«Любовь иррациональна». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 7 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Любовь иррациональна

(7 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Чидананда Прабху. Махарадж, материальный мир рационален?

Шрила Шридхар Махарадж. Что?

Преданный. Он спрашивает: «Материальный мир рационален?»

Шрила Шридхар Махарадж. [Смеется.] Материальный мир… Рациональность или рацио — это промежуточная стадия. Конечная, высшая причина — Самодержец, сварат, ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣[1]. Хотя мы видим смысл, логику, рацио, но в конечном счете Он [Шри Кришна] выше этого, Он свободен. Рациональное значит связанное каким-то законом. Рациональность подразумевает ограниченное, регулируемое неким законом. Мы можем думать: это рационально. Соответственно закону, регуляция, ограничение.

#00:01:22#

Но то, что иррационально, — это основано на прихоти, капризе. В конечном счете Он — самодержец, абсолютный владыка, сварат. Нежность, любовь не требует рациональности. Справедливость требует рациональности, но милость выше рациональности, выше суждения о хорошем и плохом. Благодать, милость. Экзаменатор испытывает, экзаменует мальчика и с рациональной точки зрения ставит ему отметку. Но когда на сцену выступает милость, то рациональность отступает на задний план. Ты понимаешь?

Чидананда Прабху. А этот материальный мир…

#00:02:31#

Шрила Шридхар Махарадж. Справедливость, рациональность — это все юрисдикция, категория закона. А иррациональное — что это такое? Это отсутствие соображений, заботы о законе. Это иррационально. Иррациональное не поддается расчету, регуляции, закону. Иррациональное. Сварат: все, что Он делает, есть благо. Что бы Он ни делал, это нечто является благом. Выше рациональности — любовь. Ты не понимаешь?

Чидананда Прабху. Думаю, я понимаю.

#00:03:25#

Шрила Шридхар Махарадж. Любовь выше интеллекта. Самодержавие выше расчета, рациональности. И Он — самодержец, Его самодержавие абсолютно. Никто и ничто не в силах воспрепятствовать этому: движение абсолютного блага, отсутствие закона или какой бы то ни было регуляции, ограничения. Он — абсолютное благо, сварат. В «Бхагаватам» сказано: «Ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣: только Он знает цель и смысл, предназначение всего сущего». Он знает, какова цель каждого движения в существовании, в бытии. Все находится под Его контролем. Он знает цель, смысл каждого события, каждой реалии. И Он выше любых соображений, суждений. Сварат — в высшей степени независим. Самодержец. Он для Себя, Он не подчинен какой-то другой стороне. Он независим, сварат, естественным образом. Все для Него. Он ни для кого, ни для чего другого.

#00:05:12#

Все предназначено для Него. Что это означает? Он выше рациональности, выше рацио, выше рассудка, выше расчета, выше любых требований, выше любого закона, выше любого аргумента, тарка̄пратиш̣т̣ха̄на̄т[2].

Харе Кришна! Гаура Хари!

Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол! Гаура!..

Кто ты? Как тебя зовут? Чидананда?

Чидананда Прабху. Да.

Шрила Шридхар Махарадж. Нитай-Гаура Харибол!

Преданный. Гуру Махарадж, а вы вчера говорили, что двадцатичетырехчасовая вовлеченность в служение Кришне возможна только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить, что это значит?

Шрила Шридхар Махарадж. Что ты говоришь?

Преданный. Вчера вы сказали, что двадцать четыре часа в сутки заниматься служением Кришне возможно только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить?

#00:06:29#

Шрила Шридхар Махарадж. Говорится: аштакалия-сева — служение, которое совершается в восьми прахарах. Прахара — это восьмая часть суток, дня и ночи; двадцать четыре часа в сутки — восемь прахар, аштакалия. Об этом сказано в «Арчана-кхане».

[шлоки]

#00:08:06#

Восемь частей Его [божественных] игр. Игры делятся на восемь частей, и во всех частях группа мадхура-расы совершает определенное служение, лагерь мадхура-расы совершает то или иное служение. Наиболее сокровенное служение возможно только в мадхура-расе. Все формы служения — чувства ватсалья-расы, служение слуг [в дасья-расе], отношения друзей [в сакхья-расе], кормление любимого, как это бывает в ватсалья-расе, — все это вместе, в совокупности возможно только в мадхура-расе. Поэтому мадхура-раса есть мукхья-раса — основная, главная, центральная раса. Она содержит все виды служения, все виды рас. Все виды служения возможные в мадхура-расе во Вриндаване.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах свара̄т̣ тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ш̣а̄ дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

2  «Нет определенности в аргументах» («Брахма-сутра», 2.1.11).




←  «День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа». Общение в зуме. 4 августа 2024 года. Гупта Говардхан, Таиланд ·• Архив новостей •· «Не следует вопрошать „Почему милость дана ему, а не мне?“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 13 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Любовь иррациональна

(7 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Чидананда Прабху. Махарадж, материальный мир рационален?

Шрила Шридхар Махарадж. Что?

Преданный. Он спрашивает: «Материальный мир рационален?»

Шрила Шридхар Махарадж. [Смеется.] Материальный мир… Рациональность или рацио — это промежуточная стадия. Конечная, высшая причина — Самодержец, сварат, ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣[1]. Хотя мы видим смысл, логику, рацио, но в конечном счете Он [Шри Кришна] выше этого, Он свободен. Рациональное значит связанное каким-то законом. Рациональность подразумевает ограниченное, регулируемое неким законом. Мы можем думать: это рационально. Соответственно закону, регуляция, ограничение.

#00:01:22#

Но то, что иррационально, — это основано на прихоти, капризе. В конечном счете Он — самодержец, абсолютный владыка, сварат. Нежность, любовь не требует рациональности. Справедливость требует рациональности, но милость выше рациональности, выше суждения о хорошем и плохом. Благодать, милость. Экзаменатор испытывает, экзаменует мальчика и с рациональной точки зрения ставит ему отметку. Но когда на сцену выступает милость, то рациональность отступает на задний план. Ты понимаешь?

Чидананда Прабху. А этот материальный мир…

#00:02:31#

Шрила Шридхар Махарадж. Справедливость, рациональность — это все юрисдикция, категория закона. А иррациональное — что это такое? Это отсутствие соображений, заботы о законе. Это иррационально. Иррациональное не поддается расчету, регуляции, закону. Иррациональное. Сварат: все, что Он делает, есть благо. Что бы Он ни делал, это нечто является благом. Выше рациональности — любовь. Ты не понимаешь?

Чидананда Прабху. Думаю, я понимаю.

#00:03:25#

Шрила Шридхар Махарадж. Любовь выше интеллекта. Самодержавие выше расчета, рациональности. И Он — самодержец, Его самодержавие абсолютно. Никто и ничто не в силах воспрепятствовать этому: движение абсолютного блага, отсутствие закона или какой бы то ни было регуляции, ограничения. Он — абсолютное благо, сварат. В «Бхагаватам» сказано: «Ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣: только Он знает цель и смысл, предназначение всего сущего». Он знает, какова цель каждого движения в существовании, в бытии. Все находится под Его контролем. Он знает цель, смысл каждого события, каждой реалии. И Он выше любых соображений, суждений. Сварат — в высшей степени независим. Самодержец. Он для Себя, Он не подчинен какой-то другой стороне. Он независим, сварат, естественным образом. Все для Него. Он ни для кого, ни для чего другого.

#00:05:12#

Все предназначено для Него. Что это означает? Он выше рациональности, выше рацио, выше рассудка, выше расчета, выше любых требований, выше любого закона, выше любого аргумента, тарка̄пратиш̣т̣ха̄на̄т[2].

Харе Кришна! Гаура Хари!

Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол! Гаура!..

Кто ты? Как тебя зовут? Чидананда?

Чидананда Прабху. Да.

Шрила Шридхар Махарадж. Нитай-Гаура Харибол!

Преданный. Гуру Махарадж, а вы вчера говорили, что двадцатичетырехчасовая вовлеченность в служение Кришне возможна только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить, что это значит?

Шрила Шридхар Махарадж. Что ты говоришь?

Преданный. Вчера вы сказали, что двадцать четыре часа в сутки заниматься служением Кришне возможно только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить?

#00:06:29#

Шрила Шридхар Махарадж. Говорится: аштакалия-сева — служение, которое совершается в восьми прахарах. Прахара — это восьмая часть суток, дня и ночи; двадцать четыре часа в сутки — восемь прахар, аштакалия. Об этом сказано в «Арчана-кхане».

[шлоки]

#00:08:06#

Восемь частей Его [божественных] игр. Игры делятся на восемь частей, и во всех частях группа мадхура-расы совершает определенное служение, лагерь мадхура-расы совершает то или иное служение. Наиболее сокровенное служение возможно только в мадхура-расе. Все формы служения — чувства ватсалья-расы, служение слуг [в дасья-расе], отношения друзей [в сакхья-расе], кормление любимого, как это бывает в ватсалья-расе, — все это вместе, в совокупности возможно только в мадхура-расе. Поэтому мадхура-раса есть мукхья-раса — основная, главная, центральная раса. Она содержит все виды служения, все виды рас. Все виды служения возможные в мадхура-расе во Вриндаване.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах свара̄т̣ тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ш̣а̄ дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

[2] «Нет определенности в аргументах» («Брахма-сутра», 2.1.11).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования