
«Годовой отчет». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 4 октября 2016 года. Гупта Говардхан
На русском
— Как видеть дхаму, святую землю?
— Воспоминания о вайшнавских фестивалях в России, Латвии, Украине, Италии, Бали, Малайзии и Австралии.
— Что такое карма?
— Следует ли пить молоко, если коровы ужасно страдают в молочной индустрии?
— Как понять свою дхарму?
⇓ Стерео перевод (обычный): ⇓
⇓ Моно перевод: ⇓
In English
— How to see the Dham, the holy land?
— Memories of the Vaishnava festivals in Russia, Latvia, Ukraine, Italy, Bali, Malaysia and Australia.
— What is karma?
— Should we drink milk if the cows are horribly suffering in modern milk industry?
— How to know one’s dharma?
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Годовой отчет
(4 октября 2016 года. Гупта Говардхан)
Мадхусудан Махарадж. …И дело не только в том, что деревья… Вот такое дерево, такое дерево, такого рода гора, такого рода дорога или что бы там ни было, но от всего идет особое ощущение. И это место, можно заметить, совершенно умиротворенное. Там чувство такое, как мы ожидаем, какое будем чувствовать в ашраме. Как мы слышим описания ашрамов…
#00:00:29#
Когда Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, впервые прибыл в [Шри Чайтанья Сарасват] Матх, то одно из его первых ощущений, когда он пришел в Матх, о котором он рассказал нам… Он сказал нам: «Когда я впервые пришел в Чайтанья Сарасват Матх, то преданные в Надан-гхате рассказывали мне про этот ашрам, где живет этот великий садху. Его зовут Шрила Шридхар Махарадж, у него есть ашрам в Навадвипе». «Ты придешь, присоединишься к ашраму?» «Да-да, я присоединюсь к ашраму». Он обещал им, и ему пришлось сдержать свое обещание. Но после долгой-долгой дороги пешком в Навадвипу, когда он подошел к ашраму, то что подумал Гурудев? «Это не выглядит как ашрам, о которых… [не похоже] на такой ашрам, о каких я слышал, [о которых] мы читали книги: мы читали в „Махабхарате“ и „Рамаяне“ об ашрамах мудрецов. От этого места нет ощущения ашрама. Это хижина с соломенной крышей».
#00:01:32#
В то время это был маленький дом. И я думаю впечатление Гурудева о том, каков [в то время был] ашрам [Шрилы Шридхара Махараджа], было примерно таким, какое у нас сейчас от Чиангмая, Таиланда, когда мы только приехали. Сверчки, мягкие свежие ароматы. Очень умиротворенная атмосфера. И все полно преданными. Все полно тихими преданными. Видите — мы хотим беседовать вместе.
#00:02:23#
Несколько дней назад мы провели вечернюю программу, то есть мы были приглашены на вечернюю программу… И [это была] очень счастливая программа. Программа в доме Дева Дьюти Прабху в Брисбене. Брисбен — это [город] на восточном побережье Австралии. Преданные пришли из разных мест, они все пришли, собрались в его доме. И в большой степени мы слышали… я спросил преданных, каждого по одному, начиная с Дева Дьюти Прабху. Я сказал: «Дева Дьюти Прабху, как хозяин, пожалуйста, скажите нам что-то, чего мы не знаем, но вы знаете о Гурудеве». Таким образом один за другим, за другим [преданные высказались]. Он начал сперва в самом деле что-то [говорить], чего никто из нас не знает, но потом он подумал: «Да, вот это произошло между Гурудевом и мной. То, что рассказал мне Гурудев», и [это] тот опыт, что у него был с Гурудевом. А потом другие преданные [высказались], я спросил других преданных: «Вы тоже что-то знаете. Что вы испытали с Гурудевом? Вы знаете что-то, чего мы не знаем». И так один за другим, по всей комнате. Мы были так рады, что преданные делились своим опытом. Очень счастливо. Но здесь, если вы усадили меня сюда, и я задаю вопрос вам, то камеры и все остальные будут очень «сердиты» на меня, потому что они скажут: «Вам нельзя так делать, потому что мы не можем показать всех в картинке одновременно». Вы всегда такие тихие или только когда я здесь?
#00:04:23#
Преданный. У нас есть некоторые вопросы, если вы не против.
Мадхусудан Махарадж. [Смеется.] Этот зависит от того, какой вопрос.
#00:04:31#
Преданная. Расешвари Диди передает вам свои дандават-пранамы из Ивати, Бразилии.
Мадхусудан Махарадж. Да, дандават-пранам! Я думаю о вас очень много. Вот только что я получил… Ладно, не буду говорить всем. Я позже вам скажу. Но только что… то, что вы мне прислали, эта посылка — я только что получил новую, сделанную на Западе, поэтому я очень благодарен. Потому что та другая вещь… У меня было две со мной, но они обе закончились в Австралии. И одна у меня в Англии, а в Австралии в них было то же самое. Поэтому я помню, вспоминаю вас очень часто и ценю все, благодарен. Да. Да, и вопрос? Да, и ваш вопрос из Бразилии? Вам придется очень громко кричать, чтобы мы вас расслышали.
#00:05:30#
Преданная. Может быть, у нас нет пока вопросов, но, насколько я понимаю, уже прошел год со времени вашего прошлого визита в Таиланд. Правильно? Около года?
Мадхусудан Махарадж. Ну, больше года.
Преданная. Больше года, да? Да? Может быть, вы могли бы нам рассказать, Махарадж, может быть, вы могли бы нам рассказать об этом годе, о самых ярких событиях этого года?
#00:05:55#
Мадхусудан Махарадж. Ну, некоторые из вас знают самые яркие события. Вы слышали, что Шрила Госвами Махарадж и Шрила Авадхут Махарадж и многие другие были здесь, поэтому вы очень хорошо… Некоторые из самых ярких событий — это летние фестивали, что прошли в России. Это значит — в Москве, в Санкт-Петербурге. Также мы, некоторые из нас, отправились на юг и провели очень хорошие программы с преданными в Краснодаре, в Сочи, в Абхазии, в Сухуми, и [затем] в Латвии с преданными. Мы посетили что-то вроде летнего лагеря. Программа, что была устроена в Латвии: эта программа не была организована нашими преданными, но наши преданные хорошо там участвовали. Затем, разумеется, мы отправились дальше оттуда в Украину, и некоторые из тех фестивалей были чудесны.
#00:06:57#
Вы уже слышали все подробности от Авадхута Махараджа, Госвами Махараджа, и многие из вас, кто-то из вас, кто был там… и от ваших друзей. Затем оттуда, с Украины, я напрямую отправился в Италию, на летний фестиваль в Италии. И это был очень-очень сладостный фестиваль. Они приглашают всех приехать к ним в следующем году на их летний фестиваль. Они хотят… они были очень счастливы, будут счастливы сделать больше и больше, и больше [по размаху] фестиваль. У них есть открытое приглашение — они приглашают весь мир приезжать к ним на этот фестиваль в прекрасном ашраме Вилла-Говинда на севере Италии. Это была такая сладостная программа. Была полная программа — с утра до вечера, все в сознании Кришны. С утра, начиная с утренней программы, как и у вас, вечерняя программа, в течение дня они проводили также харинам-санкиртану в городах и детские программы. И [мы] гуляли, и [проводились] мастер-классы, то, что проводят и в других местах. У нас были преданные из пятнадцати различных стран, если я не ошибаюсь, включая Колумбию, Мексику и… Так или иначе — пятнадцать. Я две перечислил. Пятнадцать стран. Преданные приехали из пятнадцати стран. И это очень вдохновляло. Это [было] в недавнее время, в последние месяцы.
#00:08:35#
А потом оттуда я отправился в Малайзию. В Малайзии у нас есть три больших центра и есть преданные, что живут по всей Малайзии. Много преданных. И в Куала-Лумпуре — это столица, в пригороде, в одном пригороде у нас есть храм. Это место, где не так уж просто найти землю, и, тем не менее, у нас там есть храм. Это место, где не так уж просто найти площадку, землю, но там есть, тем не менее, наш храм. Там есть божества Джаганнатх-Баладева-Субхадра и Гаура-Нитай. На самом деле, Шри Нимай, Шри Нитай — так[овы] их имена. Мы знакомы с ними много лет, с этими божествами. Очень милые божества Гаура-Нитай. В Букет-Бурунтум — это [район] на севере Куала-Лумпура, есть еще один храм с Баладевой, Джаганнатхом и Субхадрой. Это площадка достаточно хорошего размера. На самом деле, там мы провели празднование Джанмаштами. Также мы провели празднование Радхаштами в северном центре Малайзии. Это наш первый центр Шри Чайтанья Сарасват Матха в Малайзии. Поэтому в Малайзии много преданных.
#00:09:57#
И [затем] мы отправились в Сингапур. Прекрасный фестиваль в Сингапуре… Вайшнавские фестивали. Просто вайшнавский фестиваль — преданные собираются вместе, счастливо поют. У них есть очень хорошие мридангисты, хорошие певцы. Мы провели очень счастливо время. Все участвовали в программе. Где [бы] мы ни сидели на стуле, когда люди собираются вокруг нас, но мы все вместе были рады. А да, впервые — первый визит на Бали. Это была неизвестная величина… Не величина, но мы не знали, что ожидать. Но на Бали преданные там создали очень хорошую двухэтажную йога-студию. На верхнем этаже у них большой алтарь. Там двойные створки, двустворчатая дверь. Разумеется, на время сессии йоги они закрывают это место. Но там есть алтарная часть. С несколькими преданными можно быть в алтарной части и там проводить программу. Но обычно у них открыта дверь — довольно большая, просторная [комната]. И очень симпатичное место на склоне горы на южной стороне Бали. Если вы знакомы с Бали — там есть основная часть Бали и затем меньшая часть на юге — что-то вроде острова, это почти что остров или [скорее] полуостров. Маленький. Также у них есть то, что они организуют уже два года — вегетарианское кафе внизу. Внизу, если спуститься с горы, [оно находится] там, может быть в семидесяти пяти метрах. Может быть сто метров вниз с горы у них есть вегетарианское кафе. И лишь за два месяца до того, как я был там, они открыли вегетарианский ресторан наверху, куда вы можете отправиться с семьей, место, где можно провести вечер.
#00:12:07#
Итак, они положительны и прогрессивны. И они очень благодарны за общение. Они ищут общения преданных. Они хотят устраивать программы с преданными. Как можно ближе к тому, какой пример показывали Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж. И Бали — это, по сути, хинду, часть Индонезии. Эта поездка туда очень вдохновила. Они будут счастливы, они будут счастливы, если какие-то преданные время от времени будут отправляться туда и помогать, давать вдохновение, поощрять их с духовной стороны. Они хорошо справляются с программами — йогой и так далее. И все они дают вступление… Как многие из вас присоединились через йогу. Йога — это, несомненно, один из способов знакомиться с публикой, знакомиться с в целом благосклонной категорией публики, которые в дальнейшем могут благосклонно отнестись к сознанию Кришны. Поэтому — да, мы также были на Бали.
#00:13:22#
Итак, после Украины, летних фестивалей на Украине, мы были в Италии на той летней программе, летних фестивалях. А после этого — в Австралии. В Австралии я провел три недели. Мы были в разных местах. Были в других местах и также в храме. Опять же, он там — супер. В самом деле это одно из лучших мест в мире. Деревянное большое здание, изначально созданное как храм руками преданных. Изначально, когда они приобрели [этот участок земли], это было пустое поле, но Гурудев показал, где и как будут [располагаться] колонны храма. Он дал указание, как будет построен храм. У них чудесная инфраструктура. Они там выращивают овощи на границе национального парка. И только за один день до отъезда… Они считают, что на это Рождество, на этот Новый год они могут провести свой летний фестиваль. Я показал им видеозаписи итальянского фестиваля, преданных и некоторых откликов. У меня здесь есть видео, я могу вам показать это, как-нибудь показать немного этого. Но тогда, видите, в декабре, в январе в Австралии это лето. В Китае это зима, в Таиланде это зима. В Малайзии всегда лето. Но в этой области… Если преданные сумеют отправиться туда, то они также хотят устроить вайшнавский фестиваль, и Шрипад Тьяги Махарадж поедет туда. Он будет там еще до Рождества и останется до Нового года и далее. Поэтому они очень вдохновлены, чтобы осуществить это.
#00:15:27#
После Австралии мы отправились… в Австралии — Сидней, Канберра, Байрон-бей, Кангата (?), Брисбен. Программы в храме, а также в домах преданных. Разные вещи. Вы не одиноки в мире. Есть много преданных по всему миру. Кстати, все навостряют уши и говорят: «А что это за чиангмайский ашрам?» Потому что чиангмайский ашрам обычно не выделяется особенно, но преданные здесь, и все знают: «Авадхут Махарадж все время отправляется в Чиангмай, Госвами Махарадж, Бхакти Лалита [Диди] отправляется в Чиангмай, и теперь вы отправляетесь в Чиангмай». И вот он я. Я — в Чиангмае. [Смеется.] Они всегда спрашивают об этом месте. И мы рады рассказать им. Я не знал об этом, об этой современной модернизации: у Гирираджа теперь почти что отдельная территория в качестве своего храма, это расширение этого патио — я не знаю, как вы называете это здание.
#00:16:49#
Преданные. И-хаус мы называем. [Все смеются.]
Мадхусудан Махарадж. Я не расслышал, что там сказали. [Смеется.] Пагода. Газебо. Беседка. В Шри Говинда-дхаме, в Австралии, первое, что построили, — это беседку. Эта беседка все еще находится там. Потому что не нужно разрешение на строительство для строения беседки. Но теперь эта беседка уже закрыта и это место используется. Поэтому там, в Австралии, они начали с беседки. И да, мы видели кенгуру. Конечно. [Смех.] Но не видели медведей коала. Вомбат? Я даже не знаю, что такое вомбат. Что такое вомбат? Вот эти маленькие кенгуру? Похожие на медведей? А, валлаби — маленькие кенгуру. Вомбаты? Вомбатов я не знаю. Но было много знаков про коал. «Осторожно коалы переходят дорогу». Но мы так и не видели коал. На самом деле, знак должен быть для коал — чтобы они остерегались машин. Но, так или иначе, они говорят машинам: «Остерегайтесь коал». У вас есть вопрос?
#00:18:49#
Вопрос. Сегодня мы прочли в «Чайтанья-чаритамрите» эту шлоку, которая говорит, что если мы не помним о Кришне, то наша жизнь будет потрачена впустую. Также Свами Махарадж сказал нам, что каждую секунду преданный, всякую минуту своей жизни должен помнить о Кришне. Так как мы можем это делать? Как нам это сделать?
#00:19:29#
Мадхусудан Махарадж. Следуя процессу. [Смех.] Процесс был дан нам. Мы были в Матхе, мы жили в ашраме, когда проводятся программы, где вы начинаете свой день… «Утро показывает день» — это выражение, которое иногда использовал Гуру Махарадж. Утро показывает день, поэтому вы начинаете свой день правильным образом. Вставайте утром. Рано! Душ, [после чего необходимо] надеть чистую одежду, [поставить] тилаку, повторить свои Гаятри, провести свою пуджу. И для многих людей это означает — проводить это дома. Вот почему дом должен быть с Кришной в центре. Видите ли, во Вриндаване у каждого есть дом, у каждого есть семья, но в каждом доме есть божество Кришны. Господь — это центр дома.
#00:20:34#
Поэтому, конечно, мы видели Навадвипу, мы видели ашрамы, где центр вашей жизни [Господь]… Как мы пытаемся сделать центром своей жизни божества, как и должно быть, но и дома… Мы хотим постараться сделать свои дома такими же. Поэтому все, когда вы отправляетесь в город, спросите кого угодно: «А вы готовили? Вы сегодня готовили?» Все они готовят, все они убираются дома, все они делают все эти вещи. Но нам нужно сделать свой дом подобным храму. Чтобы это был дом Господа. Поэтому утром мы начинаем с того, что, как и в храме, принимаем омовение, наносим тилаку, надеваем чистую одежду и завершаем пуджу — что-то, чтобы помнить о Господе. Это может быть не полная программа, как в Навадвипе, но нам дана эта идея — что должно быть что-то, что мы повторяем постоянно, чтобы прежде всего всегда вспоминали о Господе, читали о Его славе. [Читали] из «Чайтанья-чаритамриты», из разных [других] мест о славе Господа — наставления наших Гуру. Поэтому старайтесь читать постоянно. И петь бхаджаны, какие-то молитвы. Старайтесь не только петь, [повторять] как попугаи. Попугай, может быть, и хорошо может петь, но мы хотим уловить настроение, понять смысл этих вещей. И тогда на протяжении всего дня старайтесь проводить время в памятовании о Господе. И одно, что мы пытаемся делать, — это то, что мы прочли с утра, мы стараемся помнить на протяжении дня — то, что мы прочли утром. И вы увидите на протяжении всего дня, если вы попытаетесь так сделать, то многие вещи из окружающего мира будут напоминать вам о каком-то аспекте сознания Кришны.
#00:22:21#
Но видите: в Навадвипе, во всех отношениях, в течение дня у всех есть свои обязанности. У каждого в мире есть свои дела, и преданные также заняты своими делами. Может быть, домохозяева должны зарабатывать деньги, работать в магазине, вы наемный работник или что-то еще, но когда вы в храме, вы можете быть заняты непосредственно севой. И потом, в конце дня, когда вы возвращаетесь — вы не возвращаетесь домой, чтобы просто сесть, включить телевизор, поужинать и отправиться спать. Вместо этого вы возвращаетесь, надеваете свежую одежду, выходите перед алтарем. Если вы готовите, то готовьте для Кришны прежде всего. Прасадам. Почему прасадам? Потому что также очень мягко все эти вещи вносят свой вклад [в духовное преображение]. [Они помогают] напомнить нам о том, что то, что мы кушаем, сперва принял Господь. Самая необходимая вещь в нашей жизни — это еда. Поэтому можно сказать, что это самая животная склонность, если угодно. Все животные прежде всего, прежде чем они даже думают о том, чтобы завести семью, о территории, если они не едят, то у них не будет сил. Для них это все. Их жизнь зависит от еды в мире животных. Но когда мы в самом деле пытаемся сделать, чтобы то, что мы едим, было только прасадом — это будет очень полезно для нас. Но, так или иначе…
#00:23:55#
И потом, в завершение дня, проведите какую-то пуджу, спойте одну-две песни, прочтите что-то коротко, если не хотите петь. Прочтите что-то из другой книги. Утром читайте «Чайтанья-чаритамриту», а вечером читайте… «Любовный поиск потерянного слуги» или что-то [еще из книг Шрилы Шридхара Махараджа или книг Шрилы Говинды Махараджа]. Таким образом. И тогда, если вы встаете утром в 3:45 или 3:30, то вы будете уставшие к вечеру, к этому времени. Поэтому вы будете готовы отправиться в постель спать, и вы счастливо будете отдыхать — это тоже нужно для севы. И потом вы встанете рано утром. И видите: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур рано ложился спать. Посмотрите на его жизнь. Шрила Бхактивинод Тхакур рано ложился спать. Гуру Махарадж рано отходил ко сну. Гурудев рано ложился отдыхать. И — угадайте что? Все они также рано вставали. Если вы поздно ложитесь и поздно встаете — не то, что вы будете спать дольше. Если вы ложитесь в десять и встаете в четыре, то вы спите шесть часов. Если вы ложитесь в два и встаете в восемь, то вы спите шесть часов. Но нам дали этот пример ачарьи — те, кто учит своим примером, — чтобы мы ложились раньше, до полуночи ложились спать. И вставали рано утром. Поэтому все эти вещи — мы знаем, что они во благо для нас. Если мы сумеем это сделать… Не просто как формальность, но постараться сделать свою жизнь Кришна-центрированной. Это означает — сделать свой дом, свою семью, все, что мы делаем, Кришна-центрированным. И тогда все это изменит нас, чтобы каждое мгновение мы помнили о Господе.
#00:26:00#
Иногда сказано, что есть два наставления. Одно — всегда помнить Кришну. А второе — никогда не забывать Кришну[1]. Да. Видите? Также я могу… Я смогу, может быть, если я сумею быстро это найти, сказать вам одно очень… Конечно, все наставления Махапрабху очень хороши, но одно очень хорошее наставление Махапрабху, которое применимо [в практической жизни], и которое, я думаю… Шрила Гурудев был бы счастлив, если бы мы прочли его. Я не уверен [где это]… Я только читал это пару дней [назад]… А, нашел. Итак, прежде всего Махапрабху говорит:
#00:27:03#
тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[2]
Хорошо. Махапрабху говорит это. Гурудев говорит это. Но Махапрабху говорит об этом как о средстве, чтобы мы сумели [все время в должном настроении] повторять имя Кришны. Но здесь, на этот раз, когда Он упоминает об этом в «Чайтанья-чаритамрите», как это записано (это Ади-лила, семнадцатая глава), то следующий же стих после этого стиха… И, я думаю, все знают этот стих. Этот стих означает: быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, выражать должное почтение другим, не желая какого-либо уважения к себе. Тогда этими средствами вы сумеете всегда повторять святое имя Господа. В следующем же стихе Махапрабху говорит:
#00:28:10#
ӯрдхва-ба̄ху кари’ кахон̇, ш́уна, сарва-лока
на̄ма-сӯтре га̄н̇тхи’ пара кан̣т̣хе эи ш́лока[3]
Итак, теперь вы можете выучить немножко бенгали. Потому что это короткая шлока, вы уже знаете [стих] «тр̣на̄д апи сунӣчена». Поэтому ӯрдхва-ба̄ху кари’. Кари’ означает «делать». Вы все время видите это в «Чайтанья-чаритамрите». Ӯрдхва-ба̄ху — «подняв свои руки». И это говорит Махапрабху. Махапрабху говорит: «Подняв свои руки». Далее: ӯрдхва-ба̄ху кари’ кахон̇. Итак, кахон̇ означает «Я провозглашаю, Я говорю вам это». Ӯрдхва-ба̄ху кари’ кахон̇. Кахон̇, да: «Я провозглашаю, Я говорю вам». Ш́уна — «слушайте». Сарва-лока — «все». Сарва — «все», лока — «люди». «Слушайте» — ш́уна. В Бенгалии вы часто слышите: ш́уна, ш́уна — «Слушайте, слушайте». Хорошо, я слушаю. Ш́уна сарва-лока. Сарва — «все», лока значит «люди». Итак, ӯрдхва-ба̄ху кари’ кахон̇, ш́уна, сарва-лока. Итак, что же Он скажет? На̄ма-сӯтре га̄н̇тхи’ пара кан̣т̣хе эи ш́лока. Итак, прежде всего: эи ш́лока. Эи означает «эта». Ш́лока значит «стих». Итак, эта шлока: тр̣на̄д апи сунӣчена — эта шлока — на̄ма-сӯтре га̄н̇тхи’. Сутре нанити. Он говорит: «Нанижите этот стих на нить святого имени». На̄ма-сӯтре — знаете брахмана-сутру? Брахманический шнур, нить. На̄ма-сӯтре га̄н̇тхи’ пара. Га̄н̇тхи’ — это «нанизывать». Нанизывать — то есть берете бусины и нанизываете бусины [на нить]. Вы нанизываете бусины на нить. И что это за нить? Нить — это на̄ма-сӯтре. Нить имени, нить из святого имени. Га̄н̇тхи’ пара. Пара… пара… Ну, так или иначе га̄н̇тхи’ значит «нанизывать на…» На̄ма-сӯтре… пара кан̣т̣хе эи ш́лока. Так, мой бенгали не идеален — что делает пара, я не знаю, но кантхе… [Показывает на шейные бусы.] Вот это называется кантхи-мала. Это означает: «шейные бусы». Итак, Махапрабху говорит: «Нанижите этот стих „тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄“ на нить». Эта нить, что посредине этого ожерелья. На нить святого имени. Нить — это святое имя. Итак, «нанижите „тр̣на̄д апи сунӣчена“ на нить святого имени и носите на шее». Чтобы постоянно помнить. Хорошо? Вы услышали? Хорошо!
#00:31:58#
Вот этот стих, он приходит сразу после [шлоки «тр̣на̄д апи сунӣчена»]:
ӯрдхва-ба̄ху кари’ кахон̇, ш́уна, сарва-лока
на̄ма-сӯтре га̄н̇тхи’ пара кан̣т̣хе эи ш́лока
Теперь вам нужно это делать. И это очень поможет вам. Поэтому завтра я ожидаю, что вы все будете нанизывать [стих] «тр̣на̄д апи сунӣчена» на [нить святого имени]… Вам придется записать. Мы видим, какие-то преданные «бусинами» «тр̣на̄д апи сунӣчена» [обвязали свою шею]. Наверняка увидим. А какой был вопрос? [Смех.] А, не читали «Чайтанья-чаритамриту». А, никогда не забывать о Кришне. Да. То есть просто следуйте [духовному] процессу. И вы знаете… Да, вы знаете, я тоже вам говорю об этом: Гурудев с некоторыми преданными… Он видел, что они делали — одно или другое… Он говорил: «Почему они не получают результата? Они не получают результата потому, что они не следуют процессу». Если вы не следуете процессу, то как вы можете ожидать, что получите результат? Поэтому мы хотим постараться быть хорошими, мы хотим постараться следовать процессу. И еще один момент. Если мы следуем, тогда это придет к нам. Это совет наших хранителей, наших духовных учителей. В целом у нас есть совет — всегда повторяйте Харе Кришна [маха-мантру], всегда помните о Кришне, никогда не забывайте о Нем. Общий совет дается, но есть множество, тысячи меньших советов. Они могут понадобится — подсказки, советы, вопросы.
#00:34:01#
Гуру Махарадж и Гурудев иногда приводили пример: в целом если кто-то хочет забраться на гору Эверест… В целом их идея, [такова,] что «я — здесь, гора Эверест — там, и я отправляюсь на Эверест». Но чтобы сделать это, множество конкретных деталей понадобится узнать по дороге. Нам нужно узнать того, кто ранее это делал, кто знает одно, другое, третье. И от них мы получим руководство. Вот почему общество вайшнавов также очень полезно для этого [духовного прогресса]. Это общество вайшнавов — они помогают нам помнить о Кришне. Много хорошего. Общество вайшнавов, которые на том же пути, что и мы, которые старше нас и которые благоприятно относятся к нам. Эти три качества. Это поможет в наибольшей степени. Общение друг с другом само по себе благоприятно. Мы, так или иначе, должны видеть, что другие старше нас. Нам не следует думать: «О, мы знаем все». Нет, так не нужно делать, иначе это очень опасное положение. И многое мы видели.
#00:35:36#
Гуру Махарадж говорит: «Что лучше — быть новичком с чистой историей или быть давним преданным с огромным списком сведений, сведений в офисе правительства, высшего правительства?» Не думайте, что все не записывают. Читрагупта. Читрагупта — это писарь Ямараджа. Он использует множество писцов, они записывают. У них нет клавиатуры или «айпада», «макинтошей». Они пишут… мы знаем, что они пишут руками, потому что в «Чайтанья-Бхагавате» сказано: «Когда Нитай и Гауранга простили Джагаю и Мадхаю все их грехи, Читрагупта не мог поверить в это. Он сказал: „Как это возможно, что эти два негодяя, у которых есть такие длинные записи [прегрешений]… что они были спасены от всех этих грехов?“». И они почувствовали такое облегчение. Они были так рады, что Джагай и Мадхай были спасены; их [писарей Читрагупты] кисти, их руки просто болели от непрестанного записывания тех преступлений, что те совершали. И этот список хранился, я думаю, там сказано: «в бездонной яме», там было так много бумажек… Помните те дни, когда вы на бумаге пишите и составляете книгу одну за другой. Как большая, толстая стопка бумаги. Книга — так они писали. И сказано, что их руки, их кисти болели от того, что они так много писали. Итак, Читрагупта записывает все эти вещи.
#00:37:36#
Итак, что же лучше — быть новым преданным с чистой записью или старшим преданным, где уже у Читрагупты есть много записей? Мы можем учиться у всех. Почему кто-либо приходит, чтобы присоединиться к ашраму, к нашему ашраму, к нашему храму? Они приходят с мотивацией, с причиной — хотят изменить свою жизнь. И это также вдохновляет всех. Новички, что приходят, могут напомнить нам, зачем мы пришли, чего мы хотим. Поэтому мы всегда получаем силу от общения друг с другом. Не то, что: «Я единственный. Я буду общаться, только если какая-то великая душа придет. И я проверю сперва, великая ли он душа». Но мы будем видеть, что есть преданность в каждом. И себя изнутри мы будем рассматривать… Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, говорил: «Моя религия — это видеть собственные изъяны и исправлять их, а не видеть изъяны в других». Поэтому то, что вы делаете здесь… Вы в обществе заняты служением вместе, устраиваете программы, [такие] как эта очень милая программа этим вечером. Это также помогает. По всему миру, где бы ни были преданные, — [нужно] отправляться на собрания преданных. Поэтому если у вас нет собрания преданных, то устройте собрание преданных. Соберите людей, расскажите им о Кришне, устройте программу, сделайте что-то. Это будет очень полезно. Вот эти новые большие часы — они [установлены] по какой-то особой причине? Они должны сказать мне, что я должен остановиться? Какое-то [ограниченное] время? Или какая программа? Я-то в порядке, я уже принял прасадам, но как насчет всех остальных? Вы уже приняли прасадам? Хорошо.
#00:39:47#
Преданные. У нас есть еще один вопрос, Махарадж.
#00:39:52#
Мадхусудан Махарадж. Здесь Парамананда Прабху, и он ответит на него. Пожалуйста, задайте вопрос Парамананде Прабху.
#00:40:01#
Преданная. Но сперва Богдан из Черкасс, Украины. Богдан Р. А. — просто так написано. Я не знаю, что это означает. Фамилия? Но он посылает вам много любви и дандават-пранамы, и он ждет возможности увидеть вас на Украине когда-то. И у него также есть вопрос к вам.
Мадхусудан Махарадж. Ко мне?
Преданная. Боюсь, что так. [Смех.] Он спрашивает: «Что есть дхарма и как понять свою дхарму? Как можно узнать свою дхарму?»
#00:40:47#
Мадхусудан Махарадж. Парамананда Прабху?
Парамананда Прабху. Это, очевидно, вопрос, направленный непосредственно к вам.
Мадхусудан Махарадж. Но как бы вы ответили на него? А потом я передам это.
Парамананда Прабху. Я хочу услышать ваш ответ, тогда я смогу понять. Это было бы лучше всего.
#00:41:07#
Мадхусудан Махарадж. Все, что мы делаем в этом мире, — это карма, действия и [их] последствия. Только несколько минут назад, до того, как мы пришли сюда, мы разговаривали наверху со Шрилой Госвами Махараджем об одной железнодорожной линии. Миниатюрная железная дорога, не миниатюрная, но маленькая, узкоколейная железная дорога, что идет от Шантипура мимо дома Бхактивинода Тхакура в Сваруп-гандже. Да, в Сваруп-гандже. Но мы вспоминали, как эта железная дорога была расширена на протяжении большей части дороги. А что мы не рассказали тогда — это что для того, чтобы сделать это… Я видел, как они срубали некоторые огромные красивые деревья, которые стояли сотни лет. Но они срубают эти деревья, для того чтобы они могли расширить железнодорожную колею, чтобы более крупные поезда могли проходить. Есть также определенные нормы — какое расстояние должно быть выдержано от железной дороги до ближайших деревьев. И вы думаете: «Я просто отправлюсь на поезде, на машине». Но все, что вы делаете… Эксплуатация какая-то произошла. Для того, чтобы создать эту железную дорогу, эту автомобильную дорогу, чтобы создать что-либо в этом мире — все, благом чего вы пользуетесь, вы участвуете в этой карме. Эти огромные деревья. Все, кто будет ездить по этой железной дороге, не знают, что, быть может, эти деревья (сколько [их] там, пятьсот или сколько деревьев) пришлось срубить ради этой дороги. Древние деревья. Но всякий, кто будет пользоваться благом этого проезда по этой дороге, он будет думать: «Это очень хорошо. Очень невинная вещь. Я просто куплю билет за двадцать рупий — никакой кармы». Но все, что мы делаем в этом мире, все, что не связано со служением Кришне и преданным… [Служение] преданным означает способ служить Кришне.
#00:43:27#
Итак, все приводит к последствиям — даже самые невинные вещи. Электричество. Если вы не используете электричество, то вы используете уголь, чтобы готовить пищу, или газ, или что-то [еще]. Самые простые вещи, которые, как мы думаем, совершенно невинны: «Я не совершаю никакой кармы». Но у всего есть свои последствия. Поэтому преданные понимают, что все необходимо использовать для Кришны. И, таким образом, энергия с электростанции, что пришла: они сжигают огромное количество угля, чтобы дать вам электричество. Все, что приходит, эта энергия, что используется, будет использована в служении [Кришне]. Вот что такое Голока Вриндавана. Вот каков вечный мир. Это место, где все используется для служения Господу. И ничего не используется для эксплуатации, для наслаждения. Таким образом энергия будет использована правильным образом. Поэтому — действия и последствия. Мы знаем физические законы — равное противодействие. Поэтому машины, мотоциклы, самолеты и все остальное действует — действие и противодействие. С физической точки зрения. Но на тонком уровне это также присутствует. Это карма. Все в этом мире происходит через этот процесс поступков и их последствий.
#00:45:15#
Но человеческое рождение предназначено для того, чтобы вырваться за пределы рождения, поступков и последствий. Чтобы вырваться из эксплуатации, прийти к преданности, использовать все для Кришны. Это [все, используемое не для служения] — карма. Карма. Но вот типичный пример — только что из Австралии. Преданные переживают… Хорошо, не только преданные. В Австралии есть много вегетарианцев. И есть многие, кто более вегетарианцы, чем мы. Более вегетарианцы! Они не кушают молочных продуктов — ни йогурта, ни сыра, ни молока, ни… что там еще делают из молока? Сладости и другие вещи. И почему? Некоторые делают это по причинам здоровья. Но некоторые делают это из-за ужасных вещей, которые они [другие люди] творят в молочной индустрии. Вы думаете: «О, я не ем мяса». Но я не буду рассказывать вам подробности, что они делают, но они делают ужасные вещи с коровами, с телятами. Просто бессердечные, ужасные вещи. Они также и забивают животных, чтобы получить молоко. И люди перестают кушать молоко.
#00:46:31#
Гурудеву рассказали весьма подробным, наглядным образом, что делают с коровами. Ему рассказали. Это было в моем обществе… Это не то, что я слышал от кого-то, что Гурудев сказал это, но в моем обществе Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, в свои поздние годы, когда мы были на новой его веранде в Дам-Дам-парке, этот вопрос [поднимался] по поводу этой кармы, [того,] что они делают — эти ужасные вещи с коровами. С коровами! Мы говорим не о свиньях или других животных, но в особенности о коровах, которые так дороги Кришне. И тот преданный объяснил очень наглядным образом Гурудеву о том, какие грехи они творят при получении молока. И тогда он спросил Гурудева: «Итак, сейчас многие преданные думают, что нам не следует пить молоко, потому что это эксплуатация». Гурудев тогда подумал очень короткое время, не на следующий день, но прямо там же [он ответил]… Он все выслушал, мы видели, что он поразмыслил над этим. И Гурудев сказал: «Мы будем использовать молоко. Мы будем использовать молоко! Кришне нравятся молочные продукты. Махапрабху нравятся молочные продукты». Поэтому, если есть возможность, мы будем брать молоко от своих коров. Как в Навадвипе — у нас есть свои коровы. Или от какой-то фермы, которая, как мы знаем, использует этичные, нравственные методы. Но, так или иначе, мы будем использовать молоко. Иначе — из супермаркета или откуда-то еще. Но это молоко… Мы будем делать из него сладости и разные [другие] продукты, и творог для Кришны, и предлагать Господу. Потому что Ему нравятся эти вещи. Мы же не будем заставлять Кришну поститься из-за того, что другие делают. Ему нравятся эти вещи. Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, сказал очень ясно: «Иначе как эти коровы получат хоть какое-то благо?» Единственный шанс для них обрести благо — это чтобы их молоко использовали в служении Господу.
#00:48:54#
Вы видите, можно подумать и о другом: «Мы же преданные, мы преданные». Посреди дня где-то в городе вам жарко, и вы думаете: «Я куплю напиток, чтобы утолить жажду. А вот и магазин! Продается холодное молоко». Если мы просто зайдем в магазин и купим молоко для себя, для собственного удовлетворения… Тогда вы можете понять: «Да, и у веганов есть какая-то идея». И тогда вы понимаете, что есть прасадам. Прасадам на самом деле — это… Забой невинных молодых коров в молочной индустрии [это ужасно]… Но если молоко предложено Кришне, используется для Кришны, тогда коровы обретают благо, все обретают благо. И преданные, которые принимают то, что было предложено Господу, обретают благо — это прасадам. Поэтому в случае молока можно подумать: «Зная, что они делают, я не думаю, что я просто пойду в магазин и куплю себе молока и буду думать: „О, я знаю, молоко — это очень здоровый продукт. Я куплю стакан молока, чтобы утолить свою жажду“». Мы дважды подумаем, прежде чем поступать так.
#00:50:21#
Но та же самая вещь касается всех вещей, что мы едим. Морковка, цветная капуста, картошка — все это тоже живое. Поэтому знаете что? Есть очень хорошая книга — называется Бхагавад-гита. Она написана Богом. Там Он говорит нам: «Всякий, кто готовит для себя, не предлагая это Мне, кто просто готовит для себя — тот ест лишь грех»[4]. Тот ест только грех. И это ясно. Когда вы приводите пример с коровьим молоком — Гурудев дал очень ясный ответ по этому поводу. Но коровье молоко — здесь это очевидно, когда вы знаете, что делают с коровами. Но касательно фруктов… Гуру Махарадж сказал даже о фрукторианцах (они питаются только фруктами). И Гуру Махарадж сказал: «Те, кто питаются только фруктами, думают, что они не убивают ничего здесь. Но если вы не съедите этот фрукт, этот фрукт станет пищей для других». Вы не можете избавиться от последствий вообще. Вы можете свести к минимуму, вы можете уменьшить [последствия своих действий]. Но единственное решение — это делать все для Господа. Поэтому карма, карма — это то, что связывает, привязывает всю эту вселенную, материальную вселенную; то, что удерживает всю эту вселенную. Все происходит через карму. Но бхакти, преданность, — это здоровое положение. Когда человек использует всю энергию, будь это коровье молоко или электричество, или дорога, что бы то ни было, — мы все будем использовать для служения Кришне. И когда мы понимаем, в каком ужасном месте мы живем, будучи связаны кармой, и что ждет нас за углом, тогда у нас появится мотивация, чтобы устремить свой взгляд вверх. Как птица чатака — [она старается] все время смотреть вверх, ища там питания, а не вниз. Нам следует помнить о многих вещах.
#00:52:59#
Преданная. Махарадж, я, может быть, неправильно произнесла — вопрос был о дхарме. Мне очень жаль. О дхарме. Да. Что есть дхарма? И как понять свою дхарму?
#00:53:13#
Мадхусудан Махарадж. А-а-а. Вот теперь вы узнали все о карме. Вы знаете, что дхарма каждого — это служить Кришне. Какие бы способности у вас ни были — служите Кришне. Вы предназначены для служения вайшнавам. Вайшнавы служат вайшнавам. И те вайшнавы служат вайшнавам. Это способ служить Кришне. Это подлинная дхарма. А обязанности в этом мире — это временно. В особенности в Кали-югу все осквернено в большой степени в этом мире, как мы только что упоминали. Даже [такая] невинная вещь, как стакан молока — вы видите… Вы хотите, вы думаете, что вы фермер, что ваша дхарма — быть фермером. Хорошо. Если у вас есть такая склонность — здорово. Но вы должны делать это для Кришны, иначе все это опустит вас [вниз]. Эксплуатация — это не поднимет вас. Поэтому, на самом деле, вы видите: также мы должны обратиться к заключению Вед и не попадаться на тот раздел Вед, который пытается дать лучшее будущее с материальной точки зрения. Цветистые слова раздела Вед — карма-канда — это что-то вроде фильтра, чтобы не дать неискренним достичь настоящих небес. У нас есть небеса обетованные во всякой религии. Но на небесах, так уж получается, в центре — Господь. И на небесах, так уж случается, нет страданий, нет смерти, нет болезней — нет всех этих вещей. Но человек пытается создать небеса, или рай, без Бога в центре. Может быть, они хотят, чтобы Господь обеспечивал их жильем и всеми вещами, которых вы ожидаете от небес. Они хотят, чтобы Он обеспечил их этим, но потом они говорят: «Все хорошо. У меня теперь есть рай. Спасибо». Но, знаете, это не настоящий рай. Это называется «рай для дураков». Потому что через несколько дней это закончится. И даже если не закончится при вашей жизни, вы закончитесь. И вы не сможете забрать это с собой.
Вы позволили мне так долго говорить о карме, прежде чем сказали мне, что вопрос был о дхарме. [Смеется.]
#00:56:19#
Кришна говорит: «Я есть вкус в воде»[5]. Что Он говорит об ароматах? «Я — аромат земли»[6]. И видите, здесь — ароматы. Здесь есть ароматы. Вы живете здесь. Хорошо. Вот видите, только сегодня я приехал сюда. И свежими глазами, свежим носом, свежими ушами… Когда приезжаешь куда-то, то первые впечатления — это одно… В Навадвипе регулярно я спрашивал преданных, которые приезжали туда, сказать: «Каковы ваши впечатления?» Я также спрашивал их: «А что вы думаете — на что следует обратить внимание?» Потому что когда ты живешь где-то, то все становится очень обыденным. Как ржавая труба. Я это не ржавая труба, я просто привожу примеры. Допустим, где-то ржавая труба. Какие-то вещи постепенно происходят, и вы не замечаете, что на некоторые вещи следует обратить внимание. Но когда вы впервые приезжаете куда-то, то первые впечатления — знаете что? Эти чувства: касание, звук, зрение — все эти вещи… вкус, воздух… Поэтому мы приехали сюда, и аромат этой местности [очень чувствуется]… И у земли есть аромат. Если кто-либо из вас катался на лодке, на корабле… У меня есть опыт с молодости. Я был в самом деле удивлен, что, даже еще не видя земли, можно определить, что земля там — где-то за горизонтом, потому что ты чуешь, чувствуешь запах.
#00:58:22#
Я удивился. Потому что я не моряк. Не то, что я пошел в море и сделал одно, другое. Просто так случилось, что я несколько дней был на корабле. И я удивился. Мне не нужно было, чтобы они мне говорили, что земля рядом — можно было почувствовать, что земля рядом, даже хотя не было видно земли. Видна была только вода. Это один из моментов. Если вы отправитесь в отпуск на воде, то вы увидите только воду, но когда вы добираетесь до другого конца, только тогда… По этому поводу мы можем поговорить в другой день, потому что это тоже… Об этом Шрила Прабхупада говорит снова и снова: «В этом мире счастье в целом — это лишь облегчение от страданий». Если вы на маленьком корабле в тропических морях, то когда вы доберетесь до берега, до порта, то вы почувствуете огромное облегчение. Потому что на корабле много страданий. Это точно.
Хорошо. Закончим мы на этом на сегодня? До девяти? Хорошо. С семи сорока пяти до девяти равно сорока пяти минутам. Да? А, я вижу, вы пытаетесь просто подталкивать меня к этому, но тогда нам придется нарушать правила, мне придется подвергать камеру износу. Видите, если отключить камеры, то мы можем все здесь спокойно сесть. Конечно, мы счастливы, что камеры, потому что другим следует делать то, что вы делаете в Чиангмае. Научиться делать эти вещи. Потому что есть многие места, где преданные… У них, в самом деле, есть много что хорошего сказать, хорошие программы. И это [важный] момент: когда ты путешествуешь, то видишь, что есть так много преданных по миру. Вы не одиноки. Вы видите — мы не одиноки. Мы смотрим ночью на небо, и мы понимаем, что мы не одиноки. Днем, можно подумать, что мы одиноки, когда видно только то, что вокруг. Поэтому, если мы посреди леса в Чиангмае, мы можем думать, что мы одиноки, как преданные. Но когда вы видите более крупную картину, то вы видите, что вы не одни.
#01:01:15#
И еще один момент касательно [представления, что мы] «не одни» — это что Шрила Гурудев с вами, Гуру Махарадж с вами, Шрила Сарасвати Тхакур с вами, Шрила Бхактивинод Тхакур с вами. Они не бросили то, что они начали. Что уж говорить! Также помимо них — Нитай и Гауранга. Они все с вами. Они всегда — тик-тик-тик. Когда Гурудев говорил, когда это было тик-тик-тик, значит — да, значит, это правильно. Итак, Нитай-Гауранга с вами, и эти [перечисленные] великие личности с вами.
#01:02:16#
Преданный. …Что означает, западные страны, как мы знаем, в большой степени находятся во власти этих двух философий — нирвишеши и шуньявады. Не могли бы вы, пожалуйста, подробнее рассказать о Востоке, потому что у многих есть склонность путать эту философию с имперсонализмом. Но это немного отличается, насколько я понимаю…
Мадхусудан Махарадж. Что путают с имперсонализмом?
Преданный. Путают майяваду, шуньяваду. Майявада и шуньявада. С имперсонализмом. Имперсоналист может быть преданным? Я думаю, майявада и шуньявада, в особенности майявади — они оскорбители. Они апарадхи. Не могли бы вы объяснить это, Махарадж?
#01:03:13#
Мадхусудан Махарадж. Чтобы правильно ответить вам, мне придется провести домашнюю работу. Чтобы дать по-настоящему правильный ответ, чтобы дать полное определение майявады, полное определение шуньявады и потом указать [на] разницу. Я не знаю… У меня есть какое-то представление, но если уж я буду отвечать, то мне нужно ответить правильно. Я могу сделать домашнее задание и тогда ответить. Но в любом случае Шрила Прабхупада принес сознание личности Бога. Личность. Личность. Опять же, путешествуя, мы встречаем много молодых людей, которые прочли что-то о духовной жизни, об одном, другом. Но очень часто это безлично. «Безлично» означает — нет личности, нет личности Бога. И это буйствует. Но личность [Бога] — [это] не просто энергия, энергия Вселенной… Да, есть энергия Вселенной. Да, есть имперсональная концепция, но она приходит из личности. Пример: лучи Солнца приходят из Солнца. В Солнце есть Сурьядев со своими супругами. Нам это не так уж легко понять, потому что мы не выросли с этими взглядами в западном мире — [с представлениями,] что есть разные боги разных планет. Но, так или иначе, нам придется сделать домашнюю работу, чтобы дать ответ.
Так или иначе, мы уже час говорим… Я тоже могу сказать, что если завтра мы раздадим вам ручки и бумагу, чтобы вы записали то, о чем мы говорили сегодня, — проговорили ли мы один час или проговорили два часа, — в любом случае список того, что вы запишите, будет очень короток, того, что вы будете помнить завтра к обеду. Поэтому давайте закончим. И теперь я должен петь? О-о-о… Это очень профессионально. Раньше у вас был простой [подход], и компьютер вы приносили из запасников, но теперь у вас целая профессиональная настройка.
#01:06:25#
Преданная. Итак, у нас есть дандаваты от Анандамойи Диди из Канады.
Мадхусудан Махарадж. Дандават!
Преданная. От Гильберто из Мексики.
Мадхусудан Махарадж. Дандават!
Преданная. Субхадра Диди из Санкт-Петербурга, я думаю. Расешвари Диди. И Дхананджая Прабху из России.
Мадхусудан Махарадж. Харе Кришна!
Преданная. Джай Говинда Прабху из Ирландии.
Мадхусудан Махарадж. Харе Кришна!
Преданная. Сундар Гопал Прабху из Италии.
#01:06:58#
Мадхусудан Махарадж. Мои большие Харе Кришна [приветы] всем! Всем. Как Шрила Сарасвати Тхакур и его прасадам. [На вопрос:] «Какой прасадам вам понравился больше других?», он сказал: «Каждый лучше других». Каждый лучше другого. То есть не то, что какой-то один большой [привет, а другой незначительный]… Мое большое Харе Кришна [приветствие] одним, маленькое — другим. Но мои величайшие Харе Кришна [приветы] всем и каждому! Мои дандаваты всем. Я счастлив, что вы все смотрите. Как я говорю, мы хотим телевидение, чтобы и я вас мог видеть. Это мое первое телевизионное видение. Когда я вижу человека, конечно, он должен видеть меня. Почему так: я его вижу, [а] он меня не видит? И тогда они попытались объяснить мне: «Понимаете, такая же коробочка есть в тысячах домов, так как же можно видеть…» Я помню, как я заглядывал позади, за телевизор. Когда ты ни разу в жизни раньше не видел телевизор, то это кажется чем-то таким [удивительным]... Ладно, это безумие. Да, я творил безумие. Но я помню, как мы заглядывали за телевизор, потому что его [ведущего] глаза в телевизоре… Это был черно-белый телевизор в те дни. Но его голова вмещалась в телевизоре и была правильного размера. Ладно. Итак, они просят меня петь. Простите. Что я могу поделать?
#01:08:22#
Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Шри Чайтанья Сарасват ачарья-вринда ки джай!
Шри рупануга гуру-варга ки джай!
Шри харинам-санкиртана ки джай!
Нитай-Гаура премананде Харибол!
#01:08:40#
[Поют бхаджан «Нама-санкиртана».]
#01:13:18#
Мадхусудан Махарадж. Итак, одно, о чем следует помнить, когда мы будем спрашивать завтра, что же мы прочли сегодня, — это будет этот стих, что мы прочли сегодня, который сказал Махапрабху после
тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
Тот стих, что Махапрабху сказал затем, в семнадцатой главе Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты». И это был [следующий стих], по крайней мере на английском, [в котором] Махапрабху говорит: «Подняв свои руки, Я объявляю: „Слушайте, все вы! Нанижите этот стих: тр̣на̄д апи сунӣчена, нанижите этот стих на нить святого имени. (Нанижите на нить, а нить — это святое имя.) Нанижите этот стих на нее и носите на своей шее, чтобы постоянно помнить“». [Это чтобы] мы хотя бы смогли вспомнить это завтра к обеду. Хорошо? Спасибо вам всем большое!
#01:14:31#
Джай Шрила Гурудев!
Джай Шрила Гуру Махарадж!
Джай Са-парикара Шри Шри Гирирадж-Говардхан-джиу ки джай!
Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай шри рупануга гуру-варга ки джай!
Джай шри харинам-санкиртана ки джай!
Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!
Шримати Туласи Деви ки джай!
Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!
Шри Чайтанья Сарасват ачарья-вринда ки джай!
Всем собравшимся преданным ки джай!
Нитай-Гаура премананде Харибол!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
1 ↑ Это ссылка на стих из «Падма-пураны»: смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур, висмартавйо на джа̄тучит / сарве виддхи-нишедха̄х̣ сйур, этайор эва кин̇кара̄х̣ — «Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (этот стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.113).
2 ↑ «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).
3 ↑ «Воздев руки, я призываю всех: „Послушайте меня! Нанижите этот стих на нить святого имени и носите его на шее, чтобы никогда не забывать!“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.32).
4 ↑ Йаджн̃а-ш́иш̣т̣а̄ш́инах̣ санто, мучйанте сарва-килбиш̣аих̣ / бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄, йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т — «Вкушая пищу, предложенную в качестве подношения Господу, добродетельные души освобождаются от всех грехов. Тот же, кто готовит для собственного удовольствия, вкушает один лишь грех» (Бхагавад-гита, 3.13).
5 ↑ Расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣ / пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у — «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).
6 ↑ Пун̣йо гандхах̣ пр̣тхивйа̄м̇ ча, таджаш́ ча̄сми вибха̄васау / джӣванам̇ сарва-бхӯтеш̣у, тапаш́ ча̄сми тапасвиш̣у — «Я чистый аромат земли, жар пламени, энергия жизни во всех существах, Я сила воли в аскетах» (Бхагавад-гита, 7.9).

Наверх