательно? Вы придете к таким открытиям, о которых даже не догадывались. Теперь, после сорока минут [лекции], я должен ответить на вопросы. Таков регламент.
Данди Махарадж. Если есть какие-то вопросы к Махараджу, задавайте, пожалуйста. Любые вопросы. Похоже, что нет необходимости в вопросах, потому что все и так впечатлены тем, что говорил Махарадж.
Мадхусудан Махарадж. Все это — вопрос именно удачливости, почему мы носим эти кантхималы, вот эти бусы, почему мы носим какие-то [традиционные] одежды, и почему мы вообще верим во все это. В целом это вопрос не размышлений и не поисков, а вопрос какой-то удачливости. Это наша благая удача и великая милость, что мы все это привнесли в свою жизнь.
#00:42:58#
[Показывает фото на планшете.] С восемьдесят второго года я знаю обоих этих великих учителей, Шрилу Шридхара Махараджа и Шрилу Говинду Махараджа. С восемьдесят второго года я провел много лет в общении с ними и знаю их. [Эти годы я] провел, служа им. Я знаю их огромные сердца, у них нет никаких иных желаний, никаких своих желаний, кроме распространения послания Махапрабху по всему миру. Они посвятили этому всю свою жизнь и отдали этому все свои силы без остатка.
#00:43:38#
Преданный. Такой вопрос. Я слышал, что душа приходит в эту [материальную] вселенную в форме Брахмы, сознания Брахмы, или я не знаю. Я так понимаю, Брахма тоже совершает какую-то духовную практику, [читает] гаятри-мантру и что-то вроде этого. Все духовные заслуги остаются навечно, я так понимаю, сукрити, не знаю, как правильно звучит, не «сгорает» с жизнями, так скажем, в материальной жизни. А с другой стороны, человек деградирует: личность из [положения] Брахмы опускается все ниже и ниже, тонет в пучине материальных [энергий]. Вопрос: как так происходит, что, с одной стороны, [духовная] практика совершается, с другой стороны, все равно [личность деградирует]?..
#00:45:00#
Мадхусудан Махарадж. Да мне самому это интересно! [Это] вопрос. Я часто думаю, что, действительно, если первое рождение [души в мире материи] было [рождение] Господом Брахмой, а вокруг нас триллионы всевозможных видов жизни, всяких червячков, жучков, птиц, то я вообще не представляю, как это возможно, чтобы какое-то рождение Господа Брахмы привело затем постепенно воплощение [души] в такого вида тела. Как это вообще могло произойти? Может, наш востоковед, философ, путешественник, ответит на этот вопрос, Станислав Зюзько?
#00:45:28#
Сахадев Прабху. Прежде всего я хочу сказать, что у нас в электронном виде вышла книга «[Бхагавад-гита.] Жемчужина мудрости Востока». Там есть электронный словарь, [в котором] есть раздел, который называется «Происхождение души». Там подробно, с цитатами из архива, из книги «Субъективная эволюция», рассматривается этот вопрос: [происхождения и перевоплощения] души. Первое, что говорит Шридхар Махарадж... Это и есть короткий ответ. Первое, что он говорит: «Положение Брахмы и подобное положение…», то есть [имеется в виду] не только Брахма, но и обитатели высших миров... Каким образом появляются падшие ангелы? Или почему какое-то божественное существо может деградировать?
#00:46:10#
Шрила Шридхар Махарадж объясняет, он приводит... [Диалог на английском с Махараджем, он напоминает, что нужен короткий ответ.] Таким образом, Шридхар Махарадж говорит: «Это подобно привязанности души к наркотикам». Приводит очень прогрессивный пример, актуальный для Санкт-Петербурга, понятный. Он говорит, что вначале душа начинает «баловаться наркотиками» на высших планетах, но потом эгоизм, эксплуатация поглощают [порабощают душу]. Это также идея о том, что даже Брахма — это уже падение, это не [духовное положение]... Это уже начало падения, начало погружения в материю. И потом как наркоман, который жестко «сел на систему», деградировал, утратил все, постепенно может возрождаться [оставить употребление наркотиков], так же и душа, которая занимала положение Брахмы или подобное [ему возвышенное положение в мире материи], может пытаться вернуться назад [в духовный мир]. Но Брахма — это не достижение. Если ты Брахма или один из обитателей Брахмалоки, это уже проблема.
#00:47:34#
Мадхусудан Махарадж. Когда я поеду в машине с Сахадевом Прабху, я хочу послушать перевод этого ответа, чтобы сейчас не задерживать слушателей. Но в целом множество этих истин. Это ачинтья — непостижимые истины. Но в общем существует достаточно много рассуждений, размышлений о том, откуда мы пришли. Некоторые говорят, что мы пришли с брахмаджьоти. Есть также мнение, что мы на самом деле пали из мира Кришны. А кто-то говорит, что это, возможно, был мир Вайкунтхи. Все эти размышления представляют собой довольно интересный материал для анализа, однако он достаточно мало помогает. Потому что с точки зрения практики мы должны понять, что сейчас мы здесь, мы здесь вот в этом самом материальном мире, в этом существовании, и от этого [нам следует] отталкиваться. Не от того, как мы пришли [в этом материальный мир], а от того, как нам вернуться обратно [в мир духа]. То, что мы пришли, — это и так понятно. Мы можем посмотреть на себя, и мы понимаем, что мы пришли сюда. Теперь вопрос в том, как отсюда выбраться, как вернуться в то место, откуда мы пришли, и как развить в себе это духовное сознание, каким образом связать себя с этим высшим миром. Потому что вообще эта работа ума, работа анализа, как правило, запутывает и вызывает очень много сложных отвлеченных и абстрактных проблем, никак не связанных с практической жизнью. А наша именно практическая задача состоит в том, что нам нужно выбраться из этого материального существования и вернуться в духовую реальность.
#00:50:52#
Мы сегодня говорим об эволюции сознания, о развитии сознания, и в целом это очень большая, сложная научно-философская тема о том, сколько существует уровней сознания, какие они, эти уровни сознания, как через них пройти. Но все это завершается таким итогом, что сознание Кришны, или высшая обитель Кришны Голока, — это цель, исполненная величия, сладости, красоты, милосердия. Самая высшая, самая тонкая, самая возвышенная реальность в этом мире сознания. Там много разных уровней сознания, в реальности сознания. Но эта обитель Кришны — Голока — это наиболее концентрированное выражение красоты, наиболее глубокое выражения экстаза, чувства [близости души и Бога] и любви. Поэтому это высшая цель всех, кто следует духовным путем, — всех йогов, философов, мистиков, которые идут по пути духовного развития. Все они достигают высшего исполнения своих желаний, когда они достигают именно этой обители Кришны. Махапрабху и Нитьянанда дали «билет» в эту обитель Кришны, дали очень простой путь — Харе Кришна маха-мантру, который напрямую ведет в эту обитель Кришны, минуя все эти многочисленные и сложные уровни сознания. Махапрабху и Нитьянанда дали особое лекарство, особый способ для Кали-юги — это Харе Кришна маха-мантра, и в этом их непреходящая, особая ценность.
#00:53:03#
А завтра — день явления Махапрабху. В этот день мы можем совершать очень хорошую практику — начать читать «Золотой вулкан божественной любви». Может, мы, конечно, читали до этого, но в этот день (завтра Гаура-пурнима, явление Махапрабху) очень благоприятно начать снова читать ее, с первой страницы. Начиная с этого дня, каждый день читать из этой книги понемногу, до самого завершения. И [следует] читать ее систематически, изучать ее глубоко, эту прекрасную книгу, «Золотой вулкан божественной любви».
Итак, в конце я хочу призвать всех в наш центр в Лахте общаться с преданными, которые дадут вам контакты, веб-сайты, адреса и все остальное. А сам я, к сожалению, имею не так много времени, поэтому вынужден быть пунктуальным. Я хочу завершить свое выступление сегодня и пожелать вам удачи. Сделайте свою жизнь успешной, повторяя Харе Кришна маха-мантру. Так вы достигнете счастья.
Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!
Шри рупануга гуру-варга ки джай!
Нитай-Гаура премананде Харибол!
Данди Махарадж. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!
Мадхусудан Махарадж. Харе Кришна!
Переводчик: Шрила Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
1 ↑ «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».
2 ↑ Ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате / ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇, будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ — «Я Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).
3 ↑ Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).



![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |