Мои дорогие духовные братья, любимые и почитаемые вайшнавы, джентльмены,
леди и милостивые преданные, я чувствую себя безмерно счастливым оттого,
что вашей милостью смог посетить это отделение Шри Чайтанйа Сарасват Матха
в Америке. Я вижу, что удача не покидает меня, потому что все вы следуете
учению Шрилы Гуру
Махараджа и Шрилы Свами
Махараджа; вы относитесь ко мне так, как этого желал Гуру Махарадж и с
той же любовью, какую испытывал ко мне Шрила Свами Махарадж. Однако я –
ничего собой не представляющая падшая душа. Я действительно не способен
достойно представлять линию и учение Шрилы Гуру Махараджа, если на то не
будет милости преданных. Вы очень милостивы ко мне и только поэтому я решаюсь
продолжать нашу проповедь учения Шрилы Гуру Махараджа. Вы предоставили
мне почетное кресло, на которое возвел меня Шрила Гуру Махарадж, и, тем
самым, исполняете его волю. Я чувствую себя не вправе занимать его, потому
что, по правде говоря, недостоин этого. Я целиком завишу от милости вайшнавов
и только ею возможно продолжение проповеднической миссии. На это я уповаю.
Когда Его Божественная Милость Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж приехал на Запад, он был одинок. В течение первого года его попытки проповедовать сознание Кришны терпели неудачу. У него не было помощников. Но он не терял твердой веры в своего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупаду, который много лет назад сказал ему: «Ты хорошо владеешь английским языком и у тебя особый проповеднический дар, поэтому начни проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире». Эта вера была его опорой и неиссякаемым источником надежды. Но в начале его проповеднического пути, как я впоследствии слышал от него самого, ему пришлось столкнуться с множеством трудностей.
Я пришел в Матх
семнадцати лет, в 1947 году. Я думаю, что тогда получил его милость. Хотя
он был грихастхой, его стремление проповедовать не имело себе равных.
В то время Шрила Свами Махарадж был предпринимателем. У него была лаборатория
«Вималтоун Лэборэтриз», а этажом выше он отвел две комнаты Шриле Гуру Махараджу
(Шриле Б.Р.Шридхару
Махараджу -- прим.редактора) для проповеди. Он очень хотел организовать
проведение выездных лекций Гуру Махараджа в Калькутте и близлежащих селениях.
Хотя Гуру Махарадж не был склонен возвращаться к широкомасштабной проповеди,
Шрила Свами Махарадж горел желанием осуществить свой замысел, поскольку
знал исключительную способность Гуру Махараджа объяснять сознание Кришны
и его непоколебимую преданность.
Их связывала очень близкая и достойная восхищения
дружба. Шрила Свами Махарадж принимал участие в проповедях Гуру Махараджа,
однако в то время Гуру Махарадж проповедовал мало. Но это не останавливало
Шрилу Свами Махараджа. С несколькими брахмачари он начал проповедовать
в Калькутте. Шрила Свами Махарадж был бизнесменом, и когда к нему приходили
клиенты решать деловые вопросы, он проповедовал сознание Кришны. Поэтому
состояние его бизнеса оставляло желать много лучшего! Весь его возвышенный
образ мыслей и направленность на проповедь не давали ему сосредоточиться
на бизнесе. Естественно, это мешало развитию дела. Он даже поместил в газетах
объявление примерно такого содержания: «Если есть желающие предоставить
свой храм или оказать помощь – мы готовы ее принять». В ответ стали отовсюду
приходить звонки и, заручившись согласием двух-трех брахмачари,
одним из которых был я, Шрила Свами Махарадж начал проповедовать. Это было
нелегко. В то время он был грихастхой (семейным человеком -- прим.редактора),
а я – брахмачари в шафрановых одеждах, и, научив меня нескольким
шлокам
из «Шримад Бхагаватам», он предоставлял мне вйасасану. «Прочти эти
стихи, - говорил он, - а затем я объясню их смысл». Так он начинал свою
проповедь.
Его стремление распространять сознание Кришны было невиданным. И Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Прабхупада – они же не слепые – не могли не заметить этого горения. В конце концов, он оставил дом. Его сестра, Шримати Бхаватарини Диди, была очень предана Шриле Гуру Махараджу. Раньше она оказывала служение Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати Прабхупаде. Она хотела принять посвящение в мантру у Шрилы Гуру Махараджа, но так как в то время Шрила Гуру Махарадж никого не инициировал, он направил ее к Шриле Госвами Махараджу. Она считала Шрилу Гуру Махараджа своим Гуру и потому приняла инициацию у Шрилы Госвами Махараджа, но продолжала служить Шриле Гуру Махараджу. Оба – брат и сестра – очень любили Шрилу Гуру Махараджа.
Поэтому когда Шрила Свами Махарадж решил полностью отдаться проповеди, и рядом не было никого, кто смог бы помочь ему, он не впал в уныние. Приняв санньясу, он отправился на Запад, в Америку. Он решил начать с Америки, поскольку знал, что в Англию и Европу его Гуру, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада уже направлял таких опытных и знающих санньяси, как Шрипада Апракриту Прабху, известного в отречении как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Однако их проповедь, по всей видимости, не принесла заметных результатов. Они основали матх и читали лекции в кругах высшей знати, которые посещали даже члены королевской семьи, но в целом это не оказало влияния на духовную атмосферу общества, хотя Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада прилагал к тому немалые усилия. Общественное мнение Индии очень благоволило тем, кому удавалось добиться успеха в Лондоне, называвшемся тогда на бенгали «Билат». Поэтому Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада хотел воспользоваться этим; он говорил: «Если мы сможем развить свою миссию в Англии, то индийцы будут относиться к учению Гаудийа Вайшнавов с большим почтением». Но его воля была исполнена годы спустя, после его ухода, Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем.
(Перевод Рагалекха даси)
Дальше>>>
В Гаудия Матхе Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду принято называть, как и всех остальных вайшнавов, принявших отреченный образ жизни, по санньяса-имени: Шрила Свами Махарадж.
В Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрилу Б.Р.Шридхара Махараджа называют Шрила Гуру Махарадж, показывая таким образом огромную любовь и почтение к этому вайшнаву.