
«Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхактивинод Тхакур
и
Шрила Сарасвати Тхакур
С самого начала своей жизни четвертый сын Шрилы Бхактивинода Тхакура, Шри Бимала Прасад (такое имя получил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами при рождении), обладал врожденной склонностью к служению Махапрабху, и настало время, когда Шрила Бхактивинод Тхакур поручил ему непосредственное служение Маяпуру.
Бхактисиддханта Сарасвати, пусть поначалу и с небольшим колебанием, взялся за это служение и был верен ему до последней минуты жизни. В этом служении, в его практической плоскости, Прабхупаде очень помогал Кунджа Бихари Видьябхушан, впоследствии известный под именем Шримада Тиртхи Махараджа. Постепенно вокруг Прабхупады собралось немало образованных людей, и с их помощью он начал движение Шри Гаудия Матх. Вдохновенный проповедник, он продолжал свою проповедь до последних дней жизни.
После ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура Шрила Прабхупада организовал в его память особую встречу, пригласив на нее множество уважаемых людей, среди которых были ведущие ученые того времени, в их числе Бипин Пал (в то время директор Metrоpоlitan Schооl), а также Сатиш Саркар, Панчкари Бандопадхьяя и многие другие.
Седьмой Госвами
Все они с великим почтением отзывались о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, признавая новизну и неповторимость всего, что он открыл людям: всем его литературным произведениям присущи своеобразие и необыкновенная свежесть чувства — они не были простым повторением уже сказанного. Его исследования вайшнавизма превзошли все, созданное современными ему ачарьями. Как заметил однажды Шишир Гхош: «Мы слышали о шести Госвами, современниках Махапрабху, но труды Бхактивинода Тхакура доказывают, что он — седьмой Госвами. Он оставил нам столь обширные и своеобразные труды об учении Шри Чайтаньядева!»
Таким образом, Шрила Бхактивинод Тхакур подарил нам мир своих произведений и пребывает в своих книгах — он будет присутствовать в них всегда. Свои книги об учении «Бхагаватам» и Махапрабху он писал в последовательной и научной, понятной нашим современникам, форме. Мы бесконечно многим обязаны его святым стопам.
Гуру внутри
Хотя, следуя указанию Бхактивинода Тхакура, Прабхупада принял посвящение от Гауракишора Бабаджи Махараджа, по существу он признавал своим Гуру [своего отца] Бхактивинода Тхакура. По указанию Бхактивинода Тхакура формально он выбрал своим Гурудевом Гауракишора Бабаджи Махараджа. Фактически Бхактивинод Тхакур сам выбрал для него [в качестве духовного наставника] Шрилу Гауракишора, но по всему, что мы открыли для себя в нем, мы видим, что внутренне он считал своим Гуру Бхактивинода Тхакура. Мы знаем, что как внутри, так и вовне все для него было наполнено Бхактивинодом Тхакуром: Бхактивинодом Тхакуром не в физическом, а в духовном смысле. Прабхупада открыл множество матхов (ашрамов и храмов), и мы помним имена, которые он давал божествам: Винода-Виласа, Винода-Рама, Винодананда, Винода-Прана и [им] подобные.
Глазами Гурудева
Он смотрел на все глазами своего Гурудева, Бхактивинода Тхакура, и его стремление приблизиться к Шри Шри Радхе-Говинде или Шри Чайтанье Махапрабху было бы невозможно без огромного влияния на него Бхактивинода Тхакура. Я пытался написать что-то о Бхактивиноде Тхакуре, и, думаю, именно это послужило причиной особого расположения ко мне Прабхупады. Я привлек его внимание, поскольку попробовал систематически объяснять людям величие личности Бхактивинода. Так мне лично кажется. Он все был готов отдать любому, кто хоть немного любил Бхактивинода Тхакура.



Наверх