
Выступление Авадхута Махараджа на международной конференции востоковедов ICANAS-37. 16–21 августа 2004 года. Москва
Russian
Международный конгресс по изучению Азии и Северной Африки ICANAS-37 состоялся в этом году в Москве с 16 по 21 августа. Это событие само по себе заслуживает внимания, поскольку является одним из крупнейших научных форумов в мире востоковедения. Однако в этом году эта конференция была в ещё большей степени интересна искренним искателям духовного счастья, благодаря участию в подготовке конгресса миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх. Глава миссии в России Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж, в частности, выступил с докладом, затрагивающим темы, волнующие всех искренних искателей духовности.
Предлагаем вашему вниманию тезисы этого доклада.
- В наши дни многие мыслители ищут идею, которая поможет установить мир и взаимопонимание.
- Движение Ганди проходило под лозунгом «единство в разнообразии», который в совершенстве выражает принцип гармонии.
- Но в гармонии нужно учитывать не только отношения между людьми, но и наши обязанности по отношению к Cверхсознанию. Многие психологи и специалисты, работающие в смежных областях, говорят, что именно Cверхсознание дает нам ценности и представления о смысле жизни.
- Веды, содержащие суть духовного знания, утверждают, что сверхматериальный мир реален, и Реальность эта прекрасна.
- Стремление к Красоте присуще каждому живому существу, даже к Истине мы стремимся потому, что она прекрасна.
- Одна из основных идей Шри Чайтаньи — учение об ачинтья бхеда-абхеда таттве, что на русский можно перевести как учение о непостижимом разнообразии единой Абсолютной Истины.
- Материализм учит, что существует лишь относительный разнообразный мир и нет единого Абсолюта. Шанкара, Спиноза и Гегель напротив, считали, что реален лишь Абсолют, а многообразие иллюзорно.
- Шри Чайтанья объединил единство и многообразие в синтезе. Согласно Ему, единство означает единство общего идеала при сохранении индивидуальных различий.
- В глубине сердца каждый стремится к счастью и Красоте. Если поместить в центр внимания Красоту, учит Чайтанья, установится гармония.
- Ишопанишад говорит: ӣш́а̄ва̄сйам идам̇ сарвам̇ — все принадлежит Высшему Бытию, Источнику индивидуальных субъектов — частиц сознания. Подобно тому, как когда мы поливаем корень дерева, мы питаем все его листья и цветы, так же и служа Абсолютному Целому, каждая душа обретает удовлетворение.
- Есть два противоречащих друг другу взгляда на счастье: согласно первому, счастье состоит в чувственном удовлетворении, согласно второму — оно заключается в служении высшему началу — семье, стране, обществу и т. п. Первый вид счастья эгоистичен и направлен против гармонии, второй вид — жертвенное, бескорыстное служение, основанное на понимании того, что никто не существует сам по себе, а лишь как часть некого высшего единства.
- Страна и общество в целом — только малая часть безграничного Абсолюта, именно поэтому так важно направить все свои силы на Абсолют, воплощение красоты и гармонии.
- Фрейд учил, что эротическое влечение — основа жизни. Похожее убеждение отстаивал и Шри Чайтанья. Однако в сфере материи эротика основана на мирской эксплуатации и связана с безнравственностью. Духовный эротизм означает самопожертвование, самопредание. Эротикой называют неодолимую тягу к красоте, однако в мире материи красоту стремятся покорить и подчинить себе. В высшей же реальности красота всем повелевает, ей отдают себя и ей служат.
- Любовь превыше силы и власти, и энергия любви, направленная к ее Источнику — воистину созидательная сила.
- На современном языке эту идею выразил Шридхар Махарадж, назвав этот внутренний поиск любви «субъективной эволюцией сознания», путем во все новые и новые глубины реальности.
- Поиск бесконечной Красоты — не просто хорошо звучащий оборот речи. Он — насущная потребность живого существа.
- Ту степень, ту меру, в которой развита в сердце духовная любовь, Чайтанья называет расой. Слово «раса» означает особое настроение или чувство. Этот термин широко использовался в индийской поэзии, литературе и драматургии.
- Но Шри Чайтанья возвысил термин «раса» до уровня самого Бытия, сказав, что само Бытие полно чувства, любви и гармонии.
- Поскольку Реальность бесконечна, путь любви будет вести нас все дальше и дальше вглубь реальности, к новым и новым горизонтам Прекрасной Реальности, Реальности чистого сознания.
- Каков же метод отыскания реальности? Служить бесконечно прекрасному Существу, а это означает служение Его Имени.
- Имя Абсолюта неотделимо от Него, поскольку на уровне абсолютном нет различий между вещью и ее названием. Абсолютное Бытие является в форме звука. Веды говорят: ом анавриттих шабда — реальность исходит из звука.
- Поэтому главный метод духовной практики — это повторение Имени, в котором проявляется абсолютное Бытие. Служение Имени, совместное прославление Имени — тот идеал, что принесет гармонию и мир человечеству.
Шрипад Б. Б. Авaдхут Махарадж и проф. Р. Б. Рыбаков
Президент ICANAS-37
Президент Общества востоковедов Российской Академии наук, профессор Р. Б. Рыбаков
Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж и Шрипад Б. Р. Бхагават Махарадж
Лампада дружбы, зажжённая на конгрессе
|
Выступление Авадхута Махараджа, согласно древней традиции, завершилось совместным прославлением святых имён Бога, харинама-санкиртаной.
|
|
Шрипад Б. Р. Бхагават Махарадж ведёт киртан.
|
Авадхут Махарадж рассказывает интересующимся учёным о современных духовных концепциях.
|
|
Наверх