скачать (формат MP4, 116.85M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Для того, чтобы достичь того мира, где все
обретается через звук, необходимо смирение
(29 мая 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
[Премадхвани.]
#00:01:40#
Шрила Госвами Махарадж. Дандаваты всем. Есть ли у кого-нибудь
вопросы? Вы все знакомы с сознанием Кришны. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы,
на которые я мог бы ответить?
Шачи Сута Прабху. Махарадж,
что такое быть смиренным?
#00:02:24#
Шрила Госвами Махарадж. Мы часто
слышим, что это качество является фундаментом духовной жизни. Ведь мы можем
прочесть многие вещи. Мы можем много чего понять, но если при этом у нас не
появится смирение, то как мы сможем приблизиться к Божественному? Ведь смирение
по природе своей является естественной реакцией на приближение к чему-то
великому.
#00:03:19#
Один из
изъянов майявады заключается в том,
что они предлагают идею «со ’хам» —
«я велик». Мирской гуманизм предлагает схожую идею, что каждый из нас, как
индивидуум, очень велик. Соответственно, нам предлагают мысль о том, что цель
жизни каждого из нас — это реализовывать себя, свои интересы, как мы сейчас
их себе представляем.
#00:04:25#
Чтобы
пояснить природу смирения, Шрила Гуру Махарадж
приводил простые примеры. Например, когда мы выходим на берег океана, чувствуем
близость к чему-то столь великому, естественным образом в нас рождается чувство
незначительности и смирения, понимания, сколь мы незначительны по сравнению с
этим океаном.
#00:05:00#
Если мы
смотрим в небо и видим множество звезд, планет или смотрим на небо посредством
телескопа, такого как Хаббл, и видим огромное количество галактик, [то] естественным
образом подобное зрелище рождает в нас смирение.
#00:05:41#
Поэтому даже
те люди, которые, казалось бы, не верят в Бога, не выражают этого внешне. Например,
ученые, соприкасаясь с безграничным аспектом Вселенной, с бесконечностью
природы, даже они выражают определенное смирение со своей стороны.
#00:06:19#
В
одиннадцатой главе Бхагавад-гиты,
которая называется «Вират-рупа,
или вселенская форма», мы видим, как Кришна, несмотря на то, что Он окружен
готовыми к сражению армиями на колесницах, в этих обстоятельствах Он являет Арджуне
Свой вселенский облик, вират-рупу.
#00:06:41#
Шрила
Гуру Махарадж говорил, что это что-то вроде гипноза. Как специалист по
гипнозу способен внушить человеку, чтобы тот видел то, что он [гипнотизер] хочет,
чтобы видел [гипнотизируемый]. Подобным же образом тот видит то, что ему
внушают.
#00:07:10#
Итак, Арджуна
увидел этот непостижимо великий и даже ужасающий облик [Всевышнего]. В какой-то
момент, видя столь великое проявление, Арджуна говорит Кришне: «Прости меня.
Теперь я вижу Твое величие. Прости меня за то, что в прошлом я иногда сидел с Тобой
на одном уровне. Я шутил с Тобой, словно мы друзья. Прости меня за подобные
проявления [непочтения]». Это очевидный аспект Безграничного.
#00:08:14#
Когда мы
видим нечто столь необъятное, столь безграничное и чувствуем в сравнении с этим
свою незначительность, ничтожность, естественным образом чувство смирения
заполняет наше сердце. Но если мы погрузимся глубже в сознание Кришны, то мы
найдем обратное явление.
#00:09:11#
…тенаива
рӯпен̣а чатур-бхуджена…
В какой-то
момент Арджуна был настолько впечатлен и даже напуган вселенской формой Кришны,
что он попросил Его: «Пожалуйста, яви мне Свою четырехрукую форму, облик Вишну».
Он [Шри Кришна] показывает это и затем в конце являет Свой двухрукий облик,
облик [человекоподобного] Кришны и говорит: «На самом деле именно этот облик,
что ты сейчас видишь перед собой, именно это Мой самый сокровенный образ, тот
самый образ, знакомый тебе с давних времен». Именно эту форму великие боги,
мудрецы, мыслители мечтают увидеть хотя бы мельком.
#00:10:41#
Однажды в кришна-лиле, когда Кришна играл со Своими
друзьями, как иногда бывает в играх между детьми, возникла потасовка. Дети
пожаловались маме Кришны, матушке Яшоде, о том, что Кришна ел землю. Они
хотели, чтобы мама рассердилась на Него и отругала.
#00:11:21#
Мама Яшода
позвала к себе Кришну и сказала:
— Правда
ли то, что они говорят? Ты ел землю?
— Нет,
нет. Просто мы играли, и, поскольку Я их победил, они хотят, чтобы у Меня были
неприятности. Если ты Мне не веришь, то посмотри в Мой рот, и ты увидишь, есть
ли у Меня там земля.
Так Кришна открыл
рот. Матушка Яшода заглянула туда и увидела там планету Землю и Солнечную систему,
Млечный путь, множество галактик, бесчисленные вселенные и все это в Кришне, вот
в таком маленьком.
— Ну,
что, землю видно?
#00:12:33#
Наконец она
увидела там, во рту Кришны, саму себя, заглядывающую в рот Кришне. Это ее очень
запутало и даже напугало. В какое-то мгновение, на один момент, она подумала
даже: «Только под влиянием йога-майи
я думаю, что Кришна мой сын, а я Его мама». Только на мгновение эти мысли
коснулись ее.
#00:13:19#
Она раньше
слышала во Вриндаване слухи от других обитателей Вриндавана о том, что «Гопал
не такой, как мы все, Он особенный. Он кто-то из полубогов, а может быть даже
сам Всевышний». На мгновение мысль об этом коснулась ее. Как знаете, если слышите
какие-то слухи, сплетни, иногда это может коснуться вас на мгновение.
#00:13:55#
Тут рядом
пробегала кошка и громко мяукнула. Кришна испугался звука этой кошки и
схватился за маму. Яшода обняла Его и подумала: «Нет. Это все-таки мой сын. Эти
все мысли — это временное безумие, что-то нашло на меня. Ну ладно, больше
так не делай. Иди, играй». Является ли это смирением?
#00:14:57#
Чистая
преданность высочайшей категории являет свое величие, когда верховный,
всевышний, безграничный Господь оказывается подчинен тому, что кажется ограниченным,
как в данном случае, но мы видим: чем глубже преданный проникает в глубины
позитивной реальности, тем более глубокие негативные чувства он рождает в себе.
#00:15:41#
джага̄и
ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха
Кришнадас
Кавирадж Госвами, автор «Чайтанья-чаритамриты» —
по словам Шрилы
Шридхара Махараджа, величайшего произведения, когда-либо видевшего свет солнца
и [явленного] во всех временах, пространствах и творениях. Автор этого
произведения выражает крайне низкую, негативную оценку себя, своего положения.
Поскольку именно через выражение такой негативной самооценки можно привлечь
высшее позитивное начало, а не высокомерным самоутверждением своих мнимых
достижений. Необходимо, напротив, искреннее, открытое выражение того, что ты пребываешь
в нужде, ты нуждаешься в помощи.
#00:17:17#
Мы сейчас
находимся под атакой гуманистической пропаганды. Нам говорят: «Ты номер один».
Или в рекламе Лореаль нам говорят: «Почему? Потому, что вы этого достойны». Или
Найк: «Просто сделай это». То есть, что бы тебе ни говорила твоя совесть, какие
бы сомнения у тебя ни были, отбрось все, это ведь ты номер один. Ты этого
достоин, просто делай это. В конечном счете кампания майявади еще даже хуже лозунгов Лореаля, поскольку являет собой
полную противоположность вайшнавизма.
#00:18:28#
…твад
бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака…
Ведь в
вайшнавизме высшее устремление — это стать слугой слуги слуги Кришны.
#00:18:52#
Майявади говорят: со ’хам, то есть утверждают: «То бесконечное, тот Бог — я и есть
Он». Гуру
Махарадж иногда говорил, что это такая последовательность: «Я твой»; следующий
шаг: «Ты мой»; следующий шаг: «Я — это Ты». В этом нет смирения. Это высокомерие
в высшем проявлении.
#00:19:57#
Поэтому
преданные, которые сумели уловить очарование, сладость, красоту того
безграничного мира, выражают свое стремление, свою готовность занять самое
незначительное положение, лишь бы связанное с тем миром.
#00:20:26#
Как в Индии
некие люди, услышав проповедь наших учителей о том, что наше устремление —
стать слугой слуги слуги слуги, сказали: «Да, эти люди проповедуют рабство». Они
продолжали: «В то время как мы гуманисты, мы ратуем за свободу».
#00:21:06#
Шрила Сарасвати
Тхакур в ответ на подобные возражения сказал: «Быть слугой Кришны — это
самое достойное и высокое положение для человека, это не принижает его
достоинства. Напротив, проявляет его достоинства в высочайшем проявлении».
#00:21:39#
Иногда мы
думаем, что, вступив с каким-то человеком в романтические отношения, мы сумеем
управлять этим человеком и наслаждаться им. В родительских отношениях отношение
обратно: там, напротив, родитель бескорыстно отдает себя ребенку, служит ему.
#00:22:26#
Итак, каковы
перспективы нашей жизни? Это выбор, считаем ли мы, что мы сумеем реализовать
себя через потребление или через то, чтобы позволить, чтобы другой кто-то, кто
выше нас, употребил нас через [нашу] преданность [ему].
#00:22:54#
Шрила
Шридхар Махарадж рассказывал однажды, что во времена Ганди тот объявил, что ему
нужен помощник, личный помощник, что интересно. Занять это положение хотели
высочайшие люди, величайшие люди Индии — миллионеры, великие мыслители,
выдающиеся деятели. Все они были готовы стать слугой Махатмы Ганди. Почему?
Потому что они думали таким образом: «Он, Махатма Ганди, настолько велик, что,
будучи рядом с ним в какой бы то ни было роли, мы чрезвычайно обогатимся».
#00:24:02#
Как же это
совместить с пропагандой гуманизма, которая говорит: «Нет, я никому не служу, никто
мне не указ»? Здесь они думали: «Он, Ганди, настолько велик, что, будучи рядом
с ним в любой роли, я обрету более высокое положение, я обрету подлинное
достоинство».
#00:24:43#
Как если бы
кто-то сказал:
— О, вы
видите того человека? Это личный помощник Махатмы Ганди.
— О,
какой человек!
Что уж тогда
говорить о связи с высшим абсолютным существом [Богом]? [Великое благо,] если
кто-то сумеет стать Его личным спутником, помощником.
#00:25:19#
Поэтому Шрила
Сарасвати Тхакур заключил, что подобное положение слуги слуги слуги — это
не деградация человеческой природы, но, напротив, высочайшее проявление
человеческого достоинства. Мы находимся во власти предрассудков, основанных на
нашем ограниченном житейском опыте. Основываясь на предрассудках, которые мы
черпаем из ограниченного опыта ограниченных существ, мы пытаемся измерить
безграничное. Это не поможет, скорее, станет препятствием.
#00:26:20#
Один великий
преданный Махапрабху,
Прабодхананда
Сарасвати, написал одну особенную молитву об этом:
#00:26:28#
данте
нидха̄йа тр̣н̣акам̇ падайор нипатйа,
кр̣тва̄ ча ка̄ку-ш́атам этад ахам̇ бравӣми
хе са̄дхавах̣ сакалам эва виха̄йа дӯра̄д,
гаура̄н̇га-чандра-чаран̣е курута̄нура̄гам
Он говорит: «Мои
дорогие друзья, я обращаюсь к вам с полным смирением, со сложенными ладонями, с
соломинкой, зажатой между зубов. Вы такие почтенные люди, такие образованные и
способные! Я прошу вас лишь об одной услуге, и, поскольку вы столь возвышенны,
я уверен, что вы исполните мою просьбу. Моя просьба такова: забудьте все, что
знаете, и обратите свое внимание к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи
Махапрабху».
#00:27:54#
тр̣н̣а̄д
апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
Поскольку в
учении Махапрабху смирение является фундаментом.
#00:28:10#
на
према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау,
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…
Махапрабху
говорит сам о Себе: «У Меня нет даже намека на аромат кришна-премы, что уж говорить хотя бы о капле этой божественной
субстанции?»
#00:28:45#
намо
маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣
Тем не менее
Рупа
Госвами говорит о Нем [Махапрабху]: «Почему же Он низошел, несмотря на то,
что Он говорит, что лишен кришна-премы?
Для чего Он низошел в этот мир? Для того, чтобы даровать высочайший дар кришна-премы всем и каждому».
#00:29:20#
…на̄ма-сан̇кӣртана —
калау парама упа̄йа
Мы можем
обрести связь с этим божественным миром через воспевание Харе Кришна маха-мантры. Для того, чтобы достичь
этого мира, того мира, где все обретается через звук, необходимо смирение.
#00:30:04#
Как минимум
требуется базовое понимание, а именно то, к чему мы стремимся, то, чего мы ищем:
это нечто более высокое и великое, чем мы сами.
Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга
Радха-Мадхава-Сундарджиу, ки джай!
Есть ли еще
вопросы?
#00:30:26#
Преданная. Хочется понять, в какой
степени проявляется в жизни преданных карма
и милость Кришны и Гурудева — таких преданных, как я. Конечно, не возвышенных
преданных. Потому что я поняла, что большая часть моих действий [совершается], конечно
же, с корыстными целями. Соответственно, карма
нарабатывается. То есть получается, что все-таки в большей степени я живу по карме, которая [заработана] в прошлых перерождениях,
в этом рождении, [и] которую сейчас мы должны проработать. Или все-таки в какой-то
степени [действует и] милость тоже? Как они взаимодействуют?
#00:31:45#
Шрила Госвами Махарадж. Шрила Гурудев
любил цитировать слова одного духовного брата Шрилы Шридхара Махараджа. О какого
рода вайшнаве идет речь? На один процент, на пять процентов, на двадцать
процентов, на пятьдесят процентов (или) больше? Итак, по вашим собственным
словам, вы признаете, что ваше положение — это смешанное положение. То,
что иногда называют карма-мишра-бхакти
и гьяна-мишра-бхакти.
#00:32:28#
анйа̄бхила̄ш̣ита̄
ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄
Что касается
чистой преданности, то об этой чистой преданности Шрила Рупа Госвами написал
книгу и в ней написал: «Чистая преданность лишена даже малейших примесей
стремлений к карме или гьяне». Мы понимаем, что положение вещей
сейчас таково.
#00:33:21#
Благодаря
тому, что мы совершаем служение под руководством чистого вайшнава, постепенно
наши оболочки, наслоения на наше подлинное «я» уходят. Сквозь эти оболочки
начинает сиять, начинает светить наш подлинный духовный облик с его духовными качествами.
#00:34:10#
Что касается
суждения о нашем уровне или измерения нашего положения, то необходимо
рассмотреть следующее: что из того, что мы делаем, делается для удовлетворения
вайшнава по его просьбе, для того чтобы он был счастлив? Что из того, что мы
делаем, мы делаем для себя, по своим соображениям?
#00:34:37#
Карма-канда означает [то], когда мы
навязываем свои желания Высшему. Преданность — это полностью обратная
ситуация, когда мы принимаем желания Высшего, игнорируя свои собственные. Это
здоровое положение для нас — признавать свое несовершенство и надеяться,
что постепенно благодаря общению с вайшнавами и служению им этот процент, о
котором мы говорили раньше, наш процент преданности будет возрастать.
Есть ли еще
вопросы?
#00:35:34#
Преданная. У меня возникает вопрос: насколько
важна мотивация в нашем служении? Пример, известный всем: предыстория Прахлада
(Махараджа), когда он очищал храм Нрисимхи
с совершенно другой мотивацией, но получил при этом духовную реализацию. Насколько
в нашем служении должно быть вдохновение, такое сознание? Все равно служение
надо выполнять [при неверной мотивации] или прекращать его?
#00:36:28#
Шрила Госвами Махарадж. Чистая
преданность означает, что нет никаких посторонних мотивов. Опять же, если вы хотите
использовать этот термин — мотив, то давайте скажем так: когда вашим мотивом
является отдание себя или вручение себя руководству вайшнава, в этом случае вы
приближаетесь к миру чистой преданности.
#00:37:15#
Мы много раз
слышали, как Шрила
Гурудев рассказывал, когда он впервые пришел к Шриле Шридхару Махараджу,
тот спросил его: «Готов ли ты слушаться меня, а не своего ума?» Итак, когда мы
следуем руководству садху, Гуру, шастр, вайшнава, а не нашего ума, тогда
мы движемся в верном направлении.
Есть ли еще
вопросы?
#00:37:51#
Преданная. Я хотела бы спросить [следующее].
Господь Чайтанья, говорят, оставил после Себя восемь стихов и больше ничего. В
общем, ничего и ни в каких изданиях, [например] в «Чайтанья-чаритамрите», не
написано, что нужно воспевать именно Харе Кришна маха-мантру. Вот это я хотела прояснить.
#00:38:12#
Ашутош Кришна Прабху. То есть вопрос
[в том], до какой степени это правда?
#00:38:35#
Шрила Госвами Махарадж. В «Чайтанья-Бхагавате»
зато есть [указание на это]. Обратитесь к «Чайтанья-Бхагавате», там вы найдете
Харе Кришна маха-мантру и описание
того, как Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи пели именно Харе Кришна маха-мантру. Иногда используется
выражение нам-санкиртана. Маха-мантра — это нам-санкиртана. Не волнуйтесь. Они
повторяют кришна-нам.
#00:39:27#
Преданный. Я хотел спросить. Обычно все
говорят, что обязательно ты ошибаешься или тебе соврут, [поэтому] никому нельзя
доверять, даже себе. Но нужно же предаться Гуру и делать все, что он тебе говорит,
безоговорочно. Как это противоречие разрешить, ведь с точки зрения обычных
людей [ты] поступаешь глупо, когда доверяешь кому-либо? Какое основание здесь
положительное?
#00:40:36#
Шрила Госвами Махарадж. Прежде
всего начните с того, чтобы задать самому себе следующий вопрос: находясь в
мире, где никому нельзя доверять (и мы понимаем почему — потому что этот
мир эксплуатации), готовы ли вы, находясь в этом мире, принять возможность, что,
возможно, существует мир, где нет эксплуатации и обмана, мир, где все основано
на доверии?
#00:41:04#
…джӣво
джӣвасйа джӣванам
Закон мира
эксплуатации таков: одно живое существо выживает, эксплуатируя других. Поэтому
здесь нам приходится проявлять осторожность — на каждом шагу в своей жизни,
в любых отношениях с людьми, — чтобы не стать жертвами эксплуатации.
#00:41:50#
Для этого
создаются правительства, политические системы и так далее. По сути,
существование подобных систем — это косвенное признание склонности к
эксплуатации, которая живет в каждом. Таким образом, все граждане собираются
вместе и организовывают какую-то политическую систему, будь это демократия или
иная система, и говорят: «Давайте договоримся, что будем жить таким образом,
чтобы контролировать, сдерживать эксплуатацию». Политические системы — не
тема нашей лекции. Мы просто говорим о том, что эти системы существуют, чтобы
сдерживать эксплуатацию.
#00:43:03#
Тот, кто хочет
посвятить себя богоцентрической культуре, поискам Бога, должен спросить себя: «Готов
ли я принять, что существует такой мир, который свободен от эксплуатации,
который, напротив, основан на преданности? Готов ли я принять, что есть такой
мир и его обитатели свободны от каких-либо склонностей эксплуатировать?» Если
выразить совсем просто: «Если у меня есть искреннее желание обрести связь с
Богом, то нужно ли мне бояться того, что Он будет меня эксплуатировать, потому
что мой опыт в этом мире таков, что каждый меня эксплуатирует в той или иной
степени?»
#00:44:11#
Итак, надо
ли мне беспокоиться о том, что Бог тоже может обмануть меня, особенно такой
Бог, как Кришна, который известный обманщик, вор, много разного. Итак, могу ли
я вступить в такие отношения с Кришной, чтобы Он меня не обманул?
#00:45:22#
В «Прапанна-дживанамритам»
есть одна шлока, которая очень
нравилась Шриле Гурудеву. В этой шлоке
сказано, описано, как Кришна слышит звуки, как мама Яшода и другие гопи начинают взбивать молоко, чтобы
получить из него йогурт и масло, и при этом браслеты на них начинают звенеть,
издавать мелодичные звуки. Слыша эти звуки, Он начинает пробираться в кладовку,
где хранят масло и йогурт. На Кришне тоже надеты различные браслеты,
колокольчики на ногах, на руках. Поэтому Он придерживает все эти колокольчики,
чтобы не издавать звука, когда Он крадется в кладовку. Он хитрый, Он же Кришна.
Наконец Он пробирается к йогурту, берет его и задувает прадип, светильник, который находится там, чтобы убежать с этим
йогуртом.
#00:46:46#
Женщины
говорят: «Наверное, это сквозняк задул свечу». Иногда Он это делает, когда они
спят. Очень тихо пробирается туда, чтобы украсть эти вещи у старых гопи. И хотя они спят, когда Он уходит
от них, яркая радостная улыбка появляется на их лицах.
#00:47:30#
Поэтому Шрила Гуру Махарадж
сказал однажды: «То, что Кришна вор, — это наша великая удача». Поскольку
мы настолько привыкли к тому, что нами пытаются воспользоваться, что мы
воздвигли вокруг своего сердца огромные стены, как стены Кремля, чтобы никто не
мог пробраться в наше сердце.
#00:48:17#
Гуру
Махарадж говорит: «Вора не нужно приглашать». Как знаете, вы звоните (и
говорите): «Вы не могли бы сегодня ограбить мою квартиру? Сегодня как раз с
такого-то времени меня не будет». Вор добивается своих собственных целей.
#00:48:38#
…гопӣ-джана-вастра-ха̄рӣ…
…читта-ха̄рӣ
бам̇ш́ӣ-дха̄рӣ…
В конечном
счете Кришна приходит, чтобы похитить сердце. Он входит по Своей собственной
воле, согласно Своим собственным планам. Поэтому Гуру Махарадж говорит: «Это
наша великая удача, что Кришна вор».
#00:49:20#
Итак, нам
следует принять, поверить, что существует мир, свободный от недоверия, обмана,
лжи, и добавить к этому такое отношение: «Как бы Кришна ни захотел обойтись с
нами, это будет хорошо».
Есть ли еще
вопросы?
#00:50:24#
Сварнанги Диди. Есть ли у
Кришны имя, которое указывает на качества обманщика?
#00:50:44#
Шрила Госвами Махарадж. Я не
припоминаю. Гуру Махарадж говорил о Нем так: «Он самодержец, деспот и лжец».
Гуру Махарадж объясняет, что Он стал лжецом, потому что мы не готовы услышать
полную правду, поэтому Он дает нам эту правду по частям.
#00:51:20#
…парокш̣а-ва̄да̄
р̣ш̣айах̣
парокш̣ам̇ мама ча прийам
В «Бхагаватам» приводится такое
сравнение. Так же как вы постепенно, мало-помалу учите ребенка… Мы знаем,
однажды Кришна попросил Юдхиштхиру
Махараджа соврать. Он попросил его: «Объяви им, что Ашваттхама
мертв». Был человек по имени Ашваттхама, но был еще и слон с тем же именем.
Поэтому можно было сказать, что это была «белая» ложь.
#00:52:24#
…каунтейа
пратиджа̄нӣхи,
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати
Поскольку у
Кришны есть такая репутация, Он говорит в Бхагавад-гите:
«О Арджуна, объяви всем, что Мой преданный никогда не погибнет». Он имеет
в виду, что «поскольку Моя репутация такова, что люди могут решить, что в каких-то
случаях Я могу не сдержать Свое слово», поэтому [Он] говорит: «О Арджуна,
ты объяви всем: „Мой преданный никогда не погибнет“». Потому что Бхишмадев
однажды заставил Кришну нарушить Свое обещание, ведь Кришна пообещал, что Он не
будет сражаться на Курукшетре,
не возьмет в руки оружие.
#00:53:37#
Бхишмадев
добился того, чтобы Кришна спустился со Своей колесницы, схватил в руки колесо
от нее и ринулся на Бхишмадева, чтобы сокрушить его. Это их игра.
#00:54:08#
Когда
Бхишмадев лежал на смертном ложе, готовясь уйти из этого мира, он вспоминал,
сколь красив был Кришна, когда Он взял в руки колесо и с огромной яростью,
защищая Арджуну, ринулся на Бхишмадева, готовый сокрушить его. Он был настолько
сердит, когда бежал к Бхишмадеву, что даже дхоти
с Него упало, а Бхишмадев тем временем стрелял в Кришну стрелами. Стрелы
попадали в Кришну. У Него шла кровь.
#00:55:01#
Один великий
комментатор «Бхагаватам» поясняет, что, поскольку Бхишмадев такой великий преданный
и поскольку это была их игра, то эти стрелы казались Кришне [подобными] цветам.
Словно Бхишмадев стрелял в Него стрелами из цветов или [это были] любовные
укусы.
#00:55:24#
Итак, это все
для нашего же блага. Как знаете, правительство иногда говорит: «Если мы и лжем,
то только для блага народа».
#00:55:46#
Итак, в
случае с Кришной: поскольку все, что представлено в этом мире, имеет свой
прообраз в мире духовном, то это должно быть представлено в Кришне. Но в случае
с Кришной это все реальное, настоящее. Как в начале мы рассказывали, [как] Кришна
говорит [Яшоде]: «Но Я же не ел земли».
#00:56:14#
Итак, Он
достоин славы, что бы Он ни делал. В апракрита-лиле
Кришны, то есть, когда Он являет Себя подобно обычному человеку, даже те вещи,
которые предосудительны в этом мире, там являются источником Его славы.
#00:56:39#
кр̣ш̣н̣ера
йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу
та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
нара-лӣла̄ра
хайа анурӯпа
Идеальные
игры для того, чтобы явить Кришну во всем Его великолепии. Это игры, когда Он
являет Себя подобным человеку, в человеческом измерении.
#00:57:28#
Однажды была
история с Махапрабху, когда Он тоже ел глину. Мать
Шачи подошла к Нему и сказала: «О Нимай. Зачем? Лучше съешь эти сладости.
Вот у нас есть сладкие шарики в доме». Нимай в ответ начал рассказывать
философию майявады. Он говорил: «Но
разве сладости не являются по сути лишь преобразованной глиной, преобразованной
землей?» На что матушка отвечала: «Да, но точно так же глиняный горшок — это
та же самая земля, глина, но когда эта глина пребывает в земле, она не может
содержать в себе воду, но в форме глиняного горшка она для этого пригодна». На
что Он отвечал: «Мама, ты гений! Почему ты не рассказала Мне об этом раньше?»
Харе Кришна!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
↑
«Я хочу лицезреть Тебя в Твоем
четырехруком образе».
Стих полностью: кирӣт̣инам̇ гадинам̇ чакра-хастам, иччха̄ми тва̄м̇ драш̣т̣ум ахам̇ татхаива /
тенаива рӯпен̣а чатур-бхуджена, сахасра-ба̄хо бхава виш́ва-мӯрте —
«О тысячерукий Господь, вселенский образ! Я страстно желаю увидеть Тебя в
Твоем четырехруком облике, увенчанном короной, с булавой, диском, раковиной и
цветком лотоса в руках» (Бхагавад-гита, 11.46).
↑
«Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я
хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).
↑
Мадж-джанманах̣
пхалам идам̇ мадху-каит̣абха̄ре, мат пра̄ртханӣйа мад ануграха эш̣а эва /
твад бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака-бхр̣тйа-бхр̣тйа-, бхр̣тйасйа бхр̣тйам ити
ма̄м̇ смара локана̄тха — «О Всевышний, Господь всех существ! О убийца
демона Мадху и Каитабхи, я вижу цель моей жизни, свою единственную молитву и
Твою милость лишь в том, чтобы ты помнил обо мне как о Своем слуге, слуге слуги
вайшнава, слуге слуги такого слуги, который служит вайшнаву» («Шри Шри
Прапанна-дживанамритам», 3.13) (молитва Шри Кулашекхары).
↑
«Зажав в зубах пучок соломы и сотни раз
припадая к вашим стопам, я смиренно предлагаю: „О великий, пожалуйста, оставь
все свои мирские знания и просто предложи себя лотосоподобным стопам Чайтанья-чандры“»
(«Шри Чайтанья-чандрамрита», 90).
↑
«Тот, кто смиреннее травинки, более
терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к
себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).
↑
На
према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум /
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н
вр̣тха̄ — Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «В Моем сердце нет и следа
любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную
удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу
бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).
↑
«Я склоняюсь перед Господом Гаурангой,
чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого
милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую
любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век
Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).
↑
Харш̣е
прабху кахена, — «ш́уна сварӯпа-ра̄ма-ра̄йа / на̄ма-сан̇кӣртана —
калау парама упа̄йа» — «Охваченный великой радостью Шри Чайтанья Махапрабху
сказал: „Мои дорогие Сварупа Дамодар и Рамананда Рай, знайте же, что повторение
святых имен является самым действенным путем к освобождению в этот век Кали“»
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.8).
↑
«Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные
желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было
устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11;
цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.167)).
↑
Ахаста̄ни
сахаста̄на̄м, апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇, джӣво
джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные
ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон
гласит: одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47).
↑
Ра̄ва̄н̣а̄нтакара,
ма̄кхона-таскара, гопӣ-джана-вастра-ха̄рӣ / враджера ра̄кха̄ла,
гопа-вр̣нда-па̄ла, читта-ха̄рӣ бам̇ш́ӣ-дха̄рӣ — «В облике Рамачандры
Он победил царя Равану. Когда Он явился как Кришна, то воровал масло у старших гопи и похищал одежды юных гопи, когда те купались в Ямуне. Он —
пастушок Враджи и защитник пастушков. Он похищает сердца и не расстается с
флейтой» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Вибхавари шеша», 4).
↑
Веда̄
брахма̄тма-виш̣айа̄с, три-ка̄н̣д̣а-виш̣айа̄ име / парокш̣а-ва̄да̄
р̣ш̣айах̣ парокш̣ам̇ мама ча прийам — «Суть Вед, состоящих из трех
разделов, заключается в том, что живое существо — это чистая,
нематериальная душа. Однако язык ведических риши
и мантр понятен лишь избранным, и Мне
тоже нравятся такие таинственные высказывания» («Шримад-Бхагаватам», 11.21.35).
↑
Кш̣ипрам̇
бхавати дхарма̄тма̄, ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати / каунтейа
пратиджа̄нӣхи, на ме бхактах̣ пран̣аш́йати — «Такая личность вскоре
станет праведной и навсегда обретет мир в душе. Сын Кунти, объяви каждому, что
Мой преданный никогда не погибнет!» (Бхагавад-гита, 9.31).
↑
«Самая высшая форма Господа — это
Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно
человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он
участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри
Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 257.9 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Для того, чтобы достичь того мира, где все
обретается через звук, необходимо смирение
(29 мая 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
[Премадхвани.]
#00:01:40#
Шрила Госвами Махарадж. Дандаваты всем. Есть ли у кого-нибудь
вопросы? Вы все знакомы с сознанием Кришны. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы,
на которые я мог бы ответить?
Шачи Сута Прабху. Махарадж,
что такое быть смиренным?
#00:02:24#
Шрила Госвами Махарадж. Мы часто
слышим, что это качество является фундаментом духовной жизни. Ведь мы можем
прочесть многие вещи. Мы можем много чего понять, но если при этом у нас не
появится смирение, то как мы сможем приблизиться к Божественному? Ведь смирение
по природе своей является естественной реакцией на приближение к чему-то
великому.
#00:03:19#
Один из
изъянов майявады заключается в том,
что они предлагают идею «со ’хам» —
«я велик». Мирской гуманизм предлагает схожую идею, что каждый из нас, как
индивидуум, очень велик. Соответственно, нам предлагают мысль о том, что цель
жизни каждого из нас — это реализовывать себя, свои интересы, как мы сейчас
их себе представляем.
#00:04:25#
Чтобы
пояснить природу смирения, Шрила Гуру Махарадж
приводил простые примеры. Например, когда мы выходим на берег океана, чувствуем
близость к чему-то столь великому, естественным образом в нас рождается чувство
незначительности и смирения, понимания, сколь мы незначительны по сравнению с
этим океаном.
#00:05:00#
Если мы
смотрим в небо и видим множество звезд, планет или смотрим на небо посредством
телескопа, такого как Хаббл, и видим огромное количество галактик, [то] естественным
образом подобное зрелище рождает в нас смирение.
#00:05:41#
Поэтому даже
те люди, которые, казалось бы, не верят в Бога, не выражают этого внешне. Например,
ученые, соприкасаясь с безграничным аспектом Вселенной, с бесконечностью
природы, даже они выражают определенное смирение со своей стороны.
#00:06:19#
В
одиннадцатой главе Бхагавад-гиты,
которая называется «Вират-рупа,
или вселенская форма», мы видим, как Кришна, несмотря на то, что Он окружен
готовыми к сражению армиями на колесницах, в этих обстоятельствах Он являет Арджуне
Свой вселенский облик, вират-рупу.
#00:06:41#
Шрила
Гуру Махарадж говорил, что это что-то вроде гипноза. Как специалист по
гипнозу способен внушить человеку, чтобы тот видел то, что он [гипнотизер] хочет,
чтобы видел [гипнотизируемый]. Подобным же образом тот видит то, что ему
внушают.
#00:07:10#
Итак, Арджуна
увидел этот непостижимо великий и даже ужасающий облик [Всевышнего]. В какой-то
момент, видя столь великое проявление, Арджуна говорит Кришне: «Прости меня.
Теперь я вижу Твое величие. Прости меня за то, что в прошлом я иногда сидел с Тобой
на одном уровне. Я шутил с Тобой, словно мы друзья. Прости меня за подобные
проявления [непочтения]». Это очевидный аспект Безграничного.
#00:08:14#
Когда мы
видим нечто столь необъятное, столь безграничное и чувствуем в сравнении с этим
свою незначительность, ничтожность, естественным образом чувство смирения
заполняет наше сердце. Но если мы погрузимся глубже в сознание Кришны, то мы
найдем обратное явление.
#00:09:11#
…тенаива
рӯпен̣а чатур-бхуджена…[1]
В какой-то
момент Арджуна был настолько впечатлен и даже напуган вселенской формой Кришны,
что он попросил Его: «Пожалуйста, яви мне Свою четырехрукую форму, облик Вишну».
Он [Шри Кришна] показывает это и затем в конце являет Свой двухрукий облик,
облик [человекоподобного] Кришны и говорит: «На самом деле именно этот облик,
что ты сейчас видишь перед собой, именно это Мой самый сокровенный образ, тот
самый образ, знакомый тебе с давних времен». Именно эту форму великие боги,
мудрецы, мыслители мечтают увидеть хотя бы мельком.
#00:10:41#
Однажды в кришна-лиле, когда Кришна играл со Своими
друзьями, как иногда бывает в играх между детьми, возникла потасовка. Дети
пожаловались маме Кришны, матушке Яшоде, о том, что Кришна ел землю. Они
хотели, чтобы мама рассердилась на Него и отругала.
#00:11:21#
Мама Яшода
позвала к себе Кришну и сказала:
— Правда
ли то, что они говорят? Ты ел землю?
— Нет,
нет. Просто мы играли, и, поскольку Я их победил, они хотят, чтобы у Меня были
неприятности. Если ты Мне не веришь, то посмотри в Мой рот, и ты увидишь, есть
ли у Меня там земля.
Так Кришна открыл
рот. Матушка Яшода заглянула туда и увидела там планету Землю и Солнечную систему,
Млечный путь, множество галактик, бесчисленные вселенные и все это в Кришне, вот
в таком маленьком.
— Ну,
что, землю видно?
#00:12:33#
Наконец она
увидела там, во рту Кришны, саму себя, заглядывающую в рот Кришне. Это ее очень
запутало и даже напугало. В какое-то мгновение, на один момент, она подумала
даже: «Только под влиянием йога-майи
я думаю, что Кришна мой сын, а я Его мама». Только на мгновение эти мысли
коснулись ее.
#00:13:19#
Она раньше
слышала во Вриндаване слухи от других обитателей Вриндавана о том, что «Гопал
не такой, как мы все, Он особенный. Он кто-то из полубогов, а может быть даже
сам Всевышний». На мгновение мысль об этом коснулась ее. Как знаете, если слышите
какие-то слухи, сплетни, иногда это может коснуться вас на мгновение.
#00:13:55#
Тут рядом
пробегала кошка и громко мяукнула. Кришна испугался звука этой кошки и
схватился за маму. Яшода обняла Его и подумала: «Нет. Это все-таки мой сын. Эти
все мысли — это временное безумие, что-то нашло на меня. Ну ладно, больше
так не делай. Иди, играй». Является ли это смирением?
#00:14:57#
Чистая
преданность высочайшей категории являет свое величие, когда верховный,
всевышний, безграничный Господь оказывается подчинен тому, что кажется ограниченным,
как в данном случае, но мы видим: чем глубже преданный проникает в глубины
позитивной реальности, тем более глубокие негативные чувства он рождает в себе.
#00:15:41#
джага̄и
ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха[2]
Кришнадас
Кавирадж Госвами, автор «Чайтанья-чаритамриты» —
по словам Шрилы
Шридхара Махараджа, величайшего произведения, когда-либо видевшего свет солнца
и [явленного] во всех временах, пространствах и творениях. Автор этого
произведения выражает крайне низкую, негативную оценку себя, своего положения.
Поскольку именно через выражение такой негативной самооценки можно привлечь
высшее позитивное начало, а не высокомерным самоутверждением своих мнимых
достижений. Необходимо, напротив, искреннее, открытое выражение того, что ты пребываешь
в нужде, ты нуждаешься в помощи.
#00:17:17#
Мы сейчас
находимся под атакой гуманистической пропаганды. Нам говорят: «Ты номер один».
Или в рекламе Лореаль нам говорят: «Почему? Потому, что вы этого достойны». Или
Найк: «Просто сделай это». То есть, что бы тебе ни говорила твоя совесть, какие
бы сомнения у тебя ни были, отбрось все, это ведь ты номер один. Ты этого
достоин, просто делай это. В конечном счете кампания майявади еще даже хуже лозунгов Лореаля, поскольку являет собой
полную противоположность вайшнавизма.
#00:18:28#
…твад
бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака…[3]
Ведь в
вайшнавизме высшее устремление — это стать слугой слуги слуги Кришны.
#00:18:52#
Майявади говорят: со ’хам, то есть утверждают: «То бесконечное, тот Бог — я и есть
Он». Гуру
Махарадж иногда говорил, что это такая последовательность: «Я твой»; следующий
шаг: «Ты мой»; следующий шаг: «Я — это Ты». В этом нет смирения. Это высокомерие
в высшем проявлении.
#00:19:57#
Поэтому
преданные, которые сумели уловить очарование, сладость, красоту того
безграничного мира, выражают свое стремление, свою готовность занять самое
незначительное положение, лишь бы связанное с тем миром.
#00:20:26#
Как в Индии
некие люди, услышав проповедь наших учителей о том, что наше устремление —
стать слугой слуги слуги слуги, сказали: «Да, эти люди проповедуют рабство». Они
продолжали: «В то время как мы гуманисты, мы ратуем за свободу».
#00:21:06#
Шрила Сарасвати
Тхакур в ответ на подобные возражения сказал: «Быть слугой Кришны — это
самое достойное и высокое положение для человека, это не принижает его
достоинства. Напротив, проявляет его достоинства в высочайшем проявлении».
#00:21:39#
Иногда мы
думаем, что, вступив с каким-то человеком в романтические отношения, мы сумеем
управлять этим человеком и наслаждаться им. В родительских отношениях отношение
обратно: там, напротив, родитель бескорыстно отдает себя ребенку, служит ему.
#00:22:26#
Итак, каковы
перспективы нашей жизни? Это выбор, считаем ли мы, что мы сумеем реализовать
себя через потребление или через то, чтобы позволить, чтобы другой кто-то, кто
выше нас, употребил нас через [нашу] преданность [ему].
#00:22:54#
Шрила
Шридхар Махарадж рассказывал однажды, что во времена Ганди тот объявил, что ему
нужен помощник, личный помощник, что интересно. Занять это положение хотели
высочайшие люди, величайшие люди Индии — миллионеры, великие мыслители,
выдающиеся деятели. Все они были готовы стать слугой Махатмы Ганди. Почему?
Потому что они думали таким образом: «Он, Махатма Ганди, настолько велик, что,
будучи рядом с ним в какой бы то ни было роли, мы чрезвычайно обогатимся».
#00:24:02#
Как же это
совместить с пропагандой гуманизма, которая говорит: «Нет, я никому не служу, никто
мне не указ»? Здесь они думали: «Он, Ганди, настолько велик, что, будучи рядом
с ним в любой роли, я обрету более высокое положение, я обрету подлинное
достоинство».
#00:24:43#
Как если бы
кто-то сказал:
— О, вы
видите того человека? Это личный помощник Махатмы Ганди.
— О,
какой человек!
Что уж тогда
говорить о связи с высшим абсолютным существом [Богом]? [Великое благо,] если
кто-то сумеет стать Его личным спутником, помощником.
#00:25:19#
Поэтому Шрила
Сарасвати Тхакур заключил, что подобное положение слуги слуги слуги — это
не деградация человеческой природы, но, напротив, высочайшее проявление
человеческого достоинства. Мы находимся во власти предрассудков, основанных на
нашем ограниченном житейском опыте. Основываясь на предрассудках, которые мы
черпаем из ограниченного опыта ограниченных существ, мы пытаемся измерить
безграничное. Это не поможет, скорее, станет препятствием.
#00:26:20#
Один великий
преданный Махапрабху,
Прабодхананда
Сарасвати, написал одну особенную молитву об этом:
#00:26:28#
данте
нидха̄йа тр̣н̣акам̇ падайор нипатйа,
кр̣тва̄ ча ка̄ку-ш́атам этад ахам̇ бравӣми
хе са̄дхавах̣ сакалам эва виха̄йа дӯра̄д,
гаура̄н̇га-чандра-чаран̣е курута̄нура̄гам[4]
Он говорит: «Мои
дорогие друзья, я обращаюсь к вам с полным смирением, со сложенными ладонями, с
соломинкой, зажатой между зубов. Вы такие почтенные люди, такие образованные и
способные! Я прошу вас лишь об одной услуге, и, поскольку вы столь возвышенны,
я уверен, что вы исполните мою просьбу. Моя просьба такова: забудьте все, что
знаете, и обратите свое внимание к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи
Махапрабху».
#00:27:54#
тр̣н̣а̄д
апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[5]
Поскольку в
учении Махапрабху смирение является фундаментом.
#00:28:10#
на
према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау,
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…[6]
Махапрабху
говорит сам о Себе: «У Меня нет даже намека на аромат кришна-премы, что уж говорить хотя бы о капле этой божественной
субстанции?»
#00:28:45#
намо
маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[7]
Тем не менее
Рупа
Госвами говорит о Нем [Махапрабху]: «Почему же Он низошел, несмотря на то,
что Он говорит, что лишен кришна-премы?
Для чего Он низошел в этот мир? Для того, чтобы даровать высочайший дар кришна-премы всем и каждому».
#00:29:20#
…на̄ма-сан̇кӣртана —
калау парама упа̄йа[8]
Мы можем
обрести связь с этим божественным миром через воспевание Харе Кришна маха-мантры. Для того, чтобы достичь
этого мира, того мира, где все обретается через звук, необходимо смирение.
#00:30:04#
Как минимум
требуется базовое понимание, а именно то, к чему мы стремимся, то, чего мы ищем:
это нечто более высокое и великое, чем мы сами.
Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга
Радха-Мадхава-Сундарджиу, ки джай!
Есть ли еще
вопросы?
#00:30:26#
Преданная. Хочется понять, в какой
степени проявляется в жизни преданных карма
и милость Кришны и Гурудева — таких преданных, как я. Конечно, не возвышенных
преданных. Потому что я поняла, что большая часть моих действий [совершается], конечно
же, с корыстными целями. Соответственно, карма
нарабатывается. То есть получается, что все-таки в большей степени я живу по карме, которая [заработана] в прошлых перерождениях,
в этом рождении, [и] которую сейчас мы должны проработать. Или все-таки в какой-то
степени [действует и] милость тоже? Как они взаимодействуют?
#00:31:45#
Шрила Госвами Махарадж. Шрила Гурудев
любил цитировать слова одного духовного брата Шрилы Шридхара Махараджа. О какого
рода вайшнаве идет речь? На один процент, на пять процентов, на двадцать
процентов, на пятьдесят процентов (или) больше? Итак, по вашим собственным
словам, вы признаете, что ваше положение — это смешанное положение. То,
что иногда называют карма-мишра-бхакти
и гьяна-мишра-бхакти.
#00:32:28#
анйа̄бхила̄ш̣ита̄
ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[9]
Что касается
чистой преданности, то об этой чистой преданности Шрила Рупа Госвами написал
книгу и в ней написал: «Чистая преданность лишена даже малейших примесей
стремлений к карме или гьяне». Мы понимаем, что положение вещей
сейчас таково.
#00:33:21#
Благодаря
тому, что мы совершаем служение под руководством чистого вайшнава, постепенно
наши оболочки, наслоения на наше подлинное «я» уходят. Сквозь эти оболочки
начинает сиять, начинает светить наш подлинный духовный облик с его духовными качествами.
#00:34:10#
Что касается
суждения о нашем уровне или измерения нашего положения, то необходимо
рассмотреть следующее: что из того, что мы делаем, делается для удовлетворения
вайшнава по его просьбе, для того чтобы он был счастлив? Что из того, что мы
делаем, мы делаем для себя, по своим соображениям?
#00:34:37#
Карма-канда означает [то], когда мы
навязываем свои желания Высшему. Преданность — это полностью обратная
ситуация, когда мы принимаем желания Высшего, игнорируя свои собственные. Это
здоровое положение для нас — признавать свое несовершенство и надеяться,
что постепенно благодаря общению с вайшнавами и служению им этот процент, о
котором мы говорили раньше, наш процент преданности будет возрастать.
Есть ли еще
вопросы?
#00:35:34#
Преданная. У меня возникает вопрос: насколько
важна мотивация в нашем служении? Пример, известный всем: предыстория Прахлада
(Махараджа), когда он очищал храм Нрисимхи
с совершенно другой мотивацией, но получил при этом духовную реализацию. Насколько
в нашем служении должно быть вдохновение, такое сознание? Все равно служение
надо выполнять [при неверной мотивации] или прекращать его?
#00:36:28#
Шрила Госвами Махарадж. Чистая
преданность означает, что нет никаких посторонних мотивов. Опять же, если вы хотите
использовать этот термин — мотив, то давайте скажем так: когда вашим мотивом
является отдание себя или вручение себя руководству вайшнава, в этом случае вы
приближаетесь к миру чистой преданности.
#00:37:15#
Мы много раз
слышали, как Шрила
Гурудев рассказывал, когда он впервые пришел к Шриле Шридхару Махараджу,
тот спросил его: «Готов ли ты слушаться меня, а не своего ума?» Итак, когда мы
следуем руководству садху, Гуру, шастр, вайшнава, а не нашего ума, тогда
мы движемся в верном направлении.
Есть ли еще
вопросы?
#00:37:51#
Преданная. Я хотела бы спросить [следующее].
Господь Чайтанья, говорят, оставил после Себя восемь стихов и больше ничего. В
общем, ничего и ни в каких изданиях, [например] в «Чайтанья-чаритамрите», не
написано, что нужно воспевать именно Харе Кришна маха-мантру. Вот это я хотела прояснить.
#00:38:12#
Ашутош Кришна Прабху. То есть вопрос
[в том], до какой степени это правда?
#00:38:35#
Шрила Госвами Махарадж. В «Чайтанья-Бхагавате»
зато есть [указание на это]. Обратитесь к «Чайтанья-Бхагавате», там вы найдете
Харе Кришна маха-мантру и описание
того, как Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи пели именно Харе Кришна маха-мантру. Иногда используется
выражение нам-санкиртана. Маха-мантра — это нам-санкиртана. Не волнуйтесь. Они
повторяют кришна-нам.
#00:39:27#
Преданный. Я хотел спросить. Обычно все
говорят, что обязательно ты ошибаешься или тебе соврут, [поэтому] никому нельзя
доверять, даже себе. Но нужно же предаться Гуру и делать все, что он тебе говорит,
безоговорочно. Как это противоречие разрешить, ведь с точки зрения обычных
людей [ты] поступаешь глупо, когда доверяешь кому-либо? Какое основание здесь
положительное?
#00:40:36#
Шрила Госвами Махарадж. Прежде
всего начните с того, чтобы задать самому себе следующий вопрос: находясь в
мире, где никому нельзя доверять (и мы понимаем почему — потому что этот
мир эксплуатации), готовы ли вы, находясь в этом мире, принять возможность, что,
возможно, существует мир, где нет эксплуатации и обмана, мир, где все основано
на доверии?
#00:41:04#
…джӣво
джӣвасйа джӣванам[10]
Закон мира
эксплуатации таков: одно живое существо выживает, эксплуатируя других. Поэтому
здесь нам приходится проявлять осторожность — на каждом шагу в своей жизни,
в любых отношениях с людьми, — чтобы не стать жертвами эксплуатации.
#00:41:50#
Для этого
создаются правительства, политические системы и так далее. По сути,
существование подобных систем — это косвенное признание склонности к
эксплуатации, которая живет в каждом. Таким образом, все граждане собираются
вместе и организовывают какую-то политическую систему, будь это демократия или
иная система, и говорят: «Давайте договоримся, что будем жить таким образом,
чтобы контролировать, сдерживать эксплуатацию». Политические системы — не
тема нашей лекции. Мы просто говорим о том, что эти системы существуют, чтобы
сдерживать эксплуатацию.
#00:43:03#
Тот, кто хочет
посвятить себя богоцентрической культуре, поискам Бога, должен спросить себя: «Готов
ли я принять, что существует такой мир, который свободен от эксплуатации,
который, напротив, основан на преданности? Готов ли я принять, что есть такой
мир и его обитатели свободны от каких-либо склонностей эксплуатировать?» Если
выразить совсем просто: «Если у меня есть искреннее желание обрести связь с
Богом, то нужно ли мне бояться того, что Он будет меня эксплуатировать, потому
что мой опыт в этом мире таков, что каждый меня эксплуатирует в той или иной
степени?»
#00:44:11#
Итак, надо
ли мне беспокоиться о том, что Бог тоже может обмануть меня, особенно такой
Бог, как Кришна, который известный обманщик, вор, много разного. Итак, могу ли
я вступить в такие отношения с Кришной, чтобы Он меня не обманул?
#00:45:22#
В «Прапанна-дживанамритам»
есть одна шлока, которая очень
нравилась Шриле Гурудеву. В этой шлоке
сказано, описано, как Кришна слышит звуки, как мама Яшода и другие гопи начинают взбивать молоко, чтобы
получить из него йогурт и масло, и при этом браслеты на них начинают звенеть,
издавать мелодичные звуки. Слыша эти звуки, Он начинает пробираться в кладовку,
где хранят масло и йогурт. На Кришне тоже надеты различные браслеты,
колокольчики на ногах, на руках. Поэтому Он придерживает все эти колокольчики,
чтобы не издавать звука, когда Он крадется в кладовку. Он хитрый, Он же Кришна.
Наконец Он пробирается к йогурту, берет его и задувает прадип, светильник, который находится там, чтобы убежать с этим
йогуртом.
#00:46:46#
Женщины
говорят: «Наверное, это сквозняк задул свечу». Иногда Он это делает, когда они
спят. Очень тихо пробирается туда, чтобы украсть эти вещи у старых гопи. И хотя они спят, когда Он уходит
от них, яркая радостная улыбка появляется на их лицах.
#00:47:30#
Поэтому Шрила Гуру Махарадж
сказал однажды: «То, что Кришна вор, — это наша великая удача». Поскольку
мы настолько привыкли к тому, что нами пытаются воспользоваться, что мы
воздвигли вокруг своего сердца огромные стены, как стены Кремля, чтобы никто не
мог пробраться в наше сердце.
#00:48:17#
Гуру
Махарадж говорит: «Вора не нужно приглашать». Как знаете, вы звоните (и
говорите): «Вы не могли бы сегодня ограбить мою квартиру? Сегодня как раз с
такого-то времени меня не будет». Вор добивается своих собственных целей.
#00:48:38#
…гопӣ-джана-вастра-ха̄рӣ…
…читта-ха̄рӣ
бам̇ш́ӣ-дха̄рӣ…[11]
В конечном
счете Кришна приходит, чтобы похитить сердце. Он входит по Своей собственной
воле, согласно Своим собственным планам. Поэтому Гуру Махарадж говорит: «Это
наша великая удача, что Кришна вор».
#00:49:20#
Итак, нам
следует принять, поверить, что существует мир, свободный от недоверия, обмана,
лжи, и добавить к этому такое отношение: «Как бы Кришна ни захотел обойтись с
нами, это будет хорошо».
Есть ли еще
вопросы?
#00:50:24#
Сварнанги Диди. Есть ли у
Кришны имя, которое указывает на качества обманщика?
#00:50:44#
Шрила Госвами Махарадж. Я не
припоминаю. Гуру Махарадж говорил о Нем так: «Он самодержец, деспот и лжец».
Гуру Махарадж объясняет, что Он стал лжецом, потому что мы не готовы услышать
полную правду, поэтому Он дает нам эту правду по частям.
#00:51:20#
…парокш̣а-ва̄да̄
р̣ш̣айах̣
парокш̣ам̇ мама ча прийам[12]
В «Бхагаватам» приводится такое
сравнение. Так же как вы постепенно, мало-помалу учите ребенка… Мы знаем,
однажды Кришна попросил Юдхиштхиру
Махараджа соврать. Он попросил его: «Объяви им, что Ашваттхама
мертв». Был человек по имени Ашваттхама, но был еще и слон с тем же именем.
Поэтому можно было сказать, что это была «белая» ложь.
#00:52:24#
…каунтейа
пратиджа̄нӣхи,
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати[13]
Поскольку у
Кришны есть такая репутация, Он говорит в Бхагавад-гите:
«О Арджуна, объяви всем, что Мой преданный никогда не погибнет». Он имеет
в виду, что «поскольку Моя репутация такова, что люди могут решить, что в каких-то
случаях Я могу не сдержать Свое слово», поэтому [Он] говорит: «О Арджуна,
ты объяви всем: „Мой преданный никогда не погибнет“». Потому что Бхишмадев
однажды заставил Кришну нарушить Свое обещание, ведь Кришна пообещал, что Он не
будет сражаться на Курукшетре,
не возьмет в руки оружие.
#00:53:37#
Бхишмадев
добился того, чтобы Кришна спустился со Своей колесницы, схватил в руки колесо
от нее и ринулся на Бхишмадева, чтобы сокрушить его. Это их игра.
#00:54:08#
Когда
Бхишмадев лежал на смертном ложе, готовясь уйти из этого мира, он вспоминал,
сколь красив был Кришна, когда Он взял в руки колесо и с огромной яростью,
защищая Арджуну, ринулся на Бхишмадева, готовый сокрушить его. Он был настолько
сердит, когда бежал к Бхишмадеву, что даже дхоти
с Него упало, а Бхишмадев тем временем стрелял в Кришну стрелами. Стрелы
попадали в Кришну. У Него шла кровь.
#00:55:01#
Один великий
комментатор «Бхагаватам» поясняет, что, поскольку Бхишмадев такой великий преданный
и поскольку это была их игра, то эти стрелы казались Кришне [подобными] цветам.
Словно Бхишмадев стрелял в Него стрелами из цветов или [это были] любовные
укусы.
#00:55:24#
Итак, это все
для нашего же блага. Как знаете, правительство иногда говорит: «Если мы и лжем,
то только для блага народа».
#00:55:46#
Итак, в
случае с Кришной: поскольку все, что представлено в этом мире, имеет свой
прообраз в мире духовном, то это должно быть представлено в Кришне. Но в случае
с Кришной это все реальное, настоящее. Как в начале мы рассказывали, [как] Кришна
говорит [Яшоде]: «Но Я же не ел земли».
#00:56:14#
Итак, Он
достоин славы, что бы Он ни делал. В апракрита-лиле
Кришны, то есть, когда Он являет Себя подобно обычному человеку, даже те вещи,
которые предосудительны в этом мире, там являются источником Его славы.
#00:56:39#
кр̣ш̣н̣ера
йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу
та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
нара-лӣла̄ра
хайа анурӯпа[14]
Идеальные
игры для того, чтобы явить Кришну во всем Его великолепии. Это игры, когда Он
являет Себя подобным человеку, в человеческом измерении.
#00:57:28#
Однажды была
история с Махапрабху, когда Он тоже ел глину. Мать
Шачи подошла к Нему и сказала: «О Нимай. Зачем? Лучше съешь эти сладости.
Вот у нас есть сладкие шарики в доме». Нимай в ответ начал рассказывать
философию майявады. Он говорил: «Но
разве сладости не являются по сути лишь преобразованной глиной, преобразованной
землей?» На что матушка отвечала: «Да, но точно так же глиняный горшок — это
та же самая земля, глина, но когда эта глина пребывает в земле, она не может
содержать в себе воду, но в форме глиняного горшка она для этого пригодна». На
что Он отвечал: «Мама, ты гений! Почему ты не рассказала Мне об этом раньше?»
Харе Кришна!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] «Я хочу лицезреть Тебя в Твоем
четырехруком образе».
Стих полностью: кирӣт̣инам̇ гадинам̇ чакра-хастам, иччха̄ми тва̄м̇ драш̣т̣ум ахам̇ татхаива /
тенаива рӯпен̣а чатур-бхуджена, сахасра-ба̄хо бхава виш́ва-мӯрте —
«О тысячерукий Господь, вселенский образ! Я страстно желаю увидеть Тебя в
Твоем четырехруком облике, увенчанном короной, с булавой, диском, раковиной и
цветком лотоса в руках» (Бхагавад-гита, 11.46).
[2] «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я
хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).
[3] Мадж-джанманах̣
пхалам идам̇ мадху-каит̣абха̄ре, мат пра̄ртханӣйа мад ануграха эш̣а эва /
твад бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака-бхр̣тйа-бхр̣тйа-, бхр̣тйасйа бхр̣тйам ити
ма̄м̇ смара локана̄тха — «О Всевышний, Господь всех существ! О убийца
демона Мадху и Каитабхи, я вижу цель моей жизни, свою единственную молитву и
Твою милость лишь в том, чтобы ты помнил обо мне как о Своем слуге, слуге слуги
вайшнава, слуге слуги такого слуги, который служит вайшнаву» («Шри Шри
Прапанна-дживанамритам», 3.13) (молитва Шри Кулашекхары).
[4] «Зажав в зубах пучок соломы и сотни раз
припадая к вашим стопам, я смиренно предлагаю: „О великий, пожалуйста, оставь
все свои мирские знания и просто предложи себя лотосоподобным стопам Чайтанья-чандры“»
(«Шри Чайтанья-чандрамрита», 90).
[5] «Тот, кто смиреннее травинки, более
терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к
себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).
[6] На
према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум /
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н
вр̣тха̄ — Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «В Моем сердце нет и следа
любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную
удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу
бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).
[7] «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой,
чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого
милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую
любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век
Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).
[8] Харш̣е
прабху кахена, — «ш́уна сварӯпа-ра̄ма-ра̄йа / на̄ма-сан̇кӣртана —
калау парама упа̄йа» — «Охваченный великой радостью Шри Чайтанья Махапрабху
сказал: „Мои дорогие Сварупа Дамодар и Рамананда Рай, знайте же, что повторение
святых имен является самым действенным путем к освобождению в этот век Кали“»
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.8).
[9] «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные
желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было
устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11;
цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.167)).
[10] Ахаста̄ни
сахаста̄на̄м, апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇, джӣво
джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные
ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон
гласит: одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47).
[11] Ра̄ва̄н̣а̄нтакара,
ма̄кхона-таскара, гопӣ-джана-вастра-ха̄рӣ / враджера ра̄кха̄ла,
гопа-вр̣нда-па̄ла, читта-ха̄рӣ бам̇ш́ӣ-дха̄рӣ — «В облике Рамачандры
Он победил царя Равану. Когда Он явился как Кришна, то воровал масло у старших гопи и похищал одежды юных гопи, когда те купались в Ямуне. Он —
пастушок Враджи и защитник пастушков. Он похищает сердца и не расстается с
флейтой» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Вибхавари шеша», 4).
[12] Веда̄
брахма̄тма-виш̣айа̄с, три-ка̄н̣д̣а-виш̣айа̄ име / парокш̣а-ва̄да̄
р̣ш̣айах̣ парокш̣ам̇ мама ча прийам — «Суть Вед, состоящих из трех
разделов, заключается в том, что живое существо — это чистая,
нематериальная душа. Однако язык ведических риши
и мантр понятен лишь избранным, и Мне
тоже нравятся такие таинственные высказывания» («Шримад-Бхагаватам», 11.21.35).
[13] Кш̣ипрам̇
бхавати дхарма̄тма̄, ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати / каунтейа
пратиджа̄нӣхи, на ме бхактах̣ пран̣аш́йати — «Такая личность вскоре
станет праведной и навсегда обретет мир в душе. Сын Кунти, объяви каждому, что
Мой преданный никогда не погибнет!» (Бхагавад-гита, 9.31).
[14] «Самая высшая форма Господа — это
Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно
человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он
участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри
Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).