«Вайшнавизм и материализм». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Вайшнавизм и материализм

Ископаемоведение против субъективной эволюции

В этой главе изложена часть беседы
Шрилы Шридхара Махараджа
с нейрофизиологом, доктором Дэниелом Мерфи.


Дарвин создал учение об эволюции — ископаемоведение. В веданте изложено учение о субъективной эволюции. Согласно дарвиновской теории объективной эволюции, сознание есть результат эволюции материи. Первоначально существует объект, а затем в результате его развития возникает сознание — из камня. Это объективная эволюция. Но объект — понятие относительное; объект не может существовать без субъекта. Субъект первичен. Всякое чувство, ощущение не более чем представления в океане субъективного. Поэтому субъект, сознание первично. Объект, грубая субстанция, возникает из тонкой.

Когда Кришна в образе Маха-Вишну воздействует на ту или иную энергию, материальная энергия приходит в движение и начинает творить (майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам)[1]. Ее первый продукт — совокупное эго. Затем из совокупного эго постепенно возникает множество индивидуальных эго. Опыт этого мира возникает из эго. Когда эго взаимодействует с гуной невежества, появляется форма. Когда эго взаимодействует с гуной благости, появляются солнце и свет. Эго соприкасается с тремя гунами материальной природы и порождает объекты чувственного восприятия, материальные чувства и саму способность чувственного восприятия. Так из тонкой субстанции возникают грубые.

Призрак Дарвина

Таков процесс эволюции, описанной в веданте. Однако, согласно теории Дарвина, грубая субстанция порождает тонкую. Современные люди превозносят учение Дарвина, по которому получается, что камень порождает сознание. Объективная эволюция Дарвина нас поглотила. Хотя внешне мы отвергаем, ненавидим теорию Дарвина, ее призрак поглотил всех нас. Поэтому так трудно заставить людей понять, что сознание более ценно, чем камень. Для сознания не стоит труда породить камень, камню же трудно породить сознание. По ценности сознание превосходит камень. Более ценное способно произвести менее ценное, но как менее ценное может произвести более ценное, объяснить весьма трудно.

Отцы-ископаемые

Ученые-материалисты считают, что тонкая субстанция возникает из грубой. Они все переставляют с ног на голову. Все совсем наоборот. Не «отцовство ископаемого», а «отцовство Бога». Их теория предполагает «отцовство ископаемого»: ископаемое — отец каждого из нас. Ученые полагают, что все движется снизу вверх. Это неверно. Все движется сверху вниз. Об этом говорится в Бхагавад-гите:

ӯрдхва-мӯлам адхах̣-ш́акхам,
аш́ваттхам̇ пра̄хур авйайам
чханда̄м̇си йасйа парн̣а̄ни,
йас там̇ веда са веда-вит[2]

Итак, согласно Ведам, все движется сверху вниз, а не снизу вверх.

Материя не порождает душу, напротив, душа в одной ничтожно малой своей части заключает идею материи. Это [материя] своего рода экзема, болезнь. Мир — как экзема на здоровом теле. Так учит веданта. Если бы камень мог породить душу, это было бы, без сомнения, величайшим чудом, но для нас гораздо легче и разумнее предположить, что у души родилось представление о камне. У души есть много понятий, и одно из них — понятие о камне. Все это принадлежит сфере сознания. Но то, что камень способен породить душу, трудно представимо, смехотворно, непостижимо и неразумно. Все совсем наоборот, что-то вроде теории Беркли о том, что мир заключен в уме, а не ум в мире. Только наш отход от истины приводит нас в материальный мир. Как и где начинается этот отход — в этом еще предстоит разобраться. Но именно отход от истины привел нас в сферу ложного.

Таким образом, все рождается из сознания. Сознание вечно, этот мир бренен. Он сотворен лишь на время, и недолговечный камень не может породить вечное сознание. Чистое сознание — это вечный субъект (нитья-санатана). Оно не продукт, а продуктопроизводитель. Эфир производит огонь и землю, но земля не может произвести эфир. Тонкая субстанция более продуктивна, чем грубая. Грубая субстанция второстепенна. Первостепенна душа, атма. Исток всего должен обладать сознанием, начало кладет заинтересованная сторона. У души есть интерес, а у камня нет ни интереса, ни плана, ни цели — ничего подобного у него нет. Но все в мире продумано и целесообразно, и это важно. Исходя из этого и нужно характеризовать абсолютную, изначальную субстанцию. Объект, обладающий ограниченными характеристиками и возможностями, не может быть изначальной причиной всего. Только то, чьи качества и возможности безграничны, нужно считать причиной целого. Это более разумно. И наука должна это понять. Поэтому есть те, кто считает, что наука постепенно сближается с философией.

Наука поглощает саму себя

Вот в каком направлении нужно вести поиск; все остальные сферы познания ложны. Так называемые научные изыскания — это погоня за миражом. Они самоубийственны. Ученые, ведущие ядерные исследования, скоро докажут, что такого рода наука поглощает саму себя, сосет собственную кровь. Она будет жить, питаясь собственной плотью и плотью своих друзей. Материальное научное знание знанием не является. Мы должны ознакомиться с жизненно важными понятиями чистого, истинного знания. Должны сами погрузиться в это знание и приобщить к нему других, прогнать тьму и принести свет, искоренить несчастья и утвердить вечный мир.

Настоящая наука не будет увеличивать сферу эксплуатации, ибо ей хорошо известно, какими последствиями это чревато. Способствуя эксплуатации, мы непременно сами станем ее объектами. Кто сознательно преступает закон, тот получает более суровое наказание. Поэтому так называемый научный прогресс самоубийственен. И тому есть ясное доказательство: ведущие державы мира грозят сейчас друг другу ядерным оружием, высшим достижением ученых.

(из книги «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности»)



1  Господь Кришна говорит Арджуне: майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣, сӯйате са-чара̄чарам / хетуна̄нена каунтейа, джагад випаривартате — «Сын Кунти, подчиняясь Моей воле, материальная энергия порождает многообразие движущихся и неподвижных форм жизни. Так мироздание создается и разрушается вновь и вновь» (Бхагавад-гита, 9.10).

2  «Этот материальный мир сравнивают с перевернутым баньяновым деревом, корни которого направлены вверх, а ветви — вниз. Оно именуется бренным (ашваттха), но существует вечно, обновляясь благодаря материалистической деятельности живых существ. Его листья — это ведические гимны. Тот, кто познал это древо, — знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.1).




←  «Святая дхама — живая. Шри Нандан Ачарья Бхаван. Йога-питх». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 16 марта 2025 года. Маяпур, Индия ·• Архив новостей •· Маяпур. День 2. Парикрама в Сурабхи Кунджа Матх, бхаджан-кутир Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Нрсимха-пали, Субарнабихар Гаудия Матх, Харихара кшетру, Храм Джаганнатхи, Баладева, Субхадры. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 17 марта 2025. Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Вайшнавизм и материализм

Ископаемоведение против субъективной эволюции

В этой главе изложена часть беседы
Шрилы Шридхара Махараджа
с нейрофизиологом, доктором Дэниелом Мерфи.


Дарвин создал учение об эволюции — ископаемоведение. В веданте изложено учение о субъективной эволюции. Согласно дарвиновской теории объективной эволюции, сознание есть результат эволюции материи. Первоначально существует объект, а затем в результате его развития возникает сознание — из камня. Это объективная эволюция. Но объект — понятие относительное; объект не может существовать без субъекта. Субъект первичен. Всякое чувство, ощущение не более чем представления в океане субъективного. Поэтому субъект, сознание первично. Объект, грубая субстанция, возникает из тонкой.

Когда Кришна в образе Маха-Вишну воздействует на ту или иную энергию, материальная энергия приходит в движение и начинает творить (майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам)[1]. Ее первый продукт — совокупное эго. Затем из совокупного эго постепенно возникает множество индивидуальных эго. Опыт этого мира возникает из эго. Когда эго взаимодействует с гуной невежества, появляется форма. Когда эго взаимодействует с гуной благости, появляются солнце и свет. Эго соприкасается с тремя гунами материальной природы и порождает объекты чувственного восприятия, материальные чувства и саму способность чувственного восприятия. Так из тонкой субстанции возникают грубые.

Призрак Дарвина

Таков процесс эволюции, описанной в веданте. Однако, согласно теории Дарвина, грубая субстанция порождает тонкую. Современные люди превозносят учение Дарвина, по которому получается, что камень порождает сознание. Объективная эволюция Дарвина нас поглотила. Хотя внешне мы отвергаем, ненавидим теорию Дарвина, ее призрак поглотил всех нас. Поэтому так трудно заставить людей понять, что сознание более ценно, чем камень. Для сознания не стоит труда породить камень, камню же трудно породить сознание. По ценности сознание превосходит камень. Более ценное способно произвести менее ценное, но как менее ценное может произвести более ценное, объяснить весьма трудно.

Отцы-ископаемые

Ученые-материалисты считают, что тонкая субстанция возникает из грубой. Они все переставляют с ног на голову. Все совсем наоборот. Не «отцовство ископаемого», а «отцовство Бога». Их теория предполагает «отцовство ископаемого»: ископаемое — отец каждого из нас. Ученые полагают, что все движется снизу вверх. Это неверно. Все движется сверху вниз. Об этом говорится в Бхагавад-гите:

ӯрдхва-мӯлам адхах̣-ш́акхам,
аш́ваттхам̇ пра̄хур авйайам
чханда̄м̇си йасйа парн̣а̄ни,
йас там̇ веда са веда-вит[2]

Итак, согласно Ведам, все движется сверху вниз, а не снизу вверх.

Материя не порождает душу, напротив, душа в одной ничтожно малой своей части заключает идею материи. Это [материя] своего рода экзема, болезнь. Мир — как экзема на здоровом теле. Так учит веданта. Если бы камень мог породить душу, это было бы, без сомнения, величайшим чудом, но для нас гораздо легче и разумнее предположить, что у души родилось представление о камне. У души есть много понятий, и одно из них — понятие о камне. Все это принадлежит сфере сознания. Но то, что камень способен породить душу, трудно представимо, смехотворно, непостижимо и неразумно. Все совсем наоборот, что-то вроде теории Беркли о том, что мир заключен в уме, а не ум в мире. Только наш отход от истины приводит нас в материальный мир. Как и где начинается этот отход — в этом еще предстоит разобраться. Но именно отход от истины привел нас в сферу ложного.

Таким образом, все рождается из сознания. Сознание вечно, этот мир бренен. Он сотворен лишь на время, и недолговечный камень не может породить вечное сознание. Чистое сознание — это вечный субъект (нитья-санатана). Оно не продукт, а продуктопроизводитель. Эфир производит огонь и землю, но земля не может произвести эфир. Тонкая субстанция более продуктивна, чем грубая. Грубая субстанция второстепенна. Первостепенна душа, атма. Исток всего должен обладать сознанием, начало кладет заинтересованная сторона. У души есть интерес, а у камня нет ни интереса, ни плана, ни цели — ничего подобного у него нет. Но все в мире продумано и целесообразно, и это важно. Исходя из этого и нужно характеризовать абсолютную, изначальную субстанцию. Объект, обладающий ограниченными характеристиками и возможностями, не может быть изначальной причиной всего. Только то, чьи качества и возможности безграничны, нужно считать причиной целого. Это более разумно. И наука должна это понять. Поэтому есть те, кто считает, что наука постепенно сближается с философией.

Наука поглощает саму себя

Вот в каком направлении нужно вести поиск; все остальные сферы познания ложны. Так называемые научные изыскания — это погоня за миражом. Они самоубийственны. Ученые, ведущие ядерные исследования, скоро докажут, что такого рода наука поглощает саму себя, сосет собственную кровь. Она будет жить, питаясь собственной плотью и плотью своих друзей. Материальное научное знание знанием не является. Мы должны ознакомиться с жизненно важными понятиями чистого, истинного знания. Должны сами погрузиться в это знание и приобщить к нему других, прогнать тьму и принести свет, искоренить несчастья и утвердить вечный мир.

Настоящая наука не будет увеличивать сферу эксплуатации, ибо ей хорошо известно, какими последствиями это чревато. Способствуя эксплуатации, мы непременно сами станем ее объектами. Кто сознательно преступает закон, тот получает более суровое наказание. Поэтому так называемый научный прогресс самоубийственен. И тому есть ясное доказательство: ведущие державы мира грозят сейчас друг другу ядерным оружием, высшим достижением ученых.

(из книги «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности»)



[1] Господь Кришна говорит Арджуне: майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣, сӯйате са-чара̄чарам / хетуна̄нена каунтейа, джагад випаривартате — «Сын Кунти, подчиняясь Моей воле, материальная энергия порождает многообразие движущихся и неподвижных форм жизни. Так мироздание создается и разрушается вновь и вновь» (Бхагавад-гита, 9.10).

[2] «Этот материальный мир сравнивают с перевернутым баньяновым деревом, корни которого направлены вверх, а ветви — вниз. Оно именуется бренным (ашваттха), но существует вечно, обновляясь благодаря материалистической деятельности живых существ. Его листья — это ведические гимны. Тот, кто познал это древо, — знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования