Шрила Прабодхананда Сарасвати (часть первая)


Russian

Шрила Прабодхананда Сарасвати
(часть первая)

 

тунгавидйа врадже йасит
сарва-шастра-вишарада
са прабодхананда-йатир
гауродгана-сарасвати

«Величайший знаток всех священных писаний, гопи Тунгавидья стала теперь санньяси Прабодханандой, каждое слово которого было посвящено прославлению Господа Гауранги» («Гаура-ганоддеша-дипика», 163).

Проживавший в Южной Индии брахман Венката Бхатта занимал исключительное положение среди прочих брахманов, отличаясь от них широтой своего знания священных писаний.

«Некий вайшнав из Шри-сампрадаи, известный под именем Венкаты Бхатты, почтительно пригласил Господа к себе домой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.82).

Комментируя этот стих «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Бхактивинод Тхакур писал: «Венката Бхатта, Трималла Бхатта и Прабодхананда Сарасвати ранее были ачарьями Шри-сампрадаи, причем Гопал Бхатта Госвами приходился Венкате Бхатте сыном».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур так пояснял этот же самый стих: «Брахман из Шри-сампрадаи, Шри Венката Бхатта проживал в Шрирангаме. Этот населенный пункт расположен в области Тамилнаду, и поскольку обитатели данной местности не используют имена Венката и Тирумалаи (а именно так звали брата Венкаты), то, по всей видимости, они вовсе не были уроженцами этого края. Весьма вероятно, что их семья переехала в Шрирангам незадолго до прихода туда Махапрабху. Брахман Венката Бхатта принадлежал ветви Варагалаи Рамануджа-сампрадаи, и братом его был один из ачарьев данной школы — триданди-санньяси Прабодхананда. Сыном Венкаты Бхатты был Гопал Бхатта Госвами».

Первоначально почитавшие Лакшми-Нараяну, милостью Шри Чайтаньи Махапрабху эти три брата впоследствии обратились к поклонению Радхе и Кришне, и Кришнадас Кавирадж Госвами описал их обращение в своей «Чайтанья-чаритамрите».

Учеником Шрилы Прабодхананды Сарасвати был его собственный племянник Гопал Бхатта, ставший со временем одним из шести Госвами.

бхактер виласамш чинуте прабодха-
нандасйа шиуйо бхагават-прийасйа
гопала-бхатто рагхунатха-дасам
сантоуайан рупа-санатанау са

«Последователь Прабодхананды Гопал Бхатта, снискавший особенную любовь Господа, описал эти деяния преданных, стремясь удовлетворить Рагхунатха Даса, Рупу и Санатану Госвами» («Хари-бхакти-виласа», 1.2).

Перу Шрилы Прабодхананды Сарасвати принадлежит множество произведений, в числе которых можно упомянуть «Вриндаван-шатаку», «Навадвипа-шатаку», «Радха-раса-судха-нидхи» и «Чайтанья-чандрамриту», столь любимые расика-бхактами. Кроме того, Шрила Прабодхананда Сарасвати был автором «Сангита-мадхавы», «Ашчарья-раса-прабандхи», «Шрути-стути-вьякхьи», «Гита-говинда-вьякхьяны», «Кама-биджа-кама-гаятри-вьякхьяны» и ряда других работ.

Прабодхананда и Пракашананда

В пояснении к третьей главе Мадхья-кханды «Чайтанья-Бхагаваты» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада сделал следующее замечание: «Санньяси и наставник учения майявады, Пракашананда в ходе своих обсуждений Вед рассекал на части божественное тело Господа. Порой несведущие утверждают, что этот Пракашананда — не кто иной, как Прабодхананда, живший на берегу реки Кавери, младший брат Венкаты Бхатты. Подобная ложная вера нашла свое отражение и в сахаджийском произведении „Бхакта-мала“ и даже в исследованиях множества современных авторов» («Гаудия-бхашья», Мадхья-кханда, 3.37).

Замечания, высказанные здесь Сарасвати Тхакуром, полностью соответствуют истине. К примеру, Ашутош Деб сообщает в своем словаре о Прабодхананде как о «вайшнаве-философе, первоначальное имя которого было Пракашананда Сарасвати. Чайтаньядев дал ему имя Прабодхананда». Подобным же образом и Харидас Дас пишет в своей «Гаудия-вайшнава-абхидхане»: «Распространено мнение, что Прабодхананда — вайшнавское имя, пожалованное Пракашананде... Из последнего стиха „Радха-раса-судха-нидхи“ со всей очевидностью следует, что некогда Прабодхананда был санньяси и сторонником учения майявады».

На это мы бы могли возразить, что слова, на которые ссылается здесь Харидас Дас, майявадарка-тапа-сантапта («обжигаемый палящим солнцем имперсонализма»), нельзя считать однозначным подтверждением прошлой приверженности Прабодхананды имперсональному мировоззрению. Указанный стих вовсе не доказывает, что некогда Прабодхананда был майявади. Ввиду крайней противоположности преданности [Шри Кришне] учению имперсонализма, Махапрабху и Его последователи в полную меру своих возможностей боролись с этим учением, и, вполне разделяя этот дух, Прабодхананда прославляет свойство Махапрабху быть спасителем самых падших, обращая наше внимание на то, сколь далеко простирается милость Господа. Спасение Господом Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Пракашананды Сарасвати превзошло даже подвиг, явленный при освобождении таких грешников, как Джагай и Мадхай.

(часть вторая)

(часть третья)




←  Шрила Прабодхананда Сарасвати (часть вторая) ·• Архив новостей •· Служение Шримати Туласи Деви. Февраль 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Шрила Прабодхананда Сарасвати
(часть первая)

 

тунгавидйа врадже йасит
сарва-шастра-вишарада
са прабодхананда-йатир
гауродгана-сарасвати

«Величайший знаток всех священных писаний, гопи Тунгавидья стала теперь санньяси Прабодханандой, каждое слово которого было посвящено прославлению Господа Гауранги» («Гаура-ганоддеша-дипика», 163).

Проживавший в Южной Индии брахман Венката Бхатта занимал исключительное положение среди прочих брахманов, отличаясь от них широтой своего знания священных писаний.

«Некий вайшнав из Шри-сампрадаи, известный под именем Венкаты Бхатты, почтительно пригласил Господа к себе домой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.82).

Комментируя этот стих «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Бхактивинод Тхакур писал: «Венката Бхатта, Трималла Бхатта и Прабодхананда Сарасвати ранее были ачарьями Шри-сампрадаи, причем Гопал Бхатта Госвами приходился Венкате Бхатте сыном».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур так пояснял этот же самый стих: «Брахман из Шри-сампрадаи, Шри Венката Бхатта проживал в Шрирангаме. Этот населенный пункт расположен в области Тамилнаду, и поскольку обитатели данной местности не используют имена Венката и Тирумалаи (а именно так звали брата Венкаты), то, по всей видимости, они вовсе не были уроженцами этого края. Весьма вероятно, что их семья переехала в Шрирангам незадолго до прихода туда Махапрабху. Брахман Венката Бхатта принадлежал ветви Варагалаи Рамануджа-сампрадаи, и братом его был один из ачарьев данной школы — триданди-санньяси Прабодхананда. Сыном Венкаты Бхатты был Гопал Бхатта Госвами».

Первоначально почитавшие Лакшми-Нараяну, милостью Шри Чайтаньи Махапрабху эти три брата впоследствии обратились к поклонению Радхе и Кришне, и Кришнадас Кавирадж Госвами описал их обращение в своей «Чайтанья-чаритамрите».

Учеником Шрилы Прабодхананды Сарасвати был его собственный племянник Гопал Бхатта, ставший со временем одним из шести Госвами.

бхактер виласамш чинуте прабодха-
нандасйа шиуйо бхагават-прийасйа
гопала-бхатто рагхунатха-дасам
сантоуайан рупа-санатанау са

«Последователь Прабодхананды Гопал Бхатта, снискавший особенную любовь Господа, описал эти деяния преданных, стремясь удовлетворить Рагхунатха Даса, Рупу и Санатану Госвами» («Хари-бхакти-виласа», 1.2).

Перу Шрилы Прабодхананды Сарасвати принадлежит множество произведений, в числе которых можно упомянуть «Вриндаван-шатаку», «Навадвипа-шатаку», «Радха-раса-судха-нидхи» и «Чайтанья-чандрамриту», столь любимые расика-бхактами. Кроме того, Шрила Прабодхананда Сарасвати был автором «Сангита-мадхавы», «Ашчарья-раса-прабандхи», «Шрути-стути-вьякхьи», «Гита-говинда-вьякхьяны», «Кама-биджа-кама-гаятри-вьякхьяны» и ряда других работ.

Прабодхананда и Пракашананда

В пояснении к третьей главе Мадхья-кханды «Чайтанья-Бхагаваты» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада сделал следующее замечание: «Санньяси и наставник учения майявады, Пракашананда в ходе своих обсуждений Вед рассекал на части божественное тело Господа. Порой несведущие утверждают, что этот Пракашананда — не кто иной, как Прабодхананда, живший на берегу реки Кавери, младший брат Венкаты Бхатты. Подобная ложная вера нашла свое отражение и в сахаджийском произведении „Бхакта-мала“ и даже в исследованиях множества современных авторов» («Гаудия-бхашья», Мадхья-кханда, 3.37).

Замечания, высказанные здесь Сарасвати Тхакуром, полностью соответствуют истине. К примеру, Ашутош Деб сообщает в своем словаре о Прабодхананде как о «вайшнаве-философе, первоначальное имя которого было Пракашананда Сарасвати. Чайтаньядев дал ему имя Прабодхананда». Подобным же образом и Харидас Дас пишет в своей «Гаудия-вайшнава-абхидхане»: «Распространено мнение, что Прабодхананда — вайшнавское имя, пожалованное Пракашананде... Из последнего стиха „Радха-раса-судха-нидхи“ со всей очевидностью следует, что некогда Прабодхананда был санньяси и сторонником учения майявады».

На это мы бы могли возразить, что слова, на которые ссылается здесь Харидас Дас, майявадарка-тапа-сантапта («обжигаемый палящим солнцем имперсонализма»), нельзя считать однозначным подтверждением прошлой приверженности Прабодхананды имперсональному мировоззрению. Указанный стих вовсе не доказывает, что некогда Прабодхананда был майявади. Ввиду крайней противоположности преданности [Шри Кришне] учению имперсонализма, Махапрабху и Его последователи в полную меру своих возможностей боролись с этим учением, и, вполне разделяя этот дух, Прабодхананда прославляет свойство Махапрабху быть спасителем самых падших, обращая наше внимание на то, сколь далеко простирается милость Господа. Спасение Господом Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Пракашананды Сарасвати превзошло даже подвиг, явленный при освобождении таких грешников, как Джагай и Мадхай.

(часть вторая)

(часть третья)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования