Шрила Нарахари Саркар Тхакур


Russian

Шрила Нарахари Саркар Тхакур

 

пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита
адхуна нарахари-акхйах саркарах прабхох прийах

Как сказано в «Гаура-ганоддеша-дипике» (117), Нарахари Саркар некогда был одной из близких подруг Радхи, носившей имя Мадхумати.

Шрилу Нарахари Саркара Тхакура признают одной из «ветвей древа Чайтаньи» — ветвью древа желания, олицетворяющего чистое служение в преданности. По желанию Махапрабху он принял рождение в семье врачей (вайдья), благословив тем самым семейство, в котором появился на свет. Своей преданностью Шрила Нарахари Тхакур превосходил многих жителей селения Шрикханда, каждый из которых лично соприкасался с Господом.

На железнодорожной линии Катва-Бурдван первая из станций к западу от Катвы — Шрипат Шрикханда, а вторая — Шрикханда, и дом Нарахари расположен примерно в одной миле от этой станции. В числе выдающихся жителей Шрикханды, преданных Господу Чайтанье, можно назвать Шри Мукунду, Шри Рагхунандана, Шри Чирандживу, Шри Сулочана, Шри Дамодара Кавираджа, Шри Рамачандру Кавираджа, Шри Говинду Кавираджа, Шри Баларама Даса, Шри Ратиканту, Шри Рамагопала Даса, Шри Питамбара Даса, Шри Шачинандану и Шри Джагадананду. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами упоминает многих из этих преданных в качестве «ветвей древа Чайтаньи, щедро приносивших обильные плоды любви к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.78–79).

В своей книге «Чандра-прабха» известный своей ученостью Бхарат Маллик записал такие стихи о явлении в мир Нарахари, родившегося в семье вайдьи:

шрикханта-нама-нагари ранхе бангешу вишрута
сарвешам эва ваидйанам ашрайо йатра видйате
йатра гоштхи-бхута ваидйа йах кхандо ’бхуд бхишак-прийах
вишешатах кулинанам сарвешам эва васа-бхух

«В Бенгалии, в области Рарха (Бурдван, Бирбхум), находится прославленный город Шрикханда, давший приют многим семействам врачей. С тех пор как здесь появились вайдьи, он стал для них излюбленным местом жительства — в особенности тем из них, кто отличался благородством происхождения».

В «Гаудия-вайшнава-абхидхане» сказано, что Нарахари Саркар Тхакур пришел в этот мир в 1401 или 1402 году эры Шака (в 1479 или в 1480 году христианского летоисчисления). Известно, что его отца звали Шри Нараян Дас, а мать — Шри Гойи, и она была дочерью Мурари Сена. Кроме того, мы знаем, что у Нараяна Даса было трое сыновей — Мукунда, Мадхава и Нарахари, причем сыном Мукунды был знаменитый Рагхунандан Тхакур («Бхакти-ратнакара», 11.730–731). Сказано, что временами Мукунде доводилось оказывать медицинскую помощь семье шаха Бенгалии.

Учеником Нарахари был автор «Чайтанья-мангалы» Лочан Дас, происходивший из селения Кограм, расположенного поблизости от Джхаматпура; именно в этом видят причину, по которой Лочан Дас объявил, что Шрила Гададхар Пандит Госвами и Нарахари Саркар Тхакур были самыми дорогими приближенными [спутниками] Махапрабху.

В своей «Чайтанья-мангале» Шрила Лочан Дас Тхакур так писал о своем Гуру: «Мой глубокочтимый наставник Нарахари Дас Тхакур происходил из семьи, посвятившей себя медицине. Все его тело было проникнуто любовью к Кришне, и кришна-према была единственным, чему он учил своих последователей. Некогда он носил имя Мадхумати и был одной из самых дорогих сакхи Радхи в сокровищнице духовной сладости, Вриндаване, а ныне, в эпоху Кали и с появлением Гауранги, он — хранитель сокровищницы любви к Радхе и Кришне».

Вскоре после смерти их отца Нараяна старший брат Нарахари, Мукунда, помог тому продолжить образование в Навадвипе, и вскоре Нарахари достиг обширных познаний в своей области, став помимо этого знатоком тончайших оттенков [духовного] чувства преданности. Даже не вступив еще в круг приближенных Махапрабху, он писал песни, прославляющие священные игры Радхи и Говинды, а впоследствии ему посчастливилось сблизиться со Шрилой Гададхаром Пандитом Госвами, к тому времени уже постоянно пребывавшем рядом с Господом и занятым непосредственным служением Махапрабху. Порученным Нарахари Саркару Тхакуру служением было овевание Господа опахалом из хвоста яка, что подтверждает и Шрила Бхактивинод Тхакур, написавший в своем «Гаура-арати»:

нарахари-а̄ди кори’ ча̄мара д̣хула̄йа
сан̃джайа-мукунда-ва̄су-гхош̣а-а̄ди га̄йа

«Нарахари и прочие обитатели Шрикханды овевают Махапрабху чамарой, в то время как Санджая, Мукунда и Васу Гхош поют».

Нарахари написал несколько литературных произведений, в числе которых были «Бхакти-чандрика-патала», «Шри Кришна-бхаджанамрита», «Шри Чайтанья-сахасранама», «Шри Шачинанданаштака», «Шри Радхаштака» и ряд других. Ныне получившие широкую известность, они весьма высоко ценятся преданными.

Согласно одной из историй о Нарахари, некогда Махапрабху и Нитьянанда Прабху, посетив его дом в селении Шрикханда, выразили желание отведать меда, и Нарахари явил свою чудотворную силу, обратив в мед воду пруда, находившегося рядом с домом. Впоследствии этот пруд, вода которого удовлетворила желание Господа, стал известен под именем Мадху-пушкарини. Известно, что во сне Господь повелел Нарахари установить три Своих алтарных изображения, и установленные им божества и поныне почитаются в Шрикханде, Катве и Ганганагаре.

Кроме того, Нарахари Саркар Тхакур был участником некоторых событий, связанных с пребыванием Господа в Пури: вместе с некоторыми другими жителями Шрикханды он был в числе отправлявшихся каждый год в путь вместе с Шиванандой Сеном. По возвращении Махапрабху в Пури из Его паломничества в Южную Индию, где Он спас множество людей, даровав им любовь к Кришне, Нитьянанда послал Калу Кришну Даса в Бенгалию принести всем весть о возвращении Господа, и бенгальские преданные немедленно приготовились пойти к Господу в Джаганнатха Пури. Сказано, что среди них были и обитатели Шрикханды (кханда-васи).

«Мукунда, Нарахари и Рагхунандан из Шрикханды прибыли в дом Адвайты Ачарьи, собираясь идти в Нилачалу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.90).

После Снана-ятры, когда не проводился даршан Джаганнатха, в поисках облегчения от страданий, вызванных невозможностью видеть Господа, Махапрабху уходил в Алалнатх. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Гопинатха Ачарью назвать имена Его преданных, он упомянул Нарахари, Мукунду Даса, Рагхунандана, Чирандживу и Сулочана («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.92).

Как известно, во время празднования Ратха-ятры Господь формировал из бенгальских преданных семь групп санкиртаны, причем одна из этих групп включала в себя только преданных из Шрикханды. Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Нарахари и Рагхунандан были танцорами в этой группе преданных, отделенной от всех остальных групп («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.46).

Давая всем преданным наставления о служении, Господь указал Нарахари продолжить общение с преданными («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.132).

Нередко люди путают Нарахари Саркара Тхакура с автором «Бхакти-ратнакары» Нарахари Чакраварти, известным также под именем Гханашьямы Даса и родившимся два столетия спустя в районе Муршидабада. Отца последнего звали Джаганнатх Чакраварти и он был последователем Вишванатха Чакраварти. По указанию Говиндаджи тот был занят приготовлением пищи в храме Говинды и был известен как повар-пуджари (расуия-пуджари) во Врадже.




←  Служение Шримати Туласи Деви. Февраль 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Различия между буддизмом и индуизмом». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  →

Russian

Шрила Нарахари Саркар Тхакур

 

пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита
адхуна нарахари-акхйах саркарах прабхох прийах

Как сказано в «Гаура-ганоддеша-дипике» (117), Нарахари Саркар некогда был одной из близких подруг Радхи, носившей имя Мадхумати.

Шрилу Нарахари Саркара Тхакура признают одной из «ветвей древа Чайтаньи» — ветвью древа желания, олицетворяющего чистое служение в преданности. По желанию Махапрабху он принял рождение в семье врачей (вайдья), благословив тем самым семейство, в котором появился на свет. Своей преданностью Шрила Нарахари Тхакур превосходил многих жителей селения Шрикханда, каждый из которых лично соприкасался с Господом.

На железнодорожной линии Катва-Бурдван первая из станций к западу от Катвы — Шрипат Шрикханда, а вторая — Шрикханда, и дом Нарахари расположен примерно в одной миле от этой станции. В числе выдающихся жителей Шрикханды, преданных Господу Чайтанье, можно назвать Шри Мукунду, Шри Рагхунандана, Шри Чирандживу, Шри Сулочана, Шри Дамодара Кавираджа, Шри Рамачандру Кавираджа, Шри Говинду Кавираджа, Шри Баларама Даса, Шри Ратиканту, Шри Рамагопала Даса, Шри Питамбара Даса, Шри Шачинандану и Шри Джагадананду. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами упоминает многих из этих преданных в качестве «ветвей древа Чайтаньи, щедро приносивших обильные плоды любви к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.78–79).

В своей книге «Чандра-прабха» известный своей ученостью Бхарат Маллик записал такие стихи о явлении в мир Нарахари, родившегося в семье вайдьи:

шрикханта-нама-нагари ранхе бангешу вишрута
сарвешам эва ваидйанам ашрайо йатра видйате
йатра гоштхи-бхута ваидйа йах кхандо ’бхуд бхишак-прийах
вишешатах кулинанам сарвешам эва васа-бхух

«В Бенгалии, в области Рарха (Бурдван, Бирбхум), находится прославленный город Шрикханда, давший приют многим семействам врачей. С тех пор как здесь появились вайдьи, он стал для них излюбленным местом жительства — в особенности тем из них, кто отличался благородством происхождения».

В «Гаудия-вайшнава-абхидхане» сказано, что Нарахари Саркар Тхакур пришел в этот мир в 1401 или 1402 году эры Шака (в 1479 или в 1480 году христианского летоисчисления). Известно, что его отца звали Шри Нараян Дас, а мать — Шри Гойи, и она была дочерью Мурари Сена. Кроме того, мы знаем, что у Нараяна Даса было трое сыновей — Мукунда, Мадхава и Нарахари, причем сыном Мукунды был знаменитый Рагхунандан Тхакур («Бхакти-ратнакара», 11.730–731). Сказано, что временами Мукунде доводилось оказывать медицинскую помощь семье шаха Бенгалии.

Учеником Нарахари был автор «Чайтанья-мангалы» Лочан Дас, происходивший из селения Кограм, расположенного поблизости от Джхаматпура; именно в этом видят причину, по которой Лочан Дас объявил, что Шрила Гададхар Пандит Госвами и Нарахари Саркар Тхакур были самыми дорогими приближенными [спутниками] Махапрабху.

В своей «Чайтанья-мангале» Шрила Лочан Дас Тхакур так писал о своем Гуру: «Мой глубокочтимый наставник Нарахари Дас Тхакур происходил из семьи, посвятившей себя медицине. Все его тело было проникнуто любовью к Кришне, и кришна-према была единственным, чему он учил своих последователей. Некогда он носил имя Мадхумати и был одной из самых дорогих сакхи Радхи в сокровищнице духовной сладости, Вриндаване, а ныне, в эпоху Кали и с появлением Гауранги, он — хранитель сокровищницы любви к Радхе и Кришне».

Вскоре после смерти их отца Нараяна старший брат Нарахари, Мукунда, помог тому продолжить образование в Навадвипе, и вскоре Нарахари достиг обширных познаний в своей области, став помимо этого знатоком тончайших оттенков [духовного] чувства преданности. Даже не вступив еще в круг приближенных Махапрабху, он писал песни, прославляющие священные игры Радхи и Говинды, а впоследствии ему посчастливилось сблизиться со Шрилой Гададхаром Пандитом Госвами, к тому времени уже постоянно пребывавшем рядом с Господом и занятым непосредственным служением Махапрабху. Порученным Нарахари Саркару Тхакуру служением было овевание Господа опахалом из хвоста яка, что подтверждает и Шрила Бхактивинод Тхакур, написавший в своем «Гаура-арати»:

нарахари-а̄ди кори’ ча̄мара д̣хула̄йа
сан̃джайа-мукунда-ва̄су-гхош̣а-а̄ди га̄йа

«Нарахари и прочие обитатели Шрикханды овевают Махапрабху чамарой, в то время как Санджая, Мукунда и Васу Гхош поют».

Нарахари написал несколько литературных произведений, в числе которых были «Бхакти-чандрика-патала», «Шри Кришна-бхаджанамрита», «Шри Чайтанья-сахасранама», «Шри Шачинанданаштака», «Шри Радхаштака» и ряд других. Ныне получившие широкую известность, они весьма высоко ценятся преданными.

Согласно одной из историй о Нарахари, некогда Махапрабху и Нитьянанда Прабху, посетив его дом в селении Шрикханда, выразили желание отведать меда, и Нарахари явил свою чудотворную силу, обратив в мед воду пруда, находившегося рядом с домом. Впоследствии этот пруд, вода которого удовлетворила желание Господа, стал известен под именем Мадху-пушкарини. Известно, что во сне Господь повелел Нарахари установить три Своих алтарных изображения, и установленные им божества и поныне почитаются в Шрикханде, Катве и Ганганагаре.

Кроме того, Нарахари Саркар Тхакур был участником некоторых событий, связанных с пребыванием Господа в Пури: вместе с некоторыми другими жителями Шрикханды он был в числе отправлявшихся каждый год в путь вместе с Шиванандой Сеном. По возвращении Махапрабху в Пури из Его паломничества в Южную Индию, где Он спас множество людей, даровав им любовь к Кришне, Нитьянанда послал Калу Кришну Даса в Бенгалию принести всем весть о возвращении Господа, и бенгальские преданные немедленно приготовились пойти к Господу в Джаганнатха Пури. Сказано, что среди них были и обитатели Шрикханды (кханда-васи).

«Мукунда, Нарахари и Рагхунандан из Шрикханды прибыли в дом Адвайты Ачарьи, собираясь идти в Нилачалу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.90).

После Снана-ятры, когда не проводился даршан Джаганнатха, в поисках облегчения от страданий, вызванных невозможностью видеть Господа, Махапрабху уходил в Алалнатх. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Гопинатха Ачарью назвать имена Его преданных, он упомянул Нарахари, Мукунду Даса, Рагхунандана, Чирандживу и Сулочана («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.92).

Как известно, во время празднования Ратха-ятры Господь формировал из бенгальских преданных семь групп санкиртаны, причем одна из этих групп включала в себя только преданных из Шрикханды. Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Нарахари и Рагхунандан были танцорами в этой группе преданных, отделенной от всех остальных групп («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.46).

Давая всем преданным наставления о служении, Господь указал Нарахари продолжить общение с преданными («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.132).

Нередко люди путают Нарахари Саркара Тхакура с автором «Бхакти-ратнакары» Нарахари Чакраварти, известным также под именем Гханашьямы Даса и родившимся два столетия спустя в районе Муршидабада. Отца последнего звали Джаганнатх Чакраварти и он был последователем Вишванатха Чакраварти. По указанию Говиндаджи тот был занят приготовлением пищи в храме Говинды и был известен как повар-пуджари (расуия-пуджари) во Врадже.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования