
«Поклонение Господу в разные эпохи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1994 год. Джаганнатха Пури, Индия
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Поклонение Господу в разные эпохи
(1994 год, Джаганнатха Пури, Индия)
Вопрос: Джаганнатх — это первое Божество, которому поклонялись в этом мире?
Шрила Говинда Махарадж: Нет. Первое воплощение Бога, которое пришло в этот мир, — это Матсья-аватар. Затем низошел Курма-аватар, потом — Вараха-аватар. Однако Кришна всегда существует как Божество, которому поклоняются, и имеет разные имена. В Сатья-югу, когда произошло зарождение Вселенной, Кришна был Нараяной.
#00:01:20#
на̄ра̄йан̣а-пара веда̄ на̄ра̄йан̣а-пара̄кш̣ара̄х̣
на̄ра̄йан̣а-пара̄ муктир на̄ра̄йан̣а-пара̄ гатих̣1
Все поклонялись Нараяне в то время. Царь Сатьяврата Муни организовал все в то время, в самом начале. Главным образом все в то время поклонялись Нараяне.
#00:02:12#
Преданный: А Рамачандра?
Шрила Говинда Махарадж: Рамачандра пришел в Трета-югу.
Преданный: Махарадж, Сатья-юга подразумевает дасья-расу. Они [поклоняющиеся Богу] достигали дасья-расы?
Шрила Говинда Махарадж: Поклонение — это всегда дасья-раса. Поклонение — это всегда служение.
#00:02:35#
Преданный: В то время не было концепции Голоки и Враджа Дхамы?
Шрила Говинда Махарадж: Эта концепция всегда живет в сердце преданного. Но она не была столь широко распространенной. Однако в сердце преданного всегда пребывает эта концепция. А иначе как бы преданные жили?
#00:03:15#
Преданный: В Двапара-югу пришел Кришна.
Шрила Говинда Махарадж: Эта мантра…
#00:03:24#
на̄ра̄йан̣а-пара веда̄ на̄ра̄йан̣а-пара̄кш̣ара̄х̣
на̄ра̄йан̣а-пара̄ муктир на̄ра̄йан̣а-пара̄ гатих̣
По словам этой мантры вы можете понять, о чем она говорит.
#00:03:33#
ра̄ма, на̄ра̄йан̣а, ананта, мукунда…
Затем наступила следующая юга — Трета-юга, — в которую Господь явился в нескольких формах. Но главным богонисшествием был Рамачандра.
#00:03:50#
ра̄ма, на̄ра̄йан̣а, ананта, мукунда, мадхусӯдана
кр̣ш̣н̣а, кеш́ава, кам̇са̄ре, харе, ваикун̣т̣ха, ва̄мана2
Преданный: Махарадж, поклонение Рамачандре — это также дасья-раса?
Шрила Говинда Махарадж: Дасья-раса — это основание, и на этой почве «растут» многие «цветы», но почва — дасья-раса.
#00:04:35#
Преданный: В Кали-югу также пришел Кришна?
Шрила Говинда Махарадж: Кришна приходит в каждую югу. Но Ему не поклоняются повсеместно. Лишь немногие преданные поклоняются Ему. Это не широко распространено. Широко распространено было поклонение Нараяне в Сатья-югу, в Трета-югу — Рамачандре.
#00:05:02#
Рама-нарайана… Смешанное [нисшествие Господа] — так говорит эта мантра. Рама-нарайанананта… Затем Мукунда и Мадхусудана. Разные проявления Господа. И в каждую югу люди знают это. Мы знаем три другие юги, хотя живем в Кали-югу. Люди, жившие прежде, в прошлые времена, также знали другие эпохи, хотя могли жить в Сатья-, Трета- или Двапара-югу. Но они знали, что одна за другой четыре юги, эпохи, всегда сменяют друг друга циклическим образом. Они знают обо всех воплощениях Бога.
#00:06:05#
Преданный: Один цикл — это один день Брахмы?
Шрила Говинда Махарадж: Да. Четырнадцать манвантар — это определенный период в жизни Брахмы.
#00:06:35#
Преданный: Какой процесс самореализации был дан людям в Сатья-югу?
Шрила Говинда Махарадж: В Сатья-югу люди жили очень долго… Медитация главным образом.
#00:06:51#
Преданный: Йога?
Шрила Говинда Махарадж: Да, йога. [Определение понятия «йога» на санскрите.] Это главное определение йоги, но вы можете сказать, что это медитация. Йога означает [определение на санскрите]. Они практиковали йогу, используя свои индрии (чувства), ум и буддхи (разум).
#00:07:31#
Преданный: А в Двапара-югу?
Шрила Говинда Махарадж: В Двапара-югу — служение.
#00:07:37#
Преданный: Ягья также?
Шрила Говинда Махарадж: Да, ягья также присутствует в Двапара-югу. Главный процесс — это служение Божеству, арчана. В Трета-югу — огненные жертвоприношения.
#00:08:05#
…трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…
#00:08:15#
Преданный: В Сатья-югу — медитация, в Трета — ягья, в Двапара — арчана и в Кали-югу — киртан. Есть шлока в «Шримад-Бхагаватам», которая гласит, что Господу поклоняются как Ягье. Его имя в этой шлоке — Ягья. Его форма красного цвета.
#00:09:10#
Шрила Говинда Махарадж:
…трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇…
кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇…3
Эта шлока. Крита означает Сатья-юга.
#00:09:26#
кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇ трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇ калау тад дхари-кӣртана̄т
Эта шлока. В Сатья-югу люди медитировали на Нараяну. Через медитацию они удовлетворяли Нараяну и обретали удовлетворение сами. В Кали-югу наступает глубокий сон.
#00:10:55#
Преданный: Махарадж, мы пойдем.
Шрила Говинда Махарадж: Нет, оставайтесь. Вы сидите здесь, задаете вопросы, и мой долг отвечать на них. Отвечу на вопросы, исполню свой долг, тогда пойду спать.
#00:11:15#
Преданный: Махарадж, Дхрува Махарадж медитировал… Это было в Сатья-югу?
Шрила Говинда Махарадж: Да, в Сатья-югу. В то время ум, тело, окружающий мир были очень устойчивыми и здоровыми. Но, конечно, беспокойства тоже были — иногда даже большие беспокойства. Когда менялась погода — все менялось. В это время приходил аватар, воплощение Бога. В каждую югу случались свои неурядицы. Но в Сатья-югу природа была естественной, чистой и умиротворенной. Все было очень благоприятно. Люди были религиозны. В то время вообще не было правил и предписаний. В то время все жили очень умиротворенной жизнью. Я видел это где-то на Западе.
#00:12:41#
Преданный: На Гавайях, на Маврикии? Вы можете видеть это, Махарадж, другие не видят! А в Трета-югу какие качества были у людей?
Шрила Говинда Махарадж: В Трета-югу люди проводили огненные жертвоприношения.
#00:13:26#
Преданный: Ашвамедха-ягья. Многие ягьи были огненными. А как простые люди совершали жертвоприношение в Трета-югу — также через огонь?
Шрила Говинда Махарадж: В то время естественным образом все были браминами — браминами по своим качествам. Очень немногие занимали положение ниже. Все они не были совершенными, но саттвичными, пребывали в гуне благости, саттва-гуне.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас
1↑ Такова мантра (тарака-брахма-нама), предписанная для Сатья-юги.
2↑ Мантра, предписанная для Трета-юги.
3↑ Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇ трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇ калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием Имени Кришны» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52).
Наверх