
«Природа духовного мира». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Природа духовного мира
Кришна-лила — не субъект истории. В истории события случаются: однажды они происходят и никогда не могут повториться вновь. Это вечный поток, в котором произошедшее в прошлом никогда не воспроизводится. Существует выражение: «история повторяется». Но в данном случае подразумевается похожесть события, а не оно само; история повторяется в характере случившегося, но прошлое никогда не возвращается. Прошлое уходит навеки. Но в кришна-лиле, мире вечности, все не так.
Одна и та же реальность может присутствовать там всегда, в каждое мгновение. Поэтому это называется нитья-лила, «вечные игры» — они превосходят ограничения, юрисдикцию истории. В истории прошлое мертво. Но игры Господа вечны, нитья, они существуют беспрерывно. Каждая лила проходит вечно; Он [Господь] может явить Себя в Своих вечных образах одновременно. Поэтому все события в Его прошлом, настоящем и будущем происходят параллельно.
Когда Он вступает на арену Камсы, различные группы присутствующих при этом видят Его по-разному. То, что одними воспринимается определенным образом, другие видят иначе, согласно их собственной природе[1]. Даже слепой может узреть Его, если на то будет Его воля. Если Он желает явить Себя кому-то, и слепой способен ясно увидеть Его, потому что для этого не нужны плотские глаза. Он может открыть Себя любому лишь посредством Своей воли.
Так было в случае с Дхритараштрой в Куру-сабхе. Дхритараштра сказал:
— Мой Господь, сделай меня на некоторое время зрячим, дабы я мог увидеть Твой дивный образ, который другие созерцают и восхваляют. Ты можешь все — так устрани же ненадолго мою слепоту.
— Не нужно устранять твою слепоту, Дхритараштра! Я скажу: «Узри Меня!», и будет так.
И по Его велению Дхритараштра увидел! Его веление, Его воля — это все. Единственно Его воля есть все, причина всего сущего.
Куру желали увидеть Драупади нагой, но Он услышал ее мольбу и не позволил ее раздеть. И ее одежда стала нескончаемой, словно бесконечность. Одежды прибавлялось ровно столько, сколько они с нее срывали. Такова воля, вичара, которая есть все. Изначальная Причина обладает такой великой силой столь высокого свойства.
Мы привыкли думать: «Это хорошо, это плохо», и: «Это возможно, это невозможно». Для нас в порядке вещей мыслить подобными категориями. Но к Нему они неприменимы. При попытке охватить даже самую незначительную часть Его царства, весь наш опыт окажется несостоятельным.
(из книги «Сердце и сияние»)
1 ↑ Малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н, гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ / мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇, вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна и Его старший брат взошли на помост для борьбы, каждый из присутствовавших увидел Его по разному. Борцам Кришна казался ослепительной молнией, обычным людям он виделся лучшим из людей, а женщинам — обворожительным Купидоном. Пастухи видели в Нем своего родственника, Его родители — сына, нечестивые правители — олицетворенное возмездие, а царь Бходжи — свою смерть. Невеждам Он представлялся вселенской формой, йоги видели в Нем абсолютную истину, а члены династии Вришни — Господа, которому они поклонялись» («Шримад-Бхагаватам», 10.43.17).

Наверх