«Божества Радха-Мадхава-Сундар. Дух проповеди. Шрила Гурудев и Авадхут Махарадж». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 12 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife



Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Божества Радха-Мадхава-Сундар.
Дух проповеди.
Шрила Гурудев и Авадхут Махарадж

(12 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife)


Мадхусудан Махарадж. Дорогие преданные, когда божества закроют, я бы хотел вам поклониться, но я делаю это прямо сейчас в уме, в сердце. Кто из вас понимает по-английски? Я очень счастлив находиться здесь, в Санкт-Петербурге. Я слышал, как Гурудев на протяжении многих лет говорил об этом храме. Мы следили за историей [божеств] Гуру-Гауранги Радхи-Мадхава-Сундара с самого момента их проявления в Раджастхане. Мы слышали о том, когда они появились в Раджастхане, как они совершили долгое путешествие, проделали долгий путь, благополучно проделали его и в конце концов из Раджастхана, проделав долгий путь, оказались здесь. Шрила Говинда Махардж был в Москве сколько [раз]? Два раза в своей жизни. [Из зала поправляют.] Скорее всего Шрила Говинда Махарадж посещал Москву только два раза в своей жизни. Однако Гурудев приезжал сюда, в Санкт-Петербург, несколько раз. И всякий раз, когда Шрила Говинда Махарадж возвращался в Навадвипу, в Шри Чайтанья Сарасват Матх, мы, люди в его окружении, слышали его многочисленные рассказы, рассказы о вас, о преданных здесь, о храме, о божествах, о Виджае Рамане Прабху и о тех событиях, которые Шрила Говинда Махарадж наблюдает здесь.

#00:03:55#

Иногда Шрила Гурудев «посещал» это место посредством скайпа. И я не знаю, где находился этот экран [показывает на стену], — там или там, мы, когда Шрила Говинда Махарадж разговаривал с вами, мы были рядом с ним. Особенно я помню такие эпизоды, когда он находился в Дам Дам Парке [в Колкате] и разговаривал с вами. Как бы то ни было, сейчас мне выпала благая удача оказаться здесь, в этом святом месте, месте, которое было освящено его лотосоподобными стопами, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, его лотосоподобными стопами и его сердцем. Наша духовная жизнь — это жизнь прогресса, развития. И, несомненно, Шрила Говинда Махарадж будет счастлив, он счастлив, видя, как этот храм с его божествами — Махапрабху, Радхи и Кришны, Гирираджа, — как этот храм развивается, как он живет и процветает благодаря преданности преданных. В то время, когда Шрила Говинда Махарадж находился в этом мире, мы организовывали его международные турне, туры. За всю историю он совершил двадцать четыре проповеднических поездки по миру.

#00:06:34#

И мы знаем, что, куда бы он ни приехал, он делал место своего пребывания местом проявления Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе. Невозможно получить полное исчерпывающее представление благодаря... [Открывается алтарь, Махарадж предлагает божествам поклоны.] Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! [Реплики на английском, кланяются.] Поскольку этикет таков — когда божества открыты, можно кланяться Гуру, но нельзя кланяться другим [вайшнавам].

#00:08:12#

Невозможно получить исчерпывающее представление [о храме, о месте] по фотографии или слыша рассказы, но, когда машина заехала за угол и я увидел этот храм, тогда я испытал великое счастье, когда увидел его воочию, своими глазами. Мы видели многочисленные фотографии все эти годы: храм зимой, храм летом, храм весной. Мы видели преданных, их деятельность, их жизнь здесь. Мы видели, как они купались в снегу, омывались снегом зимой. Но когда я увидел храм своими глазами, я почувствовал себя очень удачливым. Я чувствую, что это моя удача — возможность оказаться здесь. Многих из вас я встречал в Индии, и я вижу знакомые лица, но и сейчас я чувствую, какая это для меня удача. Я чувствую счастье оттого, что, когда я встретил вас здесь в вашей собственной «комнате», личной комнате дома Шрилы Гурудева... Как я могу вам служить? Я не могу вам служить, я бесполезен. [Шачи Сута Прабху подает реплику.] Да? Как я могу служить вам?

#00:10:40#

Шачи Сута Прабху. Да, вы можете дать нам благословение, [доброе] пожелание!

Мадхусудан Махарадж. У меня нет способности благословлять людей, поскольку источником благословения является шри гуру-варга, благословения нисходят свыше. Но мои добрые пожелания — с вами! [Смеется, разговаривает с Притху Прабху на английском.] Я здесь для того, чтобы омыть Притху Прабху в океане. Авадхут Махарадж попросил меня здесь сесть. Я здесь, пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь. Я бесполезен. Хорошо, в таком случае я могу вам сказать, что в Москве, где только что завершились [проповеднические, духовные] программы, программы были такими, что Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, несомненно, были бы очень-очень довольны. И они не были бы [предположительно, но несомненно] — они довольны тем, как и какие программы прошли в Москве. Я провел в обществе Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, [и после его ухода в его Матхе] этот [продолжительный] период, начиная с 1987 по 2014 год.

#00:13:36#

Это двадцать с лишним лет. И я осмеливаюсь думать, что за двадцать с лишним лет пребывания в его обществе какое-то представление о том, хотя бы минимальное представление о том, что может Гурудеву нравиться, у меня сложилось. Поэтому я могу со всей уверенностью сказать, опираясь на многолетний опыт общения с ним, зная его вкусы, зная его, я могу с уверенностью сказать, что широкая улыбка появилась бы на его лице и не сходила бы с его лица, если бы он увидел количество людей, которые приходили, посещали московские программы, и качество этих людей, насколько они были хороши и как много их было. Эти люди не просто приходили и оставались безучастными наблюдателями, сидели и смотрели, но они принимали активное участие в этих программах.

#00:15:22#

И люди, проходившие мимо по улице, случайные прохожие, видели это действо, заглядывали внутрь и проходили в зал, где происходила программа, и садились, и радостно слушали о Гауранге Махапрабху, и о Господе Нитьянанде. Каждый день происходили программы с часу дня до одиннадцати часов вечера. Самые разные. Параллельно шли лекции, выступления. И звучало множество вопросов, непрерывно люди задавали вопросы. И очень хорошие вопросы, заданные не в духе вызова, а осмысленные, достойные вопросы. Вся заслуга в этом принадлежит Шриле Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу, который, благодаря прекрасной организации, благодаря рекламе, сумел собрать людей и провести такое широкомасштабное мероприятие.

#00:17:14#

Я говорю, что это мероприятие, эта программа увенчалась успехом, и грандиозным успехом. Не потому, что мне кажется, что Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, был бы счастлив, но потому что я уверен, я знаю, что он счастлив, он доволен программой. Преданные как-то раз показывали нам Москву, вместе с нами сопровождали нас во время утренних прогулок по Москве. Преданные водили нас по городу и показали нам Красную площадь, исторические музеи. Однажды они на метро отвезли нас на Воробьевы горы и показали нам, как с этой возвышенности открывается прекрасный вид на всю Москву. Не забывайте, что впервые в жизни я оказался в России. Я вижу, люди приходят на программу «Ведалайф», и я понимаю, что это хорошие люди, люди с хорошими сердцами. Я понимаю, что у этих людей есть интерес к йоге, к ведической традиции и таким явлениям. Люди не только приходили целенаправленно на «Ведалайф», но повсюду, где бы мы ни оказались — на Красной площади и в каких-то публичных местах, — люди вокруг нас реагировали на нас очень дружелюбно.

#00:19:48#

Когда мы ехали в метро, вагоны метро были, естественно, переполнены, и люди стояли… [вагоны] набиты битком, и люди стояли впритык. Я удивился, когда в метро один молодой человек поднялся для того, чтобы уступить мне место. Вначале я решил, что он хочет уступить [место] кому-то другому, и отступил, но окружающие пассажиры стали мне говорить: «Нет, нет, это для вас, садитесь». Я надеюсь, он уступил мне место не потому, что я настолько стар… Я надеюсь, что он уступил мне место не потому, что я выглядел в его глазах стариком, но потому, что он видел перед собой какого-то религиозного человека, монаха. Я стеснялся занять место, которое он мне уступил, потому что обычно мы уступаем места женщинам, пожилым людям, но я был удивлен его поступком. Моим первым впечатлением от России был мой разговор с чиновницей на таможне, которая была очень дружелюбна со мной, улыбалась мне.

#00:22:22#

Она пожелала мне счастливого пребывания на русской земле. Я гражданин Великобритании. Когда я оказываюсь в Англии, то, как правило, сотрудники английской таможни очень сдержанны и сухи. По большому счету я могу сказать, повторить то же самое — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, несомненно, доволен, его радуют те программы, которые произошли на данный момент в России, произошли в Москве. И заслуга в этом деле принадлежит Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу. Также его, Шрилу Говинду Махараджа, несомненно, радует проповедь Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа, его проповедь, которая содержит в себе суть, квинтэссенцию учения Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридахара Дев-Госвами Махараджа. Хотите ли вы узнать, какое было мое первое впечатление о преданных здесь, в Санкт-Петербурге? Вы все очень тихие и хорошо воспитанные!

#00:24:17#

Есть ли у кого-то вопросы? [Махарадж шепчет: «Вы видите? Все такие тихие, не замутите воды».] Может быть, вы боитесь меня? Позвольте мне тогда заметить, что я вегетарианец, но даже если бы я ел мясо, то я в любом случае не каннибал. [Смеется.] Но я, чтоб вы знали, родом из Африки, я родился в Британской Кении, которая находится на востоке Африки. В свое время я путешествовал. Когда я путешествовал по Африке, я бывал в некоторых ее районах, где действительно живут племена людоедов. Но каннибалы, людоеды — это предмет отдельного рассказа. Вопросы еще есть?

#00:25:52#

Шачи Сута Прабху. Я хочу сказать, что я уверен, что все прибывшие [сюда и находящиеся] здесь и те, у кого нет возможности приехать, кто знает о том, что приехали Мадхусудан Махарадж, Бхакти Лалита [Диди], Авадхут Махарадж, очень счастливы, очень ждали [вашего приезда]. Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж привносит Индию [нам, в Россию]. Такое ощущение, что то, что давно уже немножко забыто [снова ожило]...

Мадхусудан Махарадж. [Реплика остается здесь без перевода, но будет переведена после того, как Шачи Сута Прабху закончит свою мысль.]

Шачи Сута Прабху. От Мадхусудана Махараджа идет этот дух отношений со Шрилой Гуру Махараджем. Я не знаю, какое оно... [неразборчиво], но Гурудев становится ближе.

#00:27:06#

Мадхусудан Махарадж. Я приехал сюда для того, чтобы найти Шрилу Говинду Махараджа и его преданных в его семье, в семье его преданных. Я — Махананда Дас Бхакти Ранджан. Когда я смотрю на себя в зеркало, я смотрю и недоумеваю: «Кто этот человек?» Я вспоминаю, что этот человек — это Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. Вы, может быть, и счастливы нас видеть, но вы что-то очень тихие. [Смеется.] Хорошо. Как бы там ни было, пока я здесь, пожалуйста, дайте мне какое-то занятие, пожалуйста, задействуйте меня в служении. В Москве, и до Москвы в Украине, Шрила Авадхут Махарадж не давал нам ни минуты отдыха, ни минуты покоя, он постоянно буквально выталкивал нас на сцену, подталкивал нас к общению с людьми, и мне хотелось бы продолжать жить в таком режиме. И здесь, пожалуйста, используйте меня как можно больше. Таким был мой маршрут в последнее время: Китай, затем Украина, затем Москва и Санкт-Петербург. Я покинул пределы Индии впервые за последние двадцать пять лет.

#00:29:35#

Сахадев Прабху. Через два дня начнется петербургский «Ведалайф» и будет очень интенсивно.

Мадхусудан Махарадж. Почему я напоминаю вам Индию? Потому что в Индии обычно мы не гладим одежду, я хожу [там] в не поглаженной одежде. Наверно поэтому.

Шачи Сута Прабху. Нет. Потому что в Индии Мадхусудан Махарадж… Когда мне впервые встретился Мадхусудан Махарадж, мне очень запомнились [его] отношения с Гурудевом, его отношения с другими вайшнавами, отношение к нему преданных тех вриндаванских храмов, которые нам открывали двери, ворота и показывали те места, которые вообще-то были закрыты для посетителей одиннадцать месяцев в году. Но, увидев Мадхусудана Махараджа, [они нас пускали в свои храмы]. То есть [они знали и видели], что это великий вайшнав, они очень любят его. Вот эти чувства... [неразборчиво] вспоминаются.

Притху Прабху. Я хочу еще добавить. Молитвы всех нас сбылись и наконец-то Мадхусудан Махарадж здесь. Мы очень давно хотели, чтобы он приехал, но не было возможности для этого. По милости Радхи-Мадхавы, по милости Гурудева Махарадж все-таки приехал.

#00:32:32#

Мадхусудан Махарадж. Эти браджа-баси открывали двери храмов, потому что они очень добры, и потому что они знают о моей связи со Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, и со Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Мой опыт был таким: последние три года я провел во Вриндаване. Мой опыт с этими людьми был таков, что эти люди, местные садху, и те, кто совершают поклонение в тамошних храмах, стремятся быть преданными, вайшнавами. Поэтому они естественным образом выражают почтение людям, которые носят эти одежды садху. Когда мы приезжаем во Вриндаван, [мы знаем, что] во Вриндаване пять тысяч храмов, но мы идем исключительно в те места, которые являются сакральными, священными для последователей этой традиции, для гаудиев. Мы посещаем места, связанные с представителями нашей гуру-варги, с нашими учителями. До того, как я начал эту поездку по Европе, до того, как я отправился в… не только по Европе — в Китай, затем в Украину, я отправился на Говардхан и пришел к пушпа-самадхи Шрилы Говинды Махараджа. И, вы знаете возможно, насколько прекрасно мурти Шрилы Говинды Махараджа там, насколько красиво его лицо и образ. Я и до этого просил его благословения с тем, чтобы мой тур, проповеднический тур был успешным, но особенно [с этой молитвой] я пришел туда, в пушпа-самадхи, и я молил его о благословениях, о поддержке.

#00:36:43#

Мы знаем, многие из нас, некоторые из нас, я сам слышал это своими ушами, и другие преданные слышали от Шрилы Говинды Махараджа о том, что его желание состояло в том, чтобы уйти на покой и поселиться на Говардхане. Он говорил: «Когда я отойду от дел, когда я уйду на покой, то я хочу оставаться на Говардхане». Это не наши догадки, но это его отчетливо выраженное желание, мы слышали это. Когда его мурти было доставлено на Говардхан, то такое чувство возникло у нас, и это чувство остается — ощущение того, что Шрила Говинда Махарадж исполнил свое желание, прибыл на Говардхан и продолжает там оставаться. Поэтому вот эти события предшествовали началу моего проповеднического тура. Я совершил обход этих святых мест: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Кусум-саровар, и вернулся в наш прекрасный Шрила Шридхар Сева-ашрам [возле Говардхана], после чего на следующий день я поехал во Вриндаван, а далее уже сел на самолет и отправился на Запад. Шрила Говинда Махарадж всегда придавал большое значение началу любого дела, любого предприятия, начальному этапу, началу.

#00:39:27#

Таким образом, я покинул этот ашрам, тот ашрам, который Шрила Гурудев возвел, построил. Это был ашрам, который Шрила Гурудев создал для Шрилы Гуру Махараджа. И он дал ему соответствующее название: Шридхар Сева-ашрам. Покинув это место, покинув пределы Индии, я в конце концов оказался в обществе вас всех. И я могу сказать, если мне будет позволено так выразиться, что эти божества, здешние божества, русские Радха и Мадхава, являются братьями и сестрами, если можно так сказать, наших божеств, прекрасных божеств Шрилы Говинды Махараджа, которые пребывают во Вриндаване и которые носят имена: Радха-Раса-Бихари, Гуру-Гауранга Гандхарва(Радхарани)-Раса-Бихари(Кришна). Они являются младшими братьями и сестрами.

#00:41:36#

Когда те божества, вриндаванские божества, были проявлены, проявились, то Шрила Говинда Махарадж был поражен их красотой. Он выражал это чувство изумления, он говорил: «Меня поражает их красота». Гурудев говорил: «Для меня немыслимо то обстоятельство, как такие красивые, настолько прекрасные божества пришли в наш храм». В наше время, когда мы посещаем какие-то места во Вриндаване, люди задают нам вопрос: «Откуда вы, где вы живете? Из какого вы храма?» И многие браджа-баси, местные жители, когда слышат наш ответ, когда мы им говорим: «Мы из Шри Чайтанья Сарасват Матха, который расположен за Радха-Дамодар-мандиром», они размышляют: «Какой это храм?» А потом до них доходит, и они говорят: «О, вы из того храма с прекрасными божествами?» Есть один человек во Вриндаване, он браджа-баси в строгом смысле этого слова. Он родился там, он родился в этом роду, он всю жизнь там прожил, и он очень уважаемый человек в местном сообществе, в местной общине. И этот человек, когда однажды я беседовал с ним, он заметил мне, он сказал относительно наших божеств в Матхе: «Ваша Радхарани, — сказал он, — невероятно прекрасна».

#00:44:25#

Мы можем представить таким образом, до известной степени представить, насколько прекрасны эти божества во Вриндаване. Поэтому, когда возник вопрос о божествах для храма в Санкт-Петербурге, Шрила Авадхут Махарадж обсуждал это со Шрилой Говиндой Махараджем, то последний дал, выразил соответствующее желание. Вы можете спросить о деталях этой истории у Шрилы Авадхута Махараджа. Я не знаю наверняка, но я точно знаю, что источник этих божеств — Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы [здесь, в Лахте] и божеств Гуру-Гауранги Гандхарвы-Раса-Бихари во Вриндаване — источник этих божеств один, и даже возможно, один и тот же мастер, один и тот же скульптор их сделал.

#00:46:07#

Вы знаете, что во Вриндаване мы очень близко находимся к божествам, мы совсем рядом, когда мы совершаем арати, расстояние маленькое. А здесь огромный зал, и они на возвышении в отдельной комнате на алтаре — те самые Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, о славе которых мы так много слышали. Вчера в Москве некоторые наши преданные говорили мне: «Завтра, Махарадж, вы поедете, вы будете в Санкт-Петербурге, в храме, в Лахте, вы увидите тамошние божества». Но я ответил этим преданным: «Без милости божеств этого не может случиться». Поэтому я считаю, что лишь милостью этих божеств мне удалось в конце концов оказаться здесь, в этом прекрасном храме. Когда Гурудев рассматривал возможность паломничества в какое-то святое место, то он неизменно считал, что прийти в святое место можно лишь милостью божества, милостью этого святого места. Например, милостью Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры [можно попасть в Пури]. Он никогда не чувствовал, что у нас есть право войти, ступить в святой храм, в святую обитель или некое святое место.

#00:48:31#

Таким образом, я сумел оказаться здесь в этой обители, в этом храме, милостью этих божеств: Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундара, милостью Гирираджа и Гопала. Главное, что он меня видит... Вот эта манера — показывать размер божества [показывает размер божества], она происходит из-за, как говорил Шрила Говинда Махарадж, неуважительного отношения к божеству, которое безгранично. [Не следует] его ограничивать, показывая размеры божества — так же, как мы обычно показываем размер какой-нибудь куклы. Поэтому ладони (это традиция, пришедшая от Говинды Махараджа) складываются именно так, как я продемонстрировал. Это я говорю тем, кто там на кухне внизу. Меня сюда посадили, и я говорю, говорю, говорю. Потому что больше никто не говорит. Друзья, пожалуйста, распоряжайтесь мною. Он же не знает нашу программу.

#00:51:30#

Сахадев Прабху. Санкт-Петербург — очень интровертный город. Здесь обычно семьдесят процентов [времени] идет дождь, поэтому люди очень внимательно слушают, очень мало говорят. [Смеются.] Поэтому сейчас они анализируют, а уже завтра будут [задавать] вопросы. [Смеются.] Так или иначе, есть еще десять минут, и вы можете рассказать о каких-то своих впечатлениях от [общения в кругу] Гурудева, от миссии, от Навадвипы...

Мадхусудан Махарадж. Вот видите, Сахадев Прабху меня не боится, потому что мы с ним давно знакомы. Когда мы с вами познакомимся поближе, то вы, возможно, тоже перестанете стесняться!

Преданные. Сахадев Прабху не петербуржец. [Смеются.]

Мадхусудан Махарадж. Это мой первый вопрос в Санкт-Петербурге. [По-русски:] Да.

Преданный. Вы говорили о первом впечатлении о России [при встрече с работником] в визовом центре… Хотелось бы узнать ваше первое впечатление при первой встрече с Авадхутом Махараджем.

Мадхусудан Махарадж. Авадхут Махарадж родом из Петербурга, правда? Но он не такой, как вы!

#00:54:45#

Преданный. Авадхут Махарадж родился в день явления Вьясадевы, в день явления Гуру.

Мадхусудан Махарадж. Я могу рассказать вам эпизод. Когда в свое время я встретил впервые Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, его звали в ту пору Джаганнатха Валлабха Прабху. Это было в Шри Чайтанья Сарасват Матхе [в Навадвипе], он хотел прийти, попасть на даршан Шрилы Говинды Махараджа, на нем были [надеты] шорты и футболка. Я его остановил и сказал ему: «Прабху, чтобы попасть на даршан к Гурудеву, вам желательно быть одетым в дхоти и курту». Сам я забыл тот эпизод. Махарадж спустя много лет напомнил мне о нем, я забыл наш диалог, но он его помнил. И Махарадж спустя много лет сказал мне: «Мне понравилось то, как вы аргументировали требование изменить одежду». Я сказал [тогда] Джаганнатхе Валлабхе [Прабху] (Шриле Авадхуту Махараджу): «Потому что Шрила Гурудев будет счастлив, если вы будете одеты в дхоти и курту. Гурудев будет счастлив». На протяжении многих лет Махарадж вспоминал этот эпизод, потому что он не раз просил меня в последующие годы, когда в Матх стали приезжать русские преданные, он просил меня просить русских преданных переодеваться, надевать дхоти и курты, аргументируя это точно так же: «Гурудев будет счастлив, Гурудев будет доволен».

#00:58:04#

Конечно, выше описан эпизод не значительный, не настолько значительный, но если говорить о сути, о главном, то я могу сказать, что я отчетливо видел, что с самого начала Джаганнатха Валлабха Прабху, будущий Шрила Авадхут Махарадж, пришел к Шриле Говинде Махараджу, и последний увидел в нем особые качества, выдающиеся, видел в нем его потенциал. Мы знаем эту историю: Авадхут Махарадж в ту пору жил не в России, жил в Нью-Йорке, в самом центре, сердце, так сказать, капиталистического мира, западной цивилизации, [а затем] он покинул Россию. Я не помню эту историю подробно, в каком точно году это было, но где-то в девяностые годы. Возможно, я не присутствовал при самом первом их разговоре на эту тему, но я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж обсуждал с тогдашним Джаганнатхом Валлабхой [Прабху] возможность проповеди в России. С самого начала, как только проповедь на этой территории стала возможной, когда произошел крах старого [социалистического] режима, и Чехословакия, Польша, а затем [и] Советский Союз стали открыты, возникла возможность проповеди, я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж… и примечательно, что он выражал настойчивое желание, чтобы Джаганнатха Валлабха [Прабху] проповедовал именно в России.

#01:00:56#

Я не могу воспроизвести все это в хронологическом порядке, но суть такова, как было сказано: я видел, что Шрила Говинда Махарадж с самого начала разглядел в нем такие [выдающиеся] качества. Он видел в нем человека… Он был полон сил, он был дееспособен, эффективен, он был предан Гурудеву. И, конечно, многое можно сказать, но можно в числе прочего заметить следующее: он не хотел принимать санньясу, он стал Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем в известном смысле против своей воли, то не было его желанием. И это обстоятельство, что он принял санньясу, не имея желания вести такой образ жизни, это еще одно свидетельство в пользу того, о чем мы говорим, — что этот человек жертвенный, он жертвует собой. Его природа — природа проповедника. Махарадж стремится проповедовать, стремится приносить людям благо и делать это под руководством высшего вайшнава, под руководством Шри Гуру. Поскольку склад Шрилы Авадхута Махараджа всегда был таким — он был проповедником, он был способен заниматься активной деятельностью и вдохновлять других, то Шрила Говинда Махарадж выразил это желание, он хотел видеть его лидером русской миссии, российской миссии, и санньяси.

#01:04:28#

Мы очень радовались тогда, когда Шрила Гурудев дал ему это санньяса-имя — Авадхут. И сам Гурудев был очень-очень счастлив, дав ему это имя. Потому что Авадхут Махарадж не всегда следует тому, что в расхожем смысле считается стандартным поведением санньяси. Такая необъятная тема. Что можно сказать в двух словах за пять минут? Время наше истекает, но если пытаться передать некую суть, то я сказал бы так: с самого начала Шрила Авадхут Махарадж был искренней и преданной душой, и с самого начала Шрила Говинда Махарадж видел подобную его природу и принимал его в этом качестве. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, давал в числе других определений вайшнава, давал следующее определение, кто такой вайшнав. По его словам, вайшнав тот, кто делает вайшнавов счастливыми. И это совершенно ясно для каждого, кто наблюдал их взаимоотношения, их взаимодействия; каждому, кто видел эти отношения, очевидно, что Шрила Авадхут Махарадж был и остается источником счастья для Шрилы Говинды Махараджа. Я позволил себе сегодня заметить, что нам в некоторой степени известно, что служит источником счастья Шрилы Говинды Махараджа, чем он мог бы быть доволен. И я говорил о той крайне успешной программе, которая прошла в Москве, о широкой рекламе, о многих достойных людях, которые приняли участие в этой программе.

#01:07:56#

И дело даже не только в широкой рекламе, и не в том, что пришли многие уважаемые люди, и пришла интеллигенция, и так далее, но дело в той хари-катхе, которая звучала, которую люди могли слышать. Таким образом, поскольку это происходит, мы говорим о том, что Шрила Говинда Махарадж и Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж… если исходить из этого критерия: вайшнав — это тот, кто радует вайшнава, тот, кто делает вайшнава счастливым, то мы можем смело сказать, что Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж является вайшнавом. Соответственно, теперь ваш долг, наш долг состоит в том, чтобы радовать Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Если вам удастся это сделать, то мы будем считать хорошими преданными, вайшнавами вас. И не забывайте, что я в прошлом году на Кумбха-меле три недели делил с ним комнату, мы жили с ним в одной комнате и были довольны, счастливы. Я проводил в его обществе двадцать шесть часов в сутки, даже не двадцать шесть, а сорок восемь часов в сутки я проводил с ним. Потому что Шрила Авадхут Махарадж обладает этой волшебной способностью растягивать время и пространство. И я, конечно же, могу рассказать вам множество историй, эпизодов как-нибудь при случае. Я попытался ответить на ваш вопрос. Спасибо! Какое счастье! Я приехал в Санкт-Петербург и здесь мне задали вопросы. Теперь я доволен. Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




←  «Главное — это Господь». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 16 августа 2014 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Живи каждый день как последний». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 26 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд  →


Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Божества Радха-Мадхава-Сундар.
Дух проповеди.
Шрила Гурудев и Авадхут Махарадж

(12 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife)


Мадхусудан Махарадж. Дорогие преданные, когда божества закроют, я бы хотел вам поклониться, но я делаю это прямо сейчас в уме, в сердце. Кто из вас понимает по-английски? Я очень счастлив находиться здесь, в Санкт-Петербурге. Я слышал, как Гурудев на протяжении многих лет говорил об этом храме. Мы следили за историей [божеств] Гуру-Гауранги Радхи-Мадхава-Сундара с самого момента их проявления в Раджастхане. Мы слышали о том, когда они появились в Раджастхане, как они совершили долгое путешествие, проделали долгий путь, благополучно проделали его и в конце концов из Раджастхана, проделав долгий путь, оказались здесь. Шрила Говинда Махардж был в Москве сколько [раз]? Два раза в своей жизни. [Из зала поправляют.] Скорее всего Шрила Говинда Махарадж посещал Москву только два раза в своей жизни. Однако Гурудев приезжал сюда, в Санкт-Петербург, несколько раз. И всякий раз, когда Шрила Говинда Махарадж возвращался в Навадвипу, в Шри Чайтанья Сарасват Матх, мы, люди в его окружении, слышали его многочисленные рассказы, рассказы о вас, о преданных здесь, о храме, о божествах, о Виджае Рамане Прабху и о тех событиях, которые Шрила Говинда Махарадж наблюдает здесь.

#00:03:55#

Иногда Шрила Гурудев «посещал» это место посредством скайпа. И я не знаю, где находился этот экран [показывает на стену], — там или там, мы, когда Шрила Говинда Махарадж разговаривал с вами, мы были рядом с ним. Особенно я помню такие эпизоды, когда он находился в Дам Дам Парке [в Колкате] и разговаривал с вами. Как бы то ни было, сейчас мне выпала благая удача оказаться здесь, в этом святом месте, месте, которое было освящено его лотосоподобными стопами, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, его лотосоподобными стопами и его сердцем. Наша духовная жизнь — это жизнь прогресса, развития. И, несомненно, Шрила Говинда Махарадж будет счастлив, он счастлив, видя, как этот храм с его божествами — Махапрабху, Радхи и Кришны, Гирираджа, — как этот храм развивается, как он живет и процветает благодаря преданности преданных. В то время, когда Шрила Говинда Махарадж находился в этом мире, мы организовывали его международные турне, туры. За всю историю он совершил двадцать четыре проповеднических поездки по миру.

#00:06:34#

И мы знаем, что, куда бы он ни приехал, он делал место своего пребывания местом проявления Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе. Невозможно получить полное исчерпывающее представление благодаря... [Открывается алтарь, Махарадж предлагает божествам поклоны.] Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! [Реплики на английском, кланяются.] Поскольку этикет таков — когда божества открыты, можно кланяться Гуру, но нельзя кланяться другим [вайшнавам].

#00:08:12#

Невозможно получить исчерпывающее представление [о храме, о месте] по фотографии или слыша рассказы, но, когда машина заехала за угол и я увидел этот храм, тогда я испытал великое счастье, когда увидел его воочию, своими глазами. Мы видели многочисленные фотографии все эти годы: храм зимой, храм летом, храм весной. Мы видели преданных, их деятельность, их жизнь здесь. Мы видели, как они купались в снегу, омывались снегом зимой. Но когда я увидел храм своими глазами, я почувствовал себя очень удачливым. Я чувствую, что это моя удача — возможность оказаться здесь. Многих из вас я встречал в Индии, и я вижу знакомые лица, но и сейчас я чувствую, какая это для меня удача. Я чувствую счастье оттого, что, когда я встретил вас здесь в вашей собственной «комнате», личной комнате дома Шрилы Гурудева... Как я могу вам служить? Я не могу вам служить, я бесполезен. [Шачи Сута Прабху подает реплику.] Да? Как я могу служить вам?

#00:10:40#

Шачи Сута Прабху. Да, вы можете дать нам благословение, [доброе] пожелание!

Мадхусудан Махарадж. У меня нет способности благословлять людей, поскольку источником благословения является шри гуру-варга, благословения нисходят свыше. Но мои добрые пожелания — с вами! [Смеется, разговаривает с Притху Прабху на английском.] Я здесь для того, чтобы омыть Притху Прабху в океане. Авадхут Махарадж попросил меня здесь сесть. Я здесь, пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь. Я бесполезен. Хорошо, в таком случае я могу вам сказать, что в Москве, где только что завершились [проповеднические, духовные] программы, программы были такими, что Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, несомненно, были бы очень-очень довольны. И они не были бы [предположительно, но несомненно] — они довольны тем, как и какие программы прошли в Москве. Я провел в обществе Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, [и после его ухода в его Матхе] этот [продолжительный] период, начиная с 1987 по 2014 год.

#00:13:36#

Это двадцать с лишним лет. И я осмеливаюсь думать, что за двадцать с лишним лет пребывания в его обществе какое-то представление о том, хотя бы минимальное представление о том, что может Гурудеву нравиться, у меня сложилось. Поэтому я могу со всей уверенностью сказать, опираясь на многолетний опыт общения с ним, зная его вкусы, зная его, я могу с уверенностью сказать, что широкая улыбка появилась бы на его лице и не сходила бы с его лица, если бы он увидел количество людей, которые приходили, посещали московские программы, и качество этих людей, насколько они были хороши и как много их было. Эти люди не просто приходили и оставались безучастными наблюдателями, сидели и смотрели, но они принимали активное участие в этих программах.

#00:15:22#

И люди, проходившие мимо по улице, случайные прохожие, видели это действо, заглядывали внутрь и проходили в зал, где происходила программа, и садились, и радостно слушали о Гауранге Махапрабху, и о Господе Нитьянанде. Каждый день происходили программы с часу дня до одиннадцати часов вечера. Самые разные. Параллельно шли лекции, выступления. И звучало множество вопросов, непрерывно люди задавали вопросы. И очень хорошие вопросы, заданные не в духе вызова, а осмысленные, достойные вопросы. Вся заслуга в этом принадлежит Шриле Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу, который, благодаря прекрасной организации, благодаря рекламе, сумел собрать людей и провести такое широкомасштабное мероприятие.

#00:17:14#

Я говорю, что это мероприятие, эта программа увенчалась успехом, и грандиозным успехом. Не потому, что мне кажется, что Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, был бы счастлив, но потому что я уверен, я знаю, что он счастлив, он доволен программой. Преданные как-то раз показывали нам Москву, вместе с нами сопровождали нас во время утренних прогулок по Москве. Преданные водили нас по городу и показали нам Красную площадь, исторические музеи. Однажды они на метро отвезли нас на Воробьевы горы и показали нам, как с этой возвышенности открывается прекрасный вид на всю Москву. Не забывайте, что впервые в жизни я оказался в России. Я вижу, люди приходят на программу «Ведалайф», и я понимаю, что это хорошие люди, люди с хорошими сердцами. Я понимаю, что у этих людей есть интерес к йоге, к ведической традиции и таким явлениям. Люди не только приходили целенаправленно на «Ведалайф», но повсюду, где бы мы ни оказались — на Красной площади и в каких-то публичных местах, — люди вокруг нас реагировали на нас очень дружелюбно.

#00:19:48#

Когда мы ехали в метро, вагоны метро были, естественно, переполнены, и люди стояли… [вагоны] набиты битком, и люди стояли впритык. Я удивился, когда в метро один молодой человек поднялся для того, чтобы уступить мне место. Вначале я решил, что он хочет уступить [место] кому-то другому, и отступил, но окружающие пассажиры стали мне говорить: «Нет, нет, это для вас, садитесь». Я надеюсь, он уступил мне место не потому, что я настолько стар… Я надеюсь, что он уступил мне место не потому, что я выглядел в его глазах стариком, но потому, что он видел перед собой какого-то религиозного человека, монаха. Я стеснялся занять место, которое он мне уступил, потому что обычно мы уступаем места женщинам, пожилым людям, но я был удивлен его поступком. Моим первым впечатлением от России был мой разговор с чиновницей на таможне, которая была очень дружелюбна со мной, улыбалась мне.

#00:22:22#

Она пожелала мне счастливого пребывания на русской земле. Я гражданин Великобритании. Когда я оказываюсь в Англии, то, как правило, сотрудники английской таможни очень сдержанны и сухи. По большому счету я могу сказать, повторить то же самое — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, несомненно, доволен, его радуют те программы, которые произошли на данный момент в России, произошли в Москве. И заслуга в этом деле принадлежит Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу. Также его, Шрилу Говинду Махараджа, несомненно, радует проповедь Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа, его проповедь, которая содержит в себе суть, квинтэссенцию учения Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридахара Дев-Госвами Махараджа. Хотите ли вы узнать, какое было мое первое впечатление о преданных здесь, в Санкт-Петербурге? Вы все очень тихие и хорошо воспитанные!

#00:24:17#

Есть ли у кого-то вопросы? [Махарадж шепчет: «Вы видите? Все такие тихие, не замутите воды».] Может быть, вы боитесь меня? Позвольте мне тогда заметить, что я вегетарианец, но даже если бы я ел мясо, то я в любом случае не каннибал. [Смеется.] Но я, чтоб вы знали, родом из Африки, я родился в Британской Кении, которая находится на востоке Африки. В свое время я путешествовал. Когда я путешествовал по Африке, я бывал в некоторых ее районах, где действительно живут племена людоедов. Но каннибалы, людоеды — это предмет отдельного рассказа. Вопросы еще есть?

#00:25:52#

Шачи Сута Прабху. Я хочу сказать, что я уверен, что все прибывшие [сюда и находящиеся] здесь и те, у кого нет возможности приехать, кто знает о том, что приехали Мадхусудан Махарадж, Бхакти Лалита [Диди], Авадхут Махарадж, очень счастливы, очень ждали [вашего приезда]. Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж привносит Индию [нам, в Россию]. Такое ощущение, что то, что давно уже немножко забыто [снова ожило]...

Мадхусудан Махарадж. [Реплика остается здесь без перевода, но будет переведена после того, как Шачи Сута Прабху закончит свою мысль.]

Шачи Сута Прабху. От Мадхусудана Махараджа идет этот дух отношений со Шрилой Гуру Махараджем. Я не знаю, какое оно... [неразборчиво], но Гурудев становится ближе.

#00:27:06#

Мадхусудан Махарадж. Я приехал сюда для того, чтобы найти Шрилу Говинду Махараджа и его преданных в его семье, в семье его преданных. Я — Махананда Дас Бхакти Ранджан. Когда я смотрю на себя в зеркало, я смотрю и недоумеваю: «Кто этот человек?» Я вспоминаю, что этот человек — это Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. Вы, может быть, и счастливы нас видеть, но вы что-то очень тихие. [Смеется.] Хорошо. Как бы там ни было, пока я здесь, пожалуйста, дайте мне какое-то занятие, пожалуйста, задействуйте меня в служении. В Москве, и до Москвы в Украине, Шрила Авадхут Махарадж не давал нам ни минуты отдыха, ни минуты покоя, он постоянно буквально выталкивал нас на сцену, подталкивал нас к общению с людьми, и мне хотелось бы продолжать жить в таком режиме. И здесь, пожалуйста, используйте меня как можно больше. Таким был мой маршрут в последнее время: Китай, затем Украина, затем Москва и Санкт-Петербург. Я покинул пределы Индии впервые за последние двадцать пять лет.

#00:29:35#

Сахадев Прабху. Через два дня начнется петербургский «Ведалайф» и будет очень интенсивно.

Мадхусудан Махарадж. Почему я напоминаю вам Индию? Потому что в Индии обычно мы не гладим одежду, я хожу [там] в не поглаженной одежде. Наверно поэтому.

Шачи Сута Прабху. Нет. Потому что в Индии Мадхусудан Махарадж… Когда мне впервые встретился Мадхусудан Махарадж, мне очень запомнились [его] отношения с Гурудевом, его отношения с другими вайшнавами, отношение к нему преданных тех вриндаванских храмов, которые нам открывали двери, ворота и показывали те места, которые вообще-то были закрыты для посетителей одиннадцать месяцев в году. Но, увидев Мадхусудана Махараджа, [они нас пускали в свои храмы]. То есть [они знали и видели], что это великий вайшнав, они очень любят его. Вот эти чувства... [неразборчиво] вспоминаются.

Притху Прабху. Я хочу еще добавить. Молитвы всех нас сбылись и наконец-то Мадхусудан Махарадж здесь. Мы очень давно хотели, чтобы он приехал, но не было возможности для этого. По милости Радхи-Мадхавы, по милости Гурудева Махарадж все-таки приехал.

#00:32:32#

Мадхусудан Махарадж. Эти браджа-баси открывали двери храмов, потому что они очень добры, и потому что они знают о моей связи со Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, и со Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Мой опыт был таким: последние три года я провел во Вриндаване. Мой опыт с этими людьми был таков, что эти люди, местные садху, и те, кто совершают поклонение в тамошних храмах, стремятся быть преданными, вайшнавами. Поэтому они естественным образом выражают почтение людям, которые носят эти одежды садху. Когда мы приезжаем во Вриндаван, [мы знаем, что] во Вриндаване пять тысяч храмов, но мы идем исключительно в те места, которые являются сакральными, священными для последователей этой традиции, для гаудиев. Мы посещаем места, связанные с представителями нашей гуру-варги, с нашими учителями. До того, как я начал эту поездку по Европе, до того, как я отправился в… не только по Европе — в Китай, затем в Украину, я отправился на Говардхан и пришел к пушпа-самадхи Шрилы Говинды Махараджа. И, вы знаете возможно, насколько прекрасно мурти Шрилы Говинды Махараджа там, насколько красиво его лицо и образ. Я и до этого просил его благословения с тем, чтобы мой тур, проповеднический тур был успешным, но особенно [с этой молитвой] я пришел туда, в пушпа-самадхи, и я молил его о благословениях, о поддержке.

#00:36:43#

Мы знаем, многие из нас, некоторые из нас, я сам слышал это своими ушами, и другие преданные слышали от Шрилы Говинды Махараджа о том, что его желание состояло в том, чтобы уйти на покой и поселиться на Говардхане. Он говорил: «Когда я отойду от дел, когда я уйду на покой, то я хочу оставаться на Говардхане». Это не наши догадки, но это его отчетливо выраженное желание, мы слышали это. Когда его мурти было доставлено на Говардхан, то такое чувство возникло у нас, и это чувство остается — ощущение того, что Шрила Говинда Махарадж исполнил свое желание, прибыл на Говардхан и продолжает там оставаться. Поэтому вот эти события предшествовали началу моего проповеднического тура. Я совершил обход этих святых мест: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Кусум-саровар, и вернулся в наш прекрасный Шрила Шридхар Сева-ашрам [возле Говардхана], после чего на следующий день я поехал во Вриндаван, а далее уже сел на самолет и отправился на Запад. Шрила Говинда Махарадж всегда придавал большое значение началу любого дела, любого предприятия, начальному этапу, началу.

#00:39:27#

Таким образом, я покинул этот ашрам, тот ашрам, который Шрила Гурудев возвел, построил. Это был ашрам, который Шрила Гурудев создал для Шрилы Гуру Махараджа. И он дал ему соответствующее название: Шридхар Сева-ашрам. Покинув это место, покинув пределы Индии, я в конце концов оказался в обществе вас всех. И я могу сказать, если мне будет позволено так выразиться, что эти божества, здешние божества, русские Радха и Мадхава, являются братьями и сестрами, если можно так сказать, наших божеств, прекрасных божеств Шрилы Говинды Махараджа, которые пребывают во Вриндаване и которые носят имена: Радха-Раса-Бихари, Гуру-Гауранга Гандхарва(Радхарани)-Раса-Бихари(Кришна). Они являются младшими братьями и сестрами.

#00:41:36#

Когда те божества, вриндаванские божества, были проявлены, проявились, то Шрила Говинда Махарадж был поражен их красотой. Он выражал это чувство изумления, он говорил: «Меня поражает их красота». Гурудев говорил: «Для меня немыслимо то обстоятельство, как такие красивые, настолько прекрасные божества пришли в наш храм». В наше время, когда мы посещаем какие-то места во Вриндаване, люди задают нам вопрос: «Откуда вы, где вы живете? Из какого вы храма?» И многие браджа-баси, местные жители, когда слышат наш ответ, когда мы им говорим: «Мы из Шри Чайтанья Сарасват Матха, который расположен за Радха-Дамодар-мандиром», они размышляют: «Какой это храм?» А потом до них доходит, и они говорят: «О, вы из того храма с прекрасными божествами?» Есть один человек во Вриндаване, он браджа-баси в строгом смысле этого слова. Он родился там, он родился в этом роду, он всю жизнь там прожил, и он очень уважаемый человек в местном сообществе, в местной общине. И этот человек, когда однажды я беседовал с ним, он заметил мне, он сказал относительно наших божеств в Матхе: «Ваша Радхарани, — сказал он, — невероятно прекрасна».

#00:44:25#

Мы можем представить таким образом, до известной степени представить, насколько прекрасны эти божества во Вриндаване. Поэтому, когда возник вопрос о божествах для храма в Санкт-Петербурге, Шрила Авадхут Махарадж обсуждал это со Шрилой Говиндой Махараджем, то последний дал, выразил соответствующее желание. Вы можете спросить о деталях этой истории у Шрилы Авадхута Махараджа. Я не знаю наверняка, но я точно знаю, что источник этих божеств — Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы [здесь, в Лахте] и божеств Гуру-Гауранги Гандхарвы-Раса-Бихари во Вриндаване — источник этих божеств один, и даже возможно, один и тот же мастер, один и тот же скульптор их сделал.

#00:46:07#

Вы знаете, что во Вриндаване мы очень близко находимся к божествам, мы совсем рядом, когда мы совершаем арати, расстояние маленькое. А здесь огромный зал, и они на возвышении в отдельной комнате на алтаре — те самые Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, о славе которых мы так много слышали. Вчера в Москве некоторые наши преданные говорили мне: «Завтра, Махарадж, вы поедете, вы будете в Санкт-Петербурге, в храме, в Лахте, вы увидите тамошние божества». Но я ответил этим преданным: «Без милости божеств этого не может случиться». Поэтому я считаю, что лишь милостью этих божеств мне удалось в конце концов оказаться здесь, в этом прекрасном храме. Когда Гурудев рассматривал возможность паломничества в какое-то святое место, то он неизменно считал, что прийти в святое место можно лишь милостью божества, милостью этого святого места. Например, милостью Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры [можно попасть в Пури]. Он никогда не чувствовал, что у нас есть право войти, ступить в святой храм, в святую обитель или некое святое место.

#00:48:31#

Таким образом, я сумел оказаться здесь в этой обители, в этом храме, милостью этих божеств: Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундара, милостью Гирираджа и Гопала. Главное, что он меня видит... Вот эта манера — показывать размер божества [показывает размер божества], она происходит из-за, как говорил Шрила Говинда Махарадж, неуважительного отношения к божеству, которое безгранично. [Не следует] его ограничивать, показывая размеры божества — так же, как мы обычно показываем размер какой-нибудь куклы. Поэтому ладони (это традиция, пришедшая от Говинды Махараджа) складываются именно так, как я продемонстрировал. Это я говорю тем, кто там на кухне внизу. Меня сюда посадили, и я говорю, говорю, говорю. Потому что больше никто не говорит. Друзья, пожалуйста, распоряжайтесь мною. Он же не знает нашу программу.

#00:51:30#

Сахадев Прабху. Санкт-Петербург — очень интровертный город. Здесь обычно семьдесят процентов [времени] идет дождь, поэтому люди очень внимательно слушают, очень мало говорят. [Смеются.] Поэтому сейчас они анализируют, а уже завтра будут [задавать] вопросы. [Смеются.] Так или иначе, есть еще десять минут, и вы можете рассказать о каких-то своих впечатлениях от [общения в кругу] Гурудева, от миссии, от Навадвипы...

Мадхусудан Махарадж. Вот видите, Сахадев Прабху меня не боится, потому что мы с ним давно знакомы. Когда мы с вами познакомимся поближе, то вы, возможно, тоже перестанете стесняться!

Преданные. Сахадев Прабху не петербуржец. [Смеются.]

Мадхусудан Махарадж. Это мой первый вопрос в Санкт-Петербурге. [По-русски:] Да.

Преданный. Вы говорили о первом впечатлении о России [при встрече с работником] в визовом центре… Хотелось бы узнать ваше первое впечатление при первой встрече с Авадхутом Махараджем.

Мадхусудан Махарадж. Авадхут Махарадж родом из Петербурга, правда? Но он не такой, как вы!

#00:54:45#

Преданный. Авадхут Махарадж родился в день явления Вьясадевы, в день явления Гуру.

Мадхусудан Махарадж. Я могу рассказать вам эпизод. Когда в свое время я встретил впервые Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, его звали в ту пору Джаганнатха Валлабха Прабху. Это было в Шри Чайтанья Сарасват Матхе [в Навадвипе], он хотел прийти, попасть на даршан Шрилы Говинды Махараджа, на нем были [надеты] шорты и футболка. Я его остановил и сказал ему: «Прабху, чтобы попасть на даршан к Гурудеву, вам желательно быть одетым в дхоти и курту». Сам я забыл тот эпизод. Махарадж спустя много лет напомнил мне о нем, я забыл наш диалог, но он его помнил. И Махарадж спустя много лет сказал мне: «Мне понравилось то, как вы аргументировали требование изменить одежду». Я сказал [тогда] Джаганнатхе Валлабхе [Прабху] (Шриле Авадхуту Махараджу): «Потому что Шрила Гурудев будет счастлив, если вы будете одеты в дхоти и курту. Гурудев будет счастлив». На протяжении многих лет Махарадж вспоминал этот эпизод, потому что он не раз просил меня в последующие годы, когда в Матх стали приезжать русские преданные, он просил меня просить русских преданных переодеваться, надевать дхоти и курты, аргументируя это точно так же: «Гурудев будет счастлив, Гурудев будет доволен».

#00:58:04#

Конечно, выше описан эпизод не значительный, не настолько значительный, но если говорить о сути, о главном, то я могу сказать, что я отчетливо видел, что с самого начала Джаганнатха Валлабха Прабху, будущий Шрила Авадхут Махарадж, пришел к Шриле Говинде Махараджу, и последний увидел в нем особые качества, выдающиеся, видел в нем его потенциал. Мы знаем эту историю: Авадхут Махарадж в ту пору жил не в России, жил в Нью-Йорке, в самом центре, сердце, так сказать, капиталистического мира, западной цивилизации, [а затем] он покинул Россию. Я не помню эту историю подробно, в каком точно году это было, но где-то в девяностые годы. Возможно, я не присутствовал при самом первом их разговоре на эту тему, но я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж обсуждал с тогдашним Джаганнатхом Валлабхой [Прабху] возможность проповеди в России. С самого начала, как только проповедь на этой территории стала возможной, когда произошел крах старого [социалистического] режима, и Чехословакия, Польша, а затем [и] Советский Союз стали открыты, возникла возможность проповеди, я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж… и примечательно, что он выражал настойчивое желание, чтобы Джаганнатха Валлабха [Прабху] проповедовал именно в России.

#01:00:56#

Я не могу воспроизвести все это в хронологическом порядке, но суть такова, как было сказано: я видел, что Шрила Говинда Махарадж с самого начала разглядел в нем такие [выдающиеся] качества. Он видел в нем человека… Он был полон сил, он был дееспособен, эффективен, он был предан Гурудеву. И, конечно, многое можно сказать, но можно в числе прочего заметить следующее: он не хотел принимать санньясу, он стал Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем в известном смысле против своей воли, то не было его желанием. И это обстоятельство, что он принял санньясу, не имея желания вести такой образ жизни, это еще одно свидетельство в пользу того, о чем мы говорим, — что этот человек жертвенный, он жертвует собой. Его природа — природа проповедника. Махарадж стремится проповедовать, стремится приносить людям благо и делать это под руководством высшего вайшнава, под руководством Шри Гуру. Поскольку склад Шрилы Авадхута Махараджа всегда был таким — он был проповедником, он был способен заниматься активной деятельностью и вдохновлять других, то Шрила Говинда Махарадж выразил это желание, он хотел видеть его лидером русской миссии, российской миссии, и санньяси.

#01:04:28#

Мы очень радовались тогда, когда Шрила Гурудев дал ему это санньяса-имя — Авадхут. И сам Гурудев был очень-очень счастлив, дав ему это имя. Потому что Авадхут Махарадж не всегда следует тому, что в расхожем смысле считается стандартным поведением санньяси. Такая необъятная тема. Что можно сказать в двух словах за пять минут? Время наше истекает, но если пытаться передать некую суть, то я сказал бы так: с самого начала Шрила Авадхут Махарадж был искренней и преданной душой, и с самого начала Шрила Говинда Махарадж видел подобную его природу и принимал его в этом качестве. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, давал в числе других определений вайшнава, давал следующее определение, кто такой вайшнав. По его словам, вайшнав тот, кто делает вайшнавов счастливыми. И это совершенно ясно для каждого, кто наблюдал их взаимоотношения, их взаимодействия; каждому, кто видел эти отношения, очевидно, что Шрила Авадхут Махарадж был и остается источником счастья для Шрилы Говинды Махараджа. Я позволил себе сегодня заметить, что нам в некоторой степени известно, что служит источником счастья Шрилы Говинды Махараджа, чем он мог бы быть доволен. И я говорил о той крайне успешной программе, которая прошла в Москве, о широкой рекламе, о многих достойных людях, которые приняли участие в этой программе.

#01:07:56#

И дело даже не только в широкой рекламе, и не в том, что пришли многие уважаемые люди, и пришла интеллигенция, и так далее, но дело в той хари-катхе, которая звучала, которую люди могли слышать. Таким образом, поскольку это происходит, мы говорим о том, что Шрила Говинда Махарадж и Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж… если исходить из этого критерия: вайшнав — это тот, кто радует вайшнава, тот, кто делает вайшнава счастливым, то мы можем смело сказать, что Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж является вайшнавом. Соответственно, теперь ваш долг, наш долг состоит в том, чтобы радовать Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Если вам удастся это сделать, то мы будем считать хорошими преданными, вайшнавами вас. И не забывайте, что я в прошлом году на Кумбха-меле три недели делил с ним комнату, мы жили с ним в одной комнате и были довольны, счастливы. Я проводил в его обществе двадцать шесть часов в сутки, даже не двадцать шесть, а сорок восемь часов в сутки я проводил с ним. Потому что Шрила Авадхут Махарадж обладает этой волшебной способностью растягивать время и пространство. И я, конечно же, могу рассказать вам множество историй, эпизодов как-нибудь при случае. Я попытался ответить на ваш вопрос. Спасибо! Какое счастье! Я приехал в Санкт-Петербург и здесь мне задали вопросы. Теперь я доволен. Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования