«Четыре свойства порабощенной души». Шрила Бхактивинод Тхакур


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Четыре свойства порабощенной души


Чувства баддха-дживы всегда подвержены четырем недостаткам: 1) порабощенная душа может находиться в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны и ограниченны (каранапатава).

1. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие баддха-дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет несуществующей иллюзией.

2. Материальный разум порабощенной души всегда ограничен; если баддха-джива пытается понять безграничную абсолютную истину (пара-таттва), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на материальный разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом верховная личность Бога, Всевышний, смог создать материальный мир, обладающий теми же пространственно-временными характеристиками.

3. Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для баддха-дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

4. Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.




←  «Душа не зависит от материи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Красота выше силы». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 5 мая 2018 года. Киев, Украина  →

Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Четыре свойства порабощенной души


Чувства баддха-дживы всегда подвержены четырем недостаткам: 1) порабощенная душа может находиться в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны и ограниченны (каранапатава).

1. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие баддха-дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет несуществующей иллюзией.

2. Материальный разум порабощенной души всегда ограничен; если баддха-джива пытается понять безграничную абсолютную истину (пара-таттва), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на материальный разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом верховная личность Бога, Всевышний, смог создать материальный мир, обладающий теми же пространственно-временными характеристиками.

3. Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для баддха-дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

4. Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования