«Два типа грихастх». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Два типа грихастх

(5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный. Махарадж!

Шрила Шридхар Махарадж. Да.

Преданный. Я хотел спросить о жизни грихастхи (семейного человека). Если один партнер...

Шрила Шридхар Махарадж. Жизнь грихастхи бывает в двух измерениях, существуют две категории грихастх. Одна категория — это люди, которые не способны жить в целибате, в безбрачии, поэтому они принимают семейную жизнь, семейный уклад. Другая категория семейных преданных, грихастх — это парамахамсы. Они владыки своих чувств, но по-прежнему по воле Господа они приходят в этот мир в образе грихастх.

#00:00:47#

Во времена Махапрабху, во времена Кришны мы видим множество грихастх. У них также рождаются дети, тем не менее они находятся в высшем положении, они стоят выше вожделения, гнева и всех этих проявлений. Парамахамсы наделены преданностью, лишенной расчета, они утверждены в этом положении. Их жизнь грихастхи не следует рассматривать как стремление контролировать свои чувства посредством этого уклада. Существует возможность жизни, где муж и жена живут вместе, и у них рождаются дети, тем не менее эти муж и жена полностью находятся выше уровня чувственности, над чувственным уровнем. Это возможно.

#00:01:54#

В то же время человек, который стремится к [духовной] реализации, на пути к ней, [и] не способен контролировать свои чувства, должен принять определенную помощь очень мягким образом, чтобы идти и продолжать свое движение по пути преданности. Это также возможно. Существуют два класса грихастх, домохозяев. Подобно прасаду: один человек принимает прасадам как раб языка и своего желудка, а другой человек почитает прасадам, он думает: «О, Джаганнатх или Кришна принимали эту пищу. Насколько я удачлив, как мне повезло!» Почитать прасад не означает есть его или глотать, поглощать. Человек думает: «Как мне повезло, что я почитаю прасадам, принятый Кришной!» Не только физическая сторона, но преданный почитает прасадам. Главный аспект — он почитает то, что уже было принято Господом, его ум концентрируется на этом, не на физической стороне. В этом различие, он не просто наслаждается физическим вкусом.

#00:03:42#

Один ищет удовлетворения Кришны, другой ищет удовлетворения своих собственных чувств — физическая деятельность одна и та же в обоих случаях. Один приходит, чтобы посмотреть на божества, насколько они прекрасны — божества Кришны, Махапрабху, Радхарани, а другой приходит с низменной целью, он думает: «О, на них столько драгоценных украшений! Ночью я сумею их украсть: корону, драгоценности божества». Внутренняя оценка — вот что самое важное, угол зрения, точка зрения. Физическая деятельность как таковая не обладает большой ценностью. Подход — что бы мы ни делали, измерение нашего подхода, с каким настроением мы приближаемся к тому или иному явлению — об этом идет речь.

Не будь рабом результатов своих действий

#00:05:03#

В Бхагавад-гите говорится:

ра̄га-двеш̣а-вимуктаис ту
виш
̣айа̄н индрийаиш́ чаран
а̄тма-ваш
́йаир видхейа̄тма̄
праса̄дам адхигаччхати[1]

Он не находится под контролем чувств, он не контролируем чувствами. Он связан с внешними объектами, но он не является жертвой ни влечения, привязанности, ни отвращения. Это негативная сторона. А позитивная сторона: все предназначено для удовлетворения Кришны — что бы ни было необходимым для Его удовлетворения, преданный делает это. Он не заботится о радости или о боли, они не могут связать его, привязать его к материальному миру. Физическую деятельность не следует порицать, но каково настроение или мотив — вот что самое важное. Можно делать все что угодно, все — но, делая это, не будь рабом своей цели. Выполняй все в качестве своего долга, не будь рабом результата, последствий. Удовольствие и боль, которые порождаются этими действиями, — не будь их рабом, карма-пхала. Если в таком духе действовать, то человек может уничтожить целую вселенную, но он по-прежнему ничего не делает.

#00:07:06#

…хатва̄пи са има̄н лока̄н
на ханти на нибадхйате[2]

Он не убивает, он не получает никаких реакций за свои действия, даже убивая всех обитателей вселенной. Он не очарован достижением или потерей. Иными словами, он пребывает в измерении универсальной вселенской волны. У него нет собственных эгоистичных, корыстных интересов, целей, у него нет таких тенденций. Универсальная вселенская волна заставляет его танцевать. Он танцует в этой волне и не несет ответственности за свои действия. Он избавился от негативной стороны. Затем существует участие в позитивной стороне: сознательное удовлетворение Кришны — это нечто более достойное, похвальное.

Харе Кришна! Гаура Хари, Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай, Нитай, Нитай, Нитай!

Оставь все и иди к Богу

#00:08:27#

Преданный. В шастре верность мужу превозносится как одна из добродетелей женщины. В жизни преданности, если муж слаб в некоторых отношениях, оправдано ли для женщины покинуть, оставить его?

Шрила Шридхар Махарадж. Да, если муж не следует пути преданности, не идет по пути реализации Кришны, тогда его можно и следует оставить.

#00:09:10#

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т
пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т
даивам̇ на тат сйа̄н на патиш
́ ча са сйа̄н
на мочайед йах
̣ самупета-мр̣тйум[3]

Я должен оставить человека, кто не идет по пути моего величайшего блага, общество которого будет пагубно для меня. Я стремлюсь идти к Кришне, и я буду с тем, кто помогает мне, в обществе такого человека. Я буду принимать его помощь, и, сотрудничая, мы будем идти к Кришне.

#00:10:01#

Но если кто-то тащит меня в противоположном направлении, в другую сторону, тогда я должен оставить его общество и идти один к Кришне. Этим человеком может быть сын или отец, муж или жена — кто угодно. Этим человеком может быть даже Гуру. Я принял Гуру, но я вижу, что он препятствует моему движению, тогда я должен оставить его и идти один. Любой, кто помогает мне в этом движении, — тот является моим другом. Если же кто-то тащит меня в другую сторону — я должен расстаться с ним. Абсолютная цель, абсолютная цель. Я должен ответить абсолютному зову, призыву. Все, что благоприятно для этого, я должен принимать. Все неблагоприятное мне следует отвергать. Я стремлюсь к высочайшему достижению, главному достижению своей жизни.

#00:11:17#

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т…

Вибхишана, Прахлад, Бхарата, Кхатванга-раджа и ягьяпатни [жены брахманов] оставили своих любимых, близких и отправились прямо к абсолютной истине. Интерес Целого, вселенский интерес присутствует там, поэтому мой путь должен быть таким. Любой, кто помогает мне в этом движении по абсолютному пути, тот является моим истинным, реальным другом. Любой, кто уводит меня в сторону, является моим врагом. Таково общее наставление, совет, обращенный ко всем.

#00:12:19#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш
́аран̣ам̇ враджа…[4]

Дхарма означает религиозный долг. Когда мы приходим в этот мир, мы связаны в силу самого своего рождения, на нас возложены различные обязательства: долг по отношению к обществу, семье или царю. Но все виды долга следует оставить, отвергнуть, когда речь идет о долге отвечать на зов, призыв Абсолюта, сарва-дхарма̄н паритйаджйа. «Я абсолютная истина, абсолютное благо. Оставив все, все фазы долга, иди прямо ко Мне». Это последний, заключительный совет Бхагавад-гиты, абсолютный зов, абсолютный призыв.

Харе Кришна, Харе Кришна! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Доял Нитай, доял Нитай, доял Нитай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Однако тот, кто свободен от влечения и отвращения, а также способен управлять своим умом и чувствами, несмотря на то что соприкасается с материальными объектами, обретает милость Господа» (Бхагавад-гита, 2.64).

2  Йасйа на̄хан̇кр̣то бха̄во буддхир йасйа на липйате / хатва̄пи са има̄н лока̄н на ханти на нибадхйате — «Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий» (Бхагавад-гита, 18.17).

3  «Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой других. Кто не может вызволить другого из порочного круга рождения и смерти, тот не должен становиться учителем, мужем, отцом или царем» («Шримад‑Бхагаватам», 5.5.18).

4  Господь Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и безраздельно вручи себя Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).




←  «День явления Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа». Сахадев Прабху. Аджита Кришна Прабху. Сатья Сундар Прабху. Притху Прабху. 3 октября 2024 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Немцы ценят санскрит и индийскую культуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 15 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Два типа грихастх

(5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный. Махарадж!

Шрила Шридхар Махарадж. Да.

Преданный. Я хотел спросить о жизни грихастхи (семейного человека). Если один партнер...

Шрила Шридхар Махарадж. Жизнь грихастхи бывает в двух измерениях, существуют две категории грихастх. Одна категория — это люди, которые не способны жить в целибате, в безбрачии, поэтому они принимают семейную жизнь, семейный уклад. Другая категория семейных преданных, грихастх — это парамахамсы. Они владыки своих чувств, но по-прежнему по воле Господа они приходят в этот мир в образе грихастх.

#00:00:47#

Во времена Махапрабху, во времена Кришны мы видим множество грихастх. У них также рождаются дети, тем не менее они находятся в высшем положении, они стоят выше вожделения, гнева и всех этих проявлений. Парамахамсы наделены преданностью, лишенной расчета, они утверждены в этом положении. Их жизнь грихастхи не следует рассматривать как стремление контролировать свои чувства посредством этого уклада. Существует возможность жизни, где муж и жена живут вместе, и у них рождаются дети, тем не менее эти муж и жена полностью находятся выше уровня чувственности, над чувственным уровнем. Это возможно.

#00:01:54#

В то же время человек, который стремится к [духовной] реализации, на пути к ней, [и] не способен контролировать свои чувства, должен принять определенную помощь очень мягким образом, чтобы идти и продолжать свое движение по пути преданности. Это также возможно. Существуют два класса грихастх, домохозяев. Подобно прасаду: один человек принимает прасадам как раб языка и своего желудка, а другой человек почитает прасадам, он думает: «О, Джаганнатх или Кришна принимали эту пищу. Насколько я удачлив, как мне повезло!» Почитать прасад не означает есть его или глотать, поглощать. Человек думает: «Как мне повезло, что я почитаю прасадам, принятый Кришной!» Не только физическая сторона, но преданный почитает прасадам. Главный аспект — он почитает то, что уже было принято Господом, его ум концентрируется на этом, не на физической стороне. В этом различие, он не просто наслаждается физическим вкусом.

#00:03:42#

Один ищет удовлетворения Кришны, другой ищет удовлетворения своих собственных чувств — физическая деятельность одна и та же в обоих случаях. Один приходит, чтобы посмотреть на божества, насколько они прекрасны — божества Кришны, Махапрабху, Радхарани, а другой приходит с низменной целью, он думает: «О, на них столько драгоценных украшений! Ночью я сумею их украсть: корону, драгоценности божества». Внутренняя оценка — вот что самое важное, угол зрения, точка зрения. Физическая деятельность как таковая не обладает большой ценностью. Подход — что бы мы ни делали, измерение нашего подхода, с каким настроением мы приближаемся к тому или иному явлению — об этом идет речь.

Не будь рабом результатов своих действий

#00:05:03#

В Бхагавад-гите говорится:

ра̄га-двеш̣а-вимуктаис ту
виш
̣айа̄н индрийаиш́ чаран
а̄тма-ваш
́йаир видхейа̄тма̄
праса̄дам адхигаччхати[1]

Он не находится под контролем чувств, он не контролируем чувствами. Он связан с внешними объектами, но он не является жертвой ни влечения, привязанности, ни отвращения. Это негативная сторона. А позитивная сторона: все предназначено для удовлетворения Кришны — что бы ни было необходимым для Его удовлетворения, преданный делает это. Он не заботится о радости или о боли, они не могут связать его, привязать его к материальному миру. Физическую деятельность не следует порицать, но каково настроение или мотив — вот что самое важное. Можно делать все что угодно, все — но, делая это, не будь рабом своей цели. Выполняй все в качестве своего долга, не будь рабом результата, последствий. Удовольствие и боль, которые порождаются этими действиями, — не будь их рабом, карма-пхала. Если в таком духе действовать, то человек может уничтожить целую вселенную, но он по-прежнему ничего не делает.

#00:07:06#

…хатва̄пи са има̄н лока̄н
на ханти на нибадхйате[2]

Он не убивает, он не получает никаких реакций за свои действия, даже убивая всех обитателей вселенной. Он не очарован достижением или потерей. Иными словами, он пребывает в измерении универсальной вселенской волны. У него нет собственных эгоистичных, корыстных интересов, целей, у него нет таких тенденций. Универсальная вселенская волна заставляет его танцевать. Он танцует в этой волне и не несет ответственности за свои действия. Он избавился от негативной стороны. Затем существует участие в позитивной стороне: сознательное удовлетворение Кришны — это нечто более достойное, похвальное.

Харе Кришна! Гаура Хари, Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай, Нитай, Нитай, Нитай!

Оставь все и иди к Богу

#00:08:27#

Преданный. В шастре верность мужу превозносится как одна из добродетелей женщины. В жизни преданности, если муж слаб в некоторых отношениях, оправдано ли для женщины покинуть, оставить его?

Шрила Шридхар Махарадж. Да, если муж не следует пути преданности, не идет по пути реализации Кришны, тогда его можно и следует оставить.

#00:09:10#

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т
пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т
даивам̇ на тат сйа̄н на патиш
́ ча са сйа̄н
на мочайед йах
̣ самупета-мр̣тйум[3]

Я должен оставить человека, кто не идет по пути моего величайшего блага, общество которого будет пагубно для меня. Я стремлюсь идти к Кришне, и я буду с тем, кто помогает мне, в обществе такого человека. Я буду принимать его помощь, и, сотрудничая, мы будем идти к Кришне.

#00:10:01#

Но если кто-то тащит меня в противоположном направлении, в другую сторону, тогда я должен оставить его общество и идти один к Кришне. Этим человеком может быть сын или отец, муж или жена — кто угодно. Этим человеком может быть даже Гуру. Я принял Гуру, но я вижу, что он препятствует моему движению, тогда я должен оставить его и идти один. Любой, кто помогает мне в этом движении, — тот является моим другом. Если же кто-то тащит меня в другую сторону — я должен расстаться с ним. Абсолютная цель, абсолютная цель. Я должен ответить абсолютному зову, призыву. Все, что благоприятно для этого, я должен принимать. Все неблагоприятное мне следует отвергать. Я стремлюсь к высочайшему достижению, главному достижению своей жизни.

#00:11:17#

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т…

Вибхишана, Прахлад, Бхарата, Кхатванга-раджа и ягьяпатни [жены брахманов] оставили своих любимых, близких и отправились прямо к абсолютной истине. Интерес Целого, вселенский интерес присутствует там, поэтому мой путь должен быть таким. Любой, кто помогает мне в этом движении по абсолютному пути, тот является моим истинным, реальным другом. Любой, кто уводит меня в сторону, является моим врагом. Таково общее наставление, совет, обращенный ко всем.

#00:12:19#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш
́аран̣ам̇ враджа…[4]

Дхарма означает религиозный долг. Когда мы приходим в этот мир, мы связаны в силу самого своего рождения, на нас возложены различные обязательства: долг по отношению к обществу, семье или царю. Но все виды долга следует оставить, отвергнуть, когда речь идет о долге отвечать на зов, призыв Абсолюта, сарва-дхарма̄н паритйаджйа. «Я абсолютная истина, абсолютное благо. Оставив все, все фазы долга, иди прямо ко Мне». Это последний, заключительный совет Бхагавад-гиты, абсолютный зов, абсолютный призыв.

Харе Кришна, Харе Кришна! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Доял Нитай, доял Нитай, доял Нитай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Однако тот, кто свободен от влечения и отвращения, а также способен управлять своим умом и чувствами, несмотря на то что соприкасается с материальными объектами, обретает милость Господа» (Бхагавад-гита, 2.64).

[2] Йасйа на̄хан̇кр̣то бха̄во буддхир йасйа на липйате / хатва̄пи са има̄н лока̄н на ханти на нибадхйате — «Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий» (Бхагавад-гита, 18.17).

[3] «Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой других. Кто не может вызволить другого из порочного круга рождения и смерти, тот не должен становиться учителем, мужем, отцом или царем» («Шримад‑Бхагаватам», 5.5.18).

[4] Господь Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и безраздельно вручи себя Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования