
«Тень святого имени. Второй, третий и четвертый виды намабхасы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Тень святого имени.
Второй, третий и четвертый виды намабхасы
Повторять имя в шутку
Парихасья — еще один вид намабхасы. Парихасья значит «в шутку». Порой шутки ради мы говорим: «Ты что, повторяешь имя Кришны?» Когда кто-то подтрунивает над преданными Харе Кришна на улице и в насмешку говорит: «Харе Кришна!», это может быть намабхасой, если в прошлом он был благочестив. Такого рода повторение имени может принести мукти, освобождение, но не откроет доступа к божественному служению.
Кришна — имя-код
Следующий вид намабхасы — стобха: имя используется для какой-то другой цели. Иногда в слова «Нараяна», «Кришна» может вкладываться особый смысл или они могут употребляться как кодовые слова. Джива Госвами использовал этот прием в своей санскритской грамматике — «Харинамамрита-вьякаране».
Когда играющий на мриданге использует имена Гауры-Нитая для обозначения разных приемов игры, это тоже может быть намабхасой.
Косвенное повторение
Четвертый вид намабхасы — хела: небрежное повторение имени. Вставая утром с постели, мы иногда небрежно произносим: «Харе Кришна!», чтобы прогнать сонливость. Даже такое повторение может быть намабхасой. Оно может дать нам освобождение, но не приведет нас на Вайкунтху. Это достижимо только благодаря служению в преданности [Богу].
Один мусульманин, пронзенный клыком кабана, вскричал: «Харам!», что означало: «Мерзость!», но из-за накопленного в прошлом сукрити, запаса благочестия, его слова стали намабхасой и произнесенное им [неосознанно, небрежно] имя Господа Рамы принесло ему освобождение.
Намабхаса может прийти и дать нам мукти, освобождение, но там мы не обретем возможности служить. Только ум, исполненный духа служения, вознесет нас к сфере более утонченной и высокой. Иначе мы ее не достигнем. Если к нашему повторению [святого имени] примешано стремление к отречению или эксплуатации, оно не принесет желаемого результата.
Повторять имя нужно в духе служения (севонмукхе хи джихва̄дау)[1]. Какова наша цель? Мы хотим служить Господу: «умереть, чтобы жить». Мы стремимся к чистой жизни, к жизни, исполненной самоотдачи, щедрости. Мы хотим жить так, как живут те, кто стремится не брать, а отдавать. Мы хотим цивилизованной жизни, в пределах более высокой цивилизации, где каждый — отдающая частица, излучающая, а не поглощающая. Там каждый в высшей степени богоцентричен и гармоничен. Они все наделены божественной природой, а божественность — это преданность центру всей гармонии, абсолютному благу. С таким умонастроением должны мы воспевать святое имя, и каждое дело делать с преданностью Кришне. Нужно следовать позитивной линии — линии служения Вишну и вайшнаву, Кришне и Его преданным, и с таким отношением воспевать святое имя Кришны.
(Из книги «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности»)
1 ↑ Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣ — «Материальными чувствами невозможно постичь святое имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его святое имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается, и ей со временем открывается истинное положение Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136)).

Наверх