
«Спасаемся от депрессии и беспокойства». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 9 ноября 2016 года. Гупта Говардхан
На русском
- Было ли общество Гурудева подобно нахождению рядом с огнем?
- Чудеса в служении Шриле Гурудеву: виза, такси и бизнес-класс.
- Как спастись от депрессии и беспокойства?
- Почему Шрила Мадхусудан Махарадж начал начитывать аудиокниги?
- Аудио «Чайтанья-чаритамриты» для западного секретаря Шрилы Шридхара Махараджа, у которого не было времени читать.
- Любимая книга Шрилы Мадхусудана Махараджа: «Прапанна-дживанамритам».
- Особый случай с аудиозаписью «Брахма-самхиты».
- Особый случай с записью «Цветного путеводителя по Вриндавану».
- В чем ценность парикрамы, если мы и так можем общаться с вайшнавами?
- Где найти аудиокниги нашей миссии [на английском языке]?
http://scsmath.org/publications/publications-SpokenBooks.html
⇓ Стерео перевод (обычный): ⇓
⇓ Моно перевод: ⇓
In English
- Was Srila Gurudev’s association like being near the fire?
- Wonders in service to Srila Gurudev’s: visa, taxi and business class.
- How to save ourselves from depression and anxiety?
- Why Srila Madhusudan Maharaj started making audio books?
- Audio Chaitanya-charitamrita for the western secretary of Srila Sridhar Maharaj, who had no time to read.
- Favourite book of Srila Madhusudan Maharaj: Prapanna-jivanamritam.
- Special case of Brahma-samhita recording.
- Special case of “The Color Guide to Vrindavana” recording.
- What is the value or parikrama if we can get Vaishnava association anyway?
- Where can we find audio books of our Mission? (scsmath.com)
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Спасаемся от депрессии и беспокойства
(9 ноября 2016 года. Гупта Говардхан)
Мадхусудан Махарадж. Итак, мы здесь, в Чиангмае. Я просил, чтобы [мне отвели место] сидеть на полу с преданными. И они усадили меня на полу, но преданные там, а я здесь. Я в своей жизни сделал что-то не то, раз меня держат далеко от преданных. Дальше, чем на расстоянии вытянутой руки. Далеко. Они все сидят вместе, а я сижу здесь.
Итак, сегодня не особый день календаря, я думаю, — я не видел никакого особого дня в календаре. Но каждый день — особенный день, когда мы можем помнить что-то о Господе и о преданных, и о необходимости жизни в преданности.
Мы слышим, когда Шрила Гурудев юношей сопровождал Шрилу Бхакти… Кто там был?.. Апракрита Саранга, Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Апракрита Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Они отправлялись в какое-то собрание (он был вместе с учеником Шрилы Госвами Махараджа), они направлялись на собрание, где Госвами Махарадж должен был дать лекцию. И Гурудев, еще юноша, спросил того ученика, ученика Бхакти Саранги Госвами Махараджа: «Знаешь ли ты, о чем твой Гурудев будет говорить сегодня, что он скажет на лекции сегодня?»
#00:01:45#
Этот ученик посмотрел на него, сказал: «Откуда мне знать?» Но Гурудев сказал: «Я знаю, о чем он будет говорить». «Да что означает, [что] ты знаешь?» [Смеется.] «Да, я знаю, о чем он будет говорить». «Ну и о чем он будет говорить?» И тогда Гурудев процитировал стих, который гласил о том, как обычно люди судят о дне по погоде — дождливый ли он. Или, что хороший день означает — солнце светит и прекрасное небо. Или плохой день, когда дождь идет, все мокро. Но на самом деле вайшнавы судят, что хороший день — это когда у них была возможность обрести общение со старшими преданными. Обрели ли они общение с преданными, довелось ли им слышать хари-катху. Такие вещи. А ученик сказал: «Да откуда вам знать?» Но Гурудев сказал: «Я знаю». И тогда они сели там вместе, и тогда, когда Бхакти Саранга Госвами Махарадж начал говорить, он начал именно с этой шлоки. И Гурудев сказал: «Тот брахмачари посмотрел на меня, словно ошеломленный». И после он спросил его: «Откуда вы знали, что мой Гурудев будет говорить? Он мой Гурудев, но ты знал, о чем он будет говорить».
#00:03:01#
Гурудев сказал: «Потому что я понимаю, что он упомянет об этом, потому что сегодня очень дождливый, плохой день по обыденным расчетам. Поэтому я понимал, что он будет говорить — что такое хороший день, что такое плохой день». Итак, хороший день для всех нас — когда мы можем быть вместе. Мы можем быть с преданными, мы можем слушать хари-катху, мы можем петь какие-то песни Нароттама Даса Тхакура, Бхактивинода Тхакура, петь маха-мантру, почитать прасад. Эти возможности у нас здесь есть, и мы очень рады. И поэтому сегодня очень хороший день в Чиангмае. С рассвета до заката… Даже раньше, чем с рассвета — с мангала-арати до вечернего арати и далее. У нас есть общение с преданными, возможности заниматься севой, почитать прасадам. Очень хороший прасадам. Итак, вот мы здесь сегодня. Как я могу служить вам? [Есть] какие-то вопросы? Все молчат, но это не означает, что здесь никого нет. Да?
#00:04:18#
Преданная. Да, Махарадж, у нас есть вопрос. Шримати Бхакти Лалита [Диди] сравнивает служение Гурудеву с нахождением рядом с огнем, который очищает тебя и позволяет твоему золотому «я» проявиться. А как бы вы сравнили [служение Гурудеву и общение с ним]? И было ли у вас когда-либо служение, которое довело вас до пределов ваших способностей?
Мадхусудан Махарадж. Я думаю, все, что я делал, было за пределами моих способностей. Все, что мы делали, [выступая] как инструмент[ы] Гурудева, было за пределами наших способностей. Но находиться рядом с огнем… Хорошо. Бхакти Лалита [так] сказала. Это вы можете спросить ее про огонь и про нахождение рядом с огнем. Потому что Гурудев на самом деле был очень [мягким]… [Он] нес большое облегчение. Он охлаждал, смягчал [все вокруг]. И редко мы чувствовали противоположность, когда нас ошпаривало, когда бы нас ошпаривал жар.
#00:05:20#
Нет. Скорее, мой опыт [таков], что у нас было ощущение прибежища, охлаждения. Прохладные лучи Гурудева, прекрасные лотосоподобные стопы. Охлаждающие лучи присутствия Гурудева. Но я не был тем, кто занимался служением по приготовлению [пищи для Гурудева] и заботой о личных нуждах Гурудеву. И [я был] свидетелем, или наблюдателем, взаимодействия между Гурудевом и теми, кто готовили для него и старались удовлетворить Гурудева правильным количеством соли [в приготовляемой пище], правильным количеством того, что добавлять в первую или последнюю очередь [во время приготовления]. И Гурудев всегда пробовал [прасад]. Он знал, как это было сделано. И я был свидетелем, как взаимодействовал Гурудев со своими слугами, которые оказывали личное служение ему. Итак, я не был удачлив, мне не выпало удачи в том смысле, чтобы быть близким слугой, обеспечивать прасадам, который принимал бы Гурудев. Но я могу сказать, что те, кто были очень близки к Гурудеву в этом смысле, я думаю, они немного подбирались близко к огню иногда. Они пример терпения и смирения, и вручения себя в служении Гурудеву.
#00:06:49#
Также было замечательно наблюдать, что они в состоянии терпеть, когда их ругает Гурудев. Сегодня, завтра, на следующий день, или вчера и позавчера, разными способами. Мы видим, что они очень старались. И когда они могли терпеть это: «А, ты не сделал [того, о чем я тебя просил]! Я же сказал тебе сделать, но ты не сделал». Это трудно «переварить», несомненно. Но преданные с радостью «переваривают» и стараются все больше и больше, и больше. Поэтому я думаю, что у тех, кто готовили для Гурудева, может быть будет немного больше опыта этого. Но Гурудев всегда был полон прибежища. Прибежище — это не английское слово, но он всегда даровал спасение, общаясь с нами, защищал, давал спасение, охлаждал, нес прохладу, успокоение. И, конечно же, он хотел, чтобы все делалось, и делалось правильно. Я думаю, что мы упоминали о том, что Гурудеву не нравилось слово «извините».
#00:08:04#
Он говорил: «Мне не нравится слышать это слово — „извините“. Мы хотим, чтобы что-то было сделано, а не: „Ой, извините, Гурудев, это нельзя сделать“». Поэтому мы также старались научиться, слушая, то есть слушая и наблюдая. И мы старались избегать обучения на опыте — в [том] смысле, что мы знаем, что Гурудеву не нравится слово «извините», поэтому мы не станем говорить: «Извините, Гурудев». Мы позаботимся о том, чтобы, какой бы ни был наш долг, он был выполнен, это будет сделано. И некоторые из этих обязанностей — да, они практически невозможны.
#00:08:47#
И одно невозможно… Некоторые из вас, быть может, слышали — один пример для меня, когда это было очевидно, ясно, что рука Кришны, рука Гурудева, рука Гуру Махараджа, чья-то рука присутствовала за событиями. Во время получения визы для него в Малайзию сразу после [событий в] Индии — хинду уничтожили мусульманскую мечеть в Айодхье, в месте явления Рамачандры. И Малайзия — это мусульманская страна — они перестали выдавать визы для Индии. Они перестали давать визы, быть может повсюду. Кому? Хинду. Если ты хинду, то в то время они не давали никаких виз для индуистов, для хинду. И, конечно же, в Индии мы очень старались получить для него визу в Малайзию. И дали только последнюю возможность. Мы объясняли все Гурудеву, но Гурудев сказал: «Но они пригласили меня, поэтому я должен отправиться».
#00:09:53#
Хорошо, итак, они пригласили его, и он хочет поехать, он должен отправиться. Единственная возможность для маршрута… Мы уже купили билеты, чтобы отправиться в Сингапур, потом, я думаю, из Сингапура в Австралию в то время, вероятно. Но он продолжал [свой проповеднический тур] дальше: после Сингапура он должен был отправляться в одно из мировых турне. И тогда единственная возможность была — это… Пока Гурудев [был] в Индии, мы понимали: это невозможно. Мы попробовали все, что могли: «Махарадж, мы не можем. Однако вы отправляетесь в Сингапур, и там есть посольство Индии в Сингапуре. Мы можем попробовать там».
#00:10:33#
Итак, я отправился с Гурудевом в Сингапур в начале его тура. И, так или иначе, просто невозможно [было решить эту проблему] — опять же они не давали визу. Но в итоге, в конце [концов], мы получили его визу. После того, как малайзийское посольство было закрыто, мы получили ему визу. Так или иначе, так или иначе, тем или иным способом, мы получили ему визу. После того, как офис уже был закрыт, мы получили его визу. Конечно, мы были несколько счастливы: мы получили его визу. Мы позвонили по телефону Гурудеву и сказали: «Гурудев, хорошо, итак, мы получили визу. Будьте готовы. У нас есть авиарейсы» — через два часа или что-то [около того], то есть весьма скоро. «У нас есть эти рейсы, поэтому просто будьте готовы — мы приедем на квартиру…» Квартира Виджая Кришны Прабху, где он [Шрила Гурудев] остановился. Затем: «Мы встретимся там и возьмем такси, отправимся в аэропорт».
#00:11:35#
И что произошло? Это было Рож[дество]… нет, это был китайский Новый год. Канун. Канун китайского Нового года. Большая часть таксистов в Сингапуре — китайцы, поэтому почти нет такси. Итак, Виджай Кришна Прабху и я, мы отправились с посольства, мы отправились на стоянку такси, а там целая очередь людей. Но наш самолет уже через два часа или около того вылетает. Мы должны заехать за Гурудевом и отправиться [в аэропорт]. И мы были полностью [расстроены]… У нас есть виза, но теперь мы не можем вернуться, мы совершенно застряли. И тогда мы поняли: «Если мы будем стоять в этой очереди, то понадобится целая вечность, чтобы найти такси». Мы вышли из очереди… Мы думали: «А что же нам делать?» И такси подъехало прямо к нам! И [таксист] сказал: «Вам нужно такси?» Такси подъехало к нам посреди [стоянки такси], то есть между нами и местом [парковки] такси. Это было совершенно исключительно. Сперва было это.
#00:12:41#
Потом мы позвонили Гурудеву: «Окей, Гурудев, мы немного опаздываем, но, пожалуйста, мы встретимся с вами внизу». И мы буквально встретились с ним внизу, когда он спустился к такси. Когда мы добрались до самолета, это была как бы вторая вещь, которая была очень поразительна в этом [всем предприятии]. А третья вещь была — был китайский Новый год, поэтому, когда мы забронировали билеты Гурудеву, мы не сумели получить билета в бизнес-класс, который всегда [был нужен] Гурудеву… Это был разумный способ путешествий — бизнес-классом. Мы не сумели найти билетов. Это китайский Новый год, все совершенно забито. Но когда мы дошли до самолета… Мы сели на самолет. И помните, что я не должен был ехать, я должен был ехать в тур. И мой билет, и билет Виджая Кришны Прабху мы сумели приобрести в последнюю минуту. Был контакт с агентом по путешествиям, с турагентством… Гурудев захотел, чтобы мы отправились с ним в Малайзию...
#00:13:45#
Так или иначе, когда мы сели на самолет, у нас всех были посадочные талоны, но наши посадочные талоны были для эконом-класса. Но места нам выдали в бизнес-классе, поскольку мы бронировали в последнюю минуту. И это было как бы сладкое покрытие на торте, последняя сладкая капля. Первое — [то], что мы сумели получить визу; второе — такси, чтобы доехать до Гурудева; и третье — [то], что мы сумели предоставить Гурудеву места в бизнес-классе. Я пришел к Гурудеву в средней части салона и сказал: «Гурудев, вы сели не на то место». Он сказал: «Нет-нет, вот же мой посадочный талон». «Нет, Гурудев, не то место. Ваше место здесь». И тогда мы отдали ему свои посадочные талоны, а он и Сагар Махарадж перешли в бизнес-класс. И Гурудев хорошо сидел.
#00:14:38#
Для меня это было столь очевидно: три [удивительные] вещи, одна за другой. Просто, чтобы сказать: «Смотри, ты — инструмент. Ты можешь пытаться, как хочешь, [делать] все остальное, но в конечном счете все приходит свыше». Многие вещи в нашей жизни были за пределами наших способностей. Это было просто за-за-за пределами всего, что могло бы произойти. Но это фактически как Господь словно улыбался над нами: «Что они будут делать? А, ну ладно — два билета в бизнес-класс. Думаете, так трудно получить билеты в бизнес-класс? Вот!» И вот, Гурудев сидит в бизнес-классе, очень счастлив. На самом деле, единственный случай, когда я путешествовал с Гурудевом в туры — только для какой-то севы. Как в этом случае — чтобы что-то сделать.
#00:15:28#
В этом году Бхакти Лалита Деви Даси отправляется в Австралию на двадцатую годовщину — двадцатую годовщину! — установки Гауранга Сундара, Чайтаньи Махапрабху в Австралии, в Шри Говинда-дхаме, в Юки. На самом деле, у них есть открытое приглашение для всех: «Пожалуйста, приезжайте в Шри Говинда-дхаму». В Австралии в этом году они приглашают всех: «Пожалуйста, приезжайте! Пожалуйста, приезжайте! Пожалуйста, приезжайте!» Это фестиваль двадцатой годовщины [установки божества]. Они устраивают летний фестиваль на Рождество и Новый год. Не во многих местах есть летний фестиваль на Рождество и Новый год, но в Австралии — это середина их лета, это летнее время. Поэтому они предлагают открытое приглашение для всех, которое гласит: «Все, все преданные, пожалуйста, приезжайте на эту программу».
#00:16:25#
И Бхакти Лалита Деви Даси полетит отсюда, из Чиангмая, в Австралию на это [мероприятие]. Также Шрипад Бхакти Камал Тьяги Махарадж будет там. Люди будут собираться со всей Австралии. И вот этот случай — это годовщина, день установки божеств… Двадцать лет назад [это произошло]. В этом году исполняется [двадцать лет].
Когда я был с Гурудевом в части его туров, он [однажды] отправил меня и Пурнананду Прабху за неделю или около того до себя. Просто, чтобы [мы могли] помочь все подготовить для этой программы, [для] установки [божеств]. Итак, я и Пурнананда Прабху, по желанию Гурудева, отправились, быть может, за неделю до него, чтобы помочь в том немногом, что мы можем, чтобы устроить [все необходимое для того], чтобы Гурудев приехал. Я с Гурудевом путешествовал только для какой-то конкретной севы, а в остальном [с ним ездили другие] преданные с ранних дней [его проповеди за пределами Индии] — Моханананда Прабху, Бхакти Ананда Сагар Махарадж и Парамахамса Махарадж… С тех пор на протяжении двадцати четырех мировых турне у Гурудева были личные помощники с ним.
#00:17:36#
И некоторые из них, несомненно, чувствовали огонь [в общении с Гурудевом] время от времени. [Смеется.] Но Гурудев оставлял меня позади, в Навадвипе. Мы оставались в Навадвипе и помогали поддерживать все в Навадвипе в целом, пока Гурудев был в турах. Но мой опыт [общения] с Гурудевом — это такая прохлада, противоположность жара. Поэтому [для меня Гурудев] такой: несущий прохладу, такой милый, такой щедрый в самых разных аспектах… Он щедрый, он знает, что мы дураки. Правда, он знает, что мы дураки. И все равно он принимает нас. Может быть, [понятие] «нас» не включает всех, но он знает, что я дурак, и он принял меня. Или, если точнее, он мирился со мной. Но, так или иначе, один взгляд Гурудева, даже не обязательно [это] должно быть слово, и мы понимаем [что хочет от нас Гурудев]. Мы хотим оказаться на правой стороне, не на неправильной стороне, на правильной стороне.
#00:18:50#
Даже какие-то незначительные вещи, которые ты и не собирался делать, какие-то незначительные вещи: [в их отношении] Гурудев может быть очень четок. Он говорит: «Ты знаешь!» «Да, да, я знаю, Гурудев». Незначительные вещи, разные вещи.
#00:19:10#
Мы были с Муниндрой Моханом [Прабху] и Кришной Кантой Деви Даси на их летнем фестивале в Италии в этом году. Мы разговаривали с Муниндрой Моханом Прабху о Гурудеве, мы делились друг с другом историями о Гурудеве. У него был очень интересный опыт с Гурудевом. Он рассказал: «На самом деле мы сделали этот ашрам, мы сделали столь многое, но Гурудев сказал: „Я понимаю“». Он [Шрила Гурудев] специально хвалил Кришну Канту, его [Муниндры Мохана Прабху] жену, Кришну Канту Диди. Он [Муниндра Мохан Прабху] сказал: «Я это сделал, я это сделал. Но Гурудев специально хвалил ее, говорил: „Это ее заслуга, а не твоя“. И [в этот момент] Гурудев [был] прямо передо мной. Это было так очевидно, что я понял, что он делает это для того, чтобы я не раздул свое эго. Поэтому он говорил: „Это ее заслуга“».
Таким образом. Многие вещи [происходят] таким образом.
#00:20:10#
[Мы] можем подумать: «Почему Гурудев так делает?» Итак, иногда кто-то другой может сделать что-то, а вам [зачислится] чья-то заслуга. И кто-то [рассказывал] об обратной ситуации, может быть Кришна Канта рассказывала мне об обратной ситуации, и кто-то другой рассказывал об обратной ситуации, когда: «Я же ничего не сделал! Но Гурудев все время говорил, что это моя заслуга. Но я знал, что это [он говорил только для того], чтобы меня вдохновить». Несомненно, Кришна Канта чувствовала себя таким образом, но Муниндра Мохан Прабху делал. «Но я же сделал все это!» — «Да-да. Кришна Канта все сделала, она выполнила такое хорошее [служение]». И тогда Муниндра говорит: «А, это [сказано] для моего эго, чтобы мое эго не взлетело». Также Муниндра Мохан сказал: «Но я видел по блеску его глаз, когда он смотрел на меня, что он все знает». Он делал это специально. Все, что он делает, он понимает. Просто по блеску [глаз он все понял]... Он сказал: «По блеску в его глазах я понял, и тогда я был удовлетворен». Таким образом.
#00:21:25#
Гурудев — самый большой эксперт. [Все] это приходит из его сердца, не из политических [мотивов] или искусственного чего-то. Он эксперт в том, чтобы извлекать, вытягивать хорошее из других, видеть хорошие качества других преданных, потенциал преданных, что у них есть, ту духовную веру, что у них есть, качества преданности. Он источник вдохновения. Источник вдохновения.
#00:22:11#
Преданная. У нас есть вопрос от Сундара Гопала Прабху из Италии. Как справляться с депрессией и беспокойством?
Мадхусудан Махарадж. Депрессия и беспокойство. Станьте все более и более сознающим Кришну. Рай и ад существуют в уме до какой-то степени. Мы должны постараться сделать свой ум божественным, то есть исполненным мыслей о Господе. Наша садхана предназначена для этой цели: чтобы постараться превратить себя из думающих о материальных вещах в думающих только о Господе, о Его преданных, о служении, о святом имени — об этих вещах. И депрессия… Что мы можем сказать? Каждый случай отличается [от других]. Умонастроение каждого отличается. Некоторые сердца очень болезненны в этом мире. Если угодно, [у некоторых людей есть] сердечные раны. Я знаю, я встречался с одним [человеком], видел одного человека: у него буквально было разбито сердце. У этого человека было очень разбитое сердце.
#00:23:28#
Он сказал: «Моя мать умерла, мой отец умер, моя семья ушла. Но когда моя жена умерла, это [выше моих сил]…» Он был совершенно опустошен. Долгое время он был опустошен. Но, на самом деле, единственное, что мы можем, как преданные, к чему мы можем обратиться — это к прибежищу у Господа и Его преданных. И [необходимо] знать, что все, что связано с этим миром, — совершенно временно: будут ли это лишения или это будет большая радость и счастье.
Сейчас один из наших друзей отправился на свадьбу куда-то. И где-то, особенно в Индии, это проводят с помпой. Празднование со смешными шляпами, и разные [необычные] вещи [происходят] на свадьбе. Отправились на свадьбу. С одной стороны, это очень здорово, очень радостно, но, с другой стороны, у нас бывают и многие несчастливые ситуации в этом мире. Но и то, и другое — это две стороны одной монеты. Мы должны постараться до какой-то степени научиться сторониться этих так называемых радостей и так называемых страданий этого мира.
#00:24:44#
Мы не принадлежим к этому миру. И если что-либо придет — как к тому человеку, о котором я знаю, у которого жена умерла, и он чувствовал такое опустошение так долго… Все чувствуют печаль на протяжении каких-то дней, но на него это повлияло очень сильно. И тогда мы можем сказать: все, что особенно ранит нас в эмоциональном смысле, в уме, в этом мире, мы, как преданные, должны постараться принять это как то, что подталкивает нас к тому, чтобы сосредоточиться все в большей и большей степени на Гуру, Господе, служении, принять прибежище в святом имени, в вайшнавах, принять какое-то ответственное служение, чтобы отвлечь свой ум от этой определенной причины депрессии, беспокойства, чувства опустошенности. Отвлечь свой ум. На самом деле, наше ответственное служение отстранит нас от самых разных материальных вещей этого мира. И мы начнем видеть мир по-другому.
#00:25:49#
Итак, мы также знаем преданных, у которых есть наследственные болезни ума. [Мы] встречались с сотнями преданных, которые проезжали через Навадвипу в разное время. В особенности в определенное время у меня словно глаза раскрылись, когда я увидел, что есть целая наука [про] болезни ума. Это что-то подлинное, настоящее — это было подвергнуто анализу, это исследовали и так далее. И [один] преданный сказал: «Вот, моя ситуация такова». Он показал: вот, одно, другое. И мы поняли, что у людей бывают проблемы с умом в мире. Как если у кого-то сломана нога, вы видите — у человека сломана нога, у него болит, [и] все остальное. И существует некий эквивалент сломанной ноги, но в уме. Но будет ли это физическая сломанная нога или «умственная сломанная нога», то есть огромная боль или страдание в уме — и то, и другое относится к материальной, мирской сфере. Поэтому мы хотим подняться выше этого. Мы хотим понять: хорошо, у меня сломана нога, еще что-то, одно, другое — это [пришло ко мне] для моего очищения. Это что-то, через что я должен пройти. Пожалуйста, пусть это пройдет, но теперь все больше и больше я буду сосредоточен на высшем. Как птица чатака — мы слышим об этом примере. Мы смотрим вверх, ища там поддержки, а не вниз, в этот мир, и не вокруг нас в этом мире, в материальном мире. Но мы определенно сострадаем всякой боли.
#00:27:38#
Есть шлока, которую мы читаем, когда читаем «Бхагаватам», и комментарии [к ней], там сказано: «Один человек не может почувствовать боль другого. Один человек по-настоящему не может понять, что чувствует другой человек в смысле физической боли и боли в сердце, и так далее». Мы можем сострадать, сочувствовать, но лекарство для всего нашего существования — это понять необходимость принять Господа как центр нашей жизни. Это лучший рецепт, что дан где бы то ни было, для каждого, в любых обстоятельствах, чтобы получить высочайший результат.
#00:28:27#
Это:
бхагавад-бхактитах̣
сарвам итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карййам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣[1]
Вот. Гурудев сказал нам, что это рецепт. Вы идете к врачу, и врач дает вам рецепт. И лучший рецепт для каждого и везде — это полностью верить, что, служа Господу, все достигается. Вот кто вы, ваше «я», ваше подлинное «я» — это что вы слуга Господа. А как мы служим Господу? Мы служим Ему через преданных. И эта удача пришла к нам. Мир занимается самыми разными вещами, но с внутренней, с духовной, стороны люди также ищут, у них есть какие-то мысли, они пытаются понять Вселенную, понять, что есть жизнь, читают книги. Очень немногие приходят к тому, чтобы обрести связь со служением [Богу], обрести связь с вайшнавами, обрести связь с прогрессивной и ясной духовной линией, что представлена Шрилой Сарасвати Тхакуром этому миру.
#00:29:42#
Когда мы жили в Навадвипе много лет, будучи заняты, стараясь служить, в особенности западным преданным, которые приезжали, когда мы устраивали, обеспечивали успех их паломничества, их встречи с Гурудевом, делали их жизнь как можно более комфортной — мы, по сути, знакомились в основном с преданными, которые [уже] связаны [с линией сознания Кришны], как здесь, в этом собрании, — все уже связаны. Но после того, как мы выехали из Индии, мы видели так много общественных программ, мы знакомились с людьми, которые ничего не знают, или, может быть, у них очень слабый интерес, а иначе — с чего бы им приходить на одну из наших программ? Но, может быть, у них есть небольшой интерес.
#00:30:29#
Но из всех людей, что приходят, у столь многих, можно сказать, большинства, есть столько предрассудков. Так много барьеров, барьеров между пониманием жизни преданных, что Господь — это личность, [и] есть люди на этой Земле, которые следуют искренне служению Ему под руководством парампары, посланников Господа. И [у людей существует] так много «фильтров»! С первого визита, когда есть какой-то интерес: «О, может быть, Бог есть», — до того, чтобы обрести общение с преданными и получить возможность заниматься служением под их руководством. И среди преданных, которые пришли, также многие случаи происходили — на протяжении нашей жизни, мы видели [это]. Поэтому мы хотим всегда соблюдать осторожность, ценить ценность преданных, ценить ценность возможности, что нам предоставлена. И в самом деле сделать эту жизнь успешной. Не разбавлять это какими-либо другими, в особенности [иными] духовными концепциями, думать, что мы можем получить что-то где-то еще.
#00:31:55#
Чтение многих книг не поможет. Особенно, если это не книги Гурудева, Гуру Махараджа и Шрилы Прабхупады. Если мы будем читать любые другие книги, то нам следует прежде всего быть осторожными и спросить кого-то вроде Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа: «Нормально ли это, если я прочту?» Кого-то следует спросить. Кого-то, кто знает о книгах. И [следует знать], кто подготовил переводы, какой оттенок они привнесли, и так далее. Мы хотим быть очень осторожны и очень исключительны. Гурудев говорит очень ясно: «Все заключено в книгах Гуру Махараджа, что дал Гуру Махарадж. Да, есть много книг сейчас — и Гуру Махараджа, и моих, — он говорил очень скромно, — чтобы дать достаточно [для духовного] руководства преданных». И мы сами знаем, как это трудно воплотить на практике.
#00:32:53#
Полстраницы книг Гуру Махараджа так трудно уместить в свою голову, что уж говорить о своем сердце? По милости Гурудева я помещаю в свою голову бхагавад-бхактитах̣ сарвам итй утср̣джйа видхер апи — эту шлоку. Но Гурудев говорит: [следует] не просто выучить, но если вы можете выучить всего лишь один этот стих и поместить его в свое сердце, тогда вы получите все, что когда-либо было дано в каком-либо писании о шаранагати, самопредании. Итак, мы можем поместить это в свою голову, но у меня по крайней мере один фут [тридцать сантиметров] от головы до сердца. И поместить это в сердце — это совсем другое. Поэтому мы практикуем, мы думаем. Харе Кришна! Да?
#00:33:51#
Преданная. Махарадж, кстати, о шаранагати — когда мы говорим «шаранагати», мы подразумеваем самопредание Господу Кришне. Но можем ли мы сказать, что существует также шаранагати в связи с Гуру?
Мадхусудан Махарадж. О да! Определенно. Как мы приходим к вручению себя Кришне? Кришна говорит нам в Бхагавад-гите, как вручить себя: «Приди к осознавшей себя душе и он может даровать знание тебе, потому что он видел это»[2]. И как прийти в настроении шаранагати к вайшнавам, в особенности к Гуру? Тогда мы приходим со смирением, с искренними вопросами и с севой. И это предполагает шаранагати: мы идем не чтобы бросить вызов, мы идем в смиренном, скромном настроении вручения себя. И Гурудев в ранние дни…
#00:34:53#
Многие из нас пришли из другого общества, где мы привыкли получать наставления. И все получают наставления: «Ты сделай это, ты сделай то». И тогда нам сказали, нас учили: «Не спорь — просто делай, делай, делай». «Окей, мы делаем, делаем». Но один, можно сказать, старший преданный предложил Шриле Говинде Махараджу: «На самом деле, преданным нужно получить наставления, им [необходимо] сказать что-то, что делать». Он говорил о западных преданных. Эти западные преданные. И Гурудев сказал что-то, правда, очень интересное, но с его точки зрения. Он сказал: «Я знаю, что есть Гуру. Если я дам наставления, а они не [по]следуют моему наставлению, не [с]делают это — это будет во вред для них. Я сперва посмотрю, что они могут делать и что они хотят делать. И, таким образом, мы дадим какое-то наставление ученикам».
#00:35:58#
Но когда мы пришли в Навадвипу к Гуру Махараджу, к Шриле Гурудеву, то это было довольно заметно, что это не была иерархия: «Делай это, делай это, делай это, делай это». Но в большой степени это всегда было общение с любовью и нежностью. По мере того, как мы вручаем себя, вайшнавы отвечают соответственно. Гуру отвечает соответственно. Кришна говорит: «Как ты вручаешь себя Мне, Я отвечаю взаимностью соответственно». И мы видели это с Гуру Махараджем, и с Гурудевом. И [это] не означает, что они не давали наставления, но прежде они смотрели на преданных, потом давали [им] какое-то наставление. Гурудев сказал: «Если я дам наставление, а они не сделают это, то я знаю, как это вредно для них». Поэтому это тоже идея сострадания — [сначала] Гуру посмотрит на способность [своего ученика], а затем ответит соответственно.
#00:37:00#
Поэтому да, полное самопредание означает… Как пример от Гурудева, Гуру Махараджа — от Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа. Что есть самопредание? «Ты прими санньясу. А потом займи это сидение [вьясасану]. Я отхожу». И Гурудев полностью отдал себя [служению Шриле Шридхару Махараджу]. Отдал себя. Он, как мы говорили, сказал Гуру Махараджу в тот день [принятия им] санньясы: «Я твой проданный козел». В Индии рынок прямо на улице — люди продают и покупают животных, все видно. «Я твой проданный козел. Я принадлежу тебе. Ты можешь отрубить мне хвост или можешь отрубить мне голову — как пожелаешь». Это был ответ Гурудева Гуру Махараджу. И тогда на следующий день ему была дана санньяса Гуру Махараджем. На следующий день.
#00:37:53#
Да, самопредание — это основа. И, пожалуйста, все о самопредании — вы возьмите «Прапанна-дживанамритам» и сделайте эту книгу [настольной], для постоянного изучения в своей жизни. Мы хотим постараться… Вы можете называть это садханой, можете называть это как вам угодно, но мы хотим, чтобы у нас был регулярный прием хороших [«препаратов»], того, что хорошо для нас. И «Прапанна-дживанамритам»… Гуру Махарадж объясняет, почему он составил ее. Он сказал: «Чтобы я мог размышлять о том, почему я пришел в миссию. Я могу размышлять о шаранагати, о том, как я пришел к тому, чтобы вручить себя Сарасвати Тхакуру и его миссии. Я размышляю об этом и выражаю это в форме слов, чтобы другие также могли разделить это и обрести какой-то свет из этого в будущем». И это мы. Ведавьяса составил Веды и в особенности дал «Шримад-Бхагаватам» для будущих поколений. А мы [и] есть [эти] будущие поколения. Если мы не обратим особого внимания на «Шримад-Бхагаватам», если мы не обратим особого внимания на «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», если мы не обратим особого внимания на эти вещи, то это будет непочтение к этим душам величайшего калибра, которые пришли в этот мир для нашего блага в это время.
#00:39:29#
Поэтому мы должны постараться выделить какое-то время — утром, вечером. Хотя бы выделить себе какое-то время в нашем ежедневном режиме — каждый день, — чтобы читать методично эти книги, эти писания. Но много читать — это не наша потребность. Мы возьмем то, что мы можем «переварить». И у нас есть опыт: мы можем «переварить» только определенное количество [информации] каждый день. Но нам нужно стараться сделать это двигающимся вперед. И вы обнаружите, что вы двигаетесь вперед, вперед. Где-то я рассказывал преданным о том, как я чувствую себя, словно у меня есть всего одна книга в мире, которую я чувствую, что она моя книга как таковая. И это «Прапанна-дживанамритам». Вот эта книга: «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».
#00:40:21#
С самых ранних времен, когда она была еще предложена Шриле Гуру Махараджу. И в Индии, мы только что из Индии, в Индии у меня есть несколько вещей, которые в кавычках мои. Но на самом деле — почти ничего по-настоящему. Но [вот] эти вещи: среди них есть несколько писем Гуру Махараджа, писем от него. Это я могу сказать: мои вещи. И вот эта одна книга — «Прапанна-дживанамритам». До сих пор на задней обложке этой книги (я посмотрел — все ли еще там), все еще на задней обложке этой книги есть отметка «10 рупий». Я всегда держал с собой эту книгу и десять рупий, десять рупий в нее вложены, потому что всегда [на эти деньги ты] можешь позвонить. Где бы ты ни находился, у тебя всегда есть какое-то прибежище в книге и в десяти рупиях. Все еще в этой книге есть десять рупий. Они все еще там. Я оставил их там. Да, «Прапанна-дживанамритам» — очень особенная книга для нас. Это почти что как наше писание как таковое.
Харе Кришна!
#00:41:34#
Преданная. Махарадж, вы также упомянули, что нам следует отвергать радости и печали этой жизни, материального мира. Но, поступая так, разве мы не лишим себя цветов жизни?
Мадхусудан Махарадж. Цвета здесь очень блеклые. Простите, что говорю об этом. Очень блеклые, безжизненные, в смысле настоящей жизни. Иногда мы можем получить какой-то намек на это, но приводится пример — это отражение. И эти примеры дает сам Господь. Мы знаем отражение. У вас есть зеркало, можете поместить сюда зеркало, и вы увидите всех себя в этом зеркале. [Отражение] выглядит словно настоящее. Но оно почти что как одномерное, это не то же самое, что [живой] человек здесь. Это не то же самое.
#00:42:36#
Хорошо, звук, осязание, ароматы. Зеркало дает только одномерное или двумерное представление о том, что находится там, за пределами. Но только когда ты выглянешь в мир, ты увидишь все: движение, увидишь жизнь и так далее. И этот мир выглядит как будто бы очень живой, яркий для нас, но мудрецы обещают нам, что это лишь частица, осколок стекла, осколок стекла по сравнению с живыми радостями, драгоценностями высшего мира. Итак, это вопрос следования советам великих махаджан, великих душ. Нам советуют сторониться и радостей, и страданий этого мира. Удовольствия приводят к боли. Это волна. До тех пор, пока мы связаны с этим миром, мы в ловушке постоянных удовольствий и страданий.
#00:43:50#
Все вы находились в утробе, все мы были в утробе девять месяцев. И есть описание [в «Шримад-Бхагаватам»], насколько это неприятно. Все мы умерли несколько лет назад [в другой жизни]. Есть описания, насколько это неприятно. Я был у друга в Индии — у него там сумасшедшая собака. Собаке, может быть, три года. Но у этой собаки, правда, мозг щенка. Большая собака — но никакой логики или разума. Но это просто сплошная радость — он бегает повсюду, хвостом виляет: «Хозяин вернулся!» Ну, хорошо, в этом есть какого-то рода жизнь. Но это все безжизненно в том отношении, если мы будем измерять это по меркам жизни в мире Кришны, в мире [духовного] пробуждения. Мы пробуждаемся к тому высшему миру. Поэтому все в этом мире… Чудеснейшие вещи в этом мире… В этом мире есть много чудес, но эти чудеснейшие вещи… Кришна говорит в Бхагавад-гите: это лишь одна искра Его творения[3]. Это создано из одной искры, крошечной частички [великолепия Кришны]. В Его мире она живая. Там все наделено сознанием. Здесь, в этом мире, мы только частично сознательны. Мы блеклые, наше сознание притуплено. Но там наше сознание не притуплено — мы пробуждены.
#00:45:40#
Но я должен сказать, и я не знаю, кто задал вопрос, но я должен сказать: когда я впервые читал книги Шрилы Прабхупады в 1980-м, и мы были молоды, мы вели достаточно радостную жизнь, как нам казалось, я тоже продолжал думать: «Шрила Прабхупада говорит: „Этот мир — это не мир радости. Это мир страданий“». Я думал: «Я как-то не уверен в этом. Что-то я не уверен в этом». Но потом, после того как я начал читать эти книги… Кришна несколько раз меня побил. [Смеется.] Я подумал: «Окей, Кришна показывает нам другую [сторону], изнанку мира, изнанку жизни». Потому что мы еще были молоды и очевидно думали: «О, мы будем жить вечно». Вот эта идея, когда ты молод, — это очень неправильно.
#00:46:30#
Кажется, что еще так не скоро, прежде чем ты начнешь думать: «А что же будет, когда мне пора будет умирать?» Но я тоже должен сказать: многие вещи, на которые я отзывался среди того, что говорил Шрила Прабхупада, — это та часть по поводу наслаждений, что этот мир — это мир страданий. Но потребовалось некоторое время, чтобы эта идея вошла в меня. И, может быть, до конца даже до сих пор не вошла. Но реальность такова. И еще один момент, о котором Шрила Прабхупада говорит там: в этом материальном мире удовольствие, по сути, является отсутствием страданий. И тогда тоже не у меня проблема была, но были некоторые моменты, которые я просто «отложил в коробочку». У меня было много «коробочек». Я просто раскладывал эти вещи по коробочкам, я думал: «Я не могу сказать, что я в общем-то согласен с этим, но пока отложу это в коробочку, в сторону, на полочку, а потом позже вернусь к этому».
#00:47:32#
Но потом, читая книги, после того как я пытался некоторое время практиковать… У меня не было никакого общения, потому что вокруг не было никакого общения. Но один урок за другим… Кришна или кто-то устроил, чтобы мы поняли: «Да, удовольствие — это лишь прекращение страданий». В целом опыт этого материального мира — это страдание, а не удовольствие. Да? Что-то пришло? Письмо пришло? Почтальон пришел.
Преданная. Да. У нас есть вопрос от Дхананджайи Прабху.
Мадхусудан Махарадж. Да. Дандават, Дхананджая Прабху!
Преданная. Мы знаем, что вы записали так много аудиокниг. А «Прапанна-дживанамритам» среди них?
Мадхусудан Махарадж. Да.
Преданная. И если да, то где мы можем послушать это?
Мадхусудан Махарадж. Да.
Преданная. А где мы можем найти это?
#00:48:39#
Мадхусудан Махарадж. В интернете. [Смеются.] Scsmath.com, косая черта... Просто — scsmath.com, далее поищите в левой колонке, колонка слева, там сказано: «Книги и е-книги», «Books and e-books». Далее сказано: «PDF-книги» (по-английски), «Аудиокниги» и, быть может, «Книги в EPUB». Но идите в раздел «Spoken books». Пока я говорю об этом, возможно, что есть более новая, более хорошая версия начитанной «Прапанна-дживанамритам». Один индийский преданный из индийского отдела, из Калифорнии — Шридхар Прабху, начитал «Прапанна-дживанамритам», после того как я ее начитал. Я записывал ее на очень плохом оборудовании. Правда, плохое оборудование. Начитывал много лет назад на кассетном плеере, который стоил десять американских долларов. Нужно было подносить его ко рту — можете понять, что это была очень плохая запись. Но запись есть запись. Но Шридхар Прабху предложил: «Могу ли я записать?» Я сказал: «Да». У него есть хорошее оборудование для записи, поэтому он записал это. Так или иначе, я думаю, его запись есть. И, может быть, моя запись с давних времен — еще с 1980-х — есть.
#00:50:06#
Некоторые наши записи книг начались в 1980-х годах, во времена Гуру Махараджа я начал [записывать аудиокниги]. Поэтому, пожалуйста, простите, если качество записи не очень хорошее. У нас не было способа редактировать, кроме как: если ты допускаешь ошибку, когда читаешь, то останавливаешь кассетный плеер, просто перематываешь немного назад и начитываешь заново. И все. Потому что все, что есть — это кассета. Кассета, и все. Все записано. Нельзя было пойти к компьютеру и начать редактировать — такой вещи, как компьютер, не было. Если только у тебя не было большого дома с большими комнатами. И эти компьютеры стоили, наверное, сотни тысяч долларов в ту эпоху. Это было всего несколько лет назад. Была эта эпоха. Но, так или иначе, есть эти записи. Они начались еще с 1980-х годов, это старые записи. Scsmath.com, левая колонка, «Books and e-books»: щелкните там, далее «Книги PDF» — это pdf-формат для чтения, и «Spoken books» — там вы найдете «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».
#00:51:15#
Преданная. Тогда можете нам сказать, почему вы решили делать аудиокниги в то время?
Мадхусудан Махарадж. А меня попросили. Это началось с того, что, на самом деле, это не было чем-то, что я делал все время. Просто мы каждый день все равно читаем, правильно? Поэтому просто, пока мы читаем, и читаем вслух, [мы делаем это] на запись. Но как это началось — вопрос об этом. На самом деле, это началось с западного секретаря Шрилы Гуру Махараджа. Он всегда уделял внимание севе, все время оказывал личное внимание, он делал массаж, он заботился о Гуру Махарадже, он заботился о западных преданных, он делал так много. И он сказал: «У меня нет времени читать „Чайтанья-чаритамриту“. Ты здесь, ты живешь в Матхе. Можешь ли ты начитать „Чайтанья-чаритамриту“ на кассету, чтобы я слушал? Пока я делаю массаж Гуру Махараджу, я мог бы слушать „Чайтанья-чаритамриту“». Поэтому записанные книги начались со времен Гуру Махараджа.
#00:52:22#
И начались потому, что меня попросили начитать «Чайтанья-чаритамриту». Мы читали «Чайтанья-чаритамриту» и не закончили ее до того, как Гуру Махарадж ушел. Какое-то время спустя я подумал: «Хорошо, полкниги начитано», или что-то около того. «Чайтанья-чаритамрита» — это восемнадцать томов, это довольно большой объем для чтения. И, может быть, полкниги было начитано. Какое-то время спустя я подумал… Я читал «Шри Чайтанья-чартамриту» каждый день, и я подумал: «Мне следует просто записать это. Пока я читаю сейчас, просто начну с места, где я остановился в то время». И продолжал запись. Преданным понравилось. Кто вдохновлял? Разные преданные. Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж также очень вдохновлял меня. Он услышал какие-то записи и сказал: «Мне нужна эта [книга], мне нужна эта [книга]».
#00:53:26#
И потом, шаг за шагом, на протяжении многих лет [это продолжалось]. Преданные просили. Один преданный, который продолжал просить книги, — это Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Почему? Он сказал: «Я хороший слушатель на английском языке…» Его [родной] язык — русский. «На английском мне не легко читать, но я могу слушать». Поэтому некоторые из более недавних книг, что я начитывал, были специально [начитаны], потому что он просил. Мы сделали эти книги доступными для всех. И не только я [это делал], но также и Триданди Махарадж, Бхакти Сварупа Триданди Махарадж. Бхакти Сварупа Триданди Махарадж. Он также спрашивал, какую севу он может выполнить. У него хороший английский, хорошо читает. И он начитал недавно одну книгу. Он начитал «Гаудия-кантхахару». Это была книга, которую попросил начитать Авадхут Махарадж. Он начитал эту книгу. Почему Авадхут Махарадж попросил эту книгу?
#00:54:53#
Это книга, которую Гуру Махарадж дал Гурудеву в ранние времена, в ранние [годы] жизни Гурудева в Матхе. Когда Гуру Махарадж увидел, насколько способен Гурудев как проповедник, он дал ему эту книгу и сказал: «Ты получишь все ответы на те вызовы, что тебе бросает публика. Все ответы ты найдешь в этой книге». «Гаудия-кантхахара». Может быть, Авадхут Махарадж слышал кассетную запись, аудиозапись, когда Гурудев говорил о «Гаудия-кантхахаре», и он сказал: «Я хочу эту книгу, пожалуйста, но в аудио-формате». Прямо со времен Гуру Махараджа и вплоть до нынешнего времени мы начитываем книги как служение. Потому что нас просят начитывать книги. Один момент о чтении книг: вы должны понимать то, что вы читаете. Иначе это просто: «Ва-ва-ва-ва-ва», то есть монотонное [чтение]. Вы не машина, вы не автоматическая машина. Вы должны стараться понять, вы должны понимать, что вы читаете, насколько это возможно.
#00:56:07#
И, на самом деле, одна из книг не была сделана кем-либо, потому что попросили. Ее сделал я потому, что мне было так трудно понять ее, я подумал: «Но когда я читаю вслух, на запись, тогда я словно просыпаюсь к тому, что же я читаю, и так, может быть, у меня будет больше шансов понять эту книгу». И эта книга… Можете ли догадаться, что это за книга? Может быть, нет, но англоговорящие люди могут угадать. Это «Брахма-самхита». Потому что «Брахма-самхита», правда, очень сложная. Английский там очень сложный. Итак, эта книга. Ее я начитал, потому что подумал: «Ну, есть хоть какой-то шанс, если я вслух начитаю и запишу, то, может быть, я пойму это немножко лучше». Правда ли это или нет, я не знаю. Но вот так появилась «Брахма-самхита».
#00:57:15#
Другой случай. Одна из моих любимых книг, которую я слышал недавно, совсем недавно. Мы были в Индии, мы отправились на парикраму. Первое место, куда мы направились из аэропорта, — сразу на Говардхан. Тогда мы провели парикраму вокруг холма Говардхан, и во время совершения парикрамы холма Говардхан у меня в ухе был один белый наушник. Пока мы обходили вокруг, я слушал «Цветной путеводитель по холму Говардхан». Это очень познавательно, очень познавательно. Но почему мне нравится слушать это? Мне нравится слушать это также и в других местах. Это потому, что я записал это, путешествуя вокруг холма Говардхан. Очень давно. Это был может быть, 1988 год. Нет, это, может быть, [был] даже восемьдесят седьмой год. Так или иначе, я точно не помню когда, но это мог быть 1987. Но после этого следующий раз был, наверное, девяносто первый. Это мог быть или восемьдесят седьмой, или девяносто первый, когда я был на Говардхане.
#00:58:28#
Я записал это, пока обходил вокруг Говардхана. Буквально я подходил к какому-то месту, я был в этом месте, о котором там рассказано, я сидел и начитывал. Поэтому вы можете услышать [на записи], как дети смеются и поддразнивают меня. На фоне [вы] слышите, как буйволы купаются в воде и фыркают, шумят. Для меня это счастливое время, [когда я слушаю эту] запись. Потому что это все было там, на холме Говардхан. Птицы, попугаи, разные звуки. И, разумеется, это супер-плохое качество записи. Это не как сегодня, как вы можете [качественно] на телефон что угодно записать — это [записано] на кассету на самом дешевом диктофоне. Ну и что? Поэтому к настоящему времени [существует] много книг. Правда, много книг доступно.
#00:59:25#
Преданный. Они доступны? А эта книга доступна?
Мадхусудан Махарадж. Да, но не на нашем матховском сайте, потому что это не наша книга, она была сделана для семьи и друзей. Доступна. Поэтому вы должны обратиться с просьбой через семью или друзей. [Смеется.] Да?
Преданная. У нас также есть вопрос о парикраме.
Мадхусудан Махарадж. О парикраме? Хорошо.
Преданная. Вы только что закончили парикраму в Индии.
Мадхусудан Махарадж. Так и есть.
Преданная. Почему нам нужно отправляться в святые места на парикраму, когда у нас есть возможность быть в обществе проповедников, учителей и вайшнавов? Что дает парикрама? Какой эффект она оказывает на нас, какое действие?
#01:00:24#
Мадхусудан Махарадж. По крайней мере, это может очень хорошо помочь нам напомнить о столь многих играх Господа. И во многих случаях также об играх преданных: Гурудева, Гуру Махараджа, Госвами, о разных преданных в разных местах. Это возможность как минимум напомнить себе о множестве игр Господа и Его преданных в тех местах, что эквивалентны тем [духовным местам]… Эквивалентны потому, что мы знаем, что их уровень жизни совершенно духовный. Но все же вы видите: в совершении парикрамы Вриндавана, парикрамы Говардхана и так далее есть что-то сладостное и особенное. Мы понимаем, что география есть география, физически. Но под этой поверхностью… Гурудев дал нам эту подсказку: под поверхностью столь многое происходит там, в настоящем мире. Поэтому всегда мы всем рассказываем об одной из первый вещей, когда мы отправляемся туда. Что мы делаем на парикраме?
#01:01:43#
«Мы должны ходить на головах». Это выражение Гуру Махараджа о том, когда мы находимся в святых местах: «Мы не хотим ставить свои ноги на эту землю». В Индии нога, стопа считается [нечистой; считается] очень оскорбительным помещать свою стопу [на что-то святое]. Но мы хотим [«наступать»] своей верхней частью, [«шагать»] головой вниз, мы хотим перевернуться головой вниз. Говардхан — хороший пример. Мы видим на Говардхане: много людей совершают дандават-парикраму. Минимум, что у них есть, — один камень. Они предлагают полный поклон, затем помещают камень туда, где у них руки, потом встают и начинают предлагать следующий поклон, полный поклон с того места, где был камень. Они стопами становятся там, где находится камень. Снова камень переставляют руками, полный поклон, и так обходят весь холм.
#01:02:40#
Когда ты видишь это, ты задумываешься: «О чем они думают?» На самом деле, мы должны всегда думать: «О чем же мы думаем?» Все, что я могу, что я стараюсь учесть: я не знаю, о чем они думают, это не мое дело — понимать: делает ли он это ради славы или [из подлинной преданности]? Иногда думаешь: может быть, немножко ради славы что-то делаешь, ради каких-то других причин. Но это не наше дело — думать о том, что же они думают. Они пришли в дхаму, у них есть свои причины. Но: «О чем я думаю?» — [необходимо] возвращаться к этому моменту Гурудева. Мы не должны видеть недостатки в других, но, скорее, [следует] видеть недостатки в себе и исправлять это. Также нам не следует анализировать других слишком много: «А, правда ли, он делает это от всего сердца? Или нет?» Нам следует анализировать самих себя. Если мы будем это делать, тогда мы постараемся делать это от всего сердца. Полные поклоны перед всем, что включено в эту парикраму. Не просто перед одним местом. Здесь есть Туласи Деви, мы совершаем парикраму, и очевидно — вот она, Туласи Деви. Она одна в центре, и мы проводим парикраму вокруг нее. Но холм Говардхан — прежде всего там бесчисленные Туласи. А во-вторых: есть бесчисленные места игр Господа, игр преданных. Бесчисленные говардхан-шилы. Это холм Говардхан! Там все бесчисленно — в этом круге, что ты обходишь во время парикрамы.
#01:04:20#
Итак, мы совершаем свою парикраму с этим настроением, в духе самопредания и почтения перед всем, что [находится] в этом кругу. Но одновременно мы останавливаемся в разных местах, начиная с Манаса-Ганги. Храм Харидева, Манаса-Ганга и другие [места]. Харидев, Гопал; храм, где божество Гопала было, и так далее. Говинда-кунда. Шаг за шагом, шаг за шагом. Мы идем во все эти места, мы обсуждаем что-то об этих местах. Одновременно, когда мы идем, мы хотим с каждым шагом иметь это настроение почтения ко всем чудесным вещам — сознательно или несознательно, когда мы совершаем парикраму. Поэтому [необходимо] совершать парикраму. Я могу сказать только это: кажется, что это обладает какой-то ценностью.
#01:05:23#
Я также помню, во времена Гурудева и Гуру Махараджа мы парикраму проводили, только когда нам говорили это делать. Для себя они никогда не ходили, чтобы делать что-либо независимо, — так не делали. Опять же, парикрама, когда она приходит по указанию свыше, тогда это сева, это служение. Вы видите: Шрила Авадхут Махарадж, Шрила Госвами Махарадж, Джанардан Махарадж, разные преданные организовывают парикрамы. И они дают наставления: «Я буду доволен, если ты проведешь парикраму». И мы организовываем парикраму, участвуем. Таким образом. И тогда это [совершается] в настроении служения.
#01:06:06#
Когда мы были с Гурудевом… С Гурудевом я не много парикрам совершил. [Смеется.] Позже, когда другие уже не возглавляли парикрамы в наше время, тогда мы уже помогали преданным, возглавляя парикрамы. Мы также помогали устраивать парикрамы по Говардхану, Вриндавану, Навадвипе и Пури. Но я устраивал [парикрамы], а не ходил на них. Это означало, что я относил завтрак в одно место или в какую-то другую часть вместе с Гурудевом. Я был с Гурудевом и говорил: «Гурудев, сегодня, поскольку мы отправились туда, может быть, я могу обойти вокруг?» И он говорил: «Да, это хорошая идея. Тогда соверши эту парикраму».
#01:06:54#
Часто это было в последний день, [когда] нам доводилось совершить какую-то парикраму. В последний день в Навадвипе. Это [происходило] в месте явления Вриндавана Даса Тхакура, автора «Чайтанья-Бхагаваты». А затем поздний обед. Это долгий день. Я думаю, что за все годы [жизни] в Индии я совершил три полных навадвипа-дхама-парикрамы — так, чтобы [ходить] каждый день. Первый раз это [случилось], может быть, в первый год на Гаура-пурниму — это был 1988-й. Нет, нет, нет. В восемьдесят третьем я совершил [полную парикраму], не в восемьдесят восьмом, в восемьдесят восьмом не было. Восемьдесят третий, восемьдесят третий. Так или иначе, первый раз я был на Гаура-пурниму, а потом еще два раза [было], когда я совершал полную парикраму. С благословениями Гурудева. Но, пожалуйста, отметьте: повсюду, по всему миру, где у нас есть общины преданных — это святые места. Пожалуйста, не думайте: «Духовная жизнь только в Индии». На самом деле, преданным, которые отправляются туда, может быть трудно «переварить» индийскую часть парикрамы. [Смеется.]
#01:08:41#
Трудно отстраниться от многих индийских аспектов. Но святые места — это не какой-то ограниченный фактор. Я совершал гаура-пурнима-парикраму… Когда? В прошлом году? Я немножко потерялся во времени. В Малайзии с преданными мы провели очень милую парикраму. Потому что мы следовали парикраме с книгами. Шаг за шагом мы обошли [всю Навадвипу мысленно]. В самом деле я был удивлен, насколько было мило — следовать навадвипа-дхама-парикраме вместе с преданными, сидя в храме в одном городе в Малайзии. Тогда мы были там в основном. На самом деле, мы начали парикраму в Куала-Лумпуре, а затем еще в другом городе. Это закончилось на Гаура-пурниму, за день до Гаура-пурнимы, это последний день парикрамы. В Навадвипе в день Гаура-пурнимы вы уже не ходите [на парикрамы]. Иначе вас насильно покрасят [во время праздника Холи] энергичные юноши, живущие в городе. Преданные иногда думают: «Гаура-пурнима! Надену-ка я новую одежду». Все очень умные думают: «Мне нужно пойти по магазинам в городе». Ага. Неудачная мысль. Потому что это день Холи, праздник Холи, день, когда они плескаются красками повсюду.
#01:10:19#
Хорошо. Много говорим сегодня. Я думаю, уже хватит на сегодня, думаю, наш час исчерпан. Но я рад быть со всеми вами сегодня, я счастлив быть здесь. Спасибо, что посадили меня на пол, забрали стул. Но все равно, вы держите меня далеко от возможности быть среди преданных. Но мы рады быть здесь. И видите, мы на картика-парикраму отправились в этом году. Картика-парикрама со времен Гуру Махараджа организовывалась в нашем Матхе. Преданные ходили на Говардхан и Вриндаван на картика-парикраму. Мы делали это с радостью со многими преданными со многих стран. Международная парикрама Шри Чайтанья Сарасват Матха. Хорошо.
#01:11:22#
Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шри Гирирадж-Говардхан ки джай! Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!
Видите, Он рад слышать о парикраме вокруг холма Говардхан. [Смеется.] Мы говорим о Твоем месте. Да, Боже. Мы всегда так счастливы видеть Гирираджа в столь многих местах по миру. Гирирадж присутствует, Гирирадж здесь.
Нитай-Гаура премананде Хари-Харибол!
Вы все, пожалуйста, спойте «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а».
#01:12:07#
[Абхирам Тхакур Прабху поет бхаджан «Нама-санкиртана».]
#01:17:51#
Мадхусудан Махарадж. Нитай-Гаура премананде Хари-Харибол! Джай Шри Гирирадж-Говардхан-джиу ки джай! Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу в Навадвипе ки джай! Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Расабихари-джиу во Вриндаване ки джай! Джай Шри Ану-Гирирадж во Вриндаване ки джай! Джай прекрасный Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай прославленный Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Гуру-лев Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай! Прославленная шри рупануга гуру-варга ки джай! Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай! Шри Чайтанья Сарасват ачарья-вринда ки джай! Нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай! Джай шри чинмой Чиангмай ашрам ки джай! Шри харинам-санкиртана ки джай! Нитай-Гаура премананде Хари-Харибол!
Преданный. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
1 ↑ «Направляемый верой в то, что служением Господу достигается полнота совершенства, более не служит ничему иному, даже предписаниям Вед; лотосоподобные стопы Шри Кришны всегда и всюду — его единственное прибежище. Это и есть шаранагати» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.35).
2 ↑ Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).
3 ↑ Шри Кришна говорит Арджуне: йад йад вибхӯтимат саттвам̇, ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄ / тат тад эва̄вагаччха твам̇, мама теджо ’м̇ш́а-самбхавам — «Знай, что любое богатство, красота и слава — лишь отблеск Моего великолепия!» (Бхагавад-гита, 10.41).



Наверх