«Безграничное может открыть Себя ограниченному через откровение». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Безграничное может открыть Себя ограниченному через откровение

(5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»)

 

Госвами Махарадж. Слышал ли кто-либо из присутствующих ранее о сознании Кришны?

Реплика. Все так или иначе слышали о нем.

Госвами Махарадж. Может быть, у кого-то есть вопросы о сознании Кришны или каком-либо другом виде сознания, которые вы хотели бы задать перед началом лекции?

Итак, мне вспоминается эпизод, когда Шрила Шридхар Махарадж проповедовал в Карачи (Пакистане). Во время его проповеди один человек из аудитории возразил: «Если Безграничное (Бог, Абсолют) может быть познано ограниченным, т. е. живым существом, тогда это не Безграничное». На что Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Если Безграничное не может дать Себя познать ограниченному, это не Безграничное».

«Падма-пурана» говорит:

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау,
свайам эва спхуратй адах̣[1]

Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами. И на основании этого некоторые люди приходят к выводу, что Абсолют должен быть лишен чувств. Смысл, подтекст слов, которые этот человек бросил Шриле Шридхару Махараджу, был таким: если сфера нашего восприятия ограничена, как может Безграничное подпасть под юрисдикцию наших чувств? Даже если мы расширим сферу действия наших чувств при помощи достижений науки и техники: электронных микроскопов, мощнейших телескопов или иных приспособлений, то восприятие наше по-прежнему остается ограниченным. И Безграничное, Абсолют, неподвластно им, недостижимо для них.

Такое понимание полно глубокого смысла. Утверждение об ограниченности нашего восприятия, наших чувств, приложимо не только к людям, лишенным веры в Божественное. Мы сами не являемся исключением; нельзя сказать, что это положение не распространяется на людей верующих. Люди и того, и другого типа совершают эту ошибку. Как те, кто принимают существование Бога, так и те, кто сомневаются в Нем, ошибаются, полагая, что проекция сферы действия наших чувств, логики этого мира на Божественное даст возможность представить себе Бога.

Мы воспеваем святое имя Бога в Харе Кришна маха-мантре. Но как мы можем достичь божественного плана [бытия] при помощи нашего языка, ушей, наших материальных органов чувств? Как это может привести нас к Нему? Ответ на этот вопрос содержится в словах Шрилы Шридхара Махараджа: «Если Безграничное, Абсолют захочет дать Себя познать или открыть Себя ограниченному живому существу, тогда это становится возможным».

Веды говорят, что Бог являет Себя тому, кого Он избирает. Он также являет Себя через того, кого Он избирает. Это Его прерогатива. Благодаря божественному откровению и нашим ограниченным способностям Его воспринимать, в этом мире существует такое огромное множество религиозных концепций, представлений о Боге. В разные эпохи людям были явлены божественные откровения, но в силу того, что способности человеческого восприятия различны, возникает многообразие понимания. Люди, получавшие откровения, передавали явленное им свыше другим поколениям, но, согласно индивидуальной природе, в которой преломлялось воспринятое, возникало разнообразие. Если после нашей беседы спросить у присутствующих в этом зале, о чем шел разговор, то, однозначно, ответы будут разными. В одном из своих произведений Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: истина неизбежно превращается в ошибку, заблуждение.

Кажется, здесь, в вашей стране, была газета под названием «Правда»?

Реплика. Да, была и продолжает издаваться по сей день…

(часть вторая)

Переводчики: Муралишвар Дас, Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Рагалекха Деви Даси
Редакторы: Кришнапад Дас, Традиш Дас




1  «Имя, облик, качества и деяния Кришны никогда не постичь посредством мирских чувств; они откроют себя духовным органам чувств дживы лишь тогда, когда она осознает, что ее духовная природа — быть вечной служанкой Кришны» (этот стих цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234) Шрилы Рупы Госвами, а также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136)).




←  «Учение вайшнавов и западная философия». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Градация религиозных концепций. Кришна-концепция Божественного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»  →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Безграничное может открыть Себя ограниченному через откровение

(5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»)

 

Госвами Махарадж. Слышал ли кто-либо из присутствующих ранее о сознании Кришны?

Реплика. Все так или иначе слышали о нем.

Госвами Махарадж. Может быть, у кого-то есть вопросы о сознании Кришны или каком-либо другом виде сознания, которые вы хотели бы задать перед началом лекции?

Итак, мне вспоминается эпизод, когда Шрила Шридхар Махарадж проповедовал в Карачи (Пакистане). Во время его проповеди один человек из аудитории возразил: «Если Безграничное (Бог, Абсолют) может быть познано ограниченным, т. е. живым существом, тогда это не Безграничное». На что Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Если Безграничное не может дать Себя познать ограниченному, это не Безграничное».

«Падма-пурана» говорит:

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау,
свайам эва спхуратй адах̣[1]

Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами. И на основании этого некоторые люди приходят к выводу, что Абсолют должен быть лишен чувств. Смысл, подтекст слов, которые этот человек бросил Шриле Шридхару Махараджу, был таким: если сфера нашего восприятия ограничена, как может Безграничное подпасть под юрисдикцию наших чувств? Даже если мы расширим сферу действия наших чувств при помощи достижений науки и техники: электронных микроскопов, мощнейших телескопов или иных приспособлений, то восприятие наше по-прежнему остается ограниченным. И Безграничное, Абсолют, неподвластно им, недостижимо для них.

Такое понимание полно глубокого смысла. Утверждение об ограниченности нашего восприятия, наших чувств, приложимо не только к людям, лишенным веры в Божественное. Мы сами не являемся исключением; нельзя сказать, что это положение не распространяется на людей верующих. Люди и того, и другого типа совершают эту ошибку. Как те, кто принимают существование Бога, так и те, кто сомневаются в Нем, ошибаются, полагая, что проекция сферы действия наших чувств, логики этого мира на Божественное даст возможность представить себе Бога.

Мы воспеваем святое имя Бога в Харе Кришна маха-мантре. Но как мы можем достичь божественного плана [бытия] при помощи нашего языка, ушей, наших материальных органов чувств? Как это может привести нас к Нему? Ответ на этот вопрос содержится в словах Шрилы Шридхара Махараджа: «Если Безграничное, Абсолют захочет дать Себя познать или открыть Себя ограниченному живому существу, тогда это становится возможным».

Веды говорят, что Бог являет Себя тому, кого Он избирает. Он также являет Себя через того, кого Он избирает. Это Его прерогатива. Благодаря божественному откровению и нашим ограниченным способностям Его воспринимать, в этом мире существует такое огромное множество религиозных концепций, представлений о Боге. В разные эпохи людям были явлены божественные откровения, но в силу того, что способности человеческого восприятия различны, возникает многообразие понимания. Люди, получавшие откровения, передавали явленное им свыше другим поколениям, но, согласно индивидуальной природе, в которой преломлялось воспринятое, возникало разнообразие. Если после нашей беседы спросить у присутствующих в этом зале, о чем шел разговор, то, однозначно, ответы будут разными. В одном из своих произведений Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: истина неизбежно превращается в ошибку, заблуждение.

Кажется, здесь, в вашей стране, была газета под названием «Правда»?

Реплика. Да, была и продолжает издаваться по сей день…

(часть вторая)

Переводчики: Муралишвар Дас, Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Рагалекха Деви Даси
Редакторы: Кришнапад Дас, Традиш Дас




[1] «Имя, облик, качества и деяния Кришны никогда не постичь посредством мирских чувств; они откроют себя духовным органам чувств дживы лишь тогда, когда она осознает, что ее духовная природа — быть вечной служанкой Кришны» (этот стих цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234) Шрилы Рупы Госвами, а также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136)).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования