«Гуру-таттва — знание о природе и положении Шри Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Гуру-таттва —
знание о природе и положении Шри Гуру


Кто такой Шри Гуру?

Шри Гуру, духовный учитель, — проявление энергии Господа, Его возлюбленный слуга.

«Шри Гуру не полностью тождественен самому Богу, но он в полной мере являет сущность исконной энергии Господа и воплощает самое всеобъемлющее и прекрасное служение Всевышнему, и Его милость. Так как он преданный слуга Абсолюта, Господь дает ему особые полномочия для направления заблудших душ на путь, ведущий их к наивысшему благу. Таким образом, Гуру — это божественный посланец бессмертной надежды и радости в этом смертном, исполненном страданий мире. Его явление — самое благотворное и счастливое событие для страждущих душ, которое можно сравнить с появлением на небосклоне утренней звезды, указывающей путь страннику, заблудившемуся в пустыне».

(Шрила Б. Р.Шридхар Махарадж. «Путь домой, в мир прекрасной реальности»)

Два аспекта Шри Гуру

«По особой воле Кришны Гурудев есть Его полномочная энергия. Если мы внимательно посмотрим на духовного учителя, то увидим полномочия, исходящие от Кришны, и будем соответственно этому принимать его [Гуру]. Духовный учитель — это преданный Кришны, и в то же самое время он несет в себе вдохновение, исходящее от Кришны. Таковы две стороны Гурудева. В одном из этих аспектов — он вайшнав, а Гуру — это вдохновленная сторона вайшнава».

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Положение Шри Гуру

«Каково же положение Шри Гуру? Он обладает полным знанием богооткровенной истины, а не обыкновенных вещей. Откровение нисходило в этот мир из духовного царства в различных формах и оттенках, но Гуру должен иметь всеобъемлющее, конкретное знание. Он должен обладать обширными познаниями о богооткровенной истине. И он должен всегда жить истинной духовной жизнью. Вся его деятельность целиком и полностью связана с духом, а не с миром материи. Его интересует Брахман, план существования, который может все привести в гармонию, который является основой всего (брахма-ништхам). Он не принимает ничто смертное, материальное. Он всегда находится на духовном плане [бытия] и всю свою жизнь связан с трансцендентным. Он действует только с таким осознанием. Так гласят Упанишады».

(Шрила Б. Р.Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Качества ученика

«Чтобы осознать истину, мы должны иметь три качества: пранипат, парипрашна и сева.

Пранипат означает, что ученик так говорит духовному учителю: „Я покончил с опытом этого материального мира; меня в нем уже ничего не привлекает, я уже намучился здесь. Теперь я приношу себя без остатка на твой алтарь. Я хочу обрести твою милость“.

Парипрашна означает честные, искренние вопросы. В наших вопросах не должно быть места духу сомнений и подозрений.

И, наконец, севая, служение. Это самое существенное»[1].

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Гуру дает ученикам все виды знания (видьи): он учит, какова наша истинная природа, почему мы оказались в таком бедственном положении, что есть майя (иллюзия), и каков путь ее преодоления; он учит исполнению своих обязанностей в свете развития Кришна-сознания; он дает наставления в практике бхакти (пути любящего служения Бхагавану).

Разновидности Гуру

Есть два рода Гуру: внутренний (чайтья-гуру) находится в нашем сердце, и внешний (ачарья). Видя наше искреннее стремление, первый, внутренний, Гуру приводит нас ко второму, внешнему (в соответствии с накопленными нами духовными заслугами — сукрити).

И существуют два вида Гуру во внешнем мире: тот, который дает посвящение (дикша-гуру), и тот, который наставляет (шикша-гуру). Им обоим следует оказывать одинаковое почтение.

Дикша-гуру дает посвящение в воспевание святого имени (харинам) и дикша-мантр (гаятри-мантру).

Шикша-гуру передает духовное знание, в первую очередь самбандха-гьяну (знание об отношениях Господа, дживы и всех Его энергий).

Дикша-гуру и шикша-гуру могут быть представлены в одной личности.

Изначальный духовный учитель — это Нитьянанда Прабху. Он гуру-таттва в четырех основных расах.

Гуру-парампара

«Суть гуру-парампары, ученической преемственности, — это шикша, духовные наставления. Гуру представлен везде, где бы мы ни обнаружили шикшу. Гуру обладает чистым знанием об абсолютной божественной любви. А иначе гуру-парампара превращается в парампару тел, преемственность тел».

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)



1  Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).




←  «Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда. Введение (окончание). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Глава 1, стихи 1–2. Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 31 декабря 2024 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Служение святому имени. Практика и проповедь». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Гуру-таттва —
знание о природе и положении Шри Гуру


Кто такой Шри Гуру?

Шри Гуру, духовный учитель, — проявление энергии Господа, Его возлюбленный слуга.

«Шри Гуру не полностью тождественен самому Богу, но он в полной мере являет сущность исконной энергии Господа и воплощает самое всеобъемлющее и прекрасное служение Всевышнему, и Его милость. Так как он преданный слуга Абсолюта, Господь дает ему особые полномочия для направления заблудших душ на путь, ведущий их к наивысшему благу. Таким образом, Гуру — это божественный посланец бессмертной надежды и радости в этом смертном, исполненном страданий мире. Его явление — самое благотворное и счастливое событие для страждущих душ, которое можно сравнить с появлением на небосклоне утренней звезды, указывающей путь страннику, заблудившемуся в пустыне».

(Шрила Б. Р.Шридхар Махарадж. «Путь домой, в мир прекрасной реальности»)

Два аспекта Шри Гуру

«По особой воле Кришны Гурудев есть Его полномочная энергия. Если мы внимательно посмотрим на духовного учителя, то увидим полномочия, исходящие от Кришны, и будем соответственно этому принимать его [Гуру]. Духовный учитель — это преданный Кришны, и в то же самое время он несет в себе вдохновение, исходящее от Кришны. Таковы две стороны Гурудева. В одном из этих аспектов — он вайшнав, а Гуру — это вдохновленная сторона вайшнава».

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Положение Шри Гуру

«Каково же положение Шри Гуру? Он обладает полным знанием богооткровенной истины, а не обыкновенных вещей. Откровение нисходило в этот мир из духовного царства в различных формах и оттенках, но Гуру должен иметь всеобъемлющее, конкретное знание. Он должен обладать обширными познаниями о богооткровенной истине. И он должен всегда жить истинной духовной жизнью. Вся его деятельность целиком и полностью связана с духом, а не с миром материи. Его интересует Брахман, план существования, который может все привести в гармонию, который является основой всего (брахма-ништхам). Он не принимает ничто смертное, материальное. Он всегда находится на духовном плане [бытия] и всю свою жизнь связан с трансцендентным. Он действует только с таким осознанием. Так гласят Упанишады».

(Шрила Б. Р.Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Качества ученика

«Чтобы осознать истину, мы должны иметь три качества: пранипат, парипрашна и сева.

Пранипат означает, что ученик так говорит духовному учителю: „Я покончил с опытом этого материального мира; меня в нем уже ничего не привлекает, я уже намучился здесь. Теперь я приношу себя без остатка на твой алтарь. Я хочу обрести твою милость“.

Парипрашна означает честные, искренние вопросы. В наших вопросах не должно быть места духу сомнений и подозрений.

И, наконец, севая, служение. Это самое существенное»[1].

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж. «Шри Гуру и его милость»)

Гуру дает ученикам все виды знания (видьи): он учит, какова наша истинная природа, почему мы оказались в таком бедственном положении, что есть майя (иллюзия), и каков путь ее преодоления; он учит исполнению своих обязанностей в свете развития Кришна-сознания; он дает наставления в практике бхакти (пути любящего служения Бхагавану).

Разновидности Гуру

Есть два рода Гуру: внутренний (чайтья-гуру) находится в нашем сердце, и внешний (ачарья). Видя наше искреннее стремление, первый, внутренний, Гуру приводит нас ко второму, внешнему (в соответствии с накопленными нами духовными заслугами — сукрити).

И существуют два вида Гуру во внешнем мире: тот, который дает посвящение (дикша-гуру), и тот, который наставляет (шикша-гуру). Им обоим следует оказывать одинаковое почтение.

Дикша-гуру дает посвящение в воспевание святого имени (харинам) и дикша-мантр (гаятри-мантру).

Шикша-гуру передает духовное знание, в первую очередь самбандха-гьяну (знание об отношениях Господа, дживы и всех Его энергий).

Дикша-гуру и шикша-гуру могут быть представлены в одной личности.

Изначальный духовный учитель — это Нитьянанда Прабху. Он гуру-таттва в четырех основных расах.

Гуру-парампара

«Суть гуру-парампары, ученической преемственности, — это шикша, духовные наставления. Гуру представлен везде, где бы мы ни обнаружили шикшу. Гуру обладает чистым знанием об абсолютной божественной любви. А иначе гуру-парампара превращается в парампару тел, преемственность тел».

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)



[1] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования