
«Отношения учителя и ученика». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 июня 2001 года. Москва
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Отношения учителя и ученика
(29 июня 2001 года, Москва, публичная встреча)
Вопрос: Духовный учитель служит Кришне в духовном мире, а все ученики этого учителя служат своему учителю и таким образом служат Кришне. Может ли ученик стать лучше своего духовного учителя? И может ли случиться так, что в духовном мире бывший духовный учитель станет служить своему ученику?
#00:01:17#
Шрила Госвами Махарадж: Сначала нужно понять то, что мы имеем в виду под термином «Гуру». Высшая концепция Гуру — это Шримати Радхарани. И все служение совершается под Ее руководством. В этом материальном мире маха-бхагаваты-гуру не считают никого своими учениками, хотя формально они принимают учеников. Они видят всех своих учеников как продолжение своих Гуру. Поэтому положение такого Гуру, на самом деле, — это положение слуги.
#00:02:51#
Например, мы предлагаем цветок Божеству. Мы берем цветок, обмываем его и затем предлагаем его Божествам. В каком-то смысле можно сказать, что мы служим цветку. Подобным образом Гуру очищает своих учеников и делает их достойными служения Кришне. Поэтому правильнее было бы сказать, что он слуга своих учеников.
#00:04:04#
Характер преданного таков, что он всегда высоко ценит служение других. Как мы знаем, Шримати Радхарани всегда подталкивает других, чтобы те служили Кришне. Она говорит: «Вы служите лучше Меня».
#00:04:51#
В духовном мире все являются слугами Кришны. И мы будем считать любого из духовного мира своим учителем. В духовном мире не думают, занимает кто-либо ту или иную позицию. Настоящих преданных не интересует, какое положение они будут занимать в духовном мире. Их интересует только служение.
#00:06:43#
Как в хоре — кто-то поет на высоких тонах, кто-то — на низких, кто-то — на средних. Но для тех, кто участвует в хоре, нет разницы, на каких тонах петь. Главное — петь. Для настоящего преданного не возникает вопроса: «Я настолько продвинусь, что даже мой Гуру станет моим слугой». Может, вы этого хотите, чтобы когда-нибудь ваш Гуру стал вашим слугой? Но это — противоположность сознанию Кришны.
#00:08:05#
Мы стремимся быть слугой слуги слуги Кришны. Мы не будем думать, что мы станем настолько погруженными в сознание Кришны, что у нас будут слуги.
#00:08:35#
Сегодня утром Шрила Говинда Махарадж приводил пример Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами. Санатана Госвами был монахом, он ел очень мало и очень простую пищу. Рупа Госвами старался служить ему, как своему духовному учителю, то есть приносил ему пищу. И однажды Рупа Госвами принес Санатане Госвами очень вкусный сладкий рис. И этот рис, который предложил Рупа Госвами, был не простым рисом, это был особый прасадам. Санатана Госвами был экспертом в духовных вкусах. И когда он попробовал этот рис, у него возникла мысль: «Откуда взялся этот рис? Чей это прасад вообще?» Рупа Госвами сказал, что это одна девушка принесла из деревни. Санатана Госвами отправился в деревню и, ходя от двери к двери, искал — кто же сделал этот рис. Но он не мог найти эту девушку. Тогда Санатана Госвами понял, что Сама Шримати Радхарани приготовила этот рис. И он очень опечалился. Такова разница между чистым преданным и начинающим преданным.
#00:12:02#
Мы могли бы подумать, что это было очень хорошо. Но для Санатаны Госвами было трагедией, что Сама Шримати Радхарани приготовила этот рис. Санатана Госвами подумал: «Та Личность, служение Которой — смысл нашего существования, приходит и служит нам!» Ему это очень не понравилось. Таково настоящее понимание сознания Кришны, то есть подобное сильное желание служения.
Переводчик: Лила Пурушоттама Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас
![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |