Шрила Гададхар Пандит


Russian

Шрила Гададхар Пандит

 

Гададхар Пандит — один из Панча-таттвы, или пяти ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. В редких случаях мы возносим хвалу Шри Чайтанье, который неотличим от Господа Шри Кришны, не обращаясь с почтением к Панча-таттве, вечным спутникам Бога, воплотившимся в этом мире, чтобы быть подле Него в Его играх.

Гададхар Пандит, или, как его называли в детстве, Гадай, родился в Читагонге в семье брахмана, которая вела свой род от Кашьяпы Муни. Имя его отца было Кашьяпа Мишра, матери — Ратнавати. Он родился почти в одно время со Шри Чайтаньей Махапрабху, примерно годом позже, и в тринадцать лет переехал в Навадвипу, в дом своего дяди. Там он встретился с Махапрабху и скоро стал Его самым близким и неразлучным другом. Из всех спутников и учеников Шри Чайтаньи Махапрабху Гададхар Пандит был с Господом дольше и ближе всех, продолжая служить Ему даже после принятия Им санньясы и переезда в Пури.

Шри Гададхар Пандит считается воплощением Шримати Радхарани. Если Шри Чайтанья Махапрабху воплотился в настроении Шримати Радхарани в разлуке с Господом [Кришной], то бхава Гададхара Пандита скорее похожа на чувства Рукмини Деви — благоговения, почтения и покорности Шри Кришне.

Шри Гададхар Пандит — это совершенное проявление энергии Господа хладини. В «Бхагавата-сандарбхе» Джива Госвами объясняет, что Богу изначально присущи три вида энергий: сандхини, которой Он поддерживает Свое существование; самвит, благодаря которой Он осознает Себя и дает возможность преданным воспринимать Себя; и хладини, посредством которой Он и Его преданные испытывают невыразимое блаженство, недостижимое в материальном мире. Эти три вида энергий соответствуют трем фундаментальным принципам бытия:

— сат (вечность);
— чит (знание); и
— ананда (блаженство).

Энергия хладини, которую олицетворяет Шримати Радхарани, — высочайшая и самая сокровенная из всех видов энергий Господа. Сутью, сердцем любви к Богу является бхава, или глубокие духовные переживания. Шримати Радхарани — воплощение этой совершенной любви. Господь Кришна чарует и привлекает все творение, но Радхарани привлекает самого Кришну. Таким образом, Она — верховная богиня, царственно возвышающаяся над всеми другими. Она — парам-шакти, вся сила и мощь [Всевышнего], и в чайтанья-лиле Она являет Себя как Гададхар Пандит.

Он излучает золотое сияние Шримати Радхарани, на которое медитируют осененные особой мудростью. Свет, исходящий от его тела, несравненно прекрасен, потому что вся жизнь его — сама чистота. Есть свидетельства о том, что, когда ночные киртаны в доме Шриваса Тхакура достигали наивысшего упоения, тело Шри Чайтаньи Махапрабху становилось темным, как тело Кришны, а тело Гададхара Пандита окружал золотой ореол Шримати Радхарани.

Еще юношей Гададхару Пандиту часто удавалось приносить облегчение Господу, когда жестокая боль разлуки [с Господом Кришной] становилась [для Махапрабху] невыносимой. Видя это, Шачи Деви, мать Шри Чайтаньи Махапрабху, просила Гадая не оставлять Нимая.

Говорится, что Шримати Радхарани, устав от бесконечных укоров и запретов родни встречаться с Шри Кришной, молилась о том, чтобы родиться мужчиной, дабы иметь возможность беспрепятственно видеться с Господом. Эти просьбы Радхарани явились причиной тому, что Гададхар Пандит воплотился в мужском теле.

Шри Гададхар Пандит получил инициацию у Пундарика Видьянидхи, состоятельного человека, но чистого преданного Господа, который был воплощением Махараджи Вришабхану, отца Радхарани. Впоследствии Гададхар Пандит принял санньясу и провел свою жизнь в экстатическом упоении [любви к Богу] как один из близких спутников Господа в Пури. Он жил с южной стороны храма Джаганнатха в месте, называемом Ямешвара-тота, где он принял обет заботиться о божестве Гопинатха остаток своих дней.

Хотя Гададхар Пандит принял кшетра-санньясу (обет не покидать Пури), он хотел нарушить его для того, чтобы сопровождать Шри Чайтанью Махапрабху во Вриндаван. Таково настроение чистого преданного, готового нарушить все правила и обеты во имя высшей цели, служения Богу.

После ухода Господа Шри Гададхар Пандит жил в разлуке, поклоняясь божеству Тота-Гопинатха. В старости он с трудом мог украшать божество гирляндами, так как ноги уже плохо служили ему, но его желание служить божеству было столь сильным, что оно приняло сидячее положение, для того чтобы облегчить Гададхару Пандиту эту задачу. Божества, которым поклоняются чистые преданные, едины с Господом и их следует считать Его живыми проявлениями. Божество Гопинатха занимает особое положение, поскольку оно одно из трех, в которых вошел Махапрабху, являя лилу Своего ухода. Таким образом, Господь восславил божество и его служителя, Шри Гададхара Пандита.

Страдание в разлуке с Господом было так велико, что былое сияние, исходящее от своего тела, Гададхар Пандит низвел до слабых, едва видимых отблесков. Он оставался на этой планете, лишь повинуясь Шри Чайтанье Махапрабху, пожелавшему, чтобы он наставлял великого святого следующего поколения — Шриниваса Пандита. Закончив наставлять Шриниваса Пандита, он завершил свое земное пребывание и ушел к своему господину в вечную духовную обитель.

Шри Гададхар Пандит считается лучшим среди садху, обладающим всеми брахманическими качествами. Он совершенный пример практической преданности, воплощенный образ восторга любви. Все его существо погружено в мадхурья-расу и без его милости невозможно даже думать о том, чтобы приблизиться к Кришне. Поэтому вознесем свои молитвы Шри Гададхару Пандиту, чтобы он указал нам путь беззаветной и бескорыстной преданности Богу.




←  День явления Шрилы Бхакти Севана Хришикеша Махараджа. 4 марта 2025 года. Сочи ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 16, стихи 194–217. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 12 января 2025 года. Балашиха  →

Russian

Шрила Гададхар Пандит

 

Гададхар Пандит — один из Панча-таттвы, или пяти ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. В редких случаях мы возносим хвалу Шри Чайтанье, который неотличим от Господа Шри Кришны, не обращаясь с почтением к Панча-таттве, вечным спутникам Бога, воплотившимся в этом мире, чтобы быть подле Него в Его играх.

Гададхар Пандит, или, как его называли в детстве, Гадай, родился в Читагонге в семье брахмана, которая вела свой род от Кашьяпы Муни. Имя его отца было Кашьяпа Мишра, матери — Ратнавати. Он родился почти в одно время со Шри Чайтаньей Махапрабху, примерно годом позже, и в тринадцать лет переехал в Навадвипу, в дом своего дяди. Там он встретился с Махапрабху и скоро стал Его самым близким и неразлучным другом. Из всех спутников и учеников Шри Чайтаньи Махапрабху Гададхар Пандит был с Господом дольше и ближе всех, продолжая служить Ему даже после принятия Им санньясы и переезда в Пури.

Шри Гададхар Пандит считается воплощением Шримати Радхарани. Если Шри Чайтанья Махапрабху воплотился в настроении Шримати Радхарани в разлуке с Господом [Кришной], то бхава Гададхара Пандита скорее похожа на чувства Рукмини Деви — благоговения, почтения и покорности Шри Кришне.

Шри Гададхар Пандит — это совершенное проявление энергии Господа хладини. В «Бхагавата-сандарбхе» Джива Госвами объясняет, что Богу изначально присущи три вида энергий: сандхини, которой Он поддерживает Свое существование; самвит, благодаря которой Он осознает Себя и дает возможность преданным воспринимать Себя; и хладини, посредством которой Он и Его преданные испытывают невыразимое блаженство, недостижимое в материальном мире. Эти три вида энергий соответствуют трем фундаментальным принципам бытия:

— сат (вечность);
— чит (знание); и
— ананда (блаженство).

Энергия хладини, которую олицетворяет Шримати Радхарани, — высочайшая и самая сокровенная из всех видов энергий Господа. Сутью, сердцем любви к Богу является бхава, или глубокие духовные переживания. Шримати Радхарани — воплощение этой совершенной любви. Господь Кришна чарует и привлекает все творение, но Радхарани привлекает самого Кришну. Таким образом, Она — верховная богиня, царственно возвышающаяся над всеми другими. Она — парам-шакти, вся сила и мощь [Всевышнего], и в чайтанья-лиле Она являет Себя как Гададхар Пандит.

Он излучает золотое сияние Шримати Радхарани, на которое медитируют осененные особой мудростью. Свет, исходящий от его тела, несравненно прекрасен, потому что вся жизнь его — сама чистота. Есть свидетельства о том, что, когда ночные киртаны в доме Шриваса Тхакура достигали наивысшего упоения, тело Шри Чайтаньи Махапрабху становилось темным, как тело Кришны, а тело Гададхара Пандита окружал золотой ореол Шримати Радхарани.

Еще юношей Гададхару Пандиту часто удавалось приносить облегчение Господу, когда жестокая боль разлуки [с Господом Кришной] становилась [для Махапрабху] невыносимой. Видя это, Шачи Деви, мать Шри Чайтаньи Махапрабху, просила Гадая не оставлять Нимая.

Говорится, что Шримати Радхарани, устав от бесконечных укоров и запретов родни встречаться с Шри Кришной, молилась о том, чтобы родиться мужчиной, дабы иметь возможность беспрепятственно видеться с Господом. Эти просьбы Радхарани явились причиной тому, что Гададхар Пандит воплотился в мужском теле.

Шри Гададхар Пандит получил инициацию у Пундарика Видьянидхи, состоятельного человека, но чистого преданного Господа, который был воплощением Махараджи Вришабхану, отца Радхарани. Впоследствии Гададхар Пандит принял санньясу и провел свою жизнь в экстатическом упоении [любви к Богу] как один из близких спутников Господа в Пури. Он жил с южной стороны храма Джаганнатха в месте, называемом Ямешвара-тота, где он принял обет заботиться о божестве Гопинатха остаток своих дней.

Хотя Гададхар Пандит принял кшетра-санньясу (обет не покидать Пури), он хотел нарушить его для того, чтобы сопровождать Шри Чайтанью Махапрабху во Вриндаван. Таково настроение чистого преданного, готового нарушить все правила и обеты во имя высшей цели, служения Богу.

После ухода Господа Шри Гададхар Пандит жил в разлуке, поклоняясь божеству Тота-Гопинатха. В старости он с трудом мог украшать божество гирляндами, так как ноги уже плохо служили ему, но его желание служить божеству было столь сильным, что оно приняло сидячее положение, для того чтобы облегчить Гададхару Пандиту эту задачу. Божества, которым поклоняются чистые преданные, едины с Господом и их следует считать Его живыми проявлениями. Божество Гопинатха занимает особое положение, поскольку оно одно из трех, в которых вошел Махапрабху, являя лилу Своего ухода. Таким образом, Господь восславил божество и его служителя, Шри Гададхара Пандита.

Страдание в разлуке с Господом было так велико, что былое сияние, исходящее от своего тела, Гададхар Пандит низвел до слабых, едва видимых отблесков. Он оставался на этой планете, лишь повинуясь Шри Чайтанье Махапрабху, пожелавшему, чтобы он наставлял великого святого следующего поколения — Шриниваса Пандита. Закончив наставлять Шриниваса Пандита, он завершил свое земное пребывание и ушел к своему господину в вечную духовную обитель.

Шри Гададхар Пандит считается лучшим среди садху, обладающим всеми брахманическими качествами. Он совершенный пример практической преданности, воплощенный образ восторга любви. Все его существо погружено в мадхурья-расу и без его милости невозможно даже думать о том, чтобы приблизиться к Кришне. Поэтому вознесем свои молитвы Шри Гададхару Пандиту, чтобы он указал нам путь беззаветной и бескорыстной преданности Богу.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования