
«Учение о карме, викарме и акарме в Бхагавад-гите и „Шримад-Бхагаватам“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Учение о карме, викарме и акарме в Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам»
(18 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Преданный: Стих Бхагавад-гиты:
карман̣о хй апи боддхавйам̇,
боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣
акарман̣аш́ ча бодхавйам̇,
гахана̄ карман̣о гатих̣[1]
В комментарии к этому стиху Свами Махарадж говорит: «Если человек серьезен, серьезно стремится освободиться от материального рабства, то он должен начать анализ действия, следствия и извращенного действия. Это очень трудный для понимания предмет, и чтобы понять этот предмет, нужно общаться с преданными в сознании Кришны и научиться от них этим тайнам, секретам».
#00:01:03#
Шрила Шридхар Махарадж: А как звучит начало стиха?
…акарман̣аш́ ча бодхавйам̇,
гахана̄ карман̣о гатих̣…
Преданный:
карман̣о хй апи боддхавйам̇,
боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣…
#00:01:13#
Шрила Шридхар Махарадж: Нечто в высшей степени неведомое и непостижимое, и оно безгранично, безграничные возможности присутствуют там. Человек, живое существо, совершает усилия, и следствия, результаты этого усилия бесконечны.
#00:01:41#
ким̇ карма ким акармети,
кавайо ’пй атра мохита̄х̣…[2]
Что есть карма, что есть отсутствие кармы — понять это трудно даже ученым. А как звучит начало этой шлоки?
#00:02:05#
Преданный:
карман̣о хй апи боддхавйам̇,
боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣…
Шрила Шридхар Махарадж:
карман̣о хй апи боддхавйам̇,
боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣
акарман̣аш́ ча бодхавйам̇,
гахана̄ карман̣о гатих̣
Что есть акарма, что есть викарма и что есть карма? Карма значит в целом то, что рекомендует шастра в рамках варнашрама-дхармы. Это карма. Викарма — это аморальная деятельность, безнравственная. И акарма означает прекращение всяких усилий, всякого проявления энергии. Но это невозможно — человек должен есть, он должен работать. Акарма.
#00:03:00#
акарман̣и ча карма йах̣
Тот воистину разумен, кто способен увидеть карму в акарме и акарму в карме. Это означает, что, контролируя наше внутреннее «я», мы способны избавиться от кармы. Йога-стхах̣ куру карма̄н̣и — человек, который занимает правильную позицию (не стремится к результатам, к плодам своей кармы), совершает карму, но в действительности это акарма. А когда человек в уме своем хочет так много всего, его ум всегда находится в движении, он хочет того, другого, третьего, и он сохраняет свои желания, но прекращает внешнюю карму, — это глупость.
#00:04:03#
Акарман̣и ча карма — человек может внешне совершать множество поступков, карму, но он не желает никаких плодов — он совершает акарму. Тогда как человек, который прекращает свою физическую деятельность, но ментально, в уме думает о множестве разных вещей, тот продолжает совершать карму. Речь идет о том, что карма — это не только внешние физические действия, но и внутренняя позиция, и на это явление — внутреннюю позицию — следует обращать самое пристальное внимание.
#00:04:32#
на хи каш́чит кш̣ан̣ам апи,
джа̄ту тиш̣т̣хатй акарма-кр̣т…[3]
Никто в действительности не может прекратить [совершать] карму.
…ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те
на прасиддхйед акарман̣ах̣[4]
Даже если мы откажемся от любой деятельности, то мы вынуждены будем продолжать есть, ходить в уборную — это все также карма. Но избавиться от кармы не означает, что нужно прекратить совершать физические действия — нужно отказаться от ментальных желаний.
#00:05:05#
Камана-васана. Это подлинная карма, а не внешняя деятельность. Внешне мы можем убить, уничтожить всю брахманду, всю вселенную, и при этом ничего не делать. Внешняя деятельность не обладает ценностью, оценивать карму следует по внутренним желаниям, по васане: «Я хочу чего-то помимо Кришны». Есть универсальная, вселенская волна, эта волна совершает свое движение, и я хочу проецировать свои желания на эту волну, я не в состоянии жить в гармонии с этой волной. Но отдельную, сепаратную волну я хочу породить, и это карма, и эта волна неизбежно будет сталкиваться со вселенской волной. Столь многие местные, провинциальные волны существуют, но окончательная, финальная, фундаментальная волна сознания Кришны есть, и я должен понять эту волну, оказаться в гармонии с ней, и тогда я не буду совершать карму, я буду танцевать в этой универсальной волне — вот что необходимо.
#00:06:19#
Без этого, в каких бы волнах я ни принимал участия, с какими бы волнами я себя ни отождествлял в различных измерениях, я буду вынужден пожинать плоды, сталкиваться со следствиями. Это карма. Карма в истинном смысле слова означает «порождать волны отдельных интересов в этом мире». Необходимо прекратить такие попытки внутренне и постараться понять ниргуну — волну сознания Кришны, и в этой волне не будет кармы. А иначе мы будем уносимы различными волнами различных отдельных интересов, и это все будет карма того или иного типа. Каждый страдает от своей собственной кармы, от реакций, следствий действий [совершенных в настоящий момент и в прошлом], живые существа гибнут в результате столкновения этих [эгоистических] волн с высшей волной. Таким образом [это происходит]. Внутренне пытайся избавиться от этого духа кармы, то есть пытайся быть единым с сознанием Кришны, с этой универсальной волной, и танцуй в этой волне.
#00:07:42#
Карма, викарма. Викарма значит аморальные поступки, карма — это моральные, нравственные поступки, они лучше по сравнению с викармой. Есть также ведантическое понимание отказа от внутренних желаний, акарма — когда прекращаются всякие намерения и желания. Они хотят самадхи — состояния, подобного глубокому сну без сновидений. Но вайшнавы хотят обрести связь с сознанием Кришны, которое динамично, которое представляет собой здоровую волну, несущую благо всем и каждому. Абсолют динамичен, не статичен (подобно состоянию, на которое указывают буддисты и шанкариты, — нирвана). Но возможно установить связь с сознанием Кришны, которое динамично, движущееся [начало], это волна любви, красоты, очарования, милости. Таким образом, [необходимо] обрести связь с этим явлением.
#00:08:54#
Давать и брать — это не плохо, но это не должен быть «черный рынок». Все это должно быть основано на универсальной истине: Он [Господь] обладает всем, Ему все принадлежит. Но если мы считаем себя обладателями («я — царь, я могу действовать, я способен давать»), то это невозможно для меня, мы все занимаемся спекуляцией на «черном рынке», и в конечном счете мы терпим поражение и становимся жертвами реакций.
#00:09:30#
Викарма, карма и акарма. Викарма — это аморальные действия, не рекомендованные священными писаниями. Варнашрама-карма — это в целом карма: делай то-то и то-то, и дальнейшее наставление ты получишь, когда закончишь выполнение этого долга. Затем — наишкарма — то, что рекомендуется «Бхагаватам»:
#00:09:57#
…джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄виш̣кр̣там̇…[5]
Йоги и гьяни благодаря наишкарме достигают самадхи, состояния вечного сна без сновидений, но «Шримад-Бхагаватам» говорит: необходимо отказаться от эгоистической деятельности и действовать ради Кришны. Это наишкарма.
#00:10:26#
Джн̃а̄на, ваирагйа и бхакти — везде присутствует наишкарма, отказ от эгоистической деятельности, но в бхакти — отказ от эгоистической деятельности и деятельность ради Кришны. Наишкарма означает не прекращение деятельности как таковой, но означает отказ от всех локальных, местных желаний и интересов, и работа в интересах универсального сознания Кришны, и это — подлинная наишкарма, согласно «Бхагаватам». Эта наишкарма отличается от спекуляций тех, кто ищет освобождения, которые говорят, что только состояние самадхи (вечного сна) есть наишкарма. Но «Бхагаватам» отвергает эту идею напрочь. Наишкарма — это значит присоединиться к универсальной волне, и это наишкарма подлинная.
#00:11:20#
…джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄виш̣кр̣там̇…
Бхагавата-наишкарма — это подлинное бхакти. Человек занят, но он занят в интересах Кришны — это наишкарма, динамичная наишкарма. А статичную наишкарму рекомендуют йоги и гьяни, ведантисты.
Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!
Вы понимаете?
#00:11:56#
Преданный: Да. Когда происходит [духовное] посвящение, то духовный учитель забирает карму, и мы стремимся избавиться от кармы. Это правда?
#00:12:13#
Шрила Шридхар Махарадж: Посвящение — значит бросить себя в ниргуна-движение, в сознание Кришны. Бросить себя. В мантре слово «сваха» — значит бросить себя, швырнуть в сознание Кришны, установить связь с подлинной наишкармой. Работать ради Кришны, от имени Кришны, не ради каких-то эгоистических или националистических групп, которые являются расширенным, утонченным эгоизмом.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ «Крайне нелегко постичь природу деятельности. Для этого необходимо понять, что есть благочестивое действие (карма), греховное действие (викарма) и бездействие (акарма)» (Бхагавад-гита, 4.17).
2 ↑ Ким̇ карма ким акармети, кавайо ’пй атра мохита̄х̣ / тат те карма правакш̣йа̄ми, йадж джн̃а̄тва̄ мокш̣йасе ’ш́убха̄т — «Что есть действие, а что — бездействие? Даже мудрецы сбиты с толку, пытаясь разобраться в этом. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать и бездействовать. Зная это, ты избавишься от всех бед» (Бхагавад-гита, 4.16).
3 ↑ На хи каш́чит кш̣ан̣ам апи, джа̄ту тиш̣т̣хатй акармакр̣т / ка̄рйате хй аваш́ах̣ карма, сарвах̣ пракр̣ти-джаир гун̣аих̣ — «Никто не способен отказаться от действий даже на мгновение. Все вынуждены действовать, подчиняясь материальной энергии, состоящей из трех гун (состояний материи)» (Бхагавад-гита, 3.5).
4 ↑ Нийатам̇ куру карма твам̇, карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те, на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» (Бхагавад-гита, 3.8).
5 ↑ Ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ пура̄н̣ам амалам̇ йад ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ прийам̇, йасмин па̄рамахам̇сйам экам амалам̇ джн̃а̄нам̇ парам̇ гӣйате / татра джн̃а̄на-вира̄га-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄виш̣кр̣там̇, тач чхр̣н̣ван су-пат̣хан вича̄ран̣а-паро бхактйа̄ вимучйен нарах̣ — «„Шримад-Бхагаватам“ — безупречная Пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают парамахамсы. В „Бхагаватам“ объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь служения в преданности. Каждый, кто серьезно пытается понять „Шримад-Бхагаватам“, надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.18).
![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |