
«Краткое объяснение происхождения души». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 9 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Краткое объяснение происхождения души
(9 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж. Что он спрашивает?
Акшаянанда Махарадж (Сагар Махарадж). Ваш вопрос в том, как мы попали в материальный мир?
Шрила Шридхар Махарадж. Мы не должны думать, что мы были в духовном мире. Мы должны думать, что мы пребывали в татастха-локе (пограничное положение, пограничная среда [между духовным и материальным мирами]).
#00:00:24#
…кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’[1]
Пограничная потенция. Мы происходим из пограничной потенции, не из жертвенной, внутренней потенции Кришны, а также не из внешней потенции, природа которой — это преследование личных интересов, сознание отдельного интереса. Сознание отдельного интереса — это этот [бренный] мир, сознание интереса Кришны — это сварупа-шакти, внутренний мир [сознания], а пограничная среда между этими двумя мирами — это татастха-шакти, пограничная потенция.
#00:01:15#
Это специфическое положение, непостижимое специфическое положение, граница, пограничная среда между двумя сторонами, встреча двух противоположных сил. С одной стороны — центростремительный поток, с другой стороны — центробежный поток. И пограничная зона, которая также рассматривается двояко: ближе к этой [материальной] стороне — Вираджа, а ближе к высшей [духовной] стороне — Брахмалока. В целом джива происходит из Брахмалоки, и одни дживы выбирают эту сторону, другие дживы — ту сторону. Таково начало, так мы можем мыслить об этих вещах. Но мы обладаем способностью к адаптации, у нас есть способность адаптации к обеим сторонам реальности, она заложена в нас. Это нечто неясное, туманное, [представленное] в зачаточном состоянии, не распознаваемое, и под влиянием окружающей среды эта способность проявляет себя: выбор той стороны или этой стороны. Это также нечто непостижимое, специфическое. Зависит от свободной воли.
#00:02:29#
Свободная воля ответственна. Ответственность ни на Боге, ни на майе. В конечном счете ответственность — это свободная воля. Какой бы малой качественно и количественно она ни была, все же это свободная воля, ответственность лежит на свободной воле, какой бы ущербной, беспомощной и уязвимой эта свободная воля ни была в конечном счете, мы видим. Поскольку мы частицы сознания, а сознание, лишенное свободы, не может быть сознанием: это нечто немыслимое, непостижимое и несуществующее. Сознание подразумевает свободу, и если лишить сознание свободы, то [это] будет материя. Поскольку джива есть частица сознания, она свободна, но эта свобода очень мала. Джива мала, и свобода также очень ограничена. Но все же первое действие началось благодаря злоупотреблению свободной воли.
#00:03:40#
Затем возникла нынешняя среда. Джива совершает свободный выбор, и начинается материальный мир, как в случае буферной зоны. Вначале возникает склонность, или наклонность, а затем приходит сила той или иной стороны и пленяет ее. Подобно тому как Россия попыталась захватить Афганистан. Где-то среди афганцев была какая-то склонность к этому, и Россия благодаря этой склонности сумела войти и попыталась захватить Афганистан. Буферная зона, нечто в этом роде. Пограничная потенция, маргинальная потенция, мы говорим. Не следует винить ни Кришну, ни майю, но [только] мы ответственны. Ты несешь ответственность за свою судьбу, ты слаб, твои мыслительные способности и все остальное также очень ограничены. И только благодаря помощи большого друга ты можешь стать большим, и также всегда зависимо большим. Это развитие на негативной стороне, негативная сторона.
#00:05:20#
У тебя нет ничего, но ты владыка, ты становишься владельцем. Это самое непостижимое и чудесное великодушие того, что зовется бхакти (или любовью). Даже Абсолют может быть контролируем Своей негативной потенцией. С точки зрения закона у нас нет никакого положения, но только в глазах любви… Сила, могущество находятся в руках позитивного начала, но негативное начало обладает своей собственной силой, могуществом привлекать позитивное. Позитивное не может жить без негативного начала, поэтому позитивное начало также зависимо от негативного начала. Агрессор и объект агрессии. Господствующая половина и подчиненная половина. Гуру находится на стороне подчиненной половины.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).
Наверх