«Путь к самопреданию». Шрипад Б. В. Махайоги Прабху. 24 июля 2016 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 95.59M)

Russian

Шрипад Бхакти Видхан Махайоги Прабху

Путь к самопреданию

(24 июля 2016 года. Москва, Кисельный)

 

Краткое содержание лекции:

 

Махайоги Прабху. Харе Кришна! Добрый вечер, спасибо вам всем, что присоединились к нам. Меня зовут Махайоги, я прибыл из Соединенных Штатов, через Мексику, на самом деле я работаю в Мексике и живу там. Я был приглашен Авадхутом Махараджем как выступающий, для того чтобы дать какие-то лекции в рамках фестиваля «Ведалайф». Это большая честь для меня быть здесь вместе с вами. Я разместился как раз там над алтарной комнатой. Физически меня не было на бхаджане, но в любом случае как дух я присутствовал здесь. Я прибыл на поезде «Сапсан» сегодня. Чтобы попасть на поезд, надо было проснуться довольно рано. Когда я прибыл, я был очень уставшим. Там в комнате мне удалось отдохнуть. Я умудрился даже поспать под звуки мриданги, каратал и исполнения бхаджанов. И мне приснилось, как будто меня окружили ангелы. Оставаясь в этом полусознательном состоянии, мне казалось, что поют ангелы. «Где же я?», — подумал я. Чуть позже я осознал: «Я же здесь, в комнате над алтарной. Это не мое воображение, они по-настоящему ангелы, на самом деле ангелы». Я впечатлен очень, что здесь, в этом храме, регулярно поются бхаджаны, в храме, который был основан Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем.

#00:03:48#

Вы все такие замечательные и квалифицированные игроки на мриданге и исполнители бхаджанов. Я чувствую, как вы прониклись и вошли так глубоко [в вайшнавскую традицию], осознав смысл бенгальских песен, особенно написанных Нароттамом Дасом Тхакуром. Я даже могу сделать вывод, что вы чрезвычайно квалифицированы. И даже настолько квалифицированы, что не успел я еще присесть, как вы уже попросили меня спеть что-то в честь ухода Гопала Бхатты Госвами.

#00:04:38#

Да, Гопал Бхатта Госвами был одним из шестерых Госвами, сегодня день его ухода. Мы обычно прославляем и памятуем о великих вайшнавах. Гопал Бхатта Госвами был величайшим ученым и написал множество комментариев к священным писаниям. Я не читал их. Учения шестерых Госвами были собраны Кришнадасом Кавираджем Госвами и представлены в «Чайтанья-чаритамрите». Нет необходимости читать по отдельности все работы Рупы Госвами или Дживы Госвами. На самом деле это может показаться нам чрезвычайно сложным, мы можем запутаться, пытаясь вникнуть в «Бхакти-сандарбху» и другие произведения, любую другую подобную литературу, написанную шестерыми Госвами.

#00:06:16#

В разное время в разных местах разные ачарьи явили себя на свет, для того чтобы утвердить различные точки зрения, исходя из насущных потребностей. Кто-то из них мог сделать упор на харинама-санкиртане, или, как по-другому это можно назвать, открытом воспевании святых имен Шри Кришны. И кто-то может сказать: «Давайте выберемся на улицу и будем воспевать славу святых имен Господа Шри Кришны! Не оставайтесь в храмах, давайте выведем всю проповедь на улицы». Но они могут быть не в курсе текущих событий, текущих ситуаций. Особенно в случае с нашим храмом, который находится через дорогу от правительственных учреждений. Хотя мы можем услышать истории из жизни Чайтаньи Махапрабху, который бросает вызов самому Чханду Кази, и иногда Ему удается мирно урегулировать отношения с Чхандом Кази. Сообразно времени, месту и обстоятельствам мы должны действовать и примерять все. И этим должен заниматься соответствующий ачарья.

#00:08:40#

Когда мы приветствуем Рупу Госвами, Даса Госвами, Гопала Бхатту Госвами, мы понимаем, что их послание дошло до нас через фильтр, через который пропустил Кавирадж Госвами их труды. Мы прославляем их, выкрикивая в их сторону: «Джайа!» Но особое внимание нужно уделять тому и обращать на то, что же говорит нынешний ачарья. Мы несовершенные души, наш Гуру намного более продвинутый, чем мы, и он более осведомленный, [он] в курсе всего. Если же он не более осведомлен и не более продвинут, чем мы, нечего делать с тем, чтобы быть Гуру, он даже недостоин называться Гуру. Поэтому мы ищем наставлений именно от него. И, как я уже сказал ранее, для меня большая честь быть приглашенным и произносить свою речь перед всеми вами.

#00:10:58#

Когда Шрила Прабхупада впервые вступил на Красную площадь, тогда движения Харе Кришна еще и в помине не было в России. Но у него было трансцендентное видение. Он уловил некий запрос, глубокую потребность у русской души к чему-то трансцендентному. Глубина проникновения [в трансцендентное] русской души была культивирована великими русскими поэтами и писателями. Достоевский не был изобретателем романа, он был изобретен скорее Диккенсом, Сервантесом, с его «Дон Кихотом», но посредством литературы Достоевский сформулировал самые важные и серьезные вопросы: «Кто мы?», «А что произойдет, если Господь на самом деле не существует?», «Если Господь не существует, то мы вольны делать все, что пожелаем, или же нет?», «И каковы могут быть последствия такого рода размышлений?»

#00:13:14#

Я недавно был в Санкт-Петербурге, только сегодня оттуда прибыл, я был в том месте, где, согласно Достоевскому, Раскольников бросил после совершения убийства свой топор в реку Неву. Как раз герой Достоевского Раскольников и ставит этот вопрос: «Если Господь не существует, возможно творить все что угодно?» Достоевскому удалось раскрыть эту тему посредством популярного жанра, коим является роман. Обычно романом считается жанр, который призван развлекать домохозяек. Достоевский умеючи воспользовался этим жанром литературы, для того чтобы поднять такие серьезные вопросы. Ни в какой другой литературе мы не сможем наблюдать такого же. Соединенные Штаты и Голливуд — довольно материалистическое общество, но есть что-то интересное в свойствах характера, свойствах русской души в этом поиске истины, жажде найти истину. Есть что-то в русской душе, что побуждает человека, особенно здесь, задавать вопрос: «Что есть душа?», подобно тому вопросу, который поднимается в «Веданта-сутре». И когда Шрила Прабхупада прогуливался здесь на Красной площади, он как раз этот потенциал [русской души] и уловил. Он знал, что однажды придет день, когда здесь будет открыт духовный центр, и не один: Москва и эти духовные центры станут местом паломничества для духовно ищущих людей. И он приложил все усилия для того, чтобы это произошло.

#00:16:25#

Один из моих друзей был Дваракадиш Дас, он как раз переводил Бхагавад-гиту на русский язык 35 лет назад. Позже он стал Бхакти Абхай Нараяном Махараджем, он руководил миссией в Венгрии. И он завез контрабандой переведенную Бхагавад-гиту сюда, в Россию, рискуя собственной жизнью. Сначала он предпринял попытку отправиться в Югославию и найти русских там, которые были в отпуске, чтобы распространить среди них Бхагавад-гиту, чтобы она проникла в Россию. Иначе было довольно сложно в те времена провезти сюда такую книгу, да еще добиться того, чтобы она цензуру прошла. И они отправились 35 лет назад вместе с Госвами Махараджем [в Россию]. Госвами Махарадж тоже, можно сказать, один из пионеров, кто стоял у истоков распространения сознания Кришны в России. Для меня это была высочайшая честь проработать десять лет с Госвами Махараджем в Guardian Devotion Press в Калифорнии, в Сан-Хосе. Мы опубликовали «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности» и «Шри Гуру и его милость», «Поиск заблудшего слуги», «Вулкан божественной любви», «Субъективную эволюцию сознания». И я был изумлен спустя 25 лет, что эти книги уже переведены на русский, и люди читают эти книги. Это дало мне великое вдохновение. Поэтому я питаю огромную любовь к русским людям, особенно к русским преданным, особенно в этой миссии, в этом проповедническом центре в Москве. С моей стороны довольно эгоцентрично полагать, что я приезжаю сюда для того, чтобы чему-то вас научить. Потому что вы все являетесь почти докторами наук. Вы уже эксперты в бенгальских бхаджанах, в наших священных писаниях: «Шримад-Бхагаватам» и так далее.

#00:20:36#

Есть такая пословица: «Ребенок является отцом человека». Когда я услышал это выражение, я не мог понять его. Идея заключается в том, что у вас есть маленький мальчик, сын (те, кто имеет опыт материнства или отцовства, поймут, о чем речь), и вы обучаете своего маленького мальчика, как завязать шнурки, подтирать свой носик, и убеждаете [его], что нет никаких монстров в шкафу. Но позже вы удивитесь, как может вас в изумление привести ваш собственный ребенок. Мне выпала честь произносить речь в Лахте на день явления Авадхута Махараджа, и тогда я по ходу своего рассказа привел в пример ту же самую пословицу, потому что Виджай Раман [Прабху] был там. Аналогия, которую я приводил тогда в присутствии Виджая Рамана, [состоит в том,] что он, будучи отцом Авадхута Махараджа, когда он был еще маленьким, учил его подтирать свой носик, — кто же знал, что он будет ачарьей всей русской миссии? И кто же знал, что этот человек будет ответственным за то, чтобы распространить учение Шри Чайтаньи Махапрабху в самые отдаленные уголки России — Томск, Владивосток, [населенные пункты] за [Северным] полярным кругом, [на юг] до Абхазии и так далее? Тот маленький мальчик, чей носик он подтирал, вырос, и он оказался способным высечь эту искру, зажечь этот огонек даже в сердце своего отца. Это парадокс.

#00:25:31#

Когда я был молод, я усердно трудился в издательстве Guardian Devotion Press, для того чтобы все эти книги были опубликованы. Я превосходно знал все шлоки, я мог цитировать шлоки, связанные с играми и жизнеописанием Гопала Бхатты Госвами без каких-либо ошибок в 1981 году. Но сейчас я многое позабыл, сейчас мое сознание, мой ум не так хорошо организованы, как прежде. Я нахожу, что здесь, в России, люди помнят каждую строчку из «Поиска Шри Кришны, прекрасной реальности». То, что я преподавал с таким запалом много лет назад, мне самому нужно слышать и [заново] учиться [этому]. Это лекарство для моей души. Поэтому для меня большая честь сидеть здесь и видеть стольких вайшнавов с пытливыми умами, которые уже вполне готовы распространить сознание Кришны и дать его даже мне. Так что «ребенок является отцом человека». Теперь я готов ответить на вопросы.

#00:28:17#

Преданная. [Вопрос задан по-английски. Задавшая вопрос переводит его на русский, но вопроса не слышно.]

#00:29:45#

Махайоги Прабху. Перед тем как ответить на вопрос, я хотел бы еще раз объяснить, почему я перевел [беседу] в такой формат — из просто лекции в «вопрос-ответ». По идее я должен дать какую-нибудь лекцию, но чувствую себя неловко, потому что вы все кажетесь такими квалифицированными в вопросах вайшнавской философии, что лучше построить [беседу] в формате «вопрос-ответ».

#00:30:26#

Когда я был студентом, я, бывало, видел преданных, которые ходили по улице с харинамой. Я их воспринимал как конкретно сумасшедших людей: они, видимо, совсем обезумели или слишком много наркотиков в их жизни было. Но они дали мне книгу Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады «Бхагавад-гита как она есть». Я поставил ее себе на книжную полку. Одним летом я как-то играл в футбол. Я повредил ногу, и мне пришлось проваляться целую неделю [в постели]. Было полно книг, которые можно было прочесть. У меня была книга «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. И был выбор — либо Чарльз Дарвин, либо Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита. И я выбрал второе — Бхагавад-гита. К концу чтения я осознал, что все мои вопросы, глубокие вопросы нашли свои глубочайшие ответы. «Что такое душа? Кто такой Господь? Что такое карма? Как мы должны действовать? Что такое настоящая йога?» Все серьезные вопросы, которые у меня были на тот момент моей жизни, нашли свои ответы.

#00:32:51#

Позже у моего друга возникла идея. Он захотел автостопом путешествовать по всей Америке. Мы как раз посмотрели фильм «Easy Rider», «Беспечный ездок», в 68-м году, почти пятьдесят лет назад[1]. Этот фильм был о ребятах, которые отправились на мотоциклах до Нового Орлеана. Они отправились на карнавал Марди Гра. Весь фильм был пропитан атмосферой романтичности. И мы вышли на трассу, подняли свои большие пальцы, и несколько дней спустя мы обнаружили себя в Новом Орлеане. Довольно интересный, пестрый город. Довольно экзотичное место, экзотичный город, потому что там смешано множество различных культур. Карнавал, который имел место там быть, — это одна большая пьянка. Мы были разочарованы, было довольно много насилия, жестокости. И пока протекала ночь, я задал вопрос: «Какие же наши дальнейшие планы? Где мы остановимся?» И он сказал: «Давай остановимся в храме Харе Кришна». Я подумал: «Ну давай». Мы прошли через темные улицы Нового Орлеана, мы спросили направление. Чернокожий, прохожий человек, нас предупредил: «Лучше не ходите туда. Там довольно опасно, потому что вас могут убить там». Он не хотел в том направлении вообще идти. Но мы все равно отправились туда и нашли старый деревянный дом, поднялись по ступенькам, постучали в дверь, рассказали нашу историю, что прибыли в Орлеан, и мы здесь всего лишь гости. Они открыли дверь, и на нас повалил мощный трансцендентный запах. Они упаковывали благовония, клубничные благовония. На полу был слой пыли от благовоний, они заставили нас снять обувь, и наши носки стали розовыми. Все пахло клубничным благовонием.

#00:36:52#

В те дни были проигрыватели с виниловыми дисками, и они включили его. [Напевает, изображает, как Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада вел киртан.] Какой трансцендентный звук! Трансцендентный запах, трансцендентные люди, и девушки делали цветочные гирлянды. И они сказали нам: «Вы можете к нам присоединиться и помочь упаковывать благовония». И так мы начали упаковывать благовония, окруженные людьми, которые воспевали славу святых имен. Это было в тот же период, когда параллельно в другом конце мира протекала война. И я вдруг сказал, что читал Бхагавад-гиту, но разве она не о войне? Ведь Кришна говорит Арджуне: «Сражайся!» «Да, — сказали они, — это правда, но все же книга о том, как предаться [Богу]. Более глубокий смысл Бхагавад-гиты — это дхарма. Но Бхагавад-гита ведет нас еще глубже, она говорит: „Оставь все виды религии“[2]. Оставьте все виды дхармы, любую религию. Дхарма — это этическая система, она довольно поверхностна, но настоящая дхарма означает предаться Господу. Это как раз то, что Арджуна и сделал. В итоге он оставляет все и предается Господу Кришне, потому что Кришна его друг».

#00:39:50#

Мы всю ночь упаковывали [благовония], обсуждая философию, и воспевали Харе Кришна. И попозже мы, конечно, проголодались. Преданные принесли большой низкий столик, на нем был черный хлеб, как русский бородинский хлеб, и дал. Конечно же, преданные прославили прасад, перед тем как приступить к почитанию прасада. Мы только собрались вкусить хлеб, они сказали: «Наше тело — это плод невежества, которое управляется чувствами, и из всех чувств язык — орган, который сложнее всего взять под контроль. Но мы пытаемся брать под контроль наш язык и прославлять святые имена Господа, посредством прославления прасада, который был предложен Радхе и Кришне. И об этом всем мы знаем по особой милости Чайтаньи Махапрабху и Господа Нитьянанды». И я подумал: «Ого! Это же намного глубже, чем я думал раньше». Я же думал, что это просто сумасшедшие люди, но теперь я вижу, насколько они преданны. И у них потрясающая глубокая философия. У меня не было другого выбора, кроме как просто предаться. Даже на интеллектуальном уровне в тот самый момент я понимал, что я должен предаться Кришне. Но я, конечно же, испугался.

#00:43:22#

Я решил проверить свое внутреннее решение в течение нескольких последующих лет. И когда я в итоге решился, я отправился в храм в Лос-Анджелесе. Свое материальное имущество я привез с собой. Я дал управляющему храма свою гитару и серебряное кольцо, и мои вещи, мой рюкзак. Они побрили мне голову, и я был счастлив, как никогда в своей жизни. Первая книга, которую они дали мне для прочтения, была «Упадешамрита» Рупы Госвами. Эта книга в нескольких шлоках объясняет как раз основы хари-бхакти. В 76-м Шрила Прабхупада прибыл в Лос-Анджелес, сорок лет назад. Он остановился как раз там, в храме, у него была комната этажом выше, как здесь. Мы знали, что он там. Он спускался, по утрам давал лекцию, я всегда посещал его лекции, и по утрам он отправлялся на прогулку, читать джапу на побережье. Позже я принял инициацию у него. Я не хочу докучать вам своей историей. Харе Кришна!

#00:46:59#

Вопрос. Вы приводили пример о том, что когда-то вы цитировали шлоки, знали их наизусть, без всяких запинок. Что вас держало воодушевленным, вдохновленным все эти годы, поддерживало ту жадность к знанию, к этой глубинной философии?

#00:47:36#

Махайоги Прабху. Когда вы проповедуете другим, когда вы обучаете кого-то чему-либо, цитируете афоризмы, максимы снова и снова, вы вникаете еще глубже в суть этих афоризмов, находите их довольно полезными.

#00:47:57#

тад виддхи пран̣ипа̄тена,
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇,
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[3]

Шлока, которую я процитировал, объясняет, почему мы должны принять прибежище у Гуру. Позже я обнаружил, что размышляю о том, что говорил Шридхар Махарадж. Например, Шридхар Махарадж говорил, что сознание Бога и общественное сознание всегда сталкиваются между собой, находятся в постоянной конфронтации. На уровне абсолютных принципов и на уровне относительных эти явления всегда находятся в конфронтации друг с другом. Некоторые философские утверждения Шридхара Махараджа побудили меня к размышлениям, я получил особую милость от своего Гурудева.

#00:50:10#

Я могу кое-что сказать о природе милости. Можно получить милость в зависимости от чувства голода, от потребности. Если вы по-настоящему голодны и испытываете интенсивную потребность в милости Гуру, она обязательно придет. Одно из выражений, которое периодически повторял Шридхар Махарадж, это: «Мы должны усиливать интенсивность нашей негативной составляющей». Мне было довольно трудно понять это поначалу, подобно тому выражению: «Ребенок является отцом человека», потому что обычно всех призывают быть позитивными. Это что-то наподобие этого.

#00:51:46#

Я не знаю, слышали ли вы когда-нибудь о трудностях в обучении. Неспособность к обучаемости не означает, что вы тупы, это может просто означать, что у вас есть некоторые сложности в обучении чему-то новому. Самое сложное препятствие, которое нужно преодолеть в процессе обучения, — это идея, что я знаю что-то. [Это] самое сложное препятствие. Если вы подходите к процессу обучения с мыслью «Я уже знаю что-то», вы не научитесь. Шридхар Махарадж любил рассказывать историю о преподавателе музыки по фортепьяно, который установил две цены за свои уроки. Одна цена была установлена для новых учеников, а другую цену он назначал для уже имеющих навык игры на фортепьяно. Если вы совсем новичок и ничего не знаете про игру на фортепьяно, он оценивал свой урок, например, в тысячу рублей в час, но для среднего ученика, который имеет [какое-то] представление об игре на фортепьяно, две тысячи рублей в час. Как-то [один] ученик задал ему вопрос: «А почему вы с меня берете в два раза больше? Я уже знаю то, о чем вы рассказываете». И учитель сказал: «Именно по этой причине. Потому что мне нужно тебя разучить. То, что ты знаешь, нужно, чтобы ушло, прежде чем я по-настоящему смогу тебя учить своим урокам». Если у вас сидит мысль в голове, что вы уже знаете что-то, значит, вы не голодны. А если вы не голодны, вы не можете есть. Но если вы совершенно пусты, тогда вы можете принимать [пищу]. Когда я пришел к Шридхару Махараджу, у меня внутри была реально глубокая потребность разобраться в том, кто такой Господь. Я был совершенно пуст и был в отчаянии. Я встретил самого квалифицированного человека, какого можно было когда-либо встретить. Именно по этой причине я получил определенную милость и благословение от него. Если вы приходите в сознание Кришны с мыслью «Я богосознающий», тогда можно получить кое-что. Если вы приходите на путь бхакти-йоги с мыслью «Я великий йог», и тогда можно что-то получить от бхакти-йоги. Но если вы приходите с мыслью «Я абсолютно ничего не знаю, я совершенно беспомощен и ничего не стою» и в таком умонастроении вы соприкасаетесь с сознанием Кришны, тогда вы сможете приобрести огромные богатства и великую веру. Эта вера сможет вас поддерживать всю вашу жизнь. Даже если вы забудете какие-то санскритские шлоки или какие-то детали.

#00:57:32#

Это как раз один из шести принципов самопредания, упомянутых Рупой Госвами.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣,
пра̄тикӯлйасйа варджанам,
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄,
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе,
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣[4]

Эта шлока говорит: «Прими то, что благоприятно для сознания Кришны; откажись от того, что неблагоприятно». Это хорошо. Ну и вы можете рассуждать: «Хорошо, я пришел в храм, и это благоприятно. Я перестану есть мясо, потому что есть мясо неблагоприятно». Следующая строка (ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со, гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄) говорит: «Прими защиту Кришны и будь зависим от этой защиты». Даже в таком случае можно прийти к такому практическому решению, «надеть амулет» с Кришной: «Ну все, Кришна защищает меня». Но это не то, что было сказано в этой шлоке. Идея в том, чтобы быть готовым рискнуть всем.

#00:59:51#

Есть хорошее выражение, которое прозвучало из уст великого французского философа Блеза Паскаля. Он сказал: «У меня всего лишь одна жизнь, чтобы прожить ее». Веришь ли ты в Бога или не веришь в Него, это подобно ставке, которую ты делаешь. Но ставкой является именно твоя жизнь. И вывод, если продолжать рассуждения: если Бога нет, и ты не поклоняешься Ему, ты проигрываешь свою жизнь, ты ничего не приобретаешь и ничего не теряешь. Но если Господь все-таки есть, и ты не поклоняешься Ему, то ты навечно отправишься в ад. Так что ты потеряешь все. А если нет Бога, и ты поклоняешься Ему, ты ничего не получишь, но и ничего не потеряешь. Но если все же Господь есть, и ставкой является твоя жизнь, и ты поклоняешься Ему, тогда ты получишь все. Так что нет риска, нет обретения. Немного риска, можно кое-что поиметь с этого. Рискнуть всем — обрести все.

#01:02:04#

Мы тогда рассуждаем дальше. А что, если я рискну всем и ничего взамен не получу? Я как раз рассуждал об этом прошлой ночью. Я сказал: Достоевский был великим писателем, он завидовал Сервантесу, потому что Сервантес написал «Дон Кихота». Дон Кихот был тем самым персонажем, который рискнул всем ради высших идеалов, но он ничего не получил. Зато он остался в истории литературы как великий персонаж. Даже если мы рискнем всем и ничего не получим взамен, мы все равно останемся в выигрыше, мы будем в хорошей компании. Простите, слишком много времени ушло на ответ на вопрос, планировал более короткий ответ дать. Простите.

#01:03:37#

Преданная. [Вопроса не слышно.]

#01:05:19#

Махайоги Прабху. Довольно трудно продолжать свою духовную жизнь без садху-санги, общения с преданными. С другой стороны, в зависимости от качества и объема садху-санги, которая у тебя была в прошлом, это может поддерживать тебя какой-то неопределенный период времени. С 81-го по 89-й, 90-й годы, восемь-девять лет я довольно интенсивно поддерживал общение с Бхакти Судхиром Госвами Махараджем, на ежедневной основе, каждый день. Каждый день спорили, обсуждали, разговаривали, а также [я общался] с Ашрамом Махараджем, Джанарданом Махараджем, Шруташравой Прабху (Вайшнавом Махараджем). Довольно длительное время очень близко общались все. Как брахмачари в течение восьми-девяти лет пил, ел в сознании Кришны, спал в сознании Кришны, где-то с возраста двадцати до тридцати шести лет [в целом интенсивно практиковал]. Это был довольно интенсивный опыт, и он довольно глубоко проник в меня. Бывало, что мне звонили люди и говорили: «Ты нужен нам для того, чтобы сделать новый перевод „Чайтанья-чаритамриты“, нам нужно перевести ее на португальский/или испанский». Иногда приходилось заниматься этим по шесть месяцев. Я тоже решил как-то перевести Бхагавад-гиту с санскрита на испанский. И периодически я узнавал различные новости о преданных.

#01:09:39#

Был период обилия «политических» моментов и разделения на разные группировки, и я немножко отстранился от этого всего. Подобно старому солдату, который в своем сознании периодически возвращается к тем битвам, которые имели место быть, в которых он принимал участие, [и] у него периодически возникают порывы, для того чтобы написать что-то об этом или написать кому-то из фронтовых товарищей. Или наподобие того, как старый футболист уставился на свои футбольные бутсы, он не может больше бегать так, как он бегал раньше, забивать голы. Но он думает постоянно о команде или вспоминает периодически о том или ином чемпионате, в котором он принимал участие, и анализирует в сослагательном наклонении: «А вот если бы я побежал так, а не вот так, то удался бы гол». Шридхар Махарадж всегда в моем сердце, так же, как и Говинда Махарадж. Жаль, что не мог послужить им лучше, но в нашей жизни мы делаем все настолько хорошо, насколько мы можем это сделать.

#01:12:03#

Я очень рад, что Авадхут Махарадж позвал меня в Россию и позволил мне принести какую-то пользу. Конечно же, я приятно удивлен, преодолев четырнадцать тысяч миль, увидеть здесь такое сплоченное общество преданных. Я приветствую всех вас, прошу вас принять мои поклоны и мое почтение. Надеюсь, за мой короткий визит я еще не успел никого оскорбить или обидеть. Я веду блог, поэтому, если кому-то интересно, вы можете подписаться на него и следить за тем, как я перемещаюсь, делюсь своими идеями, публикую фотографии с мест, которые я посещаю. Называется «Путешествие к самопреданию». Самопредание — это не то, что [можно] взять [и] прочитать книгу про самопредание и предаться [Богу]. Это бесконечный динамичный процесс. Но это радостный процесс. И если на это уйдет одна жизнь или несколько, это нормально. Мы вдохновлены и желаем того, чтобы мы могли не терять возможность служить вайшнавам в наших следующих жизнях.

#01:14:19#

Нитьянанда Прабху. [Переводит для Махайоги Прабху вторую часть вопроса об отношениях в семейной жизни.]

#01:15:02#

Махайоги Прабху. Я хочу сказать, что семейная жизнь очень важна. Когда мы были очень молодыми брахмачари, у нас были довольно революционные взгляды. Революционные точки зрения или взгляды иногда чрезвычайно экстремальны. Сегодня в обед мы гуляли по Красной площади, и мы размышляли о том, что революция в России имела место быть сто лет назад. У тех революционеров были довольно экстремальные идеи. И что мы можем сказать, люди действительно живут сегодня лучше, чем они жили сто лет назад. Может быть, они живут лучше, не мне рассуждать на эту тему, я всего лишь гость здесь. Когда мы были молодыми, конечно, мы отрицали всячески семейную жизнь, мы говорили: «Нет, мы должны на сто процентов предаться [Богу], никакой семейной жизни». Сейчас я не могу призывать вас к тому, чтобы вы предались на сто процентов. Практикуйте, что проповедуете.

#01:17:37#

Проблема с революционными идеями в том, что они «выжигают», подобно истории про черепаху и кролика. Он был в большой спешке, он очень спешил, и он очень быстр. Черепаха совершенно неспешно перемещается. Но кто же выиграл бега? Порой брахмачари сильны, воодушевлены в своих убеждениях, прочно повязаны. Многие, кто приглашает меня поговорить, дать какую-то лекцию, обычно среди них очень часто встречаются дети преданных. Даже многие из присутствующих здесь — это второе поколение преданных, дети преданных, потому что их родители во что-то очень сильно верили и решили связать свою жизнь [с тем, во что поверили]. И они не брахмачари, у них есть дети.

#01:19:41#

Семейные ценности очень важны. Я считаю, что люди должны уважать друг друга. Ценности ведической культуры, которой пять тысяч лет, могут быть [реализованы] и в рамках семейных отношений, [могут] браться в расчет. Но все равно это не значит, что мы не должны избегать вожделения, гнева, жадности, гордыни и так далее. При этом мы должны следовать принципам дхармы настолько, насколько это возможно. Но мы не индийцы, и наша практика не связана с тем, чтобы быть добропорядочными индийцами. Дхарма — это относительное понятие. Все, что нужно Кришне, это предание [Ему]. Я не знаю, насколько мой ответ помог тебе, насколько я смог быть честным, отвечая на этот вопрос. Стараюсь говорить от сердца. Одно дело бросать цитатами, ссылаясь на ту книгу, на другую книгу. В моем возрасте нужно принимать в расчет жизненный опыт.

#01:22:44#

Преданная. Существует ли какой-то чек-лист вопросов, которые преданный может задавать? Есть ли такой список вопросов, по которому мы можем сверяться, идем мы верной дорожкой или нет?

#01:23:15#

Махайоги Прабху. Первый вопрос, который мы должны задавать себе: следую ли я тому, что наставлял [мне выполнять] мой Гуру, или нет? То, что я сделал сегодня, было ли это полезно для Гуру, для Кришны? Как я могу сегодня еще лучше справиться со своим гневом? Как я могу избежать оскорблений, которые я наношу другим преданным? Что-нибудь я предпринял для того, чтобы еще лучше научиться понимать шастры, писания? На что я медитировал сегодня вообще?

#01:24:15#

Преданная. Махайоги Прабху подошел к теме самопредания. Что же нам нужно предпринимать? Как правильно практиковать, для того чтобы это было не просто умственной спекуляцией, не от ума шло, а от сердца шло?

#01:24:56#

Махайоги Прабху. Для этих целей у нас есть возможность общения с преданными. И [необходимо] быть в связи с Гуру. И спрашивать Гуру: «Какое служение вы от меня бы хотели?» Он может сказать: «Изучайте писания, медитируйте на святые имена Господа, читайте маха-мантру». Или может попросить перевести что-нибудь, или может сказать приходить на субботние встречи. А может дать совершенно индивидуальную роль, которую вам придется играть в его миссии. Но всегда нужно придавать значение общению с преданными. И если вы на самом деле готовы на сто процентов отдавать себя общению с преданными, то результат не заставит себя ждать. Нет большого какого-то чуда — предлагать еще больше служения.

#01:27:56#

Преданная. Если я правильно поняла, у вас была возможность общения со Шрилой Шридхаром Махараджем. Хотелось бы услышать ваши воспоминания.

#01:28:45#

Махайоги Прабху. Всем хочется знать об этом. Не могу привести пример чего-то, конкретно связанного со мной, я больше по складу ума философ. Мои отношения с Шридхаром Махараджем были больше основаны на той истине, которую мне ретранслировал Шридхар Махарадж. Той истине, которая трансформировала мою жизнь. Мое служение, моя работа была [заключалась в том, чтобы] передать дальше и распространить по всему миру эту истину через книги. Я приложил максимум усилий, [потрудился] настолько, насколько мог, для того чтобы быть максимально прозрачным посредником в этом служении. Шридхар Махарадж говорил на английском языке, как на втором языке, и в мои обязанности входило «полировать» его английский, для того чтобы его слова звучали максимально совершенно. Не то, что были какие-то несовершенства в том, что говорил Шридхар Махарадж, а просто [было необходимо] организовать его же слова с совершенной точки зрения лингвистики.

#01:31:22#

Порой мы с Госвами Махараджем оказывались в ситуации, когда мы не очень понимали, что же сказал Шридхар Махарадж, что же он имел в виду. Позже мы осознавали, что это нам надо было совершенствоваться, дотягиваться до него. Это как раз были серьезные пробелы в нашем образовании, в нашей подготовленности, эрудиции, чтобы понимать его. Для того, чтобы действительно передавать его послание, нам необходимо становиться еще более квалифицированными, еще более эрудированными. Помимо того, что мы просто бывали на его лекциях, вели записи наших бесед, мы занимались еще самообразованием, чтобы по уровню образования дотягиваться до уровня Шридхара Махараджа. В этом смысле Шридхар Махарадж по-настоящему трансформировал мою жизнь, потому что он научил меня, как мыслить правильно. Прабхупада научил меня, как действовать: делай это, не делай этого, читай маха-мантру, не ешь мясо. А Шридхар Махарадж научил меня, как интерпретировать более глубинный смысл [философии], как понимать не только писания, но любую истину, любое послание. Он научил меня, как идти глубже. Довольно сложно описать этот процесс, он занял у меня сорок лет, и я все еще нахожусь в процессе, работаю над ним.

#01:34:27#

Есть одна история, которая мне очень нравится, которую я хотел бы рассказать. Однажды я отправился к Ганге, и я принимал омовение в прохладной воде Ганги. Я оставил на берегу мои очки и мои сандалии, и я увидел маленького пастушка, восьмилетнего (совсем невысокий, очень темнокожий, на нем была только гамча и посох в руках), сидящего верхом на водном буйволе, и вместе с ним там еще шесть других было. Те, кто бывали в Индии, видели водных буйволов, они размером как две коровы, они выглядят, как подводные лодки, когда они в воде. И этот восьмилетний мальчик умудрялся держать под контролем семь буйволов. В Мексике бык — это довольно хлопотное занятие, все боятся быков. Нужно ухо востро держать даже с одним быком. А тут маленький мальчик с семью буйволами. Это было довольно чарующее зрелище. Он взглянул на меня и выкрикнул: «Красная обезьяна!» Потому что в те времена в Индии преданные имели довольно дурную репутацию, они носили красную одежду, потому что брахмачари были революционно настроены. Поэтому деревенские мальчики могли вполне вам вслед прокричать: «Красная обезьяна!»

#01:37:34#

Он исчез, и я вернулся, чтобы забрать свои очки и обувь, очков не обнаружилось. А без очков я просто слеп. Я кое-как нашел дорогу обратно в храм. Кто-то из брахмачари спросил меня: «Что случилось? Где твои очки?» В те времена в Шри Чайтанья Сарасват Матхе жило всего семь человек, и Шридхар Махарадж знал, что происходит. Позже, когда я поднялся к Шридхару Махараджу [на его веранду], чтобы попасть к нему на даршан, он спросил меня, и я рассказал ему всю историю о семи буйволах и этом маленьком пастушке. Ему любопытно стало, как пастушок украл очки. Кришна известен как Хари, тот, кто забирает. И это показалось ему довольно привлекательным, и он попросил меня описать мальчишку. Я приложил все усилия. Тогда он позвал Говинду Махараджа, вовлек его в наш разговор, ввел его в курс дела, и был довольно большой скандал. Он отправил брахмачари из храма найти этого самого маленького темнокожего мальчика с семью буйволами. Но как по волшебству он просто исчез, никто ничего не знал об этом странном пастушке с семью буйволами.

#01:40:30#

И он сказал: «Ты можешь спуститься вниз к Кришне Шарану [Прабху]». Он сейчас санньяси. Как его зовут сейчас, не помню[5]. У него был выдвижной ящичек, в котором были всякие забытые вещи, чьи-то джапа-малы, очки, что-то еще. И там в этом ящичке было несколько очков, я попробовал некоторые из них, но они мне особо не помогли. Я сказал попозже Шридхару Махараджу: «Мне вот эти вполне подойдут». Меня очень тронула реакция Шридхара Махараджа, он не производил впечатление какого-то императора, подобно царю Николаю, в нем отсутствовал аспект великого короля, он был простодушным человеком, который проявлял интерес и заботу о моем благополучии. Он был глубокого философского склада ума, [но] он не был «сухарем», был заботливым и отзывчивым человеком. Он спросил у меня: «У тебя есть москитная сетка?» В практическом смысле он был довольно сострадательным. Мы так и не нашли мальчика-пастушка. И до сих пор ищем его. Если вдруг кто его встретит, обязательно дайте мне знать. Спасибо всем большое!

Нитьянанда Прабху. Шрипад Махайоги Прабху ки джай!

Махайоги Прабху. Русским преданным ки джай!

Переводчик: Нитьянанда Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  Махайоги Прабху допускает небольшую неточность: он не мог посмотреть этот фильм в 1968 году, потому что он вышел годом позже, в 1969.

2  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Забудь о всяком долге и любых представлениях о нравственности. Доверься Мне, поступай, как Я велю, и обещаю: ты будешь свободен от ответственности за свои поступки. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66; стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.63; 9.265; 22.94).

3  «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

4  «Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает служению в преданности; отвержение всего, что мешает служению в преданности; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.100).

5  Имя Кришны Шарана Прабху после принятия им санньясы — Шрипад Аранья Махарадж.




←  Вьяса-пуджа Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. 24 июля 2016 года. Великий Новгород ·• Архив новостей •· «Поверь, потом поймешь». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 100.2 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Видхан Махайоги Прабху

Путь к самопреданию

(24 июля 2016 года. Москва, Кисельный)

 

Краткое содержание лекции:

 

Махайоги Прабху. Харе Кришна! Добрый вечер, спасибо вам всем, что присоединились к нам. Меня зовут Махайоги, я прибыл из Соединенных Штатов, через Мексику, на самом деле я работаю в Мексике и живу там. Я был приглашен Авадхутом Махараджем как выступающий, для того чтобы дать какие-то лекции в рамках фестиваля «Ведалайф». Это большая честь для меня быть здесь вместе с вами. Я разместился как раз там над алтарной комнатой. Физически меня не было на бхаджане, но в любом случае как дух я присутствовал здесь. Я прибыл на поезде «Сапсан» сегодня. Чтобы попасть на поезд, надо было проснуться довольно рано. Когда я прибыл, я был очень уставшим. Там в комнате мне удалось отдохнуть. Я умудрился даже поспать под звуки мриданги, каратал и исполнения бхаджанов. И мне приснилось, как будто меня окружили ангелы. Оставаясь в этом полусознательном состоянии, мне казалось, что поют ангелы. «Где же я?», — подумал я. Чуть позже я осознал: «Я же здесь, в комнате над алтарной. Это не мое воображение, они по-настоящему ангелы, на самом деле ангелы». Я впечатлен очень, что здесь, в этом храме, регулярно поются бхаджаны, в храме, который был основан Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем.

#00:03:48#

Вы все такие замечательные и квалифицированные игроки на мриданге и исполнители бхаджанов. Я чувствую, как вы прониклись и вошли так глубоко [в вайшнавскую традицию], осознав смысл бенгальских песен, особенно написанных Нароттамом Дасом Тхакуром. Я даже могу сделать вывод, что вы чрезвычайно квалифицированы. И даже настолько квалифицированы, что не успел я еще присесть, как вы уже попросили меня спеть что-то в честь ухода Гопала Бхатты Госвами.

#00:04:38#

Да, Гопал Бхатта Госвами был одним из шестерых Госвами, сегодня день его ухода. Мы обычно прославляем и памятуем о великих вайшнавах. Гопал Бхатта Госвами был величайшим ученым и написал множество комментариев к священным писаниям. Я не читал их. Учения шестерых Госвами были собраны Кришнадасом Кавираджем Госвами и представлены в «Чайтанья-чаритамрите». Нет необходимости читать по отдельности все работы Рупы Госвами или Дживы Госвами. На самом деле это может показаться нам чрезвычайно сложным, мы можем запутаться, пытаясь вникнуть в «Бхакти-сандарбху» и другие произведения, любую другую подобную литературу, написанную шестерыми Госвами.

#00:06:16#

В разное время в разных местах разные ачарьи явили себя на свет, для того чтобы утвердить различные точки зрения, исходя из насущных потребностей. Кто-то из них мог сделать упор на харинама-санкиртане, или, как по-другому это можно назвать, открытом воспевании святых имен Шри Кришны. И кто-то может сказать: «Давайте выберемся на улицу и будем воспевать славу святых имен Господа Шри Кришны! Не оставайтесь в храмах, давайте выведем всю проповедь на улицы». Но они могут быть не в курсе текущих событий, текущих ситуаций. Особенно в случае с нашим храмом, который находится через дорогу от правительственных учреждений. Хотя мы можем услышать истории из жизни Чайтаньи Махапрабху, который бросает вызов самому Чханду Кази, и иногда Ему удается мирно урегулировать отношения с Чхандом Кази. Сообразно времени, месту и обстоятельствам мы должны действовать и примерять все. И этим должен заниматься соответствующий ачарья.

#00:08:40#

Когда мы приветствуем Рупу Госвами, Даса Госвами, Гопала Бхатту Госвами, мы понимаем, что их послание дошло до нас через фильтр, через который пропустил Кавирадж Госвами их труды. Мы прославляем их, выкрикивая в их сторону: «Джайа!» Но особое внимание нужно уделять тому и обращать на то, что же говорит нынешний ачарья. Мы несовершенные души, наш Гуру намного более продвинутый, чем мы, и он более осведомленный, [он] в курсе всего. Если же он не более осведомлен и не более продвинут, чем мы, нечего делать с тем, чтобы быть Гуру, он даже недостоин называться Гуру. Поэтому мы ищем наставлений именно от него. И, как я уже сказал ранее, для меня большая честь быть приглашенным и произносить свою речь перед всеми вами.

#00:10:58#

Когда Шрила Прабхупада впервые вступил на Красную площадь, тогда движения Харе Кришна еще и в помине не было в России. Но у него было трансцендентное видение. Он уловил некий запрос, глубокую потребность у русской души к чему-то трансцендентному. Глубина проникновения [в трансцендентное] русской души была культивирована великими русскими поэтами и писателями. Достоевский не был изобретателем романа, он был изобретен скорее Диккенсом, Сервантесом, с его «Дон Кихотом», но посредством литературы Достоевский сформулировал самые важные и серьезные вопросы: «Кто мы?», «А что произойдет, если Господь на самом деле не существует?», «Если Господь не существует, то мы вольны делать все, что пожелаем, или же нет?», «И каковы могут быть последствия такого рода размышлений?»

#00:13:14#

Я недавно был в Санкт-Петербурге, только сегодня оттуда прибыл, я был в том месте, где, согласно Достоевскому, Раскольников бросил после совершения убийства свой топор в реку Неву. Как раз герой Достоевского Раскольников и ставит этот вопрос: «Если Господь не существует, возможно творить все что угодно?» Достоевскому удалось раскрыть эту тему посредством популярного жанра, коим является роман. Обычно романом считается жанр, который призван развлекать домохозяек. Достоевский умеючи воспользовался этим жанром литературы, для того чтобы поднять такие серьезные вопросы. Ни в какой другой литературе мы не сможем наблюдать такого же. Соединенные Штаты и Голливуд — довольно материалистическое общество, но есть что-то интересное в свойствах характера, свойствах русской души в этом поиске истины, жажде найти истину. Есть что-то в русской душе, что побуждает человека, особенно здесь, задавать вопрос: «Что есть душа?», подобно тому вопросу, который поднимается в «Веданта-сутре». И когда Шрила Прабхупада прогуливался здесь на Красной площади, он как раз этот потенциал [русской души] и уловил. Он знал, что однажды придет день, когда здесь будет открыт духовный центр, и не один: Москва и эти духовные центры станут местом паломничества для духовно ищущих людей. И он приложил все усилия для того, чтобы это произошло.

#00:16:25#

Один из моих друзей был Дваракадиш Дас, он как раз переводил Бхагавад-гиту на русский язык 35 лет назад. Позже он стал Бхакти Абхай Нараяном Махараджем, он руководил миссией в Венгрии. И он завез контрабандой переведенную Бхагавад-гиту сюда, в Россию, рискуя собственной жизнью. Сначала он предпринял попытку отправиться в Югославию и найти русских там, которые были в отпуске, чтобы распространить среди них Бхагавад-гиту, чтобы она проникла в Россию. Иначе было довольно сложно в те времена провезти сюда такую книгу, да еще добиться того, чтобы она цензуру прошла. И они отправились 35 лет назад вместе с Госвами Махараджем [в Россию]. Госвами Махарадж тоже, можно сказать, один из пионеров, кто стоял у истоков распространения сознания Кришны в России. Для меня это была высочайшая честь проработать десять лет с Госвами Махараджем в Guardian Devotion Press в Калифорнии, в Сан-Хосе. Мы опубликовали «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности» и «Шри Гуру и его милость», «Поиск заблудшего слуги», «Вулкан божественной любви», «Субъективную эволюцию сознания». И я был изумлен спустя 25 лет, что эти книги уже переведены на русский, и люди читают эти книги. Это дало мне великое вдохновение. Поэтому я питаю огромную любовь к русским людям, особенно к русским преданным, особенно в этой миссии, в этом проповедническом центре в Москве. С моей стороны довольно эгоцентрично полагать, что я приезжаю сюда для того, чтобы чему-то вас научить. Потому что вы все являетесь почти докторами наук. Вы уже эксперты в бенгальских бхаджанах, в наших священных писаниях: «Шримад-Бхагаватам» и так далее.

#00:20:36#

Есть такая пословица: «Ребенок является отцом человека». Когда я услышал это выражение, я не мог понять его. Идея заключается в том, что у вас есть маленький мальчик, сын (те, кто имеет опыт материнства или отцовства, поймут, о чем речь), и вы обучаете своего маленького мальчика, как завязать шнурки, подтирать свой носик, и убеждаете [его], что нет никаких монстров в шкафу. Но позже вы удивитесь, как может вас в изумление привести ваш собственный ребенок. Мне выпала честь произносить речь в Лахте на день явления Авадхута Махараджа, и тогда я по ходу своего рассказа привел в пример ту же самую пословицу, потому что Виджай Раман [Прабху] был там. Аналогия, которую я приводил тогда в присутствии Виджая Рамана, [состоит в том,] что он, будучи отцом Авадхута Махараджа, когда он был еще маленьким, учил его подтирать свой носик, — кто же знал, что он будет ачарьей всей русской миссии? И кто же знал, что этот человек будет ответственным за то, чтобы распространить учение Шри Чайтаньи Махапрабху в самые отдаленные уголки России — Томск, Владивосток, [населенные пункты] за [Северным] полярным кругом, [на юг] до Абхазии и так далее? Тот маленький мальчик, чей носик он подтирал, вырос, и он оказался способным высечь эту искру, зажечь этот огонек даже в сердце своего отца. Это парадокс.

#00:25:31#

Когда я был молод, я усердно трудился в издательстве Guardian Devotion Press, для того чтобы все эти книги были опубликованы. Я превосходно знал все шлоки, я мог цитировать шлоки, связанные с играми и жизнеописанием Гопала Бхатты Госвами без каких-либо ошибок в 1981 году. Но сейчас я многое позабыл, сейчас мое сознание, мой ум не так хорошо организованы, как прежде. Я нахожу, что здесь, в России, люди помнят каждую строчку из «Поиска Шри Кришны, прекрасной реальности». То, что я преподавал с таким запалом много лет назад, мне самому нужно слышать и [заново] учиться [этому]. Это лекарство для моей души. Поэтому для меня большая честь сидеть здесь и видеть стольких вайшнавов с пытливыми умами, которые уже вполне готовы распространить сознание Кришны и дать его даже мне. Так что «ребенок является отцом человека». Теперь я готов ответить на вопросы.

#00:28:17#

Преданная. [Вопрос задан по-английски. Задавшая вопрос переводит его на русский, но вопроса не слышно.]

#00:29:45#

Махайоги Прабху. Перед тем как ответить на вопрос, я хотел бы еще раз объяснить, почему я перевел [беседу] в такой формат — из просто лекции в «вопрос-ответ». По идее я должен дать какую-нибудь лекцию, но чувствую себя неловко, потому что вы все кажетесь такими квалифицированными в вопросах вайшнавской философии, что лучше построить [беседу] в формате «вопрос-ответ».

#00:30:26#

Когда я был студентом, я, бывало, видел преданных, которые ходили по улице с харинамой. Я их воспринимал как конкретно сумасшедших людей: они, видимо, совсем обезумели или слишком много наркотиков в их жизни было. Но они дали мне книгу Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады «Бхагавад-гита как она есть». Я поставил ее себе на книжную полку. Одним летом я как-то играл в футбол. Я повредил ногу, и мне пришлось проваляться целую неделю [в постели]. Было полно книг, которые можно было прочесть. У меня была книга «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. И был выбор — либо Чарльз Дарвин, либо Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита. И я выбрал второе — Бхагавад-гита. К концу чтения я осознал, что все мои вопросы, глубокие вопросы нашли свои глубочайшие ответы. «Что такое душа? Кто такой Господь? Что такое карма? Как мы должны действовать? Что такое настоящая йога?» Все серьезные вопросы, которые у меня были на тот момент моей жизни, нашли свои ответы.

#00:32:51#

Позже у моего друга возникла идея. Он захотел автостопом путешествовать по всей Америке. Мы как раз посмотрели фильм «Easy Rider», «Беспечный ездок», в 68-м году, почти пятьдесят лет назад[1]. Этот фильм был о ребятах, которые отправились на мотоциклах до Нового Орлеана. Они отправились на карнавал Марди Гра. Весь фильм был пропитан атмосферой романтичности. И мы вышли на трассу, подняли свои большие пальцы, и несколько дней спустя мы обнаружили себя в Новом Орлеане. Довольно интересный, пестрый город. Довольно экзотичное место, экзотичный город, потому что там смешано множество различных культур. Карнавал, который имел место там быть, — это одна большая пьянка. Мы были разочарованы, было довольно много насилия, жестокости. И пока протекала ночь, я задал вопрос: «Какие же наши дальнейшие планы? Где мы остановимся?» И он сказал: «Давай остановимся в храме Харе Кришна». Я подумал: «Ну давай». Мы прошли через темные улицы Нового Орлеана, мы спросили направление. Чернокожий, прохожий человек, нас предупредил: «Лучше не ходите туда. Там довольно опасно, потому что вас могут убить там». Он не хотел в том направлении вообще идти. Но мы все равно отправились туда и нашли старый деревянный дом, поднялись по ступенькам, постучали в дверь, рассказали нашу историю, что прибыли в Орлеан, и мы здесь всего лишь гости. Они открыли дверь, и на нас повалил мощный трансцендентный запах. Они упаковывали благовония, клубничные благовония. На полу был слой пыли от благовоний, они заставили нас снять обувь, и наши носки стали розовыми. Все пахло клубничным благовонием.

#00:36:52#

В те дни были проигрыватели с виниловыми дисками, и они включили его. [Напевает, изображает, как Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада вел киртан.] Какой трансцендентный звук! Трансцендентный запах, трансцендентные люди, и девушки делали цветочные гирлянды. И они сказали нам: «Вы можете к нам присоединиться и помочь упаковывать благовония». И так мы начали упаковывать благовония, окруженные людьми, которые воспевали славу святых имен. Это было в тот же период, когда параллельно в другом конце мира протекала война. И я вдруг сказал, что читал Бхагавад-гиту, но разве она не о войне? Ведь Кришна говорит Арджуне: «Сражайся!» «Да, — сказали они, — это правда, но все же книга о том, как предаться [Богу]. Более глубокий смысл Бхагавад-гиты — это дхарма. Но Бхагавад-гита ведет нас еще глубже, она говорит: „Оставь все виды религии“[2]. Оставьте все виды дхармы, любую религию. Дхарма — это этическая система, она довольно поверхностна, но настоящая дхарма означает предаться Господу. Это как раз то, что Арджуна и сделал. В итоге он оставляет все и предается Господу Кришне, потому что Кришна его друг».

#00:39:50#

Мы всю ночь упаковывали [благовония], обсуждая философию, и воспевали Харе Кришна. И попозже мы, конечно, проголодались. Преданные принесли большой низкий столик, на нем был черный хлеб, как русский бородинский хлеб, и дал. Конечно же, преданные прославили прасад, перед тем как приступить к почитанию прасада. Мы только собрались вкусить хлеб, они сказали: «Наше тело — это плод невежества, которое управляется чувствами, и из всех чувств язык — орган, который сложнее всего взять под контроль. Но мы пытаемся брать под контроль наш язык и прославлять святые имена Господа, посредством прославления прасада, который был предложен Радхе и Кришне. И об этом всем мы знаем по особой милости Чайтаньи Махапрабху и Господа Нитьянанды». И я подумал: «Ого! Это же намного глубже, чем я думал раньше». Я же думал, что это просто сумасшедшие люди, но теперь я вижу, насколько они преданны. И у них потрясающая глубокая философия. У меня не было другого выбора, кроме как просто предаться. Даже на интеллектуальном уровне в тот самый момент я понимал, что я должен предаться Кришне. Но я, конечно же, испугался.

#00:43:22#

Я решил проверить свое внутреннее решение в течение нескольких последующих лет. И когда я в итоге решился, я отправился в храм в Лос-Анджелесе. Свое материальное имущество я привез с собой. Я дал управляющему храма свою гитару и серебряное кольцо, и мои вещи, мой рюкзак. Они побрили мне голову, и я был счастлив, как никогда в своей жизни. Первая книга, которую они дали мне для прочтения, была «Упадешамрита» Рупы Госвами. Эта книга в нескольких шлоках объясняет как раз основы хари-бхакти. В 76-м Шрила Прабхупада прибыл в Лос-Анджелес, сорок лет назад. Он остановился как раз там, в храме, у него была комната этажом выше, как здесь. Мы знали, что он там. Он спускался, по утрам давал лекцию, я всегда посещал его лекции, и по утрам он отправлялся на прогулку, читать джапу на побережье. Позже я принял инициацию у него. Я не хочу докучать вам своей историей. Харе Кришна!

#00:46:59#

Вопрос. Вы приводили пример о том, что когда-то вы цитировали шлоки, знали их наизусть, без всяких запинок. Что вас держало воодушевленным, вдохновленным все эти годы, поддерживало ту жадность к знанию, к этой глубинной философии?

#00:47:36#

Махайоги Прабху. Когда вы проповедуете другим, когда вы обучаете кого-то чему-либо, цитируете афоризмы, максимы снова и снова, вы вникаете еще глубже в суть этих афоризмов, находите их довольно полезными.

#00:47:57#

тад виддхи пран̣ипа̄тена,
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇,
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[3]

Шлока, которую я процитировал, объясняет, почему мы должны принять прибежище у Гуру. Позже я обнаружил, что размышляю о том, что говорил Шридхар Махарадж. Например, Шридхар Махарадж говорил, что сознание Бога и общественное сознание всегда сталкиваются между собой, находятся в постоянной конфронтации. На уровне абсолютных принципов и на уровне относительных эти явления всегда находятся в конфронтации друг с другом. Некоторые философские утверждения Шридхара Махараджа побудили меня к размышлениям, я получил особую милость от своего Гурудева.

#00:50:10#

Я могу кое-что сказать о природе милости. Можно получить милость в зависимости от чувства голода, от потребности. Если вы по-настоящему голодны и испытываете интенсивную потребность в милости Гуру, она обязательно придет. Одно из выражений, которое периодически повторял Шридхар Махарадж, это: «Мы должны усиливать интенсивность нашей негативной составляющей». Мне было довольно трудно понять это поначалу, подобно тому выражению: «Ребенок является отцом человека», потому что обычно всех призывают быть позитивными. Это что-то наподобие этого.

#00:51:46#

Я не знаю, слышали ли вы когда-нибудь о трудностях в обучении. Неспособность к обучаемости не означает, что вы тупы, это может просто означать, что у вас есть некоторые сложности в обучении чему-то новому. Самое сложное препятствие, которое нужно преодолеть в процессе обучения, — это идея, что я знаю что-то. [Это] самое сложное препятствие. Если вы подходите к процессу обучения с мыслью «Я уже знаю что-то», вы не научитесь. Шридхар Махарадж любил рассказывать историю о преподавателе музыки по фортепьяно, который установил две цены за свои уроки. Одна цена была установлена для новых учеников, а другую цену он назначал для уже имеющих навык игры на фортепьяно. Если вы совсем новичок и ничего не знаете про игру на фортепьяно, он оценивал свой урок, например, в тысячу рублей в час, но для среднего ученика, который имеет [какое-то] представление об игре на фортепьяно, две тысячи рублей в час. Как-то [один] ученик задал ему вопрос: «А почему вы с меня берете в два раза больше? Я уже знаю то, о чем вы рассказываете». И учитель сказал: «Именно по этой причине. Потому что мне нужно тебя разучить. То, что ты знаешь, нужно, чтобы ушло, прежде чем я по-настоящему смогу тебя учить своим урокам». Если у вас сидит мысль в голове, что вы уже знаете что-то, значит, вы не голодны. А если вы не голодны, вы не можете есть. Но если вы совершенно пусты, тогда вы можете принимать [пищу]. Когда я пришел к Шридхару Махараджу, у меня внутри была реально глубокая потребность разобраться в том, кто такой Господь. Я был совершенно пуст и был в отчаянии. Я встретил самого квалифицированного человека, какого можно было когда-либо встретить. Именно по этой причине я получил определенную милость и благословение от него. Если вы приходите в сознание Кришны с мыслью «Я богосознающий», тогда можно получить кое-что. Если вы приходите на путь бхакти-йоги с мыслью «Я великий йог», и тогда можно что-то получить от бхакти-йоги. Но если вы приходите с мыслью «Я абсолютно ничего не знаю, я совершенно беспомощен и ничего не стою» и в таком умонастроении вы соприкасаетесь с сознанием Кришны, тогда вы сможете приобрести огромные богатства и великую веру. Эта вера сможет вас поддерживать всю вашу жизнь. Даже если вы забудете какие-то санскритские шлоки или какие-то детали.

#00:57:32#

Это как раз один из шести принципов самопредания, упомянутых Рупой Госвами.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣,
пра̄тикӯлйасйа варджанам,
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄,
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе,
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣[4]

Эта шлока говорит: «Прими то, что благоприятно для сознания Кришны; откажись от того, что неблагоприятно». Это хорошо. Ну и вы можете рассуждать: «Хорошо, я пришел в храм, и это благоприятно. Я перестану есть мясо, потому что есть мясо неблагоприятно». Следующая строка (ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со, гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄) говорит: «Прими защиту Кришны и будь зависим от этой защиты». Даже в таком случае можно прийти к такому практическому решению, «надеть амулет» с Кришной: «Ну все, Кришна защищает меня». Но это не то, что было сказано в этой шлоке. Идея в том, чтобы быть готовым рискнуть всем.

#00:59:51#

Есть хорошее выражение, которое прозвучало из уст великого французского философа Блеза Паскаля. Он сказал: «У меня всего лишь одна жизнь, чтобы прожить ее». Веришь ли ты в Бога или не веришь в Него, это подобно ставке, которую ты делаешь. Но ставкой является именно твоя жизнь. И вывод, если продолжать рассуждения: если Бога нет, и ты не поклоняешься Ему, ты проигрываешь свою жизнь, ты ничего не приобретаешь и ничего не теряешь. Но если Господь все-таки есть, и ты не поклоняешься Ему, то ты навечно отправишься в ад. Так что ты потеряешь все. А если нет Бога, и ты поклоняешься Ему, ты ничего не получишь, но и ничего не потеряешь. Но если все же Господь есть, и ставкой является твоя жизнь, и ты поклоняешься Ему, тогда ты получишь все. Так что нет риска, нет обретения. Немного риска, можно кое-что поиметь с этого. Рискнуть всем — обрести все.

#01:02:04#

Мы тогда рассуждаем дальше. А что, если я рискну всем и ничего взамен не получу? Я как раз рассуждал об этом прошлой ночью. Я сказал: Достоевский был великим писателем, он завидовал Сервантесу, потому что Сервантес написал «Дон Кихота». Дон Кихот был тем самым персонажем, который рискнул всем ради высших идеалов, но он ничего не получил. Зато он остался в истории литературы как великий персонаж. Даже если мы рискнем всем и ничего не получим взамен, мы все равно останемся в выигрыше, мы будем в хорошей компании. Простите, слишком много времени ушло на ответ на вопрос, планировал более короткий ответ дать. Простите.

#01:03:37#

Преданная. [Вопроса не слышно.]

#01:05:19#

Махайоги Прабху. Довольно трудно продолжать свою духовную жизнь без садху-санги, общения с преданными. С другой стороны, в зависимости от качества и объема садху-санги, которая у тебя была в прошлом, это может поддерживать тебя какой-то неопределенный период времени. С 81-го по 89-й, 90-й годы, восемь-девять лет я довольно интенсивно поддерживал общение с Бхакти Судхиром Госвами Махараджем, на ежедневной основе, каждый день. Каждый день спорили, обсуждали, разговаривали, а также [я общался] с Ашрамом Махараджем, Джанарданом Махараджем, Шруташравой Прабху (Вайшнавом Махараджем). Довольно длительное время очень близко общались все. Как брахмачари в течение восьми-девяти лет пил, ел в сознании Кришны, спал в сознании Кришны, где-то с возраста двадцати до тридцати шести лет [в целом интенсивно практиковал]. Это был довольно интенсивный опыт, и он довольно глубоко проник в меня. Бывало, что мне звонили люди и говорили: «Ты нужен нам для того, чтобы сделать новый перевод „Чайтанья-чаритамриты“, нам нужно перевести ее на португальский/или испанский». Иногда приходилось заниматься этим по шесть месяцев. Я тоже решил как-то перевести Бхагавад-гиту с санскрита на испанский. И периодически я узнавал различные новости о преданных.

#01:09:39#

Был период обилия «политических» моментов и разделения на разные группировки, и я немножко отстранился от этого всего. Подобно старому солдату, который в своем сознании периодически возвращается к тем битвам, которые имели место быть, в которых он принимал участие, [и] у него периодически возникают порывы, для того чтобы написать что-то об этом или написать кому-то из фронтовых товарищей. Или наподобие того, как старый футболист уставился на свои футбольные бутсы, он не может больше бегать так, как он бегал раньше, забивать голы. Но он думает постоянно о команде или вспоминает периодически о том или ином чемпионате, в котором он принимал участие, и анализирует в сослагательном наклонении: «А вот если бы я побежал так, а не вот так, то удался бы гол». Шридхар Махарадж всегда в моем сердце, так же, как и Говинда Махарадж. Жаль, что не мог послужить им лучше, но в нашей жизни мы делаем все настолько хорошо, насколько мы можем это сделать.

#01:12:03#

Я очень рад, что Авадхут Махарадж позвал меня в Россию и позволил мне принести какую-то пользу. Конечно же, я приятно удивлен, преодолев четырнадцать тысяч миль, увидеть здесь такое сплоченное общество преданных. Я приветствую всех вас, прошу вас принять мои поклоны и мое почтение. Надеюсь, за мой короткий визит я еще не успел никого оскорбить или обидеть. Я веду блог, поэтому, если кому-то интересно, вы можете подписаться на него и следить за тем, как я перемещаюсь, делюсь своими идеями, публикую фотографии с мест, которые я посещаю. Называется «Путешествие к самопреданию». Самопредание — это не то, что [можно] взять [и] прочитать книгу про самопредание и предаться [Богу]. Это бесконечный динамичный процесс. Но это радостный процесс. И если на это уйдет одна жизнь или несколько, это нормально. Мы вдохновлены и желаем того, чтобы мы могли не терять возможность служить вайшнавам в наших следующих жизнях.

#01:14:19#

Нитьянанда Прабху. [Переводит для Махайоги Прабху вторую часть вопроса об отношениях в семейной жизни.]

#01:15:02#

Махайоги Прабху. Я хочу сказать, что семейная жизнь очень важна. Когда мы были очень молодыми брахмачари, у нас были довольно революционные взгляды. Революционные точки зрения или взгляды иногда чрезвычайно экстремальны. Сегодня в обед мы гуляли по Красной площади, и мы размышляли о том, что революция в России имела место быть сто лет назад. У тех революционеров были довольно экстремальные идеи. И что мы можем сказать, люди действительно живут сегодня лучше, чем они жили сто лет назад. Может быть, они живут лучше, не мне рассуждать на эту тему, я всего лишь гость здесь. Когда мы были молодыми, конечно, мы отрицали всячески семейную жизнь, мы говорили: «Нет, мы должны на сто процентов предаться [Богу], никакой семейной жизни». Сейчас я не могу призывать вас к тому, чтобы вы предались на сто процентов. Практикуйте, что проповедуете.

#01:17:37#

Проблема с революционными идеями в том, что они «выжигают», подобно истории про черепаху и кролика. Он был в большой спешке, он очень спешил, и он очень быстр. Черепаха совершенно неспешно перемещается. Но кто же выиграл бега? Порой брахмачари сильны, воодушевлены в своих убеждениях, прочно повязаны. Многие, кто приглашает меня поговорить, дать какую-то лекцию, обычно среди них очень часто встречаются дети преданных. Даже многие из присутствующих здесь — это второе поколение преданных, дети преданных, потому что их родители во что-то очень сильно верили и решили связать свою жизнь [с тем, во что поверили]. И они не брахмачари, у них есть дети.

#01:19:41#

Семейные ценности очень важны. Я считаю, что люди должны уважать друг друга. Ценности ведической культуры, которой пять тысяч лет, могут быть [реализованы] и в рамках семейных отношений, [могут] браться в расчет. Но все равно это не значит, что мы не должны избегать вожделения, гнева, жадности, гордыни и так далее. При этом мы должны следовать принципам дхармы настолько, насколько это возможно. Но мы не индийцы, и наша практика не связана с тем, чтобы быть добропорядочными индийцами. Дхарма — это относительное понятие. Все, что нужно Кришне, это предание [Ему]. Я не знаю, насколько мой ответ помог тебе, насколько я смог быть честным, отвечая на этот вопрос. Стараюсь говорить от сердца. Одно дело бросать цитатами, ссылаясь на ту книгу, на другую книгу. В моем возрасте нужно принимать в расчет жизненный опыт.

#01:22:44#

Преданная. Существует ли какой-то чек-лист вопросов, которые преданный может задавать? Есть ли такой список вопросов, по которому мы можем сверяться, идем мы верной дорожкой или нет?

#01:23:15#

Махайоги Прабху. Первый вопрос, который мы должны задавать себе: следую ли я тому, что наставлял [мне выполнять] мой Гуру, или нет? То, что я сделал сегодня, было ли это полезно для Гуру, для Кришны? Как я могу сегодня еще лучше справиться со своим гневом? Как я могу избежать оскорблений, которые я наношу другим преданным? Что-нибудь я предпринял для того, чтобы еще лучше научиться понимать шастры, писания? На что я медитировал сегодня вообще?

#01:24:15#

Преданная. Махайоги Прабху подошел к теме самопредания. Что же нам нужно предпринимать? Как правильно практиковать, для того чтобы это было не просто умственной спекуляцией, не от ума шло, а от сердца шло?

#01:24:56#

Махайоги Прабху. Для этих целей у нас есть возможность общения с преданными. И [необходимо] быть в связи с Гуру. И спрашивать Гуру: «Какое служение вы от меня бы хотели?» Он может сказать: «Изучайте писания, медитируйте на святые имена Господа, читайте маха-мантру». Или может попросить перевести что-нибудь, или может сказать приходить на субботние встречи. А может дать совершенно индивидуальную роль, которую вам придется играть в его миссии. Но всегда нужно придавать значение общению с преданными. И если вы на самом деле готовы на сто процентов отдавать себя общению с преданными, то результат не заставит себя ждать. Нет большого какого-то чуда — предлагать еще больше служения.

#01:27:56#

Преданная. Если я правильно поняла, у вас была возможность общения со Шрилой Шридхаром Махараджем. Хотелось бы услышать ваши воспоминания.

#01:28:45#

Махайоги Прабху. Всем хочется знать об этом. Не могу привести пример чего-то, конкретно связанного со мной, я больше по складу ума философ. Мои отношения с Шридхаром Махараджем были больше основаны на той истине, которую мне ретранслировал Шридхар Махарадж. Той истине, которая трансформировала мою жизнь. Мое служение, моя работа была [заключалась в том, чтобы] передать дальше и распространить по всему миру эту истину через книги. Я приложил максимум усилий, [потрудился] настолько, насколько мог, для того чтобы быть максимально прозрачным посредником в этом служении. Шридхар Махарадж говорил на английском языке, как на втором языке, и в мои обязанности входило «полировать» его английский, для того чтобы его слова звучали максимально совершенно. Не то, что были какие-то несовершенства в том, что говорил Шридхар Махарадж, а просто [было необходимо] организовать его же слова с совершенной точки зрения лингвистики.

#01:31:22#

Порой мы с Госвами Махараджем оказывались в ситуации, когда мы не очень понимали, что же сказал Шридхар Махарадж, что же он имел в виду. Позже мы осознавали, что это нам надо было совершенствоваться, дотягиваться до него. Это как раз были серьезные пробелы в нашем образовании, в нашей подготовленности, эрудиции, чтобы понимать его. Для того, чтобы действительно передавать его послание, нам необходимо становиться еще более квалифицированными, еще более эрудированными. Помимо того, что мы просто бывали на его лекциях, вели записи наших бесед, мы занимались еще самообразованием, чтобы по уровню образования дотягиваться до уровня Шридхара Махараджа. В этом смысле Шридхар Махарадж по-настоящему трансформировал мою жизнь, потому что он научил меня, как мыслить правильно. Прабхупада научил меня, как действовать: делай это, не делай этого, читай маха-мантру, не ешь мясо. А Шридхар Махарадж научил меня, как интерпретировать более глубинный смысл [философии], как понимать не только писания, но любую истину, любое послание. Он научил меня, как идти глубже. Довольно сложно описать этот процесс, он занял у меня сорок лет, и я все еще нахожусь в процессе, работаю над ним.

#01:34:27#

Есть одна история, которая мне очень нравится, которую я хотел бы рассказать. Однажды я отправился к Ганге, и я принимал омовение в прохладной воде Ганги. Я оставил на берегу мои очки и мои сандалии, и я увидел маленького пастушка, восьмилетнего (совсем невысокий, очень темнокожий, на нем была только гамча и посох в руках), сидящего верхом на водном буйволе, и вместе с ним там еще шесть других было. Те, кто бывали в Индии, видели водных буйволов, они размером как две коровы, они выглядят, как подводные лодки, когда они в воде. И этот восьмилетний мальчик умудрялся держать под контролем семь буйволов. В Мексике бык — это довольно хлопотное занятие, все боятся быков. Нужно ухо востро держать даже с одним быком. А тут маленький мальчик с семью буйволами. Это было довольно чарующее зрелище. Он взглянул на меня и выкрикнул: «Красная обезьяна!» Потому что в те времена в Индии преданные имели довольно дурную репутацию, они носили красную одежду, потому что брахмачари были революционно настроены. Поэтому деревенские мальчики могли вполне вам вслед прокричать: «Красная обезьяна!»

#01:37:34#

Он исчез, и я вернулся, чтобы забрать свои очки и обувь, очков не обнаружилось. А без очков я просто слеп. Я кое-как нашел дорогу обратно в храм. Кто-то из брахмачари спросил меня: «Что случилось? Где твои очки?» В те времена в Шри Чайтанья Сарасват Матхе жило всего семь человек, и Шридхар Махарадж знал, что происходит. Позже, когда я поднялся к Шридхару Махараджу [на его веранду], чтобы попасть к нему на даршан, он спросил меня, и я рассказал ему всю историю о семи буйволах и этом маленьком пастушке. Ему любопытно стало, как пастушок украл очки. Кришна известен как Хари, тот, кто забирает. И это показалось ему довольно привлекательным, и он попросил меня описать мальчишку. Я приложил все усилия. Тогда он позвал Говинду Махараджа, вовлек его в наш разговор, ввел его в курс дела, и был довольно большой скандал. Он отправил брахмачари из храма найти этого самого маленького темнокожего мальчика с семью буйволами. Но как по волшебству он просто исчез, никто ничего не знал об этом странном пастушке с семью буйволами.

#01:40:30#

И он сказал: «Ты можешь спуститься вниз к Кришне Шарану [Прабху]». Он сейчас санньяси. Как его зовут сейчас, не помню[5]. У него был выдвижной ящичек, в котором были всякие забытые вещи, чьи-то джапа-малы, очки, что-то еще. И там в этом ящичке было несколько очков, я попробовал некоторые из них, но они мне особо не помогли. Я сказал попозже Шридхару Махараджу: «Мне вот эти вполне подойдут». Меня очень тронула реакция Шридхара Махараджа, он не производил впечатление какого-то императора, подобно царю Николаю, в нем отсутствовал аспект великого короля, он был простодушным человеком, который проявлял интерес и заботу о моем благополучии. Он был глубокого философского склада ума, [но] он не был «сухарем», был заботливым и отзывчивым человеком. Он спросил у меня: «У тебя есть москитная сетка?» В практическом смысле он был довольно сострадательным. Мы так и не нашли мальчика-пастушка. И до сих пор ищем его. Если вдруг кто его встретит, обязательно дайте мне знать. Спасибо всем большое!

Нитьянанда Прабху. Шрипад Махайоги Прабху ки джай!

Махайоги Прабху. Русским преданным ки джай!

Переводчик: Нитьянанда Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Махайоги Прабху допускает небольшую неточность: он не мог посмотреть этот фильм в 1968 году, потому что он вышел годом позже, в 1969.

[2] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Забудь о всяком долге и любых представлениях о нравственности. Доверься Мне, поступай, как Я велю, и обещаю: ты будешь свободен от ответственности за свои поступки. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66; стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.63; 9.265; 22.94).

[3] «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[4] «Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает служению в преданности; отвержение всего, что мешает служению в преданности; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.100).

[5] Имя Кришны Шарана Прабху после принятия им санньясы — Шрипад Аранья Махарадж.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования