
«Природа святости». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж, Шрипад Б. В. Махайоги Прабху. 8 августа 2014 года | Москва, Кисельный | Фестиваль Vedalife
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Шрипад Бхакти Видхан Махайоги Прабху
Природа святости
(8 августа 2014 года | Москва, Кисельный | Фестиваль Vedalife)
Мадхусудан Махарадж. Рупа Госвами был выбран самим Махапрабху, чтобы возглавить Его сампрадаю. Мы знаем, что у Махапрабху было очень много квалифицированных вайшнавов, не просто вайшнавов, но Его спутников. И все они признали в Рупе Госвами духовного авторитета, он был выбран Махапрабху главой [сампрадаи]. С Махапрабху пришли многие возвышенные личности. Вместе с Ним [пришли] Его спутники, такие как Рамананда Рай и другие. Многие из этих вайшнавов были, согласно традиции и вайшнавскому этикету, старше Рупы Госвами. Тем не менее на одном из собраний всех вайшнавов и спутников Махапрабху сам Чайтанья Махапрабху лично указал на Рупу Госвами и попросил всех присутствующих поддержать и принять его как главу, продолжателя Его сампрадаи.
#00:02:44#
В прошлом году зимой мы были с Авадхутом Махараджем и некоторыми преданными в Аллахабаде, Праяге, месте слияния святых рек — Ганги, Ямуны и [мистической] Сарасвати. Это как раз то место, где после принятия санньясы Махапрабху, после посещения Им Южной Индии и Вриндавана, Он пришел туда и именно там указал на Рупу Госвами как на Своего преемника.
[В алтарную заходит Махайоги Прабху. Ему предлагают место и гирлянду.]
Джай Махайоги Прабху!
#00:04:49#
Махапрабху несколько раньше указал на Рупу Госвами как на особую личность. Но именно в Праяге Он обозначил его как продолжателя сампрадаи.
#00:05:40#
Праяг — это одно из трех мест, куда упали капли нектара бессмертия [амриты], после того как пахтали причинный океан полубоги и демоны. Еще два места — это Харидвар и Удджайн. Это такие места, куда приходят миллионы индусов, чтобы получить освобождение. Это три места, куда упали эти капли нектара бессмертия. Если в определенное время человек совершит там омовение, то он освободится от своей кармы[1].
#00:07:09#
Мы знаем от Рупы Госвами, Чайтаньи Махапрабху, что подлинное освобождение это не просто освобождение от кармы. Это [возможность] получить доступ в лилы Шри Кришны. Когда Махапрабху пришел в Праяг, Он первым делом посетил храм Бинду-Мадхавы. Это храм Кришны под именем Бинду-Мадхавы, который считается главным храмом в Праяге. Рядом с эти храмом находится Ашвамедха-гхат, где как раз Махапрабху наставлял Рупу Госвами. После того как Он несколько дней давал наставления Рупе Госвами, Он послал его во Вриндаван. Несмотря на то, что Рупа Госвами был очень привязан к Махапрабху, испытывал глубокие чувства к Нему, тем не менее он был вынужден следовать наставлениям идти во Вриндаван.
#00:09:43#
Праяг — место, где Шри Чайтанья Махапрабху давал наставления Рупе Госвами и конкретное указание, чтобы тот шел во Вриндаван, написал, раскрыл эту сиддханту более подробно в своих книгах, а также открыл потерянные, забытые места со времен Шри Кришны.
#00:10:26#
Мы знаем, что с Рупой Госвами связано много игр во время его пребывания во Вриндаване. Одна из них — это как Рупа Госвами [открыл] божество Радхи-Говиндаджи. Искренне пытаясь исполнить наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, Рупа Госвами общался с местными старожилами во Вриндаване, изучал, чтобы найти это древнее божество Говиндаджи. После долгих поисков он получил некий намек, когда местные дхама-баси сказали: «Мы не знаем, где конкретно находится божество Говиндаджи, но есть необычное явление, которое мы наблюдаем каждый день: на вершину одного из холмов приходит корова и поливает своим молоком этот холм». Тогда Рупа Госвами пришел на это место, разыскал этот холм, и там он обнаружил это древнее божество Говиндаджи. До сегодняшнего дня это место, этот храм, который был там позже возведен, храм Шри Говиндаджи, является одним из основных храмов во Вриндаване. Строительство самого здания этого храма, Шри Говиндаджи, организовал Рагхунатх Бхатта Госвами.
#00:14:04#
Со временем Джива Госвами, который был последователем Рупы Госвами, организовал бхаджан-кутир для Рупы Госвами, прямо за своим храмом Радхи-Дамодара во Вриндаване. Также Джива Госвами, так как он был следующего поколения вайшнавом, более молодым, чем [вайшнавы] поколения Рупы Госвами, он организовал там сат-сангу, встречи общества вайшнавов. Это также проходило в храме Радхи-Дамодара. Этот храм находится в самом центре Вриндавана. Свои последние дни Рупа Госвами пребывал там, в своем бхаджан-кутире в храме Радхи-Дамодара. После того как Рупа Госвами оставил этот мир, Джива Госвами также организовал там самадхи Рупы Госвами, [которое находится] также в храме Радхи-Дамодара.
#00:15:54#
Это место, храм Радхи-Дамодара, и с духовной точки зрения, и с материальной, физической, точки зрения является центром Вриндавана. Самадхи Рупы Госвами и его бхаджан-кутир находятся как раз напротив окна комнаты Гурудева в нашем храме во Вриндаване.
#00:16:47#
Когда это место для строительства нашего храма во Вриндаване пришло к Гурудеву (оно как раз находится за храмом Радхи-Дамодара), Шрила Говинда Махарадж был очень осторожен, очень внимательно и с почтением к этому относился. Потому что это очень возвышенное место, так как находится рядом с храмом Радхи-Дамодара. Технически говоря, эта собственность, земля, на которой стоит храм Шри Чайтанья Сарасват Матха во Вриндаване, является частью участка храма Радхи-Дамодара. К тому времени у Шрилы Гурудева уже был участок земли, который находился на окраине Вриндавана — как раз на парикрама-марге, дороге, по которой совершают парикраму, обход Вриндавана. Шрила Гурудев был доволен этим, что центр Матха будет несколько в отдалении, не в самом центре Вриндавана. Преданные могут приходить во Вриндаван, поклоняться святым местам и уходить, держась несколько в отдалении.
#00:19:10#
Помимо воли Гурудева, через особых личностей во Вриндаван эта земля пришла к нему. Гурудев всерьез задумался: «Почему? У нас уже есть участок во Вриндаване. Зачем еще такое место пришло к нам? Это место очень сокровенное, очень возвышенное». Эта земля, этот участок, на котором сейчас стоит храм Шри Чайтанья Сарасват Матха во Вриндаване, пришел через Кришну Валлабху Прабху, очень уважаемого вайшнава во Вриндаване. Гурудев, таким образом, принял это, потому что Кришна Валлабха Прабху сказал, что много было желающих, кто хотел купить этот участок, он сказал: «Я и местные браджа-баси, мы хотим, чтобы здесь был именно ваш храм, ваш центр. Потому что вы почитаемый вайшнав».
#00:21:12#
Шрила Говинда Махарадж всегда старался смотреть на какие-то вещи с духовной точки зрения, не так, как видят наши материальные глаза. Он пытался как-то гармонизировать разные ситуации. К этой ситуации Гурудев относился таким образом: «Раз уж это место является местом Рупы Госвами (его бхаджан-кутир, самадхи-кутир), то я буду рассматривать и относиться к этому [месту] как к месту Шрилы Шридхара Махараджа, моего Гурудева. Потому что он является продолжателем и хранителем этой сампрадаи [Рупы Госвами, рупануга-сампрадаи]». Гурудев рассматривал эту ситуацию так: «Эта земля пришла для моего Шрилы Гуру Махараджа, чтобы он поклонялся здесь Рупе Госвами». Также это место является для нас местом поклонения Шриле Шридхару Махараджу во Вриндаване.
#00:23:12#
Шрила Гурудев считал, что для пушпа-самадхи Шрилы Шридхара Махараджа нужно особое отдельное место во Вриндаване. Шрила Говинда Махарадж сделал все необходимое для того, чтобы установить мурти Шрилы Шридхара Махараджа на этом месте, в нашем храме.
#00:24:02#
Таким образом, наш храм Шри Чайтанья Сарасват Матха во Вриндаване отделен всего лишь небольшой кирпичной стеной от места Рупы Госвами, от храма Радхи-Дамодара.
[Мадхусудан Махарадж начинает показывать фотографии на планшете и комментировать изображенное на них.]
#00:24:28#
Вот фотографии, сделанные в этот день[2], но, правда, год назад. Это фотография мурти Шрилы Рупы Госвами, его самадхи. Справа вверху — это самадхи-мандир Рупы Госвами, а слева вверху это само мурти Рупы Госвами в этом мандире. Это бхаджан-кутир Рупы Госвами. Дело в том, что самадхи-мандир и бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами находятся друг напротив друга, в десяти метрах. Внешне они выглядят очень похожими. На этих фотографиях что-то является бхаджан-кутиром, что-то самадхи-мандиром Рупы Госвами.
#00:25:52#
Два года назад местные преданные, которые поддерживают храм Радхи-Дамодара, сделали крышу над самадхи-мандиром Рупы Госвами и над его бхаджан-кутиром. Это храм Шри Чайтанья Сарасват Матха во Вриндаване. Как раз фотография [сделана] буквально с места Рупы Госвами. За стеной находится наш храм. Вот здесь была комната Шрилы Гурудева, где он останавливался во Вриндаване. В те времена еще не было этих решеток, стен и можно было видеть. Гурудев из своего окна видел самадхи-мандир, бхаджан-кутир Рупы Госвами. Это самадхи Гауридаса Пандита. Сегодня также день его ухода.
#00:27:31#
Мы можем много говорить о Рупе Госвами, о сиддханте Рупы Госвами, но здесь у нас присутствует Махайоги Прабху, который знает намного больше, чем я. Махайоги Прабху — это та личность, которая помогала Шриле Госвами Махараджу в составлении книг, основных книг Шрилы Шридхара Махараджа. Он очень смиренный и скромный человек. В свое время он проповедовал по всему миру: в Австралии, Америке, Германии. Он из того поколения преданных, кто уже более сорока лет практикует сознание Кришны. Несмотря на то, что он может быть уже выглядит в преклонном возрасте, он тем не менее молодой.
#00:29:33#
[Обращаясь к Махайоги Прабху.] Расскажите нам что-нибудь о Рупе Госвами и Гауридасе Пандите. [Мадхусудан Махарадж продолжает показывать фотографии и рассказывать.] Эта фотография — это самадхи Гауридаса Пандита, которое находится рядом с храмом Гопешвара-Шивы, в месте, где также находятся самадхи многих других вайшнавов: Шриниваса Ачарьи, Рамачандры Кавираджа, Хемалаты Тхакурани. Во Вриндаване находится все очень близко, не на большом расстоянии.
#00:30:40#
Махайоги Прабху. Я благодарен Мадхусудану Махараджу за его теплые слова в мой адрес. Махарадж говорит в мой адрес теплые слова, я говорю [теплые слова] в ответ[3]. Спасибо Мадхусудану Махараджу за его теплые слова. Я думаю, он уже достаточно рассказал нам о Рупе Госвами. Мне нечего добавить с точки зрения истории о том, кто это такой, где находится его бхаджан-кутир и так далее. Что мы слышали от Мадхусудана Махараджа? Он в основном говорил о святой дхаме и об отношении к ней, к святой дхаме, и о святых личностях, пребывающих в ней. Можно сказать, что мы говорили о дхама-таттве и садху-таттве.
#00:33:15#
Что вообще делает место святым, сакральным? И что делает личность святой? Мы поклоняемся самадхи Рупы Госвами, потому что он очень близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы очень трепетно относимся, смиренно к пыли той земли, на которой построен этот мандир. Вообще для нас это большая удача, привилегия получить несколько крупиц пыли той земли, где находится самадхи Рупы Госвами.
#00:34:41#
Не всем выпадает удача, чтобы получить эту пыль. Это очень святое место. Но что делает это место святым? Можно сказать, с одной стороны, что это место святое, потому что оно находится во Вриндаване, тем более в особом месте Вриндавана. Но что действительно делает это место святым, это присутствие самого Рупы Госвами там. Он является великим святым. Таким образом, можно сказать, что святые делают какие-то места святыми.
#00:35:48#
Мы поклоняемся Рупе Госвами. Мы думаем, что мы очень падшие, мы очень низкие. У нас мало действительно подлинного настроения, почтения к Рупе Госвами. Мы не можем считать себя экспертами, представляющими учение Рупы Госвами. Потому что мы с западного мира. Мы не были рождены в Индии. Возможно, наши родители принадлежали к другой религии. Возможно, кто-то из здесь присутствующих, их семьи, родители были изначально преданными. Как Авадхут Махарадж. Его отец — Виджай Раман Прабху. Авадхут Махарадж очень удачлив, что его отец — преданный Кришны. Мой отец занимался разными вещами. Но он не был преданным Кришны.
#00:37:36#
Таким образом, мы считаем себя падшими. Как вообще мы можем достичь, понять что-то в учении Рупы Госвами? Но движение Шри Чайтаньи Махапрабху дает надежду всем. Оно в действительности и предназначено для самых падших.
#00:38:07#
Иисус Христос рассматривается как великий спаситель, но Шри Чайтанья Махапрабху еще более велик, потому что Он спасает самых падших. Он спасает тех, кто не может быть спасен никем другим. У кого нет уже никакой надежды в этом мире, у него есть только одна надежда — на Шри Чайтанью Махапрабху.
#00:38:45#
Это, с одной стороны, выглядит очень странным, очень мистическим. Рупа Госвами вышел из мусульманской семьи[4]. Конечно, мы знаем, что он вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы знаем, что у него есть свое положение в высочайшем духовном мире, что он в самом узком кругу [близких слуг Господа]. Тем не менее, придя в этот мир, внешне он явился в мусульманской семье, у него [было] мусульманское имя — Дабир Кхас. С внешней точки зрения он работал на мусульманское правительство. В Индии часто происходят некие склоки, противоречия между индусами и мусульманами. Для многих очень тяжело рассматривать мусульман как неких духовных личностей.
#00:40:41#
Мой брат, который недавно оставил этот мир, подарил мне очень длинную рубашку, очень удобную. Я подумал: «Может я смогу надеть ее в России?» Я привез ее сюда. Потому что у меня нет курты. Я надел эту рубашку и показался [в ней] Мадхусудану Махараджу. Мадхусудан Махарадж объездил весь мир. Он был в Малайзии. В Малайзии очень много мусульман. Он посмотрел на меня в этой рубашке. Он сказал: «Мне кажется, эта рубашка похожа на мусульманскую одежду», когда они носят рубашки до ступней. Я посмотрел еще раз на себя и понял, что да, действительно, он прав. Если бы я еще побрил себе усы, то в этой рубашке я бы выглядел, действительно, как мусульманин.
#00:42:40#
Таким образом, можно представить, если, допустим, вы перенеслись бы в XVI век и шли бы по улице, перебирали четки и повторяли мантру, и встретили Рупу Госвами, который тогда работал в мусульманском правительстве, выглядел как мусульманин, то вы бы не признали [его за вайшнава]. Чтобы вы вообще могли подумать? Что это за человек? Если бы вы увидели в то время Рупу Госвами как Дабира Кхаса, то вы бы подумали: «О, да он обычный мусульманин». Вы бы просто прошли мимо, перешли бы даже на другую сторону улицы.
#00:43:39#
Я говорю это к тому, что наше обычное ви́дение очень поверхностно. Но милость Шри Чайтаньи Махапрабху предназначена для всех. Вам не обязательно быть рожденным в семье преданных, чтобы понять учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Также, даже будучи рожденным в семье мусульман (такой парадокс!), что вы можете быть почитаемы другими преданными, если встанете на этот путь [бхакти-йоги], как в случае с Рупой Госвами.
#00:44:36#
Мы сейчас здесь, находясь в Москве, [находимся] в принципе в очень греховном месте, потому что сейчас происходят ужасные вещи в мире. [Но] подобно тому, как несколько капель нектара бессмертия сделали святыми такие места, как Праяг, подобно этому Бхактиведанта Свами Прабхупада, когда он в свое время приезжал сюда, в Москву, прогуливался здесь, в центре Москвы, по Кузнецкому мосту (есть фотография), подобно этому, такая личность, просто пройдя здесь, освятила, очистила бы это место.
#00:46:12#
В Джаганнатха Пури есть дерево, под которым Харидас Тхакур повторял святые имена. Почему это дерево является святым? Потому что оно в Джаганнатха Пури или потому, что под ним сидел и повторял святые имена великий святой? Это дерево является священным, потому что оно напоминает нам о Харидасе Тхакуре.
#00:47:07#
Нужно понимать, что в Индии многие места очень древние, святые и со многими местами связаны многие разные истории из разных периодов. Вчера Авадхут Махарадж сказал, что эта улица [Кузнецкий мост] является святой только потому, что там гулял Бхактиведанта Свами Прабхупада. Мы говорим сейчас о природе святых мест.
#00:47:54#
Я сейчас работаю над переводом «Махабхараты». «Махабхарата» переводится как «Великая/Большая Индия». Земли великой древней Индии простирались от Персии, возможно до Малайзии даже. Мы знаем, в Камбодже есть место Ангкор-Ват. Ангкор переводится как нагар [на санскрите]. Храм Ангкор-Ват в этом месте является реконструкцией горы Мандара. Мандара — та гора, которую использовали полубоги и демоны, когда пахтали [вселенский] океан, [используя гору] как мутовку.
#00:49:55#
Мы все знаем эту историю, когда с одной стороны были полубоги, с другой стороны демоны, и они пахтали океан, используя гигантского змея Васуки, чтобы вспахать молочный океан. Капли того нектара [амриты] упали в Праяг. Поэтому Праяг считается святым местом. Таким образом, представление об этой истории отражено в этом месте, в этом храме Ангкор-Ват в Камбодже.
#00:51:05#
Это самый большой храм Вишну в мире. Он был построен в XI веке. То, что мы видим сейчас, то, что осталось от этого храма, это внешнее выражение [некоего духовного представления], оно было построено в XI веке. Как Авадхут Махарадж напомнил мне, мы должны понимать принцип святых мест. Святое место может явить себя, открыть взору, а может скрыться, уйти в некую скрытую плоскость.
#00:52:22#
Чайтанья Махапрабху наставил Рупу Госвами, чтобы тот нашел утерянные места игр Кришны во Вриндаване. Иногда так по божественной воле происходит, что эти места могу быть утеряны, забыты. Это место, где мы сейчас сидим, трансцендентно. Мы не можем этого видеть. Мы не знаем, откуда это появилось, откуда это пришло. Мы не знаем, возможно капля нектара [амриты] упала и сюда. Но мы знаем, что это святое место. Потому что оно было открыто и поддерживается с благословения святых личностей.
#00:53:32#
Любое место, где преданные собираются и прославляют Кришну, является святым местом. Поэтому эта часть, этот кусок земли, является святым, потому что здесь были святые. Каждый год миллионы людей приезжают к самадхи-мандиру Говинды Махараджа. А он, в свою очередь, открыл это место, благословил его. У Шрилы Говинды Махараджа есть пушпа-самадхи на Говардхане. Его самадхи также установлено в Навадвипе. Благоприятно посещать такие места. Еще более благоприятно, когда мы соприкасаемся с неким живым посланием Гурудева.
#00:55:07#
Каждый из вас несет частичку Шрилы Говинды Махараджа в своем сердце. Особенно Бхакти Лалита Деви, которая провела много лет, служа Шриле Говинде Махараджу. В ее сердце живет Шрила Говинда Махарадж. И она не может скрыть этого. Если вы общаетесь с ней, то можно иногда почувствовать, что да, это Гурудев говорит через нее. Она даже ест, как Говинда Махарадж. Этот бенгальский вайшнавский стиль. Может быть она даже ходит, как он.
#00:56:09#
Я встретил Сударшана Прабху в Киеве. Я знал его, еще когда ему было одиннадцать лет, с тех пор. Я знал и его отца, Шри Говинду. Я знал его очень хорошо. Сударшан, когда увидел меня в Киеве, подошел и сказал: «О, Махарадж! Как у вас дела? Вы помните меня?» Я сказал: «Конечно помню. Ты Кришнадас?» Он сказал: «Нет, я Сударшан». Но когда он сказал, что он сын Шри Говинды, того преданного, тогда я точно вспомнил его. Потому что я видел его отца. Когда я глядел на него, [я понимал, что] у него лицо его отца. «О да, ты сын Шри Говинды».
#00:57:31#
Таким образом, когда вы смотрите на Бхакти Лалиту Деви, видите, как она себя ведет, вы можете подумать: «Да, это Говинда Махарадж». Я вообще упоминаю о ней, потому что она напротив меня сидит. Но слева сидит Мадхусудан Махарадж.
#00:58:00#
Мадхусудан Махарадж. Ко мне нельзя применить таких аналогий.
Махайоги Прабху. Если вы с ним пообщаетесь, то также сможете распознать в нем частичку Шрилы Говинды Махараджа.
#00:58:24#
Таким образом, это место является священным. Прям здесь, где мы сидим. Это место было освящено Бхактиведантой Свами Прабхупадой, когда он гулял [по центру Москвы] и повторял святые имена. Есть очень известная фотография Свами Прабхупады, где он идет по Красной площади, площадь пуста, где-то вдалеке собор Василия Блаженного. Можно видеть пар изо рта Свами Прабхупады. Он завернут в чадар и гуляет с палочкой. На заднем фоне собор Василия Блаженного. Можно подумать, что это некая странная личность. Его настроение было таким, что он хотел завоевать весь мир для Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху.
#01:00:06#
Благодаря его милости поколение спустя мы можем сидеть здесь и говорить о Кришне. Также это место было освящено Шрилой Говиндой Махараджем, который приезжал сюда. Также [оно было освящено] такими великими духовными личностями, как Бхакти Лалита Деви, Мадхусудан Махарадж, Авадхут Махарадж, Хришикеш Махарадж. Таким образом, любое место, где присутствуют преданные, где происходит хари-катха, можно рассматривать святым. Природа святых мест такова, что обычные люди, посещая их, очищаются, их сердца очищаются.
#01:01:24#
Сегодня у нас начало фестиваля. Много людей придет сюда, в это место. Эти люди будут очищены до какой-то степени, [когда] они услышат послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Так же, как и мы: если мы будем продолжать поддерживать в себе веру в Шри Чайтанью Махапрабху, Рупу Госвами, то со временем наши сердца также очистятся.
#01:02:19#
Мы можем думать о себе как о падших или обделенных чем-то. Мы можем думать о том, что надо как-то заработать деньги, чтобы поехать в Индию, чтобы прийти поклониться самадхи-мандиру Рупы Госвами во Вриндаване. Но по большому счету в этом нет необходимости. Если есть такая возможность, то это хорошо, конечно. Это чудесно. В свое время я был в этом месте, до того, как они построили крышу над этим местом. Такие ситуации очень вдохновляют, они приносят некий свет, надежду в наши сердца.
#01:03:29#
Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж не менее значимы, чем Рупа Госвами, для меня. Их [духовный] свет отражен здесь, в этом месте, а также в сердцах всех преданных здесь. Постарайтесь воспринять эту милость Шрилы Говинды Махараджа и его миссии, а также отразить и передать ее. Таким образом вы почувствуете большое вдохновение, наполненность в своей жизни. Спасибо, Мадхусудан Махарадж, вам за возможность прославить таких личностей, за частичку вдохновения, которую вы дали мне.
#01:04:38#
Мадхусудан Махарадж. Спасибо вам за ваше прославление и напоминание нам о неких духовных истинах.
Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнила Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Считается, что таких капель эликсира бессмертия было четыре и они упали в четырех местах Индии, а именно — в Харидваре, Праяге, Удджайне и Нашике. Во время фестиваля Кумбха-мелы, проходящего поочередно в этих четырех местах через каждые четыре года, верующие паломники принимают омовение в святых реках — в водах Ганги (Харидвар), в водах Сангама (месте слияния Ганги и Ямуны в Праяградже), в водах Сипры (Удджайн) и в водах Годавари (Нашик).
2 ↑ Имеется в виду день ухода Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Гауридаса Пандита.
3 ↑ Махайоги Прабху в этом месте приводит некую аналогию из Бхагавад-гиты, которую переводчик, Ананда Вардхан Прабху, не переводит, не уловив смысл.
4 ↑ Здесь Махайоги Прабху допускает ошибку. Рупа Госвами (как и, соответственно, его брат Санатана Госвами) был выходцем из брахманической семьи. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» говорит, что оба брата стали почти мусульманами из-за продолжительного общения с Хуссейном Шахом, правителем Гауды. Впоследствии они служили в мусульманском правительстве в качестве министров.


Наверх