
«Садху-санга и милость Нитьянанды Прабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Садху-санга и милость Нитьянанды Прабху
(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)
Как улучшить свое положение? Если обратиться к крупному капиталисту, заключить с ним сделку, соглашение, тогда ваш бизнес может начать процветать, развиваться. У вас маленький капитал. Вложив эти скромные средства в более крупное дело, в более крупный бизнес, вы можете надеяться на успех с помощью этого крупного капиталиста.
#00:00:59#
Садху и шастра — два явления. Садху — живой посредник, активное начало. А пассивное начало — шастра. Садху, шастра, крипа.
#00:01:11#
кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’…[1]
#00:01:24#
Первоисточником кришна-бхакти является садху-санга. С помощью садху. Кришна-бхакти возрастает благодаря помощи садху. Этот принцип садху-санги остается неизменным на всех стадиях, с самого начала возникновения преданности Кришне вплоть до стадии окончательного достижения.
#00:01:59#
Мы всегда нуждаемся в помощи некой высшей личности. Только с ее помощью мы можем продолжать совершать наше служение, поэтому общество садху — ключевой фактор. Даже на стадии окончательного достижения прямая связь с Кришной отсутствует. Служение осуществляется посредством, через садху и его слуг. Мы служим Кришне под их руководством. Садху-санга всегда имеет первостепенное значение.
#00:02:47#
Вайшнава-сева — почему она столь подчеркивается? Можно подумать, что мы хотим Самого Господа. Зачем нам нужно посредничество? Зачем кто-то должен вставать между мной и Господом?
#00:03:06#
Я привожу пример: телескоп, множество линз. Даса-даса-анудаса — это своего рода телескопическая система. Столь многие доброжелатели, благодетели пекутся о моем благе. Они всегда пытаются способствовать моей удаче.
#00:03:40#
В этом мире люди стремятся иметь множество слуг, ожидающих их приказаний. Человек занимает высокое положение, если имеет множество слуг, но в том мире у нас множество доброжелателей, которые пекутся о нашем благе, множество Гуру. И это удача — иметь множество доброжелателей, которые переживают о нашем интересе. Даса-даса-анудаса. Гуру-парампара. Руководство великих вайшнавов.
Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!
#00:04:40#
Вначале нам кажется, что нам не нужны вайшнавы, мы хотим непосредственно к Бхагавану. Крипа, благословения вайшнавов, — нам кажется, что это что-то странное. Почему милость вайшнавов столь важна, как нам говорят?
#00:05:17#
Нама-апарадха — первое из оскорблений Святого Имени: принижение положения садху. Первое предостережение такого рода дается нам. Эти вайшнавы являются нашими доброжелателями в высочайшей степени. Не следует оскорблять или пренебрегать ими, принижать их значение, преуменьшать их значение. Их доброта превосходит наше воображение. Они рассматривают нас как собственность их Владыки, собственность их Господина. С этой точки зрения они любят нас.
#00:06:22#
Мы всегда должны быть осторожны, не вести себя недолжным образом по отношению к ним. Если мы совершаем преступление против них, тогда всей нашей жизни в преданности приходит конец. Он [Гуру-вайшнав] дает нам это богатство, мы оскорбляем его. Как такое возможно? Это немыслимо. Поэтому мы должны быть осторожны в этом отношении.
#00:07:07#
Первая нама-апарадха — садху-нинда. Мы должны быть осторожны в этом отношении.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол!
#00:07:42#
Нитьянанда Прабху обладает специфической природой — тех, кого Махапрабху отвергает, Нитьянанда Прабху оставляет при Себе.
#00:08:01#
Кала Кришна Дас совершил нечто предосудительное. И ради нашего наставления... Это было на юге Индии, в Каннаде. Жители тех мест очень красивы — мужчины и женщины. Их кожа, цвет их лица, тела очень привлекателен.
#00:08:43#
С Калой Кришной Дасом случилось прискорбное происшествие там, в тех местах, когда он путешествовал в обществе Махапрабху.
#00:09:15#
Махапрабху сказал: «Я спас его из рук представителей секты бата-хари, и он может ступать куда хочет, он совершил проступок».
#00:09:25#
Но Нитьянанда Прабху дал служение Кале Кришне Дасу. Он сказал: «Иди к Шачи Деви и сообщи ей, что Махапрабху благополучно вернулся после двухлетнего путешествия по южной Индии. Иди к Шачимате». Он направил его к Шачимате.
#00:10:04#
Подобный эпизод случился в наши дни с одним брахмачари. Он был изгнан из Матха. Брахмачари жил после этого происшествия за пределами Матха. После того как Тиртха Махарадж уехал из Мадраса, он пришел к нам. Этот брахмачари пришел ко мне и к Хаягриве Брахмачари (в ту пору) и попросил прощения. Мы сказали: «Гуру Махарадж скоро приедет. Приходи к нему».
#00:10:55#
Когда Гуру Махарадж приехал дать лекцию, брахмачари пришел к Гуру Махараджу, к Шриле Сарасвати Тхакуру. Мы сказали: «Этот юноша хочет остаться жить в Матхе».
#00:11:22#
Гуру Махарадж сказал нам, когда мы рассказали ему об этом эпизоде, что Махапрабху отверг Калу Кришну Даса: «Я не могу принять его после того, что случилось, но Нитьянанда Прабху оставил его, не лишил его милости, даже дал ему занятие, служение». «Поэтому вы, — сказал нам Гуру Махарадж, — должны оставить его при себе, позаботиться о нем».
#00:12:02#
И мы сказали Гуру Махараджу: «Вы наш лидер, и вы не можете принять его. Как же мы можем принять этого брахмачари? Вы не можете принять». Но Гуру Махарадж ответил: «Я не могу принять, но вы должны оставить его». Это нечто специфическое, особое положение.
#00:12:27#
Особое положение — линия великодушия, беспричинной милости. Линия беспричинной милости. Нужно обратиться в ведомство милости, департамент милости. Есть обычные ведомства. Если в обычном департаменте отказывают пациенту, говорят ему: «Нет, мы не можем заняться вашим случаем», тогда он должен отправиться в другой департамент, в который его могут принять. Департамент милости.
#00:13:29#
[шлока]
#00:13:44#
Нечто непостижимое. Слуги более великодушны, чем господин.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’ / кр̣ш̣н̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га — «Коренная причина преданного служения Господу Кришне — общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).
Latvian
Šrīla Bhakti Rakšak Šrīdhārs Dēv-Gosvāmī Mahārādža
Sādhu-sanga un Nitjanandas Prabhu žēlastība
(1980-tie gadi. Navadvīpas-dhāma, Indija)
Kā uzlabot savu stāvokli?
Ja jūs vēršaties pie bagāta kapitālista un noslēdzat ar viņu darījumu, jūsu bizness var sākt attīstīties un plaukt. Ja Jums ir mazs kapitāls, ieguldot to lielākā uzņēmumā, jūs varat cerēt uz panākumiem ar šī kapitālista palīdzību.
Sādhu un šāstra — divas parādības. Sādhu ir dzīvais starpnieks, aktīvais princips, bet šāstra ir pasīvais princips. Sādhu, šāstra, krīpa.
kṛṣṇa-bhakti-janma-mūla haya ‘sādhu-saṅga’…
[Kṛṣṇa-bhakti-janma-mūla haya ‘sādhu-saṅga’ / kṛṣṇa-prema janme, teṅho punaḥ mukhya aṅga — “Patiesas uzticīgas kalpošanas Krišnam galvenais cēlonis ir saskarsme ar svētajiem. Pat tad, kad snaudošā mīlestība uz Krišnu ir pamodusies cilvēka sirdī, sādhu-sanga joprojām paliek vissvarīgākais princips” (Šrī Čaitanja-čaritāmrita, Madhja-līla, 22.83).]
Pati būtība un kṛṣṇa-bhakti sākotnējais avots ir sādhu-sanga — saskarsme ar svētajiem. Krišnas bhakti aug un attīstās ar sādhu palīdzību. Šis princips paliek nemainīgs visos posmos — sākot no pašiem pirmajiem soļiem Krišnas bhakti līdz pat augstākajam pilnības līmenim.
Mēs vienmēr esam atkarīgi no augstākas personības palīdzības. Tikai ar tās palīdzību mēs varam turpināt kalpot Krišnam, tāpēc sādhu sabiedrība ir galvenais faktors. Pat pilnības stadijā tieša saikne ar Krišnu nav iespējama — kalpošana notiek caur sādhu un viņa sekotājiem. Mēs kalpojam Krišnam viņu vadībā. Sādhu-sanga vienmēr ir pirmajā vietā.
Vaišnava seva — kāpēc tā tiek uzsvērta. Var šķist, ja mēs tieši gribam sasniegt Dievu, tad kāpēc ir vajadzīgs starpnieks? Kāpēc kādam būtu jāstājas starp mani un Kungu? To var salīdzināt ar teleskopu, kurā ir daudz lēcu. Dāsa-dāsa-anudāsa — šī hierarhija ir kā teleskopiska sistēma. Tik daudzi labvēļi rūpējas par mūsu labklājību. Viņi cenšas palīdzēt mūsu veiksmei, mūsu garīgajai attīstībai. Šajā pasaulē cilvēki vēlas, lai viņiem būtu daudz kalpu, kas gaida pavēles, taču garīgajā pasaulē mums ir daudz labvēļu un Guru, kas rūpējas par mūsu interesēm. Tā ir liela veiksme — būt šādā sabiedrībā. Guru-parampara. Dižo Vaišnavu vadība.
Sākumā mums šķiet, ka mums nav vajadzīgi Vaišnavi, ka mēs varam tieši tuvoties Bhagavānam. Mēs nesaprotam, kāpēc Vaišnavu žēlastība, krīpa ir tik svarīga, kā mums saka. Pirmais no desmit svētā vārda apvainojumiem ir sādhu apvainošana (sādhu-ninda). Tieši par to mēs saņemam brīdinājumu. Vaišnavi ir mūsu augstākie labvēļi. Mēs nedrīkstam viņus apvainot vai noniecināt. Viņu žēlastība ir neaptverama. Viņi mūs mīl, jo redz mūs kā sava Kunga īpašumu.
Mums vienmēr jābūt uzmanīgiem savā attieksmē pret viņiem. Ja mēs izturamies nevērīgi vai aizvainojam viņus, tad mūsu garīgā dzīve tiek iznīcināta. Galu galā, Guru dod mums garīgās bagātības, un, ja mēs viņu apvainojam, kā tas vispār var būt iespējams? Tas ir neiedomājami.
Nitjānanda Prabhū ir īpašs — tos, kurus Mahāprabhu noraida, Nitjānanda Prabhū atstāj pie sevis.
Vienreiz Kāla Krišna Dāsa izdarīja pārkāpumu. Tas notika Dienvidindijā, Kanadas reģionā. Šī reģiona cilvēki ir ļoti skaisti — gan vīrieši, gan sievietes, ar īpaši pievilcīgu ādas toni un izskatu. Ceļojot kopā ar Mahāprabhu, Kāla Krišna Dāsa nokļuva nepatīkamā situācijā. Mahāprabhu viņu izglāba no bhata-harī sektas locekļiem, bet pēc tam sacīja: “Viņš var doties, kur vēlas, es viņu atraidu, jo viņš izdarīja pārkāpumu.”
Taču Nitjānanda Prabhu deva Kāla Krišna Dāsam kalpošanu. Viņš sacīja: “Ej pie Šačī Dēvī un pavēsti, ka Mahāprabhu ir atgriezies pēc divu gadu ceļojuma.” Nitjānanda Prabhū viņu aizsūtīja pie Šačī Mātas, tādējādi sniedzot viņam žēlastību.
Līdzīga situācija notika arī mūsu laikos ar kādu brahmačārī. Viņš tika izraidīts no matha un dzīvoja ārpus tā. Pēc kāda laika, kad Tirtha Mahārādža aizbrauca no Madrasas pilsētas, šis brahmačarī atnāca pie manis un Hajagrīvas brahmačārī (tajā laikā), lūdza piedošanu un vēlējās atgriezties. Mēs viņam teicām: “Guru Mahārādža drīz atgriezīsies. Nāc pie viņa.”
Kad Guru Mahārādža, Šrīla Sarasvatī Thākurs, atbrauca, lai sniegtu lekciju, šis brahmačārī atnāca pie viņa. Mēs viņam pastāstījām, ka šis jauneklis vēlas palikt dzīvot mathā un pieminējām piemēru par to, kā Mahāprabhū atraidīja Kalu Krišna Dāsu: “Es nevaru viņu pieņemt pēc tā, kas noticis, bet Nitjānanda Prabhu viņu neatstāja, viņš viņam neliedza savu žēlastību, pat deva viņam kalpošanu.” “Tāpēc jums,” — mums teica Guru Mahārādža, — “jāatstāj viņš pie sevis un jārūpējas par viņu.”
Un mēs teicām Guru Mahārādžam: “Jūs esat mūsu vadītājs un nevarat viņu pieņemt. Kā gan mēs varam pieņemt šo brahmačārī, ja Jūs to nevarat?” Bet Guru Mahārādža atbildēja: “Es nevaru viņu pieņemt, bet jums viņš jāatstāj.” Tas ir kaut kas specifisks, īpašs stāvoklis.
Īpašs stāvoklis — līnija, kas pārstāv dāsnumu, beziemesla žēlastību. Beziemesla žēlastības līnija. Jāgriežas pie žēlastības iestādes, žēlastības departamenta. Ir parastās iestādes. Ja parastā iestādē pacientam atsaka, sakot: “Nē, mēs nevaram risināt jūsu gadījumu,” tad viņam jādodas uz citu iestādi, kas viņu var pieņemt. Viņš var vērsties “žēlastības departamentā”.
Kaut kas neaptverams. Kalpi ir žēlastīgāki par savu Kungu.
Tulkoja V. M.

Наверх