
«Различия между буддизмом и индуизмом». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Russian
Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Различия между буддизмом и индуизмом
Материя не только подчинена духу: правильно говорить, что она сотворена благодаря духу. Когда духовное существо входит в материнскую утробу, из материальных составляющих, поставляемых матерью, создается тело. Все в материальном мире создается, и, соответственно, должен быть Создатель, который есть высший Дух и отличен от материи. Бхагавад-гита утверждает, что материальная энергия — это низший вид энергии, и что духовная энергия — живая сущность. И высшая, и низшая энергии принадлежат верховной личности [Бога].
Буддисты пытаются доказать, что мир иллюзорен, но это неправомерно. Мир временен, но не иллюзорен. Пребывая здесь, мы обязательно испытываем наслаждения и страдания, связанные с телом, хотя сами мы телом не являемся. Мы можем не относиться к этим наслаждениям и страданиям со всей серьезностью, но они, тем не менее, не выдумка. Мы не можем, не лукавя, сказать, что они иллюзорны. Если бы телесные наслаждения и страдания были иллюзорны, творение также было бы нереальным, а следовательно, никто бы сильно не интересовался им. Вывод заключается в том, что материальное творение не иллюзорно, или воображаемо, а временно.
Буддисты настаивают, что принцип «я есмь» — конечная истина, но это исключает индивидуальность «я» и «ты». Если нет «я» и «ты», или индивидуальности, невозможны никакие споры. Буддийская философия зиждется на спорах, логической аргументации, но, если основа всего просто «я есмь», никакой логической аргументации быть не может. Должен присутствовать «ты» или кто-то другой. Должна быть философия двойственности: существует душа и Сверхдуша. Это утверждается во второй главе Бхагавад-гиты (2.12), где Господь говорит:
на тв эва̄хам̇ джа̄ту на̄сам̇,
на твам̇ неме джана̄дхипа̄х̣
на чаива на бхавиш̣йа̄мах̣,
сарве вайам атах̣ парам
«Не было времени, когда бы не существовали Я, ты и все эти цари, и в будущем мы так же не исчезнем».
Мы существовали в различных телах в прошлом и после разрушения этого тела будем находиться еще в каком-нибудь. Душа — вечное начало, и она пребывает то в одном, то в другом теле. Даже в этой жизни у нас есть сначала детское тело, потом — юношеское, затем тело взрослого человека и, наконец, старика. После разрушения тела мы получаем другое. Буддийское учение так же признает философию перевоплощения, но буддисты неправильно объясняют следующее рождение. Существует 8 400 000 форм жизни, и мы можем получить следующее рождение в одной из них. Так что человеческое тело нам не гарантировано.
Согласно пятому буддийскому постулату, Господь Будда — единственный источник истинного знания. Мы не можем с этим согласиться, поскольку Господь Будда отверг принципы ведического знания. Мы должны принять принцип совершенного знания, потому что нельзя достичь абсолютной истины просто через размышления. Если каждый может выступать в качестве авторитета или если каждый, как нынче модно, считает собственный разум конечным критерием истины, писания будут толковаться множеством различных способов, и всякий станет провозглашать свою философию наивысшей. Это стало величайшей проблемой: каждый толкует писание на собственный лад и устанавливает свои мерила авторитетности. Йата матха, тата татха. Теперь каждый пытается утвердить как конечную истину собственные теории.
Буддисты выдвигают теорию, что уничтожение, или нирвана, есть конечная цель. Уничтожению подвержено тело, дух же переселяется из одной телесной оболочки в другую. Если бы все обстояло иначе, откуда взялось бы такое многообразие тел? Если следующее рождение подлинно, то подлинно и следующее тело. Получив материальное тело, нам нужно осознать, что оно когда-нибудь разрушится и нам придется получить другое. Раз все материальные тела обречены на уничтожение, то, если мы хотим, чтобы наше следующее воплощение было чем-то настоящим, нам надо обрести нематериальное, или духовное, тело. Как обрести духовное тело, объясняет Господь Кришна в Бхагавад-гите (4.9):
джанма карма ча ме дивйам,
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма,
наити ма̄м эти со ’рджуна
«О Арджуна, знающий о надмирной природе Моего явления и деяний, оставив тело, не рождается снова в этом материальном мире, но достигает Моей вечной обители».
Это наивысшее совершенство — оставить свое материальное тело и не получить другого, а вернуться домой, обратно к Богу. Совершенство не означает сведение нашего бытия к пустоте, или нулю. Существование продолжается, и, если мы решительно хотим избавиться от материального тела, нам необходимо получить тело духовное. В противном случае не может быть вечного бытия души. Мы не можем признать, что буддийская философия — единственный путь, ибо в ней столько изъянов! Совершенная философия лишена недостатков, и таково учение веданты.
Никто не может обнаружить в философии веданты ни единого недостатка, а потому мы можем заключить, что веданта — высший философский путь познания истин. Согласно буддийскому учению, Веды созданы обычными людьми. Если бы это было так, они не могли бы выступать в качестве авторитета. Из ведической литературы мы узнаем, что вскоре после сотворения Господь Брахма получил ведическое знание. Веды не были написаны Брахмой, хотя он — первое живое существо во вселенной. Если Брахма не создал Веды, но он признается первым сотворенным существом, то откуда же к нему пришло ведическое знание? Ясно, что источник Вед — не какой-нибудь человек или какое-то другое рожденное в этом материальном мире существо. Согласно «Шримад-Бхагаватам», тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе: после сотворения верховная личность вложила ведическое знание в сердце Брахмы. В начале творения был только Брахма, тем не менее Веды создал не он. На основании этого мы приходим к заключению, что ни одно существо этого мира не могло составить Веды. Ведическое знание даровал Всевышний, сотворивший материальную сферу. Это признавал и Шанкарачарья, хотя он и не был вайшнавом.
Утверждается, что одно из качеств буддиста — милосердие, но оно относительно. Мы проявляем милосердие к тем, кто занимает более низкое положение, или к тем, кто страдает больше, чем мы. Однако человек, занимающий более высокое положение, не может быть объектом нашего милосердия. Скорее, это мы объекты для того, чтобы вышестоящий проявил свою милость. Поэтому проявлять сострадание и милосердие — деятельность относительная. Это не является абсолютной истиной. Кроме того, нам нужно понимать, что такое подлинное милосердие. Давать больному пищу, которая противопоказана ему, — это не милосердие. Скорее, это жестокость. Если мы не знаем, что такое истинное милосердие, мы можем стать причиной чего-нибудь нежелательного. Если мы хотим оказывать подлинное милосердие, мы должны проповедовать Кришна-сознание, чтобы возродить у людей утраченное знание, изначальное сознание живого существа. Поскольку буддисты не признают существования души, их так называемое милосердие порочно.
Вопрос. Как буддизм распространился в Индии?
Ответ. Ашока, великий император, покровительствовал учению Господа Будды, поэтому практически все население Индии стало исповедовать буддизм. Были лишь очень редкие исключения.
Вопрос. Почему Шанкарачарья хотел показать различия между буддизмом и индуизмом?
Ответ. «Шримад-Бхагаватам» признает Господа Будду нисшествием Бога. Поэтому буддизм охватил практически весь дальний Восток, включая Индию, от края до края, и каждый стал буддистом. Но позже, после удара по буддизму, Будда-изму Шанкарачарьи... Шанкарачарья хотел показать различия между буддизмом и индуизмом. Господь Будда не признавал авторитет Вед. Он не признавал авторитета ведических писаний. Но, согласно индуисткой культуре, если кто-то не принимает авторитета Вед, то он сам не может быть авторитетом.

![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |