
«Трансцендентное знание». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Трансцендентное знание
Нужно ли изучать книги о преданности?
Иногда мы можем попасть под влияние ложных представлений о ненужности изучения книг, посвященных [духовной науке] преданности [Богу], полагая: «Анализировать, узнавать — это не входит в бхакти. В этом нет необходимости. Это знание, гьяна, противоположно преданности». С подобными мыслями мы воспеваем святое имя, и, увидев какие-то объяснения философии школы преданности, стараемся избегать их. Но такое настроение не всегда является наилучшим, поскольку слушание из надлежащего источника дает нам род знания, которое служит импульсом для продвижения в садхане.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: сиддха̄нта балийа̄ — мы должны обсуждать сиддханту (совершенные заключения преданности). Санатана Госвами — ачарья сиддханты.
Кто-то может сказать: «Какая необходимость в знании сиддханты об истине? Я буду воспевать святое имя, а занятия, на которых объясняют «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамриту», посещать не стану. Все это знание: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа — «следует полностью оставить ненужные усилия обрести знание путем обсуждения истин эмпирической философии» [«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3].
Но гьяна, о которой идет речь в данном стихе, не содержит тот вид знания, что дарует нам истинное понимание, кто есть преданный, и кто такой Господь. Это знание кажется внешне подобным гьяне, но, если оно приходит из надлежащего источника, оно другого типа, имеет иную сущность.
Предостережение по поводу гьяны дается в связи с возможностью какого угодно сорта интерпретации богооткровенных писаний кем угодно. Мы не должны пытаться узнать все и вся: где-то говорят что-то, и мы тут же бежим туда с намерением что-нибудь выучить. Но когда через подлинного представителя духовного мира, который выше нас, дается какое-то откровение, мы должны с жадностью стремиться слушать это. Познанное таким образом укрепит наше положение и поможет нам продвигаться, идти вперед в садхане.
Мы не должны отвергать как знание эту сиддханту: кто такой Кришна, и почему Он Сваям Бхагаван, кто такой Нараяна, где находятся двадцать четыре слоя неведения [материального мира], где Вайкунтха, Голока, кто такой Баладева, что представляют собой различные расы. Если я говорю: «Нет, это все гьяна — отбросьте ее и воспевайте святое имя», это будет глупостью. Такое следует рассматривать как лень или нерадивость. Мы должны призывать то знание, которое увеличит глубину нашей веры. Подобные обсуждения нужно приветствовать. Сам Господь говорит:
мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇
туш̣йанти ча раманти ча
«Мои чистые преданные мыслями пребывают во Мне, их жизни полностью посвящены служению Мне, и они испытывают великое удовлетворение и блаженство, постоянно просвещая друг друга и беседуя обо Мне» [Бхагавад-гита, 10.9].
Таким образом, разнообразные беседы о Нем в обществе садху не являются знанием, которое следует отвергнуть, — напротив, это должно быть спонтанно и естественным образом поощряемо. Это называется ишта-гоштхи: гоштхи значит «союз», а иштха — «желанное общество». Мы должны беседовать о Нем в таком обществе. Это необходимая составляющая преданности.
(Из книги «Сердце и сияние»)

![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |