Вишну-Будда, Шакьямуни-Будда и другие Будды.
Продолжение. Основные положения, на которых основана буддийская философия
-- девять принципов. Объяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура излагает Шрила
Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Объяснения Его Божественной Милости
А.Ч.Бхактиведанты
Свами Прабхупады
Вопрос: Не могли бы Вы объяснить основные положения буддийской
философии?
Ответ: Шрила Бхактивинода
Тхакур говорит, что в буддийской традиции есть два понимания
философии Будды. Одно называется хинаяна, а другое --
махаяна.
Все буддисты принимают девять принципов: 1) творение вечно, поэтому нет
нужды признавать существование Творца; 2) космическое проявление иллюзорно;
3) "я есмь" -- истина; 4) рождение и смерть повторяются снова и снова;
5) Господь Будда -- единственный путь к истине; 6) нирвана, или
растворение -- конечная цель; 7) философия Будды -- единственно правильная;
8) Веды созданы людьми; 9) нужно совершать добрые поступки, быть милосердными
к окружающим и т.п. Абсолютную Истину нельзя достичь с помощью логики.
Кто-то может быть очень искусен в последней, но другой может превзойти
его. Так как в логике есть столько словестного жонглерства, посредством
логической аргументации мы никогда не придем к правильному заключению об
Абсолютной Истине. Последователи ведических принципов это понимают.
Первое положение буддиского учения заключается в том, что творение
продолжается всегда. Но если это так, не может быть никакого растворения.
Буддисты считают растворение, или уничтожение, наивысшей истиной. Если
творение вечно, не может идти речи о растворении или уничтожении. Этот
довод не очень силен, поскольку наш повседневный опыт показывает, что все
материальное имеет начало, середину и конец. Конечная цель, провозглашаемая
буддийской философией, -- растворение тела. Это предполагается, потому
что тело имеет начало. Подобным образом, все космическое проявление --
тоже тело, гигантское тело. Но если мы принимаем утверждение, что оно существует
всегда, то невозможно говорить о растворении. Поэтому, попытка растворить
все, чтобы достичь нуля -- абсурд. Наш собственный повседневный опыт побуждает
нас призгать, что у творения есть начало, а если мы принимаем начало, мы
должны принять и Творца. Такой Творец должен обладать всепроникающим телом,
как указывается в "Бхагавад-гите" (13.14):
сарватах пани-падам тат
сарвато-кши-широ-мукхам
сарватах шрути-мал локе
сарвам авритья тиштхати
"Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы и лица, повсюду уши.
Такова Сверхдуша, пронизывающая Собой все".
Верховная Личность должна присутствовать везде. Его тело существовало
до творения, в противном случае Он не мог быть творцом. Если Верховная
Личность обыкновенное существо, о Творце не может быть и речи. Мы приходим
к выводу, что космическое проявление, несомненно, в какое-то время было
создано, и Творец существовал до творения. Поэтому Творец -- не обыкновенное
существо. Создатель есть Парам-Брахман, или Высший Дух.
admin | ![]() |
web master |