
«Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Вьяса Чайтанья-лилы. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж
Текст читает Аджита Кришна Прабху
Russian
Последний ученик Нитьянанды
Все последователи Шри Чайтаньядева, шесть Госвами и все вайшнавы во Вриндаване были очень удовлетворены «Шри Чайтанья Бхагаватой» Вриндавана Даса Тхакура. Он описал в ней бесчисленные славные деяния Шри Чайтаньядева. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в своей «Шри Чайтанья-чаритамрите» описал последние деяния Шри Чайтаньи, и ни в одном месте он не поставил под сомнение авторитет Вриндавана Даса Тхакура. Напротив, он во многих стихах выразил ему свое глубочайшее почтение: «Я обычная падшая душа, но Вриндаван Дас Тхакур — воплощение Ведавьясы в чайтанья-лиле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.34)[1].
Вриндаван Дас Тхакур был последним непосредственным учеником Шри Нитьянанды Прабху. Он жил в Мамагачи, но затем, по воле Нитьянанды Прабху, перебрался в Денуду, где и провел свои последние дни, создавая «Шри Чайтанья Бхагавату». В ней он описал деяния Чайтаньи Махапрабху, но, испытывая большую привязанность к Нитьянанде Прабху, в самом ее начале написал множество прекрасных стихов, прославляющих Его[2]. Опьяненный преданностью, он создал поистине страстные описания трансцендентных деяний Нитьянанды Прабху. Слушая «Чайтанья Бхагавату», я был поражен, и, на мой взгляд, она — настоящее чудо. Мне кажется, что эту книгу с тем же успехом можно назвать «Нитьянанда Бхагаватой». Чтение страниц этой поэмы доставило мне великое счастье, и я не в силах забыть ее сладостный вкус.
Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал в своей «Гаудия-бхашье»: «Бхактивинод Тхакур учил, что „Шри Чайтанья Бхагавата“ — шуддха-бхакти грантха, сокровищница исключительной чистой преданности. Она подобна Ганге, что нисходит с Гималаев в долины величественным потоком, смывающим на своем пути все заблуждения и скверну. Постоянно читая „Шри Чайтанья Бхагавату“, человек обретет кришна-прему»[3].
Особый слуга Нитьянанды
По милости Вриндавана Даса Тхакура мы можем понять деяния как Нитьянанды Прабху, так и Махапрабху. Но некоторые не принимают «Шри Чайтанья Бхагавату». Он прославляет Нитьянанду Прабху в столь безумном, столь экстатическом настроении! Он не выносит никого, у кого нет веры в Господа Нитьянанду. Иногда кажется, что он крайне нетерпим: «Если какой-нибудь грешник усомнится в величии Нитьянанды Прабху и посмеет критиковать Его, я разобью ему голову ударом левой ноги» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 9.225, 17.158)[4].
Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада объяснил, что этим стихом Вриндаван Дас Тхакур дает неудачникам еще один шанс припасть к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Если кого-то беспокоит поведение преданного Господа, Господь проливает на эту душу особую милость. Вриндаван Дас Тхакур сражался с демоническим брахманским обществом, и его деяния могут показаться весьма суровыми. Повсюду его ожидали многочисленные препятствия, но он преодолел их благодаря служению, преданности и особой милости Нитьянанды Прабху. Иногда Нитьянанда Прабху лично являлся в теле Вриндавана Даса Тхакура и раздавал милость всем душам, порабощенным майей.
Вьяса чайтанья-лилы
Вриндаван Дас Тхакур самоотверженно прославлял деяния Чайтаньи Махапрабху. Однако в некоторых местах своей книги он говорит, что в будущем они будут явлены во всей полноте. Эти указания встречаются в «Шри Чайтанья Бхагавате». Вриндаван Дас Тхакур пишет: «Эти события гораздо лучше будут описаны, когда явится Ведавьяса. Он придет и расскажет о деяниях Чайтаньи Махапрабху». А в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами провозгласил: «Вриндаван Дас Тхакур и есть Ведавьяса. Он являет подлинную чайтанья-лилу. То, о чем он не рассказал подробно, последние лилы Махапрабху, я опишу здесь, в „Чайтанья-чаритамрите“». Итак, мы видим, что Вриндаван Дас Тхакур предрек: «Вьяса придет в будущем». А Кришнадас Кавирадж Госвами признал: «Он и есть Ведавьяса». Мы можем заключить, что Кришнадас Кавирадж Госвами и стал тем Ведавьясой, приход которого предсказывал Вриндаван Дас Тхакур. Он описал заключительные деяния Махапрабху и тем самым раскрыл то, о чем умолчал автор «Шри Чайтанья Бхагаваты».
По милости Шрилы Гуру Махараджа[5] для нас пролился свет на некоторые их высказывания, и мы знаем, что оба они — Ведавьясы. Первый — Вриндаван Дас Тхакур, о котором Кришнадас Кавирадж Госвами написал, что он — Вьяса чайтанья-лилы. Второй — Кришнадас Кавирадж Госвами, поскольку он раскрывает многие подробности чайтанья-лилы и в завершение своего труда описывает для нас последние лилы Махапрабху. Стиль Вриндавана Даса Тхакура эмоционален, его переполняет энтузиазм, тогда как стиль Кришнадаса Кавираджа Госвами очень выдержан и изыскан. Когда мы издавали «Шри Чайтанья-чаритамриту», я сочинил две шлоки об обоих Вьясах[6].
«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром и Кришнадасом Кавираджем Госвами. Они явили скрытые деяния Господа Кришны». «Шримад-Бхагаватам» называет Кришну Три-югой, так как Он нисходит только в три эпохи и сокрыт в Кали-югу[7]. В Кали-югу Он является в скрытой форме (чханна) в облике Своего преданного Шри Чайтаньи Махапрабху — чханна-аватары, скрытой аватары. Чайтанья-лила — это тайные деяния Господа Кришны. Как Господь приходит тайно в облике Чайтаньи Махапрабху, так и Ведавьяса, который должен описать Его лилы, может приходить неявно, в скрытом облике (чханна).
Итак: «Я кланяюсь Вриндавану Дасу Тхакуру и Кришнадасу Кавираджу Госвами, поскольку оба они пришли как Ведавьяса. Вриндаван Дас Тхакур был проявленным (вьякта) Ведавьясой, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна). Вместе они явили миру чайтанья-лилу. И оба они обрели безграничные благословения Нитьянанды Прабху! Они украшены пылью с милостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху[8]».
Вриндаван Дас Тхакур был непосредственным учеником Нитьянанды Прабху, а Кришнадас Кавирадж Госвами обрел Его безгранично милостивые благословения. Таким образом, их обоих Господь Нитьянанда наделил Своими благословениями. Если бы Нитьянанда Прабху не пришел, никто не был бы в состоянии понять Махапрабху, и не было бы ни «Шри Чайтанья-чаритамриты», ни «Шри Чайтанья Бхагаваты», не было бы полного изложения жизни и деяний Махапрабху, проповеди, прославления Махапрабху. Все, что у нас есть, мы имеем лишь по милости Нитьянанды Прабху!
Так Вриндаван Дас Тхакур и Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами благословили меня. По их милости мы можем обрести хотя бы незначительное представление об их славе. Вриндаван Дас Тхакур был безудержно привязан к деяниям Нитьянанды Прабху и Махапрабху и отличался безграничной любовью к Господу Нитьянанде, который дарует нам наше подлинное богатство — сознание Кришны.
1 ↑ Чаитанйа-лӣла̄ра вйа̄са — вр̣нда̄вана-да̄са.
2 ↑ См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11–18, 21–23, 25–38, 42–82.
3 ↑ Ш́рӣ-чаитанйа бха̄гавата, грантха-ш́уддха-бхакти мата, кохе сада̄ ш́рӣ бхактивинода, нирантара па̄т̣ха пхале, кубуддхи йа̄ибе чхале, кр̣ш̣н̣а преме лабхибе прамода.
4 ↑ Эта париха̄ре о йе па̄пӣ нинда̄ каре / табе ла̄тхи ма̄рон̇ та̄’ра ш́ирера упаре.
5 ↑ Имеется в виду Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.
6 ↑ Да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄ / чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау // двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау / вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау.
7 ↑ Чханнах̣ калау йад абхавас три-йуго ’тха са твам («Шримад-Бхагаватам», 7.9.38).
8 ↑ Двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау.

Наверх