
«История Чхота Харидаса — предостережение проповедникам». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 20 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
История Чхота Харидаса —
предостережение проповедникам
(20 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Преданный: Махарадж, а как возможно, что Мадхави Деви была близкой спутницей Махапрабху?
#00:00:11#
Шрила Шридхар Махарадж: Не близкой спутницей. Мадхави Деви обладала божественной любовью в такой степени, что есть определенная группа людей, которые утверждают, что она была великой преданной в лиле Махапрабху. Мадхави Деви была… Шикхи Махити. Кто была Мадхави Деви? Кто Мадхави Деви?
Преданные: Сестра Шикхи Махити.
#00:00:44#
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Определенная группа в Ориссе придерживается мнения, согласно которому Шикхи Махити и Мадхави Деви были очень привязаны к Махапрабху. Они были великими преданными высочайшего порядка. Такое мнение существует в Ориссе.
#00:01:11#
Это мнение в целом не разделяет школа гаудиев, но выказывает определенное уважение мнению этой группы людей. «В этой аватаре [Шри Чайтаньи Махапрабху], — они говорят, — две с половиной женщины были приняты. Одна из них Шикхи Махити, а другая — Мадхави Деви». Представление, согласно которому Мадхави была половиной человека, неприемлема. Только потому, что душа помещена в женское тело, она получает меньшее [духовное] благо — это также неуместное представление. Определенная группа людей придерживается такого мнения. Но это мнение — их личное мнение. Оно не имеет отношения к реальности.
#00:02:07#
Преданный: Махарадж, а какое именно оскорбление совершил Чхота Харидас?
#00:02:15#
Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны думать, рассматривать это в таком свете: Махапрабху Своим личным примером учил массы. В действительности то не было оскорбление, но его, Чхота Харидаса, побудили: ему было велено играть подобную роль. С внешней точки зрения было необходимо предостеречь людей крайне серьезно. Подобное серьезное наказание было дано, потому что он попросил что-то у [пожилой] женщины от имени Махапрабху, и Махапрабху это крайне не понравилось.
#00:03:03#
Этот эпизод необходим для того, чтобы предостеречь нас следующим отношением: под предлогом служения мы не должны удовлетворять наши животные инстинкты, которые живут внутри нашего сердца. С внешней точки зрения я встречаюсь с кем-то якобы ради служения Кришне, сампрадае или ради некоего божественного блага. Но если внутри нашего сердца присутствует нечто подспудное, скрытое, и ради удовлетворения этого желания, ради удовлетворения внутреннего вожделения я соприкасаюсь с внешним миром под предлогом проповеди, удовлетворяя тем самым внутреннее вожделение, то это очень серьезное преступление. Внешне я как будто бы стремлюсь к служению Богу, но внутренне я ищу собственное удовлетворение. Эта позиция была отвергнута, осуждена крайне сурово.
#00:04:25#
…веда̄ш́райа на̄стикйа-ва̄да бауддхаке адхика[1]
Говорится, что подобное поведение более опасно, нежели откровенная ложь. Под видом служения удовлетворять свои чувства, искать наслаждение собственных чувств под видом преданности — это серьезное оскорбление, и обсуждаемый эпизод демонстрирует нам это. Когда мы становимся слугами, рабами своих низших тенденций, ты просишь своего Гурудева служить тебе, подобное [поведение и отношение] — серьезное отклонение.
Харе Кришна!
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!
#00:05:26#
Это предостережение. Мы должны быть крайне осторожны в этом отношении, когда мы проповедуем.
Нитай-Гаура Харибол!
#00:05:41#
Это наказание было дано с внешней точки зрения. Чхота Харидас был наказан. Но Чхота Харидас пел в обществе Махапрабху. Махапрабху слушал его, и некоторые другие преданные также слушали его. Но внешне его принесли в жертву.
#00:06:06#
Преданный: Однажды один из наших санньяси, по крайней мере на внешний взгляд, стал жертвой чувственного удовлетворения, наслаждения и впоследствии совершил самоубийство с представлением о том, что это будет искуплением его греха. Но наш Шрила Прабхупада не одобрил подобное.
#00:06:30#
Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху наказал его [Чхоту Харидаса] крайне серьезно, тем не менее на нашем уровне мы не должны лишать себя крайне ценного времени, отведенного нам в этом человеческом рождении. Мы должны воспользоваться преимуществами, которое дает дам человеческое рождение. То был крайний случай [с Чхотой Харидасом].
#00:07:05#
Махапрабху вынужден был быть настолько строгим, поскольку Он заботился о том, чтобы показать разницу между божественной любовью, враджа-премой, которая настолько похожа на мирское вожделение, и любовью-привязанностью к противоположному полу в этом мире, показать, что эти явления внешне очень похожи, но их природы диаметрально противоположны. Поэтому Он прибегнул к столь серьезному наказанию, чтобы утвердить стандарт чистоты. Но в нашем случае это не есть пример для подражания.
#00:07:55#
Преданный: Махарадж, если санньяси [духовно] падает, утрачивает ли он милость Шри Чайтаньи Махапрабху?
#00:08:03#
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, временно он теряет, утрачивает [эту милость], но — бхӯмау скхалита-па̄да̄на̄м̇, бхӯмир — он вновь постарается подняться, встать и продолжать свой путь, идти вперед. Мы перевернем последний камень ради проповеди. Бхӯмау скхалита-па̄да̄на̄м̇, бхӯмир эва̄валамбанам[2]. Если мы падаем на землю, то вновь с помощью той же самой земли мы поднимаемся на ноги. Гуру и садху рядом с нами, и, благодаря их прощению, новая жизнь может начаться для нас. От имени Бога они могут санкционировать, подарить милость.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ «Проповедь атеизма под видом религии гораздо опаснее „обычного“ откровенного атеизма» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.168).
2 ↑ «О Господь! Подобно тому, как земля — единственная опора тех, кто упал на нее, так и Ты единственное пристанище для тех, кто Тебя оскорбил» («Сканда-пурана»).

Наверх