
«Качества брахманов. Градация брахманов и вайшнавов». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Качества брахманов.
Градация брахманов и вайшнавов
(1 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Брахманический подход к Истине — явление более высокого порядка. Доллары и дипломатия могут быть использованы для достижения цели, но более высоким фундаментом должен быть брахманизм. Необходимо полагаться на характер, на реализацию, осознание, на полноту — на все эти явления, и тогда это явление [брахманизм] сумеет утвердиться над остальными теологическими концепциями. Существуют в этом мире многочисленные теологические представления, и мы должны иметь с ними дело. Подобная пропаганда не может быть куплена лишь деньгами и внешней пышностью, роскошью.
#00:00:57#
Речь идет о сравнительном изучении теологии, онтологических аспектах — это следует культивировать. Это явление следует проповедовать во всем мире. Подобное явление сумеет выстоять, существовать долгое время. «Взятками» мы не способны удержать людей в своей группе долгое время — но [это следует закреплять,] распространяя удовлетворенность, удовлетворяя внутреннюю [духовную] жажду теологическим и онтологическим образом. Такого рода возвышенная литература и такие ответы удовлетворения их нужд — все это следует представить в письменной форме: необходимая литература, должные черты характера. И необходимы проповедники.
#00:02:09#
Фундамент будет таким, как я описал, и на этом фундаменте будут действовать кшатрии и вайшьи.
дхиг балам̇ кш̣атрийа̄-балам̇
брахма-теджо-балам̇ балам̇
Существует высказывание Вишвамитры. Когда Вишвамитра стал сражаться с вайшьей, не сумел одолеть его, он произнес эти слова, выше процитированные. Речь идет о силе характера, о характере.
#00:02:49#
Все это необходимо для проповедника. Кшатрии или вайшьи могут быть жертвами мирского искушения легко, но брахманические характеристики должны лежать в основе; они спасут нас от искушения, когда мы находимся в гуще этого мира. Мы используем различные реалии для служения Кришне. Такого рода фундамент необходим. Речь идет о должном характере, о приверженности Истине и о том, чтобы рисковать, будучи нищим. Приверженность принципам ценой чего угодно — это брахманизм.
#00:03:39#
Речь идет о той ситуации, когда человек испытывает большее влечение к сознанию, нежели к материальным вещам. Его в большей степени привлекает красота сознания, духовная сторона, нежели вайбхава — то есть те материальные субстанции, которые накапливаются под именем служению Господу. Речь идет о том, чтобы отдавать предпочтение духовному сознанию, а не материальному богатству, которое, конечно, мы используем ради служения браминам. Кшатрий или вайшья покорны школе браминов, а брамины должны быть связаны с вайшнавами — с людьми, которые связаны со служением личностной Истине.
#00:04:22#
бра̄хман̣а̄на̄м̇ сахасребхйах̣ сатра-йа̄джӣ виш́иш̣йате
сатра-йа̄джи-сахасребхйах̣ сарва-веда̄нта-па̄рагах̣
сарва-веда̄нта-вит-кот̣йа̄ виш̣н̣у-бхакто виш́иш̣йате…[1]
Брахман в большей степени предпочитает дух, нежели материю. А для вайшнава дух есть личность, высший дух есть [высшая] личность [Бога], и мы можем установить тесную связь с Ним посредством служения. Личностная концепция (истинная) и служение Ему — эти два явления присутствуют в вайшнаве. А в брамине присутствует бо́льшая склонность, влечение к духу, нежели к материальным достояниям.
#00:05:36#
Кшатрий должен организовывать материальные явления под руководством браминов, с тем чтобы направлять широкие массы в сторону духа, организовывать этот поход от материи к духу, а вайшья — зарабатывать деньги, необходимые для достижения этой цели. В целом это варнашрама.
#00:06:00#
Махапрабху начал с варнашрамы в беседе с Раманандой Раем, и, оставляя варнашраму [позади], шаг за шагом достиг высшего положения. Он начал с варнашрамы, в рамках которой дух стоит выше материи, такого рода организация. Жизненный поиск каждого должен быть обращен в этом направлении. Ты должен пренебречь материей и дать высокую оценку духу, душе, сознанию. Подобная цель систематическим образом достигается в рамках варнашрамы, в рамках группы, подобно тому, как это происходит в армии, во флоте, в военно-воздушных силах, в пехоте — организованным образом.
#00:06:48#
Поход: речь идет о походе от невежества к видению, от материи к духу, о массовом движении в рамках варнашрамы. Затем: вайшнавы обладают более конкретным, ясным представлением о природе духа. Дух есть личность [Бога], дух подразумевает личность, высшую личность, а мы являемся крошечными частицами духа, [высшей] души. Мы также личности, и существует высшая личность, пуруша и пурушоттама. Затем возникает вопрос жертвенности и вопрос служения в подлинном смысле этого слова. В среде вайшнавов также присутствует градация.
#00:07:46#
кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас
тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣…
Джн̃а̄на-ш́ӯнйа̄ бхакти.
…премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣
тебхйас та̄х̣ паш́у-па̄ла-пан̇каджа-др̣ш́ас…[2]
Таким образом описывается этот прогресс.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Бра̄хман̣а̄на̄м̇ сахасребхйах̣ сатра-йа̄джӣ виш́иш̣йате, сатра-йа̄джи-сахасребхйах̣ сарва-веда̄нта-па̄рагах̣ / сарва-веда̄нта-вит-кот̣йа̄ виш̣н̣у-бхакто виш́иш̣йате, ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ сахасребхйа эка̄нтй эко виш́иш̣йате — «Из многих тысяч брахманов наилучшим считается тот, кто совершает жертвоприношение Вишну. Из тысяч таких ягьика-брахманов наилучшим считается тот, кто знает суть Веданты. Из миллионов познавших суть Веданты наилучшим считается преданный Вишну. А из тысяч преданных Вишну наилучшим считается чистый преданный Вишну» (стих из «Гаруда-пураны»; также приводится в «Бхакти-сандарбхе» (177) Шрилы Дживы Госвами).
2 ↑ Кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас, тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣ премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣ / тебхйас та̄х̣ паш́у-па̄ла-пан̇каджа-др̣ш́ас та̄бхйо ’пи са̄ ра̄дхика̄, преш̣т̣ха̄ тадвад ийам̇ тадӣйа-сарасӣ та̄м̇ на̄ш́райет ках̣ кр̣т — «В шастрах сказано, что из всех занимающихся мирской деятельностью (карми) Господь Хари предпочитает того, кому известны высшие ценности жизни. Из множества людей, постигших высшую мудрость (гьяни), тот, кому его знания помогли обрести освобождение, обращается к служению в преданности. Он стоит выше всех остальных. Однако его превосходит тот, что действительно обрел чистую любовь к Господу Кришне (прему). Самые возвышенные же из всех великих преданных — девушки-пастушки (гопи), которые всегда и во всем зависят от Шри Кришны, трансцендентного пастушка. Из всех гопи наиболее дорога Кришне Шримати Радхарани. Ее озеро (кунда) так же бесконечно дорого Кришне, как и эта самая любимая из Его гопи. Кто же откажется поселиться у Радха-кунды и в духовном теле, исполненном упоительных переживаний (апракрита-бхавы), с любовью служить божественной чете Шри Шри Радхе-Говинде, ежедневно являющей Свои восемь видов вечных игр (аштакалия-лилу)? Те, кто занимается служением в преданности на берегах Радха-кунды, — воистину счастливейшие люди в мироздании» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 10).
Наверх