«Сохраняя простоту своих сердец». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж, Шрипад Парамананда Прабху. 2 марта 2020 года. Гокула, Вриндаван, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Шрипад Парамананда Прабху

Сохраняя простоту своих сердец

(2 марта 2020 года. Гокула, Вриндаван Дхама, Индия)


Мадхусудан Махарадж. Итак, мы с вами находимся в месте, куда Кришна прибыл, не будучи даже одного дня от роду, Он только родился и пришел сюда. Подразумевается Его лила, Его игра в этом мире. У Кришны были мать и отец. У Кришны есть семья. У Него были и родители, и другие разные отношения со Своими преданными, все виды отношений. Сам Вриндаван и его святые места были практически утеряны и забыты ко времени прихода Махапрабху. Но Махапрабху отправил сюда Рупу, Санатану и других госвами с тем, чтобы они снова открыли эти святые места для посещений. Сам Махапрабху прибыл сюда. Мы сосредоточены на Махапрабху, мы следуем по Его стопам, поэтому мы пришли сюда только лишь потому, что Махапрабху приходил сюда и здесь были Его спутники, Его последователи.

#00:03:35#

В наших песенниках есть песня «Джади Гаура на хо’то», которую можно петь так часто, как вам хочется. Там в самых первых строках говорится о том, что если бы Махапрабху не пришел в этот мир, то где бы мы были вообще? Каковым бы было наше понимание духовной жизни и того, кто такой Кришна? Это было бы либо частичное понимание, либо совершенно неправильное восприятие, либо мы бы были вообще не в курсе. Кришна является верховной личностью Господа, и Он являет Себя в этом мире также в форме Своих различных аватар и в облике Нараяны, Вишну и других Его воплощений.

#00:05:20#

Пусть вас в этом смысле не беспокоят, не отвлекают Его рождения, Его явления в этом мире, Его детские игры. Многие личности заблуждались относительно Него. Это было явлено, когда Он обманул Индру, царя небес, и даже Господа Брахму. Но позже было явлено, что Он просто использовал их в Своей игре. Кришна — верховная личность и всегда ей остается. Но, так или иначе, даже если бы у нас было понимание о Кришне, без Махапрабху у нас бы не было подлинного понимания о Нем, какова Его природа, какова глубина Его отношений с Его дорогими спутниками и спутницами, с пастухами и пастушками, с деревьями, цветами, павлинами и другими живыми существами.

#00:07:00#

Да, Ведавьяса даровал нам «Шримад-Бхагаватам», но Махапрабху даровал нам доступ к пониманию «Бхагаватам». Махапрабху принес то лекарство, которое упомянуто в «Бхагаватам», он принес нама-санкиртану, он принес святое имя, которое Он наполнил, которое внутри содержало такую невероятную силу, которая наполнила всю Индию тогдашнего времени кришна-премой. Махапрабху очень ясно показал, что святое имя — это лекарство для тех, кто страдает, находясь здесь в Кали-югу. Также это то, что приносит радость сердцам освобожденных душ, которые не зависят от этого мира. И то, что принес Махапрабху, Он повелел раздать Шриле Рупе Госвами. Он выбрал его тем, кто представит Его учение, тем, кто сохранит этот поток, который позже был передан по линии ученической преемственности Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, от него — к Шриле Шридхару Махараджу, от него — к Шриле Говинде Махараджу и теперь — к ачарьям современности.

#00:09:51#

Постарайтесь оценить то, насколько нам повезло, что мы оказались в этой очень эксклюзивной линии философской духовной мысли. Благодаря чему? Благодаря тому, что нам дали наши духовные учителя, у нас есть подлинное понимание, кто такие Кришна, Его мама Яшода и многие другие Его спутники. Также Махапрабху дал нам вход в служение, в служение святому имени и преданным. Без служения любая философия — это лишь теория. И тем из вас, кто хочет узнать больше о воспевании святого имени, я очень рекомендую прочитать книгу «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», в особенности те главы, которые посвящены святому имени. Там Гуру Махарадж описывает, в каком настроении нужно воспевать святое имя, как это нужно делать, для того чтобы обрести нектар. Осторожно, обезьяна сзади.

#00:11:34#

Давайте споем эту песню [«Джади Гаура на хо’то»]. Кто нашел на русском, прочитайте перевод, пожалуйста.

Преданная. «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и высшей любви к Кришне, исполненной экстаза?

Кто бы тогда мог служить, следуя в упоении настроению девушек Враджи? Самоотверженность враджа-гопи — то необходимое, что позволяет войти в сладчайший лес Вринды, Шри Вриндаван.

Сохраняя простоту своих сердец, вновь и вновь прославляйте удивительные качества Господа Гауранги! В пучине мирского бытия никто и никогда не видел столь великодушного и всемилостивого Господа.

Хоть я и воспеваю „Гауранга!“, мое сердце не плавится от упоительной любви! Как же до сих пор я нес бремя этого тела? Как получилось, что творец дал этому Васу камень вместо сердца?»

#00:13:04#

Мадхусудан Махарадж. Все эти стихи замечательные, но третий мы хотим еще особенным образом подчеркнуть. Еще раз прочитайте третий стих.

Преданная. «Сохраняя простоту своих сердец, вновь и вновь прославляйте удивительные качества Господа Гауранги! В пучине мирского бытия никто и никогда не видел столь великодушного и всемилостивого Господа».

#00:13:37#

[Поют бхаджан «Джади Гаура на хо’то».]

#00:18:10#

Мадхусудан Махарадж. Это наш последний день во Вриндаване. Но мы не можем еще раз не спеть «джая джая дева харе». Первая строчка: «ш́рита-камала̄». Это очень красивая песня о Вриндаване.

#00:19:35#

[Поют бхаджан «Шрита Камала».]

#00:27:22#

Сейчас мы отправимся с вами к Брахманда-кунде. Там Абхинава Сундар [Прабху] будет вести киртан. С него песня, счастливая и духовная. Вопросы есть?

Преданная. До Господа Гауранги какое вообще было у людей представление о Кришне? Что считалось наивысшей целью? И как они относились и воспринимали игры Кришны?

Парамананда Прабху. Вопрос на самом деле не должен нас волновать, потому что нам просто повезло. Мы просто должны принять факт нашей жизни, что нам реально повезло. Мы выиграли самую большую лотерею, которую только можно выиграть в брахманде, и не в одной брахманде — во всех брахмандах. По милости Махапрабху мы получили эту возможность соприкоснуться с совершенной и самой-самой прекрасной концепцией, с самым прекрасным описанием игр Господа Кришны.

Преданная. Есть информация, какая концепция была до этого?

Парамананда Прабху. Историческая информация наверняка есть. Может быть, Притху Прабху что-то знает об исторической информации. Но как мы упомянули:

#00:29:14#

[санскрит]

Игры Господа — это не какие-то исторические записи, не какие-то легенды или сказки, или мифы. Это реальность. На самом деле мы должны интересоваться реальностью. То, что сейчас находится перед нами. То, что нам пришло в этой жизни. Мы должны целиком и полностью сфокусироваться на этом. Как? Приняв полностью прибежище у лотосоподобных стоп нашего духовного учителя, учителей, которые приведут нас, и мы своими глазами увидим воочию реальность этих игр. Я думаю, на этом мы должны сконцентрироваться. Все остальное — не так важно. Это, конечно, интересно, но, как говорил мой старый друг: «Прабху, как это тебе поможет в момент смерти?»

#00:29:59#

Преданная. Но мы, понимая, какая была раньше концепция, можем осознать ценность этой концепции [Махапрабху].

Парамананда Прабху. Безусловно, что до прихода Махапрабху были святые, которые целиком и полностью осознавали реальность такой, какая она есть, прекрасную реальность, подобные Билвамангалу Тхакуру, подобные Джаядеву Госвами, песню которого мы только что пели. Эта концепция существовала, но она была спрятана. И что сделал Махапрабху? Он взломал склад, в котором находилась кришна-према. На самом деле кришна-прему обрести очень сложно. Кришна очень жадный. Ну, не то, чтобы жадный, Он еще и занятый очень, Он постоянно занимается какой-то лилой, занят, играет. Таково описание Господа Кришны.

#00:30:44#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
               нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[1]

Кто такой Господь? Здесь описано. По Своей беспричинной милости Он проявляет Свои сладостные игры, эти сладостные игры похожи на человеческие игры, они для нас очень близки, мы можем очень легко их понять, мы можем очень легко их воспринять, потому что Кришна принимает форму, подобную нам. Гопа-веш́а: Он одет как пастушок, мальчик-пастушок; вен̣у-кара: у Него постоянно флейта, на которой Он играет; нава-киш́ора: Он постоянно юн, постоянно юный, нат̣а-вара… Кто сказал: «Если Бог существует, то Он должен быть хорошим танцором»?

Притху Прабху. Ницше. «Я бы поверил только в того Бога, который танцует».

Парамананда Прабху. Ну вот, Ницше наверняка бы уверовал в Господа Кришну, если бы услышал эту шлоку. Господь — хороший танцор. Это описание Кришны. Прекрасный, всегда юный, одетый как пастушок, очень неформально, играет на флейте.

Притху Прабху. В Кришну не поверил бы, в Махапрабху бы поверил.

Парамананда Прабху. Махапрабху же и явил эту концепцию. Он же сказал нам о том, что Кришна — прекрасный танцор. И Махапрабху прекрасный танцор, удивительный танцор. Чем больше преданные слышат о Махапрабху… Махарадж упомянул такой момент, он сказал, что Махапрабху затопил вселенную, все получили кришна-прему, но настоящие преданные, которые реально обладают какой-то субстанцией в сердце, которые реально отдали свое сердце Господу, что они ощущают? Они ощущают постоянную нехватку этой кришна-премы. И Прабодхананда Сарасвати, мы посещали недавно его самадхи, у него есть прекрасная шлока, в которой он описывает, это искреннее проявление его эмоции, это не просто он говорит о чем-то [постороннем], это искреннее проявление, это зов, это крик его сердца, он говорит:

#00:32:35#

ван̃чито ’сми ван̃чито ’сми,
ван̃чито ’сми на сам̇ш́айах̣
виш́вам̇ гаура-расе магнам̇,
спарш́о ’пи мама на̄бхават[2]

«Господь Махапрабху затопил всю вселенную кришна-премой, но, увы, я не получил даже маленькой капли». Таково настроение настоящего преданного.

Преданный. У меня наводящий вопрос. Есть ли кто-то сейчас, [кто] испытывает прему, [чтобы] увидеть этого человека? Обычно мы рассказываем истории, как это было с кем-то. А есть ли кто-то ныне живущий, чтобы навестить этого человека, увидеть, понять, прочувствовать?

Парамананда Прабху. Человек, который обладает [кришна-премой]?

Преданный. Да, да. Есть ли такой человек, сейчас живущий, не исторический [персонаж]?

#00:33:34#

Парамананда Прабху. [Указывает на Мадхусудана Махараджа.] Это мой ответ. Реально. Это мой ответ. Я тебе дал мой ответ. Если бы здесь присутствовал Шрила Говинда Махарадж, я бы сказал, что Шрила Говинда Махарадж. На данный момент тебя интересует [такой] человек? Он сидит перед тобой. Вопрос: есть ли у нас глаза это увидеть? Поэтому иногда очень хорошо иметь очки. Но не такие очки, как у меня, примитивные, а настоящие духовные очки. С увеличительными призмами, с широким спектром всех цветов. Это можно получить, только приняв прибежище у вайшнава, только по милости вайшнава вообще что-либо можно понять, что-либо может войти в наше сердце. Вайшнавы иногда милостиво подходят к этому, а иногда насильно, опять-таки из их беспричинной милости. Они способны дать нам все. Они способны дать нам лотосоподобные стопы Господа, лотосоподобные стопы слуг Господа. Поэтому нужно без отлагательств, зная, что подобные вайшнавы существуют, принять у них прибежище. И об этом говорит Махапрабху. Его совет: «Если вы встретили вайшнава, который просто своим видом вдохновляет вас на воспевание святых имен Господа, на служение, искреннее служение, пробуждает вашу любовь к Кришне в сердце, любовь к Богу в сердце, — вы должны безотлагательно принять у него прибежище». И в этом нет никаких сомнений. Поэтому нет смысла искать где-то еще, вы уже все нашли. Нам нужно просто оценить то, что у нас находится в руках. Если бы мы просто оценили то, что у нас уже находится [в руках], насколько мы удачливы, мы бы одной ногой были бы на Голоке. Просто если бы мы реально, в полном смысле этого слова оценили нашу удачу. Ответил?

Преданная. Вы дали очень красивый ответ.

#00:35:28#

Парамананда Прабху. По историческим записям я сделаю домашнюю работу и узнаю. Но, безусловно, концепция существовала, но она была скрыта. Она была скрыта, и очень мало людей об этом знали, очень мало вайшнавов. Те, кто знали, держали у себя в сердце. Шрила Гурудев частенько говорил нам: «Если к вам пришли какие-то духовные реализации, не рекламируйте их. Закройте их на ключ в ларце своего сердца». Не нужно делать сразу футболки, транспаранты, сразу постить на фейсбуке, в инстаграме: «Смотрите, что ко мне пришло!» Закрыли.

Преданная. Вот для брахманов, наверное, высшая цель была освобождение или?..

Парамананда Прабху. Нет. Всегда существовали концепции. Кто-то добивался… Карма, гьяна, артха, мокша. Всегда были подобные люди, которые хотели какого-то материального благосостояния, которые хотели освобождения, которые хотели [плотского] наслаждения в этом мире. И всегда были люди, которые стремились к духовности, которые стремились к реальности. Безусловно, это всегда существовало. Разница только в том, что Махапрабху распространил это без [ограничений]… Почему Он описан Рагхунатхом Дасом Госвами как:

#00:36:41#

нирупадхи-карун̣ена ш́рӣ-ш́ачӣ-нанданена…[3]

Unconditionally merciful! [К Притху Прабху.] Как unconditionally будет по-русски?

Притху Прабху. Безусловный.

Парамананда Прабху. Безусловная милость. Милостивый. Он не разбирался ни в ком. Есть у тебя квалификация, нет квалификации — Он просто бросал тебя в океан премы. В этом есть большая разница.

#00:37:06#

И мы до сих пор, мы как бы дети этого нектара кришна-премы. По милости Махапрабху мы до сих пор принимаем Его маха-прасад. До сих пор существуют вайшнавы, которые способны привести нас, взять нас за руку и привести на берег этого океана и столкнуть нас туда. Но зачастую мы боимся. Для нас почему-то это кажется очень темным — [как] сделать прыжок в темноту, сделать прыжок неосознанно. Но Гуру Махарадж говорил, что в какой-то момент нашей жизни мы должны будем это сделать. И на самом деле это неопознанное, неосознанное — это океан любви, океан красоты.

#00:37:50#

Преданная. …как открыть свое сердце, впустить в свое сердце Махапрабху, Господа Чайтанью?

Мадхусудан Махарадж. Я могу только дать тебе ключ к этому, сказав то, что точно не надо делать. Я был, когда разные преданные приходили к Гурудеву и задавали ему [этот] вопрос. Точнее, они были очень разочарованы: «Нам обещали золотые горы, что у нас будет кришна-према и все остальное. Ничего не приходит, ничего не чувствуем», и уходили расстроенные. Гурудев говорил нам: «Если человек не следует процессу, то какой он ожидает результат?» Но вы в процессе, поэтому вы здесь и собрались. Общение с преданными, воспевание святого имени, почтение прасада, слушание писаний, все это. Воспевать святые имена на четках без оскорблений, посещать святые места без оскорблений. Потому что вы уже знаете все десять оскорблений святой дхамы — [и] избегаете [их], все десять оскорблений святого имени избегаете. Вы не позволяете своим четкам поститься. И вы ничего не едите, кроме кришна-прасада. И вы не говорите ни о чем, кроме славы Господа и вайшнавов. Так что вы, конечно, хороший результат получите.

#00:40:58#

Парамананда Прабху.

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[4]

Каждый шаг, как обещает Махапрабху, будет наполнен всевозрастающим нектаром. И Капиладев говорит, что это произойдет, но не сразу, а шаг за шагом. И как? Благодаря слушанию о том, как преданные Господа повествуют о Его имени, Его качествах, деяниях. Эта расаяна-катха войдет в ваши уши и расплавит ваше сердце, и родит искреннее желание предаться, обрести прибежище у лотосоподобных стоп этих преданных. И как результат придет благая вера. И затем родится [духовный] вкус. А затем он разовьется в бхакти-прему. И говорится, Капиладев говорит: анукрамиш̣йати — постепенно, шаг за шагом это будет продолжаться[5].

#00:43:27#

Недавно я был в Китае, и там была такая история, что одна преданная, получившая посвящение у Госвами Махараджа, пришла ко мне и стала жаловаться: «Я получила посвящение, и преданные обещали, что столько всего волшебного со мной случится после того, как я получу посвящение, маха-мантру. Но вместо этого только одни неприятности. Где обещанное?» Я спросил: «А ты после этого хотя бы раз читала маха-мантру?» Она говорит: «Нет». Ну вот и ответ.

#00:44:28#

Мадхусудан Махарадж. Мы только что пели эту песню, и в третьей шлоке как раз говорилось: «Нужно воспевать святое имя снова и снова, снова и снова, при этом храня простоту сердца, воспевать качества Махапрабху». И сам Нитьянанда Прабху обещает: «Если ты будешь воспевать имя Гауранга, считай, что Я тебе продан. Я не увижу в тебе никаких изъянов, Я одарю тебя Своей милостью».

Преданная. Можно раскрыть понятие — держать свое сердце в простоте?

#00:45:47#

Мадхусудан Махарадж. Одно из положений простоты сердца — не пытаться докопаться до всего, скорее, принимать все как есть, как дано. Мы крошечные живые существа, но у каждого из нас «гора» ложного эго, которое хочет расставить все по полочкам, которое хочет до всего дойти, до самой сути. Мы все сюда прилетели (имеется в виду не во Вриндаван, а в Индию) на самолете. И когда ты смотришь из иллюминатора, ты иногда в какой-то момент начинаешь видеть машины, когда снижается самолет. Но как бы ты ни вглядывался, ты знаешь, что там много людей, [но] ты никого не видишь. Мы крошечные, но при этом мы пытаемся вместить необъятное, мы пытаемся понять, как устроена Земля, этот мир, что как происходит. А это бессмысленно.

#00:47:45#

Единственное, что нам нужно действительно знать, — это какова наша гармоничная обязанность в этом мире. И на это очень простой ответ, одним словом надо записать без пробелов: воспеватьХареКришнаибытьсчастливым! И более того, хотя нас и не видно с самолета, который в принципе не так уж и высоко летит, тем не менее, какими бы крошечными мы ни были, Господь заботится о каждом живом существе, у Него есть индивидуальный план спасения каждой души. Поэтому по милости Господа нам был дан процесс, следуя которому мы сможем привлечь внимание Господа в свой адрес. Что самое важное? Мы не должны терять ни секунды жизни и стараться использовать ее по максимуму для Божественного.

#00:49:23#

Поэтому, пожалуйста, я желаю всем вам всегда находиться в духовном процессе и никогда не оказаться в числе тех, о которых Гурудев сказал: «Как я могу им помочь, если они не следуют процессу?» Но вы на самом деле уже в процессе, это как проповедовать в своем круге получается. Дело в том, что вы уже потратили те деньги, которые могли бы потратить на совершенно другие вещи, но вы их потратили на то, чтобы приехать сюда и быть в этих святых местах в обществе вайшнавов, поэтому продолжайте в том же духе. И для того, чтобы побудить Абхинаву Сундара [Прабху] спеть нам еще одну песню, нам надо отправиться на Брахманда-кунду. Она рядом находится. В километре [отсюда].

#00:51:21#

Два будет места. Сейчас мы пешком дойдем до Брахманда-кунды, а затем поедем в Равал [Варшану] — место явления Шримати Радхарани.

Джай Шри Нанда Махарадж ки джай!

Яшода Майи ки джай!

Шри Кришна-Баларама ки джай!

Джай шри харинам-санкиртана ки джай!

Джай Шри Нанда-бхаван ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Шри Вриндаван-дхама-парикрама ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват ачарья-вринда ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Притху Прабху. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Мадхусудан Махарадж. Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда…

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Из многочисленных игр Господа Кришны лучше всех Его игры в образе человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он одет как пастушок, в руке у Него флейта, и юность Его не увядает. Кроме того, Он непревзойденный танцор. Все это как нельзя лучше подходит Его играм в образе человека» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

2  «Нет сомнения, я обманут, обманут, обманут! Шри Гауранга затопил любовью всю вселенную, но мне, увы, не досталось ни капли» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 48. Стих цитируется в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.19).

3  Нирӯпадхи-карун̣ена ш́рӣ-ш́ачӣ-нанданена, твайи капат̣и-ш́ат̣хо ’пи тват-прийен̣а̄рпито ’сми / ити кхалу мама йогйа̄йогйата̄м̇ та̄магр̣хн̣ан,, ниджа-никат̣а-нива̄сам̇ дехи говардхана! твам — «Я прошу Тебя, яви мне Свое высшее божественное начало. Я понимаю, что у меня нет никаких способностей для восприятия, но знаю, что получил частицу Тебя из рук Шри Чайтаньи Махапрабху, который неотличен от Господа Кришны, поэтому, прошу Тебя, даруй мне восприятие божественного мира» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Говардхана-васа-прартхана-дашака», 10).

4  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

5  Господь говорит: сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо, бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ / тадж-джош̣ан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани, ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамиш̣йати — «Обсуждение Моих чудесных деяний с чистыми преданными услаждает слух и радует сердце. Я путь освобождения от невежества. Постоянное слушание о Моих чудесных деяниях и служение Мне быстро приводят к возникновению веры, любовной привязанности и истинной преданности» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).




←  «Путь к чистоте через смирение, терпение, почтение и духовную практику». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Дневная лекция 25 июля 2013 года | Киев, Украина | Фестиваль VEDALIFE
·• Архив новостей •· «Вдохновение свыше». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 22 апреля 2014 года. Гупта Говардхан  →

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Шрипад Парамананда Прабху

Сохраняя простоту своих сердец

(2 марта 2020 года. Гокула, Вриндаван Дхама, Индия)


Мадхусудан Махарадж. Итак, мы с вами находимся в месте, куда Кришна прибыл, не будучи даже одного дня от роду, Он только родился и пришел сюда. Подразумевается Его лила, Его игра в этом мире. У Кришны были мать и отец. У Кришны есть семья. У Него были и родители, и другие разные отношения со Своими преданными, все виды отношений. Сам Вриндаван и его святые места были практически утеряны и забыты ко времени прихода Махапрабху. Но Махапрабху отправил сюда Рупу, Санатану и других госвами с тем, чтобы они снова открыли эти святые места для посещений. Сам Махапрабху прибыл сюда. Мы сосредоточены на Махапрабху, мы следуем по Его стопам, поэтому мы пришли сюда только лишь потому, что Махапрабху приходил сюда и здесь были Его спутники, Его последователи.

#00:03:35#

В наших песенниках есть песня «Джади Гаура на хо’то», которую можно петь так часто, как вам хочется. Там в самых первых строках говорится о том, что если бы Махапрабху не пришел в этот мир, то где бы мы были вообще? Каковым бы было наше понимание духовной жизни и того, кто такой Кришна? Это было бы либо частичное понимание, либо совершенно неправильное восприятие, либо мы бы были вообще не в курсе. Кришна является верховной личностью Господа, и Он являет Себя в этом мире также в форме Своих различных аватар и в облике Нараяны, Вишну и других Его воплощений.

#00:05:20#

Пусть вас в этом смысле не беспокоят, не отвлекают Его рождения, Его явления в этом мире, Его детские игры. Многие личности заблуждались относительно Него. Это было явлено, когда Он обманул Индру, царя небес, и даже Господа Брахму. Но позже было явлено, что Он просто использовал их в Своей игре. Кришна — верховная личность и всегда ей остается. Но, так или иначе, даже если бы у нас было понимание о Кришне, без Махапрабху у нас бы не было подлинного понимания о Нем, какова Его природа, какова глубина Его отношений с Его дорогими спутниками и спутницами, с пастухами и пастушками, с деревьями, цветами, павлинами и другими живыми существами.

#00:07:00#

Да, Ведавьяса даровал нам «Шримад-Бхагаватам», но Махапрабху даровал нам доступ к пониманию «Бхагаватам». Махапрабху принес то лекарство, которое упомянуто в «Бхагаватам», он принес нама-санкиртану, он принес святое имя, которое Он наполнил, которое внутри содержало такую невероятную силу, которая наполнила всю Индию тогдашнего времени кришна-премой. Махапрабху очень ясно показал, что святое имя — это лекарство для тех, кто страдает, находясь здесь в Кали-югу. Также это то, что приносит радость сердцам освобожденных душ, которые не зависят от этого мира. И то, что принес Махапрабху, Он повелел раздать Шриле Рупе Госвами. Он выбрал его тем, кто представит Его учение, тем, кто сохранит этот поток, который позже был передан по линии ученической преемственности Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, от него — к Шриле Шридхару Махараджу, от него — к Шриле Говинде Махараджу и теперь — к ачарьям современности.

#00:09:51#

Постарайтесь оценить то, насколько нам повезло, что мы оказались в этой очень эксклюзивной линии философской духовной мысли. Благодаря чему? Благодаря тому, что нам дали наши духовные учителя, у нас есть подлинное понимание, кто такие Кришна, Его мама Яшода и многие другие Его спутники. Также Махапрабху дал нам вход в служение, в служение святому имени и преданным. Без служения любая философия — это лишь теория. И тем из вас, кто хочет узнать больше о воспевании святого имени, я очень рекомендую прочитать книгу «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», в особенности те главы, которые посвящены святому имени. Там Гуру Махарадж описывает, в каком настроении нужно воспевать святое имя, как это нужно делать, для того чтобы обрести нектар. Осторожно, обезьяна сзади.

#00:11:34#

Давайте споем эту песню [«Джади Гаура на хо’то»]. Кто нашел на русском, прочитайте перевод, пожалуйста.

Преданная. «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и высшей любви к Кришне, исполненной экстаза?

Кто бы тогда мог служить, следуя в упоении настроению девушек Враджи? Самоотверженность враджа-гопи — то необходимое, что позволяет войти в сладчайший лес Вринды, Шри Вриндаван.

Сохраняя простоту своих сердец, вновь и вновь прославляйте удивительные качества Господа Гауранги! В пучине мирского бытия никто и никогда не видел столь великодушного и всемилостивого Господа.

Хоть я и воспеваю „Гауранга!“, мое сердце не плавится от упоительной любви! Как же до сих пор я нес бремя этого тела? Как получилось, что творец дал этому Васу камень вместо сердца?»

#00:13:04#

Мадхусудан Махарадж. Все эти стихи замечательные, но третий мы хотим еще особенным образом подчеркнуть. Еще раз прочитайте третий стих.

Преданная. «Сохраняя простоту своих сердец, вновь и вновь прославляйте удивительные качества Господа Гауранги! В пучине мирского бытия никто и никогда не видел столь великодушного и всемилостивого Господа».

#00:13:37#

[Поют бхаджан «Джади Гаура на хо’то».]

#00:18:10#

Мадхусудан Махарадж. Это наш последний день во Вриндаване. Но мы не можем еще раз не спеть «джая джая дева харе». Первая строчка: «ш́рита-камала̄». Это очень красивая песня о Вриндаване.

#00:19:35#

[Поют бхаджан «Шрита Камала».]

#00:27:22#

Сейчас мы отправимся с вами к Брахманда-кунде. Там Абхинава Сундар [Прабху] будет вести киртан. С него песня, счастливая и духовная. Вопросы есть?

Преданная. До Господа Гауранги какое вообще было у людей представление о Кришне? Что считалось наивысшей целью? И как они относились и воспринимали игры Кришны?

Парамананда Прабху. Вопрос на самом деле не должен нас волновать, потому что нам просто повезло. Мы просто должны принять факт нашей жизни, что нам реально повезло. Мы выиграли самую большую лотерею, которую только можно выиграть в брахманде, и не в одной брахманде — во всех брахмандах. По милости Махапрабху мы получили эту возможность соприкоснуться с совершенной и самой-самой прекрасной концепцией, с самым прекрасным описанием игр Господа Кришны.

Преданная. Есть информация, какая концепция была до этого?

Парамананда Прабху. Историческая информация наверняка есть. Может быть, Притху Прабху что-то знает об исторической информации. Но как мы упомянули:

#00:29:14#

[санскрит]

Игры Господа — это не какие-то исторические записи, не какие-то легенды или сказки, или мифы. Это реальность. На самом деле мы должны интересоваться реальностью. То, что сейчас находится перед нами. То, что нам пришло в этой жизни. Мы должны целиком и полностью сфокусироваться на этом. Как? Приняв полностью прибежище у лотосоподобных стоп нашего духовного учителя, учителей, которые приведут нас, и мы своими глазами увидим воочию реальность этих игр. Я думаю, на этом мы должны сконцентрироваться. Все остальное — не так важно. Это, конечно, интересно, но, как говорил мой старый друг: «Прабху, как это тебе поможет в момент смерти?»

#00:29:59#

Преданная. Но мы, понимая, какая была раньше концепция, можем осознать ценность этой концепции [Махапрабху].

Парамананда Прабху. Безусловно, что до прихода Махапрабху были святые, которые целиком и полностью осознавали реальность такой, какая она есть, прекрасную реальность, подобные Билвамангалу Тхакуру, подобные Джаядеву Госвами, песню которого мы только что пели. Эта концепция существовала, но она была спрятана. И что сделал Махапрабху? Он взломал склад, в котором находилась кришна-према. На самом деле кришна-прему обрести очень сложно. Кришна очень жадный. Ну, не то, чтобы жадный, Он еще и занятый очень, Он постоянно занимается какой-то лилой, занят, играет. Таково описание Господа Кришны.

#00:30:44#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
               нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[1]

Кто такой Господь? Здесь описано. По Своей беспричинной милости Он проявляет Свои сладостные игры, эти сладостные игры похожи на человеческие игры, они для нас очень близки, мы можем очень легко их понять, мы можем очень легко их воспринять, потому что Кришна принимает форму, подобную нам. Гопа-веш́а: Он одет как пастушок, мальчик-пастушок; вен̣у-кара: у Него постоянно флейта, на которой Он играет; нава-киш́ора: Он постоянно юн, постоянно юный, нат̣а-вара… Кто сказал: «Если Бог существует, то Он должен быть хорошим танцором»?

Притху Прабху. Ницше. «Я бы поверил только в того Бога, который танцует».

Парамананда Прабху. Ну вот, Ницше наверняка бы уверовал в Господа Кришну, если бы услышал эту шлоку. Господь — хороший танцор. Это описание Кришны. Прекрасный, всегда юный, одетый как пастушок, очень неформально, играет на флейте.

Притху Прабху. В Кришну не поверил бы, в Махапрабху бы поверил.

Парамананда Прабху. Махапрабху же и явил эту концепцию. Он же сказал нам о том, что Кришна — прекрасный танцор. И Махапрабху прекрасный танцор, удивительный танцор. Чем больше преданные слышат о Махапрабху… Махарадж упомянул такой момент, он сказал, что Махапрабху затопил вселенную, все получили кришна-прему, но настоящие преданные, которые реально обладают какой-то субстанцией в сердце, которые реально отдали свое сердце Господу, что они ощущают? Они ощущают постоянную нехватку этой кришна-премы. И Прабодхананда Сарасвати, мы посещали недавно его самадхи, у него есть прекрасная шлока, в которой он описывает, это искреннее проявление его эмоции, это не просто он говорит о чем-то [постороннем], это искреннее проявление, это зов, это крик его сердца, он говорит:

#00:32:35#

ван̃чито ’сми ван̃чито ’сми,
ван̃чито ’сми на сам̇ш́айах̣
виш́вам̇ гаура-расе магнам̇,
спарш́о ’пи мама на̄бхават[2]

«Господь Махапрабху затопил всю вселенную кришна-премой, но, увы, я не получил даже маленькой капли». Таково настроение настоящего преданного.

Преданный. У меня наводящий вопрос. Есть ли кто-то сейчас, [кто] испытывает прему, [чтобы] увидеть этого человека? Обычно мы рассказываем истории, как это было с кем-то. А есть ли кто-то ныне живущий, чтобы навестить этого человека, увидеть, понять, прочувствовать?

Парамананда Прабху. Человек, который обладает [кришна-премой]?

Преданный. Да, да. Есть ли такой человек, сейчас живущий, не исторический [персонаж]?

#00:33:34#

Парамананда Прабху. [Указывает на Мадхусудана Махараджа.] Это мой ответ. Реально. Это мой ответ. Я тебе дал мой ответ. Если бы здесь присутствовал Шрила Говинда Махарадж, я бы сказал, что Шрила Говинда Махарадж. На данный момент тебя интересует [такой] человек? Он сидит перед тобой. Вопрос: есть ли у нас глаза это увидеть? Поэтому иногда очень хорошо иметь очки. Но не такие очки, как у меня, примитивные, а настоящие духовные очки. С увеличительными призмами, с широким спектром всех цветов. Это можно получить, только приняв прибежище у вайшнава, только по милости вайшнава вообще что-либо можно понять, что-либо может войти в наше сердце. Вайшнавы иногда милостиво подходят к этому, а иногда насильно, опять-таки из их беспричинной милости. Они способны дать нам все. Они способны дать нам лотосоподобные стопы Господа, лотосоподобные стопы слуг Господа. Поэтому нужно без отлагательств, зная, что подобные вайшнавы существуют, принять у них прибежище. И об этом говорит Махапрабху. Его совет: «Если вы встретили вайшнава, который просто своим видом вдохновляет вас на воспевание святых имен Господа, на служение, искреннее служение, пробуждает вашу любовь к Кришне в сердце, любовь к Богу в сердце, — вы должны безотлагательно принять у него прибежище». И в этом нет никаких сомнений. Поэтому нет смысла искать где-то еще, вы уже все нашли. Нам нужно просто оценить то, что у нас находится в руках. Если бы мы просто оценили то, что у нас уже находится [в руках], насколько мы удачливы, мы бы одной ногой были бы на Голоке. Просто если бы мы реально, в полном смысле этого слова оценили нашу удачу. Ответил?

Преданная. Вы дали очень красивый ответ.

#00:35:28#

Парамананда Прабху. По историческим записям я сделаю домашнюю работу и узнаю. Но, безусловно, концепция существовала, но она была скрыта. Она была скрыта, и очень мало людей об этом знали, очень мало вайшнавов. Те, кто знали, держали у себя в сердце. Шрила Гурудев частенько говорил нам: «Если к вам пришли какие-то духовные реализации, не рекламируйте их. Закройте их на ключ в ларце своего сердца». Не нужно делать сразу футболки, транспаранты, сразу постить на фейсбуке, в инстаграме: «Смотрите, что ко мне пришло!» Закрыли.

Преданная. Вот для брахманов, наверное, высшая цель была освобождение или?..

Парамананда Прабху. Нет. Всегда существовали концепции. Кто-то добивался… Карма, гьяна, артха, мокша. Всегда были подобные люди, которые хотели какого-то материального благосостояния, которые хотели освобождения, которые хотели [плотского] наслаждения в этом мире. И всегда были люди, которые стремились к духовности, которые стремились к реальности. Безусловно, это всегда существовало. Разница только в том, что Махапрабху распространил это без [ограничений]… Почему Он описан Рагхунатхом Дасом Госвами как:

#00:36:41#

нирупадхи-карун̣ена ш́рӣ-ш́ачӣ-нанданена…[3]

Unconditionally merciful! [К Притху Прабху.] Как unconditionally будет по-русски?

Притху Прабху. Безусловный.

Парамананда Прабху. Безусловная милость. Милостивый. Он не разбирался ни в ком. Есть у тебя квалификация, нет квалификации — Он просто бросал тебя в океан премы. В этом есть большая разница.

#00:37:06#

И мы до сих пор, мы как бы дети этого нектара кришна-премы. По милости Махапрабху мы до сих пор принимаем Его маха-прасад. До сих пор существуют вайшнавы, которые способны привести нас, взять нас за руку и привести на берег этого океана и столкнуть нас туда. Но зачастую мы боимся. Для нас почему-то это кажется очень темным — [как] сделать прыжок в темноту, сделать прыжок неосознанно. Но Гуру Махарадж говорил, что в какой-то момент нашей жизни мы должны будем это сделать. И на самом деле это неопознанное, неосознанное — это океан любви, океан красоты.

#00:37:50#

Преданная. …как открыть свое сердце, впустить в свое сердце Махапрабху, Господа Чайтанью?

Мадхусудан Махарадж. Я могу только дать тебе ключ к этому, сказав то, что точно не надо делать. Я был, когда разные преданные приходили к Гурудеву и задавали ему [этот] вопрос. Точнее, они были очень разочарованы: «Нам обещали золотые горы, что у нас будет кришна-према и все остальное. Ничего не приходит, ничего не чувствуем», и уходили расстроенные. Гурудев говорил нам: «Если человек не следует процессу, то какой он ожидает результат?» Но вы в процессе, поэтому вы здесь и собрались. Общение с преданными, воспевание святого имени, почтение прасада, слушание писаний, все это. Воспевать святые имена на четках без оскорблений, посещать святые места без оскорблений. Потому что вы уже знаете все десять оскорблений святой дхамы — [и] избегаете [их], все десять оскорблений святого имени избегаете. Вы не позволяете своим четкам поститься. И вы ничего не едите, кроме кришна-прасада. И вы не говорите ни о чем, кроме славы Господа и вайшнавов. Так что вы, конечно, хороший результат получите.

#00:40:58#

Парамананда Прабху.

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[4]

Каждый шаг, как обещает Махапрабху, будет наполнен всевозрастающим нектаром. И Капиладев говорит, что это произойдет, но не сразу, а шаг за шагом. И как? Благодаря слушанию о том, как преданные Господа повествуют о Его имени, Его качествах, деяниях. Эта расаяна-катха войдет в ваши уши и расплавит ваше сердце, и родит искреннее желание предаться, обрести прибежище у лотосоподобных стоп этих преданных. И как результат придет благая вера. И затем родится [духовный] вкус. А затем он разовьется в бхакти-прему. И говорится, Капиладев говорит: анукрамиш̣йати — постепенно, шаг за шагом это будет продолжаться[5].

#00:43:27#

Недавно я был в Китае, и там была такая история, что одна преданная, получившая посвящение у Госвами Махараджа, пришла ко мне и стала жаловаться: «Я получила посвящение, и преданные обещали, что столько всего волшебного со мной случится после того, как я получу посвящение, маха-мантру. Но вместо этого только одни неприятности. Где обещанное?» Я спросил: «А ты после этого хотя бы раз читала маха-мантру?» Она говорит: «Нет». Ну вот и ответ.

#00:44:28#

Мадхусудан Махарадж. Мы только что пели эту песню, и в третьей шлоке как раз говорилось: «Нужно воспевать святое имя снова и снова, снова и снова, при этом храня простоту сердца, воспевать качества Махапрабху». И сам Нитьянанда Прабху обещает: «Если ты будешь воспевать имя Гауранга, считай, что Я тебе продан. Я не увижу в тебе никаких изъянов, Я одарю тебя Своей милостью».

Преданная. Можно раскрыть понятие — держать свое сердце в простоте?

#00:45:47#

Мадхусудан Махарадж. Одно из положений простоты сердца — не пытаться докопаться до всего, скорее, принимать все как есть, как дано. Мы крошечные живые существа, но у каждого из нас «гора» ложного эго, которое хочет расставить все по полочкам, которое хочет до всего дойти, до самой сути. Мы все сюда прилетели (имеется в виду не во Вриндаван, а в Индию) на самолете. И когда ты смотришь из иллюминатора, ты иногда в какой-то момент начинаешь видеть машины, когда снижается самолет. Но как бы ты ни вглядывался, ты знаешь, что там много людей, [но] ты никого не видишь. Мы крошечные, но при этом мы пытаемся вместить необъятное, мы пытаемся понять, как устроена Земля, этот мир, что как происходит. А это бессмысленно.

#00:47:45#

Единственное, что нам нужно действительно знать, — это какова наша гармоничная обязанность в этом мире. И на это очень простой ответ, одним словом надо записать без пробелов: воспеватьХареКришнаибытьсчастливым! И более того, хотя нас и не видно с самолета, который в принципе не так уж и высоко летит, тем не менее, какими бы крошечными мы ни были, Господь заботится о каждом живом существе, у Него есть индивидуальный план спасения каждой души. Поэтому по милости Господа нам был дан процесс, следуя которому мы сможем привлечь внимание Господа в свой адрес. Что самое важное? Мы не должны терять ни секунды жизни и стараться использовать ее по максимуму для Божественного.

#00:49:23#

Поэтому, пожалуйста, я желаю всем вам всегда находиться в духовном процессе и никогда не оказаться в числе тех, о которых Гурудев сказал: «Как я могу им помочь, если они не следуют процессу?» Но вы на самом деле уже в процессе, это как проповедовать в своем круге получается. Дело в том, что вы уже потратили те деньги, которые могли бы потратить на совершенно другие вещи, но вы их потратили на то, чтобы приехать сюда и быть в этих святых местах в обществе вайшнавов, поэтому продолжайте в том же духе. И для того, чтобы побудить Абхинаву Сундара [Прабху] спеть нам еще одну песню, нам надо отправиться на Брахманда-кунду. Она рядом находится. В километре [отсюда].

#00:51:21#

Два будет места. Сейчас мы пешком дойдем до Брахманда-кунды, а затем поедем в Равал [Варшану] — место явления Шримати Радхарани.

Джай Шри Нанда Махарадж ки джай!

Яшода Майи ки джай!

Шри Кришна-Баларама ки джай!

Джай шри харинам-санкиртана ки джай!

Джай Шри Нанда-бхаван ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Шри Вриндаван-дхама-парикрама ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват ачарья-вринда ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Притху Прабху. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Мадхусудан Махарадж. Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда, Говинда…

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Из многочисленных игр Господа Кришны лучше всех Его игры в образе человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он одет как пастушок, в руке у Него флейта, и юность Его не увядает. Кроме того, Он непревзойденный танцор. Все это как нельзя лучше подходит Его играм в образе человека» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[2] «Нет сомнения, я обманут, обманут, обманут! Шри Гауранга затопил любовью всю вселенную, но мне, увы, не досталось ни капли» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 48. Стих цитируется в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.19).

[3] Нирӯпадхи-карун̣ена ш́рӣ-ш́ачӣ-нанданена, твайи капат̣и-ш́ат̣хо ’пи тват-прийен̣а̄рпито ’сми / ити кхалу мама йогйа̄йогйата̄м̇ та̄магр̣хн̣ан,, ниджа-никат̣а-нива̄сам̇ дехи говардхана! твам — «Я прошу Тебя, яви мне Свое высшее божественное начало. Я понимаю, что у меня нет никаких способностей для восприятия, но знаю, что получил частицу Тебя из рук Шри Чайтаньи Махапрабху, который неотличен от Господа Кришны, поэтому, прошу Тебя, даруй мне восприятие божественного мира» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Говардхана-васа-прартхана-дашака», 10).

[4] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[5] Господь говорит: сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо, бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ / тадж-джош̣ан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани, ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамиш̣йати — «Обсуждение Моих чудесных деяний с чистыми преданными услаждает слух и радует сердце. Я путь освобождения от невежества. Постоянное слушание о Моих чудесных деяниях и служение Мне быстро приводят к возникновению веры, любовной привязанности и истинной преданности» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования