
«Божества Радха-Мадхава-Сундар. Дух проповеди. Шрила Гурудев и Авадхут Махарадж». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 12 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Божества Радха-Мадхава-Сундар.
Дух проповеди.
Шрила Гурудев и Авадхут Махарадж
(12 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife)
Мадхусудан Махарадж. Дорогие преданные, когда божества закроют, я бы хотел вам поклониться, но я делаю это прямо сейчас в уме, в сердце. Кто из вас понимает по-английски? Я очень счастлив находиться здесь, в Санкт-Петербурге. Я слышал, как Гурудев на протяжении многих лет говорил об этом храме. Мы следили за историей [божеств] Гуру-Гауранги Радхи-Мадхава-Сундара с самого момента их проявления в Раджастхане. Мы слышали о том, когда они появились в Раджастхане, как они совершили долгое путешествие, проделали долгий путь, благополучно проделали его и в конце концов из Раджастхана, проделав долгий путь, оказались здесь. Шрила Говинда Махардж был в Москве сколько [раз]? Два раза в своей жизни. [Из зала поправляют.] Скорее всего Шрила Говинда Махарадж посещал Москву только два раза в своей жизни. Однако Гурудев приезжал сюда, в Санкт-Петербург, несколько раз. И всякий раз, когда Шрила Говинда Махарадж возвращался в Навадвипу, в Шри Чайтанья Сарасват Матх, мы, люди в его окружении, слышали его многочисленные рассказы, рассказы о вас, о преданных здесь, о храме, о божествах, о Виджае Рамане Прабху и о тех событиях, которые Шрила Говинда Махарадж наблюдает здесь.
#00:03:55#
Иногда Шрила Гурудев «посещал» это место посредством скайпа. И я не знаю, где находился этот экран [показывает на стену], — там или там, мы, когда Шрила Говинда Махарадж разговаривал с вами, мы были рядом с ним. Особенно я помню такие эпизоды, когда он находился в Дам Дам Парке [в Колкате] и разговаривал с вами. Как бы то ни было, сейчас мне выпала благая удача оказаться здесь, в этом святом месте, месте, которое было освящено его лотосоподобными стопами, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, его лотосоподобными стопами и его сердцем. Наша духовная жизнь — это жизнь прогресса, развития. И, несомненно, Шрила Говинда Махарадж будет счастлив, он счастлив, видя, как этот храм с его божествами — Махапрабху, Радхи и Кришны, Гирираджа, — как этот храм развивается, как он живет и процветает благодаря преданности преданных. В то время, когда Шрила Говинда Махарадж находился в этом мире, мы организовывали его международные турне, туры. За всю историю он совершил двадцать четыре проповеднических поездки по миру.
#00:06:34#
И мы знаем, что, куда бы он ни приехал, он делал место своего пребывания местом проявления Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе. Невозможно получить полное исчерпывающее представление благодаря... [Открывается алтарь, Махарадж предлагает божествам поклоны.] Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! [Реплики на английском, кланяются.] Поскольку этикет таков — когда божества открыты, можно кланяться Гуру, но нельзя кланяться другим [вайшнавам].
#00:08:12#
Невозможно получить исчерпывающее представление [о храме, о месте] по фотографии или слыша рассказы, но, когда машина заехала за угол и я увидел этот храм, тогда я испытал великое счастье, когда увидел его воочию, своими глазами. Мы видели многочисленные фотографии все эти годы: храм зимой, храм летом, храм весной. Мы видели преданных, их деятельность, их жизнь здесь. Мы видели, как они купались в снегу, омывались снегом зимой. Но когда я увидел храм своими глазами, я почувствовал себя очень удачливым. Я чувствую, что это моя удача — возможность оказаться здесь. Многих из вас я встречал в Индии, и я вижу знакомые лица, но и сейчас я чувствую, какая это для меня удача. Я чувствую счастье оттого, что, когда я встретил вас здесь в вашей собственной «комнате», личной комнате дома Шрилы Гурудева... Как я могу вам служить? Я не могу вам служить, я бесполезен. [Шачи Сута Прабху подает реплику.] Да? Как я могу служить вам?
#00:10:40#
Шачи Сута Прабху. Да, вы можете дать нам благословение, [доброе] пожелание!
Мадхусудан Махарадж. У меня нет способности благословлять людей, поскольку источником благословения является шри гуру-варга, благословения нисходят свыше. Но мои добрые пожелания — с вами! [Смеется, разговаривает с Притху Прабху на английском.] Я здесь для того, чтобы омыть Притху Прабху в океане. Авадхут Махарадж попросил меня здесь сесть. Я здесь, пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь. Я бесполезен. Хорошо, в таком случае я могу вам сказать, что в Москве, где только что завершились [проповеднические, духовные] программы, программы были такими, что Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, несомненно, были бы очень-очень довольны. И они не были бы [предположительно, но несомненно] — они довольны тем, как и какие программы прошли в Москве. Я провел в обществе Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, [и после его ухода в его Матхе] этот [продолжительный] период, начиная с 1987 по 2014 год.
#00:13:36#
Это двадцать с лишним лет. И я осмеливаюсь думать, что за двадцать с лишним лет пребывания в его обществе какое-то представление о том, хотя бы минимальное представление о том, что может Гурудеву нравиться, у меня сложилось. Поэтому я могу со всей уверенностью сказать, опираясь на многолетний опыт общения с ним, зная его вкусы, зная его, я могу с уверенностью сказать, что широкая улыбка появилась бы на его лице и не сходила бы с его лица, если бы он увидел количество людей, которые приходили, посещали московские программы, и качество этих людей, насколько они были хороши и как много их было. Эти люди не просто приходили и оставались безучастными наблюдателями, сидели и смотрели, но они принимали активное участие в этих программах.
#00:15:22#
И люди, проходившие мимо по улице, случайные прохожие, видели это действо, заглядывали внутрь и проходили в зал, где происходила программа, и садились, и радостно слушали о Гауранге Махапрабху, и о Господе Нитьянанде. Каждый день происходили программы с часу дня до одиннадцати часов вечера. Самые разные. Параллельно шли лекции, выступления. И звучало множество вопросов, непрерывно люди задавали вопросы. И очень хорошие вопросы, заданные не в духе вызова, а осмысленные, достойные вопросы. Вся заслуга в этом принадлежит Шриле Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу, который, благодаря прекрасной организации, благодаря рекламе, сумел собрать людей и провести такое широкомасштабное мероприятие.
#00:17:14#
Я говорю, что это мероприятие, эта программа увенчалась успехом, и грандиозным успехом. Не потому, что мне кажется, что Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, был бы счастлив, но потому что я уверен, я знаю, что он счастлив, он доволен программой. Преданные как-то раз показывали нам Москву, вместе с нами сопровождали нас во время утренних прогулок по Москве. Преданные водили нас по городу и показали нам Красную площадь, исторические музеи. Однажды они на метро отвезли нас на Воробьевы горы и показали нам, как с этой возвышенности открывается прекрасный вид на всю Москву. Не забывайте, что впервые в жизни я оказался в России. Я вижу, люди приходят на программу «Ведалайф», и я понимаю, что это хорошие люди, люди с хорошими сердцами. Я понимаю, что у этих людей есть интерес к йоге, к ведической традиции и таким явлениям. Люди не только приходили целенаправленно на «Ведалайф», но повсюду, где бы мы ни оказались — на Красной площади и в каких-то публичных местах, — люди вокруг нас реагировали на нас очень дружелюбно.
#00:19:48#
Когда мы ехали в метро, вагоны метро были, естественно, переполнены, и люди стояли… [вагоны] набиты битком, и люди стояли впритык. Я удивился, когда в метро один молодой человек поднялся для того, чтобы уступить мне место. Вначале я решил, что он хочет уступить [место] кому-то другому, и отступил, но окружающие пассажиры стали мне говорить: «Нет, нет, это для вас, садитесь». Я надеюсь, он уступил мне место не потому, что я настолько стар… Я надеюсь, что он уступил мне место не потому, что я выглядел в его глазах стариком, но потому, что он видел перед собой какого-то религиозного человека, монаха. Я стеснялся занять место, которое он мне уступил, потому что обычно мы уступаем места женщинам, пожилым людям, но я был удивлен его поступком. Моим первым впечатлением от России был мой разговор с чиновницей на таможне, которая была очень дружелюбна со мной, улыбалась мне.
#00:22:22#
Она пожелала мне счастливого пребывания на русской земле. Я гражданин Великобритании. Когда я оказываюсь в Англии, то, как правило, сотрудники английской таможни очень сдержанны и сухи. По большому счету я могу сказать, повторить то же самое — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, несомненно, доволен, его радуют те программы, которые произошли на данный момент в России, произошли в Москве. И заслуга в этом деле принадлежит Бхакти Бималу Авадхуту Махараджу. Также его, Шрилу Говинду Махараджа, несомненно, радует проповедь Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа, его проповедь, которая содержит в себе суть, квинтэссенцию учения Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридахара Дев-Госвами Махараджа. Хотите ли вы узнать, какое было мое первое впечатление о преданных здесь, в Санкт-Петербурге? Вы все очень тихие и хорошо воспитанные!
#00:24:17#
Есть ли у кого-то вопросы? [Махарадж шепчет: «Вы видите? Все такие тихие, не замутите воды».] Может быть, вы боитесь меня? Позвольте мне тогда заметить, что я вегетарианец, но даже если бы я ел мясо, то я в любом случае не каннибал. [Смеется.] Но я, чтоб вы знали, родом из Африки, я родился в Британской Кении, которая находится на востоке Африки. В свое время я путешествовал. Когда я путешествовал по Африке, я бывал в некоторых ее районах, где действительно живут племена людоедов. Но каннибалы, людоеды — это предмет отдельного рассказа. Вопросы еще есть?
#00:25:52#
Шачи Сута Прабху. Я хочу сказать, что я уверен, что все прибывшие [сюда и находящиеся] здесь и те, у кого нет возможности приехать, кто знает о том, что приехали Мадхусудан Махарадж, Бхакти Лалита [Диди], Авадхут Махарадж, очень счастливы, очень ждали [вашего приезда]. Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж привносит Индию [нам, в Россию]. Такое ощущение, что то, что давно уже немножко забыто [снова ожило]...
Мадхусудан Махарадж. [Реплика остается здесь без перевода, но будет переведена после того, как Шачи Сута Прабху закончит свою мысль.]
Шачи Сута Прабху. От Мадхусудана Махараджа идет этот дух отношений со Шрилой Гуру Махараджем. Я не знаю, какое оно... [неразборчиво], но Гурудев становится ближе.
#00:27:06#
Мадхусудан Махарадж. Я приехал сюда для того, чтобы найти Шрилу Говинду Махараджа и его преданных в его семье, в семье его преданных. Я — Махананда Дас Бхакти Ранджан. Когда я смотрю на себя в зеркало, я смотрю и недоумеваю: «Кто этот человек?» Я вспоминаю, что этот человек — это Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. Вы, может быть, и счастливы нас видеть, но вы что-то очень тихие. [Смеется.] Хорошо. Как бы там ни было, пока я здесь, пожалуйста, дайте мне какое-то занятие, пожалуйста, задействуйте меня в служении. В Москве, и до Москвы в Украине, Шрила Авадхут Махарадж не давал нам ни минуты отдыха, ни минуты покоя, он постоянно буквально выталкивал нас на сцену, подталкивал нас к общению с людьми, и мне хотелось бы продолжать жить в таком режиме. И здесь, пожалуйста, используйте меня как можно больше. Таким был мой маршрут в последнее время: Китай, затем Украина, затем Москва и Санкт-Петербург. Я покинул пределы Индии впервые за последние двадцать пять лет.
#00:29:35#
Сахадев Прабху. Через два дня начнется петербургский «Ведалайф» и будет очень интенсивно.
Мадхусудан Махарадж. Почему я напоминаю вам Индию? Потому что в Индии обычно мы не гладим одежду, я хожу [там] в не поглаженной одежде. Наверно поэтому.
Шачи Сута Прабху. Нет. Потому что в Индии Мадхусудан Махарадж… Когда мне впервые встретился Мадхусудан Махарадж, мне очень запомнились [его] отношения с Гурудевом, его отношения с другими вайшнавами, отношение к нему преданных тех вриндаванских храмов, которые нам открывали двери, ворота и показывали те места, которые вообще-то были закрыты для посетителей одиннадцать месяцев в году. Но, увидев Мадхусудана Махараджа, [они нас пускали в свои храмы]. То есть [они знали и видели], что это великий вайшнав, они очень любят его. Вот эти чувства... [неразборчиво] вспоминаются.
Притху Прабху. Я хочу еще добавить. Молитвы всех нас сбылись и наконец-то Мадхусудан Махарадж здесь. Мы очень давно хотели, чтобы он приехал, но не было возможности для этого. По милости Радхи-Мадхавы, по милости Гурудева Махарадж все-таки приехал.
#00:32:32#
Мадхусудан Махарадж. Эти браджа-баси открывали двери храмов, потому что они очень добры, и потому что они знают о моей связи со Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, и со Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Мой опыт был таким: последние три года я провел во Вриндаване. Мой опыт с этими людьми был таков, что эти люди, местные садху, и те, кто совершают поклонение в тамошних храмах, стремятся быть преданными, вайшнавами. Поэтому они естественным образом выражают почтение людям, которые носят эти одежды садху. Когда мы приезжаем во Вриндаван, [мы знаем, что] во Вриндаване пять тысяч храмов, но мы идем исключительно в те места, которые являются сакральными, священными для последователей этой традиции, для гаудиев. Мы посещаем места, связанные с представителями нашей гуру-варги, с нашими учителями. До того, как я начал эту поездку по Европе, до того, как я отправился в… не только по Европе — в Китай, затем в Украину, я отправился на Говардхан и пришел к пушпа-самадхи Шрилы Говинды Махараджа. И, вы знаете возможно, насколько прекрасно мурти Шрилы Говинды Махараджа там, насколько красиво его лицо и образ. Я и до этого просил его благословения с тем, чтобы мой тур, проповеднический тур был успешным, но особенно [с этой молитвой] я пришел туда, в пушпа-самадхи, и я молил его о благословениях, о поддержке.
#00:36:43#
Мы знаем, многие из нас, некоторые из нас, я сам слышал это своими ушами, и другие преданные слышали от Шрилы Говинды Махараджа о том, что его желание состояло в том, чтобы уйти на покой и поселиться на Говардхане. Он говорил: «Когда я отойду от дел, когда я уйду на покой, то я хочу оставаться на Говардхане». Это не наши догадки, но это его отчетливо выраженное желание, мы слышали это. Когда его мурти было доставлено на Говардхан, то такое чувство возникло у нас, и это чувство остается — ощущение того, что Шрила Говинда Махарадж исполнил свое желание, прибыл на Говардхан и продолжает там оставаться. Поэтому вот эти события предшествовали началу моего проповеднического тура. Я совершил обход этих святых мест: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Кусум-саровар, и вернулся в наш прекрасный Шрила Шридхар Сева-ашрам [возле Говардхана], после чего на следующий день я поехал во Вриндаван, а далее уже сел на самолет и отправился на Запад. Шрила Говинда Махарадж всегда придавал большое значение началу любого дела, любого предприятия, начальному этапу, началу.
#00:39:27#
Таким образом, я покинул этот ашрам, тот ашрам, который Шрила Гурудев возвел, построил. Это был ашрам, который Шрила Гурудев создал для Шрилы Гуру Махараджа. И он дал ему соответствующее название: Шридхар Сева-ашрам. Покинув это место, покинув пределы Индии, я в конце концов оказался в обществе вас всех. И я могу сказать, если мне будет позволено так выразиться, что эти божества, здешние божества, русские Радха и Мадхава, являются братьями и сестрами, если можно так сказать, наших божеств, прекрасных божеств Шрилы Говинды Махараджа, которые пребывают во Вриндаване и которые носят имена: Радха-Раса-Бихари, Гуру-Гауранга Гандхарва(Радхарани)-Раса-Бихари(Кришна). Они являются младшими братьями и сестрами.
#00:41:36#
Когда те божества, вриндаванские божества, были проявлены, проявились, то Шрила Говинда Махарадж был поражен их красотой. Он выражал это чувство изумления, он говорил: «Меня поражает их красота». Гурудев говорил: «Для меня немыслимо то обстоятельство, как такие красивые, настолько прекрасные божества пришли в наш храм». В наше время, когда мы посещаем какие-то места во Вриндаване, люди задают нам вопрос: «Откуда вы, где вы живете? Из какого вы храма?» И многие браджа-баси, местные жители, когда слышат наш ответ, когда мы им говорим: «Мы из Шри Чайтанья Сарасват Матха, который расположен за Радха-Дамодар-мандиром», они размышляют: «Какой это храм?» А потом до них доходит, и они говорят: «О, вы из того храма с прекрасными божествами?» Есть один человек во Вриндаване, он браджа-баси в строгом смысле этого слова. Он родился там, он родился в этом роду, он всю жизнь там прожил, и он очень уважаемый человек в местном сообществе, в местной общине. И этот человек, когда однажды я беседовал с ним, он заметил мне, он сказал относительно наших божеств в Матхе: «Ваша Радхарани, — сказал он, — невероятно прекрасна».
#00:44:25#
Мы можем представить таким образом, до известной степени представить, насколько прекрасны эти божества во Вриндаване. Поэтому, когда возник вопрос о божествах для храма в Санкт-Петербурге, Шрила Авадхут Махарадж обсуждал это со Шрилой Говиндой Махараджем, то последний дал, выразил соответствующее желание. Вы можете спросить о деталях этой истории у Шрилы Авадхута Махараджа. Я не знаю наверняка, но я точно знаю, что источник этих божеств — Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы [здесь, в Лахте] и божеств Гуру-Гауранги Гандхарвы-Раса-Бихари во Вриндаване — источник этих божеств один, и даже возможно, один и тот же мастер, один и тот же скульптор их сделал.
#00:46:07#
Вы знаете, что во Вриндаване мы очень близко находимся к божествам, мы совсем рядом, когда мы совершаем арати, расстояние маленькое. А здесь огромный зал, и они на возвышении в отдельной комнате на алтаре — те самые Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, о славе которых мы так много слышали. Вчера в Москве некоторые наши преданные говорили мне: «Завтра, Махарадж, вы поедете, вы будете в Санкт-Петербурге, в храме, в Лахте, вы увидите тамошние божества». Но я ответил этим преданным: «Без милости божеств этого не может случиться». Поэтому я считаю, что лишь милостью этих божеств мне удалось в конце концов оказаться здесь, в этом прекрасном храме. Когда Гурудев рассматривал возможность паломничества в какое-то святое место, то он неизменно считал, что прийти в святое место можно лишь милостью божества, милостью этого святого места. Например, милостью Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры [можно попасть в Пури]. Он никогда не чувствовал, что у нас есть право войти, ступить в святой храм, в святую обитель или некое святое место.
#00:48:31#
Таким образом, я сумел оказаться здесь в этой обители, в этом храме, милостью этих божеств: Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундара, милостью Гирираджа и Гопала. Главное, что он меня видит... Вот эта манера — показывать размер божества [показывает размер божества], она происходит из-за, как говорил Шрила Говинда Махарадж, неуважительного отношения к божеству, которое безгранично. [Не следует] его ограничивать, показывая размеры божества — так же, как мы обычно показываем размер какой-нибудь куклы. Поэтому ладони (это традиция, пришедшая от Говинды Махараджа) складываются именно так, как я продемонстрировал. Это я говорю тем, кто там на кухне внизу. Меня сюда посадили, и я говорю, говорю, говорю. Потому что больше никто не говорит. Друзья, пожалуйста, распоряжайтесь мною. Он же не знает нашу программу.
#00:51:30#
Сахадев Прабху. Санкт-Петербург — очень интровертный город. Здесь обычно семьдесят процентов [времени] идет дождь, поэтому люди очень внимательно слушают, очень мало говорят. [Смеются.] Поэтому сейчас они анализируют, а уже завтра будут [задавать] вопросы. [Смеются.] Так или иначе, есть еще десять минут, и вы можете рассказать о каких-то своих впечатлениях от [общения в кругу] Гурудева, от миссии, от Навадвипы...
Мадхусудан Махарадж. Вот видите, Сахадев Прабху меня не боится, потому что мы с ним давно знакомы. Когда мы с вами познакомимся поближе, то вы, возможно, тоже перестанете стесняться!
Преданные. Сахадев Прабху не петербуржец. [Смеются.]
Мадхусудан Махарадж. Это мой первый вопрос в Санкт-Петербурге. [По-русски:] Да.
Преданный. Вы говорили о первом впечатлении о России [при встрече с работником] в визовом центре… Хотелось бы узнать ваше первое впечатление при первой встрече с Авадхутом Махараджем.
Мадхусудан Махарадж. Авадхут Махарадж родом из Петербурга, правда? Но он не такой, как вы!
#00:54:45#
Преданный. Авадхут Махарадж родился в день явления Вьясадевы, в день явления Гуру.
Мадхусудан Махарадж. Я могу рассказать вам эпизод. Когда в свое время я встретил впервые Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, его звали в ту пору Джаганнатха Валлабха Прабху. Это было в Шри Чайтанья Сарасват Матхе [в Навадвипе], он хотел прийти, попасть на даршан Шрилы Говинды Махараджа, на нем были [надеты] шорты и футболка. Я его остановил и сказал ему: «Прабху, чтобы попасть на даршан к Гурудеву, вам желательно быть одетым в дхоти и курту». Сам я забыл тот эпизод. Махарадж спустя много лет напомнил мне о нем, я забыл наш диалог, но он его помнил. И Махарадж спустя много лет сказал мне: «Мне понравилось то, как вы аргументировали требование изменить одежду». Я сказал [тогда] Джаганнатхе Валлабхе [Прабху] (Шриле Авадхуту Махараджу): «Потому что Шрила Гурудев будет счастлив, если вы будете одеты в дхоти и курту. Гурудев будет счастлив». На протяжении многих лет Махарадж вспоминал этот эпизод, потому что он не раз просил меня в последующие годы, когда в Матх стали приезжать русские преданные, он просил меня просить русских преданных переодеваться, надевать дхоти и курты, аргументируя это точно так же: «Гурудев будет счастлив, Гурудев будет доволен».
#00:58:04#
Конечно, выше описан эпизод не значительный, не настолько значительный, но если говорить о сути, о главном, то я могу сказать, что я отчетливо видел, что с самого начала Джаганнатха Валлабха Прабху, будущий Шрила Авадхут Махарадж, пришел к Шриле Говинде Махараджу, и последний увидел в нем особые качества, выдающиеся, видел в нем его потенциал. Мы знаем эту историю: Авадхут Махарадж в ту пору жил не в России, жил в Нью-Йорке, в самом центре, сердце, так сказать, капиталистического мира, западной цивилизации, [а затем] он покинул Россию. Я не помню эту историю подробно, в каком точно году это было, но где-то в девяностые годы. Возможно, я не присутствовал при самом первом их разговоре на эту тему, но я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж обсуждал с тогдашним Джаганнатхом Валлабхой [Прабху] возможность проповеди в России. С самого начала, как только проповедь на этой территории стала возможной, когда произошел крах старого [социалистического] режима, и Чехословакия, Польша, а затем [и] Советский Союз стали открыты, возникла возможность проповеди, я помню эти разговоры девяностых годов, когда Шрила Говинда Махарадж… и примечательно, что он выражал настойчивое желание, чтобы Джаганнатха Валлабха [Прабху] проповедовал именно в России.
#01:00:56#
Я не могу воспроизвести все это в хронологическом порядке, но суть такова, как было сказано: я видел, что Шрила Говинда Махарадж с самого начала разглядел в нем такие [выдающиеся] качества. Он видел в нем человека… Он был полон сил, он был дееспособен, эффективен, он был предан Гурудеву. И, конечно, многое можно сказать, но можно в числе прочего заметить следующее: он не хотел принимать санньясу, он стал Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем в известном смысле против своей воли, то не было его желанием. И это обстоятельство, что он принял санньясу, не имея желания вести такой образ жизни, это еще одно свидетельство в пользу того, о чем мы говорим, — что этот человек жертвенный, он жертвует собой. Его природа — природа проповедника. Махарадж стремится проповедовать, стремится приносить людям благо и делать это под руководством высшего вайшнава, под руководством Шри Гуру. Поскольку склад Шрилы Авадхута Махараджа всегда был таким — он был проповедником, он был способен заниматься активной деятельностью и вдохновлять других, то Шрила Говинда Махарадж выразил это желание, он хотел видеть его лидером русской миссии, российской миссии, и санньяси.
#01:04:28#
Мы очень радовались тогда, когда Шрила Гурудев дал ему это санньяса-имя — Авадхут. И сам Гурудев был очень-очень счастлив, дав ему это имя. Потому что Авадхут Махарадж не всегда следует тому, что в расхожем смысле считается стандартным поведением санньяси. Такая необъятная тема. Что можно сказать в двух словах за пять минут? Время наше истекает, но если пытаться передать некую суть, то я сказал бы так: с самого начала Шрила Авадхут Махарадж был искренней и преданной душой, и с самого начала Шрила Говинда Махарадж видел подобную его природу и принимал его в этом качестве. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, давал в числе других определений вайшнава, давал следующее определение, кто такой вайшнав. По его словам, вайшнав тот, кто делает вайшнавов счастливыми. И это совершенно ясно для каждого, кто наблюдал их взаимоотношения, их взаимодействия; каждому, кто видел эти отношения, очевидно, что Шрила Авадхут Махарадж был и остается источником счастья для Шрилы Говинды Махараджа. Я позволил себе сегодня заметить, что нам в некоторой степени известно, что служит источником счастья Шрилы Говинды Махараджа, чем он мог бы быть доволен. И я говорил о той крайне успешной программе, которая прошла в Москве, о широкой рекламе, о многих достойных людях, которые приняли участие в этой программе.
#01:07:56#
И дело даже не только в широкой рекламе, и не в том, что пришли многие уважаемые люди, и пришла интеллигенция, и так далее, но дело в той хари-катхе, которая звучала, которую люди могли слышать. Таким образом, поскольку это происходит, мы говорим о том, что Шрила Говинда Махарадж и Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж… если исходить из этого критерия: вайшнав — это тот, кто радует вайшнава, тот, кто делает вайшнава счастливым, то мы можем смело сказать, что Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж является вайшнавом. Соответственно, теперь ваш долг, наш долг состоит в том, чтобы радовать Шрилу Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Если вам удастся это сделать, то мы будем считать хорошими преданными, вайшнавами вас. И не забывайте, что я в прошлом году на Кумбха-меле три недели делил с ним комнату, мы жили с ним в одной комнате и были довольны, счастливы. Я проводил в его обществе двадцать шесть часов в сутки, даже не двадцать шесть, а сорок восемь часов в сутки я проводил с ним. Потому что Шрила Авадхут Махарадж обладает этой волшебной способностью растягивать время и пространство. И я, конечно же, могу рассказать вам множество историй, эпизодов как-нибудь при случае. Я попытался ответить на ваш вопрос. Спасибо! Какое счастье! Я приехал в Санкт-Петербург и здесь мне задали вопросы. Теперь я доволен. Харе Кришна!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
Наверх