
«Девять принципов буддизма. Творение и его Творец». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Russian
Основные положения, на которых основана буддийская философия, — девять принципов. Объяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура излагает Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Девять принципов буддизма.
Творение и его Творец
Вопрос. Не могли бы вы объяснить основные положения буддийской философии?
Ответ. Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что в буддийской традиции есть два понимания философии Будды. Одно называется хинаяна, а другое — махаяна. Все буддисты принимают девять принципов: 1) творение вечно, поэтому нет нужды признавать существование Творца; 2) космическое проявление иллюзорно; 3) «я есмь» — истина; 4) рождение и смерть повторяются снова и снова; 5) Господь Будда — единственный путь к истине; 6) нирвана, или растворение, — конечная цель; 7) философия Будды — единственно правильная; 8) Веды созданы людьми; 9) нужно совершать добрые поступки, быть милосердными к окружающим и т. п.
Абсолютную истину нельзя достичь с помощью логики. Кто-то может быть очень искусен в последней, но другой может превзойти его. Так как в логике есть столько словесного жонглерства, посредством логической аргументации мы никогда не придем к правильному заключению об абсолютной истине. Последователи ведических принципов это понимают.
Первое положение буддийского учения заключается в том, что творение продолжается всегда. Но если это так, не может быть никакого растворения. Буддисты считают растворение, или уничтожение [личностного «я»], наивысшей истиной. Если творение вечно, не может идти речи о растворении или уничтожении. Этот довод не очень силен, поскольку наш повседневный опыт показывает, что все материальное имеет начало, середину и конец. Конечная цель, провозглашаемая буддийской философией, — растворение тела. Это предполагается, потому что тело имеет начало. Подобным образом, все космическое проявление — тоже тело, гигантское тело. Но если мы принимаем утверждение, что оно существует всегда, то невозможно говорить о растворении. Поэтому попытка растворить все, чтобы достичь нуля, — абсурд. Наш собственный повседневный опыт побуждает нас признать, что у творения есть начало, а если мы принимаем начало, мы должны принять и Творца. Такой Творец должен обладать всепроникающим телом, как указывается в Бхагавад-гите (13.14):
сарватах̣ па̄н̣и-па̄дам̇ тат,
сарвато ’кш̣и-ш́иро-мукхам
сарватах̣ ш́рутимал локе,
сарвам а̄вр̣тйа тиш̣т̣хати
«Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы и лица, повсюду уши. Такова Сверхдуша, пронизывающая Собой все».
Верховная личность [Бога] должна присутствовать везде. Его тело существовало до творения, в противном случае Он не мог быть творцом. Если верховная личность [Бога] обыкновенное существо, о Творце не может быть и речи. Мы приходим к выводу, что космическое проявление, несомненно, в какое-то время было создано, и Творец существовал до творения. Поэтому Творец — не обыкновенное существо. Создатель есть Парам-Брахман, или высший Дух.

![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |