«Эволюция сознания. Отличие человека от животного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 мая 2002 года. Одесса, Украина


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Эволюция сознания.
Отличие человека от животного

(17 мая 2002 года. Одесса, Украина. Публичная программа)

 

В ведической литературе — [священных] писаниях древней Индии, описывается природа эволюции души. Там говорится, что существует 8 400 000 форм жизни. Эти формы жизни являются биологическим выражением ложных представлений о действительности, которые имеет душа. Будучи частицами Бога, мы в ничтожно малой степени обладаем Его природой, Его качествами. Бог занимает верховное положение и ни от кого не зависит. У нас также есть независимость, но куда более скромная, чем у Бога. Эта независимость известна как свобода воли. Она подразумевает выбор. Мы обладаем свободой выбора с самого начала нашего появления.

Очень хорошо о свободе выбора говорит английский поэт Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай», где вкладывает эти слова в уста одного из персонажей — Люцифера. Сатана говорит: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Согласно ведической точке зрения, материальный мир предоставляет живым существам, обитающим в нем, возможность утвердить свое господство, возможность царствовать. Этот мир известен как область эксплуатации и заблуждения, так как основанием бытия здесь является ложное представление о нашей внутренней природе.

Можно сказать, что в материальном мире существует 8 400 000 разнообразных ложных представлений о своей природе и окружающем мире. Среди подобных неверных взглядов есть определенная градация, которая определяется степенью развитости сознания этих существ. Согласно ведическому пониманию, во всех этих формах есть душа. Душа едина во всем — не существует души растения, души животного и т. п. Душа одинакова у всех. Но она переходит в разные формы жизни — из одного тела в другое. Если мы проанализируем эти формы жизни, то обнаружим такое явление, как эволюция сознания.

Эволюция сознания в каком-то смысле очень похожа на теорию эволюции Дарвина. Различие состоит в том, что, согласно ведической точке зрения, душа перемещается из одной формы жизни в другую. Когда она находится в низшей форме жизни, сознание практически подавлено, скрыто. Внутренняя потребность, присущая живому существу, выражается в таком случае на самом примитивном уровне. Когда сознание плохо развито, живое существо занято главным образом добыванием и принятием пищи. Но по мере эволюции души, движения ко все более и более высоким формам жизни, степень развитости сознания повышается. Когда сознание становится достаточно утонченным, к живому существу приходит понимание его внутренней потребности. Эта нужда определяется как внутренняя, дабы отличить ее от внешних потребностей организма.

Веды говорят, что людям и животным присущи одни и те же жизненные функции: они спят, едят, совокупляются и обороняются от себе подобных. В чем же тогда отличие человека от животного? Этим отличием является понятие дхармы, религии, внутреннего поиска. Иными словами, речь идет о деятельности лишь сознательного существа, которое обращено в свой внутренний мир.

Французский философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Так он выражает осознание своего бытия. Это осознание нашего существования («я живу») отличает нас от мертвой материи. Этот стол существует, но он не осознает факт своего бытия. Мы живем, и к тому же обладаем пониманием того, что мы есть.

Когда мы имеем осознание своего существования, в нас просыпается жажда внутренней потребности, которая живет в нас. Мы понимаем: мне нужно испытать состояние полноты, некой исполненности, которая намного превосходит основные телесные потребности.

Что может удовлетворить потребности живой, сознательной души? Мы видим, что есть нечто, что отличает человека от животного, — это любовь. Мотивом поступков человека является стремление любить и быть любимым. С биологической точки зрения эта потребность выражается как стремление к размножению. Но духовная жажда человека заключается во взаимообмене любовными чувствами с другими. Это стремление и есть основополагающий принцип всего существования.

(вторая часть)




←  «Неверный поиск. Преимущества человеческой формы жизни». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 мая 2002 года. Одесса, Украина ·• Архив новостей •· Шри Нрисимха-чатурдаши. 18 мая 2003 года. Санкт-Петербург. Публичная программа в центре «Другой мир»
 →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Эволюция сознания.
Отличие человека от животного

(17 мая 2002 года. Одесса, Украина. Публичная программа)

 

В ведической литературе — [священных] писаниях древней Индии, описывается природа эволюции души. Там говорится, что существует 8 400 000 форм жизни. Эти формы жизни являются биологическим выражением ложных представлений о действительности, которые имеет душа. Будучи частицами Бога, мы в ничтожно малой степени обладаем Его природой, Его качествами. Бог занимает верховное положение и ни от кого не зависит. У нас также есть независимость, но куда более скромная, чем у Бога. Эта независимость известна как свобода воли. Она подразумевает выбор. Мы обладаем свободой выбора с самого начала нашего появления.

Очень хорошо о свободе выбора говорит английский поэт Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай», где вкладывает эти слова в уста одного из персонажей — Люцифера. Сатана говорит: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Согласно ведической точке зрения, материальный мир предоставляет живым существам, обитающим в нем, возможность утвердить свое господство, возможность царствовать. Этот мир известен как область эксплуатации и заблуждения, так как основанием бытия здесь является ложное представление о нашей внутренней природе.

Можно сказать, что в материальном мире существует 8 400 000 разнообразных ложных представлений о своей природе и окружающем мире. Среди подобных неверных взглядов есть определенная градация, которая определяется степенью развитости сознания этих существ. Согласно ведическому пониманию, во всех этих формах есть душа. Душа едина во всем — не существует души растения, души животного и т. п. Душа одинакова у всех. Но она переходит в разные формы жизни — из одного тела в другое. Если мы проанализируем эти формы жизни, то обнаружим такое явление, как эволюция сознания.

Эволюция сознания в каком-то смысле очень похожа на теорию эволюции Дарвина. Различие состоит в том, что, согласно ведической точке зрения, душа перемещается из одной формы жизни в другую. Когда она находится в низшей форме жизни, сознание практически подавлено, скрыто. Внутренняя потребность, присущая живому существу, выражается в таком случае на самом примитивном уровне. Когда сознание плохо развито, живое существо занято главным образом добыванием и принятием пищи. Но по мере эволюции души, движения ко все более и более высоким формам жизни, степень развитости сознания повышается. Когда сознание становится достаточно утонченным, к живому существу приходит понимание его внутренней потребности. Эта нужда определяется как внутренняя, дабы отличить ее от внешних потребностей организма.

Веды говорят, что людям и животным присущи одни и те же жизненные функции: они спят, едят, совокупляются и обороняются от себе подобных. В чем же тогда отличие человека от животного? Этим отличием является понятие дхармы, религии, внутреннего поиска. Иными словами, речь идет о деятельности лишь сознательного существа, которое обращено в свой внутренний мир.

Французский философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Так он выражает осознание своего бытия. Это осознание нашего существования («я живу») отличает нас от мертвой материи. Этот стол существует, но он не осознает факт своего бытия. Мы живем, и к тому же обладаем пониманием того, что мы есть.

Когда мы имеем осознание своего существования, в нас просыпается жажда внутренней потребности, которая живет в нас. Мы понимаем: мне нужно испытать состояние полноты, некой исполненности, которая намного превосходит основные телесные потребности.

Что может удовлетворить потребности живой, сознательной души? Мы видим, что есть нечто, что отличает человека от животного, — это любовь. Мотивом поступков человека является стремление любить и быть любимым. С биологической точки зрения эта потребность выражается как стремление к размножению. Но духовная жажда человека заключается во взаимообмене любовными чувствами с другими. Это стремление и есть основополагающий принцип всего существования.

(вторая часть)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования