
Шрила Прабодхананда Сарасвати (часть третья)
Russian
Шрила Прабодхананда Сарасвати
(часть третья)
Пракашананда Сарасвати
Известно, что Прабодхананду нередко принимают ни за кого иного, как за санньяси-имперсоналиста Пракашананду Сарасвати, некогда проживавшего в Бенаресе. Подобный подход не представляется нам убедительным по следующим причинам.
Первое упоминание о Пракашананде Сарасвати мы находим в третьей главе Мадхья-кханды «Чайтанья-Бхагаваты», в которой сказано:
«В Навадвипе Господь со Своими последователями непрестанно купался в волнах счастья преданности. В один из дней, услышав стих, прославляющий Вараха-аватару, Господь, рыча в самозабвенном восторге, устремился к дому Мурари Гупты. Почтив Господа хвалебным гимном, Мурари тем самым успокоил Его, но Господь тут же в гневе обрушился на некоторые места из Вед: „Веды утверждают, что у Меня нет ни рук, ни ног, ни лица, ни глаз, и тем самым насмехаются надо Мной. В городе Каши живет обманщик Пракашананда и учит людей имперсонализму, тем самым рассекая Мое тело на мелкие части. Он говорит, что Веда отрицает наличие у Меня тела. Сейчас все его собственное тело поражено проказой, и все же он и теперь не признает Моей нематериальной формы. Суть всех жертвоприношений, Мое тело совершенно чисто. Брахма, Шива и прочие боги прославляют Мой образ и Мои деяния. Какова же дерзость этого обманщика, утверждающего, что тело Мое иллюзорно, в то время как [живые] существа очищаются и обретают заслуги, просто приходя в соприкосновение с ним“» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 3.35–40).
Описанное здесь событие произошло где-то между 1504 и 1509 годами христианского летоисчисления. Известно, что Махапрабху посетил Шрирангам в 1512-м; именно к этому году относится первое упоминание о Прабодхананде и его братьях. Эти три брата были вайшнавами-последователями Рамануджи в традиции сампрадаи Шри, признававшими тем самым вечность Нараяны. Пракашананда же был одним из виднейших сторонников учения Шанкары, санньясином-майявади. Только безумием можно объяснить слова некоторых людей, утверждающих, что Прабодхананда и Пракашананда могли быть одной и той же личностью.
Кроме того, Мадхья-кханда «Чайтанья-Бхагаваты» содержит следующее упоминание о Пракашананде Сарасвати:
«В ходе Своей речи Господь был внезапно охвачен священным духом и, стиснув зубы, в гневе произнес следующие слова: „Своими проповедями санньяси Пракашананда, живущий в Каши, рассекает Мое тело на части. Обучая людей веданте, этот обманщик не признает Моего нематериального образа. Я поразил его тело проказой, и все же он и теперь не достиг понимания. Как может этот обманщик называть иллюзорным Мое тело — источник бесчисленных вселенных? Поскольку ты служишь Мне, о Мурари, Я скажу тебе правду: любой, кто не признает Моей духовной формы, обречен на уничтожение. И Мои деяния, и Моя лила действительно существуют, воистину существует и Моя обитель. Всякий, отрицающий это, будет повержен. Хотя достоинства Господа устраняют неведение человека, услышавшего о них, тот порочный наставник называет их иллюзорными. Всякий, столь мало привязанный к Моему святому имени, никогда не поймет Моего прихода на Землю“» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 10.31...44).
В то время Пракашананда Сарасвати был виднейшим из экаданди-санньяси, последователей Шанкары, в то время как Прабодхананда был триданди-санньяси традиции Рамануджи, пришедшим в Шрирангам из Майсура. Вайшнавы традиции Шри, отрекшиеся от семейной жизни, не принимают одинарного посоха (экаданду), по которым обычно узнают шанкаритов. В обычае этих вайшнавов — принимать тройной посох (триданду) и титул Рамануджарьясвами. Кроме того, мы знаем, что майявади Пракашананда проживал в Каши, а вайшнав Прабодхананда избрал местом своего жительства Камьяван. Первый из них был уроженцем севера, а второй — уроженцем юга. Первый из них был имперсоналистом, сторонником философии монизма, второй — преданным, первоначально исповедовавшим вишишта-двайта-ваду Рамануджи, а затем обратившимся к ачинтья-бхедабхеда-ваде Махапрабху. Первый из них был врагом Вишну и вайшнавов, и лишь после обращения стал преданным, второй же был гуру Гопала Бхатты Госвами, ачарьи гаудия-вайшнава-сампрадаи и вечного спутника Чайтаньи Махапрабху. Всякий, кто называет почитаемого гуру и дядю Гопала Бхатты Госвами майявади и врагом вайшнавов и Вишну — не вечно совершенный преданный высочайшего уровня, а порабощенная иллюзией душа, вовлеченная в оскорбления, которые, несомненно, приведут ее в ад.
Подробное описание обращения Пракашананды Сарасвати приведено в двух местах «Чайтанья-Бхагаваты» — в Ади-кханде, главе 9, и Мадхья-кханде, главе 25. Невозможно представить себе, как человек, бывший тогда майявади (обращение Пракашананды произошло после 1504, но ранее 1509 года), мог стать искушенным вайшнавом-философом, дуалистом, и жить в Южной Индии в 1512-м, а затем вновь превратиться в одного из виднейших майявади Каши в 1514 году. Вот почему любая попытка выдать Пракашананду и Прабодхананду за одно и то же лицо — свидетельство крайнего невежества, и подобное искажение вайшнавской традиции дает нам серьезный повод для огорчения.
Свидетельство смирения Прабодхананды — его переданная через Гопала Бхатту просьба не описывать его деяния в «Чайтанья-чаритамрите». Невозможность для Кришнадаса Кавираджа Госвами пренебречь указанием Прабодхананды и стала причиной сегодняшних разногласий. Если бы Прабодхананда мог предвидеть, что результатом его умолчания станет заблуждение людей, а самого его станут считать человеком, чьи проповеди были направлены против вайшнавов и Вишну, он, конечно же, не обратился бы к Кришнадасу с подобной просьбой. Это поймет каждый читатель «Бхакти-ратнакары». Автор данной книги [Нарахари Чакраварти Тхакур] пишет:
«Гаурачандра был сокровищем жизни Тирумалаи, Венкаты и Прабодхананды. Бывшие прежде почитателями Лакшми-Нараяны, по милости Господа они обратились к поклонению Радхе и Кришне... Трое этих преданных изумлялись, как могут они продолжать жить в отсутствие Господа, недоумевали, кто будет шутить с ними и кто станет сопровождать их к реке Кавери для омовения по утрам... Через четыре месяца, когда Господь уходил, три брата рыдали, и, заключив их в объятия, Махапрабху пытался утешить их. Немало людей прославляло достоинства Прабодхананды, отчего он и стал повсеместно известен под титулом „Сарасвати“. Всевышний и высочайшая абсолютная истина, Шри Кришна Чайтанья был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни во сне тот не желал знать ничего, помимо Господа» («Бхакти-ратнакара», 1.83–84, 128–129, 133, 135, 149, 150).
Порой, исходя из текста «Чайтанья-чандрамриты», люди заключают, что некогда в прошлом Прабодхананда был почитателем безличного Брахмана. Слепое, без достаточных дополнительных свидетельств, согласие с подобным утверждением создало бы для нас немалые трудности.
(Из книги «Шри Гаура-паршад-чаритавали»)

![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |