
«Свобода выбора души. Необходимость в руководстве представителя божественного мира». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Свобода выбора души.
Необходимость в руководстве
представителя божественного мира
(5 января 2001 года. Санкт-Петербург. Эзотерический центр «Другой мир»)
Реплика. Те дживы, что с самого начала выбирают служение в духовном мире, попадают на Вайкунтху, тогда как в этом мире у нас есть возможность узнать о Голоке, о кришна-лиле. В таком случае это не так уж плохо, что мы оказались в материальном мире…
Госвами Махарадж. Со временем, если некто достигает духовного бытия, приходит к Богу, тогда он может с полным правом сказать то, о чем говорите вы. Именно поэтому есть утверждение в священных писаниях, что в Кали-югу даже полубоги, обитатели высших материальных миров, стремятся родиться на Земле с тем, чтобы получить эту возможность. Но речь идет о том, что не всем предоставляется такая возможность.
Вопрос. Почему душа выбирает материальный мир?
Госвами Махарадж. Я уже об этом говорил: перед нами был момент выбора, и тогда мы почувствовали, что наше истинное счастье, наши надежды на будущее связаны с материальным миром, т. е. мы достигнем всего, чего хотим, здесь. В жизни мы то и дело совершаем подобный выбор, основываясь на соображениях личной перспективы.
Вопрос. Что значит с позиций Вед музыка божественная, церковная и музыка сатанинская, например рок-н-ролл, поп-музыка? Или такого понятия нет?
Госвами Махарадж. То, что нас интересует, если говорить о звуке, — это истинно божественный звук, который нисходит на этот план бытия. Почему классику или церковные песнопения нужно считать божественной, а рок-н-ролл — сатанинской музыкой, если все они принадлежат одному плану бытия? Церковная музыка, равно как и рок-н-ролл — творение человека, все это написано людьми. Мы говорили вначале о Безграничном, Абсолюте, открывающем Себя ограниченным живым существам, поэтому нас более интересует звук духовной природы, нисходящий в этот мир с плана божественной реальности.
В одной из своих песен Нароттам Дас Тхакур говорит: голокера према-дхана, хари-на̄ма-сан̇кӣртана — сокровища божественной любви сошли в этот материальный мир из мира божественного, Голоки Вриндавана, как воспевание святых имен[1].
Вопрос. Значит, любая музыка, написанная людьми, является музыкой этого мира и создается под влиянием майи. Получается, что любую музыку можно выдать за божественную?
Госвами Махарадж. Нет, я говорил о другом. Когда речь идет о божественном звуке, этот звук имеет совершенно иной источник, нежели звуки этого мира, он снизошел с другого уровня реальности. Когда речь идет о музыке этого мира, например классической, рок-н-ролле или любой другой, эта музыка может быть в гуне благости, страсти или невежества, но по сути своей это материальная музыка, она относится к этому миру и не имеет своим источником божественный план [бытия].
Вопрос. Совершает ли джива свой выбор независимо или Кришна каким-то образом на него влияет?
Госвами Махарадж. Кришна не вмешивается в желания дживы. Хотя в одном из своих произведений Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что сила Кришны такова, что, несмотря на то, что джива по своей природе вечна, Он обладает силой уничтожить ее, положить конец ее существованию. Но, говоря в целом, Кришна не вмешивается в свободную волю живого существа.
Шрила Шридхар Махарадж любил приводить пример борьбы за политическую свободу Индии. Когда Ганди, стоявший во главе освободительного движения, требовал у британцев свободу для своей нации, одним из аргументов англичан был [такой]: «Вы, Индия как нация, не готовы к свободе, вы можете ею злоупотребить». И Ганди ответил: «Свобода означает свободу совершать ошибки, свободу заблуждаться». Поэтому свободная воля и сознание предполагает свободу ложного выбора.
В своей «Джайва-дхарме» Бхактивинод Тхакур задает такой вопрос: «Если Кришна знал о том, что Его детище, живое существо, злоупотребит своей свободой и отвернется от Него, почему же Он не предотвратил этого, зачем Он предоставил дживе свободную волю? Лучше бы Он не давал ей ее». И, отвечая на него, он доказывает, что сознание и свобода воли — это неразделимые понятия. Если у живого существа отнять свободу воли, это значит отнять у нее саму жизнь, отнять сознание.
Вопрос. Какова природа наших снов?
Госвами Махарадж. Сны — это мешанина, основанная на нашем прошлом опыте, сознании, подсознании. В духовном смысле сны несущественны.
Вопрос. Почему же тогда говорят, что во сне является Бог?
Госвами Махарадж. Почему это должно происходить во сне? Бог может появиться тогда, когда Он захочет. Он может предстать перед вами на экране телевизора или в письме по электронной почте… Хотя мы можем смело сказать, что Бог может явиться когда угодно, кому угодно и при каких угодно обстоятельствах, следует всегда помнить, что Бог являет Себя через садху, шастры и Гуру. Говорится, что иногда духовный учитель может явиться во сне или даже сам Кришна, но все их наставления должны соответствовать этим трем источникам: садху, шастрам и Гуру. Мы безоговорочно уповаем на садху и зависим от него, от того руководства, которое он нам дает. Настолько, что, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, если перед нами явится Кришна, мы должны спросить нашего Гуру, Кришна ли это? Мы не считаем, что в наших силах распознать явление или присутствие Бога без обращения к этим трем источникам, в особенности, когда в нас существует такая сильная склонность к самообману. В силу нашей склонности к самообману мы и оказались в такой ситуации. Поэтому мы принимаем руководство, чтобы из этой области заблуждений, где мы находимся сейчас, попасть в Реальность.
Вопрос. Несколько лет назад мне во сне явился Господь. Он сказал: «Поскольку ты не веришь в Меня, ты будешь лежать парализованной в течение сорока дней». И действительно, я лежала без движения все это время. Затем произошло чудо, и я встала. Ученые не могут объяснить все происшедшее со мной. Может быть вы сможете объяснить это?
Госвами Махарадж. Я бы задал такой вопрос: как это изменило вашу теперешнюю жизнь?
Реплика. После случившегося у меня появились экстрасенсорные способности, я получила способность лечить людей и…
Госвами Махарадж. И… Все это по-прежнему деятельность, не выходящая за пределы материального мира.
Реплика. Я чувствую, что с тех пор Господь ведет меня…
Госвами Махарадж. Как вы можете отличить игру вашего воображения от действительно Божественного? Для того, чтобы отличить это, необходимо руководство свыше, необходим Гуру. Если вы способны должным образом исследовать то, что говорят шастры, садху и Гуру, тогда у вас появится перспектива обращения к Божественному. Кроме того, мы не стремимся к достижению здоровой и счастливой жизни в материальном мире, это не является нашей целью. Вы не сможете остаться в этом мире надолго, рано или поздно вам придется покинуть его. Нас не интересует временное улучшение условий здесь, нас интересуют знания о Реальности, о непреходящем мире.
Переводчики: Муралишвар Дас, Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Рагалекха Деви Даси
Редакторы: Кришнапад Дас, Традиш Дас
1 ↑ Голокера према-дхана, харина̄ма-сан̇кӣртана / рати на̄ джанмила кене та̄йа — «Сокровище божественной любви Голоки Вриндавана низошло на Землю в виде совместного пения святых имен Господа Хари. Почему же это пение так и не привлекло меня? И днем, и ночью яд мирской суеты жжет мне сердце, и я не воспользовался возможностью избавиться от этих страданий» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Прартхана», песня 4, стих 2).
Наверх