
«Учение вайшнавов и западная философия». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Учение вайшнавов и западная философия
(12 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж. Чем вы занимаетесь в Америке, Робин?
Робин. Я студентка.
Шрила Шридхар Махарадж. Что вы изучаете — какие-то технические дисциплины?
Робин. Философию и религию.
Шрила Шридхар Махарадж. Это предмет?
Робин. Да.
Шрила Шридхар Махарадж. А в каком университете вы учитесь? Как он называется?
Преданный. Государственный университет Сан-Франциско. Государственный университет в городе Сан-Франциско.
Шрила Шридхар Махарадж. Некто Гауранга был там профессором. Вы знаете его?
Преданный. Нет, Махарадж, мне он неизвестен.
#00:00:53#
Шрила Шридхар Махарадж. Он доктор в каком-то колледже, исследовательском институте. Я забыл его прошлое, предыдущее имя. Физиология, я думаю, — исследователь в этой области.
Религия и философия… А вы изучали Гегеля? Перфекционизм. Его философия известна как перфекционизм. Не пантеизм, а панантеизм. Его философия такова: Абсолют является одновременно обусловленным и необусловленным началом. Тезис-антитезис-синтез. Прогресс, постоянное развитие: тезис, антитезис и синтез. Таким образом все явление развивается. Панантеизм, перфекционизм — название его доктрины.
#00:02:21#
«Абсолют существует для Себя и Абсолют сам по Себе». И: «умри, чтобы жить». Это его любимое, избранное выражение: «Умереть, чтобы жить». Если ты хочешь жить подлинной жизнью на небесах, умри таким, каков ты есть, и тогда внутреннее, более тонкое «я» проявится, золотое «я», золотая самость.
Робин. Да, замечательно. Я изучала Гегеля.
Шрила Шридхар Махарадж. Он очень близок линии вайшнавизма. «Умереть, чтобы жить». Умри в качестве наслаждающегося — это ключевой момент, жизненно важный момент в восприятии, понимании Бога как личности. Он — наслаждающийся, Он занимает верховное положение в этом качестве. Все предназначено для Его наслаждения, Он — Верховный, Абсолют. Все предназначено для Его удовлетворения. Это непреложная истина, она не может быть поставлена под вопрос.
#00:03:54#
Также он [Гегель] говорит: «Ни один объект не может существовать без субъекта». Должен быть мыслящий. Что такое ископаемое? Черное, твердое, каменное. Но этому предшествует стадии мысли, мышления, мыслитель. Черное — это стадия сознания. Любое существование предполагает наличие субъекта — таков его глубокий аргумент. Ни один объект не может существовать без субъекта и наоборот. Мыслитель и мысль. Если есть мыслящий, он должен мыслить что-то. А если есть какой-то объект, его атрибуты, характеристики должны быть отражены в размышляющем, в мыслителе, воспринимающем. Вы понимаете?
Робин. Да.
#00:04:53#
Шрила Шридхар Махарадж. Такова изначальная, оригинальная концепция Гегеля, вклад в западную философию.
Робин. Я читала его.
Шрила Шридхар Махарадж. И он очень близок к восточным мыслителям. Его философия очень близка к философии Рамануджи. И философия Канта. Вам знаком Кант? Гегель, Кант — все эти имена вы знаете?
Робин. В основном я изучала восточную философию.
Шрила Шридхар Махарадж. …Декарт. Говорится, что он отец современной философии. Локк, Юм. Затем Беркли — он является крайним, радикальным субъективистом. Локк, Юм, Милль, Беркли, Джонсон, Кант, Гегель — все эти западные философы.
Робин. Я предпочитаю восточную философию. Я изучала даосизм.
Шрила Шридхар Махарадж. Шанкара? Какую философию вы изучали?
Робин. Даосизм. Восточную философию.
Шрила Шридхар Махарадж. Восточная философия — это Шанкара, йога, ньяя, вайшешика?
Преданный. Она изучала дзен-буддизм.
Робин. Буддизм. И Дао, даосизм. Философия из Китая.
#00:06:25#
Шрила Шридхар Махарадж. Китай… В Китае был мыслитель до Будды. Классизм присутствовал в Китае, таоизм, даосизм. Платон. Вы изучали Платона?
Робин. О да, да.
Шрила Шридхар Махарадж. Аристотеля?
Робин. Я изучала их немножко.
Шрила Шридхар Махарадж. Теория параллелизма. Кто автор? Аристотель или Платон? До известной степени мы принимаем эти положения.
…там эва бха̄нтам анубха̄ти сарвам̇
тасйа бха̄са̄ сарвам идам̇ вибха̄ти[1]
Этот мир является искаженным отражением изначального, духовного мира. Параллелизм Платона или Аристотеля.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Хиран̣майе паре кош́е, вираджам̇ брахма ниш̣калам / тач чхубхрам̇ джйотиш̣а̄м̇ джйотис, тад йад а̄тма-видо видух̣ // на татра сӯрйо бха̄ти на чандра-та̄ракам̇, нема̄ видйуто бха̄нти куто ’йам агних̣ / там эва бха̄нтам анубха̄ти сарвам̇, тасйа бха̄са̄ сарвам идам̇ вибха̄ти // брахмаиведам амр̣там̇ пураста̄д брахма, паш́ча̄д брахма дакш̣ин̣аташ́ чоттарен̣а / адхаш́ чордхвам̇ ча праср̣там̇ брахмаи-, ведам̇ виш́вам идам̇ вариш̣т̣хам — «Духовное царство за пределами материальных оболочек представляет собой бескрайнее сияние Брахмана, свободное от скверны материи. Любой свет трансценденталисты считают проявлением этого ослепительно белого света. В том царстве нет нужды в свете солнца или луны, в электрическом свете или свете огня. Весь свет материального мира — лишь отблеск того высшего сияния. Брахман пребывает везде: спереди и сзади, на севере и на юге, на западе и на востоке, вверху и внизу. Иными словами, изначальное сияние Брахмана пронизывает оба мира — и духовный, и материальный» («Мундака-упанишад», 2.2.9–11; стихи приводятся в комментарии Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху 2.12 Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты»).
Наверх