
«Трансформация Вриндаван-лилы в Дварака-лиле». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 9 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Трансформация Вриндаван-лилы в Дварака-лиле
(9 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Различные проявления в сакхья-расе, ватсалья-расе, шанта-расе, дасья-расе. Его [преданного] умонастроение в каждой расе будет соответствовать умонастроению определенного слуги, сотрудничества между ними. Это явление дано нам таким образом. Очень тонкие реалии — тем не менее мы должны знать их до известной степени. Знать, что это может быть, что это возможно. Кришна един, но в то же время — йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама[1]: Яшода никогда не скажет, что ее раса неполна, несовершенна, что чего-то не хватает. Она не признает, она скажет: «Это — высочайшее». Сакхи, друзья, наслаждаются игрой, обществом Кришны, они думают: «Наши достижения высочайшие, максимальные. Это, — считают они, — высочайшее — то, что чувствуем мы, переживаем в Его обществе».
#00:01:23#
…йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама
тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле…
Но есть татастха-вичара — беспристрастное суждение, объективный анализ, относительное положение. И если мы измеряем абсолютное положение, тогда мы видим, мы находим, что есть малое и есть великое, недостаточное и достаточное. Так можно выразиться. Иногда происходит столкновение между расами, и та сторона, которая одерживает верх… Это тест, это критерий: какая сторона одерживает верх? Кто победитель, и кто побежденный? Кто-то говорит: Америка — самая могущественная страна. Кто-то говорит: Россия — самая могущественная страна. Но все становится ясным, когда происходит война, столкновение — какая сторона более велика.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол!
#00:02:47#
Градация присутствует повсюду.
Когда Хануман отправился на встречу с Кришной в Двараку, воспевая: «Джай Рам! Джай Рам!», Кришна принял образ Рамачандры и попросил Сатьябхаму принять обличье Ситы, но она не смогла. Тогда Он попросил Рукмини: «О! Прими обличье Ситы». Рукмини повиновалась, а Сатьябхама спряталась под троном. И Хануман пришел: «Джай Рам! Джай Рам!» Он увидел: да, Рамачандра здесь, Сита рядом с Ним. Он принес Ему голубые лотосы. Рукмини и Сатьябхама. Рукмини здесь показана как превосходящая Сатьябхаму. Да?
#00:03:57#
Госвами Махарадж: Я хочу знать, почему Сатьябхама не могла принять образ Ситы?
#00:04:02#
Шрила Шридхар Махарадж: Почему Сатьябхама не могла? Почему Она не стала принимать, не захотела?
#00:04:12#
Рукмини обладает особой силой, особыми способностями, она занимает особое положение, поэтому она приняла образ Ситы. А Сатьябхама подобна тени Радхарани, она обладает чертами, похожими на черты Радхарани. Можно считать, что она не способна занять положение Ситы. Можно думать так, поскольку ее природа подобна природе Радхарани. В «Лалита-мадхаве» эти явления описаны.
#00:04:50#
Радхарани в дварака-лиле трансформировалась в Сатьябхаму, Чандравали — в Рукмини, Лалита — в Джамбавати, и так далее. Так это описано. Это не изначальные личности во всей своей полноте, но их проявления — подобно тому как Кришна в Двараке [проявлен] не во всей Своей полноте. Его шакти (потенция) также аналогичного типа, аналогичной природы.
#00:05:20#
Чувство Радхарани более сентиментально, Чандравали — более разумно, но во Вриндаване чувство стоит на первом месте, обладает наибольшей ценностью. Во вриндаван-лиле не в такой степени [ценен] разум, интеллект, но речь идет о взаимодействии сердец. Не разум — разум второстепенен. Тогда как в дварака-лиле, возможно, разум занимает первостепенное положение, поэтому подобная трансформация возможна. Сатьябхама более сентиментальна (основная часть ее личности). Рукмини более трезва, более сдержанна, более рассудительна во всех отношениях. То, что в высшем измерении стоит на первом месте, в измерении более низкого порядка занимает второстепенную позицию.
Харе Кришна!
#00:06:47#
Частная жизнь и публичная жизнь. Частная жизнь выше публичной жизни. Те, кто наиболее квалифицированы помогать в публичной жизни, в частной жизни могут быть не столь эффективными, полезными.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
#00:07:25#
Санатана Госвами привел Кришну в Матхуру, а затем вновь вернул Его во Вриндаван. Он не позволил Кришне покинуть Матхуру. В «Брихад-бхагаватамритам» показано таким образом.
#00:07:42#
Но Рупа Госвами связал вриндаван-лилу с дварака-лилой. Они трансформировались — вриндаван-лила трансформировалась в дварака-лилу. Гопи обратились в цариц Двараки. Как привести в гармонию эти противоречивые описания? Как расставить все на свои места?
#00:08:13#
Прабхупада [Шрила Сарасвати Тхакур] в ответ на этот вопрос ответил: «Адхокшаджа». Адхокшаджа. Все права закреплены за Ним [Кришной]. Это означает, что мы не можем понять абсолютно все, связанное с Ним. Если бы мы могли понять все, что Его касается, тогда как бы Он был адхокшаджей? Как бы Он был Абсолютом? Ачинтья. Он [Шрила Сарасвати Тхакур] ответил: «Адхокшаджа. Не пытайся понять своими силами все. Тогда это будет майя».
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Кинту йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).
Наверх