
«Учение Шри Рамануджачарьи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Учение Шри Рамануджачарьи
Первым серьезным противником Шанкарачарьи был Рамануджа. Доводы Рамануджи были очень сильными: «Что за надобность Шанкарачарье тратить столько сил ради утверждения своей доктрины, если все сущее — воображение? Сказав, что мир ложен, он уподобился самоубийце. Получается, что сам Шанкара пришел в мир бездействовать? Он пришел, чтобы исправить нас, попытавшись освободить от ошибок... Значит, ошибки существуют. Заблуждения реальны, а иначе зачем было тратить столько усилий для опровержения различных доводов? Майя существует, она вечна. Индивидуальная душа вечна, и майя тоже».
Основой материального бытия является способность татастха-дживы совершать ошибки и развивать ложные идеи. Душа есть ану-четана — атом сознания. И, как атомарные единицы сознания, мы не обладаем совершенной свободой. Наша свобода несовершенна, в ней и есть причина иллюзии. До совершения преступления способность его совершить потенциально живет в обычном миролюбивом субъекте. Возможность заболеть существует всегда, поэтому больницы, лекарства, диеты — все это необходимо. Так же и способность заблуждаться присуща душе, как слабой и ограниченной единице.
Майя, мир ограничений, не нужен Абсолюту, но он нужен тем, чье положение относительно. Пока есть личный интерес одного индивидуума, в майе нет необходимости. Однако если происходит разделение, разграничение, когда встречается множество эгоцентрических устремлений, майя становится необходимой.
В мире заблуждений майя — закон. Законы помогают законопослушным и карают нарушителей. Закон один для всех, и этот закон подразумевает защиту хороших и наказание плохих. Закон означает распределение прав. Один и тот же закон предусматривает покровительство для хороших и наказание для плохих. Сварупа-шакти, внутренняя энергия Бога, помогает добрым, а майя-шакти наказывает плохих.
Шакти, энергия, служит намерениям Господа, и потому в ней проявлены два аспекта: карать грешников и вознаграждать праведных. Когда нисходит сам Господь, Его намерения также имеют два аспекта: для праведных и для нечестивых. Хотя Он един, в Его характере проявляется два разных аспекта.
Идея о том, что единство Абсолюта не подразумевает косность и недифференцированность, была выдвинута Рамануджей. Это именуется вишиштадвайта-вада, единство с различиями. Философия же Шанкары известна как кеваладвайта-вада, полное единство. Рамануджа принимает, что абсолютная истина едина, но, на его взгляд, это дифференцированное единство. Он не соглашается с однородным тождеством. Истина едина, в этом нет сомнений, но это единство характеризуется своими особенностями и разнообразием. Это близко к панентеизму Гегеля.

Наверх